Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема лекции: “Младший школьный возраст ”
Обоснование: Младший школьный возраст является очень важной ступенью в развитии личности человека. Ребёнок в этом возрасте становится наиболее автономным, самостоятельным настраивает социальные контакты. Знание особенностей развития детей младшего школьного возраста позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем детей данной возрастной группы, его структуру и динамику.
Библиография:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 2014
2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М., 2014
3. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2005
4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М., 2011
5. Психология человека от рождения до смерти. / под ред. А.А. Реана - СПб., 2015
Характеристика аудитории: лекция предназначена для студентов психологов, педагогов, а также для всех желающих повысить свои знания в области возрастной психологии.
Цель лекции: раскрытие особенностей психологического содержание младшего школьного возраста;
Задачи: 1) расширить знания об особенностях социального развития детей младшего школьного возраста 2)развивать общее представление о ведущей деятельности детей данной возрастной группы 3) формировать представления об основных психологических новообразованиях детей младшего школьного возраста
Вид лекции:
Вводная часть:
1) Обозначается тема лекции
2) Проговариваются этапы лекционного занятия, какие аспекты будут затронуты
Основная часть:
Изложение материала, с приведением практических примеров и обращением с вопросами к аудитории для поддержания их внимания, представление материала сопровождается визуальным рядом (презентация).
Заключительная часть:
1) Приводятся выводы по теме лекции
2) Докладчик отвечает на вопросы слушателей
Дидактическое обеспечение:
Таблицы
Рисунки
Расчет времени лекции.
Содержание лекции
Время
Вводная часть
5 мин
Общая характеристика младшего школьного возраста
10 мин
Особенности социального развития детей младшего школьного возраста
15 мин
Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника
20 мин
Психологические новообразования младшего школьного возраста
15 мин
Заключительная часть
10 мин
Ответы на вопросы
5 мин
Итого: 90 минут
Содержание лекции:
Вводная часть:
Проблемами младшего школьного возраста занимались многие психологи: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдова, Ю.А. Полуянов и др. Этот возраст привлекает к себе пристальное внимание ученых потому, что он еще не до конца исследован, так как исторически выделился совсем недавно, с введением обязательного и всеобщего неполного и полного среднего образования. Младший школьный возраст - наиболее значимый этап школьной жизни ребёнка, в котором формируется общее отношение к школе, мотивация учения и многие личностные особенности человека. Знание этого возраста поможет родителям, психологам, учителям лучше сориентироваться в трудностях детей данной возрастной группы, определить виды помощи конкретному ребенку в адаптации как к учебной деятельности, так и к общению со сверстниками и взрослыми.
В данной лекции мы для начала дадим общую характеристику младшему школьному возрасту, затем обозначим особенности социальной ситуации развития, дадим определение ведущему виду деятельности, а также перечислим главные новообразования данного возрастного периода.
План лекции:
1. Общая характеристика младшего школьного возраста.
1.1. Характеристика развития психических функций в младшем школьном возрасте
2. Особенности социального развития детей младшего школьного возраста
3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника
3.1. Структура учебной деятельности
3.2. Мотивы учебной деятельности
4. Психологические новообразования младшего школьного возраста
Конспект лекции:
2) Общая характеристика младшего школьного возраста. Характеристика развития психических функций в младшем школьном возрасте
В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6–7 лет до 11–12 лет. Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. В младшем школьном возрасте в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания продолжается развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве. Младший школьник находится в других условиях - он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка в роли ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.
Ребенок, становясь младшим школьником, несмотря на подготовительный период, больший или меньший опыт учебных занятий, попадает в принципиально новые условия. Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правилам, общим для всех, приобретением научных понятий. Эти моменты, так же как и специфика учебной деятельности ребенка, влияют на развитие его психических функций, личностных образований и произвольного поведения.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. В процессе обучения изменяются познавательные процессы - внимание, память, восприятие. На первом плане - формирование произвольности этих психических функций, что может происходить либо стихийно, в виде стереотипного приспособления к условиям деятельности учения, либо целенаправленно, как интериоризация (извне вовнутрь) особых действий контроля.
Восприятие приобретает характер организованного наблюдения, осуществляющегося по определенному плану. Вначале дети испытывают трудности при восприятии нового объекта. Нужно учить детей рассматривать объект, нужно руководить восприятием. Для этого у ребенка необходимо создавать предварительное представление, предварительный поисковый образ для того, чтобы ребенок смог увидеть то, что нужно. Примеры этого просты, они вырабатываются тысячелетиями: необходимо указкой вести взор ребенка за собой.
Внимание становится целенаправленным и произвольным, увеличивается его объем, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами.
В младшем школьном возрасте наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Младшие школьники уже умеют управлять своими настроениями; они более уравновешенны, чем дошкольники или подростки. Им присущи длительные, устойчивые радостные и бодрые настроения. Эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер, формируются высшие чувства – познавательные, нравственные, эстетические.
Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности. Среди разнообразных социальных мотивов главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Другие широкие социальные мотивы - долг, ответственность, необходимость получить образование и т.п. - тоже осознаются учениками, придают смысл их учебной работе. Они соответствуют тем ценностным ориентациям, которые дети усваивают главным образом в семье.
3) Особенности социального развития детей младшего школьного возраста
В отечественной психологии специфика каждого возраста, каждого возрастного этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных новообразований.
С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей («ребенок - взрослый - задача»)
Центром социальной ситуации развития становится учитель. Учитель - это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.
Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность - учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими.
Рис. Таблица социальная ситуация развития (см. Приложение)
4) Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника
Учебная деятельность становится ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте. Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.
Вопрос аудитории: Как, по-вашему, можно охарактеризовать учебную деятельность?
Обычно говорят, что это деятельность по усвоению знаний. Но в игре ребенок тоже усваивает знания. В школьном возрасте усвоение знаний является продуктом деятельности, направленной на освоение науки и культуры, т. е. знаний, накопленных человечеством. Они не даны как кубики, с которыми можно манипулировать, они абстрактны, теоретичны. Предметы науки и предметы культуры – это особые предметы, с которыми надо научиться действовать. Поэтому центральная задача начальной школы – формирование умения учиться.
Что является предметом учебной деятельности? Так как результатом учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие, то есть предметом изменений в учебной деятельности становится сам ребенок – как субъект, осуществляющий эту деятельность. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал» Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет.
Структура учебной деятельности (по Эльконину) включает: 1) учебно-познавательные мотивы; 2) учебные задачи; 3) учебные действия; 4) действия контроля; 5) действия оценки. Рис. Структура учебной деятельности (см. Приложение)
1. Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте:
• познавательные, т. е. направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования;
• социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
• узколичные – получить хорошую отметку, заслужить похвалу.
Ребенок приходит в школу с мотивом «стать школьником», получить новый более взрослый статус. И на первых порах мотивирующая сила этой тенденции может быть поразительно сильна. Однако через некоторое время позиция школьника становится привычной, и указанный мотив постепенно теряет побуждающее значение.
Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения.
2. Учебная задача – это представление о том, что предстоит освоить, чем предстоит овладеть. В отличие от конкретно-практического задания, например, решить примеры на сложение двух чисел, учебная задача носит более общий характер, например, научиться сложению с переходом через десяток. Собственно учебная задача предполагает овладение общим способом решения целого класса частных практических заданий.
3. Учебное действие – это приемы учебной работы, то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.
4. Действие контроля – это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу. Основное направление развития контрольной части деятельности связано с постепенной передачей самому учащемуся функций контроля во все более расширяющейся сфере.
5. Действие оценки и самооценки связано с определением того, достиг ли ученик результата или нет, насколько успешно выполнена задача.
Учебная деятельность не дана ребенку с самого начала, ее нужно построить. На начальных этапах она осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. Сначала все делает учитель. Лишь постепенно учитель включает учащегося в структуру учебной деятельности для самостоятельного выполнения отдельных элементов. Процесс развития учебной деятельности – это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев.
5) Оо
Обухова выделяет следующие основные новообразования:
• Произвольность и осознанностьвсех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий - всех, кроме интеллекта.
• Интеллект еще не знает самого себя.
• Осознание своих собственных изменений, рефлексия, в результате развития учебной деятельности.
• Развитие системы собственных отношений ребенка с окружающими.
Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.
Приложение:
1) Социальная ситуация развития
2) Структура учебной деятельности