Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях

  • 👀 1040 просмотров
  • 📌 969 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях» doc
Лекция № 1 Тема: Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях. Цель: ознакомиться с главными особенностями преподавания психологии в средних учебных заведениях. План лекции: 1. Основные знания, умения, способности и личностные качества преподавателей психологии 2. Специфика подготовки преподавателей психологии для работы в средних учебных заведениях 3. Нормативно – правовое обеспечение, цели и принципы преподавания психологии в средних учебных заведениях 1.Основные знания, умения, способности и личностные качества преподавателей психологии Как известно, в течении последних лет значительным образом увеличивается интерес к определенным гуманитарным наукам. В частности, к такой как психология. Тенденции подобным типом отображаются на разнообразных сферах жизнедеятельности. В частности, заметить это можно на основании такого значительного аспекта деятельности практически большинства индивидов как образование. В тоже время, если рассматривать отношение многих студентов и школьников в отношении к такой дисциплине как психология (или же, если принимать ко вниманию вторую категорию, основы психологических знаний), то далеко не всегда они проявляют некоторую заинтересованность. Причин этому может быть достаточное количество. Но одной из наиболее распространенных среди них является отсутствие у преподавателя ряда надлежащих факторов (в частности, речь идет как о личностных качествах, так и о знаниях умениях, а также способностях). Итак, преподавателю психологии (причем, вне зависимости от того, в высшем учебном заведении какого именно типа он совершает свою деятельность), крайне желательно обладать следующими знаниями, способностями, а также умениями, наиболее значимым среди которых являются: - Быть разносторонне образованным, эрудированным в различных областях психологических знаний, а также в других науках. - Хорошо знать преподаваемый предмет. - Уметь самостоятельно подбирать учебный материал. -Определять оптимальные средства и эффективные методы обучения. -Уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами. - Уметь создать мотивацию студентов для усвоения учебного материала. - Обладать требовательностью к знаниям и умениям студентов. - Обладать коммуникативными и организаторскими способностями и педагогическим тактом. -Владеть логикой и иметь хороший словарный запас. - Владеть выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями. -Обладать наблюдательностью и умением понять студента. -Быть способным к рефлексии собственной преподавательской деятельности. Если акцентировать внимание на том, какие именно умения должны быть в наибольшей степени выраженными у преподавателей ведущих свою профессиональную деятельность в средних учебных, то для них основными являются умения методического типа. Преподаватели подобной категории рассматриваются, в первоочередном порядке, как педагоги. Специфические моменты проявляются в том, что процесс преподавания психологии в школах может совершаться как непосредственно самими психологами, так и теми преподавателями, которые относятся к так называемой смежной категории. И в данном случае возникает потребность в акцентировании чрезмерного внимания не только на хорошем знании соответствующей дисциплины, но и в умении как можно более доступным образом донести ее главную сущность до сведения учащихся. Специалисту, которые занимаются преподаванием психологии, должны быть свойственны такие личностные качества: - относительно высокий уровень интеллектуальных способностей - для объяснения определенного материала, преподаватель, в первоочередном порядке, должен сам хорошо быть осведомленным в его особенностях и готовым давать как можно более исчерпывающие ответы на самые разные, порой даже неожиданные вопросы; - артистизм и ораторское искусство - от преподавателей, причем, вне зависимости от того, какую именно дисциплину он читает, большинство учеников ждет чего - то совершенно «неособенного и интересного одновременно»; - педагогическая установка – в данном качестве рассматривается готовность преподавателя определенным образом реагировать на однотипные педагогические ситуации; - доброта и уважение по отношению к студентам - в данном случае самым главным является умение, так сказать, «держать баланс». Безусловно, гораздо большим уважением пользуется тот преподаватель (что, в свою очередь, определенным образом переносится и на изучаемую дисциплину), который может в некоторых ситуациях «войти в положение». Правда, совершенно ни в коем случае не стоит доводить подобную ситуацию до абсурдного состояния. - отношение преподавателя к критическим замечаниям, исходящих со стороны учеников. Безусловно, речь идет только о так называемых конструктивных, а колких или же чрезмерно едких высказываниях. Настоящий педагог, а тем более, преподающий психологию, обязательно прислушается к данному мнению. Причем, важно обратить внимание на то, что именно ученики чаще всего лучше остальных осведомлены о некоторых инновациях, что позволит расти в еще большей степени. Каждое из вышеперечисленных личностных качеств, в той или иной степени является характерным для большинства людей. Чтобы реализовать свою профессиональную деятельность на достаточно высоком уровне, необходимо иметь представление о том, чего именно не хватает, какие качества необходимо развивать. 2. Специфика подготовки преподавателей психологии для работы в средних учебных заведениях В 90-х гг. в России значительно возросло количество факультативных кур­сов по психологии в школах. Однако статистических данных, характеризующих этот процесс, к сожалению, не существует. Нет и единых требований к разработке программ обучения психологии в средней школе. В результате каждый учитель ведет предмет в силу собственных представлений, ориентируясь на собственные пристрастия и интересы школьников. Поскольку практическая психология вызывает особенно большой интерес учащихся, то именно эта тематика обычно являет­ся преобладающей. Это, по всей видимости, является следствием практической ориентированности школь­ного психологического образования, в силу чего многие вопросы психологии на наглядном и практическом материале в доступной форме могут изучаться как подростками, так и младшими школьниками. Разрабатываются программы, в рам­ках которых психология преподается на разных ступенях общего образования. На сегодняшний день в большинстве школ Российской Федерации существует и к тому же активно применяется два наиболее распространенных варианта преподавания психологии: - личностно - ориентированные программы; - предметно ориентированные программы. Существенными особенностями лично – ориентированных программ является организация занятий таким образом, чтобы они в первую очередь, способствовали развитию личности. Сама же задача, связанная с обучением теоретическим психологическим знаниям в данном случае хоть и подразумевается, но не ставится как одна и конкретная. Вместе с этим основная задача данной программы заключается в формировании практических психологических навыков и в как можно более эффективном развитии личностных особенностей. Если говорить о программах предметно – ориентированного типа, то для них характерным является то, что знания и умения, которые усваиваются, допускают поурочное планирование и предполагают изучение определенного учебного мате­риала (знаний и умений) на каждом уроке. Основные методы обучения: рассказ, обсуждение, практические упражнения. Усвоение знаний и умений, перечислен­ных в программе, может быть оценено и оценивается. Развивающий аспект таких уроков поощряется, как и при изучении других школьных предметов. Уроки психологии, базирующиеся как раз на предметно – ориентированном типе, характеризируются тем, что они могут быть как обязательными, так и факультативными. В случае же с уроками личностно - ориентированного типа наблюдается несколько иная ситуация. Чаще всего они рассматриваются как мероприятия внеклассного характера. Их обычно ставят не в обыкновенной сетке расписания, а отдельно и участие в них носит исключительно добровольный характер.  Формы добровольного участия могут быть разными. В одних случаях предполагается полная свобода: можно приходить (или не приходить) на любое занятие. В других — добровольным является включение в группу, но в этом случае посещение занятий этой группы в течение определенного времени являет­ся обязательным (как и во многих психологических тренингах). 3. Нормативно – правовое обеспечение, цели и принципы преподавания психологии в средних учебных заведениях Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (Закон РФ «Об образовании», 2000). К общеобразовательным относятся следующие программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. Учебный и воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях регламентируется Законом Российской Федерации «Об образовании». Кроме того, процесс преподавания психологии является совершенно невозможным без применения такого значимого документа как учебный план, в котором важную роль играет указание следующих аспектов: - перечень учебных тем, которые должны быть изученными в рамках данной дисциплины; - распределение и последовательность их изучения; - трудоемкость изучения; - формы учебных занятий (например, лекции, разнообразные экскурсии, практические занятия); - наиболее оптимальные виды оценивания. На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что преподавание психологии в средних учебных заведениях является направленным на достижение следующих целей: - обучение теоретическим психологическим знаниям; - обучение определенным практическим навыкам; - формирование понятия об особенностях проведения исследований (для того, чтобы заинтересовать учеников в как можно большей степени, допустимо демонстрировать им определенные фильмы или же рассказывать о наиболее значимых экспериментах, проводившихся когда – либо); - формирование психологической культуры. Главным в изучении психологии в средних учебных заведениях является первоначальное знакомство с элементарными психологи­ческими понятиями и закономерностями в целях их использования для целена­правленного интеллектуального и личностного развития. К исключительно основным целям в данном случае можно причислить: - первоначальное знакомство, с миром психических явлений для формирования мировоззрения учащихся; -знакомство с психологией как средством познания других людей; -знакомство с познавательными процессами в целях познания и развития себя как субъекта познавательной деятельности; -знакомство с эмоциональными, волевыми явлениями и индивидуальными осо­бенностями личности человека в целях понимания других людей, самопознания и саморазвития; -знакомство с психологией общения, методами речевого и неречевого общения; -профессиональная ориентация. Психологические знания выступают как средства психологического сопровождения умственного, эмоционального, коммуникативного и личностного развития. Главными особенностями изучения психологии в средних образовательных заведениях, является специфический характер, применяемых в подобном случае методов. Кроме того, на основании этого, те конструктивные задачи, которые активно применяются в подобном случае принято классифицировать, для гораздо большего понимания педагогами, следующим образом (на основании варианта, предложенного В. Я. Ляудисом: 1)первую группу составляют задачи, требующие воспроизведения знаний; 2) вторую — задачи, требующие простых мыслительных действий (описание и систематизация фактов); 3) третью — задачи на сложные мыслительные операции (аргументация, объяс­нение); 4) четвертую — задачи, предполагающие порождение определенных речевых вы­сказываний для выражения продуктивного мыслительного акта (реферат, со­чинение, оригинальный научный текст)) 5) пятую — задачи на продуктивное мышление (решение проблем). Внутри каж­дой группы выделены подгруппы задач; 6) шестую — рефлексивные задачи. В.Я.Ляудис предложила расширить некоторые группы задач применительно к преподаванию психологии, в частности 4-ю и 5-ю группы. Задачи 4-й группы интересны тем, что в них объединяются репродуктивные и про­дуктивные формы мыслительной деятельности. Так, они могут иметь форму повествования, форму проекции логических взаимосвязей, могут создаваться с использованием метафор и других приемов ху­дожественного мышления. Объяснения могут строиться с использованием аппа­рата понятийного логического мышления (интерпретация символов, использова­ние символических аналогов — притча, миф, художественный образ). Пятая группа задач была дополнена новыми подгруппами, связанными со спе­цификой психологии как учебного предмета. В. Я. Ляудис дополнила таксономию Толлингеровой еще одной группой — рефлексивные задачи. Эти задачи обеспечивают переход к метапознавательной дея­тельности, т. е. к осознанному использованию собственных приемов построения эв­ристик, алгоритмов, способов анализа открытых задач Особен­ность 6-й группы задач состоит в том, что для их решения необходимо создать осо­бую ситуацию учебного взаимодействия. Такая ситуация характеризуется тем, что учащиеся ставятся перед необходимостью осознания и выделения собственных спо­собов когнитивных действий и сознательной разработки когнитивных стратегий ре­шения всех типов проблем. От установки предметного знания учащиеся переходят к установке на выявление способов собственной мыслительной деятельности. Перечисленные задачи решаются с помощью различных методов обучения. Наибольшее распространение в случае с психологией получили: - словесные методы обучения; - практические. Словесные методы обучения заключаются в совершении разнообразных мероприятий, направленных на рассказы, дискуссии и т. Д. Обоснованно считается, что это один из наиболее распространенных вариантов, применяемых как раз в психологии. Практические методы предполагают практическую деятельность учащихся (сту­дентов), направленную на усвоение знаний, умений и навыков. К этой группе от­носятся такие методы, при использовании которых учащиеся не только слушают: (как при словесных методах), смотрят (как при наглядных методах), но также вы­полняют определенные познавательные действия, направленные на решение учеб­ных задач. В преподавании психологии к ним относятся: 1) лабораторные работы, моделирующие психологические эксперименты; 2) выполнение психодиагностических заданий, в частности психологических тестов: 3) решение психологических задач; 4) упражнения; 5) групповая дискуссия; 6) дидактические и деловые игры, имитирующие изучаемые процессы. Эти методы используются по-разному в зависимости от того, какие учебные цели они преследуют. На самостоятельное изучение выносятся следующие вопросы: 1. Европейский опыт преподавания психологии в средних учебных заведениях; 2. Составить таблицу «Преимущества и недостатки преподавания психологии в средних учебных заведениях» Литература: 1.Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. Спб.: Питер, 2007. 2.Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1996. 3.Методические указания к изучению психологических дисциплин/ под ред. Гонезо М.В. – М., 1991. 4.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.
«Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot