Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Модели потребления, сбережения и инвестиций

  • 👀 2212 просмотров
  • 📌 2190 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Модели потребления, сбережения и инвестиций» pdf
Лекция на тему 2.2 «Модели потребления, сбережения и инвестиций» Дальнейший анализ макроэкономического равновесия предполагает более детальное знакомство с элементами совокупного спроса и выделение сбережений. Спрос на рынке благ предъявляют все четыре макроэкономических субъекта: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государство и остальной мир. Наибольшую долю в составе совокупного спроса имеют спрос со стороны сектора домашних хозяйств (или потребительский спрос) и спрос со стороны предпринимательского сектора (инвестиционный спрос). Рассмотрим, как формируется спрос этих субъектов на рынке благ. Вопросы лекции 1. Роль потребительского спроса в национальной экономике. 2. Функции потребительского спроса и сбережений. 3. Инвестиционный спрос: структура и факторы. 4. Мультипликатор автономных инвестиций. Ключевые слова: предельная склонность к потреблению, автономное потребление, индекс потребительских настроений, предельная склонность к сбережению, реальные и финансовые инвестиции, автономные и индуцированные инвестиции, мультипликатор автономных инвестиций, предельная эффективность капитала, потребление, сбережения, инвестиции. Методические рекомендации по изучению основных проблем лекции: перед тем как приступить к изучению вопросов лекции, требуется вспомнить - понятие и методику расчета располагаемого дохода; - структуру совокупного спроса; - влияние изменения совокупного спроса на изменение дохода; - из курса микроэкономики механизм выбора инвестиционного проекта и прием дисконтирования. Для лучшего понимания роли инвестиционного спроса в развитии национальной экономики, обратите внимание на понятие мультипликатора автономных инвестиций. В дополнение к лекции имеется презентация. Обозначения, используемые в тексте лекции: Су – предельная склонность к потреблению; Са – автономное потребление; Су ср – средняя склонность к потреблению, С – потребление, Y – доход; Y v – располагаемый доход; Tпод. – подоходный налог, TR – трансфертные выплаты, t – налоговая ставка; i – процентная ставка; r – внутренняя норма окупаемости или предельная эффективность капитала; Iин – индуцированные инвестиции; внутренней нормой окупаемости или предельной эффективностью капитала; Ia – автономные инвестиции; е multI - мультипликатор автономных инвестиций. Вопрос 1. Роль потребительского спроса в национальной экономике Потребление представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. В стоимостной форме - это та сумма денег, которая тратится населением на приобретение товаров и услуг. При анализе совокупного спроса - личного потребления важно исследовать роль объективных и субъективных факторов, которые оказывают влияние на общее количество ресурсов, расходуемых обществом на потребление. К факторам, определяющим спрос домашних хозяйств или потребительский спрос на рынке благ, относятся: доход от участия в производстве; налоги и трансфертные платежи; размер имущества; доход с имущества; степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества; численность и возрастную структуру населения ожидания потребителей, включающие ожидания изменения дохода в будущем и ожидания изменения уровня цен; уровень задолженности домохозяйств; ставка процента по потребительскому кредиту. Для практического анализа потребительского поведения используются индексы потребительской уверенности населения и индекс потребительских настроений. Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения. Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. 4 раза в год среди населения в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации. Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам: 1. Определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное); 2. Скорее положительные или скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное); отрицательные (хорошее, скорее 3. Нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково). Частные индексы рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты. Обобщающий (композитный) индекс — индекс потребительской уверенности — рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1-2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3-4), благоприятности условий для крупных покупок (5). Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом. Индекс потребительских настроений по методологии расчёта похож на индекс потребительской уверенности. Исследования ИПН в России велись с 1993 года. В настоящее время вопросы ИПН позволяют выявить мнение респондентов об изменении их материального положения за истекший год и о представлении об изменении экономических условий в стране. ИПН рассчитывается два раза в год, что делает его более чувствительным к изменению потребительских настроений. . Вопрос 2. Функции потребительского спроса и сбережений В макроэкономической теории наиболее распространенным подходом к характеристике потребления и сбережения является кейнсианский подход. В основе кейнсианской функции потребления лежит так называемый «психологический закон», согласно которому потребление возрастает абсолютно, но сокращается относительно. Гипотеза абсолютного дохода, лежащая в основе кейнсианского подхода, считается основополагающей в исследовании потребления. Согласно этой гипотезе потребление зависит, прежде всего, от величины текущего дохода: С = Са + С(Y), где Са - автономное потребление представляет собой часть общих реальных потребительских расходов, которая не зависит от уровня реального дохода. Домохозяйство, не получающее в настоящий момент дохода, для поддержания минимального уровня потребления, будет занимать или тратить ранее сделанные сбережения. В долговременной перспективе для экономики в целом автономное потребление имеет тенденцию стремиться к нулю. С(Y) – потребление, которое зависит от уровня реального дохода. 3ависимость потребления от дохода строится на следующих положениях: 1. Реальные потребительские расходы являются стабильной функцией от реального дохода при неизменности или при незначительном влиянии прочих факторов: процентная ставка, богатство, ожидания и т.п. 2. Люди склонны увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход, то есть существует так называемая предельная склонность к потреблению (Су), которая показывает, насколько увеличится потребление (ΔС) при увеличении текущего дохода на единицу (ΔY): Су = ΔС/ΔY, причем 0<Су< 1. С учетом этого, функция потребления принимает вид: С = Са+Су*Y. 3. Предельная склонность к потреблению меньше средней склонности (нормы) к потреблению. Средняя склонность к потреблению показывает долю потребления в доходе. Докажем это утверждение, используя следующую систему уравнений: Су ср = С / Y, где Су ср – средняя склонность к потреблению, С – потребление, Y – доход; Су ср = С / Y = (Са / Y) + Су Из этого вытекает, что средняя склонность к потреблению уменьшается по мере увеличения дохода. 5. Предельная склонность к потреблению и средняя склонность к потреблению имеют тенденцию снижаться с ростом дохода. Домашние хозяйства используют не весь, а только располагаемый доход: Y v = Y – Tn = Y - (t*Y - TR) = Y(1 - t) + TR, где Yv – располагаемый доход; (Tn = Tпод. - TR) – чистый подоходный налог, t*Y – подоходный налог, TR – трансфертные выплаты, t – налоговая ставка. Поэтому также используется понятие «предельная склонность к потреблению располагаемого дохода», и функция потребления может быть представлена как: С = Са +Су * Yv Превышение дохода над потреблением представляет собой сбережения (S). Очевидно, что если общий доход возрастет, то часть этого прироста будет направлена на потребление, а другая - на сбережение (ΔY = ΔС + ΔS). Таким образом, доход является основным фактором, определяющим не только потребление С = С(Y), но и сбережения S = S(Y). Предельная склонность к сбережению определяется как отношение изменения величины сбережений (ΔS) к изменению дохода (ΔY): Sу = ΔS/ΔY. Величина предельной склонности к сбережению так же может находиться между нулем и единицей (0< Sу <1). Функция сбережений может быть представлена как S = Y – C = Y – (Cа+ Cy*Y) = - Cа + (1- Cy)*Y = Sа + Sу*Y, где S – сбережения; Су – предельная склонность к потреблению; С0 – автономное потребление; Sу – предельная склонность к сбережению; Sа – автономное сбережение; Y – доход. Если рассматривать сбережения как часть располагаемого дохода, то функция сбережений может быть представлена как S = Sа + Sу*Yv = - Cа + Sу*Yv Соотношения параметров функции потребления и сбережения представим так: -Sа=Ca и Cy+Sу=1 Сбережения играют важную роль в национальной экономике. С одной сторон, они характеризуют потенциальные возможности роста потребительских расходов. С другой стороны, являются одним из основных источников финансирования инвестиций в экономике. Формы сбережений во многом предопределяют условия их инвестирования в экономику. В заключение отметим еще одну важную функцию сбережений в национальной экономике. Они могут оказать антиинфляционное воздействие на экономику: рост сбережений означает сокращение совокупного спроса, сдвиг линии совокупного спроса влево. Результатом данных изменений будет уменьшение общего уровня цен. Теперь обратимся к графическому анализу функций потребления и сбережений Кейнса (рис. 2.2.1). Рис. 2.2.1. Функции потребления и сбережений На рисунке 2.2.1 представлен график функций потребления и сбережения. Вспомогательная линия, проведенная под углом 45° на рис. 2.2.1, отражает равенство расходов доходам. Влево от точки А, т.е. в интервале СаА домашние хозяйства потребляют больше, чем доход, т.е. живут в долг, используя личные сбережения, накопленные активы и долги (отрицательные сбережения). В самой точке А потребляется весь доход целиком, а в точке В сбережения равны нулю. Функция сбережений строится путем вычитания значений из соответствующих значений биссектрисы. Если исходить из того, что функции потребления и сбережений линейны, то нам нужно найти две точки, принадлежащие линии сбережений, и провести через них прямую. Первая эмпирическая проверка кейнсианского анализа функции потребления была проведена в США в 1942 г. На основании данных о динамике потребления и дохода американцев за период с 1929 по 1941 г. ученым удалось вывести потребительскую функцию для США начала 40-х гг. Она имела вид (в млрд. долл.): С = 47,6+ 0,73 Y. В ходе неоднократных проверок удалось установить, что подсчеты, произведенные на основе полученной формулы, достаточно хорошо коррелируются со статистическими данными о доходах и потреблении домашних хозяйств за короткий (2-4 года) период. С тех пор потребительская функция Дж. Кейнса широко применяется для краткосрочного макроэкономического анализа во многих странах, цель которого состоит в уточнении величин автономного потребления и предельной склонности к потреблению. Тем не менее, за более продолжительные промежутки времени потребительский спрос, как показал анализ, подчиняется несколько иным закономерностям. обнаружил известный американский экономист С. Кузнец, который Впервые это сравнил значения потребления и располагаемого дохода за период с 1869 по 1938 г. и выяснил, что их соотношение описывает формула С = 0,86 Y; (коэффициент 0,86 назвали долгосрочной склонностью к потреблению). Как видим, в формуле отсутствует автономное потребление. Это означает, что в долгосрочном периоде потребление возрастает пропорционально при любом увеличении располагаемого дохода, а средняя склонность к потреблению и предельная склонность к потреблению имеют постоянные значения и не уменьшаются с ростом дохода. При этом они равны. К проблеме уточнения зависимости между потреблением и доходом можно подойти с другой точки зрения: рассматривать изменения потребления и дохода не во времени, а в зависимости дифференциации домашних хозяйств по уровню дохода в конкретный период времени. Подобные исследования обнаруживают общую тенденцию: чем выше доход домашних хозяйств, тем меньше они тратят на потребления и больше на сбережения. Иначе говоря, предельная склонность к потреблению и средняя склонность к потреблению уменьшаются с ростом дохода. Теории потребительского спроса постоянно развиваются. В послевоенный период были разработаны теория жизненного цикла Ф. Модильяни, теория перманентного дохода М. Фридмена. Современные концепции связывают потребление с активным использованием домашними хозяйствами возможностей потребительского кредитования, возрастной структурой домашних хозяйств, со страхом перед ядерной войной. Бюллетень ученыхядерщиков регулярно анализировал в недалеком прошлом вероятность ядерного конфликта. Была установлена эмпирическая связь: чем выше эта вероятность, тем меньше сбережения. В странах, где вероятность признается более высокой, например, США, сбережения оказались ниже. В Японии, в которой вероятность ядерного конфликта признавалась низкой, они были выше. Все эти теории являются предметом углубленного изучения макроэкономики и могут быть выбраны для НИРС. Вопрос 3. Инвестиционный спрос: структура и факторы Под инвестициями принято принимать использование сбережений в целях возмещения старых и создания новых производственных мощностей и прочих капитальных активов. Инвестиции, таким образом, состоят из амортизационных отчислений и чистых инвестиционных расходов. В зависимости от объектов вложения капитала выделяют реальные и финансовые инвестиции. Реальные инвестиции представляют собой вложение средств (капитала) в создание реальных активов (как материальных, так и нематериальных), связанных с осуществлением операционной деятельности экономических субъектов, решением их социально-экономических проблем. Финансовые инвестиции представляют собой вложение капитала в различные финансовые инструменты, прежде всего в ценные бумаги. Финансовые инвестиции либо имеют спекулятивный характер, либо ориентированы на долгосрочные вложения. Формами финансовых инвестиций являются вложения в долевые и в долговые ценные бумаги, а также депозитные банковские вклады. Спекулятивные финансовые инвестиции ориентированы на получение инвестором желаемого инвестиционного дохода в конкретном периоде времени. Финансовые инвестиции, ориентированные на долгосрочные вложения, как правило, преследуют стратегические цели инвестора, связаны с участием в управлении объекта, в который вкладываются капиталы. В макроэкономическом анализе рассматриваются, прежде всего, реальные инвестиции, которые включают расходы фирм на все виды основного капитала. Инвестиции занимают примерно пятую часть общих расходов в большинстве стран. Хотя это небольшая часть общих расходов, однако именно изменения в инвестиционных расходах, более чем в других составляющих национальных расходов, дают изменения реального ВВП. Экономисты считают инвестиции самым динамичным элементом экономики и наиболее вероятной причиной нестабильности, и детерминантом экономического роста. К факторам, воздействующим на инвестиционный спрос, относятся: ожидания инвесторов (фирм), которые связаны, прежде всего, с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиций, т.е. ожидаемой нормой прибыли; ставка процента: чем выше ставка процента, т.е. чем дороже кредитные ресурсы, тем меньше кредитов будут брать инвесторы и тем меньше инвестиционные расходы; величина дохода, поскольку часть своего дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров с целью расширения производства, то чем выше уровень дохода фирм, тем больше совокупные инвестиционные расходы; налоги: рост налогов снижает доходы (прибыль) инвесторов, что является внутренним источником финансирования фирм и основой чистых инвестиций. Следовательно, инвестиционный спрос уменьшается; трансферты фирмам): они выступают в виде субсидий, субвенций и льготного налогового кредита и стимулируют инвестиционный спрос; темп инфляции; технологии. Например, появление более производительных технологий, обеспечивающих снижение издержек на единицу продукции и эффект масштаба, увеличивает прибыль фирм и ведет к росту инвестиционных расходов; избыточные производственные мощности: их наличие снижает инвестиционный спрос фирм, поскольку увеличение запаса капитала в условиях недоиспользования уже имеющегося у фирм количества оборудования бессмысленно; величина запаса капитала фирм — если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не будут делать инвестиции. Чем меньше изменится у фирм запас капитала по сравнению с оптимальным, тем больше инвестиционный спрос. Инвестиционные расходы оказывают неодинаковое воздействие на рынок в коротком и длительном периоде. В коротком периоде за счет осуществления инвестиций возрастет спрос на блага, а предложение благ увеличится лишь через некоторое время, когда в действие вступят новые производственные мощности. Таким образом, в краткосрочном периоде под влиянием инвестиций изменяется совокупный спрос, в долгосрочном плане меняться будет как спрос, так и предложение. В зависимости от того, какие факторы определяют объем инвестиционного спроса, в макроэкономике принято делить инвестиции на автономные и индуцированные. Под автономными инвестициями (Iа) понимаются инвестиции на образование нового капитала, не зависящие от изменений дохода. Наоборот, сами эти инвестиции становятся причиной увеличения или падения. Причины осуществления автономных инвестиций экзогенны: научно-технический прогресс, движение численности населения, изменения вкусов потребителей и многие другие, не связанные с колебаниями в уровне дохода. Индуцированные (производные) инвестиции (Iин) - это расходы со стороны предпринимательского сектора на приращение производственных фондов в связи устойчивым изменением (ростом) совокупного спроса или дохода. При этом если доход и спрос неизменны, то они осуществляться не будут. В этом случае фирмам потребуются только инвестиции на замену основного капитала, срок службы которого уже истек в данном году. Если доход и спрос устойчиво растут, потребуются дополнительные оборудование. Для их станки, покупки фирмы выделят инвестиции, которые и называются индуцированные инвестиции. Таким образом, они являются функцией, а переменной выступает изменение дохода в предшествующий период времени. Большинство инвестиций долгосрочны, то есть их отдача ожидается в течение некоторого числа лет полезной службы капитала, приобретенного на эти средства. В свою очередь, их приобретение связано с одномоментными выплатами. Отдача может быть в виде дополнительного дохода или сокращения издержек, что увеличивает чистый доход. Для подсчета чистой прибыли от инвестирования средств фирма должна: 1) оценить полезный срок службы дополнительно приобретенного капитала и 2) оценить дополнительный доход, получаемый за счет произведенных инвестиций Этот аспект инвестиций ведет к двум ключевым особенностям принятия инвестиционных решений: процесс инвестирования зависит от ожидаемой нормы отдачи (доходности - r) от инвестиций. При определении отдачи от долгосрочных инвестиционных проектов необходимо сопоставлять затраты и доходы, возникающие в разное время. Для решения этой задачи, как вам уже известно, из курса «Экономическая теория: Микроэкономика» применяется метод дисконтирования. Напомним, что то значение r, которое выравнивает издержки осуществления инвестиций с ожидаемой от них суммой чистых приведенных доходов, называется внутренней нормой окупаемости или предельной эффективностью капитала; инвестиции зависят от уровня процентной ставки (i). Если норма отдачи превышает взятый для альтернативного сравнения процент, то инвестиции могут считаться целесообразными. Рациональное поведение инвестора сводится к тому, что он выбирает из разных вариантов проекта те, у которых предельная эффективность самая большая, и только по мере их исчерпания переходит к вариантам, которые принесут меньше чистого приведенного дохода. Норма внутренней окупаемости сопоставляется с рыночной отдачей капитала как с альтернативной стоимостью использования капитала в этом варианте, и при r > i варианты вложения становятся прибыльными в принципе. При снижении рыночной ставки процента большее число проектов становится выгодными, поэтому рост агрегированных инвестиций в экономике связан с уменьшением ставки процента по сравнению с предельной эффективностью инвестиций. Таким образом, максимизирующий прибыль уровень инвестиций достигается тогда, когда предельная их окупаемость равна ставке процента с капитала. Это утверждение дает правило эффективного инвестирования, согласно которому фирма будет брать займы для дополнительного инвестирования и платить за эти средства процент, если норма окупаемости (r) будет превышать ставку процента i. Таким образом, Объем рационального инвестирования представляет собой убывающую функцию от предельной эффективности капитала: Ia = Ia (r), а инвестиционный спрос - функцию от ставки процента: Ia = Ia (i). Основным источником инвестиций в рыночной экономике являются сбережения. Они могут быть собственными (амортизационный фонд, нераспределенная прибыль), заемными (сбережениями, аккумулированными финансовой системой и предоставленными в кредит), привлеченными (сбережениями, аккумулированными за счет выпуска и продажи собственных ценных бумаг). Согласно классической экономической теории основным фактором, определяющим динамику сбережений и инвестиций, является ставка процента: если она возрастает, то домашние хозяйства начинают относительно больше сберегать и меньше потреблять из каждой дополнительной единицы дохода. Рост сбережений домашних хозяйств со временем приводит к снижению цены кредита, что обеспечивает рост инвестиций. Представители кейнсианского направления строят свою теорию на базе субъективных факторов. Основным фактором, влияющим на объем инвестиционных вложений, в данном случае считается значение предельной эффективности капиталовложений (r*). Этот показатель является субъективной категорией, так как определяется непосредственно при заданных значениях затрат на инвестиции и ожидаемой прибыли в будущих периодах, которые, связаны с ожиданиями инвестора относительно будущих цен, затрат и объемов спроса. При построении макроэкономических моделей обе школы исходят из того, что автономные инвестиции есть функция по ставке процента: Ia = Ia (i), I = Ii i, где Ii - предельная склонность к инвестированию, которая показывает, как меняется объем инвестиций при изменении ставки процента на один пункт: Ii = ΔI / Δi ). Но необходимо отметить, что кейнсианский подход утверждает, что инвестиции слабо эластичны по ставке процента, делая упор на другие факторы. В соответствии с кейнсианской теорией сбережения являются функцией не от процентной ставки (как в классической теории), а функцией располагаемого дохода. Влияние ставки процента вторично. Завершая разговор об инвестициях, сбережениях и потреблении, мы можем сформулировать условия макроэкономического равновесия. В соответствии с классической теорией инвестиции равны сбережениям в точке равновесия при полной занятости ресурсов: S(i) = I(i). В соответствии с кейнсианской моделью допускается множество равновесных состояний на рынке благ. Из лекции 2.1 нам известны три уравнения: Yd = C(Y) +I(i); Ys = С + S; Yd = Ys = Yе. Из данных уравнений следует, что равновесие на рынке товаров может быть записано и так: I(i) = S(Y) Инвестиционный спрос и предложение сбережений, как мы видим, зависит от разных переменных. Из этого следует - наличие множества равновесных комбинаций дохода и процентных ставок, при которых рынок благ находится в состоянии равновесия; - возможность несовпадения инвестиционного спроса и сбережений. Одной из причин такого несовпадения является несоответствие планов инвестиций и сбережений, которые осуществляются разными экономическими субъектами по различным мотивам. Мотивы сбережений домашних хозяйств (S): – покупки дорогостоящих товаров; – страхование от несчастных случаев; – обеспечение себя и семьи в будущем. Мотивы инвестиций фирм (I): – максимизация нормы чистой прибыли; – реальная ставка процента – плата за приобретение капитала для инвестирования – учитывается при составлении планов инвестиций. Вопрос 4. Мультипликатор автономных инвестиций Рассмотрим, как будет меняться величина равновесного дохода при изменяющемся поведении макроэкономических субъектов. Для упрощения предположим, что анализируется модель экономики без участия государства и сектора заграницы, а инвестиции автономны. В этом случае равновесие на рынке благ выразится уравнением: Y = С + I = Са + СуY + I Поскольку автономные инвестиции чрезвычайно динамичны, постольку важно знать, как изменения в них влияют на уровень равновесного дохода. Количественный анализ взаимодействия этих параметров экономического развития осуществил английский экономист Кейнс с помощью концепции мультипликатора автономных инвестиций. Эффект мультипликатора состоит в том, что при изменении автономных инвестиций на какую-то величину равновесный доход меняется в том же направлении, но на большее значение. Проследим механизм действия мультипликатора. Допустим, что автономные инвестиции (I) увеличились на 20 ден. ед. Предельная склонность к потреблению составляет 0,9. Инвестиционные расходы в объеме 20 ден. ед. становятся доходами тех лиц, которые заняты в инвестиционном комплексе. Эти лица, заработав доходы, предъявят дополнительный спрос на потребительские товары на сумму 18 ден. ед. (20 ден. ед. * 0,9 = 18 ден. ед.). После удовлетворения этого спроса в экономике возрастут доходы на 18 ден. ед. Часть этого дохода (18 ден. ед. * 0,9 = 16,2 ден.ед.) пойдет на потребление. Вновь увеличится доход в экономике, но только на 16,2 ден. ед. Этот процесс роста доходов продолжится и далее, охватывая все новые категории экономических агентов. Затухание роста доходов экономических агентов связано с тем, что в каждом экономическом обороте часть дополнительного дохода не поступает вновь в потребление, а сберегается. Общий прирост дохода составит: 20 + 20*0,9 + 20*0,92 + 20*0,93 + … + 20*0,9n = 20*(1 + 0,9 + 0,92 + 0,93 + … + 0,9n) = 20 * (1 / (1 – 0,9)) = 200 ден. ед., при n -> ∞ . Таким образом, первоначальное увеличение инвестиций на 20 ден. ед. привело к десятикратному росту дохода. Это позволяет нам сделать вывод о действии мультипликатора автономных инвестиций. На основании рассмотренного примера мы способны вывести следующую формулу определения мультипликатора автономных инвестиций: multI = 1 / (1 – Cу) = 1 / Sу, где multI - мультипликатор автономных инвестиций; Cу – предельная склонность к потреблению; Sу – предельная склонность к сбережению. Мультипликатор автономных инвестиций показывает, на какую величину изменится равновесный доход при увеличении автономных инвестиций на единицу. Поэтому мультипликативный (нарастающий или множительный) прирост дохода (ΔY) в результате увеличения автономных инвестиций (ΔI) можно рассчитать так: ΔY = (1/ (1 - CY )) *ΔI =(1/ SY ) *ΔI. Завершая анализ мультипликатора автономных инвестиций, сделаем два важных замечания. Во-первых, эффект мультипликатора проявляется только в экономике неполной занятости, так как для удовлетворения возрастающего спроса требуются дополнительные ресурсы. Во-вторых, действие мультипликатора происходит и в обратном направлении. Таким образом, мультипликатор инвестиций является фактором, усиливающим колебания деловой активности. Для стабильности экономики желательно иметь невысокий уровень мультипликатора. Данная проблема решается посредством использования инструментов фискальной политики. Рекомендуемая литература Основная литература Богданова Т. А. Макроэкономика : учебное пособие / Т. А. Богданова. – СПб. : Изд-во Политехн. ун-та., 2012 - глава 3. http://elib.spbstu.ru/dl/2/2373.pdf/view Русакова Т.Б. Макроэкономика: учебное пособие / Т. Б. Русакова. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2016 – раздел 5, п. 5.1.2. Дополнительная литература 1. Вечканов, Г.С. Макроэкономика: учеб. для вузов / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – 4 – е изд. – СПб.: Питер, 2011. – Гл.3, п. 3.2 – 3.3. 2. Тарасевич, Л. С. Макроэкономика / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский — М. :Юрайт, 2011.- глава 3, п.3.1 – 3.2 Электронные и Internet-ресурсы 1. Портал "Образовательные ресурсы интернета", раздел "Экономика" / www.alleng.ru/edu/econom3.htm. 2. Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология.Менеджмент" / http://ecsocman.edu.ru/text. 3. Портал по экономике «Economicus.Ru» / http://economicus.ru/. 4. Сайт Федеральнойслужбы государственной статистики РФ /http://www.gks.ru/. 5. Сайт Всемирного http://www.worldbank.org/en/research банка «Research&Outlook» /
«Модели потребления, сбережения и инвестиций» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot