Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Методология (от греч. Methodos – пусть исследования или познания, теория, учение и logos – слово, понятие) – обозначает учение о методе (теорию метода)
Как говорил ученый Иван Петрович Павлов «От метода, от способа действий зависит вся серьезность исследования…При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать многое»
Педагогику нельзя рассматривать только как теоретическую или как прикладную науку. Эта наука, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления, с другой – указывает, как именно нужно строить педагогическую действительность.
Функции педагогической науки:
Научно-теоретическая функция отображает педагогическую действительность как она есть
Конструктивно-техническая функция отображает педагогическую действительность такой, какой она должна быть
Педагогическая наука:
• описывает явления того сегмента действительности, который изучает
• объясняет происходящие в этом сегменте процессы и явления
• прогнозирует развитие педагогической реальности
• определяет преобразование практики (на основе фундаментального знания совершенствуется педагогическая деятельность, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, управления образовательными структурами)
Методология – путь познания, проектирования, преобразования и создания объективного и субъективного мира человека. Этот путь определяется главными идеями мировоззрения, господствующего в сознании человека.
Методология базируется на научных идеях, раскрывающих понимание исследователем смысла педагогической науки и деятельности.
Рассматривая сущность педагогического исследования, В. В. Краевский приводил доклад профессора Новозеландского университета М. Дегенхарта‚ сделанный им в Институте образования при Лондонском университете в 1982 г. «Педагогическое исследование как источник педагогического вреда». Согласно докладу, педагогическое исследование может принести вред в следующих отношениях:
• оно пренебрегает личностью и всем, чего нельзя изменить"
• все сводится к обобщениям и абстракциям, что формирует опасный в нравственном отношении взгляд на детство;
• проявляется презрение к естественному языку;
• научное исследование признается единственно достойной формой отображения педагогической действительности.
Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности действий ученого в процессе решения исследовательских задач.
Основной функцией методологического знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания
Цель анализа (выбора) методологии исследования (подхода) - определение логики построения теоретического знания, его истинности и аргументированности.
Несмотря на то, что нет общепринятого определены понятия «методологический подход», в современном науковедении обосновано, что методологический подход не просто задает модель авторского видения, понимания и интерпретации явлений, фактов и событий в педагогике, а выступает своеобразным научно обоснованным‚ аксиоматическим каноном целостного анализа и представления ее объекта, определяет угол взгляда на логику и этапы его развития, регламентирует отбор и интерпретацию фактологического материала, закладывает аксиологические параметры оценки изучаемых явлений.
Методологический подход как позиция, идея: как теоретическое положение для рассмотрения, анализа, описания, проектирования какого-либо объекта/явления
Методологический подход как метод, методика: как совокупность специфически связанных способов, приемов и правил осуществления деятельности.
Уровни методологии исследования (по Юдину Г.)
1. Высший уровень — философская методология, которую составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.
2. Общенаучная методология — это второй уровень, представляющий собой общенаучные концепции, воздействующие на многие научные дисциплины, например, системный, синергетический и другие подходы.
3. Третий уровень — конкретно-научная методология, т.е. совокупность подходов, принципов, процедур, применяемых в конкретной научной дисциплине. Методология специальной дисциплины включает как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, например, системный подход; моделирование в психолого-педагогическом исследовании.
4. Четвертый уровень методологии представляют методика и техника исследования. Это набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его обработку, после которой он может включаться в массив знания, которое является высокоспециализированным методологическим знанием.
Новый тип педагогического исследования - исследование как научный проект. Особенность таких исследований состоит в том, что в процессе разработки научною проекта в «полевых условиях» выращивается новая образовательная практика. Исследование-проект не тождественно эмпирическому исследованию, так как в нем практика не только изучается, но, прежде всего, создается
При этом происходит становление новое понимание взаимодействия теории с практикой, реализуется принцип «участия всех субъектов, заинтересованных в выработке решений, затрагивающих их судьбу, путем расширения «коммуникативного крута» с постепенным втягиванием в него все большего числа лиц с их «разномотивированными» критериями оценки исследуемой ситуации и социально значимых решений.
Общий признак педагогического проектирования и дизайнерского исследования включается в том, что они являются жанром исследований, цель которого — выявление воздействия новых образовательных продуктов и технологий на процессы обучения в различных институтах образования. При этом методы исследовательского проектирования пончо/тягот не только выявлять тенденции развития образования, но и получить новые педагогические знания, которые обогащают педагогику, дополняя ее новыми эмпирическими данными.
Методология социального конструктивизма - целью социального конструктивизма является смятение путей, с помощью которых индивидуумы и группы людей принимают участие в создании воспринимаемой ими социальной реальности. Социальный конструктивизм нацелен на изучение путей и способов, которыми такого взаимного «конструирования» можно достичь. При этом конструкт принадлежит определенной исторической культуре или общности. Социальный конструктивизм — это теория познания и обучения, в которой утверждается, что категории знаний и реальности активно создаются социальными отношениями и взаимодействиями. Данный подход сосредоточен на личностном построении знаний посредством социального взаимодействия.
«Исследования в действии» или «Активные исследования» - в данных исследованиях анализируются результаты практических действий через различные виды диагностики, экспертизы и других методов, которые применяются как в фундаментальной, так и в прикладной сферах. Суть в том, чтобы до проведения исследования выстроить и обосновать логику определения того, как и какие должны быть собраны данные, чтобы наиболее адекватно и полно решить поставленные в исследовании задачи. «Активные исследования» часто используются в качестве предварительного или пилотажного исследования, когда контуры проблемной ситуации неясны.
Современная наука — образ новой методологии и научной рациональности:
• все более тесное сближение и взаимодействие рациональных (научных) и внерациональных (ненаучных) подходов; явного и неявного знания;
• аппарата герменевтики, культурологи, понимающих методик‚ что вызывает сближение объяснительного и интерпретационных подходов.
Принципы научного познания: принцип детерменизма (все формы взаимосвязей обусловлены всеобщей причинностью), принцип дополнительности (взаимодействие объекта с исследователем не может не привести к различным проявлениям свойств объекта), принцип соответствия (классические и неклассические теории с появлением новых более общих теорий сохраняют свое значение как предельный частный случай более общей теории).
Большинство педагогических исследований базируется на следующих философских направлениях - диалектический материализм, прагматизм, бихевиоризм, трансгуманизм, экзистенциализм
1. Философия прагматизма. Основной тезис прагматизма в образовании: школа - инструмент жизни. Основные понятия — опыт, дело. Считается, что знание служит развитию способностей человека и приносит ему пользу тогда, когда оно получено о процессе практической деятельности. Школа должна не столько давать знания, сколько готовить ученика к жизни в обществе,
2. Бихевиоризм. Ведущий тезис - основные проблемы, с которыми встречается мир сегодня, могут быть решены только при условии улучшения человеческого поведения. Поведение человека определяется не его личными эмоциями, желаниями, целями, особенностями характера, а внешними стимулами окружающей социальной среды. Отсюда основной акцент на организации внешних условий воспитания и обучении.
3. Современный бихевиоризм (необихевиоризм) уже не рассматривает зависимость между внешними условиями становления человека и его поведением как однонаправленную): акцентируется способность человека воздействовать на социальную среду и контролировать собственное поведение.
4. Трансгуманизм - мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, которое признает возможность и желательность Фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдание, смерть, а также значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека.
5. Экзистенциализм (философия существования). Основной тезис экзистенциализма - человек есть то, что он сам из себя сделает. Основное понятие – существование (экзистенция). Экзистенциальный подход характерен акцентированием внимания на внутреннем мире человека, ценностно-смысловой сфере его сознания, исследуются различные. Формы внутренней активности (самовоспитание, саморазвитие и др.). Объектом познания становится внутренний мир человека. Отсюда — понимание воспитания не как внешнего воздействия, а как самовоспитания. Педагогу отводится роль помощника в сложном процессе духовного становления ученика.
6. Диалектический материализм. Основной тезис — бытие определяет сознание. Основное понятие - Формирование. В рамках этого философского направления образование понимается как феномен, зависящий исключительно от конкретных исторических и социокультурных условий, а становление человека - как процесс, определяемый условиями его жизни. Цели образования задаются извне — обществом и государством, а воспитание представляется как целенаправленное формирование заданных качеств.
Общенаучный уровень методологии — это совокупность подходов и принципов к пониманию действительности, применяемых во всех или большинстве научных дисциплин.
Если на философском уровне определяются фундаментальные особенности исследования, имеющие мировоззренческое значение, то на общенаучном исследователь избирает общие способы изучения исследуемых объектов.
Подавляющее большинство педагогических исследований базируется на системном и деятельностном подходах
1. Методологический подход — это принципиальная методологическая ориентация исследования, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования.
2. Системный подход (или метод системного анализа) требует рассматривать явления и процессы не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он ориентирует на рассмотрение педагогических явлений с точки зрения таких категорий, как система, отношение, связь, взаимодействие.
При исследовании связей выясняются основания — различные факторы, способствующие их установлению; даются пространственные и временные характеристики элементов; выявляются характер и природа связей (качественные и количественные характеристики). С системным подходом тесно связаны структурный и функциональный подходы.
3. При структурном подходе акцент делается на выявлении и описании строения системы и составляющих ее элементах, а также связей между ними.
4. Функциональный подход направлен на выявление функций (задач) каждого элемента системы и самой системы в целом
Социокультурный подход развивается в рамках системного подхода и имеет его черты, например, структурно-функционального, так как оба из них включают в себя культуру как важный компонент системы.
Социокультурный подход является интегративным между цивилизационным и формационным, «выясняя сопряжение личности и общества, культуры и социальности». Важной особенностью социокультурного подхода является его сосредоточенность на социокультурной динамике.
Использование социокультурного подхода при анализе педагогических явлений делает возможным выявление постоянных и повторяющихся характеристик объекта исследования относительно условий его проявления и развития, их взаимосвязей и взаимозависимостей. Социокультурный подход при анализе педагогических явлений позволяет интегрировать социум (как социальное пространство жизнедеятельности человека) и культуру (культурные ценности, ценностные отношения и т.п.) ‚ когда становится возможным становить связь субъекта жизнедеятельности и условий его становления и развития.
5. Синергетический подход:
• синергетика изменила подход изучению сложных систем, в частности системы человеческого общества.
• синергетический подход выделяет способность системы к эволюционному развитию на основе самоорганизации – не только в результате воздействия внешних факторов, но и эра—счет использования внутренних возможностей.
• синергетика сместила центр внимания исследователя с периодов устойчивости, равновесия к переломным кризисным моментам, определяющим направление дальнейшего развития системы.
• синергетический подход позволяет изучать нестабильность‚ нелинейность происходящих в системе процессов, внутреннюю противоречивость системы на переломном этапе своего развития.
• для описания изучаемых явлений с позиций синергетического подхода используются такие понятия как неустойчивость, необратимость, открытость, нелинейность, бифуркация, аттрактор, флуктуация, порядок. хаос, заимствованные из философии и естественных наук.
6. Деятельностный подход в познании как общенаучный методологический подход предполагает рассмотрение в гносеологическом и онтологическом плане. В гносеологическом плане выделятся по меньшей мере пять основных функций категории деятельности в научном познании: объяснительного принципа; предмета научного изучения, предмета управления; предмета проектирования; ценности.
Деятельность как онтологическая категория (в контексте бытия человека):
• совокупность результатов и последствий массовой либо индивидуальной продуктивной деятельности;
• процесс преодоления трудностей (как общий способ решения проблем и задач, подразумевающий определенную совокупность средств их решения);
• процесс самоизменения человека (т.е. самодеятельности);
• всеобщий способ отношения людей к условиям своей жизни (т.е. практики во всей ее культурно-исторической развертке, как переименования бытия человека).
Психологическая структура деятельности (в контексте системно-структурного подхода)
• обобщенные структуры деятельности — рассудочно-умозрительное упорядочение представлений о деятельностных категориях:
• цель - мотив - содержание - способы - результат (способ, средство, метод, операции, цели, задачи, мотивы, условия и др.);
• задача - цель- условия- действия;
• ресурс — потенциал — действие — условия — цель.
7. Конкретно-научный уровень методологии: в педагогических исследованиях должен быть ясный педагогический прицел, установление научных педагогических фактов, выявление движущих противоречий педагогического процесса, установление объективных условий, влияющих на педагогический процесс, вскрытие тенденций развития данного явления или процесса. Правильный выбор методологии позволяет обеспечить достоверность выводов и границы их применимости.
8. Социокультурный подход. Методологической основой исследования явился системно – функциональный подход, позволяющий:
• исследовать систему в рамках более крупной системы и устанавливать функциональные зависимости между ними;
• определить логику исследования взаимосвязи социокультурных факторов и функций профессионально-педагогической деятельности через:
• анализ программ развития школьного образования в России, за рубежом;
• определение ценностей профессионально-педагогической деятельности и отношение учительства к выявленным новым функциям;
• построение модели социокультурной обусловленности изменения профессионально-педагогической деятельности, раскрывающей логику проверки модели в режиме эксперимента.