Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методика экономического анализа

  • 👀 5002 просмотра
  • 📌 4972 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Методика экономического анализа
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методика экономического анализа» docx
Лекция Методика экономического анализа Сущность, предмет и метод экономического анализа Под экономическим анализом в широком смысле слова принято понимать действия управленческого персонала предприятия, направленные на изучение динамики основных ТЭП, характеризующих деятельность предприятия по всем направлениям его работы, определение причин нежелательного изменения показателей и выявление количественного влияния этих причин на результаты работы предприятия и его финансовое состояние. Экономический анализ, в зависимости от степени доступа к информационной системе предприятия, разделяют на два вида: 1) Управленческий анализ. 2) Финансовый анализ. Управленческий анализ направлен на всестороннее исследование основной (производственной, коммерческой и иной) деятельности предприятия, начиная с формирования ресурсов предприятия, эффективности их использования в процессе производства и формирования себестоимости выпускаемой продукции, а также ассортиментной политики предприятия и его финансовых результатов. Финансовый анализ направлен на изучение финансовых результатов и финансового состояния предприятия, а также на определение причин неудовлетворительного финансового состояния и возможностей его стабилизации. Таким образом, под финансовым анализом необходимо понимать способ подхода к изучению финансового состояния предприятия и финансовых результатов, которые складываются под воздействием результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности и характеризуются системой ТЭП и финансовых показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, приведенных в системе экономической информации предприятия. Финансовый анализ тесно связан с управленческим анализом. В практической деятельности предприятия их связь является неразрывной, и только внешние пользователи экономической информации осуществляют финансовый анализ без детального изучения внутренних условий работы предприятия, только с использованием данных финансовой отчетности (рис. 1). Кроме того, в практике аналитической работы различают два основных понятия: 1. Финансовый анализ. 2. Анализ финансового состояния. Финансовый анализ (как показано на рис. 1)–более широкое понятие, так как оно включает анализ финансового состояния и анализ эффективности использования ресурсов предприятия, себестоимости его продукции, ассортиментной политики, а также анализ других направлений деятельности предприятия. Анализ финансового состояния – это комплексное понятие, которое характеризуется системой финансовых показателей, оценивающих его платежеспособность, финансовую устойчивость, деловую активность, финансовые результаты и рентабельность работы организации, а также ее инвестиционную активность. Рис. 1. Взаимосвязь финансового и управленческого анализа Субъекты анализа: - на предприятиях ответственными за проведение экономического и финансового анализа являются финансовый директор и директор по экономике. Отдельными направлениями анализа занимаются специалисты предприятия; - на уровне государства аналитическую работу выполняют консалтинговые фирмы на основе договоров с предприятиями на коммерческой основе. Под предметом экономического анализа необходимо понимать динамику экономических показателей и причины их изменения, влияние изменения экономических показателей друг на друга и на финансовое состояние предприятия в целом. Методами экономического анализа являются способы подхода к изучению изменения финансовых показателей и взаимосвязей между ними. К ним относят: 1. Метод коэффициентов. 2. Метод экспресс-анализа. 3. Метод горизонтального анализа. 4. Метод вертикального анализа. 5. Трендовый метод. 6. Метод разниц абсолютных и относительных величин. 7. Метод цепных подстановок. 8. Балансовый метод. 9. Метод относительных разниц. 10. Индексный метод. 1–5–это методы традиционного анализа, 6–10–методы факторного анализа. Кроме того, в финансовом анализе очень распространено применение различных методик. Под методикой необходимо понимать способ наиболее рационального выполнения какой-либо работы путем сочетания и использования различных методов. Кроме того, экономический и финансовый анализ в зависимости от методов, применяемых в расчетах, разделяют на: – традиционный; – факторный. Традиционный анализ осуществляется с целью изучения динамики и структуры ТЭП и финансовых показателей с использованием методов традиционного анализа. Факторный анализ осуществляется с целью изучения причин изменения ТЭП и финансовых показателей с использованием методов факторного анализа. Объектом экономического и финансового анализа является финансово-хозяйственная деятельность предприятий и организаций. Методы и методики экономического анализа Наиболее часто при проведении финансового анализа используют следующие методы: 1. Горизонтальный анализ. 2. Вертикальный анализ. 3. Метод коэффициентов. 4. Трендовый метод. 5. Метод разниц абсолютных и относительных величин. 6. Метод цепных подстановок. 7. Балансовый метод. 8. Метод относительных разниц. 9. Индексный метод. Горизонтальный анализ Первые четыре метода относятся к группе методов традиционного анализа, т. е. всегда используются при осуществлении экономических и аналитических расчетов. Последние четыре метода являются методами факторного анализа и используются в аналитических расчетах для выявления количественного влияния отдельных факторов (причин) на изменение того или иного показателя. Кроме того, при проведении финансового анализа используют методы математического моделирования и программирования, методы научного прогнозирования, методы коллективного творчества, графические методы, а также вспомогательные приемы, при помощи которых осуществляется подготовка технико-экономических и финансовых показателей к обработке теми или иными методами. 1. Горизонтальный анализ (метод аналитических сравнений) Аналитические сравнения – это один из основных методов выявления и оценки изменений технико-экономических показателей (ТЭП) в динамике. При проведении экономического и финансового анализа используются следующие виды сравнений: 1. Сравнение с планом или нормативом. Такое сравнение обеспечивает контроль за выполнением плановых заданий или за соблюдением нормативов. 2. Сравнение со средними или лучшими показателями по отрасли или между предприятиями. Такое сравнение позволяет установить рейтинг предприятия, его место в системе предприятий отрасли, а также положение по отношению к средним данным по отрасли. 3. Сравнение фактических показателей за несколько лет работы предприятия. Такое сравнение в настоящее время выделено в самостоятельный метод, т. к. оно позволяет определить тенденции в изменении показателей, а следовательно, и в деятельности предприятия. Его назвали трендовым методом. Отдельно в данной работе он не рассматривается. 4. Сравнение показателей за два последних года работы предприятия. Такое сравнение позволяет оценить уровень ТЭП и финансовых показателей по отношению к прошлому периоду и заметить положительные или отрицательные направления в их изменении. Используя этот вид сравнения, мы еще не можем установить тенденции изменения показателей, но можем их предвидеть и принимать соответствующие меры по предотвращению развития негативных тенденций. Последовательность использования метода горизонтального анализа Допустим, мы имеем два однородных показателя, которые различаются между собой только периодом времени их расчета: У0 – показатели базисного (предыдущего) периода; У1 – показатели отчетного (фактического) периода. Применение метода горизонтального анализа заключается в нахождении разницы между этими показателями. Для её определения необходимо из значения показателя отчетного периода вычесть показатель базисного периода. Такое изменение в анализе называют абсолютным изменением показателя: Уабс = У1– Уо. По арифметическому знаку и значению абсолютного отклонения после осуществления расчетов необходимо дать оценку полученным изменениям с точки зрения экономической эффективности, т. е. обосновать выводы по результатам анализа. Параллельно с абсолютным отклонением и на его основе рассчитывается относительное изменение показателя в процентах. Это изменение характеризует темп прироста фактического показателя по отношению к базисному: Уотн = или Уотн = . При обосновании выводов абсолютные изменения необходимо дополнять относительными. Используя метод горизонтального анализа, необходимо помнить, что сравнивать можно только сопоставимые показатели. В период инфляции показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность, могут быть несопоставимыми между собой из-за влияния внешнего фактора изменения цен, т. е. прирост цен, а, следовательно, и стоимостных ТЭП и финансовых показателей не зависит от более эффективного управления организацией или от лучшей работы её персонала. Поэтому полученный прирост по тому или иному показателю не обосновывают более эффективной работой предприятия, а связывают с изменением цен из-за инфляции. Основной целью экономического и финансового анализа является выявление и обоснование заслуги коллектива в изменении показателей, а не темпов инфляции в стране. Поэтому одним из основных условий оценки изменений показателей является их сопоставимость. Для того чтобы привести показатели в сопоставимый вид, необходимо избавиться от инфляционной надбавки к цене. Это можно сделать несколькими способами с помощью приема пересчета экономических показателей: I. Корректировка показателей при помощи индекса объема Jq= ; У соп = При этом мы пересчитываем фактически произведенный объем выпуска (в натуральных измерителях) в цены базисного года, а, следовательно, теряем ту надбавку к цене, которую заработали дополнительными усилиями коллектива предприятия. Это: 1. Надбавка за работу над качеством продукции; 2. Надбавка, полученная в связи с улучшением ассортиментной политики предприятия. Для того чтобы не потерять свои заслуги при приведении показателей в сопоставимый вид, необходимо к цене базисного периода прибавить суммы этих двух надбавок. Полученную новую цену назовем сопоставимой ценой (Рсоп). Рсоп = Р0 + ВКК + Аc.c.×Рсоп = Р1, где ВКК – сумма надбавок, полученная за продукцию высшей категории качества; Ас.с. – сумма надбавок за совершенствование ассортиментной политики предприятия; Р1 – инфляционная надбавка. Тогда индекс объема преобразуем в индекс (коэффициент) сопоставимости: Таким образом, показатель, приведенный в сопоставимый вид, будет отличаться от базисного на величину стоимости продукции, произведенной больше, чем в предыдущем периоде, на сумму надбавки за качество и на сумму, полученную в связи с совершенствованием структуры ассортимента организации и её ассортиментной политики. II. Пересчет показателей в цены одного года Такой пересчет осуществляется, как правило, в цены базисного года: У1 =  q0 × р0;У1 =  q1 × р1; Рсоп = р0+ ВКК + Аc. c.;Усоп =  q1 ×рсоп При применении этого способа фактически выпущенный объем продукции по наименованиям изделий умножают на сопоставимую цену, т. е. на цену без инфляционной надбавки. III. Пересчет фактических и базисных показателей, рассчитанных в натуральном выражении (q), в цены года, наиболее благоприятного для деятельности предприятия У0 =  q0 · р0; У1 =  q1 · р1 ; Усоп =  q0 · р2000 г;Усоп =  q1 · р2000 1. Для приведения показателей в сопоставимый вид можно использовать, также следующую формулу коэффициента сопоставимости: Ксоп. = ВРсоп. / ВР0;ВРcoп=ВР1 × Кобесц. денег; Кобесц. = 1 / Jцен где Jp – индекс цен (инфляции). Пересчитанные (сопоставимые) показатели являются базой для сравнения их с фактическими данными при оценке финансово-хозяйственных достижений предприятия. В заключение необходимо порекомендовать применять метод горизонтального анализа с использованием типовых аналитических таблиц. Наиболее распространенные формы таблиц горизонтального анализа представлены в виде табл. 1, 2, 3. Таблица 1 Анализ динамики показателей предприятия Показатель Предыдущий период Отчетный период Изменение абсолютное, тыс. р. относительное, % Выручка от реализации Прибыль от продаж И т. д. Таблица 2 Выполнение плана и динамика показателей предприятия Показатель Предыдущий период Отчетный период Изменение, % План Факт к плану к предыдущему периоду Выручка от реализации Прибыль от продаж И т. д. Таблица 3 Динамика показателей предприятия за ряд лет Показатель Год n Год n +1 Изменение тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. % Выручка от реализации Прибыль от продаж И т. д. После расчетов в таблицах дается описание полученных результатов. Чтобы грамотно и корректно написать выводы, рекомендуем использовать следующую последовательность их написания. 1. Подробное описание сложившейся ситуации по итогам расчетов в таблице. 2. Определение причин изменения показателей и выявление резервов. 3. Определение возможностей мобилизации выявленных резервов. 4. Разработка мероприятий по мобилизации выявленных резервов. Вертикальный анализ Так как применение горизонтального анализа в период инфляции затруднено несопоставимостью показателей, а процесс приведения их в сопоставимый вид является очень трудоемким, следует данные, полученные этим методом, дополнять, а иногда и заменять расчетами по структурным изменениям показателей. Вертикальный (или структурный) анализ – это представление отчета в виде относительных величин, что возможно, когда зависимость между показателями и их составными элементами (частными показателями) выражена суммированием. Вертикальный анализ позволяет видеть удельный вес каждого частного показателя в сложном итоговом показателе. При помощи вертикального анализа можно характеризовать структуру сложного показателя в различные периоды времени, а также прогнозировать её изменение. Вертикальный анализ предполагает нахождение доли (удельного веса) частного показателя в сложном показателе. Последовательность применения вертикального анализа Допустим, мы имеем сложный обобщающий показатель У, который состоит из нескольких частных: У0 = а0 + в0 + с0 + d0; У1=а1 + в1 + с1 + d1. 1. Определяем долю каждого частного показателя (а, в, с, d) в сложном показателе (У): da0 = ; dв 0 = и т. д. dа1 = ; dв1 = и т. д. 2. Затем сравниваем эти доли (или удельные веса) между собой и находим их изменения: a = dа1 – da0;в = dв1 – dв0 и т. д. по всем остальным показателям. При обосновании выводов особое внимание обращают на структуру показателей в базисном и отчетном периодах и её изменение, которое характеризуется изменением её составных элементов. Таким образом, обоснование выводов строится на основе относительных величин, которыми являются удельные веса частных показателей. Относительные величины не подвержены инфляции, т. к. рассчитываются на основе абсолютных показателей за один и тот же период времени. Эти величины складываются по одному уровню цен на товары или продукцию. Это преимущество вертикального анализа привело к широкому его применению в аналитических расчетах в период инфляции. Вертикальный анализ так же, как и горизонтальный рекомендуется применять в графическом изображении, т. е. все расчеты проводить в таблицах 4, 5. В табл. 6 представлен совместный горизонтальный и вертикальный анализ. Таблица 4 Анализ структуры (название показателей) за …. годы Показатель Базисный период Фактический период Изменение тыс. р. уд.вес, % тыс. р. уд.вес, % абсолютное удельного веса, % Итоговый показатель В том числе: 100 100 – – Таблица 5 Структура (название показателя) Показатель За предшествующий период, тыс. р. За отчетный период, тыс. р. Удельный вес, % Изменение Предшествующий период Отчетный период абсолютное удельного веса, % Итоговый показатель В том числе: 100 100 – – Таблица 6 Анализ структуры и динамики (название показателя) Показатель Базисный период Отчетный период Изменение тыс. р. уд.вес, % тыс. р. уд.вес, % тыс. р. уд.веса, % относи-тельное 1. Итоговый показатель В том числе: Метод цепных подстановок МЦП – это один из наиболее универсальных методов факторного анализа. Он используется для определения количественного влияния факторов на изменение анализируемого показателя в различных факторных моделях. В использовании МЦП можно анализировать следующие факторные модели: 1. Аддитивные факторные модели. В таких моделях зависимость между показателем и факторами выражена знаком суммирования. Количество факторов не ограничено. У = = х1 + х2+ х3 +… + хn. Примером такой факторной модели может служить показатель себестоимости в его взаимосвязи с элементами или статьями затрат, а также с себестоимостью отдельных видов изделий: Zпол= МЗ + ЗП + С. С. + А + Пр, где Zпол – полная себестоимость продукции; МЗ – материальные затраты; ЗП – заработная плата; С.С. – отчисления на социальное страхование; А – амортизация основных средств; Пр – прочие затраты. Другой пример – показатель объема производства товарной продукции в его взаимосвязи с объемами выпуска по отдельным видам изделий или объемами выпуска продукции по отдельным подразделениям предприятия: ТП = ТПа + ТПв + ТПс + … + ТПn; ТП = ТП цех 1 + ТП цех 2 + … + ТП цех n. 2. Мультипликативные факторные модели. В таких моделях зависимость между анализируемыми показателями и факторами выражена знаком произведения, количество факторов не ограничено: У = = х1 · х2 · х3 ·…. · хn. Примером таких факторных моделей может служить показатель зависимости объема производства товарной продукции от трудовых факторов. ТП = Ч · Пр.п · П р.д · в час, где Ч – численность персонала; Пр.п – продолжительность рабочего периода, дн.; П р.д – продолжительность рабочего периода, ч.; В – часовая выработка продукции одним рабочим, р. Зависимость выработки одного работника от трудовых факторов: В = Пр.п · П р.д · в; Ф0 = d акт · Ф0акт.ч=·; ТП = d ОФакт.ч.· Фоакт.ч·. 3. Кратные факторные модели. В таких моделях зависимость между анализируемыми показателями и факторами выражена знаком деления. У = ; У = ; У =  хi /  хj. Примером таких моделей могут служить: показатель затрат на один рубль товарной или реализованной продукции: Z1р = ; все показатели рентабельности: Рпр = и др; все показатели оборачиваемости: Коб(ТА)=; Одн (ТА) = = ; Показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности и т. д. 4. Смешанные факторные модели. Зависимость между анализируемым показателем и факторами может быть выражена различными знаками одновременно. Существует два способа расчетов МЦП 1. Расчеты табличным способом. 2. Расчеты в строчку. МЦП заключается в последовательной замене базисных показателей фактическими, начиная с основного фактора и постепенно продвигаясь к заключительному фактору. При этом к основным факторам относят количественные факторы. Если их несколько, то на первое место необходимо поставить самый значимый из них, остальные расставлять в порядке убывания факторов по тем же правилам. Расстановка факторов осуществляется учеными, поэтому при использовании уже готовых факторных моделей не рекомендуется менять в них факторы местами, так как каждый из них уже стоит на своем месте. Последовательность применения МЦП 1. Табличный способ. Допустим, мы имеем следующие факторные модели: 1. У0 = а0 · в0 · с0 · d0 2. У1 = а1 · в1· с1 · d1 У = У1 - У0. На изменение показателя У оказывают влияние (по нашей модели) четыре фактора (причины) а, в, с, d. 2. Необходимо определить количественное влияние этих факторов и выявить те, которые оказывают отрицательное влияние на показатель, т. е. выявить резервы ( табл. 7). 3. Таблица 7 Анализ причин изменения (название показателя) Изменение Фактора Фактор Промежуточный показатель Влияние факторов а в с d 1 2 3 4 5 6 7 Базисный уровень а0 в0 с0 d0 – Изменяем фактор а0 на а1 а1 в0 с0 d0 Изменяем фактор в0 на в1 а1 в1 с0 d0 Изменение фактора с0 на с1 а1 в1 с1 d0 Заменяем факторы d0 на d1 а1 в1 с1 d1 В графе 7 осуществляется расчет влияния отдельных факторов на изменение показателя на основе данных графы 6. При расчете графы 6 осуществляется последовательная замена базисных факторов на фактические в зависимости от их места в факторной модели. Принцип построения таблицы: Количество столбцов = 1 + количество факторов + 2 4. Способ расчетов в строчку. Определяем изменение показателя: ΔУ = У1 – У0. Определяем влияние факторов на ΔУ: а) ΔУа = (а1 – а0) · в0 · с0 · d0; б) ΔУв = а1· (в1 – в0) · с0 · d0; в) ΔУс = а1· в1·Δс · d0; г) ΔУd= а1· в1· с1· Δd. Проверка: ΔУ = ΔУа + ΔУв + ΔУс + ΔУd. Если влияние какого-либо фактора на изменение показателя оказалось отрицательным (–), то такие факторы являются резервами улучшения показателя в будущем периоде. Далее необходимо разработать мероприятия по мобилизации выявленных резервов. Метод разниц абсолютных и относительных величин Метод разниц абсолютных и относительных величин (в дальнейшем метод разниц) – это метод факторного анализа, при помощи которого определяют количественное влияние отдельных факторов (причин) на изменение обобщающего показателя в факторных моделях типа У = а · в. Особенностями и ограничениями применения этого метода на практике служат следующие: 1. Метод разниц применяется лишь в тех случаях, когда на изменение показателя оказывают влияние два и более факторов. 2. Кроме того, один из этих факторов обязательно должен быть качественным (выражен коэффициентом), а другой количественным (дан в стоимостном или натуральном выражении). Исключением из этого правила является цена за единицу изделия (Р), которая всегда выражена в стоимостном измерении, но является качественной величиной. 3. Методом разниц можно проанализировать только те факторные модели, в которых взаимосвязь между анализируемым показателем и факторами выражена знаком произведения. При использовании метода разниц берется изменение одного фактора при неизменном другом, т. е. один из факторов остается неизменным, тогда встает вопрос, а на уровне какого периода он не изменяется – отчетного или базисного. Эта ситуация регламентируется определенными правилами: Правило первое Влияние изменения количественного фактора при использовании метода разниц оценивают по базисной величине качественного фактора. Правило второе Влияние изменения качественного фактора оценивают по фактической величине количественного фактора. При этом под количественными показателями понимают факторные показатели, характеризующие объем чего-либо, в т. ч. и в стоимостном выражении. Это: 1. Объем произведенной продукции. 2. Выручка от реализации продукции. 3. Численность персонала. 4. Стоимость производственных и иных ресурсов. 5. Себестоимость произведенной (реализованной) продукции. 6. Величина фонда оплаты труда и т. д. Под качественными показателями понимают такие показатели, которые характеризуют качество произведенной работы или использование ресурсов, т. е. показатели, характеризующие вклад работы персонала предприятия в достижение каких-либо успехов. Это, как правило, коэффициенты. Среди них выделяются: 1. Коэффициенты оборачиваемости. 2. Выработка продукции на одного рабочего. 3. Коэффициенты отдачи фондов. 4. Коэффициенты рентабельности. 5. Финансовые коэффициенты. 6. Заработная плата одного работника и др. Последовательность применения метода разниц Предположим, что мы имеем следующие факторные модели: У0 = а0 · в0, У1 = а1 · в1 , где а – качественный фактор; в – количественный фактор. 1. Находим абсолютное изменение показателя У: У = У1 – У0. 2. Затем определяем влияние каждого из факторов на это изменение а) Определяем влияние качественного фактора (а) при неизменном количественном факторе (в): Уа = (а1 – а0) · в1 = а · в1. б) Определяем влияние количественного фактора (в), для этого берем его изменение при неизменном качественном факторе (а): Ув = (в1 – в0) · а0 = в · а0. 3. Делаем проверку: У = Уа + Ув. Если обе части уравнения равны между собой, расчеты были сделаны верно. Примеры факторных моделей, которые можно анализировать методом разниц абсолютных и относительных величин: 1. ТП (ВР) = Ч · В; 2. ТП (ВР) = МЗ · М0; 3. ТП (ВР) = ОФ · Ф0; 4. ВР = ТА · Коб(ТА); 5. П = ВР · Р продаж, где В – выработка продукции на одного рабочего; МЗ – стоимость материальных ресурсов; Ч – численность персонала; ОФ – стоимость основных фондов; Ф0 – фондоотдача основных фондов; ТА – стоимость оборотных активов; Коб(ТА) – коэффициент оборачиваемости оборотных активов; П – прибыль от реализации (продаж); ВР – выручка от реализации продукции; Р продаж – рентабельность продаж. Метод относительных разниц Этот метод применяется для измерения количественного влияния факторов на изменение (Δ) показателя в мультипликативных факторных моделях: У = а · в · с. Последовательность применения метода относительных разниц: 1. Рассчитываются относительные отклонения по каждому фактору: ; 2. Рассчитывается изменение показателя за счет каждого из факторов: (если в % Δ а) (если Δа в коэффициенте); ; . Таким образом, для расчета влияния первого фактора необходимо базисную величину показателя умножить на относительное изменение первого фактора в коэффициенте. Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к базисной величине показателя прибавить его изменение за счет первого фактора, затем полученную сумму умножить на относительное изменение второго фактора в коэффициенте. Влияние третьего, четвертого и последующих факторов определяется аналогично. Балансовый метод При помощи балансового метода можно проводить факторный анализ некоторых моделей и определять количественное влияние отдельных факторов на изменение анализируемого показателя. Основным требованием к факторным моделям, а также особенностью балансового метода является то, что он применим только к тем моделям, которые выражены балансовой зависимостью двух сторон, т. е. их равенством. Балансовый метод на практике применяют для анализа показателей, характеризующих использование: трудовых ресурсов – фонда рабочего времени, который измеряется в чел./ч или чел./дн; товарных (материальных) ресурсов – запасов сырья, материалов, готовой продукции, товаров и др.; финансовых ресурсов – стоимости имущества предприятия (организации) и источников его формирования. Источниками информации для анализа показателей балансовым методом служат: баланс рабочего времени; финансовый (бухгалтерский) баланс; баланс металлов (или другого сырья); баланс полуфабрикатов; баланс готовой продукции; баланс товарной продукции; баланс товаров. Кроме того, используются другие таблицы-балансы, которые формируются в процессе оперативной работы предприятия. Балансовый метод применяется тогда, когда имеет место строго функциональная (балансовая) зависимость между показателем и факторами. Для того чтобы правильно применять балансовый метод, необходимо знать формулы этих зависимостей, т. е. балансовые модели. На основе балансовых моделей определяются показатели, факторы и зависимость между ними. Приведем примеры наиболее распространенных на практике балансовых моделей. Баланс товаров Отн.п + Т = То + Впр + Тотг + Отк.п, где Отн.пи Отк.п– остатки товаров на складе на начало и на конец анализируемого периода, тыс. р.; Т – поступление товаров от поставщиков по всем направлениям, тыс. р.; То – товарооборот за период, тыс. р.; Впр – прочее выбытие товаров по различным причинам (порча, списание, хищение, потери во время перевозок и т. д.); Тотг – товары отгруженные, но не оплаченные покупателями (при учете реализации по оплате), тыс. р. Баланс товарной продукции ТПн.п+ ТПпр = ВР + Впр + ТПотг + ТПк.п, где ТПн.пи ТПк.п– остатки товарной продукции на складе, не реализованной за период на начало и конец года (месяц, день и т. п.), тыс. р.; ТПпр – товарная продукция, произведенная за анализируемый период и сданная на склад, тыс. р.; ВР – выручка от реализации продукции, тыс. р.; Впр – прочее выбытие товарной продукции по различным причинам, тыс. р.; ТПотг – товарная продукция, отгруженная, но не оплаченная покупателем (при учете реализации по оплате). Эта модель представлена в табл. 8 баланс металлов (или другого сырья). Таблица 8 Баланс металлов Потребность Январь Источник Январь ….. 1. Потребности металла по всем направлениям 2. Избыток 1 200 -- 1. Остатки металла на складе 2. Источники поступления по всем направлениям 3. Дефицит 100 950 150 Баланс 1 200 Баланс 1 200 Данная балансовая модель характеризует баланс рабочего времени. Таблица 9 Баланс рабочего времени Ресурс рабочего времени Январь Использование Январь 1. Плановый фонд рабочего времени на фактическую численность рабочих 2. Отработано сверх планового фонда 264 -- 1. Фактически отработанное время 2. Потери рабочего времени 250 14 Баланс 264 Баланс 264 Далее остановимся на примерах анализа балансовым методом на основе первых двух балансовых зависимостей. Исходя из формулы баланса товаров, определим анализируемый показатель и факторы его изменения. Анализируемым показателем здесь является товарооборот. Покажем его факторную модель: Т0 = Отн.п+ Т – Тотг – Отк.п. Таким образом, на изменение товарооборота при учете реализации по оплате влияют 5 факторов (причин), при учете реализации по отгрузке влияют 4 фактора, т. к. в этом случае Тотг в сумме войдут в товарооборот: 1. Сверхнормативные товарные запасы на начало периода. 2. Сверхплановое поступление товаров. 3. Изменение прочего выбытия товаров. 4. Изменение суммы отгруженных товаров. 5. Сверхнормативные запасы товаров на конец периода. Увеличение значений первых двух факторов оказывает положительное влияние на товарооборот, а снижение их сумм – отрицательное, т. е. Существует прямая зависимость между показателем и факторами. Последние три фактора оказывают обратное влияние на изменение товарооборота – их рост снижает товарооборот, а их снижение увеличивает его. Последовательность анализа 1. Пусть имеем данные по расчету товарооборота за два смежных периода: То1– фактический товарооборот; То0 – базисный товарооборот. Рассчитаем его изменение показателя. То за период: ΔТо = То1 – То0. 2. Далее все расчеты осуществляем в табл. 10. Таблица 10 Анализ товарооборота и причин его изменения Показатель, фактор За предшествующий период За отчетный период Абсолютное отклонение Влияние фактора План Факт от плана от предш. периода на выполн. Плана на динамику 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Отн.п 2. Т 3. Впр 4. Тотг 5. Отк.п 6. То По данным расчетов обосновывают выводы, где дают оценку изменению товарооборота и причинам этого изменения. Учебные графы могут не использоваться (5 и 6). Аналитическая таблица может иметь и немного другой вид. Покажем ее на примере анализа выручки от реализации продукции с использованием данных баланса товарной продукции (табл. 11). Таблица 11 Анализ причин изменения выручки от реализации продукции Показатель, фактор Предшествующий период Отчетный период Влияние фактора (+;–) 1. Остатки ТП на начало периода 150 200 +50 2. Произведено ТП в течение отчетного периода 1 600 2 100 +500 3. Выбытие ТП вследствие порчи 30 45 –15 4. ТП отгруженная, но не оплаченная покупателем 120 150 –30 5. Остатки нереализованной ТП на конец периода 180 200 –20 6. Выручка от реализации продукции 1 420 1 905 +485 При расчете влияния факторов, оказывающих обратное воздействие на показатель, необходимо арифметический знак поменять на противоположный, т.е. если изменение показателя получается положительное – со знаком «+», то необходимо поставить знак «–» и наоборот. Проверка: 1) 50 + 500 – 15 – 30 – 20 = 485 или 2) 1 905–1 420= 485; 3) 485= 485. Правила написания выводов 1. Описание сложившейся ситуации, т. е. динамика показателей в абсолютном и относительном измерениях. 2. Описание влияния каждого из факторов на изменение показателя в абсолютном и относительном измерениях. 3. Выявление резервов – резервами считают те факторы, которые оказывают отрицательное влияние на изменения показателя (даже если при расчете они имеют знак «+»). 4. Разработка (предложение) мероприятий по мобилизации выявленных резервов.
«Методика экономического анализа» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 98 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot