Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Макрохарактеристики личности: темперамент, характер, способности, направленность, самосознание

  • 👀 805 просмотров
  • 📌 748 загрузок
  • 🏢️ Восточно – Европейский институт психоанализа
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Макрохарактеристики личности: темперамент, характер, способности, направленность, самосознание» pdf
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Лекция 10. Макрохарактеристики личности: темперамент, характер, способности, направленность, самосознание. 1. Темперамент. 2. Темперамент и характер. 3. Индивидуальный стиль деятельности. 4. Типы темперамента. 5. Характер. Сила характера и бесхарактерность. 6. Черты и структура характера. 7. Типы характера. 8. Направленность личности. 9. Типы направленности. 10.Характеристики направленности. 11.Способности. Признаки наличия способностей 12.Способности и задатки. 13.Способности и знания, умения, навыки. 14.Способности и психические процессы (функции). 15.Общие и специальные способности 16.Уровни развития способностей. 17.Самосознание и Я-концепция Методические рекомендации к изучению темы: Темперамент, характер, направленность и способности и самосознание – это важнейшие макрохарактеристики личности. Темперамент – наиболее изученная категория. Основные проблемы в изучении темперамента связаны: с установлением его природных основ; с поиском и измерением его свойств, построением типологий. Если первая проблема в основном решена, то вторая – решена недостаточно, взгляды на ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) свойства темперамента различны у разных авторов, единого перечня свойств нет. Характер – одна из социальных подструктур личности, он чаще других психических образований подвергается оценке по критерию: «хороший – плохой». Характер представлен совокупностью относительно устойчивых психических свойств субъекта и выполняет функции адаптации к социальной среде. Он не отождествляется с личностью и структурой «Я». Направленность - макрохарактеристика, представляющая собой систему побуждений, определяющих избирательность отношений и активность человека. Личная и профессиональная направленность изучены лучше всего. Способности – это личностные свойства, являющиеся условиями успешного усвоения и осуществления определённых видов деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами какойлибо деятельности. Материал лекции изложен очень кратко, возможно понадобится обратиться к учебникам и специальным монографиям, для пополнения знаний. При изучении темы необходимо разобраться в понятиях и научиться применять категории при анализе жизненных примеров. Внимательно прочтите материал лекций, ответьте на вопросы для самопроверки. Темперамент – общая формально – динамическая характеристика поведения. Основные положения, сформулированные при исследовании темперамента, сводятся к следующим: 1. Свойства темперамента включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. 2. В исследованиях подчеркивается наследственная обусловленность темперамента и его относительная устойчивость. Темперамент возникает под влиянием общей конституции, в которую входят частные: гуморальная, соматическая, хромосомная, физиологическая и нейродинамическая конституции. Наследственная обусловленность темперамента доказывается:  его независимостью от целей и содержания поведения; ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru)       универсальностью проявлений во всех сферах жизни; ранним проявлением в детстве; устойчивостью в течение длительного периода жизни человека; проявлением в стрессовых ситуациях наследуемостью; наличием взаимосвязей свойств темперамента со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем. 3. Темперамент развивается - вслед за биологическим возрастным развитием и в результате смены разных типов деятельности (игра, учеба, труд и др.). 4.Темперамент может рассматриваться в качестве задатка общих способностей и как природная предпосылка развития творческих способностей. В структуре творческих способностей выделены две характеристики: содержательные (оригинальность, продуктивность) и формальнодинамические - беглость и гибкость. Беглость как компонент творческих способностей обусловлена преимущественно характеристиками темперамента - пластичностью и темпом, а гибкость - зависит от социальной эмоциональности и общей активности 5. Темперамент не влияет на результаты деятельности, он определяет ее стиль - темп, скорость, длительность протекания. 6. Темперамент характеризует меру энергетического напряжения и отношение к миру и себе. Заданный от природы уровень энергодинамических возможностей (уровень обмена веществ, особенности нервных процессов, активность гормональной сферы и др.), контролирует расходование человеком своих энергетических возможностей. Темперамент задает границы активности остерегает организм от чрезвычайно большого или малого расхода энергии. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.  Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru)  Проявления в моторной сфере считаются частными выражениями общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.  Проявления эмоциональности - впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. п. Темперамент и характер Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь:  от темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному;  темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие препятствуют;  в зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера. Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от характера - благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента. Индивидуальный стиль деятельности Темперамент не определяет уровня развития общих или специальных (например, профессиональных) способностей. От темперамента не зависит достижение успеха. Если требования деятельности противоречат какому-либо свойству темперамента, то возможен выбор таких приемов и способов ее выполнения, которые соответствуют ему в большей степени, благодаря этому возможно согласование темперамента и требований деятельности. Индивидуальный стиль — это совокупность вариантов деятельности, наиболее удобных для человека при имеющемся у него темпераменте. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Приобретение определенного индивидуального стиля не меняет темперамента. Признаками индивидуального стиля деятельности являются устойчивая система приемов и способов деятельности. Индивидуальный стиль обусловлен определенными личными качествами и выступает средством эффективного приспособления к объективным требованиям. Типы тепрерамента. Характер (от греческого character – отпечаток; черта, признак, особенность) – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.  характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям;  характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые; ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru)  характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни;  образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера. «Характер выражается в направленности личности, ее установках и значимых отношениях, которые регулируют и контролируют все проявления человека, – отмечал С. Л. Рубинштейн. Сила характера и бесхарактерность Понятие «сильный характер» означает устойчивые проявления личностных свойств, которые жестко детерминирует поведение, придают определенность отношениям к окружающему. Определенность характера – это конкретная определенность по отношению к тому, что человеку не безразлично. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то очень значимого в жизни, от чего зависят мотивы, цели поступков, задачи, которые он ставит, направленность его личности. Определенный характер – это характер с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт. Понятие «бесхарактерность» указывает на отсутствие такой внутренней определенности, когда действия и поступки зависят от ситуации, а не от человека. Черты характера Единицей анализа характера считается черта. Черты характера психические свойства человека, определяющие его типичное поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость — в ситуации общения. Черты характера классифицируются по разным основаниям: 1) в связи с психическими процессами: ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) черты характера волевые (решительность, настойчивость.....) эмоциональные (впечатлительность, порывистость...) интеллектуальные (сообразительность, находчивость...) 2) в связи с направленностью личности. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. в отношении к людям (честность, правдивость) черты характера в отношении к деятельности (испольнительность) в отношении к себе ( эгоизм, альтруизм) 3) в связи с выполняемыми функциями: черты характера мотивационные побуждают и направляют деятельность в отношении к миру (убежденность в важности своих дел) инструментальные придают деятельности стиль ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Каждая черта характера имеет два полюса: один положительный, а другой -отрицательный. Например, «общительность – замкнутость», «чуткость - черствость» и «отзывчивость - грубость», «уважение к другим людям - презрение к другим людям». Черты характера объединяются в симптомокомплексы, они тоже связаны между собой и образуют ядро характера. Некоторые черты характера являются центральными. Невозможно преодолеть отдельные недостатки характера (например, грубость и лживость) и воспитать отдельные положительные свойства (например, вежливость и правдивость), игнорируя центральные, стержневые отношения личности, и прежде всего отношение к людям. Целостность характера не абсолютна. Это связано с тем, что центральные свойства не всегда полностью определяют остальные. Кроме того, степень целостности характера индивидуально - своеобразна. Встречаются люди с более целостным и менее целостным или противоречивым характером. Цельные характеры отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому характеру свойствен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у границы норм, возникает так называемая акцентуация характера. Структура характера В структуре характера разные авторы выделяют различные свойства. Так, Б. Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента. А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев включают в структуру характера такие пары свойств:  уравновешенность – неуравновешенность;  сензитивность – агрессивность;  широту – узость;  глубину – поверхностность; ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) богатство, содержательность – бедность;  силу – слабость. Н. Д. Левитов выделяет: определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость.  Типы характера Тип характера – это качественно своеобразный склад личности, присущий определенной части человечества. В своей знаменитой работе «Психологические типы» К. Юнг (1875 – 1961) ввел представление о двух универсальных типах – экстравертном и интровертном, которые, как он считал, дают возможность различать две обширные группы индивидуумов. Когнитивная типология представляет своеобразный синтез психологических характеристик мышления, обусловленных типом темперамента по Гиппократу, характера по К. Юнгу и типа высшей нервной деятельности по И. П. Павлову (например, мыслительно – интуитивный тип, эмоционально – интуитивный тип и т. д.). Психогеометрическая типология (квадрат, треугольник, круг, зигзаг, прямоугольник). А. А. Алексеев и Л. А. Громова, петербургские психологи, авторы книги «Психогеометрия для менеджеров» и т. п. Все типологии имеют разные базовые основания. Но, несмотря на различия, во всех типологиях есть и общее:  Они намечают рамки, в которых находится место для любого индивида (если человек не представляет собой «чистый» тип – а это, как показывает опыт практической деятельности, бывает крайне редко – в соответствии с той или иной классификацией, возможно, описать его по степени сходства с одним (или более) типом конкретной типологии или же путем интеграции признаков из нескольких типологий).  Типы всегда состоят из отчетливого набора качеств, даже если определенный тип зависит от единственной доминирующей и организующей характеристики.  Любая типология должна обладать определенной устойчивостью, способностью сохраняться в случае драматических изменений, происходящих в жизни человека. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) В дифференциальной психологии чрезвычайно популярна типология, в основе которой лежит деление людей на неакцентуированных и акцентуированных (т. е. типология акцентуаций характера). Психологическая наука давно высказала мысль о том, что нельзя провести четко очерченную границу между нормой и патологией. Существует целый ряд переходных состояний, которые, хотя и не противоречат признакам нормы, но в то же время значительно отличаются от нее уникальностью и своеобразием. Акцентуированные личности как раз и представляют собой феномен ярко выраженной индивидуальности, проявление своеобразного развития личности в своеобразных условиях, которое приводит к нарушениям социальной адаптации человека. Немецкий психиатр Карл Леонгард в одной из своих работ показал (1964) показал, что у 20 – 50% людей характер не является гармоничным, сбалансированным. Некоторые черты его выражены так ярко, так заострены (акцентуированы), что это нередко приводит к «нервным срывам», к однотипным конфликтам. Такие чрезмерно выраженные черты подобно «психологическим шипам» делают человека неудобным для окружающих и даже для самого себя. Основанием для выделения типов акцентуации является доминирование в характере человека какой-то одной черты (хотя могут быть выражены и две черты). В общении с разными людьми одна и та же черта характера личности может оказать положительное и отрицательное влияние. Поэтому в характеристике психотипа можно условно выделять «положительные» и «отрицательные» черты, чтобы подчеркнуть двойственность любого проявления. Рассмотрение акцентуаций характера целесообразно производить по следующей схеме:  Описание типа – своеобразная «психологическая картинка», которая показывает, как проявляются характерные особенности данного типа в общении, деловой сфере, познании, в отношении к самому себе.  Проявления в детском возрасте – здесь необходимо указать яркие особенности представителя данного типа, проявляющиеся уже в детском возрасте.  Главные черты, характеризующие данный тип акцентуации. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru)  «Слабое место» - условия, которые могут привести к психологическому срыву.  Подростковые реакции:  реакция эмансипации;  коммуникабельность, или реакция группировки со сверстниками;  увлечения;  отношение к алкоголю и наркотикам;  сексуальность.  Нарушения поведения.  Возможные заболевания, в первую очередь, психические, а также и физические.  Индивидуальный подход в процессе обучения, воспитания и организации трудовой деятельности представителя данного типа.  Предпочитаемая профессиональная деятельность, на основании чего могут быть даны некоторые профориентационные рекомендации. Направленность личности является многомерной, многоуровневой и динамической системой. Компоненты направленности личности могут быть выражены вербально (система понятий, представлений) и в виде образов, в которых репрезентируются различные стороны и компоненты действительности (образ других личностей, общностей, общества в целом и т.д.). О направленности уже кратко упоминалось в лекции 7. Различные авторы по разному определяют это понятие. Автор С.Л.Рубинштейн А.Н.Леонтьев В.Н.Мясищев Б.Ф.Ломов Прангишвили Б.Г.Ананьев Трактовка направленности личности Динамическая тенденция Смыслообразующий мотив Доминирующее отношение Субъективное отношение личности Динамическая организация сущностных сил человека Основная жизненная направленность Термин «направленность» личности восходит к работам В.Штерна (Richtungsdipositionen) и переводится как «доминирующее правильное ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) отношение». Решение вопроса направленности предполагает указание того, на что направлена личность. Говорят о направленности интересов, вкусов, взглядов, желаний человека, что указывает на избирательность, индивидуальность и неповторимость побуждений индивида. Структура направленности личности, может быть, простой и сложной. Главное в ней - это устойчивое доминирование какого- либо влечения, желания, стремления, интереса, склонности, идеала, мировоззрения, убеждения. Типы личностной направленности Направленность личности может проявляться в отношении: к другим людям, к обществу, к самому себе. Д. И. Фельдштейн и И. Д. Егорычева, на основе эмпирического исследования, выделили следующие типы личностной ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) направленности: гуманистическую, суицидальную направленность. Характеристики направленности эгоистическую, депрессивную и 1. Уровень направленности это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения). 2. Широта направленности характеризует круг интересов личности. Широкая направленность - это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью. 3. Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений. 4. Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью. 5. Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности. Способности различными авторами понимаются по- разному. Определение способностей. Автор Определение способностей С.Л.Рубинштейн Это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности – результаты закрепления не способов действий, а психических процессов, посредством которых действия и деятельности регулируются К.К.Платонов Качество личности, определяющее успешное овладение определенной деятельностью и совершенствование в ней. Это подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) А.Н.Леонтьев Способности - человеческие окультуренные психические функции В.Д.Шадриков Способности - свойства особым образом организованной материи реализующей функцию отражения объективно существующего мира (способность ощущать, мыслить, чувствовать) способности - свойства функциональных систем, реализующих отдельные психологические функции. Как видно, способности - это:  Индивидуально - психологические особенности являющиеся условием успешности освоения или выполнения деятельности;  Психические свойства личности, обеспечивающие успешность освоения или выполнения конкретных видов деятельности;  Синтез свойств личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий успешность ее выполнения. Способность = Продуктивность Цена Способность = Успешность Трудность Признаки наличия способностей  Высокий темп обучения  Широта переноса навыка. Обучившись применению операции в одной ситуации, человек ее легко применяет в других ситуациях  Энергетическая экономность выполнения деятельности  Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности  Высокая мотивация, стремление к этой деятельности, часто вопреки обстоятельствам Способности и задатки. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Задатки - это врожденные анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др. Задатки считаются врожденными, они передаются по наследству или возникают в период эмбрионального развития, способности формируются на основе задатков и развиваются в процессе деятельности. Задатки интеллектуальных способностей проявляются, прежде всего, в функциональной деятельности — его большей или меньшейподобно возбудимости, подвижности Задатки и мозга способности соотносятся тому, как в нервных генетике процессов, быстроте образования временных связей и др., соотносятся генотип и фенотип. Генотип считается устойчивой системой генов индивида, передаваемой по наследству, а фенотип – изменчивой системой прижизненно формируемых признаков, диапазон вариативности появлений генотипа называют нормой реакции. Не все задатки преобразуются в способности, так как социальная система требует выполнения не всех видов деятельности. Способность возникает, когда задатки объединяет функция. Если функцию убрать, то останутся задатки, а способности не будет. Е.П.Ильин предложил такую схему для иллюстрации этого положения. Задатки символизируют «кольца», а весь рисунок условно обозначает способности. Если функции нет, то задатки остаются, а способности - нет. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях. Задатки неспецифичны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности. В психологии используется термины актуальные и потенциальные способности. Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении социальных условий. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Актуальные способности необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные. Способности и знания, умения, навыки. Знания, умения и навыки характеризуют способности, но не определяют их в полной мере. Способности являются продолжением развития личностных свойств и относятся к высшим уровням организации личности, которая и выступает условием успешности, ставя знания, умения и навыки на службу деятельности. Способности и психические процессы (функции). Память, внимание, мышление, воображение — это психические процессы. А их особая организация (когнитивные стили, когнитивные схемы), специфика (ориентированность на вид деятельности) и мобилизация сил (роль личности) для выполнения определенной деятельности, которые обеспечивают достижение необходимого результата ценой минимальных затрат, описываются как способность. Общие и специальные способности К общим способностям относятся такие, которые:  определяют успехи человека в различных видах деятельности (мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и пр.);  хорошо развиты у большинства людей;  проявляются в общении и при взаимодействии с людьми. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное. Общие способности Авторы ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Обеспечивают успешность овладения различными видами человеческой деятельности Выражают наиболее общие свойства: интеллект, креативность и обучаемость Связаны с восприимчивостью и способностью к обучению так они лежит в основе усвоения любой деятельности. Определяют активность и саморегуляцию человека Обнаруживаются на уровне психических процессов Правомерно говорить об общих способностях разного уровня; общие способности представляют собой континиум от наиболее общих характеристик (например, умственная активность и саморегуляция) до сравнительно конкретных свойств психических процессов. С.Л.Рубинштейн, К.К.Платонов, В.Д. Шадриков В.Н. Дружинин, М.А. Холодная Б.Г.Ананьев Лейтес Н.С. Э.А. Голубева, А.И. Крупнов, В.М. Русалов. В.Д. Шадриков В.Э. Чудновский Традиционным для отечественной психологии является выделение общих способностей «по блокам» деятельности - к труду, к общению, к обучению, к творчеству, к предметной деятельности. В данном случае классификация способностей осуществляется по критерию – сфера социальной активности личности. По сфере специальной активности спосбности к общению к обучению к творчеству к предметной деятельности К специальными способностям относят те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним относятся ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя, и обогащая друг друга. В отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности. Подобное взаимодействие некоторыми авторами объясняется тем, что общие способности являются базой для развития специальных. Разделение на общие и специальные способности весьма условно. Уровни развития способностей. Одаренность — это комплексное явление. Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Специальная одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности, а общая одаренность – это одаренность к широкому кругу деятельностей или качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей. Происхождение этого термина опирается на представление о «даре» — высоких задатках, которыми природа награждает тех или иных людей. Задатки опираются на наследственность либо на особенности внутриутробного развития. Поэтому одаренность следовало бы понимать как показатель высокого уровня способностей, опирающихся на природную предрасположенность. Однако Н. С. Лейтес отмечает, что в реальности бывает трудно отследить, являются ли способности в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) или же они преимущественно — воплощение задатков. Поэтому в науке в большей степени установилось такое понимание этого термина, которое свидетельствует просто о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития каких-то способностей, особенно если речь идет о детях. Уровни одаренности – талант и гениальность. Талант и гениальность ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) И. Акимов и В. Клименко подчеркивали, что между талантом и гением не количественное, а качественное различие. У них разное чувствование мира. Продукт деятельности таланта — оригинальность; продукт деятельности гения — простота. Авторы считают, что гений рождается из таланта; рождается как результат многолетней работы таланта над качеством. Другая точка зрения состоит в том, что талант и гениальность не являются стадиями, это разные психологические качества. Талантливый человек может использовать свой талант, а может и не использовать, то гениальный человек фактически является заложником своей гениальности, он не может не работать в том направлении, в котором одарён, для него наказанием является лишение его возможности творить. Не случайно одаренность называют «девиацией», хоть и позитивной. Самосознание и Я-концепция Самосознание является необходимым условием существования личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и себя в своих отношениях с окружающим. Становление самосознание включено в процесс становления личности. Оно не надстраивается над личностью, а является одним из ее компонентов. Понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития личности, начиная с первых дней ее жизни. Ведущая функция самосознания – это саморегуляция поведения. Совокупность представлений о себе и их оценка создает психологическую основу поведения личности. Знание себя обусловливает самодостаточность личности, степень ее уверенности в себе, независимость от других, свободу в поведении и осознание ограничений свободы. В работах Б.Г. Ананьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, В.В.Столина Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, А.Г.Спиркина проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте проблемы развития личности. Продуктом самосознания является «Я-концепция» личности. Во многих психологических теориях «Я-концепция» является одним из центральных понятий. Однако до сих пор не существует ее универсального определения, единства в терминологии. Термины, которые одни авторы ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) употребляют для обозначения «Я-концепции» в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. У. Джеймс, К. Роджерс, и другие, выдели различные формы представлений о себе, дифференцированные по сфере проявлений («социальное Я», «духовное Я», «физическое Я», «интимное Я», «публичное Я», « моральное Я», «семейное Я» и т.д.); как реальность и идеал («реальное Я», «идеальное Я»); на временном континууме («Я в прошлом», «Я в настоящем) Используются и другие критерии. Число «Я-образов» и их содержание определяется исследователем на основе теоретических соображений. «Я концепция» описана в работах У.Джеймса, К.Роджерса, Э. Эриксона, Р.Бернса, Т.Шибутани, Дж. Мида и многих других выдающихся ученых. Вопросы для самопроверки 1. Дайте определение темперамент. 2. Сравните понятия темперамент и характер. 3. Что такое индивидуальный стиль деятельности? 4. Какие существуют типы темперамента? 5. Что такое характер; бесхарактерность? в чем проявляются сила характера и 6. Что такое черты характера и как складывается его структура 7. Какие типы характера выделяют авторы? 8. Что такое направленность личности? 9. Какие известны типы направленности? 10.Перечислите характеристики направленности. 11. Что такое способности, по каким признакам их можно выявить? 12. Как соотносятся способности, задатки, психические процессы (функции)? знания, умения и навыки, 13. Что такое общие и специальные способности? 14. Какие выделяют уровни развития способностей? ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) 15. Что такое самосознание и Я- концепция?
«Макрохарактеристики личности: темперамент, характер, способности, направленность, самосознание» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot