Метод наблюдения в психологии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекционное занятие.
Дисциплина: Общая психология.
Тема: «Метод наблюдения в психологии»
Цель занятия: рассмотреть наблюдение как один из основных методов психологического исследования.
Задачи:
Образовательная: изучение наблюдения, как одного из важнейших, эффективных методов психологии.
Развивающая: Повышение мотивации к обучению. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.
Воспитательная: Профессиональная ориентация студентов. Формирование сознательного отношения к процессу обучения.
В результате проведенного занятия обучающийся должен:
Знать: основные характеристики, виды и особенности организации наблюдения;
Уметь: осуществлять наблюдение в контексте психологического исследования;
Владеть: навыками ведения, обработки и интерпретации протоколов, составления поведенческого портрета личности по итогам наблюдения.
Норма времени: 2 часа.
Тип занятия: лекционное.
№
Этапы
Содержание учебного материала
Время
1
Установочный (организационный момент)
- Здравствуйте, уважаемые студенты! Меня зовут
Сегодня я буду проводить лекцию по предмету Общая психология.
Тема нашего занятия: «Метод наблюдения в психологии».
Цель занятия: рассмотреть наблюдение как один из основных методов психологического исследования.
Немного предыстории:
Метод наблюдения считается одним из самых старых методов психологии. Он является достаточно информативным, универсальным, простым в применении и обработке.
Вам приходилось когда-нибудь наблюдать? В каких ситуациях это происходило?
5 мин.
2
Определение содержания материала (плана лекции):
1. Сущность наблюдения;
2.Виды наблюдений;
3.Типичные ошибки в психологическом наблюдении.
Переходим к изучению темы. Открываем тетради и ведем запись значимых моментов сегодняшней лекции, они будут отражены в презентации.
Рассмотри первый вопрос.
Что же такое наблюдение?
Наблюдение – это метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.
Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде.
Очень важно знать и быть наблюдательными.
Наблюдательность – это способность подмечать существенные, характерные, в том числе малозаметные, свойства предметов и явлений.
Именно с помощью данной способности, исследователь сможет достоверно, целенаправленно провести наблюдение.
Исследователь может наблюдать:
- Речевую деятельность. А именно ее содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность и многое другое);
- Экспрессивные реакции. Сюда входят (выразительные движения лица, тела);
- Положение тела в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость и т.д.).
- Физические контакты (касания, толчки, удары и др.).
Сразу хочется отметить, что иметь одну наблюдательность как способность, недостаточно. Так например: достаточно наблюдательный человек посмотрит вокруг, не имея определенных целей наблюдения и никак при этом не фиксируя итогов наблюдения, то он заметит лишь большое количество лиц и станет только свидетелем разнообразных событий. Собранную им информацию нельзя будет рассматривать как доказательство или же опровержение фактов, закономерностей, теорий. Данный человек получается видел и слышал многое, но не вел наблюдений в строгом значении этого слова.
Очень важно отметить свойства научного наблюдения, чем и отличается от простого, житейского наблюдения.
Целенаправленность. Наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего это нужно, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных, яркий раздражителей, а существенный материал останется не учтенным.
Систематичность. Это позволяет достоверно отличить случайное от типичного, закономерного.
Планомерность. Следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования.
Аналитичность. Исследование предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы.
Регистрация результатов. Это позволяет исключить ошибки памяти, и тем самым уменьшить субъективизм выводов и обобщений.
Оперирование системой однозначных понятий. Данное свойство способствует четкому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций.
Мы с Вами уже рассмотрели понятие наблюдения, свойства. Сейчас переходим к рассматриванию этапов научного наблюдения.
1. Определение цели наблюдения (для чего, зачем оно будет осуществляться);
2. Выборка объекта исследования (какой индивид или какого рода группа принадлежит изучению);
3. Уточнение предмета исследования (какие именно стороны поведения раскрывают содержание изучаемых феноменов);
4. Планирование ситуаций наблюдения (в каких случаях или при каких условиях предмет исследований обнаруживает себя наиболее отчетливо);
5. Подбор способа наблюдения (который наименее влияет на объект, и в наибольшей степени обеспечивает сбор необходимой информации. Другими словами: как наблюдать.
6. Установление продолжительности общего времени исследований и числа наблюдений (сколько наблюдать);
7. Выбор способов регистрации исследуемого материал (как вести записи);
8. Прогнозирование вероятных ошибок наблюдения и поиск возможностей их предотвращения;
9. Осуществление сеанса предварительного, пробного наблюдения;
10. Исправление программы наблюдения;
11. Этап проведения наблюдения;
12. Обработка и интерпретация полученной информации.
Таким образом, мы кратко обозначили важнейшие этапы наблюдения.
Сейчас я предлагаю Вам немного отдохнуть, разделиться на две группы.
Все вызнаете, что все методы психологического исследования имеют свои плюсы и минусы. Так и наблюдение имеет свои недостатки и достоинства. Вам необходимо пообщаться, выделить сильные и слабые стороны данного метода.
(обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов).
Далее мы с Вами рассмотрим виды наблюдения.
От степени вовлеченности в изучаемую среду:
Включенное (личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности);
Стороннее (невключенное). Происходит без непосредственного участия наблюдателя.
По характеру взаимодействия с объектом:
Скрытое (люди не знают, что являются наблюдаемыми);
Открытое (люди осведомлены о производимом наблюдении).
В зависимости от объекта наблюдения:
Интроспекция (т.е. самонаблюдение);
Внешнее наблюдение (за другими объектами).
По времени наблюдения:
Однократное (производится один раз);
Периодическое (происходит в течении определенных промежутков времени);
Лонгитюдное (долговременное);
По характеру восприятия наблюдения:
Сплошное;
Выборочное.
По специфике регистрации данных:
Констатирующее (сбор фактов);
Оценивающее (сравнение фактов).
По степени стандартизированности процедур:
Свободное или поисковое (допустимо изменение предмета исследования и правил);
Структурированное или стандартизированное (нет отступлений от заранее разработанной программы).
По условиям организации:
Полевое;
Лабораторное;
Спровоцированное в естественных условиях.
Анализ кейсов наблюдения!
Типичные ошибки в психологическом наблюдении.
• Стремясь подтвердить свою гипотезу, исследователь иногда неосознанно игнорирует все, что может ей противоречить;
• Наблюдатель смешивает главное и второстепенное , случайное и закономерное в процессе наблюдения;
• Исследователь проявляет преждевременность в формулировании обобщений и выводов;
• Оценка одного психического феномена делается на основании признака поведения, относящегося к другому феномену;
• Наблюдатель акцентирует внимание на противоположных себе чертах характера или формах поведения наблюдаемых;
• Определяющее влияние на итоги наблюдения оказывает первое впечатление о человеке или группе;
• Наблюдатель не принимает во внимание возможные мотивы действий, самочувствие наблюдаемых, значимые изменения условий ситуации.
Подведем итог! Мы с Вами достаточно подробно рассмотрели сегодняшнюю тему.
65 мин.
3
Закрепление изученного материала
Для проверки усвоения нового материала по теме «Метод наблюдения в психологии», я предлагаю Вам решить небольшой, познавательный тест. Я попрошу всех закрыть свои рабочие тетради и положить их на край стола.
(каждому студенту раздается бланк с тестовым заданием).
Посмотрите внимательно, задания в тесте разные. Есть вопросы, где необходимо дать только один ответ. Включены вопросы, в которых надо дать несколько вариантов ответов. Также есть задание с пропуском слова. Задание на последовательность.
(Далее студенты меняются работами и проверяют тест).
10 мин.
4
Подведение итогов занятия
На сегодняшнем занятии мы с Вами изучили довольно подробно метод наблюдения в психологической науке.
Ответьте мне, почему метод наблюдения является самым древним среди других методов?
Назовите отличия научного наблюдения от житейского?
8 мин.
5
Определение задания для самостоятельной работы обучающихся
Домашнее задание. Найти в тексте учебников, интернета - аргументы иллюстрирующие описание метода наблюдений.
2 мин.
Оснащение: ИКТ, раздаточный материал.
Литература: