Маркетинг образовательных услуг
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 8 (2ч.)
Тема «Маркетинг
образовательных услуг»
План:
1.Субъекты и объекты маркетинга ОУ,
их функции
2. Понятие и структура окружающей
маркетинговой среды
3.Понятие и содержание сегментации
рынка
4. Продвижение ОУ на рынке
1
1.Субъекты и объекты маркетинга ОУ, их
функции
Ма́рке́тинг (от англ. marketing — продажа, торговля
на рынке) — это организационная функция и
совокупность процессов создания, продвижения и
предоставления продукта или услуги покупателям и
управление взаимоотношениями с ними с выгодой для
организации.
Маркетинг — вид человеческой деятельности,
направленной
на
удовлетворение
нужд
и
потребностей посредством обмена.
.
Субъекты маркетинга ОУ
Образовательные
учреждения
Личность
учащегося, студента,
слушателя
Посредники: службы
занятости, биржи
труда, органы
регистрации,
лицензирования и
аккредитации
образовательных
учреждений
За организациями-потребителями ОУ остаются
функции:
➢информирование образовательных учреждений и
структур, посредников и отдельных личностей о
предъявляемом спросе;
➢установление особых требований к качеству ОУ и к
своим
будущим
работникам
с
позиции
профессиональных и должностных требований,
соответствующее участие в оценке качества ОУ;
➢определение места, эффективных условий будущей
трудовой деятельности выпускников и соблюдение,
выполнение этих условий;
➢полное или частичное возмещение затрат, оплата
или иные формы компенсации за оказанные услуги.
С точки зрения маркетинга в функции
образовательного учреждения входит:
➢оказание обучающимся образовательных услуг,
передача желаемых и необходимых знаний, умений и
навыков (как по содержанию и объему, так и по
ассортименту и качеству);
➢производство и оказание сопутствующих ОУ, а
также оказание воздействий, формирующих личность
будущего специалиста;
➢оказание информационно-посреднических услуг
потенциальным и реальным обучающимся и
работодателям, включая согласование с ними условий
будущей работы, размеров, порядка и источников
финансирования ОУ и др.
Функции посредников на рынке ОУ:
➢накопление,
обработка,
анализ
и
продажа
(предоставление) информации о конъюнктуре рынка ОУ,
консультирование других субъектов;
➢участие в процессах аккредитации образовательных
учреждений, осуществление рекламной деятельности,
юридической поддержки;
➢формирование
каналов
сбыта,
организация
заключения и содействие выполнению сделок по ОУ;
➢участие в финансировании, кредитовании и других
формах
материальной,
ресурсной
поддержки
производителей и потребителей ОУ
Роль государства в маркетинге ОУ
Правовая
защита
субъектов
маркетинга
Гарант
гуманистичес
кого
образования
Инициация, поддержка и укрепление
благоприятного общественного мнения
социальных институтов образования, как
среди населения, так и в кругах
работодателей
Финансирова
ние
образования
Формирует
базовые
черты
ассортимента
образователь
ных услуг
Стереотипы маркетинга ОУ:
➢маркетинг - это дело лишь крупных корпораций,
рыночных лидеров
➢убежденность в том, что в условиях монополизации
рынка цивилизованный маркетинг вообще не возможен
➢маркетинг
необходим
лишь
коммерческим
организациям, ориентированным на прибыль
➢предубеждение против вовлечения государства как
субъекта власти
Вывод: маркетинг ОУ нужен как государственным
образовательным учреждениям, так и частным
Объекты маркетинга ОУ
Товары и
услуги
Идеи
Территории
Люди
Маркетинг в образовании - это преимущественно
маркетинг образовательных услуг.
Услуги:
➢нематериальны, не осязаемы до момента их
приобретения
➢неотделимы от субъектов (конкретных работников),
оказывающих их
➢непостоянны по качеству
➢несохраняемы
Проблемное содержание маркетинга
образовательных услуг:
➢Кого учить?
➢Зачем и чему учить?
➢Сколько учить?
➢Где учить?
➢Как учить?
➢Кто будет учить?
➢С помощью чего учить?
Маркетинг
образовательных
услуг
это
находящаяся на стыке многих сфер знаний научнопрактическая дисциплина, изучающая и формирующая
философию, стратегию и тактику цивилизованного
мышления и действия, поведения и взаимоотношений
субъектов
рынка
образовательных
услуг
образовательных
учреждений,
организацийпотребителей, личностей обучающихся, а также
органов
государственного
и
муниципального
управления и посреднических структур, которые
производят (оказывают), продают (предоставляют),
приобретают
и
потребляют
эти
услуги
и
сопутствующие им услуги и продукты.
Функции маркетинга образовательных услуг:
➢исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка
ОУ,
➢выявление перспективных ОУ и необходимости
обновления,
➢определение оптимальных значений объема, качества,
ассортимента и сервиса ОУ,
➢ ценообразование,
➢ коммуникационная деятельность,
➢ продвижение и продажи ОУ, а также их
сопровождение в процессе потребления.
Принципы маркетинга образовательных услуг:
➢в центре внимания не нужды производителя товаров и услуг,
а запросы и нужды потребителя
➢сосредоточение ресурсов вуза на предоставлении таких
образовательных услуг, которые реально необходимы
потребителям
в
избранных
учреждением
сегментах
регионального рынка
➢понимание качества образовательной услуги как меры
удовлетворения потребности в ней
➢рассмотрение потребностей не в узком, а в широком смысле, в
т. ч. за рамками традиционных, известных способов их
удовлетворения
➢ориентация на сокращение совокупных затрат потребителя в
регионе (прежде всего, затрат по потреблению образовательных
услуг) и учет их в ценообразовании, т. е. доминирование цены
потребления над ценой продажи
➢ предпочтение
методов
не
реактивного,
а
предугадывающего и активного формирующего спрос
типа
➢ доминирование
ориентации
на
долгосрочную
перспективу регионального рынка на решающих
направлениях.
➢ непрерывность сбора и обработки информации о
конъюнктуре рынка труда региона и его реакциях.
➢ использование различных вариантов прогнозов рынка
труда, оценок и решений на мультифакторной основе.
➢ оптимальное
сочетание
централизованных
и
децентрализованных методов управления – центр
управленческих решений переносится как можно ближе
к потребителю.
➢ ситуационное управление
2. Понятие и структура окружающей маркетинговой
среды
Окружающая
маркетинговая
среда
совокупность субъектов и сил (факторов),
активно действующих и влияющих на
конъюнктуру
рынка
и
эффективность
деятельности субъектов маркетинга.
Выделяют макро и микросреду ОУ
Макросреда
Политические
факторы
Экономические
факторы
Правовые
факторы
Демографические
факторы
Географические
факторы
Социокультурные
факторы
Микросреда подразделяется на:
➢факторы, не контролируемые образовательным
учреждением (поставщики, контрагенты, потребители,
конкуренты);
➢факторы, в определенной степени контролируемые
руководством образовательного учреждения (выбор и
коррекция сферы деятельности, определение целей
учреждения, роль в нем маркетинга, общий уровень
профессионализма и маркетинговой культуры персонала и
др.)
➢факторы, подконтрольные службе маркетинга:
выбор целевых рынков (сегментов), роли в конкуренции;
тип организации маркетинговой службы; расстановка
акцентов, выбор средств, внесение корректив в ходе
выполнения маркетинговых действий, решения задач.
3.Понятие и содержание сегментации рынка.
Сегмент рынка - это совокупность потребителей,
одинаковым образом реагирующих на демонстрируемые
(обещаемые)
свойства
товара
(услуги),
на
побудительные стимулы маркетинга.
Деятельность по сегментиpованию pынка включает в
себя последовательно следующие пpоцедуpы:
➢определение принципов сегментации (типов, пpиоpитетов
в отношении пpизнаков сегментации, кpитеpиев оценки
сегментов);
➢составление профилей, диагpамм, матpиц, т.е. пpоведение
pазбивки pынка;
➢оценка степени привлекательности полученных сегментов
с помощью избpанных кpитеpиев оценки;
➢выбор одного или нескольких сегментов pынка для
выхода на них со своими товаpами (услугами) и сpедствами
их пpодвижения;
➢решение о позиционировании товара (услуги) в каждом из
выбpанных сегментов pынка
➢разработка общих чеpт и составляющих стратегии
маpкетинга для каждого целевого сегмента.
Особенности рынка ОУ по группам потребителей:
➢потpебители-личности
(сегментация
в
соответствии
с
социально-демогpафическими,
экономическими и
культуpными
кpитеpиямиудлиненность,
многозвенность
и
трудная
управляемость продвижения продукции)
➢потребители-пpедпpиятия
(сегментация
по
отраслевому и другим пpизнакам - низкая
выpаженность pеагиpования, эластичность спроса в
зависимости от изменений цены на услуги)
➢оpганизации pазличных фоpм собственности,
оpганы госудаpственного и
pегионального,
местного упpавления (пpиоpитетное положение по
отношению к личностям обучающихся)
Сегментация по параметрам ОУ
➢уровень образования,
➢профиль подготовки,
➢уровни фундаментальности, широты образования и
глубины специализации,
➢формы обучения, его сроки (объемы), используемые
методы и приемы.
Сегментация рынка ОУ по конкурентам
➢другие образовательные учреждения, производящие
такие же ОУ, обеспечивающие аналогичные
дополнительные услуги и назначающие те же цены
➢консультационные фирмы
Критерии оценки и выбора сегментов рынка ОУ
➢количественные параметры: количество потенциальных
потребителей, компактность их размещения;
➢ доступность сегмента для образовательного учреждения (и
наоборот, образовательного учреждения для потребителей из
данного сегмента);
➢существенность сегмента, включая его устойчивость по
объединяющим признакам и перспективы роста;
➢рентабельность сегмента, определяемая для небюджетных ОУ
по показателям нормы прибыли, дохода на вложенный капитал и
др.;
➢совместимость сегмента с рынками основных конкурентов:
мера его обособленности, готовность вступить в кооперацию или в
жесткую конкуренцию;
➢эффективность работы в выбираемом сегменте рынка, с
учетом сложившихся традиций образовательного учреждения, его
потенциала и ресурсов.
Жизненный цикл образовательной услуги включает 5
стадий:
1. внедрение – период медленного роста, когда услуга только
начинает осваивать рынок;;
2. рост – период быстрого завоевания рынка; если новая
образовательная программа удовлетворяет рынок, то она
привлекает потребителей; в течение этой стадии необходимо
поддерживать быстрый рост спроса, улучшая качество программ
и акцентируя внимание на их новые особенности;
3. зрелость – период медленного роста, вследствие получения
образовательной
услуги
большинством
потенциальных
потребителей;
4. насыщение –образовательную программу начинают
предлагать и другие образовательные учреждения, спрос падает;
5. спад – период, когда интерес потребителей падает; он может
быть быстрым или медленным.
4. Продвижение ОУ на рынке
Продвижение (распространение) образовательной
услуги
–
процесс,
посредством
которого
образовательное учреждение делает свои программы и
услуги доступными для своих целевых рынков.
Комплекс маркетинговых коммуникаций состоит
из четырех основных средств воздействия:
➢стимулирование сбыта,
➢формирование
благоприятного
общественного
мнения, связи с общественностью (public relations),
➢личные продажи,
➢реклама.
Реклама
Особенности
➢баланс
в
соотношении
информативности
и
эмоциональности.
➢глобальный уровень рекламы
➢должна учитывать национальные и религиозные
особенности того или иного сегмента рынка,
культурные традиции населения
➢учет региональных, местных особенностей и проблем:
экологии, транспорта, энергетики и др.
➢воздействие на различные структурные звенья и
уровни рынка
➢выбор носителей рекламы
➢оживление рекламной активности
➢реклама –источник дохода
Элементы технологии и организации рекламы
Три основных типа целей рекламы:
➢информирование (облегчение выведения на рынок новой
модификации ОУ, сопровождение обновленного ассортимента,
информирует о содержании программ обучения, о технологиях и
ожидаемых результатах образования, об изменениях цены и о
предлагаемом дополнительном сервисе)
➢увещевание (формирует расположение к данному учреждению,
убеждает немедленно обратиться за дополнительной потребной
информацией или просто совершить покупку предлагаемых ОУ,
донесение до сознания клиентов некоторых своих особых
характеристик).
➢Напоминание (используется уже известными, признанными
образовательными учреждениями или по крайней мере теми, кто
уже провел значительную увещевательную и информативную
рекламу)
Основные рекламные аргументы, действующие в
отношении личности обучающегося:
1. Экономические: уровень будущей заработной
платы, уровень стипендии в процессе обучения,
бесплатность или льготный порядок приобретения
различных услуг (медицинского обслуживания, отдыха,
получения дополнительных знаний и специализации и
др.)
2. Социальный статус в отечестве: будущее высокое
профессиональное
и
социальное
положение,
общественное признание достижений выпускников
образовательного учреждения, известность его марки и
научно-педагогических кадров.
Врастание в мировые интеллектуальные связи:
общение с иностранными студентами и преподавателями,
возможности
обучения
и
прохождения
практики,
международное признание диплома вуза, соответствующие
возможности трудоустройства.
4. Организация образовательного процесса и его
обеспечение: высокий уровень занятий, индивидуальный
подход к обучающимся, возможности личного выбора
программ
5. Соответствие требованиям предпочитаемого стиля
жизни: самостоятельность (независимость), интересное
окружение, возможности культурного роста и проведения
досуга и отдыха, самовыражения в научном творчестве,
проведения экспериментов, разрешения других проблем
личности.
3.
Оценка эффективности рекламы:
➢Коммуникативная
(определяется
путем
лабораторных экспериментов, с применением
методов и инструментов психофизиологии и
психологии. Это могут быть тесты на восприятие,
узнавание
(например,
фирменного
знака),
запоминание и осмысление)
➢Торговая (изменения запрашиваемых объемов
продукции, услуг до и после рекламных действий на
пробном рынке и на контрольном, где эти действия
не осуществлялись)
Связи с общественностью
"public relations" (ПР)
Три основные группы действий по осуществлению
ПР, нацеленные на:
➢достижение
доброжелательного
отношения
общественности к учреждению с целью обеспечить
его нормальное функционирование и расширение
деятельности ;
➢ сохранение репутации;
➢ продуктивные
внутренние
отношения
в
учреждении - создание у сотрудников чувства
ответственности и заинтересованности в делах и
действиях администрации.
Средства ПР
1)Печатные источники
2)Сеть
3)Реклама на щитах
4)Ярмарка вакансий, день открытых дверей
5)Связи
с
органами
представительной
и
исполнительной власти
6)Кооперация
администрации,
научнопедагогического персонала, других сотрудников и
студентов
Личные контакты и продажи
➢коммуникации в форме личных контактов: ведь сам
образовательный процесс - это всегда общение
личностей.
➢позволяет выявить и скорректировать индивидуальную
пригодность ОУ,
➢способствует
становлению
разнообразных
доброжелательных отношений между образовательным
учреждением и возможным клиентом,
➢побуждает клиента к позитивной ответной реакции.
➢позволяют перейти от стратегии агрессивного
"проталкивания" готовых ОУ на рынок к стратегии
привлечения покупателей к ним, формирования спроса
на ОУ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Готовит по специальностям: (перечень)
Государственный диплом, отсрочка от армии,
крупнейшая вузовская библиотека России,
современные компьютерные классы, служба
содействия занятости выпускников, свободный
доступ в интернет, общежитие
РГТУ – это умное пространство
Домашний ясли – сад
«Звездочка»
И ваш малыш будет сиять
Ваш малыш – как дома
Ваш малыш – в центре нашего внимания
➢Уютный садик в экологические чистом районе
➢Заботливые воспитатели с педагогическим и
медицинским образованием
➢Полная подготовка к детскому саду
➢Развитие
индивидуальных
и
творческих
способностей
➢Гибкое расписание
➢Низкие цены