Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Задание: Дать краткий аршументированный ответ на вопрос: Мотивационная основа развития профессионала.
Процесс обеспечения развития личности профессионала включает в себя конструирование способов овладения операционной стороной деятельности, которые своим содержанием формируют мотивы профессионального становления, а также комплекс мер, направленных на осознание субъектом деятельности социальной значимости своей профессии, иначе говоря, необходимо оптимальное сочетание так называемых содержательных (интерес к профессии, потребность в самореализации) и адаптивных (престиж профессии, величина зарплаты и т. п.) мотивов деятельности. Интеграция этих мотивов на основе определенного уровня развития психических (личностные черты, способности и т. п.) и предметных (знания, навыки и умения) компонентов структуры личности позволяет сформировать субъективные представления (образы) облика профессионала, которые выступают регуляторами развития личности.
Образ «Я-профессионал», как правило, рассматривается как объективный показатель динамики профессионального самоопределения личности. Изменения, происходящие в его структуре, достаточно полно характеризуют изменения отношения личности к себе как профессионалу на всех психологических уровнях: мотивационно-потребностном, когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом
Акмеологические основы развития профессионала
1.Роль самосовершенствования в развитии личности.
2.Профессиональная самореализация личности.
3.Ориентация личности надостижение успешной карьеры.
4.Понятие о творчестве и творческой личности.
5.Педагогические условия развития творческого потенциала личности.
1. Базовые акмеологические категории.
Акмеология — новая междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке, рассматривает закономерности развития и саморазвития зрелого человека, формирование творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности.
Акмеология рассматривает зрелость как способность к самосовершенствованию (физическому, нравственному, психическому, профессиональному) средствами самообразования, самоорганизации и самокоррекции.
Название акмеологии как научной области человекознания происходит от древнегреческого «акме» — вершина, высшая точка, расцвет.
В целом акмеология раскрывает закономерности постижения человеком смысла своего существования на ступени его зрелости, особенно при достижении личностью профессионализма в деятельности, продуктивного проявления в жизни тех сущностных качеств, которые обеспечивают решение социально значимых проблем.
В акмеологии зрелость не отождествляется со взрослостью. С акмеологической точки зрения, зрелость личности - масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений.
Зрелость — длительный возрастной период, среднее звено жизни человека между юностью и старостью (примерно от 25 до 65 лет). Ранее считалось, что в период зрелости психическое развитие стабилизируется и образует ровное «плато», за которым после зрелости следует его спад, остановка, регресс.
В современных исследованиях (Б.Г. Ананьев, Е.И.Степанова, Л.И. Анцыферова и др.) показано, что в период зрелости психическое развитие не прекращается. Этот возраст характеризуется появлением новых качеств, психических ново-образований, таких как активность человека по интеграции пройденных им этапов жизненного пути, анализ достижений и ошибок прошлого опыта, мудрость, способность к варьированию и экспериментированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стратегий адаптации и компенсации.
В контексте акмеологии зрелость трактуется как наиболее значительный период в жизни человека, знаменующийся достижением наиболее высоких результатов в профессиональном и личностном развитии.
При обосновании базовых акмеологических категорий и понятий мы опирались на методологические установки относительно их смыслосодержательной группировки по пяти основным группам:
• понятия, являющиеся обозначением высших стадий, уровней, качеств развития и их характеристик («акме», «зрелость», «профессионализм» и др.);
• понятия, выражающие разные характеристики изменяющейся системы («субъект», «стратегия», «алгоритм», «организация» и др.);
• понятия, выражающие социальный и профессиональный способы использования человеком своих жизненных, природных, организационных и временных ресурсов («индивид», «работоспособность», «профессиональное долголетие» и др.);
• понятия личностно-ориентированные («личность», «субъект деятельности», «Я - концепция», «готовность» и др.);
• понятия, обозначающие полноту самореализации личности в жизни («самореализация», «самовыражение», «самоопределение» и др.);
• понятия, обозначающие характеристики деятельности на высших стадиях развития («высокая продуктивность», «эффективность», «креативность» и др.).
Основополагающей категорией акмеологии на нынешнем этапе ее развития является категория «профессионализм».
Профессионализм деятельности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.
Профессионализм личности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных личностно-деловых качеств, креативности, адекватный уровень иЛИ язаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, на-пр вленные на профессиональное развитие.
Акмеология вводит понятия: уровень деятельности, вершины деятельности, условия, факторы и стимулы продуктивной деятельности.
Знание акмеологии - науки, изучающей достижение вершин в человеческой деятельности, необходимо в любой профессии. Особенно важно знать акмеологию будущим педагогам.
Педагогическая акмеология является наиболее разработанным направлением прикладной акмеологии. Интенсивное развитие именно педагогической акмеологии послужило мощным толчком для становления общей акмеологии.
Содержание педагогической акмеологии во многом определяется акмеологическим подходом к специфике труда учителя.
Предметную область педагогической акмеологии составляют:
- условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости педагога;
- закономерности и механизмы достижения вершин индивидуальной и коллективной деятельности;
- процессы поэтапного становления учителя-акмеолога;
- мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности.
Акмеологический профессионализм проявляется не только в высокой результативности деятельности, но и в следующем:
- гуманистической направленности на развитие личности обучающихся средствами отдельных учебных предметов (в частности, средствами физической культуры);
- в выборе педагогом способов деятельности с учетом мотивов, ценностных ориентации учащихся;
- в подготовке учащихся к следующим этапам жизненного пути.
2. Признаки классификации акмеологических технологий
Основу признаков, характеризующих акмеологический аспект профессионализма, составляет следующее:
1) возрастной фактор: 18-25 лет - накопление системы знаний; 26-40 — адаптация к работе; 41-50 - стабилизация и продуктивность в профессии; 51 и старше;
2) направленность на развитие (по Б.Б.Ананьеву): индивид -личность - субъект деятельности - индивидуальность (раскрывает стержень развития от природного потенциала к творческой готовности);
3) форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная;
4) уровень продуктивной деятельности преподавателя (по Н.В.Кузьминой):
- репродуктивный;
- адаптивный;
- локально-моделирующие знания;
- системно-моделирующие знания;
- системно-моделирующая деятельность;
5) уровень учебно-познавательной деятельности обучаемых: воспроизведение, частичный поиск, творческий поиск;
6) процессуальные характеристики деятельности обучаемых: моделирование, проектирование, конструирование и др.
Движущей силой и источником профессионального саморазвития преподавателя, тренера является потребность в самоизменении совершенствовании.
В акмеологии выделяются следующие типы направленности:
1) истинно-педагогическая;
2) формально-педагогическая;
3) ложно-педагогическая.
Истинно-педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации преподавателя на формирование личности учащегося, студента средствами преподаваемого предмета, связана с постоянным творческим процессом в учебной и воспитательной деятельности.
Формально-педагогическая направленность связана с соблюдением норм и правил, зафиксированных в учебных планах, учебниках, инструкциях. За данным типом направленности скрывается формально-бюрократический тип общения с учащимися, студентами, который обычно парализует творческие элементы в деятельности преподавателя.
Ложно-педагогическая — направлена на самого себя: свое самочувствие, самовыражение, карьеру. Среди педагогов с данной направленностью есть много интересных эмоционально-выразительных, эрудированных педагогов, однако истинно продуктивных среди них очень мало.
Таким образом, движущей силой и источником профессионально-педагогического роста является потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Процесс самоизменений состоит из нескольких циклов, каждый из которых включает цепь последовательных действий:
- осознание своего недостатка, желание избавиться от него, анализ причин, его вызывающих;
- выбор средств и методов по искоренению недостатков; ' исполнение намеченного плана;
- фиксация хода и результатов своих усилий по самоизменению.
Итак, педагогическая акмеология определяет следующее:
1) траекторию роста как индивидуально выбранного педагогом пути достижения профессионализма;
2) пути преодоления профессиональных деформаций личности педагога (эмоционального «выгорания» и «профессионального насыщения и истощения»).
3. Методология акмеологии
Методология акмеологии - это система психолого-педагогических подходов, способов, приемов, с одной стороны, и общеметодологических принципов гуманитарного знания (комплексного, системного, субъектного подходов и принципов детерминизма, развития, гуманизма), с другой.
Общеметодологические принципы акмеологии характеризуют её взаимодействие с другими науками и прежде всего с психологией и педагогикой; они определяют ее место в системе знаний о человеке, стимулируют социальную и личностную потребность в совершенствовании.
Конкретно-методические принципы выполняют функцию моделирования предмета акмеологии в единстве его исследовательских, ценностных и практико-преобразующих аспектов, определяют операционно-смысловую связь его основных понятий.
Перед акмеологией стоит совокупность методологических задач.
Первой и актуальной остается задача дифференциации своего предмета от смежных наук.
Вторая - задача систематизации специфических понятий и раскрытие их акмеологического смысла и содержания.
Третья состоит в нахождении и разработке основных принципов индивидуального подхода и развития индивидуальности.
Четвертая заключается в потребности установления более тесной связи между проблематикой жизненного пути личности и ее профессиональной деятельностью, делом жизни.
Пятая рассматривает проблему времени не как философско-психологичекую, а как собственно акмеологическую категорию. Временной аспект для акмеологии является центральным. И в психологии, и в педагогике возникал вопрос об устойчивости прогрессивных изменений, надежности формирующих воздействий, необратимости (обратимости) подъема личности на новый уровень. Это проблема «новообразований» личности, которая охватывает и этап высшего уровня ее достижений, и промежуточные этапы. В акмеологии необходимо выявить закономерности прогрессивно-рефессивных изменений личности.
Шестая предусматривает оптимизацию групповых отношений.
Итак, поскольку акмеология — формирующаяся научная дисциплина, определение ее предметно-методической специфики в известной мере зависит от путей дальнейшего развития конкретных акмеологических исследований.
1.4. Методы акмеологических исследований
Все научные методы, применяемые в акмеологии, можно классифицировать по двум основаниям, соответственно выделив теоретические и инструментально-практические. Данные два класса содержат несколько подгрупп.
Класс теоретических методов акмеологических исследований составляют:
а) логические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, мысленный эксперимент;
б) математические методы анализа: корреляционный, факторный, дисперсионный, дискриминатный и др.
в) междисциплинарные методы-подходы: комплексный, системный, функциональный, генетический, лонгитюдный, модельный, биографический, ситуативный и др.
В класс инструментально-практических методов исследования входят:
а) общенаучные: наблюдение, эксперимент, экспертные оценки;
б) методы частных наук:
- психологические (тестирование, наблюдение, беседа, самонаблюдение, самоотчет, психосемантические);
- социологические (перепись, опрос, интервьюирование, анкетирование);
- психофизиологические; в) акмеологические.
Огромную роль в акмеологических исследованиях и акмеологической практике играют психологические методы. Пожалуй, нет такой акмеологической задачи или проблемы, в решении которой в той или иной мере не использовались бы психологические методы. В то же. время в их применении существует один важный момент: анализ полученных данных в значительной степени осуществляется с иных, акмеологических, а не психологических позиций. В результате сугубо психологические методы как бы приобретают акмеологическую специфику.
В психологии неоднократно отмечалось, что «психограмма, составленная в целях профотбора, должна включать двоякого рода требования: во-первых, те, которые определяют необходимые и некомпенсируемые свойства и должны предъявляться к любому среднему работнику, во-вторых, только желательные, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства» (М.А.Дмитриева, А.А.Крылов, А.И.Нафтульев).
С самого начала одним из главных направлений акмеологии стала разработка подходов и методов, позволяющих решать задачи развития профессионализма. Они объединились под общим названием — акмеологический подход.
Акмеоцентрический подход ориентирован на принцип системности и предусматривает согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе и принадлежащих другим наукам, при приоритете в исследованиях и анализе собственно акмеологических.
Акмеографический подход — обобщающий психолого-акмеологи-ческий метод, позволяющий решать задачи развития профессионализма личности и деятельности. По своему содержанию он является развитием профессиографического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний и акмеограмм субъектов труда.
Акмеограмма — основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства специалиста; является развитием профессиограммы.
Итак, в акмеологических исследованиях центральным должен стать собственно акмеологический анализ, на основании которого выявляются акмеологические условия и факторы, строятся прогнозы и выбираются пути и способы развития личности и ее профессионализма. Следовательно, акмеологический анализ должен включать в себя поиск закономерностей, механизмов, условий и факторов, способствующих достижению профессионализма или препятствующих этому. Данное положение являлось основополагающим при разработке акмеологических методов.
Выявление акмеологических условий и факторов осуществляется в основном с помощью сравнительного анализа высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности (А.А.Деркач, Н.В.Кузьминаидр.).
Реализация метода сравнительного анализа потребовала создания акмеологических моделей высокопродуктивной деятельности, что было впервые осуществлено в акмеологических исследованиях профессионализма педагогов и учебных мастеров.
При создании акмеологической модели следует помнить, что ее содержанием является то, что подлежит личностно-профессиональному развитию вплоть до уровня профессионализма.
Акмеологический метод — это совокупность приемов, способов действия, позволяющих эффективно решать акмеологические проблемы и задачи.
Акмеографическое описание является предваряющей частью акмеограммы и соответствует уровню общего и особенного в структуре и содержании профессионализма. При акмеографическом описании выделяются следующие компоненты:
- повышение профессиональной компетентности;
- совершенствование профессиональных навыков и умений;
- освоение новых способов принятия эффективных решений;
- освоение новых высокопродуктивных алгоритмов и технологий решения профессиональных задач;
- развитие личностно-профессиональных качеств;
- развитие психологических профессионально важных качеств;
- повышение потребности в самореализации и достижениях, расширение кругозора; '
- раскрытие творческого потенциала личности.
Основными методами, применяемыми для акмеографических описаний, являются: экспертные опросы и оценки, собеседования со специалистами, анализ документов, профессиографические описания, результаты сравнительного анализа, психологическое тестирование, анализ динамических изменений в личностно-профессиональном развитии.
Второй метод связан с непосредственной разработкой акмеограммы как системы акмеологических требований, условий и факторов, способствующих развитию профессионализма конкретных субъектов труда. В отличие от акмеографических описаний, осуществляемых на уровне общего и особенного, акмеограмма отражает только уровень единичного и требует весьма кропотливой индивидуальной работы. Иными словами, акмеограмма всегда индивидуальна. Акмеограмма является основой для индивидуального личностно-профессионального развития, ведь профессионал высокого класса — это обычно «продукт единичного производства». Акмеограмма представляет собой как бы индивидуальный срез его потенциальных возможностей, перспектив, оценки компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма высвечивает в первую очередь то, над чем необходимо работать специалисту, чтобы достичь высокого уровня профессионализма.
Особое место в акмеологии занимают диагностические методы, которые используются в психологии, психиатрии, педагогике, социальной психологии и других смежных науках.
Литература:
1. Деркач, А. А. Акмеология в вопросах и ответах / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2007. - 248 c.
2. Ермолаева, М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии / М.В. Ермолаева. - М.: Ось-89, 2005. - 416 c.
3. Москаленко, Ольга Акмеология карьеры личности / Ольга Москаленко. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. - 568 c.
4. Проблемы общей акмеологии. - М.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2011. - 156 c.
5. Тартаковский, Маркс Акмеология. Эрос и личность. Форма души / Маркс Тартаковский. - М.: Редакция международного журнала "Панорама", 2008. - 320 c.