Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Казахский Университет международных отношений и мировых языков
имени Абылай хана
МАГИСТРАТУРА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
по теме «Международное положение Кореи после Второй мировой войны»
дисциплина «Восток в системе международных отношений»
Форма проведения: Традиционная
Специальность «6М020900-Востоковедение»
2017-2018 учебный год
Составитель:
магистрант 2 курса
Ким Игорь Владиславович
Научный руководитель
Галиев Ануар Абитаевич
Алматы, 2017
Тема 1. Международное положение Кореи после Второй мировой войны
Цель лекции: ознакомить обучающихся с основными событиями, происходящими на территории корейского полуострова во время Второй мировой войны.
Проблемные вопросы:
1. Причины и последствия Второй мировой войны
2. Корейский вопрос в период 1945-1948 гг.
Тип урока: новый урок, ознакомление с новым материалом
Задания на семинар:
1. Международное положение Кореи после Второй мировой войны.
2. Южная Корея в военно-политической стратегии США и Японии.
3. Трехлетняя война в Корее. Договор об основах отношений между Южной Кореей и Японией.
1. Причины и последствия Второй мировой войны (1939-1945)
Причины:
1. Территориальные споры. Победители войны 1918 года Англия и Франция разделила Европу со своими союзниками на своё усмотрение. Распады Российской империи и Австро-Венгерской империи привели к возникновению 9-ти новых государств. Отсутствие четких границ порождали большие споры. Побежденные страны хотели вернуть свои границы, а победители не желали расставаться с присоединенными территориями. Все территориальные вопросы в Европе всегда решались с помощью оружия. Избежать начала новой войны было невозможно.
2. Колониальные споры. Побежденные страны были лишены своих колоний, которые были постоянным источником пополнения казны. В самих колониях местное население поднимали освободительные восстания с вооруженными стычками.
3. Соперничество между государствами. Германия после поражения хотела реванша. Она все время была ведущей державой Европы, а после войны была во многом ограничена.
4. Диктатура. Значительно усилился диктаторский режим во многих странах. Диктаторы Европы вначале развивали свою армию для подавления внутренних восстаний, а потом для захвата новых территорий.
5. Возникновение СССР. Новая держава не уступала могуществу Российской империи. Он был достойным конкурентом США и ведущим европейским странам. Начали возникать опасения появления коммунистических движений в них.
Дополнительные причины:
1. Создание фашизма в Европе, чтобы противостоять коммунизму.
2. Стремление Германии к мировому господству.
3. Ослабление СССР репрессиями Сталина (только в армии было арестовано и убито около 4 млн человек).
4. Стремление Японии к господству в Азии.
5. Пассивность Франции и Великобритании с целью натравить Гитлера на СССР.
6. Стремление каждой страны Европы достичь своих целей, участвуя в войне (например, Польша мечтала напасть на СССР, Италия мечтала захватить соседние земли).
Последствия:
1. Наибольшие потери выпали на Советский союз, который принял основной удар немецкой армии. Умерло 27 миллионов человек. Сопротивление Красной Армии привело к поражению рейха.
2. Военные действия могли бы привести к крушению цивилизации. Военных преступников и фашистскую идеологию осудили на всех мировых процессах.
3. В 1945 в Ялте подписано решение о создании ООН для предотвращения подобных действий.
4. Последствия применения ядерного оружия над Нагасаки и Хиросимой заставила многие страны подписать пакт о запрете использования оружия массового поражения.
5. Страны Западной Европы потеряли своё экономическое господство, которое перешло к США.
6. Победа в войне позволила СССР расширить свои границы и усилить тоталитарный режим. Часть стран стали коммунистическими.
2. Корейский вопрос в период 1945-1948 гг.
Впервые в годы Второй Мировой Войны вопрос о Корее официально был поставлен в Каирской декларации США, Англии и Китая, подписанный Рузвельтом, Черчиллем и Чан Кайши в декабре 1943 г. В декларации указывалось, что Япония будет лишена всех территорий, захваченных или оккупированных ею с начала первой мировой войны, и специально подчеркивалось: «Вышеуказанные три великие державы (США, Англия, Китай), помня о порабощенном народе Кореи, решили, чтобы «в должное время» Корея стала свободной и независимой» /1, 7/. Недостаточно четкая формулировка «в должное время», принятая еще принятая по предложению британской делегации, вместо первоначального варианта «в самое ближайшее время», измененного затем Ф. Рузвельтом (Франклин, не Теодор) на формулировку «подходящий момент», означала на деле, что для Кореи после войны не исключалось какая-либо иная форма контроля и опеки на неопределенный срок.
Советский Союз впоследствии присоединился к Каирской декларации. Это было сделано после того, как Декларация была подтверждена в июле 1945 г. на Потсдамской встрече представителей союзных держав.
Когда Советский Союз 8 августа 1945 года вступил в войну против Японии, и советская армия стала успешно и стремительно продвигаться по территории Кореи, правительство США весьма поспешно вернулось к вопросу о создании зон ответственности на Корейском полуострове. В связи с этим военное ведомство США срочно подготовило предложение о разделении Кореи примерно по 38 параллели. В зону ответственности советского командования вошли районы севернее 38 параллели общей площадью более 120 тысяч кв. км; в зону ответственности американского командования вошли районы к югу от 38 параллели общей площадью около 100 тыс. кв. км. Населения распределилось примерно следующим образом: в северной части страны, где его относительная плотность всегда была меньшей, она составляла 40%, а на юге – 60% от общего числа 29 488 тыс. человек. До полной капитуляции Японии ответственность за гражданское управление возлагалось на соответствующие военные командования в двух зонах. Имелось в виду, что «как только будет полностью завершена капитуляция, должна быть образована гражданская администрация с тем, чтобы вся Корея представляла из себя централизованную территорию под управлением Комитета, состоящею из Верховных командующих офицеров США, СССР и других сил, участвующих в оккупации Кореи» этот пункт 13 августа 1945 г. был предложен президентом США Г.Трумэном и направлен правительствам СССР, Великобритании и гоминдановского Китая. Помимо разделения зон по принятию японкой капитуляции между советским и американским командованием проект содержал важное, с точки зрения будущего, положения: до тех пор, пока капитуляция не будет полной, гражданская управление должно осуществляться соответствующим командованием в зонах Кореи, т.е. устанавливались также и гражданские функции военной администрации.
Советское и американское руководства не имели достаточно ясного представления о внутреннем политическом положении в Корее, оно столкнулось здесь с очень однообразной ситуацией. Корею нельзя было рассматривать как побежденную страну, но и для утверждения самостоятельной государственности не было условий. Это было консервативное, экономически и политически отсталое общество с преобладанием феодально-конфуцианской психологии, с низким образовательным уровнем населения. Следовало бы иметь в виду, что большинство политических эмигрантов, активно возвращавшихся в Корею в 1945 г., покинули страну 20-30 лет назад и были во многом изолированы от внутренней ситуации в Корее. Сознательно или нет, за это время они успели усвоить ценности, поведенческие установки страны пребывания, оказавшись, частично американизированы, китаизированы или советизированы. В душе они оставались корейцами, но их политическая культура более не являлось типично корейской.
Вопрос о будущем устройстве Кореи остро встал на Московском совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре 1945 г. Правительство США пыталось добиться решения, в соответствии с которым Корея, прежде чем получить самостоятельность, должна пройти две стадии иностранного управления: в начале - военных администраций, а затем четырехсторонней (США, СССР, Великобритания и Китай) опеки, при которой каждая из сторон действовало бы в зоне своей ответственности посредством военных администраций. До установления опеки власть передавалось единой администрации во главе с двумя военными командующими. Участие корейцев в органах администрации военно-командующих разрешалось только в качестве администраторов, консультантов и советников. О том, чтобы допустить к управлению самих корейцев, не говорилось ни слова.
Правительство СССР выдвинуло принципиально иной проект, направленный на обеспечение независимости корейского народа. В ходе острой борьбы советские предложения с незначительными изменениями были одобрены совещанием. Главным итогам соглашения было решения о создании Временного демократического правительства корейского народа. Для формирования Временного правительства было решено создать совместную комиссию из представителей советского и американского командований в Корее. При выработке своих предложений комиссия обязано была консультироваться с корейскими демократическими партиями и общественными организациями. Совместной Комиссии поручалось с участием Временного правительства и с привлечением корейских демократических организаций разработать также меры по содействию политическому и социальному прогрессу корейского народа, развитию демократического самоуправления и установлению государственной независимости Кореи.
Решения Московского совещания, состоявшегося в декабре 1945 года, вызвали кратковременное объединения все корейских политических сил на юге, которые единогласно выступали против установления режима иностранной опеки. 27 декабря при Временном правительстве срочно создается комитет по борьбе с опекой, а 31 декабря в Сеуле и других крупных городах Кореи вспыхнули массовые демонстрации против решения Московского совещания.
Второе заседание Совместной советско-американской комиссии открылось в мае 1947 г. Корейские партии, а также советская и американская военные администрации, вновь не смогли договориться по вопросу о представительстве в общем корейском правительстве. В такой ситуации советская делегация вносит предложение об одновременном выводе из Кореи войск США и СССР и предоставлении право самим корейцам решать свои проблемы. Американская сторона отвечает отказом и в качестве контрмеры решает передать корейский вопрос на рассмотрение в ООН. Генеральная Ассамблея приняла предложение США, сформировала Временную Комиссию ООН по Корее, в которую входили 9 государств, и одобрили проект резолюции, по которой в Северной и Южной Корее под наблюдением этой комиссии осуществляются всеобщие выборы и за короткое время формируется объединенное независимое правительство. Однако по причине того, что советская сторона отказала Временной Комиссии ООН по Корее во въезде на территорию севернее 38-ой параллели, ее деятельность на территории Северной Кореи оказалось невозможной. В ответ ООН приняла решение провести всеобщие выборы и сформировать правительство на территории южнее 38-ой параллели. Ким Гу, Ким Гю Сик и другие, стремившееся к созданию объединенного правительства, выступили против проведения выборов только в Южной Корее и за заключение соглашения между Северной и Южной Кореей. Они предлагали политическим лидерам Северной и Южной Кореи собраться в одном месте и обсудить проблему объединения. В апреле 1948 года в Пхеньяне открылось собрание по соглашению Северной и Южной Кореи, однако оно добилось никаких результатов.
В мае 1948 года выборы все же состоялись, но только на территории южной части Корейского полуострова. На их основе на Юге была образована Республика Корея и сформирована правительство во главе с Ли Сын Маном. В августе-сентябре того же года последовали выборы в Северной Кореи, образовано Корейская народно-демократическая Республика и сформировано её правительство во главе с Ким Ир Сеном. Раскол Кореи стал фактом.
В результате противостояния СССР и США деятельность ООН на Корейском полуострове в период 1945-1948 гг. была не эффективной. Историческую ответственность за разделение корейского народа и полуострова несут как СССР и США, так и формировавшиеся в то время элиты Северной и Южной Кореи. В конечном итоге корейская проблема долгое время была и остается одной из узловых проблем в системе международных отношений, у которой в ближайшие годы не видно путей разрешения.
Основная литература:
1. Булычев Г. Б. Политические системы государств Корейского полуострова. М.: МГИМО, 2002. Специфика северокорейской политической системы. С. 79-83; Политические партии и общественные организации КНДР. С. 116—125.
2. Курбанов С. О. Основные положения северокорейских «идей приоритета армии» — сонгун // Корейский полуостров и вызовы глобализации. М.: ИнститутДальнегоВостокаРАН, 2006. С. 74-83.
3. Oh Kong Dan. Leadership Change in North Korean Politics: The Succession to Kim II Sung. RAND/R-3697-RC. Santa Monica: RAND Corporation, October 1988. Ch. 1. The Rise of Kim Jong II. P. 5-27.
Дополнительная литература:
1. Стратегический глобальный прогноз 2030. М.: Магистр, 2011.
2. Симония Н. А. Догоняющее развитие НезападаVersus Западной модели. // Мировая экономика и международные отношения. М., 1996, № 12.
3. Мироненко Е. С. Геополитика и политическая география. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: Издательство АСТ, 2003. Пер. с англ.