Международный договор: понятие, виды
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1. Международный договор. Понятие. Виды. Наименования. Определение договора в Венской конвенции о праве международных договоров. Кто обладает договорной правоспособностью? Что такое pacta sunt servanda? Что означает этот принцип?
В доктрине международного права под международным договором подразумевается международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования1.
По форме заключения договоры бывают письменными и, что редко, устными (так называемые джентльменские соглашения). Устные договоры не имеют текста, не подписываются и не ратифицируются. Обычно приводят такие примеры: 1) в 1934 г. СССР и Монголия в устном соглашении договорились о поддержке в случае нападения какого-либо третьего государства. Впоследствии в 1946 г. они заключили договор в письменной форме.
По числу участников - двусторонние и многосторонние договоры.
По срокам действия - срочные, бессрочные или договоры на определенный срок.
По характеру сторон - договоры между государствами и международными межправительственными организациями.
По объекту регулирования и предметному содержанию - политические (договоры о взаимопомощи, дружбе и др.), экономические (торговые, соглашения о научно-техническом сотрудничестве и т.п.), соглашения по специальным вопросам (в области связи, транспорта, об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и др.).
По кругу участников - открытые и закрытые.
Среди многосторонних договоров выделяются общие договоры, или договоры универсального характера. В Декларации об универсальности дано определение общих многосторонних договоров. Это договоры о кодификации и прогрессивном развитии международного права, объекты и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом. Общий многосторонний договор как кодифицирующий акт помогает становлению отрасли или института международного права.
Международное право не предполагает общеобязательной формы договора и его наименования. Об этом говорит и практика регистрации международных договоров в ООН в соответствии со ст. 102 Устава: «Всякий договор и всякое международное соглашение, заключенное любым членом Организации после вступления в силу настоящего Устава, должны быть, при первой возможности, зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы».
Вместе с тем международная практика заключения договоров позволяет выделить следующие виды: договор, конвенция, соглашение, акт, пакт, протокол, устав, хартия, статут, декларация, коммюнике, меморандум, заявление, обмен нотами, обмен письмами, договоренность.
Венская конвенция 1969 г. о праве международных договоров содержит легальное определение договора в качестве международного соглашения, заключенного между государствами в письменной форме и регулируемого международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
В 1986 г. была принята Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, которая расширила содержание понятия «международный договор» в международном публичном праве за счет включения в состав субъектов, уполномоченных заключать международные договоры, международных организаций. Так, Венская конвенция 1986 г. в статье 2 раскрывает понятие договора в качестве международного соглашения, регулируемое международным правом и заключенное в письменной форме:
- между одним или несколькими государствами и одной или несколькими международными организациями;
- между международными организациями, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Международная договорная правоспособность вместе с дееспособностью является элементом более общей категории – международной правосубъектностью. Следовательно, договорной правоспособностью в международном праве обладают субъекты международного права – государства и международные организации.
Принцип «pacta sunt servanda» закреплен в ст. 26 Венской конвенции. В соответствии с данным принципом каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.
2. Международный обычай. Его юридическое значение, специфика образования. Соотношение международного договора и международного обычая.
Международный обычай - термин, используемый для обозначения как одного из основных источников международного права, так и самих норм международного права, возникающих не в результате целенаправленного правотворческого процесса и существующих не в письменной форме. На эти два значения указанного термина не обращают внимания, поскольку форма и содержание международного обычая неразрывно друг с другом связаны. Строго говоря, международный обычай - форма существования определенной категории норм международного права, их источник, а содержание международного обычая - нормы международного обычного права.
Признаки международно-правового обычая:
- норма обычного права не сформулирована в письменном виде;
- продолжительность существования практики, она выводится из поведения государств и исторических прецедентов;
- единообразие, постоянство практики;
- всеобщий характер практики, которая формируется в процессе повторяющихся и согласованных действий государств;
- продолжительность во времени;
- убежденность в правомерности и необходимости правового обычая и его признание государствами.
Самое главное для понимания процесса формирования международно-правового обычая: практика государств и признание ими юридической силы обычая, или, иначе, должна быть юридическая убежденность (opinio iuris), понимание того, что возникшее правило является нормой международного права. Не случайно в п. «b» ст. 38 Статута Международного суда ООН закреплено, что Суд применяет «международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Практика должна быть определенной, единообразной, чтобы из нее можно было вывести общее правило. И если другие государства молчат, не протестуют, не возражают, то это означает, что сформировалась норма, признанная государствами как источник международного права.
Так, например, ни одно государство не выразило протеста, возражения против запуска и спуска космических аппаратов. Тем самым государства молчаливо признали, что возникла новая международная деятельность в связи с освоением космического пространства и, следовательно, новые международные отношения, требующие правового регулирования, вначале в форме правового обычая, а затем - международного договора. В 1967 г. был заключен Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
Оба источника являются соглашением и двумя равными источниками. В правовом обычае, как правило, содержится одна норма, а в международном договоре - несколько. Чаще всего обычай перерастает в договор, что видно на примере таких отраслей, как дипломатическое, морское право, право вооруженных конфликтов.
С другой стороны, международный договор может быть правовым обычаем; это бывает тогда, когда государства не дали согласия на юридическую обязательность договора, конвенции, но молчаливо соблюдают нормы, закрепленные в этих источниках. Например, СССР ратифицировал Венскую конвенцию о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. только в 1986 г., однако он все время соблюдал положения Конвенции. Закон СССР «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР» 1978 г. был принят в соответствии с положениями Венской конвенции.
3. Акты международных конференций. Основания их квалификации как источников МП. Характеристика актов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Акты международных конференций выступают вспомогательным источником международного права. Следует отметить, что не все заключительные акты конференций содержат международно-правовые нормы.
Иногда в заключительный акт конференции включается окончательный вариант текста договора, разработанного на этой конференции. В этом случае источником права будет считаться не сам акт конференции, а включенный в него договор после процедуры его ратификации, т.е. одобрение текста соответствующего договора в ходе соответствующей международной конференции еще не делает его обязательным для участвующих государств, т.к. уполномоченные представители государств только лишь высказывают свое согласие с формулировками текста договора.
На международных конференциях обычно принимаются акты двух видов: содержащие материалы текущей работы и подводящие итоги их работы. К первой группе относятся протоколы заседания, ко второй - документы международно-правового характера (договоры, конвенции и т.д.). Необходимо различать такие акты процедурного характера и акты, принимаемые по существу рассматриваемых в ходе работы конференции вопросов.
Результаты работы успешно завершившейся международной конференции выражаются в актах с различным правовым значением, имеющих самые разнообразные наименования. Общепризнанной классификации таких наименований не существует. Выбор наименования часто связан с политическими или случайными соображениями и, как правило, не имеет юридического значения. Международное право не содержит норм, предписывающих какую-либо обязательную форму (или ее важный элемент - наименование) актов международных конференций. Некоторые наименования в результате длительной практики их употребления стали относительно постоянными для определенных видов актов, принимаемых на конференциях. Так, заключительными актами чаще называются документы, содержащие основные характеризующие конференцию факты. Акты конференции, которые, как правило, нацелены на создание норм международного права, все чаще именуются конвенциями, а те, которые содержат рекомендации государствам или международным организациям, - резолюциями.
Конвенции, принятые конференцией, могут быть обязательными для ее участников сразу же с момента их подписания, либо после ратификации, либо в точно установленный срок после депонирования определенного числа ратификационных грамот. Неподписание конвенции означает, что государство не считает себя связанным заключенными в ней положениями.
В качестве источников международного права следует рассматривать лишь те акты конференций и совещаний, в которых зафиксированы международно-правовые нормы. В их числе, например, документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ): Заключительный акт 1975 г., Стокгольмский Итоговый документ 1986 г. и др.
Правовую природу актов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе наиболее наглядно отражает Заключительный акт СБСЕ 1975 г., который совмещает рекомендации по вопросам экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества и нормативные положения о принципах, которыми государства-участники должны руководствоваться во взаимных отношениях.
Неоднократные ссылки в последующих договорах на Заключительный акт и другие документы СБСЕ сформулированы так, что не оставляют сомнений в признании их юридической силы и нормативности, а это свидетельство статуса данных актов как источников международного права.
II. Понятие, значение и классификация основных принципов международного права. В каких международных документах закрепляются принципы международного права? Что такое нормы jus cogens?
Принципы международного права - общепризнанные нормы международного права наиболее общего характера. В основном они носят императивный характер и содержат обязательства erga omnes, т.е. обязательства в отношении всех и каждого из членов межгосударственного сообщества.
Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН.
Содержание принципов современного международного права раскрывается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларации принципов, которыми государства-участники руководствуются во взаимных отношениях, содержатся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.
Значение принципов международного права заключается в том, что они объединяют нормы международного права разных уровней, распространяющие свое действие на тех или иных участников межгосударственных отношений, в единую правовую систему. Они представляют собой своеобразное цементирующее начало среди огромного количества норм международного права, обязывающих различных его субъектов.
Все принципы международного публичного права можно классифицировать в три группы: основные, общеотраслевые, межотраслевые принципы.
Основные принципы действуют во всех без исключения отраслях современного международного права. В Уставе ООН (ст. 2) закреплены семь основных общепризнанных принципов международного права: - принцип суверенного равенства ее членов; - принцип добросовестного выполнения принятых на себя по настоящему Уставу обязательств; - принцип мирного разрешения международных споров; - принцип нерушимости территориальной целостности государств; - принцип неприменения силы; - принцип равноправия и самоопределения народов; - принцип уважения прав человека.
Общеотраслевые принципы пронизывают подотрасли и институты конкретной отрасли международного права. Например, в космическом праве таким принципом является «космическая среда – общее достояние человечества», в морском праве – принцип свободы открытого моря.
Межотраслевые принципы регламентируют правоотношения двух и более отраслей международного права. Например, принцип постоянного(неотъемлемого) суверенитета государств над природными ресурсами является принципом международного экономического права, международного морского права, международного торгового права.
Если исходить из метода правового регулирования, то на первое место можно поставить дозволяющие принципы, затем запрещающие и после них предписывающие. Только один из них может быть отнесен к дозволяющим - принцип суверенного равенства государств, и то с определенными оговорками, поскольку имеет элементы предписательного характера. К запрещающим принципам можно отнести принципы невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств, и неприменения силы. Предписывающими являются принципы мирного разрешения международных споров, территориальной целостности и неприкосновенности государств, равноправия и самоопределения народов, уважения прав человека, добросовестного соблюдения взятых на себя международных обязательств и сотрудничества.
Общеизвестно и признано, что принципы Устава ООН носят характер jus cogens (обязательны для всех государств) и не могут быть отменены или изменены государствами ни индивидуально, ни по соглашению между собой.
III. Опишите функции МП во внутригосударственной сфере.
Приведите примеры НПА РФ, где есть ссылка на нормы МП (3-5 примеров).
Регулятивная функция заключается в способности ориентирования норм внутригосударственного права, использующихся в правовой системе Российской Федерации в целях их согласованного, совместного применения. В нашем законодательстве содержится немало предписаний, согласно которым тот или иной порядок деятельности определяется, те или иные отношения регулируются, а компетентные органы руководствуются нормами международного права.
Правотворческая функция заключается в возможности заимствования норм международного права и дальнейшего их использования при подготовке нормативных правовых актов в целях совершенствования национальной системы законодательства.
Правореализационная функция заключается в возможности распространения сферы действия фундаментальных норм международного права на территории конкретного государства и их последующей реализацией субъектами внутригосударственных правовых отношений.
Примеры НПА РФ.
1.Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» пункт 1 статьи 37. В случае введения в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом чрезвычайного положения федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, согласно международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в трехдневный срок уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и информирует Генерального секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по указанным международным договорам, об объеме этих отступлений и о причинах принятия такого решения.
2.Пункт 2 статьи 3 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». Для целей настоящего Федерального конституционного закона в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.
3.Трудовой кодекс РФ, абзац 1 статьи 360. Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.