Модели эндогенного экономического роста
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 8
Модели эндогенного
экономического роста
•
•
•
•
•
•
•
Ограничения модели Солоу
Модель АK
Модель «обучения опытом»
Модель с общественными благами
Модель с человеческим капиталом
Модель R&D
Модель «созидательного разрушения»
Ограничения модели Солоу
Главное ограничение неоклассической модели – отсутствие
объяснения для экономического роста: темп роста капитала
(и совокупного выпуска) в стационарном состоянии определяется
темпом экзогенного технологического прогресса (задаваемого
мистическим параметром А) и, следовательно, не определяется
внутри модели. Поэтому непонятно, как простимулировать
экономический рост.
В модели Солоу единственным инструментом политики правительства по стимулированию долгосрочного роста является
повышение нормы сбережений, которое в силу убывающей
предельной производительности капитала имеет временный
эффект и влияет на уровень ВВП, но не может воздействовать на
темпы экономического роста в долгосрочном периоде.
Модель не дает ответы на 2 основных вопроса теории роста:
в чем причина мирового экономического роста?
в чем причина различий в доходах и уровне жизни между
странами?
2
Модель Солоу – модель экзогенного роста
Долгосрочные темпы роста в модели Солоу полностью
детерминированы экзогенными переменными.
Возможные источники экономического роста в модели либо
считаются экзогенными, т.е. не подлежащими объяснению
(технологический прогресс), либо не рассматриваются (внешние
эффекты – externalities и побочные эффекты – spillover effects).
Различия в капиталовооруженности не могут объяснить различия
в доходах между странами, так как в этом случае должны быть
неправдоподобно большие различия в ставках процента (r)
1
10-кратное различие в выпуске на одного
r1 K 2
работника предполагает 100-кратное различие
r2 K1
в предельной отдаче от капитала;
если бы r в бедных странах превышала r в богатых странах в
100 раз, то наблюдался бы мощный поток инвестиций из
богатых стран в бедные.
Другой возможной причиной различий выпуска на одного
работника в модели Солоу является эффективность труда, но
3
рост эффективности труда задается экзогенно.
Модели эндогенного экономического роста
Это ограничение было преодолено в 1980-е годы в моделях
эндогенного экономического роста, в которых:
либо происходит отказ от предпосылки об убывающей
предельной производительности капитала MPK и замене на
предпосылку о постоянном предельном продукте капитала
и «расширенном» понимании капитала чтобы наблюдался
долгосрочный рост, технологический прогресс не требуется;
либо технологический прогресс моделируется как результат
решений, принимаемых экономическими агентами, объясняется
как результат экономического развития, а не как нечто
приходящее извне (экзогенно заданное).
Модели эндогенного роста пытаются выявить детерминанты
экономического роста и различий доходов между странами.
В результате у правительства появляется целый набор инструментов
по воздействию на темпы долгосрочного экономического роста. 4
Модели эндогенного экономического роста
Модель АK – предложена в 1986 г. американским экономистом
Полем Ромером в статье «Возрастающая отдача и
долгосрочный рост»;
Модель «обучения опытом» («learning by doing») – идея
предложена в 1962 г. американским экономистом Кеннетом
Эрроу в статье «Экономические последствия обучения опытом»
и развита в статьях Поля Ромера 1986 и 1987 гг. Роберта
Лукаса в 1988 г.;
Модель с человеческим капиталом;
Модель R&D – предложена Робертом Лукасом в 1988 г. в
статье «О механизмах экономического развития»;
Модель «созидательного разрушения» («creative destruction») –
идея предложена в 1942 г. Йозефом Шумпетером в книге
«Капитализм, социализм и демократия» и развита в 1992 г. в
статье Филиппа Агиона и Питера Ховитта «Модель роста через
созидательное разрушение»
5
Модель АK
В модели AK предельный продукт капитала
MPK = a предполагается постоянным, поэтому
производственная функция и функция сбережений
линейны по отношению к капиталу.
Темп роста запаса капитала на одного работника и
поэтому темп роста производительности труда
положительно зависят от нормы сбережений и
производительности капитала и обратно зависят от
нормы амортизации и темпа роста населения.
Paul Romer,
Нобелевская
премия 2018
6
Модель АK: описание
При предпосылке о постоянстве отдачи от масштаба по капиталу
совокупная производственная функция имеет вид:
Y = AK
где А – параметр модели (константа)
Модели, в которых производство сводится к технологии
получили название «Моделей AK».
Чтобы убедиться, что в таких моделях действительно
наблюдается эндогенный экономический рост, дополним это
уравнение условием накопления капитала: K sY K
и найдем темп роста совокупного запаса капитала:
K sAK K
gK
sA
K
K
и темп роста совокупного выпуска:
Y K
gY g K sA
Y K
Очевидно, что темпы роста потребления также равны sA .
Заметим, что экономика AK не имеет переходной динамики и сразу
оказывается на траектории сбалансированного роста, на которой
7
все переменные растут с постоянным темпом.
Модель АK: описание
Выведем темп роста капиталовооруженности в модели с
трудосберегающим технологическим прогрессом и положительным
темпом роста населения (n > 0), когда производственная функция
имеет вид: Yt = F(Kt, AtLt) и уровень технологии пропорционален
капиталовооруженности
Kt
At . kt
Lt
В равновесии сбережения на одного
работника равны инвестициям
.
на одного работника: syt = kt. + (n + δ)kt .
Поделив на kt, найдем темп роста капиталовооруженности
kt syt
( n )
kt
kt
Поделив выпуск на капитал, найдем выражение для yt /kt,
yt F ( K t , At Lt )
At Lt
F (1,
) F (1, )
kt
Kt
Kt
отношение выпуска к капиталу (производительность
kt
капитала) является константой, равной F(1, α).
as (n )
Обозначим эту константу через a, подставим в
kt
выражение для темпа роста k и получим:
Модель АK на графиках
Производственная функция, фактические инвестиции и
инвестиции, необходимые для поддержания неизменного
уровня капиталовооруженности
Y
Наклон отражает
Y = AK
неизменный MPK
Чистые инвестиции,
которые всегда
( + n)K
положительны
I = sY
k
K
Диаграмма роста
k
as
+n
9
k
Выводы из модели АK
Все совокупные макроэкономические переменные и
переменные в расчете на одного работника растут темпом,
равным темпу роста капиталовооруженности,
kt
который всегда положителен: так как as > ( + n), то 0.
kt
Даже
при
отсутствии
экзогенно
заданных
технологических изменений (отсутствии технологического
прогресса) происходит постоянный рост ВВП и ВВП на
душу населения в долгосрочном периоде.
Норма сбережений становится важным источником
долгосрочного экономического роста увеличение
сбережений приводит к непрерывному экономическому
росту.
10
Достоинства модели АK
Модель АK не противоречит наблюдаемым фактам: она
удовлетворяет стилизованным фактом Калдора, способна
объяснить мировой экономический рост и различия в доходах
и уровне жизни между странами.
Ввиду отсутствия переходной динамики анализ моделей с
такой гипотезой оказывается относительно простым.
Однако…
Если предположить, что две экономики отличаются только
начальным запасом капитала, то они обе будут расти с
одинаковым темпом, независимо от начальной ситуации
между тем, условная конвергенция – это эмпирическая
закономерность.
11
Источники эндогенного роста
В модели АK отдача на воспроизводимый фактор производства
(капитал) постоянная с учетом всех остальных факторов
отдача станет возрастающей. Наличие возрастающей отдачи от
масштаба означает, что выгоднее сконцентрировать производство
в одних руках, что влечет монополизацию производства.
Современные теории эндогенного роста предлагают два варианта
решения этой проблемы:
учитывать внешние воздействия (экстерналии), которые
приводят к возрастающей отдаче на агрегированном уровне, но
при этом имеет место уменьшающаяся отдача на уровне
отдельной фирмы – модель «обучения опытом» (learning by
doing);
рассматривать в качестве фактора производства не только
физический, но и человеческий капитал – модель
12
Роберта Лукаса.
Модель «обучения опытом»
Основная идея: увеличение запаса капитала помогает выдвигать
новые идеи, и таким образом совершенствовать технологию. Хотя
имеется уменьшающаяся отдача от капитала на уровне отдельной
фирмы, отдача от капитала на уровне экономики в целом не
уменьшается, поэтому темп роста выпуска на душу населения в
стационарном состоянии положительный и равен чистым
инвестициям.
Описание модели: рассмотрим производственную функцию i-ой
фирмы вида
Y = (Kt)α(Lt)1–αAt,
где уровень технического прогресса At задается не экзогенно, а
является побочным продуктом создания физического капитала,
причем величина At определяется совокупным капиталом в
экономике, что обосновывается эффектом распространения опыта
At = (K)β,
0 < β < 1.
13
Модель «обучения опытом»
Таким образом, знания создаются производственной функцией с
убывающей отдачей от масштаба. Подставляя производственную
функцию для At в производственную функцию фирмы, находим
Y = (Kt)α(Lt)1–αKβ
на уровне фирм имеет место постоянная отдача от масштаба,
поскольку величина опыта Kβ трактуется как экзогенная, при
этом на уровне экономике в целом с учетом распространения
опыта будет иметь место возрастающая отдача от масштаба.
В результате при α + β = 1 на агрегированном уровне имеется
постоянная отдача на капитал и возрастающая отдача от
масштаба.
14
Модель «обучения опытом»
как разновидность модели АK
Так как на уровне фирмы At = (K)β, на уровне экономики в целом
получается, что технология пропорциональна запасу капитала с
коэффициентом пропорциональности α, т.е. At = αK. Это
выражение отражает идею обучения опытом: чем большим
капиталом обладает фирма, тем больший опыт накапливают
работники и менеджмент этой фирмы, и в результате
производительность труда растет.
Пример: эффект обучения опытом работников в авиакомпании
Boing. Если при производстве какой-то модели самолета
технология не меняется, строительство каждого нового самолета
занимает на 5% меньше времени, чем
предыдущего взаимодействуя с
физическим
капиталом,
работники
накапливают опыт. Этот эффект никак
не отражается в цене капитала. Таким
15
образом, наблюдаются внешние эффекты.
Модель «обучения опытом»:
альтернативное объяснение
Рассмотрим экономику, описываемую следующей системой
уравнений:
1
Y K AL
(1)
(2)
K sY K
(3)
L0
A aK
(4)
Уравнения (1) и (2) – такие же, как и в модели Солоу. Для
простоты мы предположили нулевые темпы роста населения –
уравнение (3). Особенность модели – уравнение (4), которое
подразумевает, что технология пропорциональна запасу капитала
с коэффициентом пропорциональности а.
Подставим уравнения (3) и (4) в уравнение (1) и получим:
Y K aL
1
16
Модель «обучения опытом»:
альтернативное объяснение
С учетом того, что в выражении
Y K aL
а и L – это две константы, это уравнение описывает технологию
АK. Экономика c такой технологией не будет иметь переходной
динамики, а темпы роста выпуска, капитала и потребления
определяются следующим выражением:
1
gY g K gC s aL
1
из которого следует, что темпы роста экономики положительно
зависят он нормы сбережений и численности рабочей силы.
17
Модель с общественными благами
Модель была предложена Робертом Барро в 1992 г.
в статье «Государственное финансирование в моделях
экономического роста».
Robert Barro
Барро отмечает, что общественные блага, воздействуя на производительность частных факторов, стимулируют экономический рост.
Так, строительство новой дороги позволяет снизить частные
издержки по транспортировке, в результате отдача от частных
факторов становится выше.
Для формального анализа этого эффекта введем государственные
закупки общественных благ в производственную функцию:
Y F ( K , GL)
K a (GL)1 a
Заметим, что государственные закупки в
данном случае играют роль промежуточных
18
благ, поэтому
Модель с общественными благами
Выбранный объем государственных закупок должен максимизировать совокупный выпуск за вычетом государственных закупок:
G* arg max F K , L, G G
из чего находим
FG 1
1 K L1 G 1
Выразим отсюда государственные закупки, подставим в производственную функцию и получим:
1
Y K 1 L
При предпосылке о постоянной численности населения это
уравнение становится примером технологии АK. Темпы роста
экономики определяются выражением:
1
gY g K gC s 1 L
темпы роста положительно зависят от нормы сбережений и от
численности населения.
19
Значение модели Барро
Модель показывает, как правительство способно влиять на темпы
экономического роста. Правительство может стимулировать или
замедлять экономический рост, воздействуя
налоговой политикой на норму сбережений и/или
политикой на рынке труда на коэффициент вовлеченности
рабочей силы (отношение экономически активного населения к
общей численности населения),
а также
вводя инвестиционные налоговые льготы, что приведет к
росту сбережений, инвестиций и темпов экономического роста;
увеличивая расходы на инфраструктуру (= общественный
капитал).
20
Модель c человеческим капиталом
Роберт Лукас делает экономический рост эндогенным,
подчеркивая роль «человеческого капитала» (human
capital), который создается самими агентами.
Трудосберегающая технология зависит от накопления
человеческого капитала, который имеет неуменьшающуюся отдачу темп роста выпуска на душу
населения равен темпу роста человеческого капитала. Robert Lucas,
Нобелевская
Рассмотрим производственную функцию вида
–β
премия 1995
α
1–
α
Yt = (Kt) (uhLt) h
где h – человеческий капитал на одного работника, u – доля
–
времени, которое посвящено работе, а h – средний уровень
человеческого капитала в экономике.
Таким образом, увеличение человеческого капитала в экономике в
целом играет роль положительной экстарналии, поскольку
21
увеличивает выпуск каждой фирмы.
Модель c человеческим капиталом
Процесс создания человеческого капитала (например, обучение)
также сопряжен с временными затратами и это время не может
быть потрачено на работу
h∙t = φ(1 − u )ht,
φ>0.
Технология накопления знаний в модели Лукаса обладает
постоянной отдачей от масштаба, поскольку
ht
(1 u ).
ht
В целом в этой модели, как и в модели «обучения опытом»,
наблюдается постоянная отдача для производства ВВП на
индивидуальном уровне и возрастающая – на агрегированном в
силу положительного внешнего эффекта, возникающего с ростом
человеческого капитала в обществе в целом.
Однако… эта модель объясняет различия в доходах между
странами, но не объясняет рост – он остается экзогенным. 22
Модели с эндогенным
технологическим прогрессом
Модели изучают технический прогресс «изнутри»,
рассматривая:
стимулы к исследованиям – модель созидательного
разрушения – модель CD (Ph.Aghion, P.Howitt, 1992,
1998, etc);
механизмы распространения технологий – модель
исследований и разработок – модель R&D (R.Lucas,
1988).
В моделях удается объяснить рост и технический
прогресс, однако и эти модели обладают рядом
недостатков.
23
Технологический прогресс
Новые технологии приносят пользу
снижают издержки производства;
увеличивают производительность;
технология – это благо
повышают качество продукта;
создают новые товары и услуги.
Новое технологии создаются с помощью труда на основе
предыдущих технологий.
Создание технологий – это случайный процесс
вложение ресурсов в исследования не приносит
гарантированного результата, рост производительности
происходит в случайные моменты времени и имеет
случайный масштаб.
24
Создание новых технологий
Новые технологии создают исследователи
но мало создать технологию – ее нужно применить в
производстве
внедрением новых технологий занимаются предприниматели
Инновация – новая идея, примененная в экономике
именно инновации обеспечивают экономический рост;
технологии полезны для создания новых идей;
но для создания инновации нужны:
– идея
– предприниматель
+
25
Модель R&D
В модели R&D главным фактором технологического прогресса
выступают научные исследования и разработки, поэтому
• предельный продукт капитала не уменьшается; более того
• ТП становится эндогенным, объясняется внутри модели.
Предпосылки модели
В экономике имеется два сектора:
cектор производства товаров и услуг, представленный
производственными фирмами и
сектор производства знаний, представленный исследовательскими университетами.
Производственный сектор характеризуется постоянной отдачей
от масштаба, сектор R&D – необязательно.
В экономике используется два фактора производства: K и L, при
этом некоторые экзогенные доли капитала и труда
направляются в сектор R&D.
Товары и услуги, производимые фирмами, используются для
потребления и инвестиций в физический капитала, а знания
в качестве фактора производства свободно используются в
обоих секторах.
Модель R&D
Капитал (K)
1 – аK
Знания (А)
аK
1 – аL
Cектор
производства товаров
s
Выпуск (Y)
Труд (L)
аL
Cектор
производства идей
1–s
Новые .знания
(А)
Инвестиции
.
(K)
Потребление
(С)
27
Модель R&D
Для простоты предположим, что в секторе R&D используется
только труд. Обозначим количество исследователей как 𝑢 = 𝑎𝐿 𝐿 , а
количество рабочих как 𝑙 = 𝐿 − 𝑢.
Производственная функция в секторе производства товаров имеет вид:
1−𝛼
𝛼
1−𝛼
𝛼
𝑌 = 𝐾 𝐴 1 − 𝑎𝐿 𝐿
= 𝐾 𝐴 𝑙
где 𝑎𝐿 - доля труда, которая отвлечена из сектора производства
конечных товаров в сектор производства фундаментальных знаний.
Эта доля постоянна и задаётся экзогенно.
Условие накопления капитала: K sY K
Рост производительности зависит от количества работающих
исследователей. При этом возможна как убывающая, так и
постоянная, так и возрастающая отдача от масштаба.
Поэтому производственная функция в секторе производства знаний
может быть представлена как:
𝐴 = 𝜆 𝑎𝐿 𝐿 𝐴 = 𝜆𝑢𝐴
где – параметр, показывающий, на сколько увеличит производи28
тельность работа одного исследователя.
Модель R&D
Тогда:
или
𝐴
𝑔𝐴 = = 𝜆𝑢 = 𝑐𝑜𝑛𝑠𝑡
𝐴
𝐾
𝑌
𝑔𝐾 = = 𝑠 − 𝛿 = 𝑠𝐾 𝛼−1 𝑙𝐴
𝐾
𝐾
𝑔𝐾 + 𝛿 = 𝑠𝐾 𝛼−1 𝑙𝐴
1−𝛼
−𝛿
1−𝛼
Если производительность растёт
с постоянным темпом, а труд
.
постоянен, то темп роста капитала может как расти, так и падать.
Покажем это:
𝑔𝐾
𝜕𝑙𝑛(𝑠𝐾 𝛼−1 𝑙𝐴 1−𝛼 )
=
= 𝛼 − 1 𝑔𝐾 + 1 − 𝛼 𝑔𝐴
𝑔𝐾 + 𝛿
𝜕𝑡
= (1 − 𝛼)(𝑔𝐴 − 𝑔𝐾 )
Если темп роста капитала больше темпа роста производительности,
то темп роста капитала падает. В ином случае – растёт. А темп
роста производительности – константа.
29
Модель R&D
Значит, есть некоторый устойчивый темп роста капитала:
𝑔𝐾 = 0 ⇔ 𝑔𝐾 = 𝑔𝐴
Таким образом, устойчивая траектория – это ситуация с
положительным постоянным темпом роста капитала и
производительности. В этом случае темп роста выпуска выглядит
следующим образом:
𝑌 𝜕𝑙𝑛( 𝐾 𝛼 𝐴𝑙 1−𝛼 )
𝑔𝑌 = =
= 𝛼𝑔𝐾 + 1 − 𝛼 𝑔𝐴 = 𝑔𝐴 = 𝑔𝐾 = 𝜆𝑛
𝑌
𝜕𝑡
в стационарном состоянии выпуск растет с постоянным темпом!
Как и в модели AK, в этой модели обеспечивается постоянный
экономический рост даже без предпосылки об экзогенных
изменениях в производственной функции.
Постоянный рост генерируется эндогенно,
т.к. создание знаний в исследовательских
университетах никогда не прекращается и
30
не замедляется.
NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY
Модель R&D на графике
31
Модель созидательного разрушения
В модели R&D исследования происходили экзогенно:
какая-то экзогенная доля труда направлялась в этот
сектор. Но вопрос: откуда у людей стимулы заниматься
исследовательской деятельностью?
Одно из экономических объяснений предложил Йозеф Шумпетер:
основной мотив вложений в R&D – возможность получить
монопольную прибыль. Предположим, что предприниматель решил
вкладываться в R&D. С ненулевой вероятностью эти вложения
окажутся успешными, и тогда он получит патент на изобретение,
увеличивающее производительность.
В этом случае все его конкуренты проигрывают
ему в ценовой конкуренции (его издержки
ниже), и уходят с рынка. Предприниматель стал
монополистом!
Создать нельзя разрушить!
32
Модель созидательного разрушения
Но… 1) по истечении срока патента его технология становится
общедоступной, и рынок заполняют конкуренты с такой же
технологией рынок снова становится конкурентным; и
2) в каждый момент времени любой другой предприниматель
может получить от вложений в R&D более совершенную технологию, тем самым выгоняя предыдущего монополиста с рынка.
Рост подстёгивается постоянным процессом созидательного
разрушения: создавая новую технологию (вкладываясь в R&D
для получения монопольной прибыли), предприниматель
отнимает монопольную власть у предыдущего, «разрушая» его
прибыльный бизнес (выгоняя своего предшественника с рынка).
Более того, у фирмы, уже имеющей
монопольную
власть
на
рынке,
появляется стимул и возможность
активно вкладываться в инновации,
чтобы создать более производительную
технологию, чем ее потенциальные
Phillip Aghion конкуренты.
Peter Howitt
Политика правительства
в модели созидательного разрушения
Фундаментальные исследования – в модели их роль двойная:
повышают вероятность новых открытий и идей (creation);
повышают вероятность похищения бизнеса (destruction)
первый эффект сильнее.
Налоговые льготы
Защита прав собственности – снижение рисков:
потери собственности;
потери интеллектуальной собственности
Антимонопольная политика
в модели конкуренция замедляет рост, так как снижает
прибыли предпринимателей, вкладывающихся в R&D,
но… в реальной экономике распространение технологий и
конкуренция в «низкотехнологичных» секторах экономики
34
создают стимулы заниматься исследованиями