Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методологические подходы исследования сущности девиантного поведения

  • 👀 895 просмотров
  • 📌 829 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методологические подходы исследования сущности девиантного поведения» doc
Лекция 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Девиантность — одна из характерных черт человека. Как специфический способ самоутверждения личности девиантность присутствует и социогенезе с доисторических времен и характеризуется многогранно­стью проявления и широтой распространения. Об этом свидетельствуют многочисленные научные направления, подходы и теории. Общая методология опирается на научные представления: • о первичности материи и вторичности сознания; • движущих силах развития объективной реальности и психики; • единстве внешней (материальной) и внутренней (психической) дея­тельности; • социальной обусловленности развития психики человека; • сознании как высшем этапе развития психики и др. Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятель­ности, принцип развития и принцип личностного подхода, а также методы (наблюдение, эксперимент, опросы, тесты, обобщение независимых харак­теристик, анализ результатов деятельности) и методики исследования кон­кретных психологических явлений. Принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и про­является в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а самосознание обеспечивает активный характер деятельности. Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт, развития и в процессе этого развития. Принцип личностного подхода ориентирует исследователей на индиви­дуально-психологические и социально-психологические особенности чело­века1. Общая структура психологии девиантного поведения как научного направления представлена на рис.1. Рис. 1. Общая структура психологии девиантного поведения Рис. 1. Общая структура психологии девиантного поведения Рассмотрим подробнее научные направления, подходы и теории к пониманию отклоняющегося поведения. 1.В рамках философско-этического подхода (А. П. Скрипник О. Н. Замотаева и др.) девиантное поведение рассматривается с позиций морали. Наличие противоречивых тенденций в культуре приводит к их разрыву и доминанте морального зла, выражающихся во враждебности и распущенности. 2.Биологическое направление представлено биосоциальной теорией, эволюционным подходом, отологическим подходом, психогенетическим под­ходом: • ученые обосновывают связь между анатомо-антропологическими характеристиками человека и его преступным поведением. Введено поня­тие «врожденный преступник» (Ч. Ломброзо); • девиантное поведение рассматривают как проявление видовых наслед­ственных программ (Ч. Дарвин, Т. Гекcли); • изначально поведение человека рассматривается как агрессивное, основанное на инстинктах (К. Лоренц); • выявлены наследственные причины поведения человека (Ф. Гальтон, Г. Мендель). Генетические исследования показывают, что наличие лишней Y-хромосомы у мужчин обусловливает предрасположенность к крими­нальному поведению (У. Пирс); • обоснована связь между типами темперамента, типами соматического строения человека и его поведением (У. Шелдон); • долгая эволюция человека создала условия преемственной передачи наследственных этических реакций, в том числе и отклоняющихся от норм (В.Эфроимсон); • утверждается, что человек рождается с потенциалом конструктивной агрессивности, и в случае, если она подавляется, появляется деструктив­ная агрессивность (Г. Аммон), что агрессивность заложена в человеческих генах (В.Д.Плахов); • при изучении заключенных исследователи пришли к выводу, что экстраверты более склонны к совершению преступлений, чем интроверты, а это, в свою очередь, детерминировано на генетическом уровне (Г.Ю. Айзенк). 3. Биокриминология утверждает, что повышение уровня тестостерона ведет к склонности к антиобщественному поведению (Дж. Даббс и Р. Мор­рис), что девиантное поведение детерминировано половыми и возрастными факторами (У. Гоув), что существует тесная связь между девиантным поведением и индивидуально-типологическими особенностями человека (Г. Айзенк). В рамках биологического направления существуют и другие факторы, объясняющие генезис девиантного поведения: • повреждения головного мозга, органические заболевания мозга, опре­деленные свойства нервной системы (А. Торгенсен, К. Льюис, П. Келли); • в основе всех видов девиантного поведения лежит сходный мозго­вой дефект, связанный с нарушением функциональной асимметрии мозга с ведущим дефицитом правополушарных функций. Это объясняет высо­кую коморбидность поведенческих расстройств между собой, а также эмоциональными и обсессивно-компульсивными расстройствами, связанными с правополушарной дисфункцией, в первую очередь с тревогой и депрессией1. Коморби́дность — сосуществование у одного пациента двух или более заболеваний, синдромов или психических расстройств, связанных между собой единым патогенетическим механизмом или совпадающих по времени. Обсесси́вно-компульси́вное расстро́йство  - ОКР, невро́з навя́зчивых состоя́ний) —– психоневротическое нарушение, психическое расстройство, проявляющееся навязчивыми мыслями и действиями.. Понятие «обсессия» переводится с латинского языка как осада или блокада, а «компульсия» – принуждение. Здоровые люди без проблем отмахиваются от неприятных или пугающих мыслей, образов или импульсов. Лица с ОКР сделать этого не могут.  4. Психологическое направление представлено психоаналитическими теориями, экзистенциально-гуманистическим подходом, поведенческим подходом (бихевиоризм), эмпирическим подходом, педагогическим подходом, отечественной психологией. Психоаналитические теории. • Основным источником отклонений в психоанализе обычно считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими в своей подавленной и вытесненной форме структуру «Оно», и социальными ограничениями естественной активности ребенка, образующими в интернализованной форме структуру «Я» и «сверх-Я». Нормальное развитие личности предполагает наличие оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознательного и бессознательного. В противном случае, в частности в случае так называемой невротической защиты, формирование личности принимает аномальный характер. Таким образом, постоянный конфликт между бессоз­нательными влечениями и социальными ограничениями естественной активности человека (3. Фрейд); защитные механизмы работают бессозна­тельно и становятся частью индивидуального стиля борьбы с трудностями (Л. Фрейд); • Наиболее видные неофрейдисты отказались от представлений о сексуальной этиологии конфликтов. Так, К. Хорни, Д. Боулби, Г. Салливан видят причины отклонений в дефиците эмоционального контакта, теплого общения с матерью ж первые годы жизни. Негативную роль отсутствия чувства безопасности и доверия в первые годы жизни отмечает в этиологии отклонений и Э. Эриксон. • Индивидуальная психология А.Адлера объясняет, что младенец появляется на свет с двумя базовыми чувствами-стремлениями: 1) чув­ством неполноценности и стремлением к совершению поступков как ком­пенсация этого чувства и 2) социальным чувством общности и стремлением к установлению значимых социальных отношений. Развитие социально значимых способностей, или, как говорил А. Адлер, «компенсация на полезной стороне жизни», ведет к формированию чувства собственной ценности, что предполагает доминирование чувства общности над индивидуалистическим стремлением к превосходству. В случае «компенсации на бесполезной стороне жизни» чувство неполноценности трансформируется в комплекс неполноценности, составляющий основу невроза, либо в оборотную сторону этого комплекса — «комплекс превосходства», который может проявляться, например, в ригидной позиции «вундеркинда», не готового к систематическому труду и равноправному общению со сверстниками при появлении такой необходимости. В то же время А. Адлер корни отклонений видит не столько в самих комплексах, сколько в неспособности индивида установить адекватный контакт с окружающей средой. Появление такой способности может превратить исходный комплекс в инструмент позитивного развития личности. У аномальной личности стремление к достижению превосходства препятствует развитию чувства общности. В качестве важного фактора формирования личности А. Адлер выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают значительное, а часто и решающее влияние на возникновение девиантного поведения. Например, гиперопека, по Адлеру, ведет, к развитию мнительности, инфантильности и комплекса неполноценности. Однако основным недостатком психодинамического подхода, по мне­нию Т. А. Хагурова2, является присущее ему сведение онтологии чело­веческого к онтологии биологического. Соответственно девиантность (в частности, по Фрейду) соответствует глубинной человеческой природе, представленной в «Оно». С этой точки зрения моральное либо амораль­ное поведение — лишь разные формы взаимодействия «Оно» и «Сверх-Я». Между тем, категории «правды», «долга», «любви», «истины» играют важ­нейшую роль в морально-мировоззренческом дискурсе всех историче­ских типах обществ, определяя характер и направленность деятельности институтов социализации и социального контроля. Полностью сводить их к адаптации нельзя. Практики чистой адаптации (например, так называе­мое «приспособленчество») явно отличаются от практик морального долга, часто дезадаптивных, но оправдываемых моральным дискурсом практиче­ски всех культур. Наибольшим методологическим потенциалом среди психодинамиче­ских теорий обладает концепция архетипов и коллективного бессознатель­ного К. Юнга. Эта концепция выводит исследователя на базовые способы интерпретации человеком действительности и своего поведения по отно­шению к этой действительности3. Экзистенциально-гуманистический подход. С точки зрения клиент-центрированной психологии К. Роджерса, у аномальной личности про­цесс самоактуализации заблокирован и существует лишь в возмож-ности. Нереалистичные, искаженные представления о себе, противоречивый опыт, внутренний конфликт между потребностью в самореализации и оце­нок извне вызывает проблемное поведение; согласно концепции самоак­туализации А. Маслоу, отклонения в поведении выступают как следствие отсутствия или утраты ребенком согласия со своими собственными чув­ствами и невозможность самореализоваться в сложившихся условиях вос­питания; Концепция экзистенциальных противоречий Э. Фромма говорит о том, что человек вынужден преодолевать экзистенциальные противо­речия (конфликт между стремлением к реализации всех, возможностей и недостаточная для этого продолжительность жизни). Человек реагирует на них с помощью различных механизмов: • авторитарная личность отказывается от собственного Я, крайнее выражение — садомазохистский комплекс; • автоматизирующий конформизм, при котором человек утрачивает свою индивидуальность; • деструктивность — отчуждение от мира через его разрушение; По мне­нию автора экзистенциального подхода В. Франкла, девиантное поведение возникает потому, что люди подавляют свою духовность, уходят от ответ­ственности за поиск смысла. Таким образом, как считает Т. А. Хагуров4, психологи-гуманисты (Э. Фромм, К. Роджерс, А. Маслоу) достаточно близко подошли к исходным основаниям девиантологического дискурса, заявив, что патология — это невозможность реализовать собственную онтологию, которая изначально позитивна. Характерной чертой этой точки зрения является то, что поня­тие «нормы» здесь смешивает реальность и предписание. Разработанный гуманистической психологией образ «идеально здорового человека» — это философско-антропологическая концепция, представляющая собой один из вариантов эвдемонизма — этики счастья. Между тем, девиантогенные симптомы сознания и поведения современного человека плохо поддаются объяснению с этой точки зрения. Современный человек, к сожалению, утра­чивает осмысленность мира и себя самого. Происходит это на фоне и вслед­ствие «размывания» категорий Добра и Зла. Один из призывов гумани­стических психологов — вернуть человеку его «аутентичность» (самость, целостность, подлинность) — сегодня актуален как никогда. Поведенческий подход (бихевиоризм). Отличительной особенностью общей методологии исследования человеческого поведения в бихевиорист­ской парадигме выступает выраженный редукционизм, который полностью укладывается в формулу «человек есть думающая и хотящая машина». Активно используется метафора «черного ящика», имеющего «входы» и «выходы» — стимулы и реакции. Поведение полностью соответствует принципу адаптации — избеганию наказаний и получению вознагражде­ний. При этом игнорируется, что девиантность — также адаптация к каким- либо условиям. Отсюда базовый методологический вопрос: к какой среде следует адаптироваться, т.е. какая среда «нормальна»? Ответа на него бихевиоральная парадигма не допускает5. Поведенческий подход представлен следующими теориями: 1) классическое обусловливание (И. П. Павлов, Дж. Б. Уотсон). Деви­антное поведение является результатом научения условной реакции. При атом существуют только три типа неприобретенных эмоциональных ответов на стимулы — страх, гнев и любовь; 2) оперантное обусловливание Б.Ф.Скиннера. Девиантное поведение определяется как результат сложного обусловливания среды; • теория инкубации реакций тревоги Г. Ю. Айзенка. Условная реакция страха (тревоги) усиливается при каждом предъявлении условного сти­мула, образуя цикл положительной обратной связи и отклонений в пове­дении; • теория социального научения А. Бандуры. Девиантное поведение социально обусловлено, поскольку за ним стоят сложнейшие навыки, тре­бующие специального научения. Таким образом, девиантному поведению учатся, так как девиант должен знать, что делать, как делать и в каких усло­виях; • когнитивная модель А. Бека и рационально-эмотивная теория А. Эллиса. В основе нарушенного поведения лежат неадаптивные мысли­тельные схемы. Неадекватные когниции запускают неадекватные чувства и действия; • копинг-поведение (Л. Мёрфи, Р. Лазарус, Е. Хэйм, В. М. Ялтонский). Личности с проблемным поведением, например, зависимым, склонны к малопродуктивным копинг-стратегиям, таким как уход от проблем и трудностей, отрицание и изоляция; • системное консультирование и системная семейная психотерапия (С. А. Кулаков, А. В. Черников). Девиантное поведение как результат семейного неблагополучия. • Эмпирический подход. Сущность подхода заключается в эмпириче­ской, феноменологической классификации, где каждый поведенческий раз­личимый устойчивый симптомокомплекс получает свое название (напри­мер, аутизм, депрессия и т.д.). Такой подход является попыткой сблизить психиатрию и психологию и поэтому использует для описания типов отклонений понятие синдрома как некоторого устойчивого образования в структуре личности (Д. Халлаган, Дж. Кауффман). Теория криминальности Айзенка Данная теория появилась в 1964 г. Главный акцент в теории сделан на «активно асоциальном, психопатическом преступнике», ко­торый являет собой пример крайней степени несоциализированности. В теории предпринята попытка объяснить, почему некоторые люди не могут подчиняться социальным нормам и правилам. Айзенк устано­вил связь вариаций темперамента с тремя независимыми измерения­ми - нейротизмом, психотизмом и экстраверсией/интроверсией и представил доказательства влияния на них генетических факторов (реактивность лимбической и автономной систем, уровень корти­кального возбуждения, порог возбуждения, уровень циркуляции ан­дрогенов). Кроме того, подобно З. Фрейду, Айзенк считал людей по приро­де гедонистическими существами, социализация которых состоит в приобретении ограничений в форме «совести» или «Суперэго». Так как экстраверты менее подвержены страху наказания, медленнее формируют условные реакции, можно предположить, что при прочих равных условиях они будут труднее поддаваться социализации, чем интроверты и, следовательно, они более склонны к формированию девиантных форм поведения. Отечественный психологический подход В основу отечественного психологического подхода положены социально-психологические различия между раз­личными видами отклоняющегося поведения. При психологической классификации отклоняющегося поведения используются следующие критерии: вид нарушаемой нормы, психологические цели поведения и его мотивация, результаты данно­го поведения и причиняемый ими ущерб, индивидуально-стилевые характеристики поведения. По Ю. А. Клейбергу, все девиации поведения подразделяются: • на негативные (например, употребление наркотиков); • позитивные (например, социальное творчество); • социально-нейтральные (например, попрошайничество) Ц. П. Короленко, Т. А. Донских выделили две группы поведенческих девиаций: • нестандартное поведение (в виде нового мышления, новых идей, действий, выходящих за рамки социального поведения, что играет позитивную роль в историческом развитии общества - деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, перво­открывателей в какой-либо области знаний и пр.). Данную группу сложно в полной мере отнести к отклоняющемуся поведению; • деструктивное поведение, которое подразделяется на внешне­деструктивное (направлено на нарушение социальных норм - право­вых, морально-этических, культурных) - аддиктивное и антисоциальное; внутридеструктивное - суицидальное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое По Е. В. Змановской, выделяются три группы отклоняющегося поведения: • асоциальное (аморальное); • антисоциальное (делинквентное); • аутодеструктивное (саморазрушительное) [12]. Указанная классификация считается относительной, условной и оправдана в целях научного анализа. Реально формы девиантного поведения сочетаются и пересекаются. В каждом конкретном случае оно неповторимо и индивидуально. Антисоциальное (внешнедеструктивное) — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействие, запрещенные законодательством в форме антидис- циплинарных, противоправных и антиобщественных деяний. В ряде случаев антисоциальное поведение ассоциируется с противоправными действиями. Асоциальное поведете {смещенно-деструктивное) — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений. Данное поведение регу­лируется социальными группами и морально-нравственными нормами (религиозные нормы, профессиональные требования, профессиональная этика, школьные правила и т. д.). Асоциальное поведение взрослых мо­жет проявляться в следующих формах: нарушении профессиональной этики, агрессивном поведении, сексуальных девиациях, бродяжничестве, иждивенчестве, вымогательстве, проституции и др. Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени. В выраженной форме асоциальное поведение совпадает с легкими формами антисоциального поведения и нередко также обозначается как делинквентное. Диссоциальное (аутодеструктивное) — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), нехимические аддикции (игровая, компьютерная, интернет-зависимость и пр.), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивнорелигиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.). Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства; конформистское — поведение, лишенное индивидуальности, ориентировано исключительно на внешние авторитеты; нарциссическое управляется чувством собственной грандиозности; фанатическое вы­ступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, лидеру, взглядам; аутическое проявляется в виде непосредственной отгоро­женности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий. Таким образом, различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси «деструктивное поведение» с двумя противоположными направлениями — на себя или на других. По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисо­циальное (активно-деструктивное) — просоциальное (относительно деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) — асоциальное (пассивно-деструктивное) — диссоциальное (пассивно­аутодеструктивное) — самоубивающее (активно-аутодеструктивное). Особое место в ряду девиантологических классификаций занимают так называемые многоосевые подходы. В. В. Ковалев (1979) на примере противоправного поведения выделяет три оси и соответствующие им формы девиаций: 1) на социально-психологической оси — антидис- циплинарное, антиобщественное и противоправное поведение; 2) на клинико-психопатологической оси — непатологические и патологические формы; 3) на личностно-динамической — реакции, состояние и развитие. В. Д. Менделевич (2005) дифференцирует типы и формы девиант­ного поведения. К типам относятся: 1) делинквентный (асоциальный и антисоциальный); 2) аддиктивный; 3) патохарактерологический; 4) психопатологический; 5) связанный с гиперспособностями. При этом отдельными формами девиантного поведения являются: агрес­сия; суицидальное поведение; злоупотребление психоактивными веществами; нарушения пищевого поведения; аномалии сексуального поведения; сверхценные психологические увлечения (нехимические аддикции); характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.); коммуникативные девиации (аутизм, гиперобщительность, ревность, конформизм и др.); безнравственное и аморальное поведение; неэстетичное поведение. Каждая из форм может быть вызвана любым типом или несколькими типами девиантного поведения. Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окра­шенным и неповторимым. Сопоставление психологической и медицинской классификаций позволяет сделать вывод о том, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. В ряде случаев один и тот же вид поведения может последовательно приобретать различные формы: безобидная вредная привычка — отклоняющееся поведение, ухудшающее качество жизни — болезненное поведенческое расстройство, угрожающее самой жизни. Следует признать так же справедливым утверждение Д. И. Фельдштейна о том, что самоутверждение подростка может иметь социально-полярные основания — от подвига до правонарушения. И.С. Кон утверждает, что стремление к лидерству и престижности как поиск самоутверждения может нанести серьезный урон самосознанию, порождать честолюбие, неадекватность самооценки личностных свойств, противоречивость во взаимоотношениях с окружающими (Кон, 1987). На поведение подростка оказывают влияние и складывающаяся «система отношений» (Мясищев, I960), особенности взаимоотношений с учителями, их положение в классе, психологическая атмосфера в школе, отношение учащихся, к обучению, классу, самой школе, своим сверстникам, своему будущему, жизненным целям (Личко, 1983). На значимость для подростка принадлежности к неформальным группам, к асоциальным и антисоциальным компаниям, руководимым правонарушителями, его социально-статусного положения в микросоциальных, социометрических взаимоотношениях указывают Я.Л. Коломинский (1986) и другие авторы. По данным А.В. Мудрика и И.С. Кона, типичными чертами подростков являются стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения (Мудрик, 1976; Кон, 1987). Это становится почвой для девиантного поведения. Следует отметить, что особенности личности подростка часто оказываются противоречивыми. Например, потребность в аффилиации не исключает любви и тяготения к одиночеству; доверительность в общении с друзьями сочетается со скрытностью в общении с родителями; тенденции к самоутверждению, постоянный интерес к оценке своих качеств другими переплетается с напускным равнодушием к оценке себя взрослыми и сверстниками. 5. Социологическое направление Социологическое направление представлено: теорией аномии, тео­рией «социальных обручей», теорией структурной напряженности, чикаг­ской школой, теорией девиантной социализации, теорией стигматизации (наклеивания ярлыков или клеймения), интеракционистским подходом, культурологическим подходом, криминологическим подходом, теорией опас­ного состояния. Теория аномии. Причина девиантного поведения кроется в социаль­ной дезорганизации. Девиация происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм (Э. Дюркгейм); причина девиаций — несоответствие, а в итоге разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения, аномия возникает и силу определенных обстоятельств, порожденных социальной структурой (IV Мертон); Т. Парсонс объясняет возникновение девиантных мотиваций невыполнением ожиданий. У истоков исследования девиантного поведения находился Э. Дюркгейм, который ввел понятие аномии, а более полное определение аномии дал в классическом труде «Самоубийство» (1912). Под аномией он понимал состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, скачками, т.е. аномия в данной трактовке — социальная дезорганизация. Существенно развил и модифицировал этот термин Р.К. Мертон. С его точки зрения, аномия представляет собой результат конфликта или рассогласованности между «культурой» и «социальной структурой», нормальными, законными средствами и побуждения к поиску новых (незаконных) способов удовлетворения потребностей. Р. Мертон выделяет пять способов «аномического приспособления» как реакцию на анемическое напряжение в различных формах адаптации: конформность, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж. • Конформизм (соответствие) — единственный тип недевиантного поведения. • Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения (например, шантаж, рэкет). • Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства. • Ретритизм (отступление) наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения (например, бродяги, наркоманы). • Мятеж (бунт) — стремление заменить старые цели и средства на новые, а не только отрицание того и другого. Эти типы девиаций возникают из комбинации двух направлений (цели и средства), в то время как ролевое поведение может варьироваться. Анемическая теория не объясняет, какими должны быть условия, при которых появляется та или иная форма адаптации. Учитывая всестороннюю критику которой была подвергнута эта теория, заслуга анемической теории Мертона состоит в обосновании положения, что эмпирически установленные нормы девиантного поведения тесно связаны с положением девиантной личности в рамках социальной структуры исследуемого общества Т. Парсонс расширил типологию анемических приспособлений Мертона и сформулировал восемь типов девиантного поведения. Парсонс объясняет возникновение девиантных мотиваций невыполнением ожиданий. Поведение подростков и молодежи он рассматривает в свете понятия аномии — состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость. Этой причиной объясняется парадоксальность системы ценностей, центральное место в которой занимают ценности личного успеха и его достижения. Следование им усиливает структурную дифференциацию общества, что ведет к конфликтам и девиантному поведению. Себастьян де Гразия вводит различение «простой» и «острой» аномии. «Простая» аномия имеет место, когда «конфликт ценностей приносит беспокойство» в современном искусстве, литературе, в отчуждении, безличности и конкурентной вовлеченности человека. «Острая» возникает при полном распаде системы убеждений, вызывая психические расстройства, самоубийства и массовые движения. • Теория «социальных обручей». Чем больше люди верят в ценности, принятые обществом, чем активнее они стремятся к созидательной и социально одобряемой деятельности, тем меньше вероятность, что они совершат девиантные поступки (Т. Хирши). • Теория структурной напряженности. Она характеризует девиантное поведение как следствие разочарования личности. Если человек не зани­мает прочного положения в обществе или не может достичь поставленных целей законными способами, то рано или поздно возникает разочарова­ние, напряженность, человек начинает ощущать свою неполноценность и может использовать девиантные методы для достижения своих целей (Дж. Ритцер). • Чикагская школа. Девиации многих видов возникают в тех случаях, мн да культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, осла­бевают или становятся противоречивыми (К. Шоу, Г. Маккей). • Девиантная социализация. В западной социологии и криминоло­гии в отличие от отечественной науки для анализа процессов девиантной социализации широко используется понятие «девиантной или делинквент­ной карьеры». По мнению американского исследователя этой проблемы II. Леткеманна, девиантная карьера означает не профессию, а негативное поведение личности, для которого характерен «ряд отклонений и престу­плений, совершаемых в течение определенного времени, который можно сравнить с карьерой в законной деятельности». Г. Беккер на примере наркоманов одним из первых исследовал стадии становления девиантной карьеры, проходя которые человек превращается и постоянного потребителя марихуаны. Исследование Беккера показало, что люди, первый раз попробовавшие наркотики, часто не получают от них удовольствия. Оказалось, что новички приобщаются к «зелью» в присут­ствии более опытных наркоманов, получая от них инструкции и образцы ролевого поведения. В итоге молодой человек делает карьеру наркомана, осваивая девиантные роли «потребителя» и «покупателя» наркотиков, приобщаясь к субкультурным нормам данного статуса на основе обучения соответствующей технике потребления и восприятия эйфоризирующих эффектов. Д. Матза, анализируя процесс становления наркомана в конце 60-х гг. XX в., уточняет этапы девиантной карьеры, выделяя три основные ступени: в) влечение; б) присоединение; в) осмысление. Дж. Гринвуд и М. Лавин открыли два основных типа девиантных карьер — «интенсивной» и «прерывистой». Исследователи установили, что интенсивная карьера девианта особенно социально опасна, так как она складывается у несовершеннолетних, вовлеченных в преступные роли в раннем возрасте, и продолжается длительное время. Такие девианты тща­тельно планируют и часто совершают преступления, совершенствуя воровские навыки. Девиаты с прерывистой карьерой совершают преступления нерегулярно и менее профессионально. Я. И. Гилинский ввел в научный оборот криминологии и социологии термин «девиантология» для обозначения науки, изучающей девиант­ность и девиантное поведение. По мнению ученого, девиации присущи всем уровням и формам организации мироздания; вся жизнь человека есть не что иное, как онтологически нерасчлененный процесс жизнедеятельно­сти по удовлетворению своих потребностей. Неудовлетворенная потреб­ность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве (что достаточно сложно), но и в негативных формах активности — насилии, преступлениях или же приводит к ретритизму, «уходу» в алкоголь, наркотики, из жизни. А. И. Ковалева считает, что социализация индивида всегда имеет откло­нение. Оно определяется несоответствием социализации как объективного и субъективного процесса сложившейся в данном обществе на конкретном историческом этапе социализационной норме. Т. А. Хагуров выявил девиантогенные последствия дисфункций процес­сов социализации и социального контроля в условиях экспансии массовой потребительской культуры, а также определил возможности и ограниче­ния существующих теорий девиантного поведения в объяснении и анализе этих последствий. Теория стигматизации (наклеивания ярлыков или клеймения). Деви­ация — это не качество поступка, который совершает человек, а следствие применения другими людьми правил и санкций против «нарушителя». Здесь понятие девиации подразумевает наличие внешнего арбитра, опре­деляющего, что считать нормой, а что — отклонением от нее (Г. Беккер, И. Гоффман, Ф. Уертхем, Г. Сайк, Д. Матза). И Гоффман выделяет четыре типа стигмы.  • Первая группа — физическая стигма (хромота, слепота и другие телесные увечья) • Во вторую группу он включает людей с недостатками, связанными с волей, - это алкоголики, наркоманы, душевно больные. • Третий тип—расовая стигма (например, черные). • Поскольку теория Гоффмана рассматривает стигмацию (заклеймение) в контексте криминологии, то к его классификации можно добавить еще один ее (социальный) вид — морально-правовую стигму (преступники, проститутки и т.д.). Личность с морально-правовой стигмой можно охарактеризовать как однажды дискредитировавшую себя с нравственной и правовой стороны в глазах общественности. И. Гоффман, таким образом, дихотомически разделил людей на «нормальных», чье поведение совпадает с общественно ожидаемым, и «стигматизированных», чей внешний вид и образ жизни отклоняются от общепринятых норм той или иной социальной общности. Обобщение основных подходов теории клеймения (стигмации) позволяет сделать следующие выводы: — развитие теории клеймения ставит под сомнение уверенность, с которой старые позиции девиантологии утверждают различия между девиантностью и недевиантностыо, и исходит из того, что значимость качества поведения может оцениваться только через интерпретации, развивающиеся в процессе интеракций; — моральное качество поступка определяется тем, как его определяют и оценивают другие люди. Особое значение при оценке, интерпретации и определении поступков имеют представители органов контроля, которые используют общественные нормы и заботятся об их соблюдении; — процесс клеймения зависит не только от вида поступка и его общественной значимости, но и от социального статуса нарушителя правил и отношений, сложившихся между ним и инициаторами официальных и неофициальных социальных контрольных реакций; — основное внимание направлено на процесс перехода от первичной и вторичной девиации. Вследствие стигмационных воздействий клеймения как девиантных изменяется идентичность девиантных лиц таким образом, что девиантный способ поведения становится возможным как реакция на обвинение в этом. Личность утверждается в девиантном статусе. Чуждая ей типизация быть девиантным постепенно усваивается как собственное представление о себе; — подобные тенденции в конвенциональных статусных группах могут развиваться в определенный девиантный стиль жизни; — для анализа конституирования девиантного поведения большое значение имеет вопрос, каково участие общества в проведении специфических норм, на основе которых происходит оценка поведения, каким образом отдельные люди и группы получают достаточную власть и влияние в процессе клеймения других людей с позиций девиантности. • Интеракционистский подход. Девиантность не является внутренне присущей какому-либо социальному поведению, а представляет следствие социальной оценки (стигматизации, клеймения) определенного поведения как девиантного. Девиация обусловлена способностью влиятельных групп общества навязывать другим слоям (стратам) определенные стандарты (Ф. Танненбаум, Э. Гоффман, Э. Лемарт). • Культурологический подход. Ведущая роль принадлежит субкультуре (Дж. Миллер, Э. Сатерленд, Я. И. Гилинский, В. В. Колесов). Девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. По мнению Я. И. Гилинского, «каждое общество — девиантогенно, ибо порождает все позитивные и негативные девиации; девиантогенность богатого общества лучше, чем нищего; экономическое неравенство между странами и социа­льными стратами внутри каждой страны — один из главных девиантоген­ных факторов»6. • Конфликтологический подход. Последователи этого подхода рассма­тривают людей, склонных к девиантному поведению, не как нарушителей, а как бунтарей, выступающих против капиталистического общества. Девиация - результат противодействия нормам капиталистического общества (Д. Квинни, К. Маркс, А. Л. Маршак, О. С. Оси- иона, В. Ю. Большаков). • Криминологический подход. К факторам, способствующим девиации, относятся: • уклонение от общественно-полезной деятельности; • наличие психической аномалии; • употребления наркотических средств; • повышенная внушаемость; • низкий культурный уровень; • совершение в прошлом девиантных поступков и др. Внутренняя сущ­ность социальной девиации — характерный для индивида образ жизни, подчиняющий себе все интересы и помыслы (И. В. Севастьянова). • Теория опасного состояния. Преступление возникает на основе пред­шествующего его совершению определенного психологического состояния, предрасполагающего к вступлению в конфликт с социальными нормами (Л. Матти). Таким образом, ключевые положения основных социологических моделей объяснения девиантности сводятся к признанию норм и откло­нений социальными конструкциями, имеющими конвенциональную или репрессивную природу7. Основу такого понимания заложили Э. Дюркгейм и К. Маркс, сформулировавшие два базовых положения: 1) девиантность проявляется тогда, когда поведение индивида (группы) иступает в противоречие с ценностями и нормами сообщества (Дюркгейм); 2) любые ценности и нормы формируются под влиянием господствую­щих групп (классов), которые используют их в своих интересах (Маркс). 3) ВАЖНО. Эти идеи, как считает Т. А. Хагуров, легли в основу всех современных теорий отклоняющегося поведения в социологии. Базовый методологический принцип социологического подхода к изучению девиантности можно сформулировать так: девиантность социально определена, и никакое поведение само по себе девиантным не является, но становится таковым при отклонении от социально признанных (здесь и сейчас) стандартов. Последовательное рассмотрение перечисленных выше теоре­тических направлений убеждает в том, что все они, так или иначе, опираются на дан­ный принцип8. 6. Социально-психологический подход (Р. Харре, С. Линг). Девиант­ное поведение — результат сложного взаимодействия процессов, происхо­дящих в обществе и сознании человека. Девиантное и нормативное пове­дение — две равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Девиантное поведение становится все более рациональным. Т.Шебутани считает, что девантное поведение детерминируется тремя факторами: • поведение оценивается как девиантное теми, кто не является участ­ником той же самой эталонной группы; • девиантное поведение возникает в результате временной утраты самоконтроля, под влиянием сильного возбуждения (импульсивно); • многие формы девиантного поведения являются фиксациями, осно­ванными на защитных по своей природе значениях. Они образуют компульсивные шаблоны. По нашему мнению, социальная среда воздействует на функциониру­ющую в ней систему отношений и поведения личности, которая избира­тельно восприни-мает и перерабатывает эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а система отношений, в свою очередь, активно воздействует на среду, сознательно или бессознательно. Девиантное поведение личности регулируется ее диспозиционной системой, состоящей из различных диспозиционных образований, зави­сящих от витальных и социальных потребностей и от уровня социальной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей лично­сти в конкретной социальной ситуации9. А. Ю. Егоров изучал феномен девиантного поведения с нейропсихоло- гических позиций и считает, что это — устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающе­еся ее социальной дезадаптацией10. Е. В. Змановская считает, что внутренние биологические процессы играют определенную роль в формировании отклоняющегося поведения. Они определяют силу и характер наших реакций на любые средовые воз­действия. Девиантное поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвя­занных факторов — условий и психологических причин11. Таким образом, девиантное поведение является результатом деформации ценно-ст­ных ориентаций и ценностно-нормативных представлений, т.е. системы внутренней регуляции поведения. Поэтому, по мнению автора, девиантное поведение — это спец­ифический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демон­стра-ции личностью (социальной группой) ценностного отношения к ним12. 7. Педагогический подход. Педагогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дисциплин. Педагогический подход утверждает, что причиной роста девиантного поведения являются недостатки воспитательной работы с детьми и под­ростками (М. П. Стурова, В. И. Силенков). Понятие «отклоняющееся поведение» часто отождествляется с понятием «дезадаптация,. а его носитель — с термином «трудный ученик». Основные педагогические задачи - воспитание и обучение. Поэтому отклоняющееся поведение школьника может носить вид как школьной, так и социальной дезадаптации. В структуру школьной дезадаптации включаются неуспевае­мость; нарушение взаимоотношений со сверстниками; эмоциональ­ные нарушения; поведенческие отклонения в сочетании со школьной дезадаптацией: нарушение дисциплины, прогулы, агрессивное пове­дение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь, употребление психоактивных веществ, бродяжничество, со­вершение преступлений, зависимость от компьютерных игр, религиозных сект и др. Достаточно сложен вопрос о видах отклоняющегося поведения в раннем и дошкольном возрасте. Нередко приходится сталкиваться со следующими негативными поведенческими проявлениями, которые лучше рассматривать как вредные привычки: отказ от еды, непослу­шание, агрессивное поведение, мастурбация, гиперактивное поведе­ние и др. Признаками более масштабной — социальной — дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ (летучие растворители, алкоголь, наркоти­ки), нехимические аддикции (компьютерная и игровая зависимость, зависимость от сериалов, интернет-зависимость, пищевые аддикции), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений. 8. Медицинский подход. Некоторые виды отклоняющегося по­ведения могут переходить с крайней границы нормы в болезнь и ста­новиться предметом изучения медицины (пример, назначение нарко­тических веществ в медицинских целях приводит к злоупотреблению, т. е. психологической зависимости, перетекает в болезнь с признака­ми физической зависимости, т. е. наркоманию). Отклоняющееся поведение - междисциплинарное понятие, поэтому специалисты немедицинского профиля, занимающиеся проблемой девиаций, не должны выходить за рамки собственной компе­тенции. Однако они должны иметь представление о видах поведения, регулируемых медицинскими нормами. Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, соответствующие ме­дицинским диагностическим критериям, т. е. достигающие уровня болезни. Международная классификация болезней 10-го пересмотра в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» называет следующие поведенческие расстройства (для взрослого воз­раста): • F10—19 — психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (употребления алкоголя; опиоидов; каннабиноидов; седативных и снотворных веществ; кокаина; стимуляторов, включая кофеин; галлюциногенов; табака; летучих растворителей; сочетанного употребления или использо­вания других психоактивных веществ); • F50-59 — поведенческие синдромы, связанные с физиологиче­скими нарушениями и физическими факторами (расстройства приема пищи; расстройства сна неорганической природы; половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием; психические и поведенческие расстройства, связан­ные с послеродовым периодом; злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость, например стероидами, витаминами); • F63 — расстройства привычек и влечений (патологическая склон­ность к азартным играм; патологические поджоги — пиромания; патологическое воровство — клептомания; выдергивание волос — трихотиломания; другие расстройства привычек и влечений); • F65 — расстройства сексуального предпочтения (фетишизм; фе­тишистский трансвестизм; эксгибиционизм; вуайеризм; педофи­лия; садомазохизм; множественные расстройства сексуального предпочтения). Отметим, что в данной редакции гомосексуализм отсутствует. Указанные разделы содержат перечень конкретных диагностических критериев и признаков, в соответствии с которыми данное поведение можно отнести к болезненному расстройству. Например, рубрика «Патологическое воровство (клептомания)» в Международной клас­сификации болезней содержит следующие диагностические признаки: а) два или более случаев воровства без видимых мотивов или выгоды для индивидуума или другого лица; б) индивидуум описывает сильное влечение к воровству с чувством напряженности перед совершением поступка и облегчением после него. Международная классификация болезней (МКБ-10, 1994) также включает типологию поведенческих расстройств с началом, характер­ным для детского и подросткового возраста: F90 — гиперкинетические расстройства; F-91 — расстройства поведения (F-91.0 — расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением; F-91.1 — не- социализированное расстройство поведения; F-91.2 — социализиро­ванное расстройство поведения; F-91.3 — оппозиционно-вызывающее поведение; F-91.8 — другие; F-91.9 — расстройство поведения, неуточ- ненное); F-92 — смешанные расстройства поведения и эмоций; F94 — расстройство социального функционирования; F-95 — тикозные рас­стройства; F-98.0 — неорганический энурез; F-98.1 — неорганический энкопрез; F-98.2 — расстройство питания в младенческом возрасте; F-98.3 — поедание несъедобного; F-98.4 — стереотипные двигатель­ные расстройства; F-98.5 — заикание; F-98.6 — речь взахлеб. Данные поведенческие расстройства диагностируют при наличии нескольких характерных симптомов, которые при этом должны сохраняться не менее шести месяцев. В дополнение к основной систематизации используются и более частные классификации. Расстройства поведения в детском возрасте подразделяют на две основные подгруппы: социализированные формы антиобщественного поведения и несоциализированное агрессивное по­ведение. Дети и подростки первой группы хорошо адаптируются внутри антиобщественных групп, не проявляют признаков эмоциональных рас­стройств, совершая антисоциальные поступки в группе. Представители несоциализированного агрессивного поведения, напротив, находятся в очень плохих отношениях с ближайшим окружением — другими деть­ми и семьей; для них характерны враждебность, негативизм, дерзость и мстительность. Девиантное поведение подростков широко освещается в отечественной медицинской литературе. Оно, как правило, включает такие формы, как делинквентное (противоправное) поведение; раннее употребление алкоголя и наркотических веществ; девиации сексуального поведения; суицидальное поведение; побеги из дома и бродяжничество. При этом, разрабатывая преимущественно клинические аспекты нарушенного поведения подростков, исследователи указывают на ведущую роль его социально-психологических детерминант. Практическое задание На основе изученных концепций в предложенных примерах девиантности разных групп населения, выявить максимальное коли­чество причин девиантности. Литература 1. Васильев, В. Л. Юридическая психология / В. Л. Васильев. — СПб.: Питер, 2002. 2. Гилинский, Я. И. Девиантология /Я. И. Гилинский. — СПб.: Альфа-Пресс, 2004. 3. Гилинский,Я. И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль/Я. И. Гилинский. — СПб.: Альфа-Пресс, 2002. 4. Клейберг, Ю. А. Девиантология: схемы, таблицы, комментарии : учеб, пособие / К). А. Клейберг. - М.: Изд-во МПСУ, 2014. 5. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения : учебник и практикум для вузов / Ю. А. Клейберг. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 290 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00231-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/412637 (дата обращения: 30.08.2019) 6. Кошев, Ю. Ю. Теории девиантного поведения: учеб, пособие / Ю. Ю. Комлев. — 2-е изд., доп. — СПб., 2014. 7. Самыгин, П. С.   Профилактика девиантного поведения молодежи : учебное пособие для академического бакалавриата / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, Д. В. Кротов ; под общей редакцией П. С. Самыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 284 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-10828-6. https://urait.ru/catalog/431597 (дата обращения: 30.08.2019) 8. Шнейдер, Л. Б.  Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 219 с. - (Серия : Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-05932-8. https://urait.ru/catalog/431597 (дата обращения: 30.08.2019)
«Методологические подходы исследования сущности девиантного поведения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot