Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 4.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
4.1. Методы и виды контроля качества продукции
Контроль качества – это проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которых зависит качество
продукции, установленным техническим требованиям.
Контроль качества, одна из важнейших функций по обеспечению качества
продукции, является традиционной на деревообрабатывающих предприятиях. Контроль не может полностью предотвратить изготовление несоответствующей продукции, его основная задача не допускать выпуск, поставку несоответствующей
продукции потребителю, в том числе и внутреннему, т. е. передачу «бракованных»
заготовок на следующую технологическую операцию. Также задачей контрольной
операции является установление причин дефектов и определение необходимых
корректирующих действий, чтобы несоответствия не повторялись.
Правильно организованная система технического контроля должна создавать
в коллективе атмосферу нетерпимости «брака», побуждать сотрудников к творческому поиску способов улучшений
Контроль можно разделить на технический контроль и испытания продукции.
4.2. Технический контроль
Технический контроль - это проверка соответствия объекта контроля установленным техническим требованиям. Он производится в три этапа:
1. Получение первичной информации о состоянии объекта контроля (например, методом измерения).
2. Получения вторичной информации путем сравнения результатов измерения с нормами качества объекта контроля.
3. Выработка корректирующих действий в результате анализа причин несоответствий.
Уточним, что корректирующие действия – это не исправление дефектной
продукции, а устранение причин ее появления. Без действий по третьему этапу
технический контроль будет являться просто выбраковкой дефектной продукции,
т. е. сортировкой продукции по принципу «брак» и «не брак».
Метод контроля включает:
- технологию проведения контроля;
- контролируемые признаки;
- средства контроля;
- точность контроля.
В процесс технического контроля включены:
- объект контроля;
- метод контроля;
- исполнители контроля;
- документация на проведения контроля.
В производстве продукции деревообработки, как впрочем, и в других отраслях промышленности, технический контроль представляет собой совокупность
контрольных операций, которые различаются между собой по тому, на каком этапе
производства проводятся, что контролируют, как организованы и т.п. Далее приведена классификация виды контроля.
1. По отношению к производству:
- внешний – проводится лицами (организациями), не зависящими от процесса
производства;
- внутренний – выполняется персоналом самого предприятия.
2. По этапу процесса производства:
- входной – служит для проверки качества поступающей проектной документации, материалов и оборудования;
- операционный – основной вид внутреннего технического контроля, осуществляется на рабочем месте на протяжении всего технологического процесса. Он
выполняется в виде самоконтроля рабочими и контроля производственным персоналом. Проводится после завершения производственной операции, его цель – выявление дефектов и принятие оперативных мер по их устранению;
- приемочный – служит для оценки качества выпущенной продукции. В процессе приемки все замеченные дефекты и недостатки заносятся в дефектную ведомость. Для их устранения определяется срок.
3. По полноте охвата контролируемой продукции:
- сплошной – контроль каждой единицы продукции с одинаковой полнотой,
иногда используется термин «массовый контроль». Против применения такого вида контроля высказывался Э. Деминг, несмотря на это в следующих ситуациях его
применение целесообразно:
а) на стадиях освоения новой продукции;
б) когда технологический процесс и оборудование не обеспечивают необходимой стабильности;
в) при высоких требованиях к качеству продукции;
г) когда количество объектов контроля недостаточно для получения выборок,
например в мелкосерийном и единичном производстве;
- выборочный контроль – строится на базе статистических методов контроля
и регулирования. Выборкой называют часть данных, извлекаемых определенным
способом из общей партии продукции, по результатам обработки статистическими
методами которых делаются выводы о свойствах всей партии. Выборочный контроль может применяться в следующих случаях:
а) в массовом и крупносерийном производстве;
б) когда контроль связан с разрушением или частичной потерей свойств продукции;
в) на операциях, выполняемых на автоматических, полуавтоматических линиях, а также на станках с числовым программным управлением;
г) при большой трудоемкости контроля.
4. По степени связи с объектом во времени:
- непрерывный – контроль, при котором поступление информации происходит непрерывно. Охватывает постоянно всю продукция, например, на конвейере
или потоке. Представляет проверку технологических процессов при нестабильности, когда необходимо постоянное обеспечение количественных и качественных
характеристик, осуществляется автоматическими и полуавтоматическими средствами контроля;
- периодический – контроль, при котором информация поступает через установленные интервалы времени. Представляет проверку единиц продукции или технологического процесса при установившемся производстве и стабильности технологического процесса.
- летучий – выполняется на месте изготовления продукции в случайные неопределенные моменты времени (внезапно) для проверки технологической дисциплины и т. п.;
5. В зависимости от объекта контроля:
- контроль качества продукции;
- контроль товарной и сопроводительной документации;
- контроль технологического процесса (режимов, параметров и т. п.);
- контроль средств технологического оснащения (оборудования, инструментов, приспособлений и т. п.);
- контроль технологической дисциплины;
- контроль квалификации исполнителей;
- контроль прохождения рекламаций;
- контроль соблюдений условий эксплуатации.
6. По используемым средствам контроля:
- визуальный (глазной) – применяется для установления качества только тех
заготовок, деталей, сборочных единиц, которые доступны для обозрения;
- органолептический – применяется посредствам только органов чувств без
определения числовых значений контролируемого объекта;
- измерительный – применяется для оценки контролируемых параметров изделия по точному значению (используются инструменты и приборы шкальные и
стрелочные и т.д.) и по допустимому диапазону значений параметра (применяются
шаблоны, калибры и т.д.);
- регистрационный – осуществляется для оценки контроля на основании результатов подсчета (регистрация определенных качественных признаков, событий,
изделий);
- по контрольному образцу – осуществляется сравнением признаков контролируемого изделия с признаками контролируемого образца. Контрольный образец
– это утвержденная в установленном порядке единица продукции или ее часть (или
проба), характеристики которых приняты за основу при изготовлении и контроле
такой же продукции. Применяется при оценке характеристик или параметров изделия, когда их измерение невозможно или экономически нецелесообразно. Примером таких образцов в производстве продукции деревообработки являются образцы
деталей по цвету и блеску при операции отделки, образцы шероховатости деталей
при шлифовании. Также используют образцы пороков древесины и дефектов ее
обработки.
7. По влиянию на объект:
- разрушающий – применяется для определения физико-механических
свойств путем разрушения объекта. Для этого на различных стадиях производственного процесса отбираются контрольные образцы, которые проверяются в лабораториях;
- неразрушающий – применяется для определения физико-механических
свойств объекта не причиняя ему повреждений
8. По уровню технической оснащенности:
- ручной – используются немеханизированные средства контроля для проверки качества деталей и изделий. Деталь устанавливается на измерительную пози-
цию, результат измерения определяется по отсчетному устройству (линейка, рулетка и пр.). Такой вид не позволяет гарантировать объективную оценку. По данным института качества Дж. Джурана, при сплошном ручном контроле в принятой
контролером продукции обнаруживается 2-5 % дефектных единиц;
- механизированный – используются механизированные средства контроля
при одновременной или последовательной проверке нескольких размеров сложной
детали. Загрузка и снятие детали производится вручную, а результат контроля выдается измерительным устройством автоматически в наглядной форме (электронный штангельциркуль);
- автоматизированный – осуществляется с частичным участием человека.
Загружается деталь вручную, а все остальные действия проходят в автоматическом
режиме;
- автоматический – осуществляется без непосредственного участия человека
на воздействия технологического процесса;
9. По воздействию на технологический процесс:
- активный – непосредственно воздействует на ход технологического процесса и режимы обработки с целью управления ими;
- пассивный – не воздействует на ход технологического процесса, фиксируются качество деталей путем деления их на годные и негодные или сортируются по
группам.
10. По структуре организации:
- самоконтроль – контроль качества исполнителем операции;
- одноступенчатый – контроль исполнителем и контролером отдела качества
(ОТК);
- многоступенчатый – контроль одних и тех же параметров несколькими работниками, например, исполнителем, контролером, на приемочном контроле
4.3. Испытания продукции
Испытание — выполнение технического измерения или анализа, на основании которого компетентное лицо может сделать заключение о соответствии изделий требованиям, установленным действующими документами или потребителями.
Испытания могут включать определение размеров, химического состава, различных физических характеристик материалов или конструкций, а также выявление дефектов, которые могут вызвать нарушение работоспособности изделий.
Испытания играют большую роль в проведении контроля и экспертизы товаров.
На основании испытаний определяется соответствие продукции или процесса
регламенту или другим установленным требованиям; они являются неотъемлемой
частью подтверждения соответствия. Это сложные и дорогостоящие процедуры,
невозможные без специального оборудования, сооружений, нормативной документации, подготовленного персонала, расходования ресурсов. Большое значение в
испытаниях, как и контроле качества товаров, имеет обеспечение единства измерений, направленное на защиту прав и законных интересов граждан, установленного
правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. Классификация испытания, осуществляемые в РФ приведена
в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Классификация видов испытаний
№
п/п
Признак классификации
Вид испытаний
1 Цели проведения
Приемочные
Приемо-сдаточные
Контрольные
Периодические
Сравнительные
Квалификационные
Определительные
Типовые
Предварительные
Исследовательские
Сертификационные
Инспекционные
2 Уровень управления
Государственные
Межведомственные
Ведомственные
3 Место и особенности проведения Лабораторные
Межлабораторные
Эксплуатационные
Стендовые
Полигонные
Натурные
4 Свойства, показатели которых
определяются
Функциональные
Безопасность
Надежность
Прочность
Устойчивость
Ремонтопригодность
Транспортабельность
5 Продолжительность
Нормальные
Ускоренные
Сокращенные
6 Воздействующие на объект
испытаний факторы
Механические
Климатические
Термические
Радиационные
Электромагнитные
Электрические
7 Воздействующие на объект
испытаний факторы
Магнитные
Химические
Биологические
8 Влияние на объект испытаний
Разрушающие
Неразрушающие
9 Обязательность проведения
Обязательные
Добровольные
Приемочные — контрольные испытания опытных образцов, опытных партий
продукции или изделий единичного производства, проводимые с целью решения
вопроса о целесообразности постановки этой продукции на производство и использования по назначению.
Приемо-сдаточные — испытания, проводимые изготовителем при приемочном контроле, по результатам которого принимается решение о ее пригодности к
поставкам и использованию. Эти испытания проводят в соответствии с программой, содержащейся в стандартах на испытуемый вид продукции.
Контрольные — испытания, проводимые для контроля качества продукции.
Сравнительные — испытания аналогичных по характеристикам или одинаковых объектов, проводимые в идентичных условиях для сравнения их свойств.
Типовые — контрольные испытания выпускаемой продукции, проводимые с
целью оценки эффективности и целесообразности вносимых изменений в конструкцию, рецептуру или технологический процесс.
Периодические — контрольные испытания выпускаемой продукции, проводимые в объемах и в сроки, установленные нормативной документацией, с целью
контроля стабильности качества продукции и возможности продолжения ее выпуска.
Квалификационные — контрольные испытания установочной серии или промышленной партии, проводимые с целью оценки готовности предприятия к выпуску продукции данного типа в заданном объеме.
Предъявительские — контрольные испытания продукции, проводимые
службой технического контроля предприятия-изготовителя перед предъявлением
ее для приемки представителем заказчика, потребителя или других органов приемки.
Инспекционные — контрольные испытания установленных видов выпускаемой продукции, проводимые в выборочном порядке с целью контроля стабильности качества продукции специально уполномоченными организациями.
Сертификационные — контрольные испытания продукции, проводимые с целью установления соответствия характеристик ее свойств национальным и (или)
международным нормативным документам.
Исследовательские — испытания, проводимые с целью изучения определенных свойств продукции. Эти испытания могут быть лабораторными, стендовыми,
полигонными, натурными.
Наиболее распространенными являются лабораторные испытания, проводимые в условиях лабораторий. Эти испытания бывают разрушающими и неразрушающими. Например, для определения пределов прочности, устойчивости к истиранию, проницаемости материалов используют разрушающие методы, а для определения массы, размеров, и других характеристик продукции — неразрушающие.
Натурные (опытная эксплуатация) — испытания изделий в условиях, соответствующих условиям их использования по прямому назначению. Они позволяют
получить предварительную информацию о свойствах испытываемых изделий.
Этому виду испытаний подвергают, как правило, изделия, не относящиеся к технически сложным (одежда, обувь, посуда, предметы интерьера и т. д.), в связи с тем,
что ресурс технически сложных изделий бывает столь велик, что их опытная эксплуатация может продолжаться не одно десятилетие.
Для выявления динамики изменения показателей свойств изделий в процессе
натурных испытаний не только проводят визуальные наблюдения, но и определяют
показатели наиболее важных свойств.
Стендовые — лабораторные испытания проводятся на специальных установках для исследования изделий в различных условиях в зависимости от целей
испытаний. Стендовые испытания позволяют получить наиболее точные характеристики одного или нескольких свойств испытываемого изделия.
Полигонные — испытания, проводимые на испытательном полигоне. Таким
испытаниям чаще всего подвергают средства передвижения. Испытания проводят в
соответствии с программой.
Программа испытаний — это обязательный для исполнения рабочий документ, устанавливающий объект, цели, задачи испытания, виды и последовательность определения проверяемых характеристик, методы испытаний, требования
техники безопасности. Перечень и программы испытаний конкретных изделий могут содержаться в национальных стандартах.
Испытания играют большую роль в международной торговле. Непризнание
результатов испытаний торговыми партнерами является одним из наиболее серьезных препятствий свободного товарообмена.
Большую роль в испытаниях играют лаборатории. В соответствии с ГОСТ Р
ИСO/MЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности лабораторий по испытаниям и калибровк» все лаборатории независимо от их принадлежности должны для обеспечения доверия клиентов соответствовать следующим основным требованиям:
- иметь компетентный персонал, лабораторные помещения или другие условия для проведения испытаний требуемыми методами;
- иметь испытательное и вспомогательное оборудование, необходимое для
испытаний; обеспечить его правильную эксплуатацию.
Лаборатория должна создать систему менеджмента качества, соответствующую всем аспектам управления лабораторией и включающую следующие элементы: управление и подготовку штатов, контроль документации, обеспечение надлежащего сохранения и легкого поиска данных, программу технического обслуживания и калибровки всего оборудования, политику субподряда и процедуры контроля
закупок и ответов на жалобы.
4.4. Организация технического контроля на предприятии
Для функционирования системы технического контроля на предприятиях создается специальная служба качества или, как называлась ранее, отдел технического контроля (ОТК). Этот отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно директору и не учувствует
непосредственно в технологических операциях, его функции заключаются в обеспечении и управлении качеством, что подразумевает и проведение технического
контроля.
В задачи ОТК входит:
- предотвращение выпуска (поставки) предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, утверждённым образцам (эталонам), проектно-конструкторской и технологической документации,
условиям поставки и договоров, или некомплектной продукции;
- укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности
всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции.
В состав отдела могут входить: бюро, группы, лаборатории технического контроля внешней приёмки, техническое бюро ОТК, бюро технического контроля в
цехах (ВТК), центральная измерительная лаборатория.
В функции ОТК входит:
1. Контроль за качеством и комплектностью изготавливаемых предприятием
деталей, узлов и готовых изделий, за соответствие их стандартам, техническим
условиям, эталонам и чертежам, клеймение принятой и забракованной продукции,
оформление в установленном порядке документации на принятую и забракованную продукцию, а также контроль за изъятием из производства окончательно забракованных изделий в специально организованные изоляторы брака и сдачей их в
отходы.
2. Предъявление принятой продукции представителям заказчика, если это
предусмотрено техническими условиями или договором.
3. Анализ и технический учёт брака и дефектов продукции предприятия, отмеченных в рекламациях и протоколах испытаний; участие в разработке и контроль
за осуществлением мероприятий, направленных на предупреждение возникновения
брака и устранение дефектов; выявление лиц, виновных в изготовлении недоброкачественных изделий.
4. Организация получения от потребителей и систематизация информации по
качеству и надёжности изделий.
5. Контроль за качеством поступающего сырья, материалов, полуфабрикатов и
комплектующих изделий с заводов поставщиков; составление актов на недоброкачественное сырьё, материалы, полуфабрикаты и готовые изделия для предъявления
претензий поставщикам.
6. Контроль за комплектованием, упаковкой и консервацией готовой продукции.
7. Контроль за своевременной подготовкой и проведением мероприятий, связанных с введением новых стандартов и технических условий.
8. Контроль за наличием товарного знака (марки предприятия) на готовых изделиях.
9. Систематический контроль за состоянием контрольно-измерительных
средств на предприятии, а также за своевременным представлением их для государственной проверки.
10. Контроль за качеством изготовления изделий и инспектирование состояния находящихся в эксплуатации на предприятии инструмента и производственной
оснастки.
11. Составление и предоставление директору предприятия на утверждение и
своевременное выполнение графиков периодических (повторных) типовых испытаний серийных изделий в соответствии с требованиями ГОСТов, МРТУ, ТУ, а
также проверок соблюдения требований важнейших технологических процессов.
12. Инспекторский контроль за соблюдением условий хранения на складах и в
цехах предприятия комплектующих изделий, сырья, материалов и готовой продукции.
13. Осуществление учёта показателей качества выпускаемой продукции по
всем подразделениям производства, работающим по системе бездефектного изготовления продукции и сдачи её ОТК и заказчику с первого предъявления.
14. Организация и внедрение прогрессивных методов контроля и оценки качества продукции.
15. Проведение не предусмотренных утверждённым технологическим процессом выборочных проверок качества готовой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, качества выполнения отдельных технологических операций и переходов, качества и состояния технологического оборудования и инструмента, условий производства, хранения и транспортировки продукции.
16. Участие в испытаниях новых и модернизированных образцов продукции, а
также в согласованиях технической документации на эту продукцию с целью обеспечения условий для эффективного контроля её качества.
17. Участие в работах по подготовке продукции к аттестации и по техническому обеспечению проведения аттестации, осуществление контроля за соблюдением условий аттестации в процессе производства продукции.
18. Участие в подготовке договоров на поставку предприятию предназначенных для основного производства сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и инструмента в части согласования условий приёмки их по качеству.
19. Разработка предложений о повышении требований к качеству изготовляемой и потребляемой предприятием продукции, о совершенствовании нормативнотехнической документации, устанавливающей эти требования, направленных на
стимулирование выпуска продукции высокого качества и борьбу с выпуском недоброкачественной продукции.
Остальные подразделения предприятия тоже вносят свой вклад в процесс
контроля. На рисунке 4.1 представлена схема взаимодействия отдела качества с
другими подразделениями организации.
Рисунок 4.1 - Структурная модель системы контроля качества
Отдел технического контроля организации связан практически со всеми подразделениями предприятия, которые выполняют следующие функции:
- главный инженер ставит задачи и принимает окончательное решение по достижению высокого качества продукции;
- отдел главного технолога обеспечивает ОТК технологическими картами,
проектирует технологию контроля, устанавливает требования к исходным матери-
алам (например, пиломатериалам, ДСтП, ДВП, клееным и отделочным и т. п.) и
нормы качества к заготовкам при проведении операционного контроля, а также руководит выполнением всех работ в производственных подразделениях и отвечает
за качество выпускаемой продукции;
- отдел главного конструктора устанавливает требования к продукции, к получаемым от поставщиков комплектующим изделиям (например, крепежным изделия и фурнитуре и т. п.), разрабатывает техническую документацию;
- отдел главного механика обеспечивает исправную работу оборудования;
- отдел кадров обеспечивает подбор персонала соответствующей квалификации, следит за своевременной аттестацией работающих и занимается вопросами
повышения квалификационного уровня;
- отдел снабжения обеспечивает материалами, сырьем и комплектующей продукцией соответствующего качества, подтвержденного сертификатами, может проводить входной контроль и организовывать и отвечать за надлежащие условия хранения поступающих материалов;
- финансовые подразделения определяют потери от несоответствий продукции и процессов, затраты на устранения брака, а также на предотвращения несоответствий.
- отдел качества или ОТК контролирует работу всех производственных
участков, выполняя разные виды контроля и испытаний.
Принципиальные положения системы технического контроля
1. Система технического контроля разрабатывается одновременно с разработкой технологии службой главного технолога.
2. Система технического контроля разрабатывается на основе системного
подхода, т. е. применения научных, технических, экономических и организационных мер, охватывающих все этапы жизненного цикла продукции.
3. Органы системы технического контроля должны быть независимыми от
производственного персонала.
4. Система технического контроля должна обеспечивать активное воздействие на ход технологического процесса, чтобы исключить получение и повторение брака. Нарушение этого принципа превращает контроль в пассивный, контролера – в браковщика.
5. Требование документации, регламентирующей уровень качества продукции, подлежит безоговорочному исполнению всеми работниками организации (от
рабочего до директора).