Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методы исследования в системе государственного и муниципального управления

  • 👀 664 просмотра
  • 📌 609 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Методы исследования в системе государственного и муниципального управления
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методы исследования в системе государственного и муниципального управления» docx
Специфика методов исследования в системе государственного и муниципального управления В разделе будут освещены четыре вопроса: 1.1. Социометрическое исследование как метод анализа межличностных отношений в трудовых коллективах 1.2.Использование метода контент-анализа в исследовательской практике современного управленца 1.3.Наблюдение в системе методов исследования 1.4. Использование метода экспертных оценок в практике государственного и муниципального управления 1. Социометрическое исследование как метод анализа межличностных отношений в трудовых коллективах В данном вопросе буду рассмотрено четыре подвопроса (рис.1) Рис. 1.Основные подвопросы вопроса 4.1. 1.1.1. Теория социометрии Якоба Л. Морено Вопрос 1: Что такое социометрическое исследование? Вопрос 2: Какие явления изучает социометрия как научное знание? Центральное место среди методов исследования межличностных отношений в организации, используемых в управленческой практике, занимают социометрические процедуры, предназначенные для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. По определению Якоба Л. Морено, социометрия – это «исследование развития и организации группы и положения в ней индивидов». Назначение социометрической процедуры может быть трояким: 1. Измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; 2. Выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказывается лидер группы и «отвергнутый»; 3. Обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры. Основная цель - превращение старого социального устройства в новое социальное устройство и, если это необходимо, преобразование групп таким образом, чтобы формальная поверхностная структура как можно больше соответствовала глубинной (неформальной или эмоциональной) структуре.   В узком смысле социометрические методы (социометрические тесты) представляют собой способы изучения структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям. Социометрические методы были предложены в 30-х гг. известным американским психиатром и социальным психологом Якобом Л. Морено (1892—1974) в рамках развиваемой им теории социометрии — метода исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Рис. 2.Якоб Леви Морено Социометрия в трактовке Морено выступает проектом социальной науки в целом, основной идеей которого является следующее положение: малая группа — модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных (неформальных) отношений, которую возможно выявить посредством специальных методов. Психическое здоровье, адекватность поведения человека зависят от его положения во внутренней, неформальной структуре отношений в малой группе; недостаток симпатий порождает жизненные трудности. Эмоциональные привязанности в группах распределяются неравномерно, и такое положение вещей, в принципе, неустранимо. Структура неформальных групповых отношений зачастую не совпадает с объективной структурой групп; несовпадение этих структур, как в малых группах, так и в обществе в целом, является источником конфликтов, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных связей. Таким образом, у каждой ситуации есть своя социодинамика: свои «звезды» и отверженные, а у каждой группировки — свои лидеры и лишенные взаимности.   Социометрия как наука имеет три аспекта: socius – окружающие люди; metrum – измерение и drama – действие. В результате возникают три сферы исследований: изучение групп, метрическое измерение и исследование действия. Морено особо подчеркивал связь исследования групп и действия и предложил два способа: количественная метрика группы и «локометрия». Локометрией определяется расположение, место происхождения и перемещение индивидов в социальном пространстве. Морено разделяет две науки: социономию и социометрию. Социономия объясняет и изучает законы, которым подчиняются социальное развитие и социальные отношения. Социометрия – это теория и метод измерения социальных отношений в группе или в обществе. Социометрия занимается внутренней структурой общественных групп. Для социометрии основным элементом или понятием является «теле». Теле – это простое эмоциональное единство между двумя индивидами, это процесс, лежащий в основе притяжения и отталкивания индивидами друг друга, эмоциональные потоки которых образуют социальный атом. Содержание теле составляют чувства, возникающие у индивида и направленные с разной степенью интенсивности на людей из непосредственного окружения. Фактор теле возникает между индивидами и побуждает их создавать позитивные или негативные отношения, парные отношения, треугольники, цепи, четырехугольники, многоугольники. Феноменом теле является эмоциональная притягательность, так один индивид может привлекать внимание большего числа индивидов, чем другой. Морено считал феномен теле ответственным за сплоченность группы. Гипотеза о существовании и значении теле была проверена им в следующем эксперименте: семь реальных групп людей были протестированы с помощью метода социометрии. Затем эти группы сравнили с семью равными по составу случайными группами. Оказалось, что члены реальных групп постоянно образовывали специфические реальные конфигурации взаимодействия – большое количество взаимных притяжений и отталкиваний, а также комплексные структуры, такие как треугольники, четырехугольники и цепи. Случайные группы, напротив, отличались большим числом безответных связей и малым числом положительных или отрицательных взаимных связей. Такое различие между структурой реальных и структурой случайных групп и переход от групп со слабо выраженной структурой к группам с высоким уровнем структуризации, по-видимому, объясняется специфическим фактором теле. Социометрический эксперимент необходимо проводить по следующим правилам: 1. Эксперимент должен проводиться in situ – в том месте, где индивиды развивают наибольшую спонтанность, в том окружении, по отношению к которому они наиболее интенсивно разогреты, и в тех условиях, которые им наиболее известны по их собственному опыту; 2. Все члены группы или сообщества являются исследователями общей для них ситуации. Они могут выполнять в экспериментальной ситуации различные функции, но, ни один индивид не исключается из исследовательской группы. Это полностью противоречит традиционной форме экспериментирования, где совершенно не требуется, чтобы люди сами были экспериментаторами; 3. Исследователь имеет дело с одной и той же группой, но в разных ситуациях. Рис. 3.Три аспекта или три измерения социального  Морено и его последователи пришли к выводу, что все проблемы современного общества могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями. Способствовать этому должна социометрия, которую Морено считал не только методом изучения, но и «народной социологией», включающей людей в социальное экспериментирование. Социометрические процедуры позволяют определить положение человека в неформальных связях, понять его проблемы. 1.1.2. Возможности социометрического опроса и специфика проведения социометрических исследований Вопрос 3: Каковы возможности социометрического опроса? Вопрос 4: Раскройте общую схему действия при проведении социометрического исследования К возможностям социометрического опроса относят: • Наиболее плодотвор­но социометрический опрос используется при формировании команд. • Изучение социально-психологической совместимости членов конкретных групп. • Измерение авторитета формального и неформального ли­деров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной не­приязни некоторых членов группы. Социометрические опросы могут проводиться в коллективах, имеющих не менее чем полугодовой опыт совместной деятельнос­ти. Социометрическая методика проводится групповым методом, она не требует больших времен­ных затрат (до 15 мин) и при этом весьма полезна в приклад­ных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Однако ее нельзя все же рассматривать в качестве радикального способа разрешения внутригрупповых проблем, причины которых заложены не в симпатиях и антипа­тиях членов группы, а в более глубоких источниках. Социометрическое исследование не предполагает полной анонимности, иначе оно окажется малоэффективным. Требование экспери­ментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызы­вает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Одной из трудностей, с которыми мы сталкиваемся в социометрической работе, является формулировка и ана­лиз социометрических критериев.   Социометрические (Морено называл: социальные критерии) являются теми фокусами, вокруг которых собираются индивиды и вокруг которых образуются различные по прочности и продолжительности группировки. Чем более специфическими являются критерии, тем более тщательно должен разрабатываться соответствующий социометрический тест и тем больше шансы, что он выявит наиболее спонтанные и реальные структуры, которые индивиды создают между собой. Существуют исследования, которые опираются на единственный критерий: «Кто Вам нра­вится, и кто Вам не нравится». Их нельзя назвать социометрическими. Существуют исследования, в которых исполь­зуются весьма неопределенные критерии: «Кто Ваши лучшие друзья и кто Ваши враги». Если мы спрашиваем чело­века, кто ему нравится, а кто не нравится, то в лучшем случае он может рассказать нам о некоторых своих соци­альных восприятиях. Если же мы совершенно серьезно просим его выбрать тех, с кем он хотел бы жить в одной комнате, то он сталкивает­ся с живой ситуацией, он должен принять решение, ос­мыслить отношения, поскольку он знает, что они могут стать реальными в полном смысле этого слова. $$$ Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. / Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2004. – С. 187-188%%%48^^^ Примеры формальных (официальных) критериев. 1. Кого из своих коллег по группе Вы попросили бы / не хотели бы просить в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям? 2. С кем Вы поехали / не поехали бы в продолжительную служебную командировку? 3. Кто из членов группы лучше исполнит / не сможет выполнить функции лидера? Неофициальные – позволяют замерить межличностные отношения в неформальной сфере. Примеры неформальных (неофициальных) критериев. 1. К кому в своей группе Вы обратились / не обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации? 2. Если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось / не хотелось бы поселиться в одной комнате? 3. Кого из группы Вы пригласили /не пригласили бы на день рождения? При выборе критериев необходимо руководствоваться следующими требованиями: • Ограниченное количество критериев (3-4) • Логическая связь критериев между собой • Интерес участников социометрической процедуры к выбранным критериям; • Смысл критериев должен быть понятен для испытуемых; • Конкретная формулировка критериев, желательно на основе реальных ситуаций. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. В карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям. Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе Таблица 1. Пример социометрической карточки Социометрическая карточка № Тип Критерии Выборы 1. Работа а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром? б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром? 2. Досуг а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года? б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года? 1.1.3. Социометрические процедуры Вопрос 6: Какие выделяют основные социометрические процедуры? Выделяются два типы социометрических процедур: • Непараметрическая; • параметрическая процедура.   Непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов других участников. Примером непараметрической процедуры может быть следующая ситуация: если в группе насчитывается, скажем, 12 человек, то в указан­ном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Достоинством данного варианта процедуры является то, что он позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансив­ность каждого члена группы, сделать срез многообразия межлич­ностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы свыше 12—16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники про­анализировать их становится весьма трудно. Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в вопросниках: «выбираю всех». Достаточно очевидно, что та­кой ответ может иметь только два объяснения: • либо у испы­туемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), • либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и экспериментатору (что более вероятно).   Параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, каждому предлагают выбрать лишь 3 или 4 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ог­раничения» значительно повышает надежность социометричес­ких данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, ли­дера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной числен­ности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам. Для определения величины ограничения пользуются формулой Я.Л. Морено и Е. Дженингса: d - называется социометрическое ограничение, Р(А) — вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3]; N — число членов группы. Таблица 2. Величины ограничения социометрических выборов Число членов групп Социометрическое ограничение d Вероятность случайного выбора Р(А) 5–7 8–11 12–16 17–21 22–26 27–31 32–36 1 2 3 4 5 6 7 0,20–0,14 0,25–0,18 0,25–0,19 0,23–0,19 0,22–0,19 0,22–0,19 0,21–0,19 Достоинством данного типа социометрической процедуры можно также указать: облегченную статистическую обработку выборов, стандартизация условий выборов в группах с различной численностью, возможность сравнения взаимоотношений в разных группах. Недостатком параметрической процедуры является невоз­можность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Представляется возможным выявить только наиболее субъективно значимые связи, типичные или «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы. 1.1.4. Анализ результатов в социометрическом исследовании Вопрос 7: Что представляет собой социометрическая матрица? Вопрос 8:Какие виды социограмм существуют? Анализ результатов в социометрическом исследовании включает в себя: построение социометрической матрицы, построение социограммы, расчет социометрических индексов. Построение социометрической матрицы. Любой способ обработки социометрической информации начинается с построения простейшей социоматрицы. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. По вертикали подписываются с соответствующими номерами фамилии всех членов группы, которая подвергается социометрическому опросу. По горизонтали — только их номер. На соот­ветствующих пересечениях обозначают тех, кого выбрал каждый опрашиваемый. Рис. 4.Образец социометрической матрицы После того как выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали и по горизонтали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов. Алгебраическая сумма по горизонтали указывает, сколько выборов осуществляет человек по данному вопросу, алгебраическая сумма по вертикали указывает на то, сколько раз по данному вопросу человек был выбран, в соответствии с этим вычисляются социометрические индексы.   Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта). Групповые социограммы могут быть представлены в виде: • конвенциональной социограммы - индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения. Пример конвенциональной социограммы: если при ответе на вопрос член группы А выбрал члена группы Б, то на рисунке проводит­ся стрелка от точки А к точке Б. А — лидер группы, вместе с Б и В образующий ее ядро. Члены группы Г и Е испытывают взаимную неприязнь, Ж оказывается вовсе вне контактов с остальными (отвергнутый). Чтобы улучшить групповой климат, надо повлиять на взаимоотношения между Е и Г или содействовать переходу этих лиц в другой коллектив. Потеря А означает нарушение эмоционально-психологической целостности этой группы, ибо он цементирует ее и является активным носителем групповых норм и традиций. • "социограммы-мишени" (концентрическая социограмма) - представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.). Рис. 6. Социограмма-мишень Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы. Рис. 7. Индивидуальная социограмма Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений. Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Расчет социометрических индексов. Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые социометрические индексы (ГСИ). Первые харак­теризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы.   Основными персональными социометрическими индексами являются: индекс социометрического статуса i-члена; индекс эмоциональной экспансивности j-члена. Символы i и jобозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбира­емый, j — он же выбирающий. Индекс социометрического статуса (С) индивида в группе направлен на выявление пространственной позиции (статуса) личности в группе по данному вопросу. Социометрический статус — это свойство личности как эле­мента социометрической структуры занимать определенную про­странственную позицию. Возможен также расчет С - положительного и С - отрицательного статуса. С= количество полученных выборов \ N-1, где N – количество выбиравших человек в группе. Высчитывается следующим образом: отношение суммы выборов к количеству выбиравших человек. Индекс социометрического статусаi-члена группы опреде­ляется по формуле: где и — полученные i-членом выборы. Если нет отрицательных критериев, рассчитывается только сумма положительных. Индекс эмоциональной экспансивности (Е) характеризует то, насколько человек доверяет членам группы, насколько он открыт и активен в своих выборах (Е). Е= количество отданных выборов \ N-1, где N – количество человек в группе, которых выбирали. Индекс эмоциональной экспансивности высчитывается по формуле: где и — сделанные j-м членом выборы Индекс взаимности G Ау+ — число положительных взаимных связей в группе. N*(N-1) Таким образом, социометрические индексы позволяют выявить положение отдельных членов группы, структуру межличностных отношений в организации $$$ Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С.140-144%%%49^^^ Вопрос 9: Какие выделяют персональные и групповые социометрические индексы? Задание 1: В качестве задания на самостоятельную работу Проведите социометрическое исследование социальной группы, постройте социоматрицы, произведите расчет индивидуальных и коллективных социометрических индексов, на базе выявленных индексов постройте индивидуальные и коллективные социограммы, интерпретируйте полученные результаты. Цель - формирование компетенцийовладения навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, умения определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16)
«Методы исследования в системе государственного и муниципального управления» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot