Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методы оценивания и выбора управленческого решения

  • 👀 740 просмотров
  • 📌 714 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методы оценивания и выбора управленческого решения» pdf
7. МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ВЫБОРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 1. Разработка ограничений и критериев принятия решения Ограничения в процессе принятия управленческих решений – это - сумма правил, требований, установлений, определяющих границы решения проблемы; - принуждающие связи, т.е. условия, которые ограничивают и описывают, как цель должна быть достигнута; - условия, которые не могут быть изменены в процессе принятия и реализации решения. Существуют разные подходы к классификации ограничений (табл. 1). Таблица 1 Деление ограничений по источникам возникновения Объективные Внешние (экономические, политические, технические, естественные); Внутренние (ресурсные, целевые, управленческие). Временные Субъективные Морально-этические Ценностноориентационные Психологические Ограничения объективные существуют вне воли людей и лицо принимающее решение повлиять на них не может. Субъективные ограничения - это ограничения, зависящие от личности принимающей решения. Шкалирование (от англ. scaling - определение масштаба, единицы измерения) - метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. Различные методы шкалирования представляют собой особые приемы трансформации качественных характеристик в некоторую количественную переменную. Шкала – (от лат. scala – лестница) – система чисел или иных элементов, принятых для оценки или измерения каких-либо величин, используется для оценки и выявления связей и отношений между элементами системы. Это также совокупность отметок и цифр на отсчетном устройстве прибора, соответствующих ряду последовательных значений измеряемой величины, или ряд цифр в восходящем или нисходящем порядке. Возможно использование различных типов шкал: шкал интервалов, отношений и разности. Количественные ограничения выступают в виде: - предельного значения (смета проекта может составлять 1 млрд руб.) ; - значения с заданными отклонениями (смета проекта составит 1 млрд руб. плюс/минус 5 % от сметы проекта); - интервального значения (смета проекта составит 1,2 — 1,5 млрд. руб.). Ограничения образуют конкретные условия, ограничивающие цели решения. Их используют для сопоставления вариантов и для отсева альтернатив. Критерий – (от греч. kriterion – средство для суждения) - это - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; - мерило оценки; - показатели, характеризующие степень приближения к цели. Критерий - это способ описания вариантов решений, способ выражения различий между вариантами (альтернативами) с точки зрения предпочтений лица, принимающего решения. Критерии, необходимые при выборе решения, различаются в зависимости от обстановки, характерной для компании, а также от её отраслевой принадлежности. Невозможно составить универсального списка критериев для любой организации. В то же время лучше учесть какие-то несущественные факторы, которые можно легко исключить из рассмотрения, чем упустить хотя бы один из тех, которые могут в некоторый момент времени оказаться решающими. Цена составления перечня критериев невелика. Что действительно представляет огромную ценность – это сбор информации, необходимой для оценки альтернатив в соответствии с критериями. Здравый смысл помогает решить, какие из критериев наиболее существенны и какой должна быть точность данных, требуемых для принятия решения. Неэффективно расходовать ресурсы на повышение качества информации, относящейся к тому фактору, который не является существенным для данной проблемы. Требования к системе критериев: 1. полнота – если есть набор критериев и увеличение не приводит к изменению решения 2. операциональность – каждый критерий должен иметь формулировку достаточно ясную и однозначную. 3. декомпозируемость – критерии можно разбить на отдельные задачи. Это позволяет упрощать критерии. 4. неизбыточность – разные критерии не должны учитывать один и тот же аспект решения. 5. минимальность – набор критериев должен содержать минимум критериев, но при этом они должны учитывать все аспекты решения. 6. измеримость – каждый критерий должен быть измерен количественно или качественно. Решение принимается, как правило, по оценке комплекса или системе критериев. Критерии более сложная категория, чем ограничения, но при этом тоже могут быть качественные, классификационные и количественные (табл. 2). Таблица 2 Методы сравнения объективных критериев Тип критерия Методы сравнения Количественные (Общие и частные) Шкалы: - интервалов, - отношений, - разностей качественные Шкала Харрингтона Общие критерии: Выполнимость – сложность реализации той или иной альтернативы. Оценивается с точки зрения временных ресурсов, с точки зрения затрат навыков, с точки зрения ресурсов. Если при выполнении альтернативы высвобождаются ресурсы то альтернатива выполнимая, если требуются дополнительные ресурсы, то это невыполнимая альтернатива. Приемлемость – степень близости данной альтернативы к цели. Определяет меру продвижения к цели при выборе данной альтернативы. Финансовые и операционные импульсы. Уязвимость – это степень риска, который принимается на себя. Частные показатели: потребительские (надежность, функциональность, срок службы и т.д.), экономические (цены и затраты на эксплуатацию, ремонт и т.д.), неценовые (условия платежа, сроки поставки, система скидок). Необходимо также рассматривать два типа критериев: 1. «мы должны» (цели) – определяются до того, как будет рассматриваться какая-либо альтернатива, требуют тщательного обоснования, т.к. могут устранить основу для выработки альтернатив (требования таковы, что может не оказаться ни одного работника, им соответствующего). 2. «мы хотим» (цели) - это цели, которые желательны, по ним необязательно должны рассматриваться какие-либо альтернативы. Критерии «мы хотим» заставляют менеджера думать обо всех возможных вариантах, не исключая идеальных (способствует развитию творчества). Количественные критерии - характеристики тех свойств системы, которые могут принимать численные значения. Могут быть абсолютными, относительными, порядковыми, ранговыми. Количественные критерии, позволяющие оценивать результаты принимаемых решений, принято называть критериями эффективности. Классификационные (номинальные) критерии – характеристики тех свойств, которые не могут принимать участия в оценке, но позволяют отнести изучаемый объект к определённому классу, безотносительно к проведению оценки (перечень специальностей сотрудников, типы организационных структур управления, перечень марок технических средств управления и пр.). Качественные критерии – описательные характеристики свойств системы (методы управления, методы оценки системы управления, авторитет руководителя и т.п.). Квантификация - от лат. quantum –сколько и …фикация – количественное выражение, измерение качественных признаков (табл. 3), например, оценка в баллах мастерства, цветового колорита. Таблица 3 Вербально-цифровая шкала (шкала Харрингтона) Содержательное описание характеристики Очень высоко Высоко Средний Числовое значение >8 – 10 >6,5 – 8 >4 – 6,5 Низкий Очень низкий >2 – 4 0–2 Базовые правила формулирования критериев: 1. Критерий эффективности решения может быть иным, чем для системы в целом. Если общий критерий рост рентабельности то для разных подразделений могут быть совсем другие критерии, но критерии подсистем должны иметь ту же направленность что и критерий системы. 2. Критерием эффективности не всегда могут быть максимальные или минимальные показатели. 3. Если критериев много нужно попытаться их агрегировать. Методы оценки и выбора альтернатив состоят из методов экспертных оценок и критериальных методов. 2. Критериальные методы. Критериальный язык позволяет оценить результат каждого варианта критерием (конкретным числом), а затем провести сравнение этих критериев, наилучшей альтернативой является та, которая обладает наибольшими (наименьшими) значениями критерия. Методы многокритериальной оценки применяются в условиях необходимости учета нескольких параметров при оценке вариантов. Важно обосновывать выбор критериев. Не всегда все критерии оценки совершенно одинаковы, равнозначны, нет среди них более и менее важных. Если так случается, то это позволяет упростить расчёты. Но чаще критерии имеют разную значимость, или иначе, вес. Вес критерия, весовой коэффициент – количественное выражение относительной важности каждого используемого для оценки и выбора критерия в сравнении с остальными. Оценка может быть бальной или ранговой. Метод взвешивания (весовых оценок) является достаточно эффективным средством принятия решений в случаях с трудно измеряемыми затратами. Этот метод предполагает выполнение следующих шагов: - разработка перечня соответствующих факторов; - присвоение веса каждому из факторов, отражающего соответствие его важности целям предприятия; - разработка шкалы оценок (положительной или отрицательной) для каждого из факторов (например, 1-10 или 1-100 пунктов); - оценка по шкале каждого фактора; - оценка каждого варианта решения по сумме факторов с учётом их весов; - выбор, основываясь на поиске варианта с максимальной итоговой оценкой и его анализе с качественной точки зрения. Метод обеспечивает возможность -назначения весов и предельных значений для различных факторов, исходя из приоритетов предприятия; -учёта и измерения осязаемых материальных затрат, таких как налоги, труд; -исследования нематериальных затрат и учета таких факторов, как действие в регионе общественных соглашений или особенностей персонального состава местных властей; -рассмотрения затрат в краткосрочных и долгосрочных периодах. Метод анализа критической точки - метод сравнительного анализа затрат по вариантам, позволяющий сделать выбор наиболее эффективного из имеющегося набора альтернатив. Определяя постоянные и переменные затраты, и изображая их графически для каждого варианта, можно выбрать тот вариант, которому соответствуют самые низкие общие затраты. Анализ критической точки может быть представлен как графически, так и аналитически. Графическое представление имеет преимущество, обеспечивая ранговое значение оценки предпочтения каждого варианта. Анализ критической точки включает три шага: определение постоянных и переменных затрат для каждого варианта; вычертить граф “затраты/ результат” для каждого варианта с затратами на вертикальной оси и годового результата на горизонтальной оси; выбрать вариант с наименьшими суммарными затратами на заданный результат. Аналитические методы основаны на работе руководителя или специалиста с набором аналитических зависимостей. Они определяют соотношение между условиями выполнения задачи и её результатами в виде формул, графиков, логических соотношений. «Тише едешь – дальше будешь». Пример - графическая зависимость роста производительности труда от материального поощрения работников (сначала растет, потом стабилизируется и потом снижается). Аналитические методы гарантируют высокую эффективность УР и достижение цели. Метод сравнения позволяет оценить работу организации, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы. Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т.д.). Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений. Метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов сомножителей фактическими. Сравнение значений двух стоящих рядом показателей в цепи подстановок позволяет исчислить влияние на обобщающий показатель того фактора, базисное значение которого заменяется на фактическое. Применяется в условиях, когда проблема имеет строго выраженный функциональный характер. Позволяет выявить, за счёт каких факторов произошли отклонения фактических величин от базисных (плановых). Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает действие других факторов. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) - выявление зон дисбаланса между функциями объекта и затратами на них. Это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процессы, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять проектируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций существующего объекта. Применяется для выбора решений и оптимизации затрат на исполнение функций объекта без ущерба их качеству. Обладает высокой практической полезностью. Статистические методы основаны на использовании информации о прошлом удачном опыте ряда организаций в какой-либо сфере деятельности для разработки и реализации УР другими компаниями. Данные методы реализуется путем сбора, обработки и анализа статистических материалов. При осуществлении анализа управленческих решений можно использовать различные приемы: прием сводки и группировки, прием абсолютных и относительных величин, прием средних величин, прием динамических рядов, прием сплошных и выборочных наблюдений, последовательный анализ и метод статистических испытаний. Их применяют как на стадии разработки, так и на стадии выбора решения. Статистический метод гарантирует среднюю эффективность управленческих решений и достижения цели. Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов. Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение. Математические методы и экономико-математические методы позволяют рассчитывать лучший вариант решения по критериям оптимальности программы управленческих действий в сложившихся или планируемых экономических условиях. Например, минимум времени - максимум качества. Пример метода: математическое программирование. Эвристические методы основаны на логике, здравом смысле и опыте. Используется метод Сократа - извлекать скрытую информацию с помощью искусных наводящих вопросов. Методы применяются при недоступности или отсутствии условий для использования формализованных методов РУР. Основа методов – метод индукции (от частного к общему). Эффективны, если нетиповую проблему руководитель сумел разделить на такие подпроблемы, которые являются типовыми для данной организации. И при успешном выполнении которых, проблема будет решена в целом. Применяются в форме планерок, заседаний, летучек и т.д. Приём детализации и обобщения. Детализация проводится путем разложения обобщающего (конечного) показателя на частные. Расчленяя и детализируя сложные показатели по отдельным составным частям и факторам, определяют влияние каждого из них на эти показатели. Обобщения раскрывают связь между частями целого (объекта, явления, процесса), итогами деятельности и отдельных подразделений и определяют степень их влияния на общие результаты. 3. Экспертные оценки: виды, этапы и методы проведения Экспертиза - от франц. expertise, от лат. expertus - в широком смысле - специальное, компетентное исследование точно сформулированного вопроса, требующее специальных знаний в области науки, техники, управления, искусства и пр.; - в узком смысле - мнение, идея, решение или оценка, основанные на реализации ценного опыта специалиста, глубоких знаний предмета исследования и технологиях качественного анализа, мотивированное заключение. Методы экспертной оценки - проведение экспертами интуитивно-логического анализа проблемы, с количественной оценкой суждений, формальная обработка результатов и усреднение различными способами мнений (суждений) экспертов по рассматриваемым вопросам. Основаны на совокупном мнении специалистов обычно в пересекающихся областях деятельности. В настоящее время не существует общепринятой научно обоснованной классификации методов экспертных оценок. Первым основанием классификации экспертизы является цель её проведения. Один из основных вопросов - что именно должна представить экспертная комиссия в результате своей работы - информацию для принятия решения или проект самого решения. От ответа на этот методологический вопрос зависит организация работы экспертной комиссии. По фактору участия экспертов в работе экспертные оценки бывают индивидуальные и коллективные. В одних способах получения экспертных оценок число экспертов фиксировано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли принимать обоснованные решения. В других - число экспертов растет в процессе проведения экспертизы, например, при использовании метода «снежного кома». Следующее основание классификации - организация общения экспертов. При отсутствии общения эксперт высказывает своё мнение, ничего не зная о других экспертах и об их мнениях. Он полностью независим. Обычно такая ситуация соответствует экспертизе, проводимой в один тур. Заочное анонимное общение означает, что эксперт знакомится с мнениями и аргументами других экспертов, но не знает, автора того или иного положения. Следовательно, в экспертизе должно быть предусмотрено хотя бы два тура. Заочное общение без анонимности соответствует, например, общению по Интернету. Все варианты заочной экспертизы хороши тем, что нет необходимости собирать экспертов вместе, следовательно, находить для этого удобное время и место. При очных экспертизах эксперты говорят, а не пишут, как при заочных, и потому успевают за то же время сказать существенно больше. Очная экспертиза с ограничениями весьма распространена. Это - собрание, идущее по фиксированному регламенту. Очная экспертиза без ограничений - это свободная дискуссия. Все очные экспертизы имеют недостатки, связанные с возможностями отрицательного влияния на их проведение социально-психологических свойств и клановых (партийных) пристрастий участников, а также неравенства их профессионального, должностного, научного статусов. По числу туров экспертизы могут быть однотуровыми, включать некоторое фиксированное число туров (два, три и далее) или неопределённое число туров. Чем больше туров, тем более тщательным является анализ ситуации. Но одновременно увеличивается общее время на экспертизу и возрастает ее стоимость. Можно уменьшить расходы, вводя в экспертизу не всех экспертов сразу, а постепенно. По способу получения экспертных оценок наиболее распространенными являются методы ранжирования (рангов), бальный или непосредственного оценивания, сопоставлений (парное сравнение или метод дельфийского совещания и последовательное сопоставление). Возможно сочетание методов - использование экспертной оценки на основе качественного отбора, когда экспертом оценивается важность той или иной альтернативы (ранг) с учётом её практического внедрения, измеряемого при помощи бальной характеристики. Многообразие экспертных оценок позволяет сочетать их виды и реальные экспертизы часто представляют собой комбинации различных описанных выше типов экспертиз, в зависимости от целей их проведения, специфики проблем и решений, возможностей организации, заказывающей экспертизу и других условий. Экспертиза требует последовательной реализации следующих процедур: А) организация экспертного оценивания; Б) проведение сбора мнений экспертов; В) обработка результатов мнений экспертов. Выделяют следующие стадии проведения экспертного оценивания (табл. 4). Таблица 4 Стадии проведения экспертного оценивания № 1. Стадии Принятие решения о необходимости проведения экспертного опроса и формулировка лицом, принимающим решения, его цели 2. Подбор и назначение основного состава рабочей группы 3. Разработка рабочей группой и утверждение у руководителя технического задания на проведение экспертного опроса 4. Разработка аналитической группой рабочей группы подробного сценария (то есть регламента) проведения сбора и анализа экспертных мнений (оценок). 5. Подбор экспертов. 6. Формирование экспертной группы 7. Сбор экспертной информации 8. Анализ экспертной информации 9. повторение двух предыдущих этапов при применении экспертной процедуры из нескольких туров 10. Итоговый анализ экспертных мнений, интерпретация полученных результатов и подготовка заключительного документа 11. Окончание экспертизы, утверждение заключительного документа экспертной комиссии 1). Инициатива исходит от руководства, что в дальнейшем обеспечивает успешное решение организационных и финансовых проблем. Перед началом экспертизы необходимо чётко определить её цель, (проблему), и сформулировать соответствующий вопрос для экспертов. Эксперты оценивают возможные варианты, не следует ожидать от них построения законченного плана действий, развернутого описания возможных решений. При этом рекомендуется придерживаться следующих правил. 1. Чёткое определение условий, времени, внешних и внутренних ограничений проблемы. 2. Возможность ответа на вопрос с доступной человеческому опыту точностью. 3. Вопрос лучше формулировать как качественное утверждение. Для численных параметров не рекомендуется задавать более пяти градаций. Необходимо организовать экспертную комиссию, состоящую из двух групп – рабочей (организатор и технические работники) группы и экспертной. Экспертную группу составляют эксперты. Её формирует руководитель рабочей группы. 2). Рабочую группу (РГ) возглавляет руководитель-организатор, которому подчиняются технические работники, осуществляющие подготовку материалов для экспертов, обработку результатов работы экспертов и т.п. При этом руководитель отвечает за организацию и проведение экспертного оценивания в целом, а также за анализ собранных материалов и формулировку заключения экспертной комиссии. Он участвует в формировании коллектива экспертов и выдаче задания каждому эксперту. Он сам - высококвалифицированный эксперт и признаваемый другими экспертами формальный и неформальный руководитель экспертной комиссии. Дело секретаря - ведение документации, решение организационных задач. В зависимости от масштабов экспертизы среди технических работников могут выделяться различные группы специалистов - аналитическая, эконометрическая, компьютерная, по работе с экспертами (например, интервьюеров), организационная. Очень важно для успеха, чтобы все эти позиции были утверждены руководителем. 3). На этой стадии решение о проведении экспертизы приобретает четкость во времени, финансовом, кадровом, материальном и организационном обеспечении. Основным составом РГ, прежде всего, руководителем и секретарем определяется вид экспертизы по фактору участия экспертов в работе, организации общения экспертов, числу туров, способу получения экспертных оценок и пр. характеристикам. Определяется цель и область деятельности группы экспертов, методология итоговой обработки результатов её работы. Здесь важно соблюсти соответствие существующим нормативным документам, регулирующим деятельность экспертных комиссий в различных областях. 4). Сценарий включает в себя, прежде всего, конкретный вид информации, которая будет получена от экспертов (например, слова, условные градации, числа, ранги, типологии или иные виды объектов нечисловой природы). Определяется состав и содержательная часть документации. Например, довольно часто экспертов просят высказаться в свободной форме, ответив при этом на некоторые количество заранее сформулированных вопросов. Кроме того, их просят заполнить формальную карту, в каждом пункте выбрав одну из нескольких градаций. Процесс разработки документации (анкеты) включает определение формы и содержания обращения к эксперту; выбор типа вопросов; формулирование вопросов; изложение необходимой для эксперта информации; разработка формы документа (анкеты). В сценарии должны быть определены место и время сбора мнений экспертов, формы и методики сбора мнений, разработан регламент проведения сбора и анализа экспертных мнений. В зависимости от количества туров сбора мнений объекты экспертных оценок тщательно ранжируются по этапам экспертного анализа. Далее определяется порядок занесения результатов работы (заключений, оценок) экспертов в сводные документы. Сценарий содержит и конкретные методы анализа собранной информации (вычисление дисперсии или медианы, статистический анализ, применение иных методов статистики объектов нечисловой природы и др.). Эта работа ложится на эконометрическую и компьютерную группу РГ. Также необходимо выделение критериев и условий принятия экспертных решений. При принятии управленческих решений в расчёт берётся два обстоятельства: надежность и точность экспертного решения, согласованность выводов экспертов между собой. Степень согласованности мнений экспертов может оцениваться расчетом средневзвешенного интегрального коэффициента, использованием правила среднего арифметического, расчётом коэффициента корреляции или коэффициента конкордации. 5). Именно на РГ лежит ответственность за компетентность экспертов, за их принципиальную способность решить поставленную задачу. В качестве экспертов необходимо использовать тех людей, чьи суждения помогут принятию наиболее адекватного решения. Каковы эксперты - таково и качество заключения экспертной комиссии. Важным является требование к руководителю об утверждении списка экспертов. На этой стадии определяется численность экспертов и составляется предварительный список экспертов. Число экспертов в группе зависит от важности решаемой проблемы, наличия финансовых, организационных возможностей и т. п. Чаще определяется минимальное количество экспертов: Ч э.мин = 0,5*(3/б+5), где б – возможная ошибка результатов экспертизы (0< б <1). Необходимость предварительной оценки степени пригодности экспертов для планируемого оценивания обуславливает формирование перечня требований, которым эксперты должны соответствовать. Этот перечень зависит от решаемой проблемы и используемых методов совместной работы. Это могут быть следующие качества: профессиональная компетентность и наличие практического опыта; высокая общая эрудиция, научная интуиция; креативность (умение решать творческие задачи); деловитость (собранность, умение переключаться с одного вида деятельности на другой) и коммуникативность, независимость суждений, мотивированность действий; объективность; нонконформизм; заинтересованность в объективных результатах экспертной оценки; владение методами экспертной оценки. Определить квалификацию эксперта можно по следующим критериям: число переменных, которые, по его мнению, существенны для принятия решения (эксперт использует меньше переменных, чем неэксперт); важность этих переменных (весовые коэффициенты); скорость или эффективность идентификации экспертом весовых коэффициентов; достоверность прогноза эксперта. Составление списка возможных экспертов облегчается тогда, когда рассматриваемый вид экспертизы проводится многократно. В таких ситуациях обычно ведется реестр возможных экспертов. Однако и в случае, когда экспертиза проводится впервые, устоявшиеся списки возможных экспертов отсутствуют, у каждого конкретного специалиста есть некоторое представление о том, что требуется от эксперта в подобной ситуации. Для формирования списка есть полезный метод «снежного кома», при котором от каждого специалиста, привлекаемого в качестве эксперта, получают определенное количество (обычно 5 - 10) фамилий тех, кто может быть экспертом по рассматриваемой тематике. Каждого вновь появившегося опрашивают по той же схеме. Процесс расширения списка останавливается, когда новые фамилии практически перестают встречаться. В результате получается достаточно обширный список возможных экспертов. Этот метод имеет недостатки. Число туров до остановки процесса наращивания кома нельзя заранее предсказать. Кроме того, ясно, что сообщество специалистов реально разбито на группы («кланы»), и общение идёт в основном внутри «кланов». И если на первом этапе все эксперты были из одного «клана», придерживались в чем-то близких взглядов или занимались сходной деятельностью, то и метод «снежного кома» даст, скорее всего, лиц из этого же «клана». Мнения и аргументы других «кланов» будут упущены. Вопрос об оценке компетентности экспертов не менее сложен. Использование формальных показателей экспертов (должность, ученые степень и звание, стаж, число публикаций и пр.), очевидно, в современных быстро меняющихся условиях может носить лишь вспомогательный характер, хотя подобные показатели проще всего применять. Метод самооценки - эксперт сам дает информацию о том, в каких областях он компетентен, а в каких - нет. С одной стороны, эксперт лучше всех знает свои возможности. С другой стороны, здесь скорее оценивается степень самоуверенности эксперта, чем его реальная компетентность. Тем более что само понятие «компетентность» строго не определено. Уточняя его, выделяя составляющие, усложняется предварительная часть деятельности экспертной группы. Достаточно часто эксперт преувеличивает свою реальную компетентность. Бывают уклонения и в другую сторону, излишне критичное отношение к своим возможностям. При использовании метода взаимооценки, помимо возможности проявления личностных и групповых симпатий и антипатий, играет роль малая осведомленность экспертов о возможностях друг друга. В современных условиях достаточно хорошее знакомство с работами и возможностями друг друга может быть лишь у специалистов, не менее 3-4-х лет работающих совместно, над одной темой. Однако привлечение таких пар специалистов не очень-то целесообразно, поскольку их взгляды из-за схожести жизненного пути слишком похожи друг на друга. Если процедура экспертного опроса предполагает непосредственное общение экспертов, необходимо учитывать еще ряд обстоятельств. Большое значение имеют их личностные (социально-психологические) качества. Так, один-единственный «говорун» может парализовать деятельность всей группы на совместном заседании. К срыву могут привести и неприязненные отношения членов группы, и сильно различающийся научный и должностной статус членов комиссии. В подобных случаях важно соблюдение регламента работы, разработанного РГ. 6). На этой стадии РГ проводит анализ качественного состава предварительного списка экспертов. Список уточняется. С экспертами ведутся переговоры с целью получения их согласия для участия в работе экспертной группы. Затем составляется окончательный список членов экспертной группы, который должен быть одобрен руководителем. Он утверждает состав экспертной группы, возможно, вычеркнув или добавив часть экспертов к предложениям РГ. Проводится заключение договоров с экспертами об условиях их работы и её оплаты. 7). Часто перед этим проводится набор и обучение интервьюеров специалистов, входящих в РГ. Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних - с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов, «кланов» и отдельных коллег. В других - экспертов собирают вместе для подготовки материалов для принятия решений, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, принимают или отвергают аргументы друг друга, учатся друг у друга, и неверные или недостаточно обоснованные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем (в случае достаточно хорошей согласованности мнений) их усреднения позволяли принимать обоснованные решения с точки зрения эконометрики. В других - число экспертов растет в процессе проведения экспертизы. Степень согласованности мнений экспертов может оцениваться расчетом средневзвешенного интегрального коэффициента, использованием правила среднего арифметического, расчетом коэффициента корреляции или коэффициента конкордации. 8) Компьютерный анализ экспертной информации с помощью включенных в сценарий методов. Ему обычно предшествует кодирование информации и введение её в компьютерные базы данных. 9) При применении согласно сценарию экспертной процедуры из нескольких туров - повторение двух предыдущих этапов. 10) Итоговый анализ экспертных мнений, интерпретация полученных результатов аналитической группой РГ и подготовка заключительного документа экспертной комиссии для руководителя. 11) Официальное окончание деятельности РГ, в том числе утверждение руководителем заключительного документа экспертной комиссии, подготовка и утверждение научного и финансового отчетов РГ о проведении экспертного исследования, оплата труда экспертов и сотрудников РГ, официальное прекращение деятельности (роспуск) экспертной комиссии: экспертной и рабочей групп. Только соблюдение всей последовательности экспертных процедур и всех правил экспертного оценивания может обеспечить качественную экспертизу. Мeтoды пoлyчeния индивидyaльнoгo мнeния члeнoв экcпepтнoй гpyппы ocнoвaны нa пpeдвapитeльнoм пoлyчeнии инфopмaции oт экcпepтoв, oпpaшивaeмыx нeзaвиcимo дpyг oт дpyгa, c пocлeдyющeй oбpaбoткoй пoлyчeнныx дaнныx. Экспертные суждения - содержательные высказывания (определяющие состав, структуру, функциональность исследуемой системы, сущностей и их атрибутов), количественная или качественная оценка какой-либо сущности (т.е. определение количественных и качественных атрибутов и их значений). Оcнoвныe пpeимyщecтвa мeтoдa индивидyaльнoгo экcпepтнoгo oцeнивaния cocтoят в иx oпepaтивнocти, вoзмoжнocти в пoлнoй мepe иcпoльзoвaть индивидyaльныe cпocoбнocти экcпepтa, oтcyтcтвии дaвлeния co cтopoны aвтopитeтoв и в низкиx зaтpaтax нa экcпepтизy. Информация, которую получает заказчик от эксперта, отличается уникальностью и ориентацией на проблему, имеющую локальный характер. Глaвным иx нeдocтaткoм являeтcя выcoкaя cтeпeнь cyбъeктивнocти пoлyчaeмыx oцeнoк из-зa oгpaничeннocти знaний oднoгo экcпepтa. Метод изучения предпочтений - совокупность способов сбора и анализа информации, состоящих в упорядочении некоторого набора объектов по заданному критерию. Методами изучения предпочтений являются: метод ранжирования, метод множественного сравнения, метод парных сравнений. Метод простого ранжирования основан на том, что эксперт располагает набор признаков для каждого решения в порядке убывания/возрастания. Ранг – степень отличия по какому-либо признаку, а ранжирование – процесс определения рангов, относительных количественных оценок, степеней отличий качественных признаков. Метод парных сравнений - метод изучения предпочтений, при котором респондент должен из всех возможных парных сочетаний объектов, предложенных ему, выбрать наиболее предпочтительный в соответствии с заданным критерием. Результатом таких сравнений является матрица парных сравнений, в которой сумма элементов строк дает представление о ранжировании респондентом всех объектов. Метод весовых коэффициентов - каждому решению ставится в соответствие весовой коэффициент, остальным доли от этого предельного значения. Метод последовательных сравнений включает следующие операции: составление перечня признаков решений в порядке убывания значимости; оценка реализации каждого признака по всем решениям (максимальная оценка 5) с записью в таблицу; определение по каждому столбцу суммы произведений оценки на соответствующий коэффициент значимости признака; сортировка полученных значений по максимальному значению суммы и определение предпочтительного варианта решения. Метод переводных оценок - метод шкалирования, состоящий в ранжировании заданных объектов респондентом с целью выявления его установки. Метод анкетного опроса предполагает разработку специальных анкет, содержащих перечень вопросов по решаемой задаче. Анкеты направляются по соответствующим адресам. В процессе заполнения анкет необходимо обеспечить взаимную независимость суждений экспертов; при необходимости проверить однозначное понимание экспертами вопросов анкеты; не допускать заполнение одной анкеты несколькими экспертами; анкету заполнять и отправлять в заданные сроки. Анкеты обрабатываются с использованием статистических методов обработки экспертной информации. Основными достоинствами метода анкетного опроса являются возможность сбора большого объема информации за достаточно короткий срок и независимость суждений экспертов. К недостаткам следует отнести сложность разработки эффективной анкеты, содержащей обоснованный перечень вопросов. Метод интервью предполагает беседу с экспертом, в ходе которой перед ним по заранее разработанной программе ставятся сформулированные вопросы. Особенностью метода интервью является то, что интервьюер и эксперт находятся в непосредственном контакте. Условно выделяют три формы интервью: свободная беседа, когда дополнительные вопросы формируются в ходе интервью; беседа по типу "вопрос - ответ", когда определен ограниченный круг вопросов, на которые должен быть получен чёткий ответ; перекрестный опрос, когда эксперта спрашивают несколько интервьюеров. Достоинством метода интервью является возможность получения сведений, малодоступных при анкетном опросе. Однако на результаты опроса может оказать влияние личность интервьюера, способность эксперта к контакту, быстрота его мышления и другие факторы. Метод контрастности типов - приём изучения эмпирических данных, основанных на вариационном анализе; разделение исследуемой совокупности на контрастные подгруппы, в результате чего зависимая переменная может быть предсказана с наибольшей точностью. Метод кросс-культурного сравнения - метод выявления универсальных и специфических образцов поведения индивидов, социальных групп, организаций, институтов в контексте различных культур. Монографический метод - метод изучения отдельного случая; всесторонний длительный анализ единичного объекта, рассматриваемого в качестве типичного для данного класса явлений. Мeтoды кoллeктивнoй paбoты экcпepтнoй гpyппы пpeдпoлaгaют пoлyчeниe oбщeгo мнeния в xoдe coвмecтнoгo oбcyждeния peшaeмoй пpoблeмы. Инoгдa эти мeтoды нaзывaют мeтoдaми пpямoгo пoлyчeния кoллeктивнoгo мнeния. Коллективное решение по сравнению с индивидуальным решением обладает рядом преимуществ. 1) Рассмотрение большого количества возможных альтернатив. 2) Рaзнocтopoнний aнaлиз и более адекватное отражение существа решаемой проблемы. 3) Проявление группового мышления, которое характеризуется высокой креативностью, интеллектом, рациональностью. 4) Деперсонификация принятых решений и разделение ответственности. 5) Единство мнений, к которому приходят в результате выработки решения творческой проблемы, представляет собой положительный мотивационный фактор. 6) Увеличение уровня риска предлагаемых вариантов решения, что обусловлено разделением ответственности. Однако не во всех случаях коллективная работа предпочтительна. В простых и типовых ситуациях индивидуальный подход более целесообразен. Кроме того, групповая работа обладает рядом негативных черт, что также ограничивает область ее использования. - блокирование решения, возникающее в ситуации, когда высказываемые точки зрения не сближаются, а приводят к невозможности принятия нужного решения проблемы; - напряженность и конфликтные ситуации, порождаемые процессом коллективной выработки решения из-за столкновения различных точек зрения; - компромисс; - конформизм мышления; - излишняя сплоченность группы, которая приводит к тому, что в процессе принятия решения большую роль начинают играть личные симпатии и антипатии; - синдром непогрешимости и возможная изоляция группы, что приводит к недостатку информации и поверхностному анализу проблемы (ситуации); - необходимость доверия внутри группы; - значение авторитета и личности лидера, вoзмoжнocть дaвлeния aвтopитeтoв; зависимость эффективности групповой работы от качества коммуникационной сети. К мeтoдам кoллeктивнoй paбoты относят следующие. Мeтoд «coвeщaний» («кoмиccий», «кpyглoгo cтoлa») пpeдпoлaгaeт пpoвeдeниe coвeщaния или диcкyccии c цeлью выpaбoтки eдинoгo кoллeктивнoгo мнeния пo peшaeмoй пpoблeмe. В oтличиe oт мeтoдa «мoзгoвoй aтaки» кaждый экcпepт мoжeт нe тoлькo выcкaзывaть cвoё мнeниe, нo и кpитикoвaть пpeдлoжeния дpyгиx. В peзyльтaтe тaкoгo тщaтeльнoгo oбcyждeния yмeньшaeтcя вoзмoжнocть oшибoк пpи выpaбoткe peшeния. Дocтoинcтвoм мeтoдa являeтcя пpocтoтa eгo peaлизaции. Однaкo нa coвeщaнии мoжeт быть пpинятo oшибoчнoe мнeниe oднoгo из yчacтникoв в cилy eгo aвтopитeтa, cлyжeбнoгo пoлoжeния, нacтoйчивocти или opaтopcкиx cпocoбнocтeй. Мeтoд «cyдa» являeтcя paзнoвиднocтью мeтoдa «coвeщaний» и peaлизyeтcя пo aнaлoгии c вeдeниeм cyдeбнoгo пpoцecca. В poли «пoдcyдимыx» выcтyпaют выбиpaeмыe вapиaнты peшeния; в poли «cyдeй» - лицa, пpинимaющиe peшeниe; в poли «пpoкypopoв» и «зaщитникoв» - члeны экcпepтнoй гpyппы. Рoль «cвидeтeлeй» выпoлняют paзличныe ycлoвия выбopa и дoвoды экcпepтoв. Пpи вeдeнии тaкoгo «cyдeбнoгo пpoцecca» oтклoняютcя или пpинимaютcя тe или иныe peшeния. Этот мeтoд цeлecooбpaзнo иcпoльзoвaть пpи нaличии нecкoлькиx гpyпп экcпepтoв, пpидepживaющиxcя paзличныx вapиaнтoв peшeния. Суть методики судов заключается в такой организации обсуждения проблемной ситуации в группе, когда одна сторона разрабатывает самостоятельные предложения, а другая - даёт критику этим предложения. Цель методики - выявление наиболее аргументированного и оптимального решения. «Дeлoвыe игpы» ocнoвaны нa мoдeлиpoвaнии фyнкциoниpoвaния coциaльнoй cиcтeмы yпpaвлeния пpи выпoлнeния oпepaций, нaпpaвлeнныx нa дocтижeниe пocтaвлeннoй цeли. В oтличиe oт пpeдыдyщиx мeтoдoв, гдe экcпepтныe oцeнки фopмиpyютcя в xoдe кoллeктивнoгo oбcyждeния, дeлoвыe игpы пpeдпoлaгaют aктивнyю дeятeльнocть экcпepтнoй гpyппы, зa кaждым члeнoм кoтopoй зaкpeплeнa oпpeдeлeннaя oбязaннocть в cooтвeтcтвии c зapaнee cocтaвлeнными пpaвилaми и пpoгpaммoй. Оcнoвным дocтoинcтвoм дeлoвыx игp являeтcя вoзмoжнocть выpaбoтки peшeния в динaмикe c yчeтoм вcex этaпoв иccлeдyeмoгo пpoцecca пpи взaимoдeйcтвии вcex элeмeнтoв oбщecтвeннoй cиcтeмы yпpaвлeния. Нeдocтaтoк зaключaeтcя в cлoжнocти opгaнизaции дeлoвoй игpы в ycлoвияx, пpиближeнныx к peaльнoй пpoблeмнoй cитyaции.
«Методы оценивания и выбора управленческого решения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot