Мониторинг окружающей среды
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ЗАНЯТИЙ
ПО ТЕМЕ Мониторинг окружающей среды
ЛЕКЦИЯ
Составлены (кем) ФИО
1. Место проведения лекционного занятия -ауд.100
2. Объем учебного времени, отводимого на проведение занятия: 2 ч.
3. Цель лекционного занятия: Формирование системы научных представлений о мониторинге окружающей среды.
4. Задачи:
- образовательная : обеспечить изучение и усвоение материала по теме
- развивающая: развитие аналитического мышления и познавательных умений
- воспитательная: формирование интереса к изучаемой дисциплине и получаемой профессии
Изучение темы «Мониторинг окружающей среды» направлено на формирование следующих компетенций:
ОК-1 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания
ОК-3 Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ПК-11 способность квалифицированно проводить научные исследования по изучаемой дисциплине
5. Технические средства обучения, используемые при проведении лекционного занятия: интерактивная доска, наглядные пособия
6. Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:
1. Понятие, цели и задачи мониторинга окружающей среды..
2.Объекты экологического мониторинга
3.Система мониторинга
7. Образовательные технологии, в том числе интерактивные, используемые при проведении лекционного занятия.
Информационная лекция
8. Этапы работы и примерное распределение учебного времени: алгоритм реализации цели лекции с учетом примерного расчета времени.
№ п/п
Этап работы
Примерное время
(в мин.)
1
Вступительная часть занятия предполагает:
• решение организационных вопросов:
объявление темы и цели лекционного занятия; определение места и роли данного занятия в структуре курса, установление ее актуальности, теоретической и практической значимости;
• определение учебных вопросов для рассмотрения на лекции; установление порядка работы; формирование у обучающихся мотивации к службе.
10
2
Основная часть занятия предполагает:
• постановку проблемного вопроса;
• анализ учебных вопросов:
- 1-го вопроса;
- 2-го вопроса;
- 3-го вопроса;
60
3
Заключительная часть занятия предполагает:
• вывод по теме, в котором преподаватель обобщает изложенные выше вопросы и возвращается к проблемному вопросу, высказывая свое мнение;
• подведение итогов работы на лекции и результатах достижения поставленной в начале занятия цели;
• обозначение задания для самостоятельной работы и подготовки к проверке знаний на семинарском занятии.
10
9. Конспект лекции.
Мониторинг окружающей среды
1.Понятие, цели и задачи мониторинга окружающей среды.
Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) - это комплексная система выполняемых по научно обоснованным программам взаимосвязанных работ по регулярному наблюдению за состоянием окружающей среды, оценке и прогнозу её изменений под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Основной направление экологического мониторинга является предоставление своевременной, регулярной и достоверной информации о состоянии природной среды и объектов, а также прогнозов изменения экологической обстановки. Данные мониторинга являются основой информационной поддержки принятия решений, расстановки приоритетов в области природоохранной деятельности с целью выработки экономической политики, адекватно учитывающей экологические факторы.
Основные цели экологического мониторинга - обеспечение системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:
1) оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;
2) выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются;
3) создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.
Исходя из этих трех основных целей, экологический мониторинг должен быть ориентирован на ряд показателей трех общих видов: наблюдения, диагностики и раннего предупреждения.
Кроме приведенных выше основных целей, экологический мониторинг может быть ориентирован на достижение специальных программных задач, связанных с обеспечением необходимой информацией, организационных и других мер по выполнению конкретных природоохранных мероприятий, проектов, международных соглашений и обязательств в соответствующих областях.
Основные задачи экологического мониторинга:
1) наблюдение за источниками антропогенного воздействия;
2) наблюдение за факторами антропогенного воздействия;
3) наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;
4) оценка фактического состояния природной среды;
5) прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.
2.Объекты экологического мониторинга
Объектами экологического мониторинга являются:
- компоненты природной среды - земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, уровни радиационного и энергетического загрязнения, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
- природные объекты - естественные экологические системы, природные ландшафты и составляющие их элементы;
- природно-антропогенные объекты - природные объекты, преобразованные в процессе хозяйственной деятельности или объекты, созданные человеком и имеющие рекреационное и защитное значение;
- источники антропогенного воздействия на природную среду, включая потенциально опасные объекты.
Мониторинг природных сред и объектов осуществляется на различных уровнях:
- глобальном (по международным программам и проектам);
- федеральном (для территории России в целом);
- территориальном (в пределах территории соответствующих субъектов Российской Федерации);
- локальном (в пределах природно-техногенной системы).
Среди мероприятий по стабилизации и дальнейшему улучшению экологической обстановки в России особое место отводится формированию системы экологического мониторинга, основной задачей которого являются информационное обеспечение и поддержка процедур принятия решений в области природоохранной деятельности и экологической безопасности.
Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.
Мониторинг окружающей природной среды делится на:
- геофизический мониторинг;
- геохимический мониторинг;
- биологический мониторинг;
- физико-географический мониторинг.
Наиболее развит биологический мониторинг, он имеет четыре важных подразделения:
- мониторинг загрязнения биоты;
- мониторинг продуктивности биосферы;
- мониторинг исчезающих видов животных и растений;
- мониторинг важнейших видов популяций, сообществ и экосистем (геофонд).
Выделяют три вида мониторинга по охвату территории: глобальный, международный и национальный.
Глобальный мониторинг работает под эгидой ООН и выполняет следующие задачи: слежение за всеми компонентами окружающей среды, изучение глобальных изменений окружающей среды, решение экологических проблем разрушения озонового слоя Земли, глобального потепления климата, опустынивания и другие.
Международный мониторинг осуществляется на уровне международных сообществ и решает крупные региональные проблемы: проблема трансграничного переноса загрязняющих веществ, выпадение кислотных осадков и т.д., то есть проблемы, которые касаются нескольких стран.
Национальный мониторинг осуществляется в границах отдельного государства и служит задачам и потребностям этого государства.
В зоне влияния источников выбросов и сбросов организуется систематическое наблюдение за следующими объектами и параметрами окружающей среды:
1. Атмосфера: химический и радионуклидный состав газовой, аэрозольной фазы воздушной среды, а также осадков (снег, дождь), тепловое и влажное загрязнения атмосферы.
2. Гидросфера: химический и радионуклидный состав поверхностных и грунтовых вод, взвесей и донных отложений в природных водостоках и водоёмах, тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.
3. Почва: химический и радионуклидный состав деятельного слоя почвы.
4. Биота: химическое и радиоактивное загрязнение с/хоз. Угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона и рыб.
5. Урбанизированная среда: химический и радиационный фон воздушной среды населённых пунктов, химический и радионуклидный состав продуктов питания, питьевой воды и т.д.
6. Население: характерные демографические параметры (численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врождённых уродств и аномалий), социально-экономические факторы.
3.Система мониторинга
В систему мониторинга входят следующие основные направления деятельности:
1) выделение (определение) объекта наблюдения;
2) обследование выделенного объекта наблюдения;
3) составление информационной модели для объекта наблюдения;
4) планирование измерений;
5) оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели;
6) прогнозирование измерения состояния объекта наблюдения;
7) представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.
Экологический мониторинг в России в настоящее время направлен на:
1) наблюдение и контроль за уровнем загрязнения на всей территории России;
2) создание пространственно-временных показателей загрязнения;
3) снабжение организаций информацией и обеспечение прогнозами об уровне загрязнения вредными веществами.
Выделяют 3 уровня деятельности «Общегосударственной службы наблюдения и контроля» (ОГСНК):
1. Первичный уровень - создание пунктов или станций наблюдения, отбор и анализ проб, введение различных поправок, консервация проб.
2. Региональный или территориальный уровень - создание центров мониторинга, первичное обобщение информации об уровне загрязнения, составление местных прогнозов. Выдаются обобщенные данные на определенную территорию.
3. Научно-методический уровень - развитие методологических концепций и подходов, создание общего банка данных по состоянию окружающей среды.
В ОГСНК выделяют 3 вида информации:
1. Экстренная информация - выдача данных о состоянии окружающей среды в масштабах реального времени;
2. Оперативная информация - суммируются и обобщаются сведения о состоянии окружающей среды в течение месяца;
3. Режимная информация - составляются обзоры состояния окружающей среды за 1 год и осуществляется прогноз.
В структуре существующего государственного экологического мониторинга различают 6 направлений: мониторинг источников загрязнения, мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, мониторинг загрязнения вод суши, мониторинг загрязнения вод морей, мониторинг почв и фоновый мониторинг.
Таким образом, система мониторинга антропогенных изменений является составной частью системы управления, взаимодействия человека с окружающей средой, поскольку информация о существующем состоянии природной среды и тенденциях ее изменения должна быть положена в основу разработки мер по охране природы и учитываться при планировании развития экономики.
10. Задания обучающимся для самостоятельной работы и подготовки
к семинарскому (практическому) занятию.
1. Понятие, цели и задачи мониторинга окружающей среды..
2.Объекты экологического мониторинга
3.Система мониторинга
Подготовка докладов и сообщений
11. Учебно-методическое обеспечение лекции:
- нормативные правовые акты: Конституция РФ; Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об охране окружающей среды"
- основная учебная литература:
Экологическое право. Учебник 2012, Пуряева А.Ю., Юстицинформ — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13415
Чеснокова С.М. Экологический мониторинг: учебное пособие/ С.М. Чеснокова, О.В. Савельев; под ред. д.б.н., проф. Т.А. Трифоновой; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир.: Изд-во ООО «Аркаим», 2016. – 84 с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО ТЕМЕ
Мониторинг окружающей среды
Вводная часть
Цель практического занятия - развитие у обучающихся навыков:
- самостоятельной работы с учебной литературой и нормативными актами;
- самостоятельного изложения изученного материала, творческого отношения к пониманию экологических проблем;
- анализа и решения экологических проблем к конкретным ситуациям путем решения задач;
- а также в помощи и контроле со стороны преподавателя в усвоении наиболее трудных тем курса.
Обучающийся должен знать:
- определение экологического мониторинга;
- жизненную необходимость мониторинга;
- задачи, функции, виды и методы мониторинга.
Обучающийся должен уметь:
- правильно формулировать ответы;
- четко отвечать на поставленный вопрос;
- составлять схемы по заданной теме;
- решать практических задачи и упражнения по определению загрязнений атмосферы, воды и почвы.
Цель занятия:
- закрепить полученные теоретические знания по данной теме;
- дать представление об особенностях мониторинга окружающей среды, его видах.
Задачи:
- научить владеть приемами в составлении схем, таблиц для систематизации
изученного материала;
- научить умению применять полученные знания в конкретных ситуациях.
Используемая литература:
Экологическое право. Учебник 2012, Пуряева А.Ю., Юстицинформ — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13415
Чеснокова С.М. Экологический мониторинг: учебное пособие/ С.М. Чеснокова, О.В. Савельев; под ред. д.б.н., проф. Т.А. Трифоновой; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир.: Изд-во ООО «Аркаим», 2016. – 84 с.
Практическая часть
Содержание занятия:
1. Подготовить сообщения на темы и обсудить их в группе:
1. Понятие, цели и задачи мониторинга окружающей среды..
2.Объекты экологического мониторинга
3.Система мониторинга
2. В рамках данного практического занятия проводится аудиторная самостоятельная работа по теоретическим вопросам и решению задач по двум вариантам.
Студенты отвечают на поставленные вопросы по имеющимся лекциям.
Задания по вариантам:
Вариант 1
Задание 1. Дайте ответы на контрольные вопросы:
а) Приведите примеры источников загрязнения биосферы, их действие?
б) Приведите примеры загрязнителей почвы?
Задание 2. Составьте схему «Система мониторинга».
Задание 3. Дайте определение с пояснением понятий «загрязнитель» и «антропогенная нагрузка».
Вариант 2
Задание 1. Дайте ответы на контрольные вопросы:
а) Приведите примеры, какое действие оказывают растения на различные виды загрязнений?
б) Приведите примеры того, что вызывает экологическую опасность в крупных городах России?
Задание 2. Составьте схему «Основные загрязнители воды».
Задание 3. Дайте определение с пояснением понятиям «объект мониторинга» и «пестициды».
Заключительная часть
Подведение итогов занятия, выставление оценок