Менеджмент качества в образовательном учреждении
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Менеджмент качества в
образовательном
учреждении
Фролова Марина Евгеньевна, кандидат педагогических наук,
доцент, проректор по учебно-воспитательной работе, главный
аудитор ФГБОУ ВПО «ШГПУ»
Концепция модернизации
российского образования
• главная задача российской
образовательной политики —
обеспечение высокого качества
образования на основе сохранения
его фундаментальности и соответствия
актуальным и перспективным
потребностям личности, общества и
государства
• (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393).
Противоречия
• Между
•
•
ориентацией
подавляющего
большинства
образовательных систем на управление текущим
функционированием и объективной необходимостью
при обеспечении высокого качества образования его
ориентации на управление развитием;
Между необходимостью обеспечения стратегического и
регулирующего
характера
управленческих
действий, направленных на достижение высокого
качества образования, и доминирующим в реальной
практике
стилем
управления,
основанным
на
директивно-распорядительных
методах
и
подходах;
Между необходимостью осуществления системного
мониторинга результатов качества образовательных
систем и несовершенством оценочных методик и
процедур.
Актуальность проблем обеспечения
качества образования
• реальное снижение качества обучения, обусловленное рядом
•
•
•
•
известных объективных причин;
переход к комплексной оценке деятельности образовательных
учреждений (ОУ) на базе утвержденного перечня показателей,
включающего, в частности, и показатели наличия систем
управления качеством образования ОУ;
усиление конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг;
вступление России в общее Европейское образовательное
пространство (Болонский процесс), которое требует унификации
процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных
услуг;
регулярное проведение с 2001 г. конкурса Рособрнадзора и
Рособразования «Системы обеспечения качества подготовки
специалистов» и других региональных конкурсов по качеству.
• Надо знать, что нет дела, коего
устройство было бы труднее, ведение
опаснее, а успех сомнительнее, нежели
замена старых порядков новыми. Кто
бы ни стал выступать с подобным
начинанием, его ожидает враждебность
тех, кому выгодны старые порядки, и
холодность тех, кому выгодны новые.
Никколо Макиавелли
Понятие «качество»
• как абсолютная оценка
• как свойство предмета, объекта,
явления
• как соответствие назначению
• как соответствие стоимости
• как соответствие стандартам
Качество образования
• сбалансированное соответствие
образования (как результата, как
процесса, как образовательной
системы) многообразным потребностям,
целям, требованиям, нормам
(стандартам), условиям
Н.А. Селезнева
Направления обеспечения
качества образования в РФ
• На уровне государства (Конституция, ГОС, ФЦПРО,
региональные программы РО, ОСОКО…)
• На уровне государственно-профессиональных
и общественных организаций (аккредитационные
требования, заключения УМО, конкурсное
распределение средств, …)
• На уровне образовательных учреждений
(системы менеджмента качества, попечительские
советы, публичные отчеты, общественные советы…)
Инновационные подходы по
обеспечению качества
• Внедрение и сертификация систем
менеджмента качества в соответствии с
требованиями стандарта ISO 9001
• Государственные конкурсы по качеству
• Ведомственные конкурсы
• Международные конкурсы
• Международная аккредитация ОУ и
образовательных программ
Качество ВПО в Болонском
процессе
• Сближение позиций разных стран
• Международная аккредитация
•
•
•
образовательных учреждений
Международная аккредитация
образовательных программ
Привлечение потребителей к формированию
качества и его оценке
Привлечение всех заинтересованных сторон
(заказчиков) к формированию качества и его
оценке
Зачем беспокоиться о качестве?
• Этично – студенты, родители и общество
•
•
•
заслуживают лучшего
Профессионально – у нас есть обязательства
перед учащимися, родителями и обществом
Конкуренция – управление качеством
поможет нам победить наших конкурентов
Отчетность – перед теми, кто нас
финансирует
Зачем вузу СМК?
Для учащихся
• Повышается качество образовательной услуги
• Повышается качество выпускников, их
конкурентноспособность на рынке труда и рынке
образовательных услуг
• Повышается качество учебного процесса путем
систематизации, сбора, распространения, анализа
и хранения необходимой информации
• Вопросы, предложения и жалобы учащегося не
остаются без внимания.
Зачем вузу СМК?
Для руководства и сотрудников
• Улучшается контролируемость всех сфер деятельности
за счет прозрачности и наличия информации о
процессах
• Снижаются затраты, за счет оптимизации основных и
вспомогательных процессов
• Уменьшается объем бумажной работы
• Повышается инвестиционная привлекательность ОУ
• Повышается роль сотрудников и понимание ими своей
роли и вклада в деятельность организации
Система менеджмента качества –
совокупность организационной структуры,
методик (документированных процедур,
методических указаний, рабочих инструкций),
процессов и ресурсов, необходимых для
осуществления общего руководства качеством
Подтверждение качества
образования в ОУ на основе
системы менеджмента качества
• Определение политики и целей ОУ в области качества
•
•
•
•
•
образования
Повышение квалификации персонала в области
менеджмента качества
Управление документацией ОУ в соответствии с
требованиями стандарта ISO 9001
Регулярный контроль и мониторинг качества
образования
Изучение требований потребителей
Сертификация системы менеджмента качества вуза
Модели и методы управления
качеством в ОУ России
·
в соответствии принципами Всеобщего управления качеством (Total
Quality Management – TQM);
·
метод Европейского фонда менеджмента качества (EFQM);
. метод Европейской Ассоциации гарантии качества высшего образования
(ENQA);
·
на базе модели конкурса Минобразования России «Системы обеспечения
качества»;
·
на базе других моделей управления качеством образования, например,
модели Британского Агентства по обеспечению качества образования
(QAA);
·
в соответствии с требованиям и рекомендациями международных
стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) и др.
ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ
НА ОСНОВЕ КАЧЕСТВА
·
Лидирующая роль
руководства
Непрерывное
улучшение
Системный
подход к
менеджменту
Ориентация
на потребителя
Подход к принятию
решения на основе
фактов
Совершенствование
управленческой
деятельности
в ОУ
Взаимовыгодные
отношения с
поставщиками
Процессный подход
Вовлечение, участие
и мотивация
сотрудников
ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ
НА ОСНОВЕ КАЧЕСТВА
Принцип 1 – Ориентация на потребителя
Организация зависит от своих потребителей,
поэтому нужно понимать настоящие и будущие
потребности потребителя, выполнять его
требования и стремиться превзойти ожидания.
Принцип 2 – Лидирующая роль руководства
Лидеры устанавливают единые цели и пути их
достижения в организации. Они создают среду, в
которой работники могут быть полностью
вовлечены в достижение целей организации.
Принцип 3 – Вовлечение работников
Работники всех уровней составляют основу
организации. Вовлечение их в достижение целей
позволяет использовать их способности на пользу
организации.
Принцип 4 – Процессный подход
Желаемый результат достигается более
эффективно, если надлежащими ресурсами и
видами деятельности управляют как процессами.
Принцип 5 – Системный подход к менеджменту
Определение, понимание и руководство
деятельностью как системой взаимосвязанных
процессов способствует результативности и
эффективности организации.
Принцип 6 – Непрерывное улучшение
Неизменной целью организации является
непрерывное улучшение.
Принцип 7 – Подход к принятию решения на
основе фактов
Эффективные решения основываются на анализе
данных и информации.
Принцип 8 – Взаимовыгодные отношения с
поставщиками
Способность организации и ее поставщиков
создавать ценности повышается на основе
взаимовыгодных отношений.
Новый подход к определению
качества образования
.
Образовательные учреждения - «производители нескольких видов
продукции»: услуг образовательного характера, научно-технической
продукции, учебно-методической продукции. Процесс образования – как
своеобразное «производство, которое предназначено для «изготовления»
специалиста из «абитуриента» (проф. Б.А.Прудковский)
Определение, соответствующее международным стандартам качества ИСО
серии 9000 – как совокупность свойств и характеристик объекта,
относящихся к его способности удовлетворять установленные или
предполагаемые потребности.
Качество как понятие относительное имеет две стороны рассмотрения. С
одной стороны – это соответствие стандартам, с другой – соответствие
запросам потребителя.
Основным критерием качества образования должно стать его соответствие
потребностям формирования личности во всех ее проявлениях. Эта мысль
нашла достаточно точное отражение в определениях качества образования
как результата и как процесса (проф. А.И. Субетто).
Дополнительные проблемы
•Глубокие традиции, устоявшиеся системы управления,
инерция и противодействие попыткам внедрения
современных методов управления качеством образования,
как со стороны руководства, так и со стороны
преподавательского состава.
•Отсутствие квалифицированных менеджеров на среднем
уровне управления в ОУ.
•Отсутствие необходимых методических пособий и
рекомендаций по внедрению принципов менеджмента
качества в ОУ.
•Утрата связи с предприятиями промышленности
и, как результат, ведение обучения в отрыве от
потребностей сегодняшнего дня.
•Несоответствие систем управления на разных уровнях
системы образования.
Процессно-ориентированный подход
по ISO 9001:2000
Постоянное улучшение
системы менеджмента качества
Потребители
(и другие
заинтересованные
стороны)
Ответственность
Руководства
Менеджмент
ресурсов
Требования
Потребители
(и другие
заинтересованные
стороны)
Процессы
жизненного цикла
продукции
Измерение,
анализ и
улучшение
Продукция
Удовлетворенность
Выход
Элементы плана по созданию
системы качества
Создание
организационной
структуры СМК
Проведение комплексной
самооценки
Создание системы
определения потребностей
потребителей
Создание
системы
качества ОУ
Инвентаризация и
регламентация рабочих
процессов
Разработка системы постоянного
улучшения деятельности
Формулировка миссии,
видения, ценностей
и политики в области
качества
Вовлечение персонала
в работу по качеству
Создание механизма
управление документацией
и данными
Участие в конкурсе
МО России
• Человек, который почувствовал ветер
перемен, должен строить не щит от
ветра, а ветряную мельницу.