Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Механизм государственной поддержки франчайзинга

  • 👀 1132 просмотра
  • 📌 1055 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Механизм государственной поддержки франчайзинга» pdf
Тема 6. Механизм государственной поддержки франчайзинга Цель лекции: мониторинг государственной поддержкии франчайзинга в Казахстане Основные вопросы: 1. Характеристика основных производственно-экономических проблем в сфере франчайзинга в Казахстане. 2. Содержание организационно-правовых проблем, препятствующих развитию франчайзинга в Казахстане. 3. Сущность и инструменты государственного регулирования развития сферы франчайзинга в Казахстане. 4. Механизм государственной поддержки франчайзинга в Казахстане. 5. Характеристика взаимодействия институтов развития франчайзинга в РК. Казахстанский франчайзинг в последние годы претерпел более чем заметные изменения. Как и весь бизнес в целом, он развивается, подстраиваясь под меняющийся спрос и стремительно развивающиеся технологии. Появляются новые локальные предложения во многих новых индустриях отечественного бизнеса. Сегодня в республике предпринимаются шаги для широкого распространения и развития данного сектора экономики. Так, для создания благоприятного делового климата в стране совершенствуется нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность, снижается налоговая нагрузка на малый бизнес, упрощаются процедуры открытия предприятия, осуществляется комплексная поддержка бизнеса в виде финансовых и нефинансовых мер. Однако франчайзинг, как формат бизнеса, все еще не в полной мере реализует свои потенциальные возможности в республике. Существуют проблемы, сдерживающие развитие франчайзинга в нашей стране, которые можно классифицировать по причинам их возникновения. Производственно-экономические проблемы, отражающие отсутствие соответствующих экономических предпосылок для развития франчайзинга, заключаются в следующем. 1. Франчайзинговые схемы требуют стабильности, прогнозируемости и предсказуемости экономического развития страны в целом. Такие явления, как глобальный экономический кризис, инфляция, девальвация тенге, изменения номинальной и реальной заработной платы, рост цен на потребительские товары и услуги, колебания спроса на все виды товаров и услуг негативно отражаются на активности субъектов малого и среднего бизнеса в целом и на деятельности франчайзи и франчайзеров, в частности. Так, в республике за последнее десятилетие дважды проведена девальвация тенге. Национальный банк РК установил коридор обмена курса национальной валюты в 150 тенге за доллар в 2009 г. и 185 тенге в 2014 году. Инфляция в Казахстане по итогам 2013 года сложилась на уровне 4,8%, а в 2012 году инфляция в Казахстане составила 6%. За последние 10 лет ежегодный рост цен на товары и услуги составил 6 - 8%. По данным Агентства статистики РК, цены на платные услуги за 2013 год увеличились на 8%, продовольственные и непродовольственные товары - по 3,3%. В то же время положительная динамика субъектов малого и среднего бизнеса создает основу для расширения сектора франчайзинга в республике (таблица 13). Таблица 13 - Количество активных субъектов малого и среднего предпринимательства в РК, единиц 2004 2006 2008 2010 2012 2014* 2014 г. в%к 2005 г. Всего в том числе: 507365 572738 707821 661598 763 898 871 497 171,7 - юридических лиц малого предпринимательства 50612 47756 58480 66492 62888 61 076 120,6 - юридических лиц среднего предпринимательства 2541 2678 4019 8712 8388 8 312 327 - индивидуальные предприниматели 297234 358583 475841 416085 527 941 637 686 214,5 - крестъянские (фермерские) хозяйства 350387 163721 169481 170309 164681 158 583 45,2 * на начало года Данные свидетельствуют, по сравнению с 2004 годом общая численность активных субъектов МСП увеличилась в РК более чем на 70%. На начало 2014 года число активных субъектов МСП превысило 871 тыс. единиц, из которых 73,1% являются индивидуальными предпринимателями. За анализируемый период количество крестьянских (фермерских хозяйств) значительно сократилось. Ежегодные темпы роста сектора МСП в докризисный период составляли в среднем 12%. Кроме того, отрицательная динамика наблюдалась в 2009 году, но к 2011 году на фоне общих восстановительных процессов ситуация выравнилась. В региональном разрезе наибольший процент активных субъектов малого предпринимательства сосредоточен в Южно-Казахстанской (15,3%), Алматинской (13,9%), Восточно-Казахстанской (9%) областях и г.Алматы (11%), что, во-первых, частично объясняется большой плотностью населения в южных регионах, а, во-вторых, большей степенью развитости в них сферы торговли и услуг. Наименьшая доля активных субъектов МСП приходится на Мангистаускую (3,5%), Западно-Казахстанскую (3,4%) и Кызылординскую области (2,6%), где в основном концентрируются и функционируют крупные добывающие предприятия. Однако темпы развития МСП и франчайзинга существенно различаются, что свидетельствует о низкой доле сектора франчайзинга в малом и среднем бизнесе. Государственное регулирование по обеспечению условий формирования малого предпринимательства должно носить комплексный характер и включать специальную схему поддержки франчайзинга. В этом случае влияние каждого из них усиливается, за счет «поддержки» остальных. 2. Отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала. Каждый из участников франчайзинговых отношений является самостоятельным юридическим лицом и должен вкладывать в развитие системы свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи должен быть достаточно большим. К сожалению, далеко не все отечественные предприниматели обладают подобным капиталом. В то вже время стоимость франшизы на российском рынке намного ниже, поэтому некоторые предприниматели покупают непосредственно в России. Стоимость некоторых франшиз, предлагаемых на российском рынке (у.е.): Zara - 28000, Ростикс - 250000, Yudashkin Jeans - 85000, Zimaletto - 100 000, Ketroy 120000, Woolstreet - 50000. Российский рынок франчайзинга настолько развит, что можно купить, например, франшизу по упрощенной схеме, когда не надо отчитываться об объемах продаж, нет платежей роялти и других отчислений. 3. Сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала из-за нежелания кредитных учреждений финансировать начальный бизнес, что обусловлено рядом проблем: - уровень доходности франчайзи, с учетом всех регулярных платежей (роялти, отчисления в централизованный рекламный фонд и другие платежи), может привести к тому, что срок возврата кредита будет достаточно большим, а если учесть действующие ставки кредита и вовсе невозможным; - необходимость предоставления банку равноценного кредиту залога; - законодательство по франчайзингу не позволяет франчайзеру выступить гарантом прибыльности планируемого предприятия. Как правило, кредиты банков краткосрочны (до года) и обусловлены рядом условий, выдвигаемых банком. Срок окупаемости франчайзингпроектов составляет в республике примерно 4-5 лет. Только по истечении примерно 4 лет франчайзи начинает получать ощутимую прибыль. В Казахстане, в отличие от других стран, купить франшизу в кредит невозможно. Кроме того, на развитие франчайзинговой системы требуется значительное время и финансовые средства. Так как кредитная политика в республике достаточно сурова, процентные ставки высоки, начинающие франчайзи предпочитают заниматься тем бизнесом, который приносит быстрый доход. К этим видам бизнеса относятся все занятия, связанные с куплей-продажей различных товаров или оказанием услуг населению. 4. Отсутствие каких-либо государственных специальных программ по развитию франчайзинга. Хотя в республике действуют программы, ориентированные на развитие малого и среднего бизнеса:  Программа «Дорожная карта бизнеса 2020»;  Программа занятости -2020;  Программа регионального финансирования СМСП;  Программа финансирования проектов СМСП в малых городах;  Программа финансирования субъектов частного предпринимательства, занятых в сфере услуг (сервиса) в г.Астана и г. Алматы;  Программа финансирования лизинговых сделок субъектов малого и среднего предпринимательства;  Программа финансирования региональных приоритетных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства «Даму регионы III». 5. В РК как зарубежные, так и отечественные франчайзеры сталкиваются с проблемой обеспечения своих предприятий сырьем. Обычно франчайзинговые предприятия предъявляют определенные требования к сырью, расходным материалам. Некоторые решаются создавать собственные производственные базы, либо закупать определенные позиции за рубежом, так как найти сырье приемлемого качества в Казахстане проблематично. 6. Каждое сетевое предприятие для достижения успеха обязано обеспечивать одинаково высокий уровень качества предлагаемой продукции на всей территории ее покрытия. А если учесть территориальную рассредоточенность городов, специфику самого франчайзинга и национальные особенности предпринимателей, то франчайзерам очень сложно осуществлять контроль соблюдения условий договора. 7. Нехватка или дороговизна качественной недвижимости, которая соответствовала бы профилю бизнеса. В настоящее время в городах Атырау, Астана и Алматы доля свободных офисных и торговых площадей составляет от 5 до 10 % . Повышение деловой активности производственных, торговых и иных предприятий в 2011 году свидетельствует об улучшении экономической ситуации, в результате чего, рост ВВП в 2012 года составил 5%, а в 2013 году – 6%. Однако существенного роста объемов строительства новых объектов офисной недвижимости в 2013 году отмечено не было. Например, по оценкам специалистов, принимая во внимание проекты, завершенные в 2010-2012 гг, в настоящее время в Алматы насчитывается около 650 000 кв.м арендуемых офисных площадей, а уровень свободных офисных площадей составляет около 24-25% и, как ожидается, продолжит снижаться в кратко- и среднесрочной перспективе . Не способствует стремительному росту бизнеса в целом очень высокая цена на продажу и аренду недвижимости. По сравнеию с 2009 годом цены предложения на рынке офисных и торговых площадей несколько снизились, но остаются на достаточно высоком уровне (рисунок 13). Таким образом, указанные обстоятельства сдерживают появление новых франчайзинговых предприятий, служат причиной низкой их окупаемости, а также ограничивает возможности к расширению существующих предприятий данного формата бизнеса. Динамика удельной цены предложения на рынках продажи офисных и торговых помещений г. Алматы, $/кв.м 2 400 2 100 1 800 1 500 1 200 2009 2010 2011 Офисная недвижимость 2012 2013 Торговая недвижимость Рисунок 13. Динамика цены предложения на рынках продажи офисных и торговых помещений г. Алматы Организационно-правовые проблемы имеют следующие аспекты. 1. Наличие определенных сложностей на стадии создания предпринимательских структур в связи с разрешительным характером этой процедуры. Законодательными и особенно подзаконными актами предусматривается множество положений и правил, которые существенно затрудняют образование новых предприятий. Такое же влияние оказываютразличные постановления и многие действия органов власти и управления всех уровней. Это касается всевозможных сложностей при регистрации, предоставлении производственных мощностей, установления квот и т.д. С другой стороны, серьезные административные барьеры возникают в связи с субъективным пониманием и толкованием правовых актов со стороны местных властей, что ведет к произволу и установлению своих правил вхождения в предпринимательство. При создании бизнеса на основе франчайзинга трудности возникают уже на этапе подписания договора, поскольку до настоящего момента нет четкой правовой регламентации в отношении того, что он должен включать. Франчайзеры вынуждены приспосабливаться и заменять договор франчайзинга набором других договоров. 2. Несовершенство правового обеспечения франчайзинга в республике. Закондательно-нормативная база требует доработки, поскольку в правовом регулировании франчайзинга в РК до сих пор есть проблемы. 3. Франчайзинговый сектор, являясь частью малого и среднего бизнеса, подвергается многочисленным проверкам со стороны государственных органов управления, что, в конечном итоге, снижает привлекательность данного бизнеса для начинающих предпринимателей. Так, всего за 2013 год территориальными органами Комитета зарегистрировано 278 007 актов о назначении проверок, осуществляемых государственными органами, выявлена 961 незаконная проверка, отказано в регистрации 2 738 актов о назначении проверок. В конце 2012 года, представляя стратегию развития Казахстана до 2050 года, президент отметил необходимость введения новой, более жесткой системы ответственности для госчиновников, которые создают искусственные препоны для бизнеса. С 2 апреля 2014 года до 1 января 2015 года объявлен мораторий на проведение проверок субъектов малого и среднего бизнеса. 4. Острая нехватка специализированных посредников между франчайзерами и начинающими франчайзи. Предприниматели, получив франшизу, остаются с ней один на один, не имея возможности проконсультироваться по некоторым вопросам. К примеру, в России инвестиционный фонд "Лайф Франчайзинг" выделяет предпринимателям до 90% суммы на приобретение любой франшизы из своего портфеля (рестораны "Шоколадница", Subway, "Папа Джонс"; супермаркет "Перекресток Экспресс" и другие). Договор компания заключает на пять лет, в течение которых специалисты фонда будут консультировать предпринимателей. За это время бизнесмен должен выкупить у фонда свою долю франшизы. До истечения договора компания делится с предпринимателем опытом и финансами, а после истечения срока выходит из проекта. Подобные примеры отсутствуют в отечественной практике. 5. Еще одна проблема организационного плана – отсутствие необходимой достоверной информации о франчайзерах и франчайзи. Это, прежде всего, затруднен доступ к статистике франчайзинга, поскольку нет конкретного государственного органа по сбору, обработке и хранению подобной информации. Недостаток информации является одной из важных причин отсутствия глубокого анализа деятельности структур в секторе франчайзинга. К тому же сама отчетность этих предприятий далека от полной достоверности и прозрачности. И, как следствие, зарубежные франчайзеры не имеют возможности изучить казахстанскую практику ведения бизнеса в данной сфере. Они предпочитают выходить на рынок опосредованно, используя схемы субфранчайзинга, через другие страны. С другой стороны, по этой же причине отечественные предприятия не стремятся создавать собственные франшизные сети как в республике, так и за рубежом. Экономические и организационные проблемы франчайзинга, естественно, очень важны, но не в меньшей степени сдерживают развитие франчайзинга и социально-психологические проблемы. Социально-психологические проблемы, к которым можно отнести следующие: 1. Отсутствие отечественного опыта и возможность провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи. Ссылка на зарубежный опыт, даже российский, не воспринимается, поскольку не весь западный опыт приемлем в Казахстане, особенно в современных условиях. Преодолеть эту проблему можно только путем скрупулезного сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга, как в отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных. 2. Высокие риски для франчайзеров, создающих сети предприятий в республике, поскольку интеллектуальная собственность в республике имеет слабую степень защиты. В отечественной практике ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности и ноу-хау, как торговая марка, технология производства, организация бизнес-процессов и ряда других. Причем уважение к чужой интеллектуальной собственности должно распространяться независимо от защиты ее правовыми методами. Решение этой проблемы требует сочетания экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности. 3. Риск франчайзи потерять самостоятельность и собственное "лицо" предпринимателя. Вхождение во франчайзинговую систему требует от франчайзи работать по тем стандартам, которые сформулировал франчайзер. Уу многих потенциальных франчайзи это вызывает страх. Однако работа в крупной франчайзинговой системе дает франчайзи такой опыт, который он за редким исключением не сможет приобрести самостоятельно, и этот опыт компенсирует все прочие потери. Особенностью казахстанских франчайзи, в частности, является нежелание беспрекословно подчиняться и выполнять указания франчайзера. Отсюда вытекает проблема, связанная с привитием им корпоративной культуры предприятия. Важно вселить франчайзи уверенность, что действия головного офиса верны, тщательно спланированы, а выполнение рекомендаций принесет прибыль как ему, так и компании. 4. Закрытость самих франчайзеров, которые не торопятся предоставлять исчерпывающую информацию о том, на каких условиях могут сотрудничать. Западные предприниматели зачастую имеют весьма отрывочную и приблизительную информацию о казахстанской экономике, и как следствие - не рискуют выходить на местный рынок. По мнению экспертов, сдерживающими факторами в развитии франчайзинга являются наличие бюрократических барьеров, практика ―неформальных‖ платежей, низкий уровень прозрачности бизнеса, наличие двойной бухгатерии. По мнению представителей агентства по франчайзингу, иногда барьером на пути выхода западных брендов на рынок Казахстана является решение менеджмента компании о продаже мастер-франшизы на всю территорию СНГ одному оператору, как правило, российской компании, которая, в свою очередь, принимает решение сосредоточить внимание прежде всего на рынках крупных российских городов. Не исключено, что создание Таможенного союза поспособствует снижению этих барьеров, хотя эксперты считают определяющим фактором для развития франчайзинга, в первую очередь, привлекательность потребительского рынка. Но упрощение таможенных процедур, снятие административных барьеров в этой области так или иначе является позитивным фактором. 5. Слабая подготовка предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами), а также работать в этих системах в качестве франчайзи. Несмотря на рост бизнеса в формате франчайзинга, все еще большое количество предпринимателей имеют довольно смутное представление о подобном способе предпринимательства. Решение образовательных проблем связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует решения чисто экономических вопросов. В то же время решение этих проблем приведут к расширению знаний франчайзи в области права и экономики. В настоящее время наметившаяся траектория движения франчайзингового формата бизнеса, в первую очередь, зависит от совершенствования институциональной среды его развития в республике. При этом институциональное поле, являясь частью окружающей среды франчайзинга, накладывает определенные ограничения на деятельность предпринимателей, одновременно стимулируя их к тем или иным действиям, служит базисом изменения конкретных институтов. Рассмотренные проблемы нельзя анализировать локально, они тесно связаны и оказывают серьезное влияние друг на друга. Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых. Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга, и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи. А социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми. Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами. В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна гарантировать безопасность франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами. В процессе решения указанных экономических, организационноправовых, социально-психологических проблем должна учитываться их взаимосвязь и комплексность, когда решение одной проблемы связано с необходимостью решения других. Несмотря на то, что франчайзинг – это экономический инструмент и его основные проблемы, касаются сферы экономики, в республике решение проблем развития франчайзинга, прежде всего, надо искать в области правовой сферы. В целом, Закон «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» удовлетворяет потребность сектора в юридическом оформлении сделок. Но полнота реализации потенциала франчайзинга зависит от совершенствования правовой базы. 1. До сих пор существуют неточности в юридической формулировке термина и в практическом применении франчайзингового договора. Закон о франчайзинге (комплексная предпринимательская лицензия) от 2002 года, наследница Главы 45 Гражданского Кодекса, позволяет предпринимателям не регистрировать франчайзинговый договор в Минюсте. Но согласно Закону Республики Казахстан "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" договор о передаче права на товарный знак или лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в уполномоченном органе. В основе франчайзингового договора лежит уступка, передача товарного знака лицензиату. Поэтому не всегда юридически точно можно определить статус франчайзингового договора. На данный момент расплывчатость терминологии не позволяет определить франчайзинг и формализовать его как объект, имеющий ряд признаков. Представляется необходимым внести изменения и дополнения в законодательство РК по франчайзингу: 1. Необходимо переименовать Закон «О комплексной предпринимательской лицензии (о франчайзинге)» на Закон «О франчайзинге». Термин «комплексная предпринимательская лицензия» является достаточно условным и использован законодателем, чтобы выделить данную группу правоотношений. Поскольку в большинстве стран мира используется термин франчайзинг, казахстанское законодательство, упомянув данный термин в скобках в названии главы ГК, показал, что комплексной предпринимательской лицензией в Республике Казахстан называется франчайзинг. Тем самым проведена некоторая унификация с мировым законодательством. Но рассматриваемые отношения должны именоваться франчайзингом. Во-первых этот способ предпринимательства зародился и сформировался за рубежом. Во-вторых, в большинстве стран он именуется франчайзингом. В-третьих сложилась стабильная практика применения данной терминологии в мировой практике. В то же время понятие «лицензия» неоднозначно и в смысле Главы 45 ГК РК не совпадает с понятием лицензии, являющейся предметом регулирования в Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу Закона, от 17 апреля 1995 года N 2200 «О лицензировании» (в дальнейшем Указ «О лицензировании»). В соответствии с п.2 ст.1 Указа «О лицензировании» «не регулируются настоящим Указом отношения, связанные с выдачей лицензий в рамках заключенного между гражданами и (или) юридическими лицами лицензионного договора». Комплексная предпринимательская лицензия как раз и представляет собой разновидность лицензионного договора в рамках и смысле Раздела 5 ГК РК «Право интеллектуальной собственности». «По лицензионному договору сторона, обладающая исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар), предоставляет другой стороне (лицензиату) право временно использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности определенным способом». Из данного понимания лицензионного договора вытекает понятие лицензии, используемой в договоре комплексной предпринимательской лицензии (т.е. в договоре франчайзинга). Представляется актуальным более корректно рассматривать не договор франчайзинга как разновидность традиционных лицензионных договоров, а лицензионный договор как составную часть более сложного и комплексного договора франчайзинга. Ведь если по лицензионному договору предоставляется разрешение использовать отдельные объекты интеллектуальной собственности (фирменное наименование, товарный знак, секреты производства), то договор франчайзинга предусматривает передачу прав на использование нескольких объектов одновременно. Более того, франчайзинг предполагает помощь пользователю со стороны франчайзера, постоянное консультационное содействие, контроль качества, совместную рекламу и многое другое, что намного шире традиционных лицензионных отношений. 2. Следует начать совершенствование законодательства с унификации понятийно-категориального аппарата, который используется в осуществлении исследуемого вида правовых отношений. Разногласия национального и международного правопонимания создают неудобства для сотрудничества с франчайзерами из других стран. Но заимствуя зарубежный опыт, стоит, прежде всего, адаптировать его к национальным условиям, учитывая контекст действующего законодательства, практику правоприменения, и, наконец, экономические условия. Также представляется, что вообще не следует перегружать нормативные правовые акты иностранными терминами, как комплексный лицензиат, лицензиар и т.д. При определении основных понятий в законе следовало сформировать емкий и в достаточной степени абстрагированный, раскрывающий основные аспекты правовой сущности, понятийный аппарат. К сожалению, как и в большинстве случаев, этого не произошло. Обратимся к определению, установленному в пп. 8 ст. 1 Закона «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)»: «франчайзинговые отношения — урегулированные нормами права общественные отношения между участниками обязательства, связанными между собой правами и обязанностями по исполнению договора комплексной предпринимательской лицензии». Во-первых, тот факт, что отношения, урегулированные правом, — это общественные отношения, всегда считалось аксиомой. Во-вторых, франчайзинг по своей природе — это гражданско-правовое отношение. Соответственно, следовало указать, что франчайзинговые отношения — это отношения, урегулированные нормами гражданского права. Никто не вправе вмешиваться в деятельность участников франчайзинговых отношений. Конечно, франчайзинг является объектом государственной политики, и государство должно поддерживать франчайзинг. Такие нормы могут относиться только к сфере публичного права. Очевидна и цель принятия акта: он регулирует отношения государства с субъектами, осуществляющими франчайзинговую деятельность. При этом воздействие на сам франчайзинг будет косвенным. Таким образом, предлагается следующая редакция пп.8 ст.1 Закона о франчайзинге: «франчайзинговые отношения — это урегулированные нормами гражданского права отношения между участниками обязательства, связанными между собой правами и обязанностями по исполнению договора комплексной предпринимательской лицензии». 1. Необходимо пересмотреть существующую классификацию договоров франчайзинга, поскольку выделенные в Законе виды франчайзинга, как «рабочее место», франчайзинг предприятия, конверсионный франчайзинг, а также множественный франчайзинг в настоящее время в отечественной практике не применяются. С другой стороны, часто применяемые виды франчайзинга не нашли отражения в ныне действующем законе, а следовательно, не попадают в область регулирования существующего законодательства РК. На наш взгляд, в Законе «О франчайзинге» должны быть уточнены и определены только действующие и перспективные виды франчайзинга, а именно: - товарный франчайзинг; - производственный франчайзинг; - сервисный франчайзинг; - деловой франчайзинг (бизнес-формата). Что касается типов франчайзинга, то Закон должен быть дополнен понятием «региональный франчайзинг», а также требует корректировки понятие «субфранчайзинг». 2. В Законе «О франчайзинге» необходимо упразднить понятие «Лицензионный брокер» и убрать ст. 13, а также внести соответствующее изменение в ст.12. В соответствии со статьей 12 Закона «О комплексной предпринимательской лицензии (о франчайзинге)» участниками договора франчайзинга являются стороны и третьи лица. Согласно п.3 этой же статьи третьими лицами по соглашению сторон могут быть могут быть лицензионный брокер, индивидуальный предприниматель, банковские, страховые и иные организации. Как нам представляется, при определении третьих лиц следует учитывать содержание ст. 391 ГК РК, которое третье лицо в договоре определяет как лицо, в пользу которого производится исполнение по договору в соответствии с соглашением сторон. Лицензионный брокер действует как от своего имени и за свой риск, так и от имени и за риск лицензиара, лицензиата или иных субъектов франчайзинговых отношений. В последнем случае лицензионный брокер однозначно не является субъектом франчайзинговых отношений. Будет иметь место обычное представительство, и самостоятельных правовых последствий для брокера договор франчайзинга порождать не будет. Правовой основой его действий послужат договоры поручения, заключенные с лицензиаром, либо с лицензиатом. В первом случае лицензионный брокер является участником, но не третьим лицом. Правовое основание его действий – договор комиссии с той или иной стороной заключенного им договора франчайзинга. 5. Необходимо минимизировать количество ссылок Закона о франчайзинге на другие законы. В настоящее время в Законе о франчайзинге имеется 14 ссылок на законодательные акты, что усложняет практическое применение данного Закона. Для этого необходимо непосредственно в самом Законе о франчайзинге, не ссылаясь на другие нормы, расшифровывать конкретные действия сторон франчайзинговых отношений (например, при регистрации договора франчайзинга). 6. Необходимо проработать положение статьи 901 Гражданского Кодекса РК, которая гласит: «Лицензиар несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к лицензиату требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) лицензиатом по договору комплексной предпринимательской лицензии». На наш взгляд, данное положение неприемлемо в силу того, что франчайзи и франчайзер являются самостоятельными субъектами правоотношений и франчайзер, права и обязанности которых прописаны в Законе о франчайзинге. Поскольку франчайзер передает комплексную лицензию франчайзи, договор уступки этих прав регистрируется в Минюсте, то в последующем ответственность должен нести сам франчайзи. Так как закон квалифицирует это положение как диспозитивную норму, данная функция франчайзера не относится к числу существенных условий договора франчайзинга и может не конкретизироваться в отдельно взятом договоре. Лицензионный договор об использовании товарного знака — если рассматривать его как часть договора франчайзинга — по закону обязан содержать условие контроля качества лицензионных товаров со стороны франчайзера. В целом обязанность подобного контроля установлена и в интересах самого франчайзера, поддерживающего таким образом свою коммерческую репутацию. Таким образом, предлагаемые изменения в правовой основе франчайзинга должны приблизить как законодательство, так и его терминологию к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала. В результате у предпринимателей будет необходимый и достаточный нормативный материал для заключения договоров. Для решения производственно-экономических и социальнопсихологических проблем предлагаются следующие мероприятия. 1. Для казахстанских франчайзеров имеет смысл ввести льготный режим налогообложения на начальных этапах развития франчайзинговой системы. Как отмечалось выше, в Казахстане очень мало отечественных франчайзинговых систем, которые развиваются не только на внутреннем рынке, но и выходят на зарубежные рынки. В республике предусмотрены определенные налоговые льготы малому и среднему предпринимательству, которые имеют отношение и к участникам франчайзинговых отношений. Но даже наличие Закона о франчайзинге не оказывает сильного влияния на развитие франчайзинговых отношений в стране, если в нем не предусмотрены специальные преференции и льготы. Это обусловлено следующими причинами:  отсутствием в Казахстане широко известных торговых марок и брендов, привлекающих потенциального потребителя. Формирование подобных брендов требует больших затрат, что снижает эффективность франчайзинговых систем;  увеличенными издержками франчайзи, для которых очень значительными являются и роялти, и паушальные платежи, а также отчисления в централизованный рекламный фонд;  обязательность соответствия внешних форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.). Все эти затраты, особенно в период раскрутки отечественных торговых марок, не позволяют франчайзинговым системам конкурировать с уже существующими на рынке торговыми марками. Через несколько лет работы по франчайзингу качественные и узнаваемые казахстанские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки. При этом торговая марка должна в обязательном порядке регистрироваться в соответствующих органах. 2. Разработать механизм предоставления льгот банкам, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов франчайзинга, что позволит франчайзи решить проблему стартового капитала. В зарубежной практике существуют такие механизмы поддержки франчайзинга. В Европе есть банки, создавшие специальные отделы ответственные за финансирование франчайзинговых сетей. В настоящее время в Республике нет ни одного банка, внедрившего специальную программу финансирования франчайзинга. Банки, как правило, рассматривают франчайзинг также, как и любой другой бизнес. В существующих Программах финансирования проектов субъектов малого и среднего предпринимательства в РК запрещается предоставление займов МСП на участие в уставных капиталах юридических лиц. В механизме предоставления льгот банкам необходимо предусмотреть участие франчайзера: он может оказать франчайзи неоценимую помощь в получении необходимых кредитов. Это может стать дополнительной причиной для соединения франчайзи с определенной сетью. Если сеть франчайзера имеет хорошую репутацию, то со стороны банка будет больше доверия компетентности франчайзера. Франчайзер может заключить специальное финансовое соглашение с банком, в рамках которого предусматривается выдача кредитов всем будущим франчайзи. При этом франчайзер дает банку (ограниченные) гарантии возврата финансирования его франчайзи. Эти гарантии могут быть следующими:  выкуп поручительств на оборудование;  выкуп поручительств на фурнитуру, предметы интерьера и т.д.;  субординированный заем;  участие в уставном капитале франчайзи;  общее погашение обязательств по займу франчайзи в случае необходимости;  выкуп гарантий всей франшизы в случае финансовых проблем. В этих случаях франчайзер будет подписывать банковский контракт для каждого отдельно взятого франчайзи. Банк будет иметь право на компенсацию потерь по кредитам франчайзи от суммы на специальном гарантийном счете, который сдается на хранение франчайзером специально для этих целей. Конечно, это зависит от стажа работы франчайзинговой компании, ее позиции на рынке и от его навыков ведения переговоров при которых определяется, какая договоренность будет закрыта. В предоставлении франчайзером помощи в получении финансирования франчайзи он принимает степень ответственности за правильный ход кредитования и подчеркивает свою участие и веру в успех франчайзинговой формулы. Банк, действуя по рекомендациям франчайзера, обеспечивает франчайзи кредитом и овердрафтом в умеренном размере, так как участие франчайзера снизило риски. Таким образом, предложенная схема поддержки будет способствовать решению проблемы стартового капитала для франчайзи, а также проблему кредитования и развития бизнеса по франчайзингу. 3. В настоящее время весь комплекс инструментов поддержки по развитию отечественного франчайзинга в республике сконцентрирован в программе поддержки предпринимательства «Дорожная Карта-2020». Несмотря на то, что в ней не прописаны меры по развитию франчайзинга, важность данной программы в развитии качественного предпринимательства, в том числе, и франчайзинга, очень высока. Основными направлениями, на которых базируются эти меры, являются поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора и поддержка экспортоориентированных производств. Однако, на наш взгляд, в программных документах необходимо сделать акцент на поддержке именно казахстанских франчайзеров. Несмотря на то, что франчайзинговые предприятия являются более устойчивыми формами бизнеса государственная поддержка необходима особенно на начальном этапе. Поддержка казахстанского франчайзинга укрепит позиции национального содержания бизнеса в данном формате и усилит их выживаемость на зарубежных рынках В республике принята программа, разработанная Фондом «Даму», по созданию Центров франчайзинга. Главной задачей центров является предоставление информационно-консалтинговых услуг в области франчайзинга. Создание такой образовательной системы необходимо для расширения подготовки отечественных предпринимателей в области франчайзинга. Эта система, включает дополняющие друг друга два направления: - широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента; - узкое, обеспечивающее целевое консультирование субъектов франчайзинговых систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам франчайзинга. Однако эти направления можно рассматривать как образовательные с определенной натяжкой – это в основном управленческое консультирование (бизнес-консалтинг), который должен дополнять образовательное направление. Поэтому для более глубокой и широкой подготовки предпринимателей в области франчайзинга имеет смысл включить в вузовские планы обучения отдельные учебные предметы по франчайзингу. Экономический механизм развития франчайзинга является достаточно сложным и разноплановым понятием. Под механизмом государственной поддержки франчайзингового предпринимательства мы предлагаем понимать совокупность взаимосвязанных элементов, инструментов и методов организации и управления, обеспечивающих функционирование и развитие системы франчайзинга. В самом общем виде под механизмом понимается внутреннее устройство, система чего-либо, а также совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо явление. Характерной особенностью экономического механизма является его автоматический характер по отношению к поддерживаемым процессам или деятельности. Под его воздействием естественный ход экономических процессов заменяется или дополняется их управлением и регулированием. Применительно к франчайзингу экономический механизм развития представляет целостную систему методов, способов, форм и рычагов, которые воздействуют на франчайзинговые отношения и процессы, обеспечивают функционирование и развитие франчайзинга. Наметившаяся в настоящее время траектория движения франчайзингового формата бизнеса и решение его проблем, в первую очередь, зависит от совершенствования механизма государственной поддержки франчайзинговых отношений в республике. Постоянное совершенствование форм государственной поддержки франчайзинга и способов ее реализации – это неотъемлемый процесс, так как меняется внешняя среда, развиваются и сами инновационные предприятия, соответственно все это требует совершенствования господдержки, ее форм и способов реализации. А также, учитывая то обстоятельство, что франчайзинг достаточно новое явлениея для казахстанской экономики, а государственная поддержка данного сектора еще более новое, то совершенствование необходимо также, исходя из соображений недостаточности опыта и существующих проблем в развитии франчайзинга. В соответствии с указанными выше проблемами и следуя логике исследования, нами предлагается в механизме господдержки франчайзинга выделить 3 подсистемы: программно-целевой блок, организационноправовой и функционально-ресурсный блоки (таблица 14). Программно-целевой блок системы господдержки включает в себя цели, принципы, методы, концепции и программы поддержки франчайзинга. Необходимо отметить, что в основе данного механизма господдержки франчайзинга лежит Стратегия развития «Казахстан-2050», Программа «Дорожная карта-2020», Концепция индустриально-инновационного развития экономики и другие. В настоящее время реализуется ряд программ государственной поддержки частного предпринимательства в малом и среднем бизнесе. Это - государственные целевые программы, региональные программы поддержки,а также целевые программы поддержки, реализуемые казахстанскими фондами. Однако анализ реализации программно-целевого механизма господдержки франчайзинга показал, что государственная политика в области франчайзинга носит фрагментарный характер и нацелен на развитие малого и среднего бизнеса и не акцентирует внимание на сектор франчайзинга. Таблица 14 - Механизм государственной поддержки франчайзинга Блоки механизма Программноцелевой Характеристика Содержание цели, принципы, методы, программно-целевое концепции и программы обеспечение поддержки поддержки франчайзинга франчайзи и франчайзера внешней Организационно- регулирование среды взаимодействия правовой соответствующих институтов и субъектов предпринимательской деятельности специализированными законодательное и нормативно-правовое обеспечение; содействие франчайзнру в осуществлении внешнеэкономической деятельности; органами государственного управления и органами государственной и негосударственной поддержки франчайзинга Функциональноресурсный оказывает регулирующее воздействие на процесс становления предпринимательства как на макроуровне (внешняя среда), так и на микроуровне (внутренняя среда). интеграционное взаимодействие крупного и малого бизнеса; международное сотрудничество в области поддержки франчайзинга РК и стран СНГ и т. д. финансово-кредитное обеспечение, информационное обеспечение, кадровое обеспечение, инфраструктурное обеспечение и др. Организационно-правовой блок включает в себя специализированные органы государственного управления и органы государственной и негосударственной поддержки малого предпринимательства, а также его законодательную и нормативно-правовую базу. Данный блок охватывает такие подсистемы обеспечения поддержки франчайзинга, которые выполняют следующие функции: законодательного и нормативно-правового обеспечения; содействия бизнесу в осуществлении франчайзинговой деятельности; интеграционного взаимодействия крупного и малого бизнеса, развитие франчайзиноговых сетей и т. д. Анализ этого направления выявил ряд его проблем господдержки франчайзинга, особенно, в части нормативноправового обеспечения и сделан вывод о необходимости создания соответствующих условий для развития франчайзинга в республике. Функционально-ресурсный блок оказывает регулирующее воздействие на процесс становления предпринимательства как на макроуровне (внешняя среда), так и на микроуровне (внутренняя среда). Анализ финансоворесурсного механизма господдержки выявил множество проблем, требующих системного решения. Положительным моментом следует назвать тот факт, что система поддержки малого бизнеса в республике содержит определенный комплекс финансовых, налоговых инструментов поддержки и создана достаточная инфраструктура (кредитная, информационная и т. д.), которыми могут воспользоваться и субъекты франчайзинга. Однако некоторые направления функционирует неэффективно, а информационное и технологическое обеспечение развиты очень слабо. Государство играет важнейшую роль в формировании и изменении институциональной структуры предпринимательства в любой стране и может способствовать созданию эффективных рыночных институтов. Реализация механизма государственной поддержки развития франчайзинга создадут предпосылки для формирования эффективной институциональной структуры франчайзингового бизнеса. Ведь институциональная структура – это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности. На рисунке 14 представлена институциональная структура франчайзинга. Государственные органы законодательной и исполнительной власти, другие организации и учреждения Учреждения, выполняющие фискальные, надзорные, регулирующие и иные управленческие функции Методы косвенной государственной поддержки Банки, страховые компании, другие финансовые институты Специализированные органы поддержки франчайзинга Методы прямой государственной поддержки Учреждения, не имеющие управленческих функций Законодательство по франчайзингу Ассоциированные объединения субъектов франчайзинга Коммерческие посредники на ресурсных рынках, продавцы маркетинговых услуг Органы законодательной власти Субъекты франчайзинга Корпорации, ориентированные на стратегическое партнерство с малыми предприятиями Продавцы иных специализированных услуг для Франчайзи (консалтинговых, образовательных, юридических, охранных) Формы международного сотрудничества поддержки Международные финансовые институты, конкретные государства и финансовые институты Рисунок 14 - Институциональная структура франчайзинга Механизм государственной поддержки франчайзинга предполагает и создание условий для становления институтов и, следовательно, эффективной институциональной структуры. На рисунке 15 представлен состав институтов, определяющих развитие франчайзинга. В соответствии с рисунком 15 в процессе взаимодействия институтов развития франчайзинга центральное место занимает Национальный Центр развития франчайзинга при АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» и свидетельствует о значимости его региональных отделений. Для поддержки и продвижения франчайзинга в регионах нами предлагается расширить задачи Национального Центра по развитию франчайзинга, внедрить систему регионально-отраслевого мониторинга, которая необходима для непрерывного отслеживания и систематизации данных о деятельности франчайзи и франчайзеров в республике. Кроме того, эти центры должны активно пропагандировать франчайзинговые схемы бизнеса, обучая предпринимателей, проводить ярмарки, выставки франшиз. В настоящее время Центр в основном выполняет образовательноконсалтинговые функции в небольшом объеме. Фонд развития предпринимательства «ДАМУ» Министерство экономического развития и торговли РK Национальный Центр развития франчайзинга Комитет регионального развития и предпринимательства Региональные центры по франчайзингу Комитет по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Независимая Ассоциация Предпринимателей Казахстана Евразийская Ассоциация франчайзинга Союз франчайзинга РК Прочие институты бизнес-среды: фискальные, правоохранительные органы, органы лицензирования и сертификации, санитарного и пожарного контроля, общества защиты прав потребителей Франчайзер Франчайзи Рисунок 15. Взаимодействие институтов развития франчайзинга в РК Для того, чтобы систематизировать Национальным Центром развития франчайзинга весь полученный массив информации по каждому конкретному региону, необходимо создание единого информационного поля франчайзинговой деятельности. Информационное поле должно постоянно пополняться новыми данными. Эти данные могут также использоваться для разработки Целевой Программы поддержки развития франчайзинга в регионах. Она будет формулировать основные цели и задачи развития франчайзинга на определенный период, комплекс мероприятий, определять необходимые для реализации финансовые ресурсы, как по формированию, так и по развитию и совершенствованию инфраструктуры франчайзинга. Отраслевой мониторинг могут осуществлять и негосударственные структуры такие, как Евразийская ассоциация франчайзинга или Союз франчайзинга, но они не имеют возможности вести мониторинг в региональном аспекте. Институтом экономических исследований Министерства экономического развития и торговли разработана методология мониторинга развития предпринимательства в Республике Казахстан, в соответствии с которой осуществляются оценки и сравнения условий для развития МСБ в казахстанских регионах. Однако данная методология не предусматривает мониторинг франчайзинга. Государственная поддержка в процессе реализации указанных мероприятий способствует решению важных задач общества, таких как:  повысит общую культуру предпринимательских отношений;  повысит правовую защищенность франчайзингового предпринимательства;  будет способствовать созданию новых рабочих мест;  обеспечит новые идеи, методы и технологии во франчайзинге;  повысит эффективность положительного государственного влияния на развитие тех или иных видов деятельности и на малое предпринимательство в целом;  создаст комплексную систему практического обучения малому предпринимательству без создания каких-либо специальных учебных структур и программ;  привлечет значительные иностранные инвестиции в казахстанскую экономику. На основании вышеизложенного можно провести анализ особенностей применения инфраструктурных инструментов поддержки франчайзинга при решении проблем его развития в регионах (таблица 15). Таким образом, исследования показали, что франчайзинг в республике имеет положительную динамику развития, увеличиваются показатели его деятельности, но по сравнению с участием франчайзинговых предприятий ведущих зарубежных стран в мировой торговле казахстанский франчайзинг занимает позицию аутсайдера. Бизнес в форме франчайзинга во всем мире считается более надежным бизнесом по сравнению со свободным малым предпринимательством в связи с тем, что этот бизнес уже хорошо опробован и является частью системы или цепи франчайзинга. Таблица 15 - Применение инструментов поддержки франчайзинга в РК Инструменты поддержки Микрофинансирование, льготные банковские кредиты Лизинг на специальных условиях Предоставление в аренду помещений и земельных участков (на льготных условиях) Участие в государственных заказах, субподряд Создание технопарков, бизнесинкубаторов, бизнесцентров и т.п. Консалтинг, семинары, бизнестренинги (на льготных условиях) Обеспечение казахстанским франчайзерам доступа к инновациям Формы применения Перечень решаемых инструментов поддержки проблем развития франчайзинга -осуществляют негосударственные финансово-кредитные финансовые структуры и системы государственных фондов - оказывают только компании, финансово-кредитные, привлекающие бюджетные средства имущественные, организационноэкономические осуществляют органы организационногосударственной власти по экономические, различным программам поддержки имущественные малого предпринимательства, бизнес-инкубаторы и технопарки - привлекаются к участию в организационномуниципальных заказах; экономические, практически отсутствует имущественные, интеграция с крупными финансово-кредитные предприятиями и научнотехническое сотрудничество - создан минимум специализи- организационнорованных организаций, экономические, оказывающих услуги для субъектов финансово-кредитные, малого предпринимательства имущественные реализуются региональные социальноцелевые программы господдержки психологические, малого предпринимательства по организационносовершенствованию нормативно- экономические, правовой базы, научно- организационно-правовые методическому обеспечению, подготовке квалифицированных кадров для малого предпринимательства, раз-витию инновационного малого бизнеса имущественные, организационноэкономические, организационно-правовые Однако франчайзинг, как формат бизнеса, все еще не в полной мере реализует свои потенциальные возможности в республике. Существуют проблемы, сдерживающие развитие франчайзинга как, производственноэкономические проблемы, организационно-правовые проблемы, социальнопсихологические проблемы. Несмотря на существующие пробелы в правовом поле, число франшиз предприятий питания постоянно увеличивается, что подтверждает высокую эффективность данной модели организации деятельности. В то же время для того чтобы создать благоприятную среду для развития франчайзинга, необходимо прежде всего внести изменения в законодательство. Предлагаемые нами изменения в правовой основе франчайзинга должны приблизить как законодательство, так и его терминологию к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала. В результате у предпринимателей будет необходимый и достаточный нормативный материал для заключения договоров. В процессе решения указанных экономических, организационноправовых, социально-психологических проблем должна учитываться их взаимосвязь и комплексность, когда решение одной проблемы связано с необходимостью решения других. Чтобы франчайзинг стал базисом развития и повышения конкурентоспособности малых предприятий, необходимы кардинальные институциональные преобразования всей национальной экономики. Для формирования эффективного механизма управления и новых методов государственного регулирования франчайзинга необходимо исследование комплекса вопросов, проблем, связанных с определением роли франчайзинга в развитии экономики регионов, основных форм и направлений финансовой поддержки деятельности организаций франчайзинга. Такой подход в комплексе с научно-теоретическими принципами управления позволит более полно раскрыть механизм государственной поддержки сферы франчайзинга и ее развитие. Контрольные вопросы 6. Охарактеризуйте основные производственно-экономические проблемы в сфере франчайзинга в Казахстане. 7. Раскройте содержание организационно-правовых проблем, препятствующих развитию франчайзинга в Казахстане. 8. Определите сущность и инструменты государственного регулирования развития сферы франчайзинга в Казахстане. 9. Обоснуйте механизм государственной поддержки франчайзинга в Казахстане. 10. Охарактеризуйте взаимодействие институтов развития франчайзинга в РК. Рекомендуемая литература: 1. Закон Республики Казахстан от 24.06.2002 №330 «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)».- Алматы: ЮРИСТ. 2008. 2. Закон Республики Казахстан от 26.07.1999 г. № 456 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» с изменениями от 02.03.2007 г. 3. Кисиков Б. Франчайзинг в Казахстане. - Алматы: Образовательный фонд «Игiлiк». - 2011. - 292 с. 4. Цират А.В. Франчайзинг и франчайзинговый договор: Учебно-практическое пособие – Киев: Истина. - 2002. – 240 с. 5. Рыкова И. В. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей // Маркетинг в России и за рубежом. № 1. - 2001.- С. 81-88 6. Дворяшина М.М. Экономическая организация: институциональностратегический подход к исследованию: Монография. Красноярск, 2003. -142 с. 7. Леонов А. Е. Франчайзинг в сфере малого предпринимательства: Учеб.пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. – 100 с. 8. Басс А. Я., Коршунова М. Л. Развитие франчайзинга в России // ЭКО. 2007. - № 10. - С. 130-144.
«Механизм государственной поддержки франчайзинга» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 259 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot