Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методы и приемы развития исследовательских способностей, навыков и умений. Методика организации игр-исследований

  • 👀 396 просмотров
  • 📌 356 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методы и приемы развития исследовательских способностей, навыков и умений. Методика организации игр-исследований» docx
Часть 6 Методы и приемы развития исследовательских способностей, навыков и умений. Методика организации игр-исследований Содержание Тема 6.1. Методы и приемы развития исследовательских способностей, навыков и умений Тема 6.2. Методика организации игр-исследований 6.1. Методы учебного исследования Задача формирования исследовательских способностей, универсальных учебных действий у школьников - это важная задача, которая стоит сегодня перед всеми педагогами. Будет ли обучение успешным, во многом зависит от того, какие методы и приёмы активизации твор-ческой деятельности использует педагог. Они очень разнообразны. Это разнообразие обеспе-чивает в конечном итоге реализацию уровней исследовательского поведения учащихся в про-цессе обучения. Важно только, чтобы сам педагог был заинтересован в формировании иссле-довательских способностей и навыков у своих воспитанников. Воспользоваться методичес-кими приемами может любой педагог, независимо от того какой предмет он преподает. Они позволяют формировать метапредметные навыки, которые по новым образовательным стан-дартам являются обязательными для освоения. 1. Это, прежде всего, наглядные методы (в данном случае источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия). Следует отметить, что на блюдение – один из самых древних исследовательских методов формируется через рассмат-ривание рисунков, картин, камней, ракушек и т.д. Рассматривание различных предметов неизменно вызывает интерес у детей любого возраста.Этот метод следует использовать,когда даете учащимся тему, связанную с признаками предметов, явлений, слов и т.д. Наблюдение как метод, хорошо использовать при объяснении темы, связанной с составлением описаний, определений, характеристик. 2. Практические методы (источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися). Можно использовать эксперимент (мысленный и с реальными объектами). Эксперимент – наглядный и динамичный метод. Когда учащиеся проводят экс-перимент, они полностью захвачены им. Если говорить о поисковой активности, то, пожалуй, эксперимент самый продуктивный в этом отношении метод. Он будит поисковую активность детей,формирует исследовательские навыки,развивает исследовательские способности детей. 3. Словесные методы (источником знаний и умений является устное или печатное слово). В программе исследовательского обучения часто используются такие словесные методы как: рассказ, беседа, объяснение, дискуссия. Без словесных методов невозможна работа над формированием логического мышления. Они распадаются на множество методических приемов. Эти методические приемы легко и интересно использовать на уроке. Подробнее они будут описаны ниже. А.И.Савенков указывает на то, что исследовательские способности можно рассматривать как комплекс трех относительно автономных составляющих, вклю-чающих в себя: поисковую активность, конвергентное и дивергентное мышление. Каждая из составляющих развивается в процессе исследовательского обучения благодаря использова-нию определенных методических приемов. Это нужно иметь в виду, когда мы проводим про-грамму исследовательского обучения. Еще Дж. П. Гилфорд предложил разделить мышление на конвергентное и дивергентное. В основе деления лежат особенности мыслительных задач. Дивергентная задача имеет не одно, а несколько правильных решений. Конвергентная задача имеет один единственно правильный, логически обоснованный ответ. Оба вида мышления необходимы для исследовательской деятельности. Дивергентное мышление необходимо для умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы. Конвергентное мышление необходимо при проверке гипотез и в выстраивании доказательств. Важным для меня стало понимание, что и методические приемы можно разделить на те, что формируют конвергентный или те, что формируют дивергентный тип мышления. К первым относятся: Перепутанные логические цепочки. В заданиях этого типа необходимо связать последовательность элементов инфор-мации в нужной последовательности. Например, на отдельные листы выписываются 5-7 со-бытий из текста. Их демонстрируют (или зачитывают) классу в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хроноло-гической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений по логи-ческому построению текста и придя к более или менее единому решению, учитель предла-гает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предпо-ложения. Это интересный и простой в выполнении прием. При этом в зависимости от возрас-та детей мы можем менять сложность логической цепочки. Можно использовать вместо текс-та символы, рисунки. Задания последнего типа можно найти в работах А. Зака и Б. Никитина. Прием «6 вопросов» также является своеобразной логической цепочкой. Он заключается в том, чтобы в научном тексте (читая его или слушая сообщение), ученик сумел выделить 6 ос-новных вопросов: Кто (что)? Что делает? Где? Когда? Как? Почему? Этот прием позволяет ученику структурировать текст и в дальнейшем опираться на выделенную структуру. Этот прием помогает детям в поиске информации – ученики, работая с текстом, как правило, всегда ищут ответы на эти вопросы. Кроме того, этот прием помогает справиться с потоком информации, сохранить и воспроизвести ее – при пересказе ребенок также научится опирать-ся на эти вопросы. Прекрасным упражнением, развивающим логическое мышление, служат загадки. Загадка – это великолепный пример логической задачи.С загадками можно работать в разных направлениях: А) Можно просто попытаться ее разгадать. Б) Детям можно предложить самим составить загадку. В этом случае ребенок должен пере-числить важные признаки, какой – либо вещи или явления. В) Может быть вариант, когда ребенок нужно невербально (т.е. без слов, только жестами и мимикой) показать загадку. Г) Большим успехом у детей пользуются нарисованные загадки - ребусы и кроссворды. Д) Можно сыграть в логическую игру. Она заключается в том, что в коробку педагог поме-щает какую–то вещь. Учащиеся должны угадать, что там лежит, для этого нужно задавать во-просы. Эти вопросы должны быть так сформулированы, чтобы на них можно было ответить только «да» или «нет». Когда дети знакомятся с этим приемом, психолог помогает им тем, что говорит, какой из вопросов «хороший». «Хорошим» считается вопрос, который продви-гает класс в угадывании спрятанной вещи. Обычно это вопрос, который касается основных, общих признаков спрятанного предмета. Логическая игра помогает ребенку быстро ориенти-роваться в окружающем мире, формирует умение классифицировать различные предметы и явления по основным признакам. В дальнейшем каждый учащийся может стать «водящим». Этот прием помогает не только развитию логических способностей, формирует конвергент-ное мышления, но вырабатывает у детей умение владеть аудиторией, что в свою очередь, приводит к личностному росту. У ребенка появляются личностные качества, необходимые исследователю. 2. Логические задачи. К решению логических задач мы с учениками подходим постепенно. В логической задаче всегда есть условие и необходимо найти причину происходящего, поэ-тому знакомство с ними я начинаю с приема, который нашла у Савенкова А.И.. «причина и следствие». Учащимся предлагают цепочку из слов и ставят задачу определить – что являет-ся причиной, а что следствием. Например, педагог предлагает следующую цепочку из слов: рекорд, медаль, победа, тренировки. Ученики должны выстроить из этих слов логическую цепочку (тренировки - рекорд – победа – медаль). После этого мы переходим к методическо-му приему, которым пользовался еще Аристотель. Это суждения. Мыслить – значит выска-зывать суждения. Определяя истинность или ложность суждений, дети научаются логически мыслить.К простым, но важным логическим задачам, можно отнести задачу «исключение четвертого лишнего». Учащихся просят исключить из четырех, перечисленных преподава-телем предметов (явлений, понятий), один, который по какому – либо признаку к трем другим (объединенным общим признаком) не подходит. Этот прием интересен тем, что его можно использовать как логическую задачу в любой области знания. Работу с собственно логическими задачами нужно начинать с решения простых логических задач. Например, таких: 1.Сколько карандашей войдет в пенал? ( Карандаши не ходят) 2.На дубе 7 веток, на каждой ветке по три шишки. Сколько шишек на дубе? (шишки на дубе не растут) 3. Летела стая совсем небольшая – сколько в ней птиц, и каких? (совы. 7штук) Такие задачи захватывают детей. Они начинают сами искать их (порой придумывают их сами), для того, чтобы на уроке загадать классу. Следует бережно относиться к инициативе детей и всегда стараться выделить на уроке часть времени для презентации их собственных логических заданий. Решение логических задач развивает не только мышление, но и очень важное для исследовательского обучения новообразование – поисковую активность. В дальнейшем переходим к более сложным логическим задачам, задачам в которых есть сюжет. Разбивка на кластеры, хороший методический прием, формирующий мышление, исследовательские навыки у детей. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Этот методический прием заключается в том, что ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими понятиями, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. На уроке можно использовать кластер в сочетании с описанным выше методическим приемом «причина и следствие». Это очень удачное сочетание. Сначала учащиеся знакомятся с линейной логической схемой, а затем переходят к более сложным схемам. Использование кластеров позволяет детям научиться выделять главную идею, основную мысль и находить факты ее подтверждающие. Кластер делает «видимой» ту логическую цепь, которую ученики привыкают выделять в логических цепочках, загадках, логических задачах и т.д. Кластер, как и описанные выше методические приемы, способствует развитию конвергентного мышления. Работа с кластером возможна в нескольких направлениях: 1.Можно просто составить кластер для какого – то выбранного понятия. 2.Можно, зачитав детям отрывок из текста, предложить им выделить основную идею в тексте и нарисовать кластер, опираясь на этот текст. 3. Можно же, перед тем как один из учеников делает свое сообщение или презентацию, поп-росить класс нарисовать кластер для основной идеи сообщения. Такое задание значительно активизирует прослушивание научного сообщения. 4. Синквейн Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи и мышления, который позволяет быстро получить результат. Знаком-ство с синквейном проводится по следующей процедуре: 1. Объясняются правила написания синквейна. 2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов. 3. Задается тема синквейна. 4. Фиксируется время на данный вид работы. 5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников. Этот методический прием позволяет детям познакомиться на практике с понятием «структу-ра». Дело в том, что синквейн имеет строго определенную структуру,сочиняя стихотворение, ребенок вынужден ей следовать. Это очень важный момент для исследовательского обуче-ния, потому что научная работа тоже имеет структуру. Для того, чтобы написать ее нужно познакомиться с понятием «структура» и научиться проводить исследование по строго определенному плану. Некоторые дети «просто не хотят», а на самом деле не умеют следо-вать правилу. Синквейн дисциплинирует таких учащихся, заставляет увидеть, что и в стихот-ворении и в научном материале есть своя структура, которой необходимо следовать. Описан-ные ниже правила составления синквейна, хорошо иллюстрируют мою мысль. В синквейне всегда: 1. первая строка – тема стихотворения, выражается одним словом, обычно именем сущ-м; 2. вторая строка – это описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; 3. третья строка – представляет собой описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 4. четвертая строка – это фраза из 4х слов, выражающая отношение автора к данной теме; 5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философ-ско-обобщенном уровне повторяющее суть темы. Синквейн яркий пример методического приема, дисциплинирующего мышление ребенка, прививающего ему культуру исследовате-льского поиска. Это прием одинаково хорошо работает и во втором и в одиннадцатом класс-сах. Возраст учащихся определяет тему синквейна, но принцип, по которому сочиняется это стихотворение, понятен уже детям во втором классе. Неизменно написание синквейна вызы-вает интерес и бурю эмоций у детей. Важной задачей педагога, работающего по программе исследовательского обучения, является формирование творческой стороны юных исследо-вателей. Педагог должен суметь показать, что многие исследовательские задачи неоднознач-ны, они могут иметь несколько решений. Нужно суметь объяснить ребенку, что у научных проблем много граней. Важно уметь их разглядеть. Творческую составляющую исследова-тельского поиска во многом обеспечивает дивергентное мышление. Работая над развитием дивергентного мышления, можно использовать следующие методические приемы: Поиск возможной причины события. Например, предлагается такое задание для детей: «Утром на улице звучала музыка». В этом задании, как и в любом задании на развитие дивергентного мышления. Может быть множество решений. Рассказ на заданную тему. В этом случае класс предлагает тему. На эту тему сами дети называют слова. Один из учеников записывает эти слова на доске. Ему нужно составить короткий рассказ, в котором все эти слова будут логически связаны между собой. При этом для него важно не упустить ни одно слово, состав-ляя свой рассказ. Класс делает эту работу в тетради. Далее заслушиваются варианты расска-зов. Продолжи исследование. Это очень интересный методический прием, предложенный А.И.Савенковым. Классу предлагается отрывок, описывающий проблему. Этот отрывок один для всего класса (примеры таких тем для исследования можно найти в книге А.И.Савенкова). Каждый из детей предлагает свой вариант решения проблемы. Педагог отмечает самые яркие из них. Дети могут решать предложенную проблему вместе, в группе. В последнем случае задание становится еще более интересным для детей. Кроме того оно позволяет им приобрес-ти навыки совместной работы, научиться слушать мнение другого человека, учитывать это мнение, составляя обзор совместной работы. Совместная работа организует, дисциплинирует детей. Наконец, важнейшим методическим приемом исследовательского обучения, я считаю, следует признать написание исследовательских работ учащимися. Исследование – это заключительный аккорд исследовательского обучения. В то же время оно составляет его смысл и главную цель Исследовательские работы дети проводят каждый год. Проводя свое исследование, ребенок использует все полученные в ходе обучения знания, навыки и умения. Для каждой возрастной группы проведение исследовательской работы имеет свою специфику. В младших классах исследование проходит в четыре этапа. 1. Выбор темы для исследования 2. Постановка вопросов по теме исследования 3. Собственно исследование, в ходе которого ответы записывают на листочки и классифицируют. 4. Подведение итогов. В дальнейшем к этим этапам добавляются 5. Выработка гипотезы. 6. Выбор методов исследования. 7. Определение последовательности проведения исследования. 8. Анализ и обобщение полученных материалов, используя известные логические правила и приемы. 9. Защита проекта Последовательное прохождение этих этапов развивает у детей умение четко и ясно излагать собственные мысли, знакомит их с сущностью научного исследования. Во время защиты своего исследования ребенок приобретает умение последовательно излагать каждое положение исследования, быть внимательным к деталям, обеспечивать истинность информации в презентации. Это важный момент презентации. Дети учатся отстаивать свою точку зрения. Зная, что после презентации класс задаст множество вопросов по теме исследования, они заранее готовятся к этому этапу исследовате-льской работы – защите своего проекта. Защита проекта требует от учеников еще одного - умения работать с аудиторией. Не на словах, а на деле ребенок понимает, что нужно делать, чтобы держать внимание своих одноклассников Он научается видеть аудиторию, контролировать ее, говорить громко и т.д. Из сказанного выше видно, каким непростым делом становится для ребенка защита проекта. К защите проекта можно подходить постепенно, весь год, через систему презентаций. «Презентация» как методический прием формирует умения и навыки исследовательского поиска, умение работы с большой аудиторией. Презентация может стать важнейшим методическим приемом на занятиях. Дети делают презентации–сообщения на темы, которые им интересны. Возможна презентация - задание для одноклассников. Ребенок подбирает задание (ребус, загадки, кроссворды и т.д.). Это задание он должен провести с классом – представить задание, организовать его выполнение. Время выполнения ограничено семью минутами. В ходе этого задания ребенок учится делать презентацию результатов своего поиска, того, что вызывает в нем интерес. Ребенок учится владеть аргументацией, учится излагать материал так, чтобы аудитория его слышала. Так, постепенно дети приобретают культуру исследовательской деятельности. Планомерная работа по развитию исследователь-ских способностей приносит очень хорошие плоды, позволяет детям сохранить любознате-льность и подняться на новую ступень осмысления мира. 6.2. Методика организации игр-исследований (по Савенкову А.И.) В практике нередко используются индивидуальные и коллективные игры. Среди них есть такие, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребенка, освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Однако, как показывает опыт, после небольшой модернизации, они могут проводиться с подростками и даже со старшими школьниками. Каждая игра-исследование состоит из двух этапов: тренировочных занятий и самостоятельного исследования. Первый этап — тренировочные занятия. Для знакомства ребят с методикой проведения учебных исследований понадобится два-три фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы познако-мить каждого ученика с «техникой» проведения исследования. Подготовка к занятию. Для проведения тренировочных занятий понадобятся карточки с символическими изображе-ниями методов исследования: «подумать», «спросить у другого человека», «получить инфор-мацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент» и др. Эти карточки можно сделать из картона. Изображения на них целесообразно нарисовать фломастерами или вырезать из цветной бумаги. Размер каждой карточки должен быть не меньше половины обычного альбомного листа. На таких же по размеру листах картона надо изобразить «темы» будущих исследований. Для этого стоит наклеить на картон изображения животных, растений, зданий и т.д. Выбор темы и методов исследования. Весь класс располагается вокруг большого стола или нескольких составленных вместе столов, на которых впоследствии будут разложены карточ-ки с символическими изображениями методов и тем исследований. После того как ребята разместятся, учителю необходимо объявить, что сегодня дети будут учиться проводить самостоятельные исследования, что им предстоит выполнять работу, которую делают взрос-лые ученые. Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы учителю необходимы два «добровольца-исследователя______________» из числа учеников. Они определяют тему своего исследования. Для того чтобы ученики —«добровольцы» смогли это сделать, им нужно предложить заготовленные заранее карточки с изображениями различных «тем» исследований. Карточка с изображением избранной темы размещается на середине стола. Карточки с изображением остальных «тем» убираются. К примеру, дети выбрали тему «попугай». Учителю необходимо объяснить юным исследователям, что их задача заключает-ся в подготовке небольшого сообщения о попугае. Но для того, чтобы сделать такое сообще-ние, надо собрать всю доступную информацию об этой птице и обработать ее. Как это можно сделать? Естественно, что для детей сбор информации представляет собой новое сложное дело. Поэтому им надо сказать, что существует много способов получения необходимых данных. Учитель должен предлагать использовать только те из них, которые известны и доступны детям. А значит, очень важно, чтобы педагог побудил учеников к размышлению о том, какие источники информации они знают. Начать следует с обычных вопросов, напри-мер: «Что мы должны сделать перед тем, как начнем собирать информацию?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?». Отвечая на такие вопросы, ребята предла-гают самые разные варианты действий. Однако учителю необходимо подвести их к мысли, что начинается исследование с обдумывания, какая информация необходима исследователю. После того как ребята поняли это, на стол выкладывается карточка с символом, обозначаю-щим действие «подумать». Следующий вопрос, который нужно задать ученикам, звучит так: «Где мы можем узнать что-то о попугае?». Отвечая на него, ребята постепенно выстраивают линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести эксперимент», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «получить информацию из сети Интернет» и др. Следует понимать, что набор используемых методов исследования зависит от ваших реальных возможностей. Сбор информации. Разложенные на столе карточки с символическими изображениями методов сбора информации есть не что иное, как план исследования. Важно объяснить ученикам, что собранные данные лучше сразу зафиксировать, чтобы они не были забыты. Сделать это технически несложно. Надо раздать учащимся ручки и маленькие листочки бумаги, а также цветные карандаши или фломастеры. Целесообразно показать ребятам как ручкой или фломастером сделать на маленьком листочке краткую запись, схему или рисунок. Учителю необходимо быть готовым к тому, что умение письменно фиксировать информа-цию у ребят развито довольно слабо. Не следует огорчаться. По мере участия в занятиях потребность в этом у школьников будет возрастать, а вместе с ней будет расти и мастерство краткого выражения найденных сведений и идей. Первый пункт плана исследования, как правило, обозначается карточкой «подумать». Например, подумав, школьники могут сделать такое заключение о местах обитания попугая — «попугай живет в джунглях, в жарких странах». Для того чтобы это зафиксировать, ученикам надо написать несколько предложений или нарисовать на листочке изображение пальмы и солнца. «Пальма» будет служить напоминанием о джунглях, «солнце» — о жарком климате. Следующим может быть предположение о размерах попугаев, например, «попугаи могут быть крупные и мелкие». Оно также фиксируется на листочках. Крупного попугая можно изобразить в виде большого овала с пририсованными к нему клювом и линиями — перьями, обозначающими хохолок и хвост; рядом с ним в виде малого овала можно аналогично нарисовать мелкого попугая. Дети могут вспомнить, что у попугая яркое оперение. Начертив на листочке несколько ярких линий цветными фломастерами, ребенок может зафиксировать идею о ярком оперении птицы. Как показывает опыт, этих кратких записей и несложных значков оказывается вполне достаточно для фиксации несложной информации на короткий срок. Дети очень быстро обучаются умению делать такие записи и создавать символы, обозначающие различные идеи. Следующий пункт плана исследования — картинка «спросить у другого человека». Учителю необходимо настроить ребят на то, чтобы они расспросили других людей о попугае. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. На первых порах это вызывает большие трудности. Дети в силу особенностей возрастного развития эгоцентричны, поэтому им сложно сформулировать вопрос к другому человеку, нелегко воспринять его ответ. Разви-тие навыков постановки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр-исследований с младшими школьниками, поскольку даже среди взрослых людей нередко встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей. В плане исследования может быть пункт «получить информацию из книг». Учителю надо заранее подобрать литературу по теме исследования. Следует помнить, что в настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий. Как правило, они прекрасно иллюстрированы, имеют краткие и доступные детям информацион-ные тексты. Детские справочники и энциклопедии могут стать хорошим источником знаний для ребят в процессе исследования. Особенно ценны в любой исследовательской работе наблюдения и эксперименты. Тема «попугай» дает возможность их использования,поскольку попугаи не редкость в домах ребят. Ученики без труда могут понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения птицы. Можно провести даже некоторые эксперименты. Например выяснить, любят ли попугаи музыку, чем они предпочитают питаться, как спят и т.д. Если есть возможность просмотреть краткий видеосюжет, посвященный исследуемой теме, то это надо обязательно сделать. Организуя сбор информации, учителю следует помнить, что у младшего школьника способность концентрировать внимание еще недоста-точно развита. Поэтому данную работу не стоит затягивать. Если какой-то из методов иссле-дования не принес результата — не стоит акцентировать на нем внимание. Помогите ребятам сгруппировать то, что они уже получили. Очень важно поддерживать темп исследования, чтобы у учеников создалось ощущение работы «на одном дыхании». Обобщение информации. Полученную информацию надо проанализировать и обобщить. Для этого на столе необходимо разложить все листочки с собранными данными. Они должны лежать так, чтобы каждый школьник мог их видеть. После этого надо выяснить, что нового и интересного узнали ребята о попугаях; подумать, какие выводы позволяет сделать собранная ими информация; что они могут рассказать, основываясь на результатах прове-денного исследования. Для ученика начальной школы это очень сложная задача. Однако в процессе обобщения результатов исследования, хорошо развиваются мышление и творческие способности ребенка. Он учится выделять главные идеи и видеть второстепенные, пытается дать определения понятиям. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отлича-ется от работы настоящего ученого. Иной является лишь степень «новизны» самих фактов. Дети не отягощены «грузом определений классиков», поэтому на вопрос, что это, они отве-чают смело, легко и достаточно точно. Уточнить и конкретизировать определение, данное ребенком всегда можно, но если в начальной школе не научить его смело высказывать свои определения, то вряд ли это удастся в дальнейшем. Сообщение по результатам исследования. Как только информация обобщена, следует начать подготовку сообщения по теме исследования. Первый такой доклад обычно не бывает долгим, но с приобретением исследовательского опыта ученики собирают все больше инфо-рмации. Поэтому со временем доклады становятся более глубокими, развернутыми и обстоя-тельными. После выступления исследователей надо обязательно устроить обсуждение их доклада. Необходимо предоставить слушателям возможность задать вопросы. Важно не забыть похвалить исследователей за работу, особенно отметив то, что у них получилось очень хорошо. Первое занятие на этом можно считать законченным. Важнейшим его резуль-татом стало знакомство с общей схемой исследовательской деятельности. Теперь им пред-стоит долгий, но увлекательный процесс совершенствования своих исследовательских навы-ков в ходе самостоятельных исследований. Второй этап — самостоятельные исследования Подготовка к исследованиям. Для самостоятельных исследований школьникам понадобят-ся карточки, которые использовались на тренировочных занятиях. Из новых средств потре-буется только специальная «папка исследователя». Она необходима каждому ребенку. Сде-лать ее нетрудно. На лист картона наклеиваются небольшие кармашки из плотной белой бумаги. На каждый кармашек помещается изображение «метода исследования». Кроме того, каждый ребенок должен получить неограниченное количество маленьких листочков для фиксации информации и ручку, карандаш и фломастеры. Проведение исследований. На этом этапе в исследовательский поиск вовлекается весь класс. Задача педагога на таком занятии — играть роль консультанта, старшего помощника исследователей-школьников. Начинается занятие с выбора тем. Карточки с их «изображения-ми» раскладываются на столе. Каждый ребенок выбирает себе ту тему, которая ему больше нравится. Для проведения такого занятия может быть выделено время вне традиционных учебных предметов. Однако самостоятельные исследования можно использовать и на раз-личных уроках. В этом случае заготовленные карточки с изображениями тем должны быть связаны с кругом вопросов, изучаемых на уроке. Выбрав тему, каждый ученик получает специальную «папку исследователя» и листочки для сбора информации. План исследования в этом случае проговаривать необязательно. Он фактически зафиксирован на кармашках «папки исследователя». Получив все необходимое, каждый ученик (пара или группа учащих-ся) начинает действовать самостоятельно. Задача — собрать нужные сведения, используя возможности всех доступных источников информации; обобщить их и подготовить доклад по результатам исследования. Все это нужно сделать, не затягивая время, в ходе одного занятия. Найденную информацию школьник фиксирует на небольших листочках бумаги, которые он вкладывает в кармашки папки. Например, если сведения найдены в книге, то листок с записями по этому поводу кладется в кармашек со значком «книга»; если данные получены путем наблюдения или эксперимента, то листок с записью оказывается в кармашке «эксперимент» или «наблюдение». Собранные листочки впоследствии вынимаются из карманов папки. На их основании составляется краткое сообщение об итогах исследования. Для того чтобы его составить, ученику нужно: • структурировать материал, определив главное и второстепенное; • дать определения основным понятиям; • отобрать наиболее интересные данные и неожиданные результаты, полученные в ходе исследования. Сообщения по результатам исследований. Сообщения по результатам исследований целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам. Не важно, что материал, с которым работают дети, выглядит простым и даже примитивным с точки зрения взрослого. В данном случае важнее то, что за этим внешне простым делом формируются качества творческой личности. Дети обычно настроены по отношению к докладчику критически. Как показывает практика, они легко включаются в спор, задают вопросы, вносят свои поправки в выступления одноклассников. Все перечисленное способ-ствует развитию критического мышления. Поэтому по итогам выступлений учителю необ-ходимо поощрить не только тех учеников, которые хорошо отвечали, но и ребят, задававших интересные вопросы. Заслушать все доклады на одном занятии сложно. Ведь надо не только дать ученику возможность высказаться, но и ответить на вопросы. Поэтому надо учить ребят говорить кратко и точно, рационально использовать время, отводимое на выступление. Изло-женная выше педагогическая технология может быть использована на уроках по каждой учебной дисциплине. Но она способна принести больший эффект, если: • применяется на специальных занятиях по развитию детского мышления, которые обычно ведут школьные психологи; • реализуется в ходе различных внеклассных мероприятий. Эти специальные занятия и внеклассные мероприятия дают большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ученика начальной школы, расширяют его кругозор. Они создают условия для активного, самостоятельного исследования самых разных проблем. Важно также учитывать, что выполнять исследования ученики могут не только индивидуально. Для развития творческих и коммуникативных способностей полезны исследовательские работы, которые ребята делают вдвоем или втроем. Безусловно, в этом случае могут возникнуть особые трудности, связанные с установлением контактов между учащимися. Однако при организации парной или групповой исследовательской деятельности школьников учителя получают дополнительные воспитательные возможности, которых лишена самостоятельная индивидуальная работа. Юный исследователь Материалы для школьников по самостоятельной исследовательской практике Это необычные материалы. Они для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоя-тельно. Они могут помочь тебе в проведении собственных исследований. Всем известно, что новые знания можно получать в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Чтобы научиться их добывать, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Постепенно выполняя предложенные задания, можно освоить первые доступные приемы. I. Как выбрать тему исследования Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы: 1. Что мне интересно больше всего? 2. Чем я хочу заниматься в первую очередь(математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим). 3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? 4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе? 5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? 6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею. (Тему исследова-ния надо записать) Какими могут быть темы исследования? Все возможные темы можно условно объединить в три группы: • фантастические — о несуществующих, фантастических объектах и явлениях; • экспериментальные — предполагающие проведение собств-х наблюдений и экспериментов; • теоретические — предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.). II. Цель исследования Определить цель исследования — значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим? Запиши цель своего исследования. III. Задачи исследования Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Запиши задачи собственного исследования. IV. Гипотеза исследования Гипотеза — это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis — основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько гипотез — предположений о том, как проблема может быть решена. Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности. V. Организация и методика исследования Как составить план исследовательской работы? Для того чтобы составить план, надо отве-тить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Поэтому надо определить,какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. Предлагаем список доступных методов исследования: • подумать самостоятельно; • прочитать книги о том, что исследуешь; • познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме; • найти информацию в глобальных комп-х сетях, например в сети Инт-т; • спросить у других людей; • понаблюдать; • провести эксперимент. 1. Подумать самостоятельно. С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы: • Что я знаю по теме исследования? • Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования? • Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования? Запиши все это здесь. 2. Прочитать книги о том, что исследуешь. Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто. Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием. Запиши все, что ты узнал из книг о том, что исследуешь 3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме. Научные, научно-популяр-ные и художественные фильмы — настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике! Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования. Запиши все, что ты узнал нового из фильмов о предмете своего исследования. 4. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет Ни один ученый не работает без компьютера — верного помощника современного исследо-вателя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет. Запиши все, что тебе помог узнать компьютер. 5. Спросить у других людей. Людей, с которыми следует побеседовать о предмете иссле-дования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. 1. К специалистам мы отнесем всех,кто профессионально занимается тем,что ты исследуешь. 2. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возмо-жно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь. Запиши информа-цию, полученную от других людей. 6. Понаблюдать. Интересный и доступный способ добычи новых знаний — наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование. Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений. 7. Провести эксперимент. Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» (проба, опыт). Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента. Запиши план проведения своего эксперимента. Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты VI. Подготовка к защите исследования. Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется: 1) дать определения основным понятиям; 2) классифицировать основные предметы, процессы, явления и события; 3) выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы; 4) ранжировать основные идеи; 5) предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.); 6) выработать суждения и умозаключения; 7) сделать выводы; 8) указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал; 9) подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования; 10) приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследова-ния. Как это сделать? 1. Дать определения основным понятиям. Понятия — это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумай, как можно кратко выразить основные понятия, которые использовались в твоем исследовании. Как научиться давать определения понятиям. Существуют приемы, которые помогут тебе определить понятия, использованные в твоем исследовании. Описание — это простое пере-числение внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов. Описать объект — означает ответить на вопросы: что это такое? чем это отличается от других объектов? чем это похоже на другие объекты? Характеристика пред-мета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки — это куклы, машинки, кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые — это уголь, нефть, газ и т.п. Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов. Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко — фрукт, а помидор — овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор — другой и др. 2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Класси-фикация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашему мышлению строгость и точность. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы Парадоксом называют утвержде-ние, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюденииями.Слово «парадокс» возникло от греческого «paradoxos» (неожиданный, странный, невероятный). 4. Ранжировать основные идеи . Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая — третье и т.д. Умение отделять главные идеи от второстепенных — важнейшая особенность ума. 5. Предложить сравнения и метафоры. Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления. 6. Выработать суждения и сделать умозаключения. Суждение — это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо. Мыслить — значит формировать суждения. На основе проведенного исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось. 7. Сделать выводы. Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов. 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал. Для настоящего творца завершение одной работы — это не просто окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направле-нии можно и нужно исследовать дальше. 9. Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на вопросы по результатам иссле-дования. Для того, чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассмат-ривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме: 1) почему избрана эта тема; 2) какой была цель исследования; 3) какие ставились задачи; 4) какие гипотезы проверялись; 5) какие использовались методы и средства исследования; 6) каким был план исследования; 7) какие результаты были получены; 8) какие выводы сделаны по итогам исследования; 9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении. Запиши текст доклада. В научном мире принято, что защита исследовательской работы мероприятие открытое и на нем может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору. К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предуга-дать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки. Также обычно спрашивают о том, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод. 10. Приготовить тексты, макеты,схемы,чертежи для иллюстрации результатов исследования. Например, ты исследовал маршруты движения муравьев в соседнем парке, проектировал жилой дом будущего, космический корабль для туристических поездок или новую суперсо-временную подводную лодку. Твой доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертеж или рисунок, иллюстрирующий сказанное тобой. А если ты изучал, как влияет место расположения ученика в классе (т.е. за какой партой он сидит) на его успехи в учебе, и предлагаешь новые способы расстановки парт в классной комнате, то обязательно начерти схему. Как, по твоему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо? Сделай схемы, чертежи, эскизы макетов и др. VII. От чего зависит успех исследования. 1. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает. 2. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными). 3. Будь достаточно смел, чтобы принять решение. 4. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений. 5. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу. 6. Действуя, не бойся совершить ошибку.
«Методы и приемы развития исследовательских способностей, навыков и умений. Методика организации игр-исследований» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot