Методы исследования в социальной работе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Введение в курс «Методы исследования в социальной работе».
1. Понятие «метод исследования» в социальной работе.
2. Виды методов исследования, применяемых в социальной работе.
3. Понятие «методология исследования».
1. Понятие «метод исследования» в социальной работе.
Исследования в социальной работе развиваются благодаря широким познавательным возможностям качественной методологии: интервью, наблюдения, анализа текстов.
Метод – это основной способ сбора, обработки и анализа данных.
Метод определенная совокупность устойчивых правил, предназначенных для достижения какой-либо цели, способ познания объективной действительности.
Методологией в широком смысле называют систему принципов научного исследования, или учение о методе. Методология в узком смысле означает совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.
Техникой называют совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
Методика – это совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Процедурой называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования, систему приемов сбора и обработки социологической информации. Каждая из процедур может быть законченным миниатюрным эмпирическим исследованием, которое входит в общую теоретико-методологическую программу: анализ содержания публикаций в центральной и местной прессе, установление эффекта этих публикаций на читателя, анализ других источников, влияющих на
Методы могут заимствоваться, развиваться, переходить из одной научной сферы в другую. Методы могут классифицироваться по разным основаниям.
2. Виды методов исследования, применяемых в социальной работе.
Методы могут классифицироваться по разным основаниям. По способу сбора данных методы делятся на опросные (всевозможные виды опроса и интервью) и неопросные (наблюдение, анализ текстов). В свою очередь, по степени формализации – на формализованные, полуформализованные и неформализованные. Кроме того, все исследовательские программы подразделяются на экспериментальные и неэкспериментальные. В первом случае исследователь контролирует условия, в которых взаимодействуют переменные. Во втором случае такой контроль невозможен или такая задача не ставится. На методе эксперимента мы остановимся в дальнейшем. Методы относятся к способам сбора первичной информации, а также к способам обработки и анализа исходных данных. Методы сбора данных включают приемы, связанные с установлением фактов (надежной информации) о единичных событиях или их сочетаниях (например, метод опроса, наблюдения, анализ документов); а также приемы, относящиеся к определению порядка, последовательности событий, или способы фиксирования отдельных событий или их сочетаний (кейс стади, монографические, сплошные, выборочные обследования). В свою очередь, к методам обработки и анализа данных относятся описание и классификация, типологизация, методы качественного анализа: смысловая интерпретация; статистический анализ (поиск статистической закономерности), экспериментальный анализ (реальный и мысленный эксперименты), системный анализ, генетический или исторический анализ, социальное моделирование 1.
К специфичным методам, которые в социологии называются методами сбора, обработки и анализа социологической информации относятся:
- метод опроса;
- наблюдение;
- эксперимент;
- метод анализа документов;
- измерение.
Выбор одного из социологических методов зависит от: условий, места и времени проведения; ориентации социологии, объекта и предмета исследования; целей и задач исследования; вида социологического исследования. Различают методы социологических исследований с позиции источников сбора, обработки и анализа информации и тактик социологического знания.
Метод опроса – метод сбора первичной социологической информации, предусматривающий устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых предусматривает изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов и регистрации полученных ответов. Перечислим основные разновидности опроса: анкетный опрос; интервью; почтовый опрос, телефонный опрос; тестирование; опрос по электронной почте; экспертный и социометрический опрос.
Самым распространенным способом изучения социальной действительности среди опросных методик являются анкетирование и интервью. Анкетный опрос – метод сбора информации, основанной на высказываниях отдельных лиц с целью выявления мнений респондентов о социальных фактах и социальной деятельности, предполагающий жесткофиксированный порядок, при котором социолог-исследователь общается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью анкеты. Анкетирование – разновидность метода опроса, при котором общение между социологом - исследователем и респондентом, является источником необходимой информации, опосредуемой анкетой1. Анкетирование включает в себя три основных компонента: интервьюера (тот, кто задает вопросы), респондент (тот, кто отвечает на вопросы) и инструмент (анкета – инструмент сбора первичной информации, ряд вопросов и высказываний в форме опросного листа).2
Различают следующие виды анкетирования: по объёму: сплошное и выборочное; по способу общения: личное и заочное; по числу опрашиваемых: групповое и индивидуальное; по месту проведения: дома, на работе, на улице, в целевых аудиториях (магазины, выставки); по способу распространения: раздаточное (раздается самим интервьюером или курьером), почтовое (рассылается по почте) и прессовое (публикуется в СМИ: газете или журнале).
Требования к составлению анкеты: не очень большой объём (рассчитан не более чем на 40 минут), грамотное составление анкеты, формулировка вопросов с четкой логической структурой, техника заполнения должна быть простой. Вопросы понятны, недвусмысленны, достаточно конкретны, чтобы получить желаемую информацию.
Классификация вопросов в анкете
1. По форме:
- открытые (нет заранее предложенных ответов), напр., «Как Вы проводите свободное время»?
- закрытые (с жестким перечнем вариантов ответов), напр., «Как Вы проводите свободное время?».
Варианты ответов:
1. сплю;
2. гуляю с друзьями;
3. читаю;
4. смотрю телевизор;
5. сижу в интернете;
6.хожу в кинотеатр.
- смешанные (сочетание элементов открытости и закрытости), напр., «Как Вы проводите свободное время?».
Варианты ответов:
1. сплю;
2. гуляю с друзьями;
3. читаю;
4. смотрю телевизор;
5. сижу в интернете;
6.хожу в кинотеатр;
7. другой вариант ____________________________
- дихотомические (от респондента требуется дать один ответ из двух: «да - нет»; «есть - нет», «хочу – не хочу», «участвую - не участвую», «знаю - не знаю»). Например, «Хорошо ли Вы ориентируетесь в расписании учебных занятий?»
а) да;
б) нет.
- оценочные (каждая позиция оценивается по шкале: «абсолютно уверен», «уверен», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да», «не совсем уверен», «не уверен»). Например, «Преподаватели вашего вуза демонстрируют высокую культуру организации своей работы...»
а) всегда;
б) часто;
в) иногда;
г) редко.
- ранжировочные (расположение ответов в порядке возрастания или убывания)
2.По смыслу формулировки:
- личные («Интересно ли Вам на лекциях?»);
- безличные («Есть мнение, что все чиновники думают только о своём благополучии»);
- прожиктивные (проекция на будущее, например, «Люди поступают в вуз, чтобы получить профессию и приобрести самостоятельность»).
3.По функциям:
- основные (направлены на сбор информации по теме исследования);
- неосновные (выполняют вспомогательные функции);
- вопросы-буферы (переход от одного блока вопросов к другому: «Теперь давайте поговорим о вашей работе…»);
- вопросы-ловушки (вопросы о несуществующих явлениях, использующиеся в качестве релаксации).
Преимущества анкетного опроса: оперативность, доступность, экономичность, гарантия индивидуального заполнения, 100% возврат анкет.
Недостатки анкетного опроса: сравнительно небольшой объем информации, опасность искажения ответов под воздействием группы, наличие свободного помещения и свободного времени респондентов.
Интервью - метод сбора информации, основанный на вербальном, социально- психологическом воздействии между интервьюером и респондентом с целью получения данных. Беседа ведётся по предварительно разработанному плану, на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками. Запись ответов осуществляется интервьюером в анкете, либо на аудио-видеосъемку.
Виды интервью
1.Групповое интервью – по проблемам, которые являются публичными, респонденты высказывают свои мысли свободно.
2.Индивидуальное - интервью с одним респондентом.
3.Биографическое интервью.
4.Стандартизированное (формализованное) интервью:
а) с закрытыми вопросами - опрос значительной совокупности людей, где содержательная структура исследуемой проблемы четко определена и адаптирована к уровню обыденного сознания опрашиваемых.
б) с открытыми вопросами представляет респонденту больше самостоятельности в формулировке ответов и требует от интервьюера их максимально подробной точной регистрации. Все остальные элементы ситуации опроса остаются стандартными: вводная беседа, последовательность вопросов и их формулировки
5.Направленное (фокусированное) интервью – с целью «сфокусировать» внимание респондента на обсуждаемой проблеме, явлении, его следствиях или причинах. Часто основой такой беседы становятся книга, фильм, ситуация, с которыми предварительно знакомят будущих респондентов.
6.Свободное интервью (нарративное) без вмешательства со стороны интервьюера (устная история из памяти фактов из жизни респондентов). Предполагает предварительную разработку примерных основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов, их последовательность складываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого. Ответы респондента фиксируются с максимальной полнотой, включая особенности лексики, смысловые ассоциации и отклонения от темы опроса.
7.САРI интервью - "компьютером ассистируемое персональное интервью" с применением технических средств при проведении опросов связано с использованием текстов анкеты путем считывания с экрана портативного компьютера.
8.Телефонное интервью. Общение по телефону имеет специфические требования к построению вопросника и ситуации беседы. Интервью по телефону должно быть достаточно коротким (до 40 минут). Вопросы должны быть более короткими и конкретными. Не рекомендуется включать вопросы с длинным перечнем ответов. Формулировки вопросов должны быть удобными для произнесения, не должны включать громоздких синтаксических конструкций.
Преимущества интервью: влияние интервьюера на качество получаемых данных выше, чем анкетера; точность процедуры отбора респондентов для опроса, контроль влияние третьих лиц на ответы респондента, адаптация текста анкеты к индивидуальным психологическим особенностям опрашиваемых: (снятие психологических барьеров).
Недостатки интервью: высокая стоимость для привлечения интервьюеров (затраты времени и средств на обучение, отбор, контроль качества их работы).
Самой простой формой научного опыта выступает наблюдение. Любое наблюдение есть физическая связь наблюдателя с объектом наблюдения.3 Наблюдение – это направленное систематичное восприятие и регистрация значимых с точки зрения цели исследования социальных явлений, сбор первичной специальной информации исследователем событий и условий социальной реальности, один из самых распространенных способов познания. Предполагает четко поставленную исследовательскую цель, систематичность, аккуратное документирование результатов наблюдения связь с теориями и социологическими знаниями, проверку и контроль. Целью наблюдения является сбор предварительного материала для более четкой постановки проблемы социологического исследования и показ полной картины изучаемой проблемы.
Наблюдение дает более достоверные данные в определенных ситуациях, используя данный метод можно собирать данные независимо не только от умения, но и от желания членов исследуемой группы говорить. Главная особенность – неразрывная связь наблюдателя с объектом, которая накладывает отпечаток и на его восприятие социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию, подверженную влиянию мировоззрения.4 Социально неодобряемое, отклоняющееся поведение, религиозное поведение требуют активного привлечения методов наблюдения. Одним из классических примеров является изучение жизни бродяг, сезонных рабочих, мигрирующих на Запад (Чикаго) Н.Андерсеном. Самостоятельную роль метод наблюдения играет при изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни, при монографическом исследовании отдельных локальных объектов. В некоторых ситуациях, таких как катастрофы (землетрясение), сильное нагнетание страстей в обществе (межнациональные конфликты), наблюдение становится единственным возможным подходом к изучению социальной реальности.
Классификация видов наблюдения
1. В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения выделяют:
а) стандартизированное наблюдение - наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателей, единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.
б) не стандартизированное наблюдение - исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, где результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти. Часто результатом неструктурированного наблюдения становится разработка стандартных, формализованных процедур наблюдения.
2. В зависимости от осуществления наблюдения за членами исследуемой группы:
а) скрытое наблюдение или не включенное - не вмешиваясь и не участвуя в действиях, вне группы, со стороны
б) включенное наблюдение - принимая участие в деятельности, либо находясь в непосредственном контакте с наблюдаемыми
3.В зависимости от частоты наблюдения:
а) систематическое (регулярное, по жесткому плану в течение определенного времени);
б) случайное (кратковременное, заранее не запланированное).
4.В зависимости от условий:
а) полевое (в естественных для респондента условиях);
б) лабораторное (в искусственно созданных условиях);
Особый вид наблюдения – самонаблюдение, когда наблюдатель сам фиксирует события, полностью полагаются на его моральные качества
Преимущества наблюдения: возможность уловить детали события в момент их появления; гибкость метода; дешевизна; уникальность, не повторяемость ситуации; оперативность.
Недостатки наблюдения: субъективно-эмоциональная окрашенность исследования; ограниченность временем совершения события; плохая формализация данных; сложность повторения.
Эксперимент – в физических науках это метод исследования, в ходе которого в исследуемый процесс умышленно вводится некоторые изменения, последствия которых отслеживаются и измеряются5. В социально-гуманитарном знании – это самый сложный метод сбора и анализа эмпирических данных с проверкой гипотез относительно причинных связей между явлениями. Включает два этапа: воздействие и наблюдение за последствиями этого воздействия (например, реклама того или иного товара; предвыборная компания кандидата в президенты). Социальный эксперимент выполняет следующие функции: формирование новой научной концепции или теории; достижение эффективности в практической деятельности; проверка научной объяснительной гипотезы и теории. В социологии полный контроль достигается редко за всеми факторами эксперимента, которые могут воздействовать на изучаемый феномен, поэтому многие экспериментальные исследования с достаточным основанием могут быть названы неконтролируемыми наблюдениями.
Виды социального эксперимента
1.По условиям проведения:
а) лабораторный эксперимент – когда исследователь создает искусственную среду (лабораторию) для проведения эксперимента, объект наблюдения переносится из своей обычной среды в обстановку, которая позволяет добиться высокой степени точности;
б) полевой эксперимент – для проведения которого характерна максимально естественная ситуация (учебный класс, производственный цех).
2. По характеру экспериментальной ситуации:
а) контролируемый эксперимент – получение эффекта воздействия с помощью экспериментальной переменной, носит лабораторный характер;
б) неконтролируемый – оказание воздействий со стороны внешних факторов.
3. По логической структуре:
а) линейный – когда воздействию и анализу подвергается одна и та же группа людей;
б) параллельный – в эксперименте участвуют две группы, одна из них является экспериментальной, другая контрольной (по ней сравнивают результат). Состав групп должен быть одинаковым по социо-демографическим показателям: полу, возрасту и т.д.
Преимущества эксперимента: активное отношение к объекту исследования; многократная воспроизводимость (по желанию исследователя); возможность проявления таких свойств, которые нельзя пронаблюдать в естественных условиях; контроль за поведением объекта и проверки результатов.
Недостатки: высокая стоимость; сложность организации и проведения, привлечение большого штата высококвалифицированных сотрудников; большой объем изучаемой информации, применение множества технических средств, длительность проведения.
Метод анализа документов - социологический метод по обработке документальных источников, несущих в себе уникальную и разнообразную информацию о социальных явлениях и процессах, фактах и явлениях общественной жизни, который позволяет извлечь искомую информацию с достаточной надежностью. Документ – средство фиксации каким-либо способом информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека на любых материальных носителях. Исследуются как письменные, так и визуальные источники информации, являющиеся свидетельством индивидуального опыта, отражающие поведение индивида как личности и как участника социальной жизни. Обратим внимание читателя на то, что письма редко становятся источником информации и объектом анализа в социальных науках, но являются одним из основных информативных материалов, использующихся в исследовательской практике. Письма в настоящее время используют в основном при исследовании традиционных сообществ и прежде всего сельского населения, где они еще остались составной частью культуры. У.Томас и Ф.Знанецкий приводят следующую классификацию писем:
• церемониальные письма, посланные по случаю официального события, праздника, обычно требующего присутствия всех членов семьи: свадьбы, крестины, похороны, Рождество;
• информационные письма, содержащие детальный рассказ о жизни семьи, предназначенные отсутствующему ее члену;
• сентиментальные письма, имеющие цель - «оживить» чувства человека безотносительно к какому-нибудь особому случаю;
• литературные письма, несущие определенную эстетическую нагрузку;
• деловые письма.
Дневники – неформальные документы, описывающие жизненные события «день за днём» и действия «здесь и сейчас» и являются богатым информационным материалом. Фотографии могут служить как иллюстрацией, так и визуальным предметом анализа, они поддерживают беседу и подтверждают сказанного и являются наглядным доказательством устного разговора с респондентом. Фильмы и видео сегодня также являются популярными источниками информации, они воспроизводят процесс общения с объектом исследования (семейные, научные видеофильмы).
Основные виды документов, подвергающихся социологическому анализу:
1. В зависимости от формы:
а) письменные текстовые (книги, пресса, письма, газеты);
б) статистические цифровые данные (цифровая форма изложения);
в) знаковые (плакаты, фотографии, картины, кинодокументы);
г) фонетические (радио-, магнитофонные, лазерные и компьютерные записи).
2. В зависимости от авторства:
а) официальные (документация каких-либо организаций или учреждений: отчеты, справки, ведомости, обзоры, доклады, архивные документы);
б) личные (конкретной личности: дневники, письма, автобиография, мемуары);
в) смешанные – сочетающие в себе элемент официальности и одновременно персональных данных индивида (паспорт, студенческий билет, диплом об образовании, водительские права).
3.В зависимости от мотивации создания:
а) спровоцированные (заданные) – появившиеся в результате выполнения какого-либо задания (отклики на конкурс: письма и звонки в редакцию, отправка СМС - голосования);
б) неспровоцированные (самопроизвольные) – возникшие сами по себе (личная переписка, письма и обращения в различные инстанции).
Виды анализа документов
1.Традиционный (неформализованный) анализ - необходим тем, что подавляющее большинство документов не предназначено специально для исследовательских целей социологии, здесь в зависимости от целей исследования могут преобладать специализированные приемы: юридические, исторические, лингвистические и др. 6 При этом происходит восприятие текста, выделение смысловых блоков, идей, напр., анализ текстовых источников может служить изучение научных публикаций, отчетов по проблеме, которое обычно проводится социологом на этапе разработки исследовательской проблемы.
2.Количественный (формализованный) анализ или контент-анализ – термин применяется скорее к анализу документов или визуального материала, нежели данных интервью, такая техника позволяет получить определенные количественные данные, которые могут быть подвержены компьютерной обработке и статистическому анализу.7
Контент-анализ - метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста (на бумаге) или записи на иных физических носителях. Анализ основан на единообразных стандартизированных правилах поиска, учета и подсчета количественных показателей характеристик текста. Единицами отбора являются слова (Путин, Россия, война, кризис, коммунизм), фразы, суждения, законченные мысли, отдельные статьи, тогда как в выборочных опросах единицы отбора - это люди, фигуранты (политические деятели, представители социальных групп: новые русские).
Используется при анализе СМИ (прессы: газет, журналов, книг, ТВ, радио, песни, речи, выступления, дневники, документы отчетности: протоколы собраний, конференций). Например, частота публикаций в газете материалов по определенной теме; число строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам; частота упоминаний проблем, терминов, имен, географических названий и т.п.
Суть метода сводится к тому, чтобы найти и использовать для подсчета такие признаки документа (например, упоминания названий партий), которые отражали бы определенные существенные стороны его содержания.
Преимущества: детальное, тщательное, систематизированное и глубинное изучение проблемы, применение компьютерных программ, облегчающих труд человеку
Недостатки: привлечение творческих квалифицированных сотрудников, трудность процедуры (отбора документов и единиц анализа и счета в соответствии с целями с/и).
Измерение – присвоение, приписывание цифр объектам или событиям по определенным правилам. (С.Стивенс) Социальное измерение – совокупность теоретико-методологических, методических и инструментальных действий, посредством которых устанавливается качественно-количественная определенность измеряемого явления или его свойства. Измерить в социологии это значит «назвать», «дать имя».
Шкала – определенное упорядоченное множество значений какого-либо свойства измеряемого объекта.
Разновидности шкал, применяемые в социологии
Номинальная шкала (или шкала наименований) – когда каждому классу дается наименование и присваивается знак или цифра. Например, «Назовите наиболее значимые для Вас ценности (выберите не более трех самых важных ценностей, которые Вы разделяете?»
Цифра (знак) Наименование ценности
1 семейно-родственные;
2 профессиональные;
3 религиозные;
4 нравственные;
5 витальные;
6 художественно-эстетические;
7 экологические;
8 экономические;
9 политические;
10 социальные.
Порядковая шкала – упорядочивание объектов относительно какого-либо критерия или свойства. Например, «Какое у Вас образование?»
Порядок Значение
1 неполное среднее;
2 среднее;
3 средне-специальное;
4 незаконченное высшее;
5 высшее;
6 ученая степень.
Интервальная шкала – предполагает наличие или установление единицы измерения, величины интервала и точки отсчета.
Например, «Укажите свой возраст?»
Порядок Интервал и единица измерения, годы
1 - до 20 лет;
2 - от 20 до 30 лет;
3 - от 30 до 40 лет;
4 - от 40 до 50 лет;
5 - от 50 до 60 лет;
6 - старше 60.
Теперь настал черед рассмотрения тактик и источников сбора информации, данная классификация в социологическом знании рассмотрена и проанализирован Дж.Крессуэлом.
Исследование отдельной общности кейс-стади (case-study) - изучение уникального объекта в совокупности его взаимосвязей, где объектом выступает замкнутая общность, труднодоступная для изучения, напр., социальное «дно» общества (бомжи, нищие, проститутки, наркоманы), социальная элита, религиозные секты. Предметом изучения здесь выступают понимание групповых норм и ценностей, структура ролей, социально-психологические особенности отдельного индивида. Источниками информации в кейс-стади служат результаты наблюдений, интервью, архивные материалы, фотографии, видеоматериалы. Социолог последовательно в хронологическом порядке описывает «случай», его детальное отражение наиболее важных событий. Сначала производится анализ каждого случая, затем перекрёстный анализ несколько случаев. Специфика исследования состоит в глубинном изучении своеобразия и уникальности объекта, выводы носят прикладной локальный характер с выработкой конкретных рекомендаций. Характерным примером кейс-стади является «клинический случай» (Дж.Олпорт «Письма Дженни»), где автор, опираясь на исследование писем стареющей женщины к друзьям своего сына, проанализировал личностные изменения во внутреннем мире, личные кризисы, реконструировал её жизненный путь, смену социальных и персональных идентичностей.
Инструкции для исследователя:
• определение границ случая, зависящих от авторских задач (одна проблема; несколько проблем в рамках одного случая; несколько случаев);
• выбор временных границ случая и объекта в соответствии с исследовательскими целями и задачами;
• длительное погружение в поле, использование различных источников сбора информации.
Этнографическое исследование – всесторонний описательный анализ каждодневной коллективной практики определенной общности, отличающейся по стилю и образцам поведения о т основной массы людей с точки зрения её культурных особенностей (норм, традиций, ценностей, языка). Источниками информации выступают собранные исследователем личные документы, письма, фольклор, фотодокументы. Необходимо отметить посредническую роль социолога между исследуемой аудиторией и обществом. Примером этнографического исследования может служить российско-британский проект «Изучение социальной структуры российского села» под руководством профессора Манчестерского университета Т.Шанина. В результате проведения которого была воссоздана подлинная документальная картина прошлого и настоящего русского крестьянства, жизнь российской деревни. Были изучены десятки сел и деревень России, Белоруссии, Армении и Средней Азии с 1990- 1994 гг. с помощью наблюдений за каждодневной практикой крестьян, глубинных интервью с жителями.
Инструкции для исследователя:
• изучение культурных образцов и символов культурного пространства отдельной социальной общности;
• представление нового знания о культуре общности «глазами чужого»;
• поиск «ключевых фигур», обладающих полной информацией о традициях данной группы, непосредственный контакт с объектом в естественной обстановке;
• необходимость длительного включенного наблюдения за объектом исследования;
• получение нового многостороннего социокультурного портрета группы, включающего описание смыслов, действий, высказываний с точки зрения представителей данной группы и одновременно с позиций исследователя.
Устная история – описание субъективного опыта переживаний (воспоминаний) индивидов определенных исторических событий прошлого. Объектом исследования являются индивид и его опыт, предметом изучения - истории становления локальных сообществ (движений, организаций, населенного пункта), опыт переживания крупного исторического процесса или события. В качестве примера можно привести исследование истории села, проведенное под руководством В.Виноградского, Е.Ковалёва, Т.Шанина. С помощью вопросника и анализа документальных источников им удалось изучить российскую деревню как территориальную организацию общества, проследив изменения в её социальной структуре, территории, населении, социальных институтов, экологии, мобильности. Авторы данного исследования рассмотрели основные этапы в развитии села: предреволюционная деревня, доколхозная послереволюционная деревня, коллективизация, предвоенные годы, В.О.в., период послевоенного восстановления, период правления Хрущёва, Брежнева, период перестройки. Исследование проходило с помощью вживания в село через неформальные беседы с местными жителями сёл Александровка и Плотниково.
Инструкции для исследователя:
• предварительное ознакомление с имеющимися официальными источниками с ограничением исследования узкой проблемной областью и временными рамками;
• отбор информантов в соответствие с проблемой и целью исследования;
• анализ противоречий в высказываниях очевидцев или участников события, сравнение свидетельств информантов по основным параметрам с уже имеющимися документальными свидетельствами.
История жизни (биографический метод) - изучение индивидуального пути и жизненного опыта индивида на разных стадиях социализации (от детства к взрослению и старению). Объектом исследования может являться как типичная (рядовая, среднестатистическая) история жизни обычного человека, также история жизни великого выдающегося человека. Предметом исследования выделяют выстраивание общей картины жизненного мира индивида, его опыт проживания жизни и отражение в нем социокультурных процессов, субъективные переживания человека. Источниками информации выступают глубинные интервью, длительные диалоговые беседы как с самим респондентом таки с людьми из его окружения (близкие, родственники), документальные источники (школьные сочинения, мемуары, дневники, письма, фотографии). Примером использования данной тактики является исследование истории жизни простой сельской женщины Любови Курановской (её судьбы, внутреннего мира), проведенную с помощью совместных исследовательских умений О.Виноградской. В.Виноградским, А.Никулиным, О.Фадеевой. Сложная тяжелая драматическая история женщины (без мужа, воспитывая трех детей) была раскрыта кратким описанием истории семьи, хозяйства, бюджета.
Инструкции для исследователя:
• история жизни повествуется из уст респондента его собственными словами, основанная на воображении и интуициях исследователя;
• отбор информантов в соответствие с проблемой и целью исследования;
• фиксация основных циклов и событий опыта жизненного пути индивида в хронологической последовательности;
• собственная интерпретация жизненного опыта индивида как целостного произведения с анализом документальных источников.
История семьи - анализ процессов отдельной семьи, нескольких поколений в исторической перспективе. Объектом исследования выступает семья как устойчивая малая группа, предметом - социальная и территориальная мобильность членов семьи, динамика поколений, преемственность или изменение социального статуса семьи, трансформация ценностей, передача «культурного капитала». Источниками информации служат семейные архивы, глубинные интервью с представителями разных поколений, генеалогические графы. В качестве примера приведем результаты бюджетных исследований группы под руководством О.Фадеевой, изучающей семейную экономическую сторону крестьянства, адаптацию сельских семей к изменениям в экономике страны. В результате углубленных интервью были изучены бюджет, доходы, имущественное положение 34 сельских семей двух поселений кубанской станицы Привольной и поволжского села Даниловка. С помощью вопросника «Семейные истории» респонденты были опрошены по следующим блокам: история кровного родства, социально-экономическая и политическая история семьи, история вещей, история знаний, умений и навыков, история соседств а, связей с внешним миром.
Инструкции для исследователя:
• сбор информации осуществляется с привлечением нескольких представителей семьи разных поколений;
• анализ проходит в два этапа, первоначально анализируются отдельные рассказы людей, вторично анализируется история семьи в целом с учетом сведений всех членов для поиска несоответствий в рассказах;
• сбор информации об основных особенностей места проживания семьи производится с использованием генеалогического графа родственных связей на протяжении нескольких поколений.
Восхождение к теории (grounded theory) – построение теории, основанной на фактах с рассмотрением конкретной жизненной ситуации как формы проявления определенного феномена, подлежащего теоретизированию (обобщенному абстрактному представлению в виде теоретического утверждения или гипотез относительно данного феномена, наблюдаемого в реальной практике8.Исследователь собирает из разных источников информации многоаспектные данные о конкретных событиях, действиях или отношениях людей, группирует и связывает разнородные данные в обобщенные категории. Что позволяет представить наблюдаемый случай в виде самостоятельной авторской версии относительно природы данного феномена.
Инструкции для исследователя:
• ориентировка на теоретическое видение ситуации, её составляющих с систематическим подходом определенных стадий анализа, кодирования (открытое, осевое, выборочное) с составлением условной матрицы;
• упор на конкретность теории, её категориальный характер в научной терминологии;
• определение условий и прогноза последствий.
Ну что ж, подытожим сказанное выше и определимся выбором конкретной тактики исследования. Если в фокусе интереса социолога находятся проблемы, связанные с уникальностью объекта и выяснение своеобразия его функционирования в социальной реальности, то выбор падает на использование тактики кейс-стади. Если необходимо получить новое знание о культурной составляющей определенного сообщества людей, то социолог определит для себя тактику этнографического исследования с последовательным поэтапным детальным описанием его форм поведения и своеобразия языка. Хотим восстановить полную картину определенного исторического события или социального процесса, избираем для себя тактику устной истории, собирая факты и определяя субъективную сторону воспоминаний его участников и очевидцев, дополняя правдивыми документальными источниками.
Интересуют ретроспективный анализ социальных процессов и механизмов передачи, трансформация социокультурного опыта и знаний от поколения к поколению, используем тактику истории семьи, привлекая к исследованию членов семьи из разных поколений, плюс документальные свидетельства, представленные в виде генеалогического древа и документов личного характера. Если же интересна индивидуальная жизнь и отражение в ней социокультурных процессов, применяем тактику истории жизни, необходимо теоретическое осмысление социального феномена, будем использовать тактику восхождения теории. Таким образом, социолог-исследователь использует различные методы и тактики при проведении социологического исследования в зависимости от фокуса интереса.
Выделяют три основных группы методов социальной работы:
1) социально-экономические;
2) организационно-распорядительные;
3) психолого-педагогические.
I группа. Группа социально-экономических методов объединяет все способы, с помощью которых социальные работники оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций.
II группа. Организационно-распорядительные методы ориентированы на осознанную необходимость общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Эти методы устанавливают отношения субординации и координации в социальной работе и находятся в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб. Организационно-распорядительные методы имеют прямой характер воздействия, так как опираются на регламентирующие и нормально-правовые акты.
Организационные методы закрепляют права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами, придавая им функциональную определенность, обеспечивают "упреждающее" управленческое воздействие на решение задач социальных служб, определяемых положениями и инструкциями.
Распорядительные методы осуществляют оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач с целью своевременного устранения недочетов.
Данные методы связаны с организационными методами, придают системе органов управления социальной работой оперативность и динамичность.
В зависимости от места в структуре управления и характера стабилизирующего воздействия основными организационно-распорядительными методами являются: регламентирование, нормирование, инструктирование.
Регламентирование – жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, типовые положения, должностные инструкции и т.д.). Такие методы используются органами управления социальных служб.
Нормирование – менее жесткий способ организационного воздействия в установлении нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания). Важно определить, где, для каких видов социальной помощи, в какой форме и в каких границах можно применять нормирование.
Инструктирование – наиболее мягкий способ организационного воздействия. Заключается в объяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента и т.д. В социальной работе инструктирование имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.
III группа. Психолого-педагогические методы – характеризуются косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения.
Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности (группы) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов, норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах.
Главным методом развития духовного мира личности является убеждение. Этот метод в практике социальной работы используется в различных формах: разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов.
В практике социальной работы педагогический инструментарий используется в единстве с социально-психологическими методами ориентирования на те черты сознания людей, которые складываются под влиянием условий жизнедеятельности и собственного жизненного опыта.
3. Понятие «методология исследования».
Методология – это учение о методе. Методология – это, во-первых, оптика, взгляд на мир как разумно устроенную систему, которая в принципе поддается рациональному познанию. Если мир абсурден, методология не нужна. Во-вторых, методология – это техника получения и представления знания. Поэтому кроме вопросников, шкал и статистических коэффициентов, технический инструментарий включает риторику дисциплины – способы аргументации и представления результатов работы. Наконец, этика – под ней подразумеваются нормы поведения в научном сообществе, в соответствии с которыми осуществляется дисциплинарное воспроизводство знания. Профессиональное отношение к исследованию означает обязанность добывать знание в соответствии с интеллектуальными, техническими и этическими нормами. Если не соблюдены методологические нормы научного исследования, вывод не может считаться дисциплинарно корректным Поскольку социальная работа представляет собой систему, исследовательские методы применяются на всех уровнях и в различных подсистемах этой профессиональной деятельности. Прежде всего, проводя оценку потребностей клиента – скажем, ребенка-инвалида как самостоятельного потребителя услуг, а также его семьи – специалист осуществляет сбор и анализ эмпирических данных, получаемых при помощи беседы или из документов. Это так называемый микроуровень социальной работы, поэтому исследования здесь также носят характер изучения единичного случая, кейс стади (от англ. case – случай, study – изучение). В исследовательской традиции под кейс стади понимается глубинное изучение всевозможных данных об одном отдельном объекте или случае, в качестве которого может выступать предприятие или организация, профессия или образовательная программа, деятельность фонда или политическая элита конкретного региона. В практике социальной работы под конкретным случаем понимается жизненная ситуация индивидуального клиента или семьи, группы или сообщества. Как видим, смыслы случая или кейса в практике и исследованиях социальной работы пересекаются, однако на практике социальной работы случай – это всегда объект интервенции, то есть вмешательства, тогда как в ситуации исследования выявление какой-либо социальной проблемы не обязательно сопрягается с ее решением.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности, о формах и способах научного познания. Методология науки определяет условия и границы применения методов одной науки к другой. Часто понимаются правила, согласно которым происходит принятие, либо отклонение теорий и исследовательских программ.9 Отсюда, под методологией будем понимать учение о методе, систему принципов научного исследования, служащей для измерения социальных характеристик и обоснования способов построения научного знания. Выделяют три уровня методологии социологического знания:
- всеобщая научная методология (напр., системный подход);
- общесоциологическая методология (напр., социальная философия);
- частносоциологическая методология (напр., социология социологии, социология досуга)10.
Методика исследования – результат перевода общих методологических и теоретических положений исследования на инструментальный и организационный уровни с учетом проблемной ситуации, исследовательских задач, специфики объекта и предмета исследования. Совокупность технических приемов, связанных с методами. Реализуется в виде нормативных предписаний, процедур для решения исследовательских задач: указаний, инструктажа и т.д.