Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МОНИТОРИНГ
БЕЗОПАСНОСТИ
Краткий курс лекций
для магистров направления
20.04.01 Техносферная безопасность
Понятие мониторинга
Мониторинг — непрерывный процесс наблюдения и
регистрации параметров объекта в сравнении с
заданными критериями
Систематический сбор и обработка информации
(мониторинг) необходимы:
для улучшения процесса принятия решения;
для информирования общественности;
как инструмент обратной
связи в целях
осуществления проектов, оценки
программ или
выработки политики.
Организационные функции мониторинга:
1. выявлять состояние критических или находящихся в
состоянии изменения явлений окружающей среды, в
отношении которых будет выработан курс действий на
будущее;
2. устанавливать отношения со своим окружением,
обеспечивая обратную связь, в отношении
предыдущих удач и неудач определенной политики или
программ;
3. устанавливать соответствия правилам и контрактным
обязательствам.
Классификация
мониторинга
осуществляется по различным признакам:
по комплексу решаемых задач,
объектам наблюдений,
пространственному уровню,
методам реализации.
мониторинг
По негативным
факторам
По базированию
По месту
относительно
окружающей среды
По цели
Радиационный
Наземный
Воздействие на
окружающую
среду
Стратегический
риск
Химический
Авиационнокосмический
Состояние
окружающей
среды
Экологический
риск
Биологический
Природные ЧС
Сейсмический
Техногенные ЧС
Биологосоциальные ЧС
Признак
классификации
Вид мониторинга
Универсальность
системы
Детальный, локальный, региональный,
национальный (государственный) и глобальный
(планетарный)
Компоненты
биосферы
Атмосферы, гидросферы и литосферы
(Воздуха, воды, почвы)
Загрязнение
окружающей среды
Химический, биологический, радиационный
Виды техногенного
воздействия на
окружающую среду
Химических, биологических, радиационных
источников загрязнения
Методы наблюдений По физическим, химическим и биологическим
показателям, , автоматизированные средства
наблюдения, космический мониторинг
Интегральные
показатели
Медико-биологический, биохимический,
геофизический
Деятельность по мониторингу и прогнозированию
чрезвычайных
ситуаций
природного
характера
осуществляется многими организациями (учреждениями),
при этом используются различные методы и средства.
Мониторинг
и
прогноз
событий
гидрометеорологического
характера
осуществляется
учреждениями и организациями Росгидромета, который,
кроме того, организует и ведет мониторинг состояния и
загрязнения атмосферы, воды и почвы.
Минздрав России через территориальные органы
санитарно-эпидемиологического надзора организует и
осуществляет социально-гигиенический мониторинг и
прогнозирование обстановки в этой области.
•
Сейсмические наблюдения и прогноз
землетрясений в стране осуществляются
федеральной системой сейсмологических
наблюдений и прогноза землетрясений, в
которую
входят
учреждения
и
наблюдательные сети Российской академии
наук, МЧС России, Минобороны России,
Госстроя России и др.
Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций выполняет Минприроды России,
которое осуществляет общее руководство государственной
системой экологического мониторинга, а также координацию
деятельности в области наблюдений за состоянием
окружающей природной среды. Это министерство и его
учреждения организуют и ведут:
• мониторинг источников антропогенного воздействия на
природную среду;
• мониторинг животного и растительного мира, мониторинг
наземной флоры и фауны, включая леса;
• мониторинг водной среды водохозяйственных систем в
местах водозабора и сброса сточных вод;
• мониторинг и прогнозирование опасных геологических
процессов, включающий три подсистемы контроля: экзогенных
и эндогенных геологических процессов и подземных вод.
Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций является функциональной информационноаналитической подсистемой Единая государственная
система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС). Она объединяет усилия функциональных
и территориальных подсистем РСЧС в части вопросов
мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и
их социально-экономических последствий.
В
основе
структурного
построения
системы
мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
лежат принципы структурной организации министерств и
ведомств, входящих в РСЧС, в соответствии с которыми
вертикаль управления имеет три уровня:
федеральный,
региональный
и территориальный.
Методическое руководство и координация деятельности
системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций (СМП ЧС) на федеральном уровне осуществляется
Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
МЧС России (Центр «Антистихия»),
в федеральном округе и субъекте Российской Федерации
—
региональными
и
территориальными
центрами
мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования
чрезвычайных
ситуаций
природного
и
техногенного
характера.
Государственные организации, ответственные
за сбор и накопление информации о состоянии
окружающей среды
1. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (МПР);
2. Федеральная служба России по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды (Росгидромет) ( РГМ);
3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор,
ранее — санэпиднадзор) (СЭС);
4. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и
картографии (Росреестр) (РР);
5. Министерство сельского хозяйства РФ (с/х);
6. Федеральное агентство по строительству и жилищнокоммунальному хозяйству (Госстрой) (Стр.);
7. Научно-исследовательские учреждения (НИИ);
8. Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
(Стат.).
Организации
МПР
РГМ
СЭС
РР
С/х
Стр.
НИИ
Состояние окружающей среды и источники воздействия
Воздух
Вода
Почвы
Растительность
Фауна
Использование ресурсов
Вода
Земли
Полезные
ископаемые
Растительность
Фауна
Стат.
Системы мониторинга окружающей среды
классифицируются:
1) по виду изучаемой предметной области;
2) по размеру территориального охвата;
3) по видам наблюдений.
1. Классификация систем мониторинга окружающей
среды по изучаемым предметным областям.
экологический включает наблюдения, оценку и прогноз
антропогенных изменений состояния биосферы атмосфера, вода, почвенный покров;
климатический охватывает климатическую систему
(атмосфера, океан, поверхность суши и т.д.), т. е. систему,
влияющую на формирование климата;
социально-гигиенический оценивает влияние
техногенных, социальных, производственных и др. условий
жизни на здоровье населения и продолжительность его
жизни.
2. Классификация систем
территориального охвата.
мониторинга
по
размеру
международный мониторинг - международная система
слежения за общепланетными природными процессами и
явлениями, осуществляется в рамках Глобального системного
мониторинга окружающей среды (ГСМОС), основными
направлениями ГСМОС являются климатический мониторинг
загрязнений, мониторинг возобновляемых природных ресурсов;
национальный
мониторинг
системы
слежения
за
состоянием и изменением окружающей среды в пределах
территории, находящейся под национальной юрисдикцией
государства,
направления
определяются
с
учетом
экологических, экономических и социальных особенностей
конкретного государства;
Импактный мониторинг - слежение за природными
процессами,
явлениями,
изменениями
под
влиянием
антропогенных факторов в особо опасных для состояния
природной среды зонах и точках.
3. Классификация
наблюдений.
систем
мониторинга
по
видам
дистанционный мониторинг - слежение за природными
процессами и явлениями с помощью установленной в
различных точках Земли аппаратуры или осуществляемое с
летательных или космических аппаратов
базовый (фоновый) мониторинг - осуществляется на
базе участков биосферы, практически не затронутых
действием антротехногенных факторов, используется как
исходный материал для сравнения при анализе последствий
антропогенного воздействия на природу.
Иерархия системы государственного экологического мониторинга
Экологический мониторинг
система сбора и анализа информации о состоянии
естественных и антропогенных изменениях окружающей
среды в целях ее охраны, рационального использования
природных ресурсов, охраны здоровья и благосостояния
людей.
Результаты мониторинга служат основой
планирования и реализации мероприятий по
защите окружающей среды от техногенного
загрязнения.
Система наблюдения, контроля и оценки состояния
природной среды организовывается в местах
интенсивного антропогенного воздействия и
глобальном масштабе.
Составные части экологического
мониторинга
оценка воздействия на
окружающую среду
вид деятельности по
выявлению, анализу и учету
прямых, косвенных и иных
последствий воздействия на
окружающую среду
планируемой хозяйственной
и иной деятельности в целях
принятия решения о
возможности или
невозможности ее
осуществления.
экологический контроль
контроль в области охраны
окружающей среды -система
мер, направленных на
предотвращение, выявление
и пресечение нарушения
законодательства в области
охраны окружающей среды,
обеспечение соблюдения
субъектами хозяйственной и
иной деятельности
требований, в том числе
нормативов и нормативных
документов, в области
охраны окружающей среды.
Блок-схема
Экологического мониторинга
Мониторинг
Управление
Наблюдения
Оценка фактического
состояния
Регулирование
качества среды
Прогноз состояния
Оценка
прогнозируемого
состояния
- прямая связь
- обратная связь
Требования в области охраны окружающей среды
(природоохранные требования)
это требования предъявляемые к хозяйственной и иной
деятельности обязательные условия, ограничения или
их совокупность.
Они
установлены законами, иными нормативными
правовыми актами, природоохранными нормативами,
государственными стандартами и иными нормативными
документами в области охраны окружающей среды.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от
13.07.2015) "Об охране окружающей среды"
Постановлением ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2013 г. N 681 О государственном экологическом
мониторинге (государственном мониторинге окружающей
среды) и государственном фонде данных государственного
экологического мониторинга (государственного мониторинга
окружающей среды).
Задачи экологического мониторинга
организация и проведение наблюдения за количественными
и
качественными
показателями
(их
совокупностью),
характеризующими состояние окружающей среды, в том числе
за состоянием окружающей среды в районах расположения
источников антропогенного воздействия и воздействием этих
источников на окружающую среду;
оценка состояния окружающей среды, своевременное
выявление и прогноз развития негативных процессов,
влияющих на состояние окружающей среды, выработка
рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на
нее;
информационное обеспечение органов государственной
власти, органов местного самоуправления, юридических и
физических лиц по вопросам состояния окружающей среды;
формирование государственных информационных ресурсов
о состоянии окружающей среды;
обеспечение
участия
Российской
Федерации
в
международных системах экологического мониторинга.
МОНИТОРИНГ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Под
атмосферным
загрязнением
понимают
присутствующие в воздухе газообразные и твердые вещества,
которые оказывают неблагоприятное влияние на живые
организмы и растительность, ухудшают их жизненные условия
или наносят материальный ущерб.
Источники загрязнения атмосферного воздуха подразделяются на
естественные и антропогенные (или искусственные),
организованные и неорганизованные,
высокие (через трубы) и низкие (например, выхлопы
автомобилей),
постоянные или периодические, значительные периодические
выбросы называются залповыми (запланированные и аварийные.
Количество выбросов вредных веществ, поступающих в
атмосферу от предприятия рассчитывается по балансу
технологического процесса.
Приоритетные загрязнители атмосферного воздуха
РД 52.04.186-89 Руководство по контролю загрязнения
атмосферы
1,3- Бутадиен (дивинил).
Тяжелые
металлы.
Бензол.
Свинец. Хром VI.
Стирол.
Диоксид азота.
Толуол.
Аммиак.
Трихлорэтилен.
Диоксид серы.
Фенол.
Сероводород.
Формальдегид.
Оксид углерода II.
Акрилонитрил.
Гексан.
Керосин.
Циклогексан
Пары ртути.
МОНИТОРИНГ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Водный кодекс Российской Федерации (ВК РФ 2015)
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст.2381;
2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 52, ст.6441; 2011, N 29, ст.4281; N
30, ст.4590; N 50, ст.7359; 2013, N 19, ст.2314; N 43, ст.5452; 2014, N 26,
ст.3387; 2015, N 1, ст.11, 12)
Государственный
мониторинг
водных
объектов
осуществляется в целях:
своевременного выявления и прогнозирования развития
негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние
водных объектов, разработки и реализации мер по
предотвращению вредных последствий этих процессов;
оценки эффективности осуществляемых водоохранных
мероприятий;
информационного обеспечения управления и контроля в
области использования и охраны водных объектов.
Включает:
регулярные наблюдения за состоянием водных объектов,
количественными и качественными показателями
поверхностных и подземных вод;
сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений;
создание и ведение банков данных;
оценку и прогнозирование изменений состояния водных
объектов, количественных и качественных показателей
поверхностных и подземных вод.
Состоит из:
мониторинга поверхностных водных объектов суши и морей;
мониторинга подземных водных объектов;
мониторинга качества питьевой воды (централизованные и
децентрализованные источники водоснабжения, разводящая
водопроводная сеть)
Группы показателей, определяющих качество воды:
А - показатели, характеризующие органолептические
свойства;
Б - показатели, характеризующие химический состав
воды;
В - показатели, характеризующие эпидемическую
безопасность воды.
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОЧВ
Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ
Глава XI.
Основными целями мониторинга земель являются:
диагностика состояния земельного фонда для
своевременного выявления изменений, их оценки и выработки
рекомендаций по предупреждению и устранению последствий
негативных процессов;
информационное обеспечение государственного земельного
кадастра, рационального землепользования и землеустройства,
контроля за использованием и охраной земель.
Мониторинг охватывает все земли Российской Федерации
независимо от форм собственности, целевого назначения и
характера использования.
К задачам мониторинга земель относятся:
1. своевременное выявление изменений состояния земель,
оценка этих изменений, прогноз и выработка
рекомендаций о предупреждении и об устранении
последствий негативных процессов;
2. информационное обеспечение ведения государственного
земельного кадастра, государственного земельного
контроля за использованием и охраной земель, иных
функций государственного и муниципального управления
земельными ресурсами, а также землеустройства;
3. обеспечение граждан информацией о состоянии
окружающей среды в части состояния земель.
Наблюдения подразделяются в зависимости от сроков
их проведения :
на базовые (на момент начала ведения мониторинга),
периодические (через год и более)
оперативные (фиксирующие текущие изменения),
в зависимости от территории охвата на
федеральные,
региональные
локальные.
Стандартный перечень контролируемых химических
показателей:
тяжелые металлы: свинец, кадмий, цинк, медь, никель,
мышьяк, ртуть;
3,4-бензапирен и нефтепродукты;
рН;
суммарный показатель загрязнения.
Контроль с использованием расширенного перечня
показателей проводится на объектах повышенного риска.
Комплексные показатели оценки
антропотехногенной
нагрузки на окружающую среду
1. Комплексный индекс загрязнения атмосферы
несколькими веществами (ИЗА)
m
ИЗА I j
j 1
где j - порядковый номер вещества; m - число веществ;
Ij - индекс загрязнения атмосферы отдельной примесью
(парциальный ИЗА)
kj
Ccp( j )
I
ПДК
j
где Сср(j) - средняя концентрация i-го загрязняющего вещества;
ПДКj - среднесуточная ПДК i-го загрязняющего вещества;
kj - константа, принимающая значения 1,5; 1,3; 1,0; 0,85 для
соответственно 1, 2, 3 и 4-го классов опасности веществ,
позволяющая
привести
степень
вредности
i-го вещества к степени вредности оксида серы IV
(3 класс опасности);
2. Комплексный показатель, характеризующих качество
воды, - индекс загрязнения воды (ИЗВ)
n
ИЗВ K i
i 1
где n - число веществ; К1 - кратность превышения ПДК 1-го
вещества.
3. Степень загрязненности почвы характеризуют суммарным
показателем загрязнения (Zc)
n
Z c Ki (n 1)
i 1
где n - число суммируемых веществ. Кi - коэффициент концентрации
химического вещества, который является отношением его реального
содержания в почве (Сi,мг/кг) к ПДК (ПДКi)
Мониторинг промышленной
безопасности
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от
13.07.2015) "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов"
Мониторинг и анализ
рисков на опасных
производственных
объектах является
составной частью
управления промышленноэкологической
безопасностью.
Основные задачи мониторинга на опасных производственных
объектах:
информация о состоянии промышленной и экологической
безопасности объекта;
сведения о наиболее опасных местах объекта с точки зрения
безопасности;
обоснованные рекомендации по уменьшению риска.
Мониторинг опасностей начинают с предварительного
исследования, позволяющего идентифицировать источники
опасности.
применяют методы качественного анализа и оценки риска:
предварительный анализ опасностей;
анализ видов и последствий отказов;
анализ опасности и работоспостобности;
анализ ошибок персонала;
причинно-следственный анализ;
анализ «дерева отказов»;
анализ «дерева событий»;
количественный анализ риска.
Схема работ по анализу рисков