Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Менеджмент качества в образовательном учреждении

  • 👀 542 просмотра
  • 📌 457 загрузок
  • 🏢️ ШГПУ
Выбери формат для чтения
Статья: Менеджмент качества в образовательном учреждении
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Менеджмент качества в образовательном учреждении» pdf
Менеджмент качества в образовательном учреждении Фролова Марина Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебно-воспитательной работе, главный аудитор ФГБОУ ВПО «ШГПУ» Концепция модернизации российского образования • главная задача российской образовательной политики — обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства • (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393). Противоречия • Между • • ориентацией подавляющего большинства образовательных систем на управление текущим функционированием и объективной необходимостью при обеспечении высокого качества образования его ориентации на управление развитием; Между необходимостью обеспечения стратегического и регулирующего характера управленческих действий, направленных на достижение высокого качества образования, и доминирующим в реальной практике стилем управления, основанным на директивно-распорядительных методах и подходах; Между необходимостью осуществления системного мониторинга результатов качества образовательных систем и несовершенством оценочных методик и процедур. Актуальность проблем обеспечения качества образования • реальное снижение качества обучения, обусловленное рядом • • • • известных объективных причин; переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений (ОУ) на базе утвержденного перечня показателей, включающего, в частности, и показатели наличия систем управления качеством образования ОУ; усиление конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг; вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонский процесс), которое требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг; регулярное проведение с 2001 г. конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» и других региональных конкурсов по качеству. • Надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Кто бы ни стал выступать с подобным начинанием, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые. Никколо Макиавелли Понятие «качество» • как абсолютная оценка • как свойство предмета, объекта, явления • как соответствие назначению • как соответствие стоимости • как соответствие стандартам Качество образования • сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам), условиям Н.А. Селезнева Направления обеспечения качества образования в РФ • На уровне государства (Конституция, ГОС, ФЦПРО, региональные программы РО, ОСОКО…) • На уровне государственно-профессиональных и общественных организаций (аккредитационные требования, заключения УМО, конкурсное распределение средств, …) • На уровне образовательных учреждений (системы менеджмента качества, попечительские советы, публичные отчеты, общественные советы…) Инновационные подходы по обеспечению качества • Внедрение и сертификация систем менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001 • Государственные конкурсы по качеству • Ведомственные конкурсы • Международные конкурсы • Международная аккредитация ОУ и образовательных программ Качество ВПО в Болонском процессе • Сближение позиций разных стран • Международная аккредитация • • • образовательных учреждений Международная аккредитация образовательных программ Привлечение потребителей к формированию качества и его оценке Привлечение всех заинтересованных сторон (заказчиков) к формированию качества и его оценке Зачем беспокоиться о качестве? • Этично – студенты, родители и общество • • • заслуживают лучшего Профессионально – у нас есть обязательства перед учащимися, родителями и обществом Конкуренция – управление качеством поможет нам победить наших конкурентов Отчетность – перед теми, кто нас финансирует Зачем вузу СМК? Для учащихся • Повышается качество образовательной услуги • Повышается качество выпускников, их конкурентноспособность на рынке труда и рынке образовательных услуг • Повышается качество учебного процесса путем систематизации, сбора, распространения, анализа и хранения необходимой информации • Вопросы, предложения и жалобы учащегося не остаются без внимания. Зачем вузу СМК? Для руководства и сотрудников • Улучшается контролируемость всех сфер деятельности за счет прозрачности и наличия информации о процессах • Снижаются затраты, за счет оптимизации основных и вспомогательных процессов • Уменьшается объем бумажной работы • Повышается инвестиционная привлекательность ОУ • Повышается роль сотрудников и понимание ими своей роли и вклада в деятельность организации Система менеджмента качества – совокупность организационной структуры, методик (документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством Подтверждение качества образования в ОУ на основе системы менеджмента качества • Определение политики и целей ОУ в области качества • • • • • образования Повышение квалификации персонала в области менеджмента качества Управление документацией ОУ в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001 Регулярный контроль и мониторинг качества образования Изучение требований потребителей Сертификация системы менеджмента качества вуза Модели и методы управления качеством в ОУ России · в соответствии принципами Всеобщего управления качеством (Total Quality Management – TQM); · метод Европейского фонда менеджмента качества (EFQM); . метод Европейской Ассоциации гарантии качества высшего образования (ENQA); · на базе модели конкурса Минобразования России «Системы обеспечения качества»; · на базе других моделей управления качеством образования, например, модели Британского Агентства по обеспечению качества образования (QAA); · в соответствии с требованиям и рекомендациями международных стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) и др. ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ КАЧЕСТВА · Лидирующая роль руководства Непрерывное улучшение Системный подход к менеджменту Ориентация на потребителя Подход к принятию решения на основе фактов Совершенствование управленческой деятельности в ОУ Взаимовыгодные отношения с поставщиками Процессный подход Вовлечение, участие и мотивация сотрудников ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ КАЧЕСТВА Принцип 1 – Ориентация на потребителя Организация зависит от своих потребителей, поэтому нужно понимать настоящие и будущие потребности потребителя, выполнять его требования и стремиться превзойти ожидания. Принцип 2 – Лидирующая роль руководства Лидеры устанавливают единые цели и пути их достижения в организации. Они создают среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации. Принцип 3 – Вовлечение работников Работники всех уровней составляют основу организации. Вовлечение их в достижение целей позволяет использовать их способности на пользу организации. Принцип 4 – Процессный подход Желаемый результат достигается более эффективно, если надлежащими ресурсами и видами деятельности управляют как процессами. Принцип 5 – Системный подход к менеджменту Определение, понимание и руководство деятельностью как системой взаимосвязанных процессов способствует результативности и эффективности организации. Принцип 6 – Непрерывное улучшение Неизменной целью организации является непрерывное улучшение. Принцип 7 – Подход к принятию решения на основе фактов Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. Принцип 8 – Взаимовыгодные отношения с поставщиками Способность организации и ее поставщиков создавать ценности повышается на основе взаимовыгодных отношений. Новый подход к определению качества образования . Образовательные учреждения - «производители нескольких видов продукции»: услуг образовательного характера, научно-технической продукции, учебно-методической продукции. Процесс образования – как своеобразное «производство, которое предназначено для «изготовления» специалиста из «абитуриента» (проф. Б.А.Прудковский) Определение, соответствующее международным стандартам качества ИСО серии 9000 – как совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество как понятие относительное имеет две стороны рассмотрения. С одной стороны – это соответствие стандартам, с другой – соответствие запросам потребителя. Основным критерием качества образования должно стать его соответствие потребностям формирования личности во всех ее проявлениях. Эта мысль нашла достаточно точное отражение в определениях качества образования как результата и как процесса (проф. А.И. Субетто). Дополнительные проблемы •Глубокие традиции, устоявшиеся системы управления, инерция и противодействие попыткам внедрения современных методов управления качеством образования, как со стороны руководства, так и со стороны преподавательского состава. •Отсутствие квалифицированных менеджеров на среднем уровне управления в ОУ. •Отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов менеджмента качества в ОУ. •Утрата связи с предприятиями промышленности и, как результат, ведение обучения в отрыве от потребностей сегодняшнего дня. •Несоответствие систем управления на разных уровнях системы образования. Процессно-ориентированный подход по ISO 9001:2000 Постоянное улучшение системы менеджмента качества Потребители (и другие заинтересованные стороны) Ответственность Руководства Менеджмент ресурсов Требования Потребители (и другие заинтересованные стороны) Процессы жизненного цикла продукции Измерение, анализ и улучшение Продукция Удовлетворенность Выход Элементы плана по созданию системы качества Создание организационной структуры СМК Проведение комплексной самооценки Создание системы определения потребностей потребителей Создание системы качества ОУ Инвентаризация и регламентация рабочих процессов Разработка системы постоянного улучшения деятельности Формулировка миссии, видения, ценностей и политики в области качества Вовлечение персонала в работу по качеству Создание механизма управление документацией и данными Участие в конкурсе МО России • Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.
«Менеджмент качества в образовательном учреждении» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 179 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot