Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема: Материальная база предмета
«Окружающий мир»
План лекции
1. Система материальных средств по курсу «Окружающий мир».
2. Классификация средств обучения окружающему миру.
Материальная база– это система материальных средств, обеспечивающих организацию
качественного образовательного процесса по окружающему миру.
Средство обучения – это приспособление, орудие действия, помогающее учителю учить,
а ученику учиться.
Значение материальной базы для предмета «Окружающий мир»:
1. Что является источником знаний для учащихся в предмете «Окружающий мир»?
2. Какие природные объекты, изучаемые в начальной школе, школьник может увидеть своими глазами?
3. Можно ли увидеть в естественных условиях любой природный объект?
4. Приведите примеры природных объектов (предметов, процессов или явлений), которые своими глазами младший школьник увидеть не может.
5. Чем можно заменить названные вами природные объекты?
Материальная база курса «Окружающий мир» включает:
1) пришкольный участок (учебно-опытный участок);
2) уголок живой природы;
3) географическая площадка;
4) учебный кабинет (кабинет начальных классов).
1. Пришкольный участок
В сельской школе (овощные, плодово-ягодные, декоративные культуры)
В городской школе (цветочно-декоративные и древесно-кустарниковые растения)
Пришкольный участок – это участок земли вокруг школы, площадью от 0,5 до 2 га, используемый для учебно-опытных целей школы в процессе преподавания окружающего мира, естествознания и кружковых занятий юных натуралистов.
Пришкольный участок – это специально оборудованная территория близ школы, представляющая совокупность географических, ботанических и зоологических отделов с целью организации наблюдений, опытов и практических работ учащихся.
Пришкольный участок включает:
- игровую зону,
- спортивную площадку,
- парковую зону (деревья, кустарники, травы),
- агрономический участок в виде грядок овощных культур (в сельской школе),
- теплицу (редко),
- цветочно-декоративную зону (клумбы),
- плодово-ягодную зону (ягодные кустарники, плодовые деревья) (в сельской школе).
На практическом занятии проведем экскурсию в сквер на ул.25 лет Октября, где вы сфотографируете основные объекты, которые необходимы для пришкольного участка и создадите презентацию «Пришкольный участок». Для примера можете посмотреть презентацию студентов прошлых лет.
Просмотр презентации «Пришкольный участок. Богатство Сада металлургов»
2. Уголок живой природы
Уголок живой природы - это специально оборудованные кабинеты школы, используемые для хранения живых растений и животных с целью проведения урочных и внеурочных занятий натуралистической и исследовательской направленности.
Натуралистические (описательные) работы направлены на наблюдение и описание какого-либо предмета или явления природы(обычно в естественных условиях).
Исследовательские работы направлены на проведение экспериментального исследования по изучению предмета или явления природы. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Уголок живой природы включает:
1) растительный отдел (комнатные растения);
2) зоологический отдел (аквариум, небольшие клетки с домашними животными);
3) эколого-краеведческий отдел (фотографии животных и гербарии/рисунки
растений Красной книги Кемеровской области).
3. Географическая площадка
Географическая площадка – это специально организованный участок местности, предназначенный для проведения практических занятий на местности (погодные наблюдения, ориентирование, измерение и построение планов местности).
Географическая площадка включает:
- термометр (обычно прикреплен за окном кабинета),
- гномон (метровая палка для изучения длины тени),
- снегомерная рейка (метровая линейка для измерения глубины снежного покрова),
- флюгер (обычно прикреплен за окном кабинета),
- песочница для построения форм рельефа (гора, холм, речная долина, овраг и др.).
4. Учебный кабинет (кабинет начальных классов)
Требования к кабинету начальных классов:
Оформление кабинета:
Отдел учебного оборудования и средств обучения рассмотрим на практическом занятии.