Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 15. Мастерство публичной речи (основы оратории)
Роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Виды ораторской речи по преобладающей целевой установке: речь информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая к действию, развлекательная.
Типы ораторов: «эмоционально-воодушевленный», «эрудит», оратор «здравого смысла», «оратор коллективного мышления» и др. Типы аудитории: однородная и разнородная, большая и малая, подготовленная и неподготовленная, позитивно настроенная и негативно настроенная, индифферентная и др.
Образ ритора как система свойств личности. Требования к поведению говорящего публично: обаяние, искренность, артистизм, уверенность, дружелюбие, объективность, заинтересованность, увлеченность.
Подготовка к публичному выступлению. Определение темы выступления. Формулировка цели. Подбор и изучение материала (литературы, фактов, статистических данных и т.д.). Выработка собственной позиции. Составление плана выступления. Написание текста с учетом «социального портрета» аудитории и специфики устной формы речи. Составление конспекта или тезисов. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.
Поведение оратора во время выступления. Внешний облик оратора. Установление контакта с аудиторией. Варьирование структуры выступления («частей речи») в зависимости от темы, цели выступления и характера аудитории. Искусство удерживать внимание слушателей. Искусство отвечать на вопросы. Роль экспромта в публичном выступлении. Нравственный долг оратора.
Понятие публичной речи
Публичная речь (ораторская) – это речь, которая произносится перед публикой с целью изменить поведение аудитории, воздействовать на систему убеждений слушателей, на их чувства и эмоции.
Роды красноречия
1.
Социально-политическое
Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламенские, митинговые речи.
2.
Академическое
Учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция.
3.
Судебное
Речи, произносимые прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.
4.
Социально-бытовое
Приветственная речь, юбилейная речь, застольная речь, поминальная речь.
5.
Духовное (церковно-богословское)
Проповедь; речи, посвященные знаменательным датам.
Виды ораторской речи по преобладающей целевой установке
1. Информационная (задача: не только побудить любознательность, но и дать новое представление о предмете речи).
Агитационные речи делятся на три группы.
2. Воодушевляющая (задача: внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и воодушевить слушателя).
3. Убеждающая (задача: логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение).
4. Призывающая к действию (задача: призвать слушателя к действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего).
5. Развлекательная (задача: потешить и развлечь слушателей).
Оратор и его аудитория
Оратор – человек, обладающий даром, способностями произносить речь красиво и убедительно.
Требования к поведению оратора:
1) обаяние;
2) артистизм;
3) уверенность;
4) дружелюбие;
5) искренность;
6) объективность;
7) заинтересованность;
8) увлеченность.
Риторические позиции оратора в ходе выступления:
1. Информатор (непосредственное изложение материала).
2. Комментатор (использование дополнительных сведений и личная интерпретация материала).
3. Собеседник (использование приема диалогизации).
4. Советчик (расставление акцентов).
5. Эмоциональный лидер (чувственно-эмоциональное, пафосное воздействие на аудиторию).
Признаки однородности аудитории:
• количественный состав слушателей;
• возраст, пол, национальность;
• уровень образования, профессиональные интересы, настроения;
• социальное положение и др.
Типы ораторов
Всех ораторов можно разделить на две большие группы:
1) Эмоционально-воодушевленные и
2) Рационально-бесстрастные.
Вторая группа ораторов распадается еще на группы:
2.1) «Мыслящие вслух» и
2.2) Сообщающие готовые истины, причем эти истины бывают двух родов: а) научные сведения и б) житейские истины – доводы «здравого смысла». Поэтому можно еще говорить об ораторах:
2.2.1) Научно-обоснованных (эрудитах) и
2.2.2) Ораторах «здравого смысла».
Эмоционально-воодушевленные ораторы
Это впечатлительные натуры, которые вкладывают в свои слова не только мысли, но и чувства. Они способны на воодушевление, которое, невольно передаваясь слушателям, воодушевляет и их. Дар воодушевленной, проникнутой живым чувством речи – драгоценнейший дар для агитатора. Оратором этого типа должно родиться.
Речь, исполненная пафоса, должна сочетаться и с глубиной или очевидностью мысли, и с образным языком – иначе она не оставит прочных следов в сознании слушателей. Не о минутном впечатлении, а о прочном внушении должен заботиться оратор.
Вольной или невольной ошибкой ораторов этого типа является значительное уклонение от истины. Гипербола, раздувание из мухи слона – обычное явление трескучих речей. Эмоционально-воодушевленные ораторы склонны к преувеличениям. Беспристрастное объективное изложение вопроса – редкое, ценнейшее явление в практике таких ораторов.
Жесты и мимика, как и голос, – могучие средства оратора эмоционально-воодушевленного типа.
Оратор-эрудит
Если лучшим агитатором является воодушевленно-эмоциональный тип оратора, то лучшим пропагандистом, распространяющим, углубляющим и отстаивающим новые идеи, является бесстрастный, спокойный оратор, вооруженный не только даром речи и здравым смыслом, но и большой научной эрудицией; вооруженный обширными и разносторонними научными сведениями.
Ссылаясь на доводы науки, заботьтесь лишь об одном: выяснить затронутый вопрос. Не нужно слишком много научных сведений. Избегайте их вовсе там, где истина и без них вполне ясна – иначе лишь утомите слушателей и вызовете в них одну досаду. Вообще, впадать в никому ненужное многословие – отличительная, типическая ошибка ораторов «от науки».
Оратор здравого смысла
Есть тип людей удивительно рассудительных, умеющих убедить, как без блеска красноречия, так и без ссылок на науки.
В простой аудитории оратор этого типа часто имеет большой успех. Соображения здравого смысла да ссылки на очевидные факты повседневной жизни – вот все его оружие. Оружие несложное, но часто верно и меткое.
Оратор здравого смысла часто прибегает к иносказанию, басне, притче, сказочке, анекдоту; он не чужд юмора, он доступен пониманию каждого, а потому и слушают его охотно и награждают достаточным вниманием.
Ораторы, мыслящие вслух
Говорящий не сообщает вам готовых истин, не призывает вас следовать за тем-то и тем-то, а перед вами и как бы вместе с вами соображает как вернее решить вопрос. Он приведет соображения за высказываемое положение, приведет соображения против него, сопоставит их так, что вывод сам напрашивается у слушателей. Под мыслями вслух понимается уменье так сопоставить свои соображения, чтобы выводы как бы родились здесь, в аудитории, и, прежде всего, в головах слушателей. Иногда уменье предоставить слушателям самим разобраться и самим прийти к намеченному вами выводу является сильнейшим ораторским приемом.
Этапы подготовки публичного выступления
1. Записать мысли о предмете выступления (по Карнеги).
2. Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления.
3. Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное, то, что раскрывает основную проблему выступления.
4. Составить рабочий план выступления.
5. Написать основную часть текста выступления.
6. Написать вступление и заключение выступления.
7. Проверить логику изложения, отредактировать текст выступления.
8. Подготовить произнесение речи (чтение вслух на время, перед зеркалом и т. д.).
Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему:
1) выбор темы;
2) сбор материала;
3) составление рабочего плана;
4) написание основной части текста, а также введения и заключения;
5) краткий просмотр всего текста (для проверки логики изложения материала, правильности расчета времени выступления).
Для того чтобы апеллировать к чувствам и эмоциям аудитории, необходимо при подготовке текста к публичному выступлению учитывать особенности конкретной речевой ситуации и выстраивать аргументацию с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме.
Композиция публичного выступления
Композиция (= построение, структура) публичного выступления включает: вступление, основную часть, заключение.
Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.
Вступление – одна из композиционных частей публичного выступления, в которой подчеркиваются актуальность и значение темы для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.
Задачи вступления:
1) пробудить интерес к теме;
2) установить контакт;
3) подготовить слушателей к восприятию выступления;
4) обосновать постановку вопроса.
Основные функции вступления:
1) контактоустанавливающая (установление контакта со слушателями);
2) проспективная (создание представления о теме и направлении речи, перечисление и краткое описание проблем, которые будут рассмотрены в основной части).
Вступление вводит слушателей в сущность основного вопроса и психологически подготавливает их к восприятию речи, поэтому рекомендуется начинать выступление:
• с интересного примера;
• с пословицы или поговорки;
• с крылатого выражения;
• с юмористического замечания;
• с известной цитаты, которая заставит слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение;
• с символа, аллегории;
• с комплимента слушателям;
• с вопроса к аудитории;
• с увлекательной истории, случая из жизни;
• с рассказа о каком-то значительном событии, имеющем отношение к данной аудитории.
Недопустимо во вступлении: извиняться и говорить, что недостаточно подготовлен, шутить и рассказывать анекдоты, тем более, если аудитория оратору не знакома.
Основная часть – главная композиционная часть публичного выступления, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, приводятся необходимые промежуточные выводы.
Задачи основной части:
1) последовательно разъяснить выдвинутые положения;
2) доказать их правильность;
3) подвести слушателей к необходимым выводам.
В главной части реализуется логическая последовательность и стройность изложения материала.
Задача оратора – умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов.
Заключение – важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности.
Задачи заключения:
1) суммировать сказанное;
2) повысить интерес к предмету речи;
3) подчеркнуть значение сказанного;
4) поставить задачи;
5) призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи).
В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе.
Недопустимо в конце выступления:
1) извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного;
2) обрывать речь без заключения и уходить;
3) заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.
Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности.
Варианты допустимых концовок:
• цитата;
• призыв к действию;
• крылатое выражение;
• иллюстрация;
• комплимент аудитории;
• благодарность за внимание.
Аргументация публичного выступления
Аргументация – логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции выступающего с целью последующего понимания этой позиции и принятия её другим человеком.
Структура аргументации:
Тезис – главное положение, которое подлежит обоснованию.
Аргументы – доводы (комплекс доводов), необходимые для обоснования тезиса.
Демонстрация (способ доказательства) – логическая форма связи совокупности умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов.
Виды аргументов
Логические аргументы – доводы, отвечающие научному методу дедукции, методу движения от общего к частному. Логические аргументы обращены к разуму слушателей.
Психологические аргументы – доводы, которые апеллируют к чувствам (обещания, угрозы), эмоциям и потребностям человека, к нравственным и морально-этическим нормам (сопереживанию, отвержению и др.).
Психологические доводы могут быть использованы в качестве уловок, к которым относятся:
• аргумент к силе (вместо логического обоснования прибегают к различным видам принуждения);
• аргумент к невежеству (используется неосведомленность оппонента);
• аргумент к выгоде (агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком-либо отношении);
• аргумент к состраданию (вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию);
• аргумент к верности (склоняют принять тезис апеллируя к верности, привязанности, почтению и т. п.).
Способы аргументации
Аргументация нисходящая – аргументация, в которой оратор вначале приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом.
Аргументация восходящая – аргументация, в которой оратор вначале приводит менее сильные аргументы, затем наиболее сильные и завершает выступление самым сильным аргументом.
Аргументация односторонняя – аргументация, в которой используют либо только аргументы «за», либо только аргументы «против».
Аргументация двусторонняя – аргументация, в которой используют аргументы и «за», и «против».
Аргументация дедуктивная – аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от общего к частному» (от вывода к аргументам).
Аргументация индуктивная – аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от частного к общему» (от аргументов к выводу).
Способы изложения материала (исторический, ступенчатый, дедуктивный, индуктивный, концентрический, аналогический)
Способ изложения материала – методы словесного изложения, разъяснения и подтверждения мысли.
Исторический способ – изложение материала в хронологической последовательности.
Ступенчатый способ (стадиальный) – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей. Данный способ очень напоминает исторический. Главное отличие в том, что ступенчатый способ отвечает не логике событий, а логике движения мысли.
Дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам). Это способ поиска подтверждений высказанному ранее обобщению.
Индуктивный способ – изложение материала от частного к общему, от фактов к некоторой гипотезе, способ предвосхищения основания.
Концентрический способ – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному. При концентрическом способе основная идея речи формулируется в её начале, хотя и в общей форме. В процессе речи она обосновывается, обогащается, новыми фактами, мнениями. В конце речи оратор возвращается к формулировке основной идеи, уточняя её.
Аналогический способ (метод аналогии) – изложение от частного к частному (переход известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов), то есть это умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом.
Приемы привлечения внимания аудитории
1. Изложение цели и задачи выступления.
2. Обращение к событию, времени, месту, известному историческому эпизоду, к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми.
3. Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации.
4. Использование риторического вопроса.
5. Прием сопереживания.
6. Возбуждение любопытства.
7. Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из собственной жизни.
8. Ссылка на свое эмоциональное состояние.
9. Демонстрация какого-либо предмета.
10. Изложение парадоксальной ситуации.
11. Цитирование афоризма, точки зрения авторитетной личности, концепции ведущего специалиста, ученого.
12. Постановка проблемного вопроса и ответ на него.
13. Обращение к жизненно важным интересам слушателей.
14. Вопросно-ответный ход рассуждения.