Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
НАБЛЮДЕНИЕ
Отличительные особенности:
непосредственность восприятия при изучении
Предмет наблюдения:
различные особенности вербального и невербального поведения, деятельности,
вегетативных реакций
Формы регистрации данных наблюдения:
протокол (сплошной, структурированный)
дневник, «карточки развития»
кино-, фото-, аудио-, видео-регистрация
Виды описаний при наблюдении:
качественное
количественное (шкалирование)
Систематизация:
Основание для
Вид наблюдения
систематизации
по продолжительности
лонгитюдное
периодическое
единичное (однократное)
по цели
выборочное – сплошное
по степени стандартизации
структурированное – свободное
в зависимости от ситуации
естественное (полевое) – лабораторное
наблюдения
в зависимости от позиции
открытое – скрытое
наблюдателя
пассивное (внешнее) – активное (включенное)
Содержание наблюдения при изучении детей
Наблюдение при знакомстве с
ребенком (первичное восприятие):
внешний вид, физическое
развитие ребенка
особенности моторики
особенности речи
социальное поведение (контакт,
адекватность и пр.)
Наблюдение за процессом решения
ребенком учебных и других задач:
особенности внимания
работоспособность
реакция на одобрение
реакция на неудачу
особенности настроения
признаки невротической
напряженности
Наблюдение за игрой:
характер эмоциональных реакций при виде игрушек
выбор игрушек и интерес к ним
адекватность использования игрушек
способность самостоятельно организовать игру
характер игровых действий
наличие сопроводительной речи в игре
БЕСЕДА
Беседа – метод психодиагностического исследования, предусматривающий
прямое или косвенное получение сведений об изучаемом путем вербального
общения с ним.
Отличительные особенности:
диагностика в процессе вербальной коммуникации
Систематизация:
Основание для систематизации
в зависимости от условий проведения
Вид беседы
индивидуальная
групповая
диагностическая
по цели
клиническая
свободная
по форме общения
стандартизованная
частично стандартизованная
Разновидность беседы – интервью
Интервью имеет четкий план и форму для обработки информации
Примерное содержание беседы при изучении ребенка:
с ребенком:
со взрослыми (родителями,
сведения ребенка о себе, ближайшем
педагогами):
окружении
восприятие взрослым ребенка,
ориентировка в пространстве и времени
сложившейся ситуации, жалобы
знания о живой и неживой природе, обществе
типичные поведенческие
интересы, увлечения
проявления ребенка и реакции на
характер взаимоотношений ребенка в
них окружающих (взрослых и
семье, детском коллективе
детей)
сбор анамнестических данных
ТЕСТЫ
Тесты общих способностей и интеллекта:
Д. Векслера, Р. Амтхауэра, Г. Айзенка, Дж. Равена, Р. Кеттэлла, ШТУР (школьный
тест умственного развития) и др.
Методики диагностики отдельных интеллектуальных способностей:
внимания
памяти
мышления
«корректурные
пробы»
таблицы
Шульте
таблицы
Ф.Горбова
методика
Т.Рыбакова
методика Э
Крепелина
и др.
моторных
(методика
Н.Озерецкого
и др.)
«Заучивание 10
«Выделение существенных
слов»
признаков»
«Узнавание фигур» «Простые и сложные аналогии»
«Память на числа» «Метод исключения»
«Запоминание 2
Классификации
рядов слов»
«Числовые ряды»
Бентона визуальной методика Л.Выготского –
ретенции тест
Л.Сахарова и ее модификации
«Пиктограмма»
и др.
«Опосредованное
запоминание» (по А.
Леонтьеву – В.Занкову)
и др.
Методики диагностики креативности
Вербальные и невербальные тесты Дж.Гилфорда,
вербальный и фигурный тесты Е.Торренса
Тесты специальных способностей
сенсорных
технических профессионализированных
(метод Орто-Рейтера,
(тесты
(ДАТ – батарея тестов
тест музыкальной
Беннета,
дифференциальных
одаренности Сишора Пурдье и др.)
способностей и др.)
и др.)
Направленность
Методы диагностики
диагностики
Потребностно1. Интервью и анкеты как прямые методы диагностики
мотивационная сфера 2. Опросники мотивов («Список личностных
личности
предпочтений» А.Эдварса, опросники Ю.М.Орлова
«Потребность в достижении», «Потребность в общении»
и др.)
3. Проективные методики (ТАТ, методики С.Розенцвейга,
Тест юмористических фраз)
Эмоционально1. Аппаратурные методики оценки состояний
волевая сфера
2. Наблюдение – аудиовизуальная диагностика состояний
личности
3. Проективные методики (методики Люшера, Розенцвейга,
ДДЧ, «Несуществующее животное», «Тест руки» Э
Вагнера, «Детский тест тревожности» Р.Тэммла,
Самосознание
Межличностные
отношения
М.Дорки, В.Амен и др.)
4. Опросники (САН, опросник А.Басса – А.Дарки, опросник
школьной тревожности Филлипса идр.)
1. Стандартизированные самоотчеты («Шкала детской Яконцепции» Пирса – Харриса и др.)
2. Метод семантического дифференциала
3. Нестандартизированные самоотчеты («Тест 20
утверждений на самоотношение» и др.)
4. Методы измерения локуса контроля («Шкала локуса
контроля» Дж.Роттера, «Опросник субъективного
контроля» и др.)
5. Методики изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн, деГреефе)
6. Методики изучения уровня притязаний (Хоппе)
1. Методы диагностики внутригрупповых отношений
(Социометрия и ее модификации)
2. Методы диагностики внутрисемейных отношений («Рисунок
семьи», методика Р. Жиля, методика PARI и др.)
Примеры структуры тестов интеллекта:
Тест Д. Векслера (детский
вариант – WISC)
Субтесты:
1. общая осведомленность
2. общая понятливость
3. арифметический
4. установление сходства
5. словарь
6. повторение числовых рядов
7. недостающие детали
8. последовательные картинки
9. составление фигур
10. составление кубиков
11. кодирование
12. лабиринты
Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Субтесты:
логический отбор
определение общих черт
аналогии
классификация
арифметический
числовые ряды
выбор фигур
кубики
запоминание слов
ОПРОСНИКИ
Отличительные особенности:
получение объективных и / или субъективных данных со слов испытуемого
отражение отношения человека к тем или иным высказываниям
Систематизация опросников
по содержанию
опросники –
личностные опросники:
анкеты
черт личности (опросник Р.Кеттела «16 личностных
- биографические факторов» – 16-PF и др.)
опросники
типологические (Миннесотский многоаспектный
личностный опросник -–MMPI, опросники Г.Айзенка и др.)
мотивов, интересов, установок («Список личностных
предпочтений» А. Эдварса и др.)
состояний и настроений (САН и др.)
акцентуаций (опросник Г. Шмишека,
«Патохарактерологический диагностический опросник»
А.Личко – ПДО) и др.
по форме
групповые
письменные
бланковые
индивидуальные
устные
компьютерные
Классификация вопросов
по функциям
по форме
основные (сбор
открытые (ответ
прямые (аппелирующие
информации о содержании дается в свободной
непосредственно к опыту
исследуемого явления)
форме)
субъекта)
контрольные (проверка закрытые (на вопрос косвенные
искренности ответов) –
дается набор вариантов (аппелирующие к мнениям,
шкалы лжи / искренности
ответа)
суждениям, в которых
косвенно проявляется его
опыт и переживания)
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ
Проекция – лат. projectio – выбрасывание
Отличительные особенности:
глобальный подход к оценке личности
неопределенность стимульного материала
отсутствие ограничений в выборе ответа
отсутствие оценки ответов как «правильных» или «ошибочных»
Классификация проективных методик
Группа методик
1. методики структурирования
(контитутивные) – предполагают
придание испытуемым определенного
смысла материалу, наделение его какимлибо содержанием
2. методики интерпретации
(интерпретативные) – предусматривают
истолкование событий, ситуаций,
изображений.
3. методики дополнения (аддитивные) –
предполагают завершение имеющегося
начала предложения, рассказа или истории
4. методики конструирования
(конструктивные) – основаны на создании
целого из отдельных частей и
разрозненных фрагментов
5. методики катарсиса (катартические)
– самовыражение в условиях эмоционально
напряженного творчества
6. методики импрессивные – требуют
выбора, предпочтения одних стимулов
другим
7. методики экспрессивные (графические)
– основаны на самостоятельном
изображении предметов, людей, животных
и др.
Примеры
«Чернильные пятна» Г.Роршаха,
«Таутофон»
«Тематический апперцептивный
тест» (ТАТ), «Детской апперцепции
тест» (САТ), методика рисуночной
фрустрации С.Розенцвейга, методика
Р.Жиля
«Завершение
предложений»,
«Завершение историй»,
«Тест мира»
«Психодрама», «Тест кукол»
« Тест цветовых предпочтений»
М.Люшера, «Психогеометрический
тест»
«Рисунок человека», «Рисунок
семьи» (КРС – Кинетический
рисунок семьи), «Тест дерева»,
«Дом-дерево-человек»
(ДДЧ),
«Несуществующее
животное»,
«Автопортрет»
АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Контент – анализ (анализ содержания) – частотно-статистический анализ
рядов событий, основанный на принципе повторяемости
Включает в себя:
выделение системы опорных понятий (категорий анализа)
отыскание их индикаторов – слов, словосочетаний, суждений и т. п. (единиц
анализа)
статистическую обработку данных
Используется:
1) при анализе документальных и
2) как вспомогательный метод
материальных источников (выделение
анализа речевых сообщений
частоты использования различных
испытуемых при диагностике
смысловых единиц)
посредством проективных методик,
опросников, беседы
Контент-анализ – метод выявления и оценки характеристик информации,
содержащихся в текстах и речевых сообщениях, а также в продуктах человеческой
деятельности.