Межличностные коммуникации в процессе командообразования.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №3.
Межличностные коммуникации в процессе командообразования.
1. Межличностные коммуникации .
2. Игры в деловых коммуникациях. И как в них не играть
Хочу представить Вашему вниманию ещё одну модель строения психики, предложенную основателем трансактного анализа, Эриком Берном (3). Эта модель приближает нас не только к ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ («я понимаю, для чего живу»), НО И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ («я могу реализовать своё понимание жизни в обществе, в сотрудничестве с другими людьми»).
Трансактный анализ является практическим направлением психологии 60-х годов ХХ века. Он создан как пособие для людей, имеющих проблемы в общении (деловыми коммуникациями в том числе), самовыражении и построении близких отношений, т.е. направлен на повышение социальной компетентности.
Максимально полезно и полно о трансактном анализе написано в книге Шмидта «Искусство общения». Эта книга будет в рассылке. Начинайте читать, там всего 52 страницы с картинками . На прочтение даётся 2НЕДЕЛИ.
Итак, наблюдая за поведением людей, Берн обращает внимание на тот факт, что один и тот же человек в разных ситуациях ведёт себя как Родитель (заботливый или критический), Ребёнок (свободный, бунтарский или приспосабливающийся) или как Взрослый благоразумный, уравновешенный человек. При этом у человека меняются жесты, мимика, темп и тембр речи, даже словарный запас. Самая быстрая часть психики – это Ребёнок. Находясь в нём, человек бурно радуется, грустит, творит, бунтует, плачет, делает открытия. Второе по «расторопности» состояние – Родитель. Родитель является носителем норм, правил поведения, проверенных временем решений, ограничений и наставлений, высказываемых в более заботливой или более критичной форме. Самая медленная по времени проявления и по способу выражения, самая спокойная и здравомыслящая составляющая нашей психики – это Взрослый.
Следует отметить, что все три составляющие психики схожи с ОНО, Я и СВЕРХ-Я и имеют своё место расположения в Вашем теле. Так Ребёнок расположен выше плечевого пояса. Поднимите обе руки вверх, потрясите кистями и заметьте, что улыбаться в таком положении более физиологично и приятно, чем делать хмурое или серьёзное лицо! Все болезни, возникающие в районе верхушек лёгких, пищевода, гортани, глаз, ушей, носа, рта – это заболевания Ребёнка в Вас. Заболевания сердечно - сосудистой системы, проблемы с давлением – это болезни Заботливого родителя. Заболевания органов пищеварения – это болезни Критического Родителя, уж слишком многое Вы не перевариваете. Так что теперь Вы можете сами себя продиагностировать и понять причины собственного нездоровья. Где же тогда находится этот безэмоциональный, уравновешенный и рассудительный Взрослый? В солнечном сплетении! Помните, как там что-то сжимается, когда Вы делаете, думаете или говорите глупости? И наоборот, как разливается тепло в солнечном сплетении, когда принято правильное решение! Кстати, когда Вы наслаждаетесь видами природы, вдыхаете приятные ароматы или просто глубоко дышите животом, Вы чувствуете себя прекрасно, а Взрослый в Вас расправляет плечи.
В психике каждого человека есть Родитель, Взрослый и Ребёнок. Конфликты в процессе общения возникают так: пришли Вы поговорить со своим начальником как Взрослый со Взрослым, спокойно, взвешенно, по существу, а начальник накричал на Вас как Критический Родитель на
Приспосабливающегося Ребёнка. Или Вы как Заботливый Родитель обратились к ученику, надеясь услышать в ответ Свободного Ребёнка, а получили ответ из Бунтарского Ребёнка, направленный в Вашего Приспосабливающегося Ребёнка. Произошло пересечение трансакций, Ваши ожидания были обмануты, это и приводит к конфликту.
Прошу обратить Ваше внимание на то, что, по сути, конфликты возникают из «обманутых ожиданий». Больше всего ожиданий у Родителя (заботливого и критического), потому, что так надо, а так не надо себя вести, это можно, а это нельзя! Много ожиданий у Бунтарского Ребёнка: дайте, я хочу это! Приспосабливающийся Ребёнок чаще ожидает «плохого», поэтому капризен, конфликтен. Меньше всего ожиданий у Взрослого и Свободного Ребёнка, они оба открыты опыту, происходящим событиям.
Чем же особенно привлекателен Трансактный анализ? Тем, что всегда ВИДНО в каком состоянии (Родителя, Взрослого или Ребёнка) находится человек, стоящий перед Вами. Это видно по темпу речи, тембру голоса, жестам. И всегда МОЖНО ПОНЯТЬ СВОЁ СОСТОЯНИЕ. И, сделав глубокий вдох, пробудив Взрослого, спокойно уйти от пересекающихся трансакций, не вступать в конфликт, оставаться толерантным. Под толерантностью часто ошибочно понимают способность терпеть, сдерживаться. Но Вы сами прекрасно знаете, как это вредно, или «разорвёт» или переродится во что-то вовсе неудобоваримое. Толерантность – это устойчивость к внешнему воздействию, способность согласиться с тем, что существует другое мнения, умение выслушать это другое мнение, сверить со своим, возможно, изменить своё или остаться при своём мнении, в любом случае – это способность оставаться самим собой и действовать в соответствии со своей совестью. Делай, что должен, и будь, что будет. Собака лает, а караван идёт!
2. Игры в деловых коммуникациях и как в них не играть. Формирование устойчивости к манипулятивному воздействию.
Самое лучшее – честно и прямо сказанное слово
Уильям Шекспир
Игры – это цепочка трансакций, которая всегда заканчивается предсказуемым результатом: ссорой и неприятным осадком.
В игры играть очень привычно для большинства людей. Без них мы можем даже начать ощущать некую скуку, т.к.
в игры вкладывается много эмоций и они потом смогут послужить темой для обсуждения «этого негодяя» и «как она могла» с третьими лицами. О как!!!
Существуют признаки начала игры, так называемы уловки:
1. Игра всегда начинается не вовремя. Например, сложный разговор с уставшим человеком, интимные разборки в присутствии третьих лиц, серьёзные проблемы решаются на бегу.
Ваша задача – почувствовать дискомфорт несвоевременности!
2. Часто используют для начала игры обобщающие слова:
«всегда, ты вечно, никогда, только на минуточку, никто, каждый…»
Ваша задача – проанализировать эти высказывания из состояния «Взрослый», вдох-выдох, сохранять спокойствие, не нападая и не обороняясь.
3. Игра никогда не сможет начаться, если Вас не подцепят на крючок Ваших предрассудков . Предрассудки находятся в Вашем Сверх-я и относятся к ролям «Хороший родитель», «Хороший начальник», «Настоящий лидер» и т.д.
Если Вас «зацепило уловкой за крючок предрассудков» , то через скрытые трансакции дотащит до пересекающихся трансакций и ошеломления от ощущения абсурдности и неправильности всего происходящего. Впереди финиш: полезный эффект от игры.
Полезным эффектом могут являться:
1. Привлечение к себе внимания, возможно даже негативного (всё лучше, чем полное невнимание).
2. Из-за скандала удалось избежать чего-то более страшного ( Вам что-то не поручат; после того, как Вас «так обидели» ругать уже не будут; Вы хлопнули дверь и пошли туда, куда хотели, но прямо попросить об этом боялись и т.д.)
3. Вы подтвердили свою позицию ( «Мой начальник - дурак», «С ней невозможно разговаривать», «Вечно я сама должна это делать» и т.д.
Если Вы знаете тот полезный эффект, который хотите достичь сами или ваш партнёр, то у Вас ВСЕГДА есть возможность попросить или дать желаемое, не включаясь в игры!!!
Ещё одну возможность провести анализ игр даёт драматический треугольник, созданный Карпманом на основе анализа театральной драмы, в которой классическими являются роли жертвы, преследователя и избавителя. Если все три роли человек берётся играть сам, то , перегрузившись эмоционально, сам того не желая, становится манипулятором!
Важным элементом человеческого общения является то, что люди помогают друг другу, поддерживают. Обычно налицо соглашение – один человек недвусмысленно просит помочь, другой готов оказать помощь. Так осуществляется открытая прямая коммуникация. Но! Если Вы делаете для человека то, что он сам может сделать, и Вас не просил, то Вы сами вступили в игру и Вас ждёт разочарование. Понимая, что он может сам и «понимая, что Вы должны помочь» ( голос из Сверх-Я ), Вы сами образуете в себе внутренний раскол!
Типичные игры в сфере труда:
1. Да, но
2. Позор(преследователь)
3. Сам увидишь, что из этого получится
4. Я глуп
И т.д. Содержание и форма этих игр рассматривается у Берна и Шмидта подробно
Как не играть?
1. Действовать на уровне взрослого
2. Видеть игнорируемую реальность : место, время, люди…
3. Раскрывать скрытые уровни трансакций
4. Игнорировать скрытые крючки: Вы вечно, всегда, никогда, у всех, опять и т.д.
5. Цветочная стратегия: старайтесь придерживаться темы разговора.
6. Закон трёх отрицаний: НЕ думай, НЕ говори и НЕ делай то, о чём тебя не просили прямо!
7. Говорите прямо и откровенно, понятийно, называя вещи своими именами, спрашивайте, уточняйте…
Очень важно понять, что почти все люди играют в игры бессознательно, они так привыкли общаться, они не умеют по-другому.
Станьте примером открытого полноценного общения, дарите безусловные поглаживания!
«Если есть проблемы с доверием, то единственный Ваш аргумент – честность!»
Будьте прямы и последовательны. Со временем Вас воспримут как открытого и надёжного человека. Выход из игры всегда требует наличия у Вас сил – копите их. Помогайте другим, когда испытываете в этом искреннюю потребность. Дышите, гуляйте, высыпайтесь… Хюгге вам в помощь