Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Логопедическое обследование лексического строя речи. Обзор методик

  • 👀 8275 просмотров
  • 📌 8230 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Логопедическое обследование лексического строя речи. Обзор методик» ppt
Логопедическое обследование ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Обзор методик ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Лексика (от др.-греч. τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях [Арапов М. В. Активный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой . — М.: Советская энциклопедия, 1990]. Словарны й состав язы ка — наиболее открытая и подвижная сфера языка. В него непрерывно входят новые слова и постепенно уходят старые. Нарастающая сфера человеческих знаний, прежде всего, закрепляется в словах и их значениях, благодаря чему лексических приобретений в языке становится все больше. Образование, наука, новейшие технологии, сведения из других культур — всё это формирует новый тип современного общества (информационное), в котором формируется новый языковой стиль — стиль эпохи информационного развития. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Лексика — весь словарный запас языка, в котором выделяют активную и пассивную составляющие. Архаизмы — устаревшие слова. Неологизмы — новые слова. Омонимы — слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию Антонимы — противоположные по значению. Синонимы — сходные по значению Однозначные слова — слова, имеющие одно значение. Многозначные слова — слова, имеющие два, и более значении. Активны й словарь, активны й запас слов – часть лексического и фразеологического состава языка. Играет наиболее важную роль при выполнении языком коммуникативной функции. Включает относительно ограниченное число лексических единиц, особенно часто используемых в речи в связи с наиболее существенными для данного общества реалиями. Противопоставляется пассивному словарю. [Арапов М. В. Активный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990.]. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Пассивны й словарь, пассивны й запас слов – часть словарного состава языка, состоящая из единиц, ограниченных в употреблении особенностями обозначаемых ими явлений (к примеру, историзмы, собственные имена) или известных лишь части носителей языка (таковы архаизмы, неологизмы, термины). К пассивному словарю могут принадлежать и лексические единицы, используемые исключительно в отдельных функциональных стилях языка: книжная, разговорная и другая стилистически окрашенная лексика. [Арапов М. В. Активный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990]. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Лексика – словарный запас языка, ведущий компонент речевого общения, выступает в речи во взаимодействии с грамматикой и фонетикой. [http://fonema.ru/index.php]. Лексический минимум – лексические единицы, которые должны быть усвоены учащимися за определенный промежуток учебного времени. Количественный и качественный состав лексического минимума зависит от целей обучения, этапа, количества учебных часов и др. В современной лингводидактике и логопедии лексический минимум ориентирован на уровень владения языком и речеязыковые возможности учащегося (возраст ребенка, форма речевой патологии) [http://fonema.ru/index.php]. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Овладение системой лексических значений родного язы ка — это довольно сложная умственная работа, в процессе которой ребенку предстоит разобраться в иерархии языковых единиц, усвоить различные законы и правила их выбора и употребления, овладеть значениями слов, возможностями их сочетания друг с другом. На начальном этапе лексикон малыша состоит из слов, обозначающих предметы и явления, окружающие его повседневно (словарь существительны х, предметны й). Знакомясь с вещами, ребенок запоминает их названия. По мере своего интеллектуального и речевого развития он начинает постигать значения слов: сначала соотнося слова с конкретными предметами (стол, чашка, шапка), затем усваивая их понятийное содержание (мебель, посуда, одежда). Постепенно накапливаясь, слова в сознании ребенка начинают группироваться, классифицироваться и упорядочиваться. И к моменту поступления в школу ребенок в основном овладевает всей лексической системой родного языка. (О. А. Безрукова «Слова родного языка» Издательство «Русская речь» 2013г. стр.7) ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Глагольны й словарь — это основа фразовой речи. Без глаголов невозможно построить предложение, выразить какую - либо мысль. Именно, глаголы несут в себе наиболее важную информацию о предмете. (Снег тает. Кошка спит. Дети гуляют). Глаголы обладают большей степенью абстракции, поэтому их появление в речи детей происходит позднее по сравнению с существительными. Лексические значения глаголов очень многообразны. Это и действия (рисовать, мяукать, пилить), и состояния (болеть, радоваться), и отношения (принадлежать, совпадать) и многое другое. Сначала ребенок обращается к словам, обозначающим действия, которые ему приходится часто совершать или наблюдать в повседневной жизни: спать, играть, гулять и т.п. По мере своего развития малыш начинает вычленять из речи окружающих слова, обозначающие действия, не связанные непосредственно с его бытом: летать, стирать, рубить и т.п. Слова с более выраженной степенью абстракции (думать, огорчаться, радоваться) появляются еще позднее. Чем больше глаголов в словаре ребенка, тем легче ему выразить свою мысль с помощью фразы. По сравнению с существительными значения глаголов усвоить труднее, так как не все действия, которые они обозначают, можно непосредственно наблюдать. Многие действия внешне похожи, но называются по - разному: мыть — чистить, причесываться — гладить, стучать — бить и т.п. (О. А. Безрукова «Слова родного языка» Издательство «Русская речь» 2013г. стр.67) ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Словарь прилагательны х появляется в речи ребенка позже существительных и глаголов, что объясняется большей степенью их абстракции и меньшей прагматической ценностью. Действительно, для только начинающего говорить ребенка более важным является выделение самих предметов и связанных с ними действий, чем указание на их качества или признаки. Ведь качество есть нечто второстепенное по отношению к предмету. Сначала появляются слова, содержащие оценку предмета (хороший, плохой) или уточняющие его размер (большой, маленький). По мере своего речевого развития малыш начинает выделять и другие свойства, и признаки предметов. Он постепенно осознает, что еда бывает разной по вкусу: кислой, сладкой, соленой, тапочки могут быть папины, а могут быть мамины, стол может быть письменным, а может быть обеденным. В дальнейшем ребенку становятся доступными и прилагательные, обладающие большей степенью абстракции: веселый, капризный, смелый и т.п. (,О. А. Безрукова «Слова родного языка» Издательство «Русская речь» 2013г. стр.81) ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ходе общего развития ребенок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса, формирование системы различных форм слов и словосочетаний (грамматического строя). В процессе общего и речевого развития ребенка его словарь не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Постепенно ребенок овладевает смысловым значением слова, повышается уровень обобщения усваиваемых им слов. По данным А. Н. Гвоздева, к 3-3,5 годам в словаре детей представлены все части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, числительные, служебные слова – предлоги, союзы, частицы и междометия. Обследование лексического строя речи ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ (методические рекомендации Филичевой Т.Б.) Приемы обследования состояния активного и пассивного словарного запаса: Показ и называние картинок с изображением: предметов, действий, объектов с ярко выраженными признаками (брови, ресницы, зубы, земля, нора, сом, змея, мусор, катер; учит, лечит, убирает, играет и т.п.); предметов и их частей (дерево – ствол, ветки, корни; чайник – носик, крышка, ручка); представителей различных профессий и их атрибутов (продавец – весы, гири; врач – градусник, шприц, белый халат; маляр – кисти, краски); животных, птиц и их детенышей (собака – щенок, кошка – котенок, лошадь – жеребенок). ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ Назы вание слов, относящихся к разны м категориям: существительные, объединяющие видовые и родовые понятия; действия, обозначающие голосовые реакции животных и птиц; чувства, эмоции (плачет, смеется, радуется, злится); различные явления природы (дождь, ветер, снег); действия, связанные с различной профессиональной деятельностью (учит детей, измеряет температуру, разносит почту); с животным миром (летает, порхает, жужжит, плавает); семантически близкие названия действий (моется – купается, спит – лежит); признаки предметов, обозначающие величину (большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий), цвет и оттенки цвета, вес, форму (круглый, овальный, квадратный), температуру, сезонность и т.д.; признаки, указывающие на продукты питания (гороховый, рисовый, куриный) и материал изготовления предметов (бумажный, меховой, резиновый и т.п.); признаки обобщающего характера («Покажи все предметы красного цвета…). ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ Добавление в предложение слова, недостаю щего по смы слу (цветы высохли – надо их …полить; платье очень длинное – мама платье …подшивает). Подбор антонимов (сладко – горько, веселье – грусть, утро – вечер, горе – радость, румяный – бледный). Подбор синонимов (мальчик – храбрый, смелый, отважный, мужественный; река – бежит, течет, струится). Подбор однородны х членов предложения к заданны м словам (снег – идет, падает, ложиться, сверкает, тает, блестит; кукла – большая, нарядная, красивая, модная). Объ яснение значений слов (конура, берлога, кастрюля, чашка, тарелка). Объ яснение переносного значения слов и целы х вы ражений (широкая душа; золотые руки; золотая голова; румяный, как яблоко). (Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 189 с.) ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ (методические рекомендации Акименко В.М.) 1. Исследование словаря существительны х. Активны й словарь: существительные: обувь, ботинки, посуда, пила, стол и т.д.; части предметов: тело (голова, ноги, руки …); называние профессий: врач, водитель, учитель и т.д.; называние формы – с 5 лет. 2. Исследование обобщаю щих понятий: одежда, мебель, овощи, фрукты и т.д. 3. Исследование глагольного словаря. С 5 лет: Что ты делаешь в течение дня? Как ты передвигаешься? Кто как кричит? С 6 лет: Кто какие звуки издает? Кто что делает? (по профессиям). ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ (методические рекомендации Акименко В.М.) 4. Исследование словаря прилагательны х. С 4 лет: белый, черный, красный, синий, зеленый. С 5 лет: коричневый, розовый, голубой, оранжевый. 5. Исследование подбора антонимов. С 6 лет: добро, высокий, горе, легкий, большой, покупать; друг, поднимать, хороший, давать, широкий. По результатам обследование лексики определяется уровень. За каждое правильное выполненное упражнение ребенок получает 1 балл. (Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. 77 с.) СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ логопедического обследования лексического запаса Для обследования лексического запаса необходимо соста­вить примерный перечень тех слов, которые в норме дети обыч­но понимают и употребляют в своей речи. Выделенный словарный минимум должен быть определен с учетом программных требований массового детского сада по всем видам деятельности в младшей, средней, старшей и подготовительной группах. В процессе обследования выясняется объем предметного, глагольного словаря и словаря признаков. Сюда входят существительны е, объединяющие как видовые, так и родовые понятия; слова, обозначающие предметы и их части, домашних и диких животных и их детенышей, профессии людей и т. д.; глаголы , обозначающие действие предметов, их состояние, чувства, эмоции, различные явления; прилагательны е, обозначающие различные качества, величину предметов (широкий, высокий, низкий, узкий и т. д.), цвет (основной и добавочный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой, серый), форму (квадратный, круглый, овальный); температуру, вес, вкус, соотнесенность с продуктами питания (шоколадный, молочный, лимонный); прилагательны е, указывающие на материал, из которого сделаны предметы (деревянный, стеклянный, бумажный); сезонность (летний, осенний, весенний, зимний), обобщающие признаки (пушистый, гладкий, разноцветный) и др. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ логопедического обследования лексического запаса При обследовании словарного запаса необходимо варьировать задания, соблюдая постепенное нарастание сложности. В процессе работы используются следующие методические приемы:      нахождение (показ) детьми предметов и действий, названных логопедом (покажи, кто шьет, а кто вышивает и т. д.); выполнение действий, предложенных логопедом (нарисуй шар, раскрась шар); самостоятельное называние детьми показанных предметов, действий, явлений, признаков и качеств (Кто нарисо­ван на картинке? Что делает мальчик? Чем мальчик рисует дом? Какой получился дом?); самостоятельное называние детьми видовых понятий, объединенных одной лексической темой (например, назови чайную посуду); объединение предметов в обобщающую группу (скажи, как можно одним словом назвать и лодку, и машину, и самолет?). СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ логопедического обследования лексического запаса При обследовании словаря важно также выяснить, умеет ли ребенок образовывать новые слова суффиксальнопрефиксальным способом. Следует проверить не только наличие в речи общеупотребительных слов, но и слов, близких по лексическому значению (например, глаголов: шьет, зашивает, вышивает, летит, вылетает, моет, стирает, купает, плавает, спит, лежит и др.). Особое внимание следует обратить на образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности с продуктами питания (грибной суп, молочная рисовая каша), с материалами, из которых сделан предмет (деревянный дом, кирпичная крыша, ситцевый халат), с растениями (сосновый лес, березовая роща). (Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.) Приемы обследования детей с полны м или частичны м отсутствием вербальны х средств общения Из предварительной беседы с родителями нередко выясняется, что ребенок не умеет пользоваться словесными формами общения и отвечает на вопрос взрослого мимикой, жестом, действием, отдельными звукоподражаниями или «лепетными» словами. В подобном случае перед обследователем возникает целый ряд сложны х методических задач. Прежде всего, важно вызвать и поддержать в процессе обследования эмоционально положительный настрой ребенка, благоприятный для общения. Желательно, чтобы выявление лексических средств языка, которыми владеет ребенок, проводилось в игровой форме. Приемы обследования детей с полны м или частичны м отсутствием вербальны х средств общения Под аграмматизмом понимается неумение грамматически правильно изменять слова и строить предложения, а также недостаточное понимание значения грамматических форм. развлекательный характер. Это может быть запуск волчка, заводных игрушек, показ действий куклы или игрушечных животных. При этом можно совместно рассматривать игрушку и выполнять действия с ней («Смотри, Вова, это собачка, собачка бежит. Вот она остановилась и залаяла — ав, ав!»). Логопед дает игрушку ребенку в руки и просит ее назвать. Одновременно он побуждает его выполнить и назвать те или иные действия с игрушкой. При этом нужно обращать внимание на то, пользуется ли ребенок в этой ситуации только мимикой, жестом, действием (т.е. паралингвистическими средствами) или произносит отдельные звукосочетания и «лепетные» слова. Приемы обследования детей с полны м или частичны м отсутствием вербальны х средств общения Если обнаружится, что ребенку доступно использование элементарных речевых средств, то при дальнейшем обследовании используют прием показа отдельных игрушек, действий с ними и одновременно побуждают ребенка к их называнию. Чтобы поддержать у ребенка необходимые для обследования внимание и интерес к предъявляемому материалу, следует использовать ранее указанный прием совместного рассматривания игрушек («Вот это кошечка. А это? Петушок. Вот у петушка клюв, а что это?» И т.п.). Можно использовать игру «Чудесный мешочек». После того как между обследователем и ребенком установился положительный эмоциональный контакт, материалом обследования, наряду с игрушками, должны стать и яркие красочные картинки с изображением отдельных предметов и действий. Сначала предъявляется одна картинка и внимание ребенка привлекается к тому, что на ней изображено (в случае необходимости обследователь показывает рукой ребенка на изображение). Приемы обследования детей с полны м или частичны м отсутствием вербальны х средств общения В ходе обследования важно фиксировать следую щее:  называет ли ребенок игрушку или предмет, изображенный на картинке, и действие с ним. Если называет, то произносит ли он вместо слова отдельные звуки (поезд – уу-у); или отдельные звукосочетания (пять – пи); или «лепетные» слова (вода – одо, яблоко – опо); или звукоподражания (корова – му). Отмечается, сосуществуют ли они наряду с общеупотребительными словами;  умеет ли ребенок подражать звукам и звуковым комплексам, может ли воспроизвести один слог, два слога или целиком все слово, названное логопедом;  использует ли ребенок имеющиеся у него звуковые средства в ответ на побуждение обследователя или делает это по собственной инициативе. Приемы обследования детей с полны м или частичны м отсутствием вербальны х средств общения В ходе обследования важно фиксировать следую щее: ориентируется ли ребенок на внешние ситуационные признаки при назывании предмета, действия или употребляемые им звукокомплексы имеют уже устойчивое значение и обобщенный характер. С этой целью необходимо один и тот же предмет предъявлять ребенку для называния не один, а несколько раз, но в разных ситуациях. Желательно также, чтобы предъявляемые предметы имели одно и то же обозначение и в то же время отличались бы внешне: размером, цветом, материалом (например, кукла большая и маленькая, отличающаяся одеждой и т.п.). насколько ребенок овладел значением слова. Для этого важно отмечать, обозначает ли он один и тот же предмет разными словами, разные предметы – одним и тем же словом (например, и машина, и троллейбус, и трамвай, и желание куда-нибудь поехать обозначается как би-би) или имеются звукокомплексы для каждого из предметов (поезд – ту, ехать – кики, би-би и т.д.). АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ обследования детей с полны м или частичны м отсутствием вербальны х средств общения При анализе результатов обследования детей, не пользующихся обычными средствами общения, наиболее существенны м является установление первичности или вторичности речевого дефекта. Не менее важным является установление меры активности ребенка в различны х видах деятельности и соотношения их с речевой деятельностью . Кроме того, подлежит вы яснению , в какой жизненной обстановке развивался ребенок и каким бы ло воспиты ваю щее воздействие взрослы х на его речь. Результаты обследования, полученные указанным методом, позволяют не только констатировать актуальный уровень развития языковых средств в момент обследования, но и прогнозировать потенциальные возможности дальнейшего формирования речи. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ обследования детей с полны м или частичны м отсутствием вербальны х средств общения При анализе полученных данных особо ОТМЕЧАЕТСЯ:       1. общее количество звукокомплексов, которыми ребенок пользуется (10 или 100?); 2. дифференцированность их значений (устойчивое обозначение звукокомплексом определенных предметов, действий, качеств); 3. наличие в лексическом запасе общеупотребительных слов и их соотношение с «лепетными» и другими звукокомплексами, которые употребляет ребенок, а также с невербальными средствами; уровень развития слоговой структуры слова, общеупотребительных и «лепетных» слов, используемых ребенком в общении (из одного, двух, трех слогов); 4. воспроизведение отдельных слогов и слов по подражанию; 5. активность, инициативность ребенка в общении; 6. особенности и уровень сформированности понимания речи: осмысленно ли ребенок реагирует на просьбы, требования, замечания и т.п. в обычных, хорошо знакомых ему ситуациях. Приемы обследования детей, владею щих вербальны ми средствами общения Наиболее простым приемом является называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам. При всей своей простоте он позволяет выявить возможности ребенка соотносить предметное изображение с соответствующим ему словом. С помощью этого приема выявляется знание ребенком конкретной лексики. Для самостоятельного называния подбирается 50-60 картинок. С изображениями предметов, действий, качеств, встречающихся в обиходе часто и сравнительно редко (конура, бинокль, скачет и т.п.), но в большинстве случаев известных детям с нормальным речевым развитием. Кроме того, в наборе наглядного материала должны быть представлены изображения целого предмета и его частей, а также предметов и явлений, названия которых отличаются фонетической и семантической близостью (конфеты — конверты, шьет - пришивает, вышивает). Приемы обследования детей, владею щих вербальны ми средствами общения Картинный материал подбирается либо по тематическому (учебные вещи, игрушки, транспорт, профессии людей, одежда и т.д.), либо по ситуативному признаку (мастерская, магазин, класс). При предъявлении картинок ребенку предлагается следующая инструкция: «Назови, кто (что) нарисован(о) на картинке? – «Кто это делает?» или «Какой, какая, какое?». Ответ ребенка фиксируется в протоколе. Чтобы сделать обследование более экономным, один и тот же материал можно использовать для выявления у ребенка слов разных лексико-грамматических категорий. Так, например, предъявляя ребенку изображения неодушевленных (самолет, паровоз и т.п.) или одушевленных предметов (ученик, летчик, змея и пр.), наряду с вопросами, стимулирующими называние данного предмета, ему предлагают и вопросы, выявляющие знание слов, обозначающих свойства, качества и действия предмета. С этой целью при предъявлении картинного материала ребенку предлагается следующая инструкция: «Назови, кто (что) нарисован(о) на картинке? Кто это делает? (Что делает предмет?) Какой предмет? Сколько их?» и т.д. Приемы обследования детей, владею щих вербальны ми средствами общения Более сложный вариант этого приема — самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда, начатого обследующим. При этом ребенку предлагается следующая инструкция: «Я назову несколько слов, а ты продолжай». Например, обследующий произносит: тетрадь, ручка, учебник. Ребенок должен продолжить: карандаш, дневник и т.п. Еще сложнее называние предмета по его описанию, когда сам предмет отсутствует. Ребенку предлагается инструкция: «Назови, кто или что это: пушистое, с острыми коготками, мяукает...» или «Как называется помещение, где читают, выдают и обменивают книги?» и т.п. В процессе обследования можно использовать описания пальто, птицы, стола, машины, школы, театра, аллеи и т.п. Приемы обследования детей, владею щих вербальны ми средствами общения 2. Для обследования понимания ребенком значения слов, имеющих абстрактное значение, универсальным является прием подбора синонимов, антонимов, родственных слов. С этой целью обследующий называет соответствующие слова, а ребенку дается инструкция подобрать к каждому слову другое, схожее по смыслу, которым можно было бы данное слово заменить. Инструкцию можно пояснить, разобрав с ребенком один-два примера. Вот перечень слов, которым можно пользоваться: имена существительные – труд, храбрость, печаль; имена прилагательные – печальный, медлительный, смелый; глаголы – радоваться, выигрывать. Данный прием позволяет также выяснить способность ребенка ориентироваться в словах одного семантического поля. Приемы обследования детей, владею щих вербальны ми средствами общения 3. Учитывая особенности и своеобразие развития лексического запаса у детей, имеющих общее недоразвитие речи, в процессе обследования выявляют также наличие в их словарном запасе общих категориальных названий. Для этого можно использовать прием называния обобщенных слов по группе однородных предметов. Существует несколько вариантов этого приема: ребенку предлагается набор картинок, обозначающих видовые понятия, и задается вопрос: «Как все эти предметы можно назвать одним словом? (стол, стул, шкаф, кровать – это ...)»; обследующий перечисляет однородные предметы и просит ребенка назвать их одним словом; ребенок самостоятельно дополняет тематический ряд, начатый обследователем. Сразу после выполнения задания следует спросить ребенка, почему он назвал именно эти слова. Приемы обследования детей, владею щих вербальны ми средствами общения 4. Помимо непосредственного наблюдения, в ходе обследования используется ряд приемов, направленных на изучение способов адекватного употребления слов в разных видах контекста.     Наиболее распространенным и простым является прием самостоятельного составления ребенком предложения с заданным словом или по предметной картинке. Другим, также распространенным, приемом является добавление к неоконченному предложению одного-двух слов («С тех пор прошло несколько...»). Одним из вариантов этого приема является выбор слов из числа данных для добавления в предложение. Слова для выбора логопед подбирает либо по смысловой, либо по звуковой близости. Например: Стало ... (слова для выбора: теплее, холоднее). Сирень начала ... (слова для выбора: расцветать, рассветать). «На вершину горы можно ..., а из класса ... (слова для выбора: взойти, выйти). Из лесной чащи выбрался на поляну ... медведь (огромный, неуклюжий, добродушный). Приемы обследования детей, владею щих вербальны ми средствами общения Вариант задания – подбор к прилагательным существительных, с которыми их можно употребить густой, дремучий (лес, туман), горячий, знойный (лето, вода, привет). Весьма эффективным является также прием корректирования ошибочного употребления слов в предложении (Искусственный мастер соткал красивый ковер. В зале раздавался заразный смех). Приемы обследования детей, владею щих вербальны ми средствами общения 5. Для изучения сочетательных свойств слова используется метод направленной ассоциации, который широко применяется при изучении различных форм речевой патологии. Ребенку предъявляется задание, в ходе выполнения которого необходимо составить осмысленное словосочетание. С этой целью ребенку предлагают отдельные слова и инструкции: «К каждому из данных слов нужно подобрать слово, которое сочетается с ним по смыслу и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? или «Что делает предмет?», «Что делается с предметом?». Прием направленной ассоциации накладывает на выбор слова грамматические ограничения. Ребенок должен актуализировать не любое слово, а только относящееся к определенному грамматическому классу (глагол или имя прилагательное и т.д.). Приемы обследования детей, владею щих вербальны ми средствами общения Подбор ассоциативных слов должен отвечать определенным требованиям, а именно: включать как слова конкретного значения, часто употребляемые, так и слова более обобщенного значения. Например: мальчик ... (пишет, больной). В протоколе обследования фиксируется слово-раздражитель, латентный период (время, затраченное ребенком на подбор слова) и подобранные слова. Поскольку слова, входящие в словарный состав языка, как правило, полисемичны, необходимо в процессе обследования определить, насколько ребенок овладел этой многозначностью. Чтобы установить это, можно использовать такое задание: к данному слову подобрать несколько слов, сочетающихся с предъявленными. С этой целью можно предложить, например, прилагательные глухой, свежий, густой и т.п. Приемы обследования детей, владею щих вербальны ми средствами общения Упрощенный вариант данного приема: ребенку предлагается не самостоятельно подобрать слова, а выбрать из предложенных в списке. Например: дано слово глухой и ряд слов в скобках (город, парк, старик, переулок, согласный звук). Учитывая, что вне контекста слово в своем значении определяется лишь приблизительно, ребенку можно предложить другой, облегченный прием: дополнить недостающим словом предложение (Переулок бывает сквозной и ... Согласный звук з – звонкий, а согласный звук с – ... Лес бывает редкий и ...). (Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.) Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой) Исследование объема пассивного и активного словаря Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, а также слова. Существительные Семья: бабушка, дедушка, мама, папа, сын, дочь, брат, сестра. Домашние животные: лошадь собака, корова, коза, кошка, овца, свинья. Дикие животные: лев, тигр, волк, слон, рысь, лось, зебра, олень, жираф, кабан, медведь, кенгуру, бегемот, носорог, крокодил, леопард, еж, лиса, белка, заяц, черепаха, обезьяна. Домашние птицы: петух, курица, индюк, гусь, утка. Дикие птицы: грач, голубь, сорока, филин, ласточка, ворона, синица, лебедь, сова, цапля, дятел, попугай, скворец, аист. Рыбы: щука, сом, ерш, карась, лещ. Насекомые: паук, оса, пчела, муха, жук, бабочка, кузнечик, стрекоза, гусеница, муравей. Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой) а) Исследование объема пассивного и активного словаря Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, а также слова. Существительные Фрукты: яблоко, груша, лимон, слива, виноград, абрикос, арбуз, дыня. Ягоды: клубника, малина, земляника, ежевика, брусника, клюква, черника, смородина. Овощи: картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, тыква, свекла, лук, перец, редиска, репа. Цветы: колокольчик, незабудка, ландыш, ромашка, роза, мак, фиалка, тюльпан, астра, василек. Деревья: сосна, ель, береза, осина, дуб, клен. Игрушки: лошадка, машинка, кораблик, коляска, зайчик, мяч, буратино, кукла, мишка. Одежда: майка, трусы, рубашка, брюки, пальто, шарф, варежки, комбинезон, плащ, халат, юбка, платье, кофта, носки. Обувь: ботинки, сапоги, туфли, сандалии, тапочки, валенки. Головные уборы: платок, кепка, шляпа, шапка, панама. Мебель: диван, шкаф, стол, стул, кровать, кресло, торшер, книжная полка. Посуда: ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, чашка, блюдце, чайник, сахарница, ведро, сковорода, кастрюля. Учебные вещи: портфель, книга, тетрадь, ручка, карандаш. Средства транспорта: автобус, трамвай, троллейбус, автомобиль, грузовик, поезд, самолет, корабль, вертолет. Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой) а) Исследование объема пассивного и активного словаря Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, а также слова. Существительные Времена года: лето, осень, зима, весна. Время суток: утро, день, вечер, ночь. Жилище: дупло, нора, гнездо, будка, скворечник, берлога, дом. Профессия: врач, продавец, ткачиха, швея, сварщик, маляр, электрик, каменщик, рабочий, тракторист, повар, парикмахер, водопроводчик, учитель. Инструменты: топор, пила, рубанок, молоток, клещи, ножницы. Явления природы: солнце, луна, облако, туча, гроза, молния, дождь, снег. Части тела: голова, ноги, туловище, шея. Части головы: волосы, лицо, лоб, брови, веки, глаза, ресницы, щеки, рот, губы, зубы, подбородок, уши. Части руки: плечо, локоть, кисть, ладонь, пальцы, ногти. Части ноги: бедро, колено, стопа. Части туловища: грудь, живот, спина. Части предметов: дерево – ствол, ветви, листья, плоды, корни; платье – воротник, манжета, петля, пуговица, карман, рукав, пояс; грузовик – кузов, кабина, фары, колесо; окно – рама, подоконник. Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой) а) Исследование объема пассивного и активного словаря Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, а также слова. Прилагательные Обозначения цветов: красный, синий, зеленый, желтый, голубой, белый, черный, коричневый, сиреневый, оранжевый. Вкусовые ощущения: вкусный, кислый, сладкий, горький. Температура: горячий, холодный. Вес: тяжелый, легкий. Сила: сильный, слабый. Величина: большой, средний, маленький. Высота: высокий, низкий. Толщина: толстый, тонкий. Длина: длинный, короткий. Ширина: широкий, узкий. Форма: круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный. Тактильные ощущения: гладкий, колючий, пушистый. Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой) а) Исследование объема пассивного и активного словаря Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, а также слова. Глаголы Кто как передвигается: скачет, прыгает, ползает, бегает, стоит, летает, плавает, сидит, идет, лежит, едет, играет, пьет, рубит, стирает, причесывается, слушает, варит, кормит, моется, ест, подметает, гладит, вяжет, шьет, чистит зубы, катается, обувается, одевается, моет, рисует, копает, пилит, режет, застегивает, покупает, продает, жарит, стреляет, ловит рыбу. Кто как кричит: голубь воркует, воробей чирикает, петух кукарекает, курица кудахчет, гусь гогочет, утка крякает, ворона каркает, мишка рычит, мышка пищит, волк воет, кошка мяукает, лягушка квакает, корова мычит, собака лает. Кто что делает: повар варит, почтальон разносит почту, учитель учит, рабочий работает, тракторист пашет, летчик летает, врач лечит, продавец продает, швея шьет. Что чем делают: пилой пилят, иглой шьют, ручкой пишут, утюгом гладят, ножницами режут, топором рубят, ножом режут, карандашом рисуют, молотком забивают гвозди. Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой) а) Исследование объема пассивного и активного словаря Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, а также слова. Наречия Холодно, жарко, высоко, далеко, хорошо, плохо. Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой) Исследование пассивного словаря Процедура и инструкция: Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку». Далее предлагается показать среди других групп картинок, где, например, семья или дикие животные и т.д. Исследование активного словаря Процедура и инструкция: Перед началом исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду тебе показывать картинки, а ты постарайся их правильно назвать». При исследовании словаря прилагательных задается вопрос: «Это какой …(цвет и т.д.)?» При исследовании словаря глаголов экспериментатор задает вопрос: «Что делает …?» или «Как кричит…?» и т.д. Далее предлагается назвать, одним словом группу картинок: «Как назвать, одним словом эти картинки?» Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой) Уровни оценки активного словаря 4 балла (высокий уровень) – правильное называние от 380 до 390 слов. 3 балла (уровень выше среднего) – правильное называние от 370 до 379 слов. 2 балла (средний уровень) – правильное называние от 340 до 369 слов. 1 балл (уровень ниже среднего) – правильное называние от 300 до 339 слов. 0 баллов (низкий уровень) – правильное называние менее 300 слов. Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой) б) Исследование лексической системности и структуры значения слова Исследование вербальных ассоциацийй. Материал исследования: Свободный ассоциативный эксперимент на слова: стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет, стоит, говорят, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезть, желтый, большой, высокий, узкий, хороший, громко, два, летящий. Инструкция: «Я буду называть тебе слово, а ты в ответ как можно быстрее назови любое слово, которое вспомнишь». Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой) б) Исследование лексической системности и структуры значения слова Классификация предметов (по картинкам). Материалом исследования служат предметные картинки. а) Классификация далеких предметов. Мебель – насекомые: стол, диван, шкаф; паук, бабочка, жук. Дикие животные – посуда: тигр, волк, заяц; чашка, тарелка, кастрюля. б) Классификация близких по значению предметов. Дикие и домашние животные: лиса, заяц, медведь; кошка, собака, корова. Птицы – насекомые: синица, снегирь, воробей; стрекоза, бабочка, пчела. Процедура и инструкция. Детям дается набор из 6 картинок (вперемешку) и предлагается разложить картинки на 2 группы. Критерий классификации не называется. Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой) б) Исследование лексической системности и структуры значения слова Группировка слов. Материал исследования – семантически далекие и семантически близкие слова. Существительные: а) семантически далекие (стол, бабочка, диван; тигр, тарелка, кошка; ворона, шкаф, соловей; береза, облако, дерево); б) семантически близкие (волк, собака, лиса; лимон, свекла, яблоко; сорока, бабочка, скворец; тарелка, стол, стакан). Прилагательные: а) семантически далекие (большой, желтый, маленький; хороший, деревянный, плохой; высокий, красный, низкий); б) семантически близкие (высокий, большой, низкий; длинный, большой, короткий; высокий, маленький, низкий; большой, низкий, маленький; желтый, длинный, зеленый; тяжелый, длинный, легкий; круглый, большой, овальный).Обращается внимание на то, что преобладает: аналогия или противопоставление. Глаголы: а) семантически далекие (стоит, растет, сидит; идет, цветет, бежит); б) семантически близкие (выбежал, вышел, вылетел; налил, насорил, вылил; подбежал, вошел, подошел). Процедура и инструкция. Детям предлагается назвать лишнее слово в серии из 3 слов. Дается следующая инструкция: «Я буду называть тебе 3 слова, а ты скажи, какое слово из них лишнее». Далее экспериментатор дает следующую инструкцию: «Объясни, почему это слово лишнее». Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой) б) Исследование лексической системности и структуры значения слова Подбор синонимов к словам. Материалом исследования служат следующие слова: Боец, здание, доктор, глядеть, шагать, торопиться, огромный, верный, радостный. В случае затруднений предлагаются словосочетания глаголов и прилагательных с существительными. Процедура и инструкция. Экспериментатор называет слово и задает вопрос: «Как это можно назвать другим словом?» В случае затруднений предлагаются глаголы и прилагательные в сочетании с существительными: глядеть в окно, шагать по улице, торопиться домой, огромный дом, праздничное платье, радостное настроение, верный ответ. Уровни выполнения заданий на подбор синонимов 4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий. 3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9 – 11 заданий. 2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6 – 8 заданий. 1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3 – 5 заданий. 0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1 – 2 заданий. Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой) б) Исследование лексической системности и структуры значения слова Подбор антонимов к словам. Материалом исследования служат следующие слова: Друг, печаль, день, поднимать, брать, говорить, смелый, холодный, легкий, медленно, высоко, близко. Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду называть слова, а ты постарайся подобрать к каждому слово – слово «наоборот», т.е. слово – «неприятель». Подбор антонимов к слову в контексте. Материалом исследования служат следующие словосочетания: холодный зимний день; холодный день; холодная вода в реке; холодная вода в кастрюле; холодная вода. Инструкция: Ребенку дается следующая инструкция: «Замени в словосочетаниях слово «холодный» словом «наоборот». Уровни выполнения заданий на подбор антонимов 4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий. 3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9 – 11 заданий. 2 балла (средний уровень) – правильное выполнение 6 – 8 заданий. 1 балл (уровень ниже среднего) – правильное выполнение 3 – 5 заданий. 0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1 – 2 заданий. Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой) б) Исследование лексической системности и структуры значения слова Объяснение значения слова Материал исследования: 10 существительных, являющихся обобщаюшими понятиями (овощи, фрукты, цветы, насекомые, дерево, посуда, мебель, одежда, обувь, животные); 10 существительных конкретного значения (свекла, яблоко, астра, паук, береза, тарелка, стол, шуба, туфли, кошка); 10 прилагательных (высокий, маленький, желтый, короткий, длинный, тяжелый, круглый, легкий, низкий, большой); 10 глаголов (идти, ползти, ехать, нести, вести, лезть, летать, тащить, торопиться, светить). Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента экспериментатор говорит ребенку: «Незнайка не знает много слов. Объясни Незнайке, что значат слова, которые я тебе назову». Далее экспериментатор называет слова и задает вопросы: «Что это?» (о существительных), «Какой это?» (о прилагательных), «Что значит?» (о глаголах). Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой) б) Исследование лексической системности и структуры значения слова Добавление одного общего слова к двум словам. Материалом исследования служат пары слов и вопросы: фрукты – овощи (какие?), снег и простыня (какие?), дерево – цветы (что делают?), кошка – собака (что делают?), тарелка – кружка (что делают?), дождь – снег (что делают?), сидит – стоит (кто?), льется – журчит (что?), шумит – дует (что?), светит – греет (что?), одевается – обувается (кто?), растет – зеленеет (что?). Процедура и инструкция. Ребенку дается инструкция: «Я назову тебе два слова и задам вопрос. А ты назови одно слово, которое подходит к этим двум словам». Уровни выполнения заданий 4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий. 3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9 – 10 заданий. 2 балла (средний уровень) – правильное выполнение 6 – 8 заданий. 1 балл (уровень ниже среднего) – правильное выполнение 3-5 заданий. 0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1 – 2 заданий. Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой) б) Исследование лексической системности и структуры значения слова Дополнение к глаголу (исследование валентности глагола). Материалом исследования служат глаголы: сидит, растет, светит, кладет, умывается. Инструкция: «Назови как можно больше слов к слову «сидит» и т.д. Задача Л.С. Выготского на переименование предметов. Процедура и инструкция. Ребенку задаются следующие вопросы: а) Почему собаку назвали собакой? б) Можно ли корову назвать собакой? в) Назовем корову собакой, а собаку коровой? § Есть ли у собаки рога? § Дает ли корова молоко? § Кто больше: корова или собака? § Что делает корова, когда голодна? Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой) б) Исследование лексической системности и структуры значения слова Дополнение предложения словом. Материалом исследования служат следующие фрагменты предложений: Дверь открывают … . Из чайника идет … . Солнце светит … . У мальчика воздушный … . Лимон желтый, а помидор … . Фрукты моют, а белье … . Пилой пилят, а топором … . Яйцо овальное, а шар … . Кофта шелковая, а шуба … . Лимон кислый, а мед … . Горчица горькая, а соль … . Молоко жидкое, а сметана … . Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку закончить предложение одним словом. Уровни выполнения заданий 4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий. 3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9 – 10 заданий. 2 балла (средний уровень) – правильное выполнение 6 – 8 заданий. 1 балл (уровень ниже среднего) – правильное выполнение 3 – 5 заданий. 0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1 – 2 заданий. (Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. – М., 2004.) Домашнее задание !!! Логопедическая диагностика О.А. Безруковой
«Логопедическое обследование лексического строя речи. Обзор методик» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot