Международные экономические отношения; мировое хозяйство; мировая торговля
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 10. Международные экономические отношения
10.1 Мировое хозяйство
10.2 Мировая торговля
10.3 Международное перемещение факторов производства
10.4 Валютные отношения
10.5 Международная экономическая интеграция. Глобализация
10.1 Мировое хозяйство
В экономической литературе нет единого подхода к понятию «мировое хозяйство». В одних случаях прослеживается понятие мировое хозяйство, в других – мировая экономика, в-третьих – всемирное хозяйство. В отечественной литературе можно выделить несколько подходов к раскрытию содержания этих понятий.
Наиболее распространено понимание мирового хозяйства как совокупности национальных хозяйств, взаимосвязанных системой международного разделения труда, экономических и политических отношений. В этом определении основными составными частями выступают национально обособленные страны вне зависимости от того, идет их производство на внутренний или внешний рынок. При таком подходе затушевываются причины, которые определяют взаимосвязи, состояние и перспективы развития мирового хозяйства.
Согласно другой точке зрения, мировая экономика трактуется как система международных экономических взаимоотношений, как общая, универсальная связь между национальными хозяйствами. Подобной концепции придерживаются многие западные исследователи, в частности, считая, что международная экономическая система включает и торговлю, и финансовые отношения, а также неравное распределение капитальных ресурсов и рабочей силы. В данном случае из поля зрения исследователей выпадает производство, которое во многом определяет международные экономические взаимосвязи.
Несмотря на это все исследователи признают, что мировое хозяйство представляет собой определенную систему. В основе этой системы – международное и национальное (ограниченное рамками отдельных государств) производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Мировое хозяйство относится к числу сложных систем, характеризующихся множественностью составляющих ее элементов, иерархичностью, многоуровневостью, структурностью, неравномерностью экономического развития.
Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, способные по своим возможностям (финансовым и материальным) организовать производственную деятельность в международном масштабе и обладающие определенными международными правами и обязанностями (национальные государства, транснациональные корпорации, региональные интеграционные экономические объединения, международные экономические организации). Основным субъектом мирового хозяйства является государство, представляющее собой форму политической и экономической организации общества, отражающую интересы своего населения.
Мировое хозяйство является исторической и политико-экономической категорией. Это объясняется тем, что каждому конкретному историческому этапу соответствуют определенные масштабы и уровень производства, интернационализации хозяйственной жизни и социально-экономическая структура.
Выделяют следующие этапы формирования мирового хозяйства:
1-й этап – ХV–ХVII вв. На этом этапе идет зарождение мирового рынка: революция цен, бурное развитие мануфактурного производства, появление колоний.
2-й этап – ХVIII–ХIХ вв. В этот период происходит формирование и развитие мирового рынка: зарождение и развитие мирового разделения труда, промышленный переворот (революция), переход к фабричной системе организации производства и управления, буржуазные революции.
3-й этап – конец XIX – середина XX в. На этом этапе идет формирование системы мирового хозяйства на основе крупного машинного производства, происходит электротехническая революция, экономический раздел мира, миграция капитала, антиколониальное движение, международное перемещение товаров и факторов производства, развитие мирового воспроизводственного процесса.
Таким образом, мировое хозяйство как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих национальных экономик исторически сформировалось на рубеже XIX–XX вв.
4-й этап – современный, середина XX – начало XXI в. Происходит завершение распада колониальной системы и обретение национальной независимости десятками новых суверенных государств, распад системы социализма и трансформация бывших социалистических стран к новым рыночным отношениям. С другой стороны, он характеризуется функционированием системы общемирового разделения труда, усилением взаимозависимости экономик всех стран, формированием глобальной экономической системы.
На современном этапе можно выделить следующие основные тенденции развития мирового хозяйства:
- постиндустриализация, попытки преодоления разрыва в уровнях развития, перегруппировка стран мир и изменение соотношения сил;
- интернационализация производства и капитала;
- глобализация и транснационализация хозяйственной жизни;
- регионализация и интеграция;
- либерализация хозяйственной жизни в мире;
- решение глобальных проблем (мировой финансовый кризис, глобальное изменение климата, глобальный протекционизм).
Развитие современного мирового хозяйства определяют закон предложения и спроса, закон интернационализации производства, закон стоимости, закон международной конкуренции, закон неравномерности экономического развития, закон соответствия уровня развития продуктивных сил характеру производственных отношений, закон экономии времени.
Таким образом, на протяжении последних десятилетий складывается новая модель мирового хозяйства – система многомерных экономических взаимодействий и взаимозависимостей национальных и негосударственных структур.
Органической частью мирового хозяйства являются международные экономические отношения, интенсивное развитие которых приходится на вторую половину XX в.
Международные экономические отношения (МЭО) – экономические связи между хозяйствующими субъектами различных стран. В систему МЭО входит также механизм реализации этих связей, который включает в себя правовые нормы и инструменты по их реализации (международные договоры, соглашения, «кодексы», хартии и др.); соответствующая деятельность международных экономических организаций, направленная на реализацию целей по развитию международных экономических отношений. Основой развития МЭО является международное разделение труда.
В качестве объектов МЭО выступают: товары и услуги, обращающиеся в международной торговле; непосредственные связи по специализации и кооперированию в области производства и научно-технических работ; многостороннее и разнообразное сотрудничество стран и международных организаций в области решения глобальных проблем.
Субъекты МЭО – хозяйствующие агенты разной национальной принадлежности, международные правительственные и неправительственные организации, сделки между которыми носят трансграничный характер.
Субъектами МЭО выступают:
• на микроэкономическом уровне: мелкие и средние предприятия; физические лица, осуществляющие внешнеэкономические операции;
• на макроэкономическом уровне: отдельные страны (их региональные и муниципальные субъекты); интеграционные объединения стран и регионов; крупные города и отдельные области (регионы) разных стран;
• на обоих уровнях: крупнейшие международные, торговые, финансовые, промышленные корпорации; институциональные инвесторы (инвестиционные, пенсионные и другие фонды, страховые, трастовые компании);
• на наднациональном уровне: международные экономические и финансово-кредитные организации; наднациональные институты.
В настоящее время формы МЭО существенно расширились. При этом основное их расширение произошло в период с конца 60-х до середины 80-х гг. прошлого века. В то же время продолжают действовать формы МЭО, которые сложились в конце XIX – начале XX в. Прежде всего это касается внешней торговли, вывоза капитала, валютных отношений.
В современных условиях основными формами МЭО являются:
• внешняя и мировая торговля;
• валютные и платежно-расчетные отношения;
• кредитные отношения;
• миграция и вывоз капитала;
• создание и развитие ТНК и кредитно-финансовых институтов;
• научно-техническое и производственное сотрудничество;
• международные интеграционные процессы;
• международная миграция рабочей силы;
• межгосударственное регулирование МЭО;
• деятельность международных экономических институтов.
10.2 Мировая торговля
Исторически первая форма МЭО – внешняя и мировая торговля, которая в настоящее время занимает важное место в мировой экономике. Она является основным фактором развития национальной экономики. Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI–XVIII веках. Впервые термин «международная торговля» использовал итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти в XII веке, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии».
Международная (мировая) торговля – система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Международная торговля – это сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Международная торговля состоит из двух встречных потоков: экспорта и импорта товаров, - и характеризуется торговля торговым сальдо и торговым оборотом.
Торговое сальдо – разность стоимостных объемов экспорта и импорта. X – экспорт. (I)m – импорт. X-M= торговое сальдо (ТС)
Торговый оборот – сумма объемов экспорта и импорта. X+M= торговый оборот (ТО)
По принятым в мире стандартам статистики, ключевым элементом для признания международной торговли, а продаже товара экспортом или импортом является факт пересечения товаром таможенной границы государства и фиксация этого в таможенной отчетности, при этом меняет товар собственника или нет, не имеет значения.
В основе объединения национальных государств в мировой рынок и развития мировой торгоали лежит международное разделение труда (МРТ) – это специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которыми страны обмениваются между собой. МРТ определяется многими факторами и развивается под воздействием различных условий производства в странах мира:
- Климатические зоны;
- Наличие природных ресурсов;
- Наличие трудовых ресурсов;
- Наличие капитала;
- Наличие технических знаний.
МРТ – высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающие устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах.
Международная торговля остается ведущей формой международной экономики. Номинальный стоимостной объем международной торговли обычно выражается в долларах, в текущих ценах и сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам.
Основные черты современной международной торговли:
1) Развитие международной торговли идет опережающими темпами по сравнению с ростом производства.
2) Снижение доли сырьевых товаров и возрастание доли готовых или конечных товаров.
3) Возрастает доля в международной торговле новых индустриальных стран (НИС).
4) Возрастание значения научно-технических знаний; основным объектом торговли является лицензия, а также сделки know how.
5) Увеличился объем торговли услугами, кроме традиционных услуг (туризм и транспорт) возник, и развиваются новые виды услуг (информация, консалтинг).
6) Увеличилась торговля на базе совместных предприятий: коммерческо-сбытовая, посредничество, консультация.
7) Расширение участия мелких и средних фирм в международной торговле.
8) Неравномерность международной торговли по региону.
Внешнеторговая политика любого государства – важнейшая составная часть общеэкономического курса правительства ( в широком смысле). В узком плане - это одна из сфер бюджетно-налоговой деятельности, связанная с регулированием объемов, товарной структуры и географической направленности экспортно-импортных товаров.
Главной задачей ее является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для расширенного воспроизводства внутри страны и увеличения национального богатства. Выделяют две тенденции в современной внешнеторговой политике:
1) переход государств к открытости национальных экономик, то есть либерализация режима внешней торговли;
2)сохранение элементов обособленности, изолированности, закрытости мирового рынка, то есть осуществление протекционистских мер.
Средства регулирования внешней торговли государством можно свести к двум основным типам по характеру воздействия на товарные потоки – это экономические средства и административные.
При использовании экономических или тарифных методов производитель и потребитель руководствуется, прежде всего, ценовыми пропорциями, качеством и условиями экспорта-импорта товаров и ресурсов.
При использовании административных или нетарифных методов рыночный механизм испытывает давление со стороны государственных органов, решения и действия которых во многом определяют выбор производителя и потребителя.
Тарифные методы выполняют следующие функции:
- фискальную – получение дополнительных финансов в бюджет;
- стимулирующую – развитие контактов с зарубежными партнерами;
-протекционистскую – создание благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей.
Нетарифные методы – инструменты воздействия на товарооборот, как влияние на ограничение объема и номенклатуры ввозимой или вывозимой продукции.
В настоящее время государственное регулирование внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов, причем роль тарифных уменьшается, что обусловлено стратегической задачей, поставленной перед странами-участниками ВТО о поэтапной ликвидации тарифных ограничений в торговле. Значение нетарифных методов возрастает в связи с расширением, так называемой выборочной протекционистской торговой политикой.
Таможенная пошлина – это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при экспорте или импорте товара и который является условием импорта или экспорта.
Таможенные пошлины выполняют три функции:
- фискальную, ее выполняют и экспортные, и импортные пошлины (пополнение доходной части бюджета);
- протекционистскую, ее выполняют импортные пошлины (защита внутреннего рынка от иностранных товаров);
- балансировочную, ее выполняют экспортные пошлины с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров (регулирование внутри страны спроса и предложения на экспортируемые товары).
Нетарифные методы как инструменты тарифной политики считаются более приемлемыми. Во-первых, они не являются дополнительным налоговым бременем для населения. Во-вторых, они не регулируются международными соглашениями. В-третьих, они очень разнообразные, их очень много.
Выделяют следующие группы нетарифные ограничения:
- количественные ограничения – это основные нетарифные методы торговой политики, которые включают квотирование, лицензирование, «добровольное ограничение экспорта».
- методы скрытого протекционизма – разнообразные барьеры нетаможенного характера, выдвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной властью. Это – технические барьеры, внутренние налоги и сборы с иностранных товаров, политика в рамках государственных закупок, требование о содержании местных компонентов.
- финансовые методы – субсидии, кредитование, демпинг.
- неэкономические методы – торговые договоры и соглашения.
Можно выделить следующие аргументы «за» протекционизм.
1) Стимулирование производства и увеличение занятости. Но в то же время политика протекционизма ограничивает конкуренцию и создает условия для сохранения этого положения. С другой стороны, хотя импорт и сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно создает и новую занятость, связанную с закупкой, продажей и послепродажным обслуживанием импортного товара.
2) Защита молодых отраслей, то есть протекционизм необходим как временная мера, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли смогли сформироваться и укрепить свои позиции. Здесь можно привести и отрицательные моменты. Во-первых, очень трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протекционизм в относительно молодых отраслях значительно снижает стимулы к повышению их эффективности, поэтому период становления может затянуться. В-третьих, предоставление льгот молодым отраслям будет более эффективным средством поддержки, чем внешнеторговый протекционизм.
3) Увеличение доходов государственного бюджета, то есть получение дополнительных средств в бюджет. Но поступления в бюджет очень сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене. И при высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.
4) Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Очень сложно определить отрасли, необходимые для обеспечения национальной безопасности. К ним может быть отнесена любая отрасль.
Аргументы «против» протекционизма.
1) Обострение межгосударственных противоречий. Политика протекционизма всегда вызывает ответные меры со стороны торговых партнеров, и экономические противоречия между странами могут обостриться до торговых войн.
2) Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса. Сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, протекционистская внешнеторговая политика неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению, а это стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате ухудшается платежный баланс страны, что имеет отрицательные макроэкономические последствия.
10.3 Международное перемещение факторов производства
Международную миграцию капитала можно определить как движение стоимости в денежной и(или) товарной форме из одной страны для получения более высокой прибыли в стране-импорте капитала. Иначе это можно выразить как встречное движение капиталов между странами, приносящее их собственникам соответствующий доход.
Движение капитала значительно отличается от движения товаров. Внешняя торговля сводится к обмену товарами как потребительными стоимостями. Вывоз капитала представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны.
На макроуровне движения капитала – межгосударственный перелив капитала. Статистически он отражается в платежном балансе стран.
На микроуровне движения капитала – движение капитала внутри международных компаний по внутрикорпорационным каналам.
Причиной вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране, его перенакопление. Основные причины вывоза капитала:
1) несовпадение спроса на капитал и его предложение в различных звеньях мирового хозяйства;
2) возможность освоения местных товарных рынков;
3) наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы;
4) стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в специальных экономических зонах;
5) более низкие экологические стандарты в принимающей стране, нежели в стране-доноре капитала;
6) стремление окольным путем проникать на рынки третьих стран, установившие высокие тарифные или нетарифные ограничения на продукцию той или иной международной корпорации.
Факторы, способствующие вывозу капитала и стимулирующие его:
1) растущая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик;
2) международная промышленная кооперация;
3) экономическая политика промышленно развитых стран, стремящихся с помощью привлечения иностранного капитала дать существенный импульс для своего экономического развития;
4) важными стимуляторами являются международные финансовые организации, направляющие и регулирующие поток капитала;
5) международное соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и капиталов между странами способствует развитию торгового, научно-технического сотрудничества.
Субъектами движения капитала в мировом хозяйстве и источниками его происхождения являются частные коммерческие структуры; государственные, международные экономические и финансовые организации.
Формы международного движения капитала:
1) прямые инвестиции в промышленные, торговые и другие предприятия;
2) портфельные инвестиции;
3) среднесрочные и долгосрочные международные кредиты ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям;
4) экономическая помощь;
5) бесплатные (льготные) кредиты.
ТНК (транснациональные корпорации) – это международные компании, включающие в свой состав хозяйственные единицы в двух и более странах, которые разрабатывают и осуществляют общую стратегию развития через головной руководящий центр, а также обладают значительными зарубежными активами.
Характерные черты ТНК:
- Вынесение большей части производственной, сбытовой и сервисной деятельности за пределы экономического пространства страны базирования головной штаб-квартиры.
- Формирование широкой сети филиалов, дочерних и ассоциированных компаний в различных государствах.
- Управление внешними и внутренними инвестиционными потоками в условиях эффективного прогнозирования и планирования экономической деятельности.
- Преобладание внутрифирменных каналов перемещения капитала, рабочей силы и информации.
Типовая структура ТНК:
- Головная компания (материнская компания), зарегистрированная в данной стране.
- Система филиалов, дочерних и ассоциированных компаний в других государствах.
- Часто в структуру ТНК включаются: финансово-кредитные учреждения (банки, инвестиционные фонды, страховые компании).
- Крупные международные корпорации обычно располагают собственными службами охраны, кадрового тренинга, транспортировки и других услуг.
Выделяют следующие типы ТНК:
-горизонтально интегрированные фирмы - объединения с предприятиями, выпускающими большую часть однородной продукции
-вертикально интегрированные фирмы - фирмы, объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие переделы в производстве конечного продукта.
-диверсифицированные многонациональные фирмы – фирмы, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией.
Пока не разработаны какие-либо универсальные правила международного инвестирования для ТНК, хотя отдельные стороны международного инвестирования жестко регулируются на региональном уровне.
Страны базирования обычно регулируют поведение ТНК с помощью национального законодательства о корпорациях, не делая особого различия между ТНК и национальными корпорациями. Принимающие страны устанавливают правила функционирования подразделений иностранных ТНК на их территории, на основе национальных законов об иностранных инвестициях.
Миграция рабочей силы – это переезд рабочей силы (трудоспособного населения) из одной страны в другую на длительный срок (более одного года) по причинам экономического и другого характера. Внешняя миграция имеет две стороны:
Эмиграция – выезд трудоспособного населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другую страну.
Иммиграция – приезд рабочей силы в данную страну из-за границы.
Согласно разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификации современная международная трудовая миграция подразделяется на пять основных типов:
1) работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране. В основном это сезонные рабочие, приезжающие на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;
2) профессионалы, которых отличает высокий уровень подготовки, наличие соответствующего образования и практического опыта работы;
3) нелегальные иммигранты, в число которых входят иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;
4) беженцы – лица, вынужденные эмигрировать из своих стран по каким-либо причинам экономического и (или) неэкономического характера;
5) переселенцы, т. е. лица, переезжающие на постоянное место жительства.
Формы трудовой миграции:
– безвозвратная, или постоянная, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране;
– временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда;
– сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах до одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер;
– маятниковая (миграция в пределах пограничных зон) – ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно;
– «утечка умов» – международная миграция высококвалифицированных кадров.
С точки зрения соблюдения норм действующего в стране законодательства миграция населения может быть законной (без нарушения законодательных норм) и незаконной (с нарушением законодательства).
Государственное регулирование миграции. В принимающей стране возникают положительные внешние эффекты миграции, то есть рабочие переносят с собой знания, профессиональный опыт, навыки, которые распространяются среди других рабочих.
Особую проблему представляет «утечка мозгов», которая стала очень активной с середины 60-х годов. Для стран эмиграции «утечка мозгов» имеет крайне негативный характер, так как истощается научно-технический и интеллектуальный потенциал, что приводит к сдерживанию экономического развития, а принимающие страны получают значительный положительный эффект за счет концентрации у себя интеллектуальной элиты.
Отрицательные внешние эффекты эмиграции для принимающей страны проявляются в том, что районы компактного проживания иностранных рабочих часто становятся зонами межнациональных конфликтов и высокой преступности вследствие более низкого уровня доходов, нестабильности социального статуса и многонационального характера таких групп. Кроме того, приток иностранных рабочих редко вызывает у местного населения положительные эмоции. Даже те группы населения, экономические интересы которых иммигранты непосредственно не затрагивают, относятся к ним в лучшем случае настороженно, в худшем – враждебно. Причины самые разные, но основные – этнические предрассудки и религиозная нетерпимость.
Учитывая все перечисленное, государство не может не вмешиваться в регулирование миграции рабочей силы. Международные потоки рабочей силы регулируются и ограничиваются как на национальном уровне, так и на уровне межгосударственных отношений. При этом регулирование происходит по двум направлениям: 1) ограничивается приток иностранных рабочих в страну; 2) стимулируется их отъезд обратно на родину.
Для большинства обычных профессий часто устанавливаются следующие ограничения:
- профессиональная квалификация иммигрантов;
- время пребывание в стране;
- национальность или страна происхождения;
- сама личность эмигранта, т.е. наличие судимости, некоторые заболевания, принадлежность к террористическим группировкам и т.п.
Во многих промышленно развитых странах разрабатываются программы по реэмиграции, которые предусматривают:
- выплату компенсаций уезжающим работникам обратно на родину;
- профессиональная подготовка иностранных рабочих, для того, чтобы они смогли устроиться у себя на родине по новой специальности;
- стимулирование реэмиграции на межгосударственном уровне путем оказания финансовой помощи странам-экспортерам рабочей силы с целью создания в них новых рабочих мест для реэмигрантов.
Международная передача технологии – межгосударственное перемещение научно-технических достижений на коммерческой или безвозмездной основе.
Материальной основой возникновения и функционирования рынка технологии, который сформировался во второй половине XX века, является международное разделение технологий – это исторически сложившееся или приобретенное сосредоточение этого фактора в отдельных странах. Международное разделение технологий является результатом различий в уровне развития научного технического прогресса и, как следствие, различий в обеспеченности капиталом, трудом, а также ресурсами знаний.
Международная передача технологии обеспечивается правовой защитой. Основные формы защиты:
- Патент – это свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения.
Патент дает владельцу право собственности на изобретение, который обычно подкрепляется регистрацией товарного знака и промышленного образца. Срок действия патента 15-20 лет, он действителен на территории той страны, где он выдан. Патентоспособность изобретения означает, что оно представляет техническое решение задачи через создание новых машин или технологических процессов, обладает новизной, превышает уровень обычного инженерного решения технической задачи и может быть применено практически. Для поддержания патента в силе законодательно требуется периодическая уплата высоких таможенных пошлин, поэтому владелец патента часто предпочитает переуступить права на его использование той стороне, которая может коммерчески использовать это изобретение.
- Лицензия – это разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром) заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии в течение определенного времени и за определенную плату.
- Копирайт – это эксклюзивное право автора литературного, аудио- или видео-произведения на показ и воспроизведение своей работы.
- Товарная марка (товарный знак) – это символ определенной организации, который используется для индивидуализации производителя товара и который не может быть использован другими организациями без официального разрешения владельца.
Формы международной передачи технологии:
Патентное соглашение – это международная торговая сделка, по которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента;
Лицензионное соглашение – это международная торговая сделка, по которой собственник изобретения или технических знаний предоставляет другой стороне разрешение на использование в определенных пределах своих прав на технологию;
“know how” – это предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного и финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. Предметом купли-продажи в этом случае обычно являются незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность;
Инжиниринг – это предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования;
Франчайзинг – это контракт на передачу торговой марки. Продавец (франшизер) не только передает покупателю (франшизе) право на использование торговой марки, но оказывает ему постоянную помощь в ведении бизнеса.
Эта помощь выражается в оказании технических услуг, подготовке кадров и повышении их квалификации, управлении предприятием за определенную плату и т.д. По существу, продавец и покупатель в этом случае действуют как вертикально интегрированная фирма, филиалы которой взаимосвязаны и производят для потребителей часть товаров и услуг.
Кроме того, на коммерческих условиях технологии передаются между странами в рамках соглашения о промышленном сотрудничестве, о научно-техническом производстве, о кооперации, об инвестиционном сотрудничестве и т.п.
Государственное регулирование передачи технологии. Введение государственного регулирования или контроля за международной передачей технологии может быть вызвано многими причинами, но основные сводятся к конкурентной борьбе на мировом рынке:
1) Стремление удержать технологическое лидерство;
2) Сохранение национальной безопасности. Здесь государственный контроль направлен на предотвращение попадания технологии по производству вооружений и технологий «двойного назначения» в те страны, чьи правительства проводят враждебную политику или в отношении которых существуют данные о возможности перехода к такой политике в будущем;
3) Условия международных соглашений. Во исполнение многосторонних соглашений страны-участницы вводят государственный контроль за продажей технологии, которая потенциально может быть использована для создания химического, бактериологического, ракетного оружия. В соответствии с международными соглашениями подлежит особому контролю вывоз технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании материалов, оборудования, имеющих мирное назначение, на которые могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения.
Прямое государственное регулирование вывоза и ввоза технологий осуществляется органами экспортного контроля, а также методами таможенного и пограничного контроля.
Косвенное регулирование осуществляется через государственную систему регистрации патентов и торговых знаков.
Нарушение законов, регулирующих международную передачу технологий, считается государственным преступлением и подлежит преследованию в уголовном порядке.
10.4 Валютные отношения
Валюта. Виды валют. Современные международные экономические связи субъектов, принадлежащих к разным государствам невозможны без налаживания валютных отношений. Их отдельные элементы появились еще в Древней Греции и Риме в виде вексельного и меняльного дела, из которого в эпоху феодализма и становления капитализма стала развиваться система международных банковских расчетов.
В настоящее время международные валютные отношения образуют определенную систему, которая представляет собой совокупность денежно-кредитных связей между странами, способов их организации и регулирования, сложившуюся на основе интернационализации хозяйственной жизни, развития мирового рынка и закрепленную национальным законодательством или международными соглашениями.
Элементами такой системы являются:
1) национальные валютные системы, которые возникли исторически первыми и являются частью денежных систем соответствующих стран, но выходят за национальные границы; они тесно связаны с финансово-кредитными системами, обеспечивают осуществление международного оборота, формируют и используют валютные ресурсы.
2) региональные и мировая валютные системы (сложились в середине 19 века), соответствующие структуры мирового и регионального хозяйства и обслуживающие взаимодействие национальных экономик.
Особенности национальной валютной системы определяются условиями и степенью развития национальной экономики, ее местом в мире, а также характером ее внешнеэкономических связей. Элементами этой системы являются:
-национальная валютная единица;
-официальные золотовалютные резервы, их объем и структура;
-валютный курс и механизм его формирования;
-условия конвертируемости национальной валюты;
-валютные ограничения, основные формы и принципы их применения;
-режим и способы использования валютных инструментов при международных расчетах;
-национальные учреждения, регулирующие валютные отношения;
-условия функционирования национального золотовалютного рынка.
Основой валютной системы Российской Федерации является российский рубль, введенный в обращение с 1993 года вместо рубля СССР. Тем самым было осуществлено обособление национальной денежной и валютной системы страны от систем других республик бывшего СССР, в основе которых какое-то время оставались советские рубли.
Объектом международных валютных отношений является валюта.
Валюта (в широком смысле) – любой товар, способный выполнять денежную функцию средства обращения (обмена) на мировом рынке. Валюта (в узком смысле) – наличная часть денежной массы, которая обращается в форме денежных банкнот и монет.
По принадлежности валюты бывают национальные и иностранные.
С точки зрения режима и сферы применения выделяются:
1) замкнутая валюта – валюта, которая функционирует в пределах только одной страны и не может обмениваться свободно на иностранную валюту.
В настоящее время это обычно валюта экономически слабой страны, которой требуется значительный импорт и нечего экспортировать, в прошлом такой валютой был советский рубль.
2) резервная валюта – валюта, в которой страны держат свои ликвидные международные резервные активы, которые могут использоваться для покрытия отрицательного сальдо платежного баланса.
3) свободно конвертируемая валюта (СКВ) – валюта, которая широко используется для осуществления платежей по международным сделкам и активно продается и покупается на главных валютных рынках.
Конвертируемость – способность резидентов и нерезидентов обменивать национальную валюту на иностранную и использовать иностранную валюту в сделках с реальными финансовыми активами.
Валютный курс. Факторы валютного курса. Если рассматривать валюту как специфический товар (в широком смысле), то любой товар имеет цену, следовательно, валюта также должна иметь цену. Цену валюты невозможно определить в этой же валюте, поэтому цена валюты выражается в другой валюте.
Валютный (обменный) курс – это цена единицы одной валюты, выраженная в единицах другой валюты. Валютный курс может устанавливаться законодательно или определяться в процессе их взаимной котировки.
Валютная котировка – это определение валютного курса на основе избранных рыночных механизмов. При прямой котировке иностранная валюта приравнивается к национальной валюте. Например, 1 доллар США равняется 75,15 российских рублей. При обратной (косвенной) котировке отечественная денежная единица соотносится с эквивалентом в иностранной валюте. Например: 1 ф. ст. обменивается на 1,6503 долл. США. Обратная котировка используется реже, она характерна для Великобритании, внутреннего оборота США и некоторых других стран. Существуют так называемые кросс-курсы (перекрестные котировки) двух иностранных валют, при которых курс каждой из них определяется по отношению к третьей валюте, обычно доллару США.
На валютный курс влияют различные факторы: структурные, конъюнктурные, политические и психологические. К фундаментальным (экономическим) факторам относят структурные, а к факторам неэкономического характера – конъюнктурные, политические и психологические.
Структурные факторы
Изменение уровня процентной ставки
Платежный баланс страны
Уровень инфляции
Валовой внутренний продукт
Изменение уровня процентной ставки в сторону увеличения создает условия для притока иностранного капитала, так как именно в этой стране становится наиболее выгодным и прибыльным размещение ресурсов, и, наоборот, при снижении процентной ставки происходит отток капитала из страны. Поэтому рост спроса на валюту страны, где выросли процентные ставки, поднимет курс этой валюты.
Платежный баланс страны. На валютный курс существенное влияние оказывает платежный баланс страны, в котором отражаются ее мирохозяйственные связи. Активный платежный баланс означает рост спроса со стороны иностранных должников, который в свою очередь ведет к росту ее валютного курса. Чрезмерное укрепление национальной валюты по отношению к другим приводит к снижению конкурентоспособности отечественных товаров, так как они становятся дорогими для потребителей соседних стран. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как должники меняют ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств.
Уровень инфляции оказывает обратно пропорциональное воздействие на валютный курс. Чем выше темп инфляции, тем ниже курс валюты страны. В странах с высоким уровнем инфляции появляется избыточная денежная масса.
Валовый внутренний продукт. Отражает состояние экономики. Рост ВВП влечет за собой удорожание национальной валюты, и, наоборот, его уменьшение ведет к снижению валютного курса.
Конъюнктурные факторы
Спекуляции на валютном рынке
Уровень деловой активности в стране
Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к снижению, то фирмы и банки заблаговременно продают ее на более устойчивые валюты, что ухудшает позиции ослабленной валюты.
Летом, во время отпусков деловая активность падает, а вместе с ней и спрос на валюту. Перед Рождеством и новогодними каникулами наблюдается рост деловой активности и валютного курса.
Политические факторы оказывают прямое воздействие на валютный курс. На понижение курса валюты оказывают влияние внешние факторы: смена властей, отсутствие программы выхода из кризиса, разногласия между политическими силами в стране, степень защищенности частного капитала и т.д.
К психологическим факторам относятся: степень доверия к национальной валюте, ожидание инфляции, отсутствие экономического мышления и т.д.
Таким образом, формирование валютного курса – многофакторный процесс, уровень и колебания которого оказывают влияние, как на экономическую сферу, так и на социальную.
Виды валютных курсов. Валютные курсы в зависимости от выбранного критерия можно классифицировать следующим образом:
1) в зависимости от степени гибкости (свободы) изменения выделяют – фиксированный, ограниченно гибкий и плавающий (гибкий) валютный курс;
2) по видам расчетов выделяют - номинальный и реальный валютный курс, а также номинальный эффективный и реальный эффективный валютный курс;
3) валютный курс может быть завышенным (переоцененным) или заниженным (недооцененным).
Фиксированный валютный курс – официально установленное соотношение между национальными валютами, допускающее временное отклонение от него в одну или другую сторону не более чем на 2,25%.
Ограниченно гибкий валютный курс – официально установленное соотношение между национальными валютами, допускающее небольшие колебания валютного курса в соответствии с установленными правилами.
-ограниченно гибкий курс к одной валюте – поддержание колебаний валютного курса в определенных пределах (7,25%) от официально зафиксированного паритета к какой-либо одной иностранной валюте.
-ограничено гибкий курс в рамках совместной политики – совместное плавание национальных валют в пределах 2,25% от центрального расчетного курса.
Плавающий валютный курс – курс, свободно изменяющийся под воздействием спроса и предложения, на который государство при определенных условиях может оказывать воздействие путем валютных интервенций.
Валютный рынок – сфера экономических отношений, возникающих при осуществлении операций по купле – продаже иностранной валюты, а также операций по движению капитала иностранных инвесторов. Объективной основой существования валютных рынков является кругооборот платежно-расчетных средств между производителями, посредниками и потребителями. Историческим прототипом валютного рынка можно считать меняльную лавку в древности и средневековье. Но в современном понимании валютный рынок сложился лишь к концу 19 – началу 20 века в рамках первой формы международной валютно-финансовой системы – золотого стандарта.
С организационно - технической точки зрения валютный рынок представляет собой сеть современных средств связи, соединяющих национальные и иностранные банки и брокерские фирмы. С институциональной точки зрения валютный рынок – это совокупность банков, специализированных финансово-кредитных учреждений, фондовых и валютных бирж, через которые осуществляется движение финансовых потоков. В зависимости от объема и характера операций, количества используемых валют и степени либерализации различают мировые, региональные и национальные валютные рынки.
Основные функции валютного рынка:
-своевременное осуществление международных расчетов;
-страхование валютных и кредитных рисков;
-обеспечение взаимосвязи мировых валютных, кредитных и финансовых рынков;
-диверсификация валютных резервов банков, предприятий, государства;
-регулирование валютных курсов.
Валютный рынок не является местом сбора продавцов и покупателей. Торговля валютой не привязана к какой-либо конкретной географической точке. Обычно международный валютный рынок делят на три территориальных сегмента: дальневосточный, европейский, североамериканский, каждый из которых включает крупные валютно-финансовые центры. К дальневосточному сегменту относят - Токио, Гонконг, Сингапур. К европейскому – Лондон, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Париж. К североамериканскому – Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско. Хотя торговля валютами ведется в различных финансовых центрах мира, современная технология телекоммуникаций связывает эти центры в единый рынок.
В практических целях выделяют внутренний валютный рынок, когда рассматривают валютные операции, осуществляемые банками, валютной биржей, расположенными на территории конкретной страны, или, когда речь идет о нормах валютного регулирования.
Международный валютный рынок работает круглосуточно, так как к моменту закрытия торгов в Москве открываются торги в Нью-Йорке и продолжаются три часа параллельно с торгами на парижском, франкфуртском и на лондонском валютном рынке и т.д.
Главными участниками валютного рынка являются коммерческие банки, корпорации, занимающиеся международной торговлей, центральные банки, небанковские финансовые учреждения, такие, как фирмы по управлению активами и страховые компании, физические лица. Коммерческие банки играют на данном рынке ключевую роль, потому что они содействуют обмену приносящих процент банковских депозитов, на которые приходится основной объем торговли иностранными валютами.
Важную роль на международном валютном рынке играет Центральный банк каждой страны. По объемам операций эта роль незначительна, но она чрезвычайно важна для регулирования курса национальной денежной единицы.
Структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включат в себя многочисленные международные организации, осуществляющие регулирование данных отношений, выработку рекомендаций проведения валютно-финансовой политики на основе изучения валютных проблем и выполняющие другие функции.
Основными международными валютно-финансовыми институтами являются: Международный валютный фонд (МВФ), группа Всемирного банка, Банк международных расчетов, Европейский банк реконструкции и развития, Межамериканский банк развития и др.
Современная международная валютная система (МВС). Первый этап МВС - система золотого стандарта стала формироваться в 1821 году, когда Британская империя сделала фунт стерлингов конвертируемым в золото. Вскоре, то же самое проделали с долларом и Соединенные Штаты, в 1897 году – Россия. Официальное признание эта система получила в 1867 году в Париже, когда золото стало рассматриваться в качестве главой формы денег, и к нему жестко привязывались курсы национальных валют.
Золотой стандарт предполагает, что золото составляет основу внутреннего предложения денег в стране, используется для финансирования внешней торговли и автоматического балансирования платежных балансов. С помощью тех же потоков золота обеспечиваются стабилизация валютных курсов, внутренних и мировых цен, а соответственно и благоприятные условия внутренней и внешней торговли. В то же время здесь имеет место зависимость денежной массы и стабильности денежного обращения от наличия золотых резервов и добычи золота. Кроме того, для страны в условиях золотого стандарта отсутствует возможность проводить независимую денежно-кредитную политику, направленную на решение внутренних проблем.
Условиями существования золотого стандарта являются:
- установление определенного золотого содержания национальной денежной единицы;
- поддержание жесткого соотношения между золотым запасом и количеством денег в обращении;
-допущение свободного экспорта и импорта золота.
Окончательно система золотого стандарта сформировалась к концу 19 века и наибольшего расцвета достигла в период с 1880 по 1914 год, когда основой внутреннего обращения были золотые монеты. Бумажные деньги свободно в них конвертировались (так называемый золотомонетный стандарт, который прекратил свое существование с началом Первой мировой войны).
Второй этап – 1922 году на Генуэзской конференции было достигнуто соглашение о возрождении золотого стандарта, но уже в иной форме. Между двумя мировыми войнами существовал золотослитковый стандарт, когда бумажные деньги обеспечивались золотом, но путем обмена не на монеты, а на слитки.
После второй мировой войны возник новый вариант системы золотого стандарта – золотодевизный – это третий этап развития МВС. В его рамках основными инструментами осуществления международных расчетов стали заместители золота – девизы, в качестве которых использовались так называемые резервные валюты – доллар СЩА и английский фунт стерлингов. Свое юридическое оформление эта система получила на международной валютной конференции в городе Бреттон-Вудс в 1944 году. Одновременно на ней было принято решение о создании Международного валютного фонда (МФВ), который стал осуществлять межгосударственные регулирования валютных отношений различных стран мира и Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР).
Основная идея Бреттон-Вудской системы состояла в попытке сохранить стабильность обменных курсов валют и одновременно обеспечить большую гибкость их регулирования за счет уменьшения роли золота в этом процессе. Но Бреттон-Вудская система могла существовать только до того времени, пока США поддерживали конверсию зарубежных долларов в золото. Отставание роста их золотых запасов от потребностей мировой торговли и роста производства постепенно входило в противоречие с интернационализацией хозяйственной деятельности, которую осуществляли ТНК. Обострившийся в 1960-х годах кризис системы привел к тому, что в 1971 году президент США Р. Никсон приостановил конвертируемость долларов в золото по официальной цене, а к 1973 году она развалилась окончательно. Этот процесс, продолжавшийся почти десять лет, сопровождался валютной и золотой лихорадкой, массовыми девальвациями и ревальвациями, паниками на фондовых биржах.
Четвертый этап современной валютной системы, основан на «плавающих» валютных курсах и многовалютном стандарте, был официально определен на конференции представителей стран – участниц МФВ в г. Кингстоне на Ямайке в 1976 году. Ямайская валютная система подразумевает:
- окончательный переход к использованию в качестве денег национальных валют, специальных прав заимствования;
- отмену официальной цены на золото и золотых паритетов;
- прекращение размена на золото долларов и разрешение его продаж и покупки по рыночным ценам;
- право выбора странами любого режима валютных курсов (кроме соотношения с золотом);
- полицентричность (основанную на нескольких ключевых валютах);
- колебание курса валют под воздействием спроса и предложения, а также и изменения соотношения экономических сил между странами;
- отсутствие обязанности центральных банков вмешиваться в ситуацию на валютных рынках для поддержания необходимого паритета своей валюты (однако, допущение валютных интервенций для стабилизации валютных курсов);
- наделение МВФ полномочиями по наблюдению за валютной политикой.
В итоге национальные денежные единицы всех стран полностью утратили прямую связь с золотом, что нашло выражение в отмене официальной твердой цены на него и утрату им денежных функций. Это означало завершение процесса демонетизации золота и утраты им роли мировых денег, денег всеобщего средства платежа не только на внутреннем, но и на международном рынке.
В тоже время отдельные государства и международные финансовые организации в основном сохранили накопленные ими запасы золота. Но оно превратилось в обычный товар, цена которого в бумажных деньгах определяется условиями производства, а также соотношением спроса и предложения. За золотом сохранилась лишь роль высоколиквидного актива для приобретения по складывающимся ценам центральными банками на мировом рынке валюты с целью выравнивания дефицита национального платежного баланса.
Европейская валютная система. Европейская валютная система стала функционировать с 13 марта 1979 года с целью сокращения инфляции, сглаживания влияния скачков курса доллара и стабилизации валютных курсов государств Европы.
Система создавалась в несколько этапов. В 1960 году на сессии ЕЭС было заявлено, что целью сообщества является создание единой валюты. Ей предшествовало расчетное платежное средство ЭКЮ, что в переводе означает европейская денежная единица – ECU (кроме того, ЭКЮ – название французской золотой монеты 13 века).
ЭКЮ не имело материального воплощения, а создавалось Фондом на основе поступления золота и других валютных активов стран ЕС в виде бухгалтерских проводок на специальном счете. Его стоимость рассчитывалась на базе, так называемой валютной корзины – средневзвешенной из валют участвующих стран. Валютная корзина – набор валют, который используется для определения курса национальной, международной (региональной) коллективной валюты, что позволяет более объективно учесть ее покупательную способность, влияние общеэкономических условий. В качестве весов при расчете валютной корзины используются показатели доли страны в совокупном ВВП, внешнеторговом обороте соответствующей группы стран.
Помимо общей единицы в механизме обменных курсов, экю использовалось странами – членами ЕВС в качестве международных валютных резервов; осуществления взаиморасчетов между собой по кредитным сделкам, инвестициям; инструмента взаимозачета долгов; единицы расчетов в бюджете.
Валюта каждой страны ЕС имела фиксированный центральный паритет с ЭКЮ, от которого валютные курсы могли отклоняться в обе стороны не более чем на 2,25%, а в исключительных случаях – на 6%. Был установлен курс ЭКЮ к доллару США – 1: 1,24-1,25.
С 1979 года расчеты, оценки инвестиций, осуществляемых в страны Карибского бассейна и Африки, делались только в ЭКЮ.
Принятие в апреле 1989 года Плана Делора, предусматривало создание общего рынка, координацию бюджетной, налоговой политики, учреждение Европейского валютного института, проведение единой валютной политики. На основе положений данного плана был выработан Маастрихский договор, предусматривающий создание валютно-экономичского союза, вступившего в силу с 1 ноября 1993 года.
В соответствии с данным договором, реализация валютно-экономического союза предусматривалась в несколько этапов.
-Предполагалось устранение всех ограничений на свободное движение капиталов как внутри ЕС, так и между ЕС и третьими странами.
-Учреждение сначала Европейского валютного института, а затем Центрального банка.
-Замену с 1 января 1999 года ЭКЮ на евро для проведения безналичных расчетов.
Выпуск с 1 января 2002 года в обращение банкнот и монет евро.
Название евро было принято в декабре 1995 года Европейским советом в Мадриде, а в 1998 году был создан Европейский центральный банк во Франкфурте-на-Майне, который отвечал за введение евро.
Появление евро значительно укрепило Европейский союз, увеличило возможности его дальнейшего развития. ВВП объединенной Европы приблизился к 8 трлн. долл. И совсем немного уступает США – 8,5 трлн. долл. США имеют четвертую часть всех золотовалютных запасов мира; страны зоны евро – 40%.
Валютная политика представляет собой инструмент регулирования валютных отношений. После распада СССР в России начался переход от системы валютной монополии и фиксированных валютных курсов к политике регулирования плавающих курсов валют и свободно плавающих курсов.
До 2014 года основным методом Банка России являлась политика валютных интервенций, которая определялась как поддержание стабильности национальной валюты путем покупки или продажи иностранной валюты. Это делалось для поддержания валютного курса и денежного обращения, так как при покупке иностранной валюты денежная масса в национальной валюте увеличивалась, а при продаже – уменьшалась.
С 10 ноября 2014 года Банк России упразднил действовавший механизм курсовой политики, регулярные интервенции на границах указанного интервала и за его пределами. Таким образом, произошел полный переход к плавающему курсу рубля. И на данный момент политика валютного курса Центрального Банка России, на официальном сайте, представлена режимом плавающего валютного курса. Это означает, что курс иностранной валюты к рублю определяется рыночными силами – соотношением спроса на иностранную валюту и ее предложения на валютном рынке. Таким образом, Центральный банк нам говорит о том, что курс будет зависеть от спроса и предложения на рынке международной валюты, а не от решения Центрального банка. С одной стороны, хорошо, так как Банк России может обратить свое внимание на более макроэкономические проблемы, а с другой стороны, плохо, так как на экономику страны будет сильно влиять внешнеэкономическое состояние политики по отношению к нашей стране.
Государственное вмешательство (Центральный банк) в процесс определения уровня валютного курса является повсеместной и повседневной практикой, несмотря на то, что большинство стран используют плавающие валютные курсы.
Поскольку валютный курс представляет собой равновесную цену, складывающуюся в результате согласования спроса на иностранную валюту и ее предложения, то ЦБ может влиять на уровень этой цены, воздействуя или на спрос, или на предложение. Такое воздействие осуществляется путем проведения интервенций на валютном рынке. При увеличении предложения иностранной валюты ЦБ способствует повышению номинального курса национальной валюты, а, повышая спрос на национальную валюту, ЦБ понижает ее курс.
При проведении интервенций на валютном рынке ЦБ изменяет величину своих валютных резервов, т.е. свои активы. Но одновременно изменяются и обязательства ЦБ – или сумма наличных денег, находящихся в обращении, или величина резервов коммерческих банков. Соответственно, изменяется и предложение денег в экономике, представляющее собой сумму наличных денег и чековых депозитов (агрегат М1). Изменение предложения денег будет больше, чем изменение валютных резервов ЦБ, так как изменяется денежная база, которая оказывает мультипликационный эффект на денежную массу.
Таким образом, интервенции на валютном рынке могут иметь неблагоприятные макроэкономические последствия с точки зрения изменения денежной массы. Стремление подержать курс национальной валюты приводит к сокращению предложения денег и соответственно совокупного спроса, что равносильно проведению сдерживающей денежно-кредитной политики. В условиях фиксированного валютного курса эта связь между изменением резервов и изменением предложения денег является очень жесткой.
Вместе с тем в рамках режима плавающего валютного курса не предполагается полного отказа от валютных интервенций, их проведение возможно в случае возникновения угроз для финансовой стабильности. Например, в декабре 2014 года, когда чрезмерное ослабление рубля привело к изменению уровня цен на экспортируемые товары, дифференциалом процентных ставок, экономической активностью и другие. Из этого последовало изменение цен на макроуровне внутри страны и резкий скачёк волнений в социальной сфере среди населения. Многие банки с 2014 по 2015 год лишились своих лицензий. Также такой резкий рост курса национальной валюты по сравнению с долларом спровоцировал экономический кризис внутри страны.
Валютная политика Банка России довольно сильно влияет на коммерческие банки. Это выражено в спекулятивном характере валюты, которое произошло сразу после объявления о переходе к плавающему курсу. В этот период происходило неконтролируемое обесценивание национальной валюты почти 100 рублей за 1 доллар, пока снова не вмешался Банк России, иными словами он оперативно отреагировал на данную ситуацию и предпринял ряд мер, направленных на стабилизацию национальной валюты.
Плавающий курс также опасен тем, что слишком слабая национальная валюта может нести в себе определенные риски для предприятий, особенно тех, которые закупают оборудование за рубежом и платят иностранной валютой или имеют свои предприятия за рубежом. В том числе и те, которые держали определенные активы за границей. Значительное влияние на коммерческие банки оказывают такие инструменты, как норматив резервных требований, ставки рефинансирования, валютные интервенции и депозитные операции Центрального банка.
С 2014 года нормативные акты Центрального банка во многом изменялись, подстраиваясь под меняющиеся условия в стране, что также повлияло и на коммерческие банки, меняющиеся следом за нормативами. Многие указы, выпускающиеся Банком России, прямо или косвенно влияли на физических лиц в том числе. Из этого видно, что деятельность Центрального банка влияет не только на коммерческие банки напрямую, но и косвенно на физических лиц. Устойчивость национальной валюты означает не фиксированный курс по отношению к другим валютам, а сохранение покупательной способности денег за счет стабильно низкой инфляции. В условиях низкой инфляции объем товаров и услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в рублях, существенно не изменяется в течение долгого времени. Это поддерживает уверенность населения и бизнеса в национальной валюте и формирует благоприятные условия для роста российской экономики.
10.5 Международная экономическая интеграция. Глобализация
Предпосылки и цели интеграции. Мировые центры интеграции. Интеграция – это объективный процесс переплетения на региональном уровне экономик отдельных государств и согласования их хозяйственной политики. Международная экономическая интеграция представляет собой качественно новый этап интернационализации хозяйственной жизни, когда факторы производства и товары выходят за пределы национальных границ, происходит сближение, взаимопроникновение и переплетение хозяйственных процессов на уровне фирм и целых стран.
Движущей силой интеграции выступают фирмы, заинтересованные в достижении оптимальных масштабов производства на основе сотрудничества и кооперирования в производственной, сбытовой, научно-исследовательской и проектной сферах.
Интеграция дает участникам следующие преимущества:
- облегчает фирмам стран-участниц боле свободный доступ к ресурсам, новейшим технологиям других субъектов;
- увеличивает спрос и позволяет производить продукцию в расчете на рынок всей интеграционной группировки, а следовательно, оптимизировать их размеры и размещение, использовать эффект масштаба;
- защищает производителей от конкуренции со стороны компаний третьих стран;
- снижает издержки сбыта, в том числе за счет отсутствия необходимости содержать торговые представительства в странах, уничтожения торговых барьеров;
- выступает фактором подтягивания уровня экономики менее развитых стран к уровню более развитых и ускоряет либерализацию ими своих внешнеэкономических связей;
- облегчает совместное решение наиболее острых социальных проблем, таких как выравнивание условий развития отдельных наиболее отсталых районов, смягчение положения на рынке труда и социального обеспечения.
В то же время интеграция имеет определенные негативные последствия:
- усиление конкуренции;
- перераспределение ресурсов в пользу более сильных партнеров;
- облегчение олигополистического сговора.
Интеграция активно осуществляется на всех континентах. Тем не менее, следует выделить три основных центра интеграции – Западную Европу, Северную Америку и Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Интеграционные процессы в этих регионах различаются по характеру, движущим факторам, темпам развития. Хотя между группировками и внутри них существуют противоречия, для современного этапа более характерна тенденция усиления межрегиональных объединительных процессов.
Причины интеграции промышленно развитых и развивающихся стран различны. Для развитых стран интеграция порождается высоким уровнем развития производительных сил, переросших национальные рамки, и стремлением компаний расширить сферу своего влияния. Для развивающихся стран интеграционные процессы обусловлены слабым уровнем развития экономики, попыткой путем объединения создать лучшие условия для индустриализации и становления национальной экономики, а также, для того чтобы ослабить свою экономическую зависимость от промышленно развитых стран. Во многих развивающихся странах реальные интеграционные процессы еще очень слабы, отсутствуют тесные связи на уровне предприятий и национальных хозяйств, не развиты рыночная и финансовая инфраструктура.
Экономическая интеграция может быть эффективной, если ее осуществляют государства, имеющие примерно одинаковый уровень развития и уже тесно связанные между собой в экономическом отношении (важна также географическая близость, тем более наличие общих границ, развитой инфраструктуры). Более эффективными оказываются интеграционные группировки, насчитывающие небольшое количество входящих в них государств. Необходимым условием эффективной интеграции являются существование четких правовых и политических решений, создающих для нее условия, координация процессов со стороны межгосударственных и надгосударственных органов.
В соответствии с подходом Всемирной торговой организации (ВТО) выделяются пять основных форм (ступеней) развития интеграционных процессов и создания межгосударственных объединений.
Интеграция начинается с заключения преференциальных торговых соглашений между двумя или несколькими государствами, отельным государством и объединением с целью создания боле благоприятного режима взаимной торговли и ее либерализации. Они составляют основу зоны свободной торговли, участники которой договариваются о взаимной отмене таможенных тарифов, квот и других ограничений. При этом сохраняются свобода действий и общие тарифы в отношении третьих стран. Цель подобного объединения – укрепление позиций компаний данных стран в конкурентной борьбе с фирмами других, не входящих в группировку стран, использование выгод международной специализации и повышение жизненного уровня своего населения. Классическим примером здесь является Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), созданная в 1960 году.
Вторая форма интеграции – таможенный союз. Это соглашение двух и более государств об объединении их таможенных территорий, упразднении пошлин в торговле между ними и проведении единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам (главным образом в сфере торговых правил и процедур). Подобные соглашения, как правило, не затрагивают все товары, вне сферы таможенного союза остается оборонная промышленность, энергетика и др.
Функционирование таможенного союза порождает необходимость в таких инструментах, как:
- единые таможенные пошлины;
- наднациональные органы, осуществляющие координацию развития отдельных отраслей экономики, внутренних рынков и внешней торговли и постепенно обеспечивающие производственную интеграцию.
Таможенный союз – более совершенная интеграционная структура, чем зона свободной торговли, так как здесь формируется единое экономическое пространство, и проводятся меры коллективного протекционизма. В результате появляется возможность регулировать товарные потоки в интересах развития производства и экспорта. Со временем это ведет к серьезным изменениям в структуре производства и благотворно влияет на развитие интеграционных процессов внутри таможенного союза.
Третья форма (ступень) интеграции – общий рынок. Здесь происходит полное устранение препятствий не только в торговле, но и для перемещения между государствами всех факторов производства. Постепенно преодолеваются различия в технических нормах, обеспечивается законодательная защита национальных торговых марок и т.д. Решаются задачи разработки и согласования общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики, исходя их того, насколько они важны для дальнейшего углубления интеграционных процессов, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это скажется на конкретном потребителе.
Общий рынок обеспечивает объединение общих целей состоящих в нем стран по отношению к экономическому росту, гармонизацию денежной, налоговой и прочей политики. Именно с этого момента по-настоящему развиваются процессы интеграции.
Четвертой формой является экономический (и валютный) союз, который предполагает проведение странами-участницами системы мер межгосударственного регулирования социально-экономических процессов. Это требует создания и использования соответствующего инструментария, который включает в себя:
- регламенты (по сути, законы), обязательные к применению в государствах-участниках;
- постановку обязательных задач (при этом странам предоставляется свобода выбора и методов их решения);
- конкретные предписания правительствам, юридическим или физическим лицам на совершение (запрет) определенных действий в сфере конкуренции;
- согласование и унификацию национального законодательства;
- формирование согласованной или единой экономической и валютно-финансовой политики;
- создание межгосударственных или надгосударственных органов управления, банков, введение единой валюты и прочее.
Западноевропейская интеграция на сегодняшний день уже обеспечила плавный переход от единого рынка к экономическому и валютному союзу, основанному на единой валюте – евро.
Пятой ступенью интеграции является политико-экономическая форма. Здесь объединяющиеся страны начинают терять свой государственный суверенитет, формируется общая налоговая система, единые стандарты, трудовое законодательство, происходит усиление и расширение сферы «наднационального» метода регулирования, единое экономическое пространство с соответствующей политической надстройкой по образу Швейцарской конфедерации. Но на практике границы между различными видами интеграционных объединений весьма условны.
В Северной и Южной Америке действует несколько интеграционных объединений.
В декабре 1992 года между США, Канадой и Мексикой подписан документ об образовании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступивший в силу 1 января 1994 года. НАФТА является самым крупным региональным объединением. По численности населения и объему ВВП оно примерно на 10% превосходит ЕС, но отличается от ЕС неравномерностью. Участники НАФТА обладают боле высокой конкурентоспособностью многих товаров и целых отраслей по сравнению с ЕС и Японией.
Существующая структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности, главной из которых является асимметричность потенциалов и отношений. Во-первых, асимметрия в двусторонних отношениях (потоки инвестиций, миграция рабочей силы). Во-вторых, асимметричный уровень развития отельных стран.
Результат создания НАФТА состоит в увеличении экспорта занятости, переносе трудоемких и грязных производств в Мексику, росте занятости в ней, притоке капиталов, общем снижении издержек производства и повышении прибыльности, ужесточении для мексиканских производителей условий конкуренции. В тоже время, в целом, появление НАФТА не привело к серьезным изменениям отношениях между странами, а лишь привело к некоторому снижению тарифов.
В начале 1960 годов был образован Центрально-Американский общий рынок, однако он не оправдал надежд. В 1990 годах интеграционные процессы здесь вновь активизируются. В 1991 году Аргентина, Бразилия и Уругвай подписали соглашение, получившее название «Торговый пакт МЕРКОРУС», вступившее силу с 1 января 1995 года, позднее к пакту присоединился Парагвай.
Ассоциированными членами МЕРКОРУС являются Чили и Боливия. Налаживается сотрудничество со странами Андской группы. В планах МЕРКОРУС создание со временем Южно-американской зоны свободной торговли САФТА. В настоящее время успешная деятельность МЕРКОРУС во многом стабилизирует политическую ситуацию в регионе. Предполагается, что МЕРКОРУС будет постепенно интегрироваться с НАФТА.
В 1960 году договором «Монтевидео –1» с целью ускорения модернизации их экономик была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли – ЛАСТ, просуществовавшая до 1980 года. В 1980 году договором «Монтевидео –2» была создана Латиноамериканская ассоциация интеграции - ЛАИ. В нее вошли - Аргентина, Боливия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор, заменившая ЛАСТ.
В 1968 году была создана Карибская ассоциация свободной торговли - КАСТ, замененная в 1973 году Карибским сообществом, в которое входит Карибский общий рынок (КОР). Сообщество объединяет: Антигуа и Барбуду, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Гайану, Гренаду, Доминику, Сент-Винсент, Сент-Люсию, Тринидад и Тобаго, Ямайку.
В 1964 году был подписан Браззавильский Договор (вступил в силу в 1966 году), в соответствии, с которым создан Таможенный и Экономический Союз Центральной Африки в составе Габона, Камеруна, Конго, Центрально-Африканской Республики и Чада с целью создания емких рынков и осуществления модернизации экономики.
В декабре 1969 года между ЮАР, Ботсваной, Лесото и Свазилендом подписано соглашение о создании Южно-Африканского таможенного союза.
В 1975 году учреждено Экономическое Сообщество стран Великих Озер в составе Бурунди, Заира и Руанды с целью создания полного экономического союза. Тогда же подписан Лагосский Договор об образовании Экономического сообщества государств Западной Африки, предусматривавший, в частности, поэтапное создание общего рынка.
В 1991 году государства – члены организации Африканского единства ОАЕ подписали (но не ратифицировали) Договор об образовании Африканского экономического сообщества, предусматривающий индивидуальные сроки вхождения в него каждой страны, завершить его формирование намечено к 2025 году.
Процессы интеграции активно развиваются в арабском мире. С 1981 года функционирует Совет по сотрудничеству Арабских государств Персидского залива. В 1945 году на Конференции представителей арабских стран в Каире была создана Лига арабских государств (ЛАГ), в которую сегодня всходят 22 государства. Она придает большое значение сотрудничеству в области экономики, финансов, транспорта.
В 1964 году было принято решение о создании Общего рынка арабских стран, участником которого может стать любой член ЛАГ. Однако процессы интеграции тормозятся конфронтацией с Израилем.
В 1989 году был создан Союз Арабского Магриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко, Туниса. Договор о нем предусматривал организацию широкомасштабного экономического сотрудничества на уровне региональной интеграции.
Особенностью интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) является формирование субрегиональных группировок из двух или нескольких стран, степень интегрированности внутри которых различна и имеет свою специфику.
В 1967 году сложилась Ассоциация стран Юго-восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, а с 1995 года – Вьетнам. Но лишь в 1992 году ее участники поставили перед собой задачу создать к 2008 году региональную зону свободной торговли с поэтапным снижением тарифов внутри нее.
Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли, в том числе и внутри АСЕАН, приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры.
Помимо АСЕАН в АТР действуют еще несколько самостоятельных экономических объединений, среди которых Тихоокеанский экономический совет (ТЭС), основанный для содействия торговле и инвестициям в регионе.
В 1989 году по инициативе Австралии было создано Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), представленное 18 странами. Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и инвестиций в развитие сотрудничества в таких областях, как технические стандарты и сертификация, добыча сырья, транспорт, энергетика, малый бизнес. Сегодня АТЭС эволюционирует в направлении формирования межгосударственного экономического сообщества типа ЕС. Россия стала членом АТЭС в конце 1997 года, обозначив тем самым свои интересы на Тихом океане.
В 1992 году было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества центрально-азиатских государств (ОЭС – ЭКО) с целью создания Центрально – Азиатского общего рынка в составе Азербайджана, Афганистана, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана, Турции, Узбекистана.
Европейский союз. Формирование механизмов европейской интеграции – постоянный процесс, который начался в 1951 году подписанием ФРГ, Францией, Италией, Бельгией и Люксембургом договора о Европейском объединении по углю и стали.
Реально процесс интеграции стал осуществляться с 1957 года, когда были созданы:
Европейская комиссия по атомной энергии (Евратом), ответственная за совместные исследования и действия в этой сфере, распространение технологий, обеспечение безопасности. Европейское экономическое сообщество (переименованное в Европейское сообщество по Маастрихтскому соглашению). ЕЭС образовано в соответствии с договором, заключенным в Риме шестью странами – ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Люксембургом, Нидерландами, высокий уровень экономического развития которых определил значительные успехи в последующий период.
Поскольку экономической основой ЕЭС и важнейшей предпосылкой его дальнейшего развития был общий рынок, аналогично называли и саму эту организацию. Конкретными целями создания ЕЭС были:
- постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
- установление общего таможенного тарифа с третьими странами;
- ликвидация ограничений для свободного перемещения людей, капиталов и услуг;
- разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;
- создание валютного союза;
- унификация налоговой системы;
- сближение законодательства.
Процесс развития западноевропейской интеграции в рамках ЕС условно можно разделить на четыре этапа.
1 этап. Конец 1950 – начало 1970-х годов был ее «золотым веком». Таможенный союз ЕС был фактически создан на полтора года раньше намеченной даты (к 1 июля 1968 года). В его рамках:
-ликвидированы (окончательно к 1994 году) ограничения во взаимной торговле;
-установлен единый таможенный тариф в отношении к третьим странам;
-достигнута свобода перемещения капиталов, кредитов, денежных переводов;
-обеспечена беспрепятственная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.
В 1967 году у ЕС появились общие руководящие органы и единый бюджет.
Общая торговая политика стала реализовываться лишь с 1 января 1970 года, а ответственность за нее перешла исключительно к ЕЭС с 1 января 1973. В 1973 году в ЕС вступили новые страны - Великобритания, Дания, Ирландия.
2 этап. Середина 1970 – середина 80-х годов – это принятие программы европейского валютного сотрудничества. Валютная нестабильность тормозила создание общего рынка, ибо препятствовала реализации долгосрочных проектов, не давала ощутить преимущества интеграции.
В 1979 году начала формироваться Европейская валютная система, преследовавшая цель создания зоны валютной стабильности и предотвращения значительных колебаний валютных курсов. Это привело к созданию валютного союза. В то же время увеличился разрыв в уровнях развития между странами ЕС, особенно в связи с вступлением в него в 1981 году Греции.
3 этап. Середина 1980 – середина 90-х годов ознаменовались дальнейшим расширением сообщества. В 1986 году к ЕС присоединились Испания и Португалия, имевшие сравнительно невысокий уровень экономического развития. В начале 1990-х годов было практически завершено создание единого рынка. На очереди было создание валютно-экономического и политического союзов.
4 этап. Середина 1990-х годов – настоящее время. 7 февраля 1992 года члены ЕЭС подписали соглашение в г. Маастрихте об образовании Европейского союза.
Договор включал три основных положения: об экономическом и валютном союзе; о политическом союзе; о реформировании структуры деятельности сообщества. Договор предполагал унификацию экономических и политических механизмов участников: объединение всех денежных систем и проведение единой денежно-кредитной политики под контролем независимого Европейского банка, в задачу которого входило преобразование ЭКЮ в новую общую валюту – евро. Внутри Евросоюза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, охрана окружающей среды, энергетика, единая коммерческая полтика, политика в области безопасности.
В 1960 году в противовес ЕС на основе стокгольмской конвенции была создана Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). ЕАСТ возникла, как зона свободной торговли после неудачных попыток основать крупный европейский таможенный союз. Несмотря на высокий уровень развития, ЕАСТ не стала полноценной интегрированной группировкой и даже не является таможенным союзом.
В начале 1990 годов была создана Европейская экономическая зона – союз свободной торговли между странами ЕС и ЕАСТ с целью распространения свободы «четырех единых рынков» (товаров, услуг, капитала, труда) на страны ЕАСТ в соответствии с Актом о едином европейском рынке 1986 года.
С 1949 по 1991 года функционировал Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), объединявший государства восточной Европы, Вьетнам, Кубу. Впоследствии Венгрия, Польша, Чехия и Словакия заключили Центрально-Европейское соглашение о свободной торговле.
Глобализация экономики – процесс роста экономической интеграции на основе ускорения технического прогресса и перехода к информационному обществу, а также дерегулирования и либерализации международной торговли и движения капитала.
В научной литературе можно найти много различных определений понятия «глобализация». Глобализация экономики – объективное явление современного общества, одна из закономерностей мирового развития. Глобализация – процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала. В качестве главного признака глобализации называется выход какой-то проблемы или деятельности непременно на глобальный (общемировой) уровень.
Глобализация выросла из региональной интеграции, характеризовавшейся возникновением реальной экономической зависимости отдельных стран друг от друга, но принципиально от нее отличается. Так, при интеграции сохраняется ключевая роль государства в регулировании и поддержки бизнеса, а также относительная автономность национальных экономик, а при глобализации государственное воздействие на другие субъекты мирового хозяйства и на систему в целом соизмеряется с хозяйственным потенциалом государства и ролью национальных хозяйствующих субъектов на международных рынках.
Однако, глобализацию нельзя сводить к простому усилению взаимозависимости хозяйственных комплексов отдельных стран. Она гораздо шире, так как затрагивает все области общественной жизни, ведет к постепенному преобразованию мирового пространства в единую финансово-информационную, военно-политическую и социально-культурную зону, в которой свободно перемещаются товары, информация, идеи, инвестиции, технологии.
Все это стимулирует развитие мира как целостной системы. Глобализация является процессом объективным, обусловленным новым этапом развития мировой экономической системы. В то же время на нее в значительной мере влияют субъективные факторы (правительства, руководство крупнейших фирм, общественных организаций и проч.).
Явление глобализации можно рассматривать с двух сторон: на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. На макроэкономическом уровне глобализация означает общее стремление стран и отдельных регионов к экономической активности вне своих границ (либерализация экономической жизни, снятие торговых и инвестиционных барьеров, создание зон свободного предпринимательства и др.).
На микроэкономическом уровне глобализация – расширение деятельности предприятий за пределы внутреннего рынка. В отличие от межнациональной и многонациональной ориентации предпринимательской деятельности глобализация означает единый подход к освоению мирового рынка.
Таким образом, глобализация – это комплексное геоэкономическое, геополитическое и геогуманитарное явление, оказывающее мощное влияние на все стороны жизнедеятельности стран, вовлекаемых в этот процесс.