Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методы научных исследований в области физической культуры

  • 👀 429 просмотров
  • 📌 392 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Методы научных исследований в области физической культуры
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методы научных исследований в области физической культуры» pdf
ЛЕКЦИЯ 5 МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ План 1. Физическая культура как объект научного познания 2. Основные методы исследования в области ФК. 3. Анализ литературных источников, научной информации и документов. 4. Методы опроса. 5. Метод контрольных испытаний (тестов). 6. Наблюдение. Педагогическое наблюдение. 7. Эксперимент. Физическая культура как объект научного познания Физическая культура – это область культуры человека, включающая в себя содержание социальной жизни людей по преобразованию природы человека в процессе индивидуального развития путѐм целенаправленного психотелесного совершенствования. Отличительной особенностью физической культуры от других видов культуры человека является единство практических способов психического и телесного совершенствования организации человека и духовных способов формирования мотива этой деятельности. Приступая к исследованию физической культуры студент, аспирант или квалифицированный ученый должен определить ту часть физической культуры, на которой ему предстоит сосредоточить основное внимание. Область физической культуры в зависимости от содержания цели преобразовательной деятельности субъекта включает определенный ряд относительно самостоятельных явлений, среди которых наиболее значимыми являются:  физическое воспитание;  спорт;  оздоровительная физическая культура;  адаптивная физическая культура. ФК как область познания относится к педагогическим наукам. Педагогическая составляющая является важным, но не единственным основанием ФК, которая помимо педагогики включает в себя биологические, психологические, социальные и др. составляющие. Поэтому исследования, осуществляемые в сфере физической культуры, включают применение широкого круга методов из различных областей науки и техники: анатомии, физиологии, генетики, психологии, педагогики, социологии, информатики, экономики и др. Основные методы исследования в области ФК. При проведении научных исследований в области физической культуры, как правило, в качестве основных используются следующие общенаучные методы, модифицированные в соответствии со спецификой предмета: 1. анализ литературных источников, научной информации и документов; 2. опрос, включая анкетирование, интервью и экспертное оценивание; 3. контрольные испытания (тесты); 4. наблюдение, включая педагогическое наблюдение и хронометрирование; 5. эксперимент; 6. статистическая обработка данных и математическое моделирование. Анализ литературных источников научной документов. Задачи изучения литературных источников в ВКР: информации и  определить границы между знанием и незнанием о предмете исследования и выбрать тему;  установить какие методы и методики исследования применяются на практике при изучении выбранного предмета;  определить актуальные направления изучения выбранного предмета исследования и в соответствии с этим составить свой план наблюдений и проведения экспериментов;  найти подтверждение, объяснение или опровержение эмпирическому материалу, полученному в ходе своего исследования;  выяснить место полученных эмпирических данных в общей структуре теоретического знания о данном предмете. Изучение литературных источников продолжается на всѐм протяжении исследования. Изучение литературы нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, которых касается выбранная тема. Только после этого следует приступать к изучению литературы, освещающей частные вопросы. Выделяют следующие формы записи содержания литературных источников: а) цитирование каких-либо определений, понятий и др. положений; б) план изложения основных вопросов произведения; в) тезисы (тезисы содержат сжатое изложение основных идей, положений научной проблемы, представляют собой сформулированную мысль какого-либо раздела литературного документа.); г) конспект (это сжатое изложение всего существенного в содержании первоисточника – фактов, выводов, теоретических положений). Анализ документов – один из важнейших методов сбора первичной информации. Документы – это источники информации, передающие с определенной степенью полноты и точности фактологическую сторону какого-либо явления (правила и положения о соревнованиях, программы, планы, отчѐты, протоколы соревнований и т.д.), аудио-, видео-, кино-, фотоматериалы и др. Методы опроса. Опрос – метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Основными разновидностями опроса являются: анкетирование, интервьюирование и экспертное оценивание. Анкетирование – метод получения первичной информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов. Применяется для получения информации о сфере сознания людей: об уровне их знаний, мотивах поведения, об их мнениях и оценках событий и др. Интервьюирование – метод получения первичной вербальной информации в результате непосредственного контакта исследователя и опрашиваемого. Принято выделять формализованное, фокусированное и свободное интервью. Для формализованного интервью заранее подготавливают вопросы, определяют порядок их постановки. Для фокусированного интервью заранее определяется тема или направление, а также его рамки. Свободное интервью предполагает минимальную степень стандартизации поведения интервьюера. Экспертное оценивание представляет собой метод получения информации от компетентных лиц (экспертов), имеющих глубокие знания об объекте или предмете исследования. Отбор экспертов осуществляется исходя из следующих критериев: род занятий и стаж работы в определенном виде деятельности, уровень и характер образования, опыт, возраст, авторитет и квалификация. Метод контрольных испытаний (тестов). В науках о человеке понятие «тест» имеет два значения: 1) задание стандартной формы, по результатам выполнения которого можно судить о психофизиологических и личностных характеристиках, а также о знаниях, умениях, навыках испытуемого; 2) метод исследования и диагностики в физиологии и медицине, заключающийся в пробном воздействии на организм. Тестирование – научно-практическая процедура измерения, состоящая из конечной серии кратких заданий, направленная на диагностику выраженности свойств и состояний объекта исследования. Вместе с тем существует ряд требований, предъявляемых к содержанию теста. Для того, чтобы измнрение можно было отнести к разряду тестов, оно должно удовлетворять следующим требованиям: 1 Информативность (валидность). 2 Дифференцирующая способность. 3 Надежность. 4 Согласованность. Информативным называется тест, который точно измеряет нужное свойство (качество, способность). Информативность нередко называют валидностью (от англ.validity – обоснованность, законность) Требование дифференцирующей способности теста означает, что данное задание и система его оценки позволяет выявлять отличия между группами. Проверка теста на дифференцировку осуществляется при помощи выявления достоверных различий между результатами, полученными от заведомо разных групп. Надѐжность теста – примерное совпадение результатов при повторном тестировании у одних и тех же людей в одинаковых условиях. Проверку теста на надежность осуществляют путем повторного тестирования через небольшой интервал времени одним и тем же исследователем, одной и той же группы испытуемых. Наличие высокой связи между результатами повторного тестирования свидетельствует о надежности теста. Согласованность теста – независимость результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего или оценивающего тест. Согласованность теста оценивается при помощи многократного проведения теста на одной и той же группе испытуемых, но разными исследователями. Наблюдение. Наблюдение – целенаправленный процесс восприятия предметов и явлений при помощи органов чувств и без вмешательства исследователя в наблюдаемый процесс. Педагогическое наблюдение – целенаправленное восприятие исследователем какого-либо явления педагогической практики: обучения, воспитания, образования, развития. Спецификой педагогического наблюдения как метода научного исследования, в первую очередь, является предмет исследования: процесс и результат взаимодействия преподавателя и ученика. Хронометрирование как разновидность метода наблюдения представляет собой определение интервалов времени, затраченного на выполнение каких-либо действий. Эксперимент. Эксперимент как метод научного исследования представляет собой активное, целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, определенное изменение объекта и его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Суть реального эксперимента состоит в том, что экспериментатор выбирает объект исследования и формирует репрезентативную выборку, определяет фактор воздействия и его уровень, контролирует побочные и независимые переменные, регистрирует изменения зависимой переменной. Основные функции эксперимента: 1) опытная проверка теорий и гипотез; 2) получение новых эмпирических данных. В физической культуре в качестве объекта научного эксперимента могут выступать:  психотелесная организация субъекта физкультурной деятельности;  физическое развитие индивида;  система идеалов и ценностных установок субъекта относительно явлений физической культуры (уровень физкультурной воспитанности);  уровень физкультурной образованности человека;  объѐм двигательных умений и навыков субъекта и степень их освоенности;  физическая и связанная с ней психологическая подготовленность спортсменов и других субъектов физкультурной деятельности;  двигательная дееспособность лиц с нарушениями в состоянии здоровья;  уровень соревновательного мастерства спортсменов и составляющие;  функциональное состояние физкультурников и спортсменов и др. его
«Методы научных исследований в области физической культуры» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) А.А. Скоробогатая
Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot