Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Логопедическая диагностика и коррекция устной речи
План лекции:
1. Методические рекомендации логопедического обследования.
2. Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи.
3. Требования к логопедическому заключению.
4. Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи младших школьников
Т.А. Фотековой.
Методические рекомендации логопедического обследования
Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребёнка с особенностями психофизического развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-логопедическая диагностика нарушений развития. Сегодня роль диагностики очень велика: требуется своевременное выявление детей с нарушениями развития; определение их оптимального образовательного маршрута; обеспечение индивидуального сопровождения в образовательных организациях общего типа и специального коррекционного образования; разработка программ индивидуального обучения для детей со сложными и тяжёлыми нарушениями речевого и психического развития. Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого всестороннего изучения ребёнка. Построение психолого-логопедического обследования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья должно отличаться разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет правильно квалифицировать речевые нарушения и их соотношения. Правильный выбор апробированных диагностических методик, сочетание различных методов логопедической и психологической диагностики со специально организованным наблюдением и анализом будут способствовать повышению эффективности диагностического процесса, предупреждению ошибок при выявлении причин трудностей в обучении и определении уровня познавательного и речевого развития ребенка. В ходе обследования вскрываются причины, обуславливающие нарушения речи определяются пути компенсации имеющегося нарушения, а также условия, необходимые для достижения ребенком максимально возможного уровня развития речи. Использование минимума методик психолого-логопедической диагностики позволяет получить качественные и количественные характеристики объекта исследования, которые находятся во взаимосвязи. Надежность логопедического заключения зависит от тщательности и точности произведенного исследования. Отсюда следует необходимость применения при диагностике многих методик, обеспечивающих сочетание количественных и качественных показателей речевого и психического развития. Получение качественно-количественных характеристик различных составляющих психологического и речевого развития способствует пониманию структуры познавательной деятельности и ведущего фактора, лежащего в основе дефекта. При подборе необходимого минимума диагностических методик необходимо учитывать определения у ребенка в ходе обследования не только актуального уровня речевого развития, но и его потенциальных возможностей. Выбор той или иной логопедической методики обследования в каждом конкретном случае зависит от целей и задач проводимого обследования, возраста ребенка и присущего ему ведущего вида деятельности, а также имеющегося у ребенка нарушения развития, социального фактора и др. При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса. Описание конкретных методик обследования и анализ полученных данных должны быть представлены с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой изменения всей речевой системы. Психолого-педагогический анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений в каждом случае. Логопедическое обследование детей с различными нарушениями речи, а также сведения о формировании ряда психических функций на ранних этапах онтогенеза будут способствовать качественному улучшению обследования речевых расстройств и помогут логопедам осуществить дифференцированный подход в последующей логопедической коррекции.
В отечественной логопедии разработано достаточное количество методик обследования детей и подростков (Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Лопатина Л.В., Приходько О.Г., Архипова Е.Ф., Лалаева Р.И. и др.).
В предлагаемой методике обследования сочетаются традиционные логопедические приемы с некоторыми нейропсихологическими и психологическими пробами (А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова, А.В.Семенович и др.) для оценки состояния высших психических функций.
Правильное логопедическое диагностирование детей эта важная задача, она связана с коррекционной работой, и не только логопедической, но и психолого-педагогической. Логопеды хорошо знают, что у ряда детей с речевыми нарушениями при неблагоприятных условиях воспитания и обучения может возникнуть как вторичное явление отставание общего развития. Последнее обстоятельство в комплексе с недоразвитием речи нередко способствует ошибочному отнесению умственно отсталых детей к числу речевых, и наоборот, речевые дети считаются умственно отсталыми. Чтобы избежать подобной ошибки, важно выявить причины, обуславливающие отклонения в речевом развитии ребенка.
Разница между ними наглядно проявляется при обследовании различных сторон их познавательной деятельности. Умственно отсталый ребенок поставленную перед ним познавательную задачу решает на очень низком уровне обобщения или совсем не может ее решить.
Правильно подойти к анализу нарушения речи у детей с достаточной степенью достоверности, определить, имеет ли данный ребенок нормальный или первично сниженный интеллект, можно лишь при совместной комплексной работе врача и логопеда, владеющего методами как логопедического, так и психолого-педагогического обследования ребенка.
Сложные вопросы диагностики речевых нарушений требуют правильной квалификации патологических симптомов, остаточных явлений, свидетельствующих о перенесенном ребенком заболевании. Поэтому обследование ребенка на медико-психолого-педагогических консилиумах начинает врач, психоневролог. Учитывая анамнестические данные (особенности раннего развития, появления речи, перенесенные заболевания, бытовые условия и т. д.), он выявляет неврологические особенности. Однако результаты исследования, полученные врачом, не являются решающими. Основное значение должно придаваться логопедическому обследованию.
В процессе дифференциальной диагностики детей необходимо исходить из следующих положений:
1. Обследованию подлежат основные виды познавательной деятельности ребенка. При этом проверяются не столько знания ребенка, сколько выявляются его умственные способности. Обследуя ребенка в диагностических целях, логопед или педагог должен применять такие задания, которые помогли бы выявить наиболее существенные операции мышления: анализ и синтез, обобщение и абстракцию. Устанавливается, умеет ли ребенок отличать существенные признаки и свойства предмета от несущественных, найти сход-ство или различие, обобщить окружающие предметы по какому-либо признаку, отнести их к определенной категории и т. д., т. е. отобрать сложные и многообразные связи дей-ствительности.
2. Диагностическое обследование каждого ребенка должно состоять из двух частей: констатирующей, т. е. выявления того, на каком уровне он может выполнить стоящую перед ним познавательную задачу, и обучающей с целью выявления характера усвоения ребенком нового материала. Значимость анализа особенностей усвоения ребенком нового материала («зоны ближайшего развития» — по Л. С. Выготскому) постоянно подчеркивается отечественными психологами. При этом большое значение для правильного суждения об умственном развитии ребенка имеет учет реакции его на помощь — способствует ли она преодолению встречающихся затруднений и насколько существенно влияет на его дальнейшую самостоятельную деятельность.
3. При оценке уровня познавательных возможностей должны учитываться не только конечные результаты и скорость выполнения задания, но и данные анализа самого процесса деятельности. Поэтому в процессе обследования необходимо обращать внимание на то, проявляет ли ребенок интерес к тому, что он делает, или нет, внимателен или быстро отвлекается с одного вида деятельности на другой, как относится к успехам и неудачам в своей работе, каковы трудности, умеет ли он преодолевать и т. д. Особенности процесса деятельности являются неоценимым материалом для правильного суждения о ребенке. Быстрый переход от одного вида деятельности к другому, стереотипные и инертные действия, не связанные с заданием, отсутствие анализа собственных неудач — все это является отличительными чертами умственно отсталого ребенка.
4. Обследование ребенка рекомендуется начинать с выполнения заданий, доступных его возрасту, и в случае необходимости упрощать их до тех пор, пока ребенок не будет справляться с новой для него формой деятельности. Диагностика не должна производиться на основе обследования, проведенного с помощью одного какого-либо приема, метода или одного вида деятельности, а только на основе комплексного исследования. Используется совокупность приемов и методов с учетом всех данных о ходе развития ребенка, с обязательными дополнительными упражнениями, позволяющими довести до ребенка поставленную перед ним задачу.
Логопедическое обследование оснащается определенным ассортиментом игрушек, разнообразными играми, пирамидками, звучащими игрушками (необходимыми для исследования слуха), предметными, сюжетными и серийными картинками, а также картинками, разрезанными на части, цветными палочками для счета и специально подобранными математическими задачами, текстами для чтения и письма и другими дидактическими материалами.
Материал для обследования познавательной деятельности ребенка предъявляется преимущественно в наглядной форме.
Обследование не может быть стандартным по отношению ко все детям. В зависимости от возраста ребенка, его развития, речевых возможностей и уровня знаний варьируются методы и приемы обследования, предъявляемый материал и формулирование задания.
Обследование ребенка, кроме исследования речи, включает:
1. Счет и счетные операции (материал подбирается с учетом возраста и программных требований дошкольного и школьного учреждения).
2. Конструктивную деятельность.
3. Логическое мышление.
4. Состояние слуха.
При отграничении детей с первичными речевыми нарушениями следует иметь в виду, что у них может иметь место недоразвитие познавательной деятельности, которое носит вторичный характер, в то время как у умственно отсталых это недоразвитие имеет первичный характер.
Наряду с обследованием слуха, интеллекта выявляются особенности речевого развития ребенка: уровень связной речи, степень сформированности грамматического строя, характер лексических ошибок, а также пробелы в фонетико-фонематическом развитии.
У детей школьного возраста проверяется навык усвоения письма и чтения.
Результаты педагогического изучения ребенка согласовываются с результатами медицинского обследования, на основании чего логопедом совместно с врачом-невропатологом или психиатром составляется общее логопедическое заключение с обоснованным диагнозом и конкретными рекомендациями о коррекционной работе.
Для полноты восприятия и понимания сути логопедической диагностики предлагаем логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи, которое может быть обусловлено любыми речевыми расстройствами, такими как алалия, дизартрия, ринолалия.
Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи
Ф.И.О.__________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________
Домашний адрес__________________________________________________
Дата поступления________________________________________________
Откуда поступил_________________________________________________
Заключение специалистов:
Невропатолога___________________________________________________
Окулиста________________________________________________________
Отоларинголога__________________________________________________
Психолога______________________________________________________
Сведения о семье:
Мать/ФИО_____________________________________________________
Возраст________________________________________________________
Образование____________________________________________________
Место работы, должность_________________________________________
Отец/ФИО_____________________________________________________
Возраст________________________________________________________
Образование____________________________________________________
Место работы, должность ________________________________________
Речь родителей и других членов семьи______________________________________________________________
Наличие других детей в семье____________________________________
Анамнез
Наследственные и хронические заболевания родителей__________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Возраст матери при рождении ребенка ______От какой беременности ребенок_____________________________________________________________
Протекание беременности: токсикоз 1половины, 2 половины, травмы, интоксикации, заболевания_(краснуха, сахарный диабет, бр.астма, анемия, заболевания печени, почек, грипп, гипертония, гипотония)__________________________________________________________
Травмы ____________________________________________________________________
Роды: досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, норма_______________________________________________________________
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция ____________________________________________________________________
Травмы во время родов___________________________________________
Асфиксия: белая, синяя ___________Крик: был, нет________________________________________________________________
Резус-фактор(положительный, отрицательный) _____________________
Вес при рождении_______________________________________________
Перенесенные заболевания: до 1 месяца____________________________
до года _____________________________после года__________________
до 3 лет _____________________________после 3 лет_________________
Ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре_______________________________________________________
Раннее физическое развитие
Стал держать голову______(1,5м)Ползать______(5м) Сидеть_____(6м)Ходить______(до1)
Первые зубы______(6-8м) Правша, левша, амбидекстр. Характер моторики: излишне подвижен, не координирован в движениях, двигательно беспокоен, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений___________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление______(2-3м) Лепет______(4-8) Первые слова________(1г.) Первая фраза_______________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине ____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Использование жестов __________________Наличие двуязычия в семье_______________________________________________________________
Обращались ли к логопеду, результат ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 1
Строение и подвижность артикуляторного аппарата
Параметры изучения
Возраст ребенка
5-6 лет
6-7 лет
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Мимические движения
(под счет: 5 раз в возрасте 5 и 6 лет)
Поднять брови
Нахмурить брови
Прищурить глаза
Надуть-втянуть щеки
Губы: толстые, тонкие, неполное смыкание, расщелина, шрамы
Улыбка-трубочка
Оскал
Вибрация – «тпру»
Зубы: норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствуют
Качественная
характеристика
Язык: массивный, географический, маленький, девиация кончика влево-вправо, нарушение функции смыкания
Широкий удержание «лопаткой»
Узкий удержание 5 сек «жало»
Узкий: влево-вправо
Широкий: вверх-вниз
Кончиком обвести губы
«Цоканье»
Итого баллов:
Качественная характеристика
Объем движений: полный, неполный_______________________________
Точность движений: сохранна, нарушена____________________________
Тонус: сохранен, повышенный, пониженный________________________
Темп движений: нормальный, медленный, быстрый__________________
Переключаемость движений: нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений ______________________________________
Длительность (способность удерживать язык в заданном положении)
_______________________________________________________________
Тремор: увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение ____________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный
_______________________________________________________________
Твердое небо: высокое, узкое, плоское, расщелина, сумбукозная щель
_______________________________________________________________
Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация вправо-влево, нарушение функции смыкания _______________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 2
Общее звучание речи (качественная характеристика)
Параметры изучения
Возраст ребенка
5 -6лет
6-7 лет
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Речевой выдох: достаточный, укороченный, речь на вдох
Голос: норма, высокий, низкий, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком
Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дисритмия
Паузация: правильная, нарушенная- деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки
Таблица 3
Ручная моторика (объем движений, темп, переключаемость движений, ведущая рука, амбидекстр)
Параметры изучения
Возраст ребенка
5-6 лет
6 -7лет
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Покажи ушки(2 – 3 пальчика)
правая
левая
обе
Покажи рожки (2 – 5 пальчиков)
правая
левая
обе
Сложи кольцо
1-2,3,4,5
правая
левая
обе
х
«Игра на рояле»
правая
левая
обе
Кулак, ребро, ладонь
правая
Х
левая
Застежка
Шнуровка
Итого баллов:
Таблица 4
Состояние звукопроизношения (качественная характеристика)
Звуки
Возраст ребенка
5-6 лет
6-7лет
Начало года
Конец года
Начало год
Конец года
Б-М-П
В-Ф
Т-Д-Н
К-Г-Х
Й (Е-Ё-Ю-Я)
С
СЬ
З
ЗЬ
Ц
Ш
Ж
Щ
Ч
Л
ЛЬ
Р
РЬ
Таблица 5
Фонематическое восприятие (повтори, покажи)
Речевой материал
Возраст ребенка
5-6 лет
6-7лет
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
па-ба
ба-па
та-да
да-та
ка-га
га-ка
та-да-та
да-та-да
Х
ка-га-ка
га-ка-га
са-ша
за-жа
мишка – мышка
бочка – почка
лук-люк
трава – дрова
крыса – крыша
жар-шар
коса – коза
рожки-ложки
Итого балов:
Таблица 6
Языковой анализ и синтез
Речевой материал
Возраст ребенка
5 -6лет
6-7 лет
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Какой первый звук в слове?
облако, иголки, аист
Какой звук в конце слова?
пила, грибы, очки
Какой звук в конце слова ?
Кошка, автобус, дом
Х
Какой звук в начале слова?
танк ,коза, санки
Сколько звуков в слове?
кот, стул, лимон
Составь слово из звуков:
К,о,т; ш,у,б,а; ш,а,п,к,а.
Итого баллов:
Таблица 7
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
(не нарушена; нарушения: парафазии (замены звуков, слогов); элизии (пропуски букв, слогов); итерации (повторение звуков, слогов); контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого); персеверации (отсроченное повторение); перестановка звуков, слогов; антиципации)
Речевой материал
Возраст ребенка
5-6 лет
6-7 лет
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
пуговица
кукуруза
гусеница
самокаты
милиционер
Х
велосипед
сковорода
телевизор
Мальчики слепили снеговика
Водопроводчик чинит водопровод
Х
На перекрестке стоит регулировщик
Итого баллов:
Таблица 8
Состояние лексико - грамматического строя речи
Импрессивная речь
Параметры изучения
Возраст ребенка
5-6лет
6-7лет
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Выполнение
инструкций
Закрой
книгу
Достань
ручку
Достань ручку и положи ее на тетрадь
Понимание предложений с причинно-следственной связью
Петя ударил Васю. Кому больно?
Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше?
Х
Понимание
изменения числа сущ-х
в предложении
Покажи, где самолеты летят,
где самолет летит
Покажи, где ракета взлетает, где ракеты взлетают
Понимание падежных окончаний существительных
Покажи карандашом ручку
Покажи карандаш ручкой
Покажи дочку мамы
Х
Покажи маму дочки
Понимание предлогов
(покажи где:)
Кот идет к дому
Кот в доме
Кот перед домом
Кот вылезает из трубы
Х
Кот выглядывает из-за крыльца
Итого баллов:
Таблица 9
Экспрессивная речь
Активный словарь
Параметры изучения
Возраст ребенка
5 -6лет
6-7лет
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Словарь существительных
«посуда»
«Мебель»
«Овощи»
«Фрукты»
«Дикие, домашние животные»
«Транспорт»
Х
«деревья»
«инструменты»
«Бытовая техника»
«школьные принадлежности»
Называние и показ частей объектов
Части тела:а)голова, ноги, руки, грудь, живот, шея, нос, рот, глаза
б) локоть, колено, ноготь
в) затылок, запястье, подбородок
Х
Стул: спинка, сиденье, ножка
Чайник: донышко, носик, крышка, ручка
Х
Глагольный словарь
Назвать действие предмета
(что делает?)
летит
скачет
стучит
рисует
умывается
шьет
Х
вяжет
вышивает
варит
жарит
печет
Словарь признаков
Подбор антонимов
Черный- белый
Сладкий-кислый
Твердый-мягкий
Большой-маленький
Высокий-низкий
Х
Длинный-короткий
Широкий-узкий
Толстый-тонкий
Какой по форме?
Треугольный
Овальный
Круглый
Квадратный
Прямоугольный
Какой по цвету?
Основные цвета
Оттенки цветов
Х
Какой по вкусу?
Лимон
Клубника
Рябина
Итого баллов:
Таблица10
Грамматический строй речи
Обследование словообразовательных навыков
Параметры изучения
Возраст ребенка
5-6 лет
6-7лет
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательным значением
ключ-ключик
Звезда-звездочка
Пуговица-пуговичка
Сувеличительным значением
дом
Х
рука
усы
Образование
Притяжательныхприлагательных
Чей хвост?
Чья голова?
Чьи уши?
Образование прилагательных от существительных (из чего сделано?)
Шкаф из дерева
Машина из железа
Чашка из фарфора
Х
Шапка из шерсти
Образование глаголов с помощью приставок:
ехать ,бежать, лететь
При-
У-
За-
Пере-
Х
Итого баллов:
Таблица 11
Словоизменение
Параметры изучения
Возраст ребенка
5-6 лет
6-7лет
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Изменение
сущ-х по падежам
(с. 237-247)*
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Изменение прилагательных по родам (249)*
Ж.р.
М.р.
Ср.р.
Изменение
сущ-х по числам
(253-260)*
Лампа-лампы
Стол-столы
Яйцо-яйца
Лоб-лбы
Х
Ухо-уши
Мн. число
сущ-х в родительном падеже
(нет чего?)
вишня
ведра
блюдца
парты
Х
Согласование сущ-х с числительными
(1, 2, 5) с.261*
карандаш
яблоко
тетрадь
Х
Итого баллов:
Таблица 12
Исследование связной речи
Связная речь: однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение
Параметры изучения
Возраст ребенка
5-6 лет
6-7лет
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Составить предложения по картинке (с.271)*
Составить рассказ по картинке (с.273)*
Составить рассказ по серии картинок (с.275)*
Пересказ: «Белочка и зайчик»
Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая. А зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик – морковку, капусту.
Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик – под елкой.
Х
Качество пересказа
Уровень необходимой помощи
Итого баллов:
Таблица 13
Познавательные процессы
Параметры изучения
Возраст ребенка
5-6 лет
6-7 лет
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Счетные операции
Счет прямой и обратный
Сосчитать сколько предметов нарисовано(225)*
Назвать по порядку(227)*
Сколько лап у кошки?
Сколько лап у петуха?
Ориентировка в пространстве
высоко
низко
далеко
близко
слева
справа
Слева внизу
Х
Слева вверху
Справа внизу
Справа вверху
Ориентировка во времени
Какое время года?(217)*
В какое время суток дети идут в детский сад?(223)*
Когда ребята идут гулять?
Когда дети ложатся спать?
Назвать дни недели
Х
Мышление
Составление из частей целого
Из 6-8
Из 8-10
Выделение лишнего предмета
Итого баллов:
* «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой
Средний балл:________________________________________________
Логопедическое заключение
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата______________ Логопед_____________________
Наличие в настоящее время двух классификаций речевых нарушений обусловливает трудности в формулировании логопедического заключения. Поэтому мы предлагаем использовать многоуровневое логопедическое заключение.
Требования к логопедическому заключению.
В настоящее время, пока проблема классификации далека от своего разрешения, целесообразно использовать многоуровневое логопедическое заключение. Для подобного логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкретном случае объединять их.
Медицинский аспект классификации предлагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный или речеслуховой), в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом), какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в процессе его или после того, как речь уже сформирована).
Логопедический аспект предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено: нарушения голоса, ритма, темпа речи, фонетического, фонематического, лексического, грамматического, семантического строя речи.
Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение, каковы тенденции спонтанного развития расстройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства.
На основе клинико-педагогической классификации логопед определяет следующее.
1. Механизм и форму речевого нарушения, т. е. характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности (например, дислалия функциональная: моторная, сенсорная, сенсомоторная; дислалия органическая (механическая); дизартрия: бульбарная, псевдобульбарная, корковая, подкорковая, мозжечковая, мезэнцефальнодиэнцефальная; алалия: моторная, афферентная, эфферентная, сенсорная, оптическая; дислексия (фонематичекая, оптическая и др.);дисграфия (артикуляторно-акустическая, акустическая, оптическая, аграмматическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза); заикание (органическое или функциональное).
2. Структуру речевого дефекта, т. е. совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.
3. Речевую симптоматику. Например, нарушения звукопроизношения по проявлению: сигматизм (отсутствие свистящих и шипящих звуков или их искажения: губно-зубной, призубный, межзубный, боковой, носовой, свистящий, шипящий); ламбдацизм (отсутствие звуков [JT], [ЛЗ] или их искажения и другие.
4. Состояние неречевых психических функций: слухового восприятия, внимания и памяти; зрительного восприятия, внимания и памяти; психомоторики, оптико- пространственных представлений, невербального интеллекта, эмоционально-волевой сферы, особенностей поведения, игровой активности у дошкольников.
5. Объем нарушения.
На основе психолого-педагогической классификации учитываются лингвистические и психологические критерии. Мы считаем, что в логопедическом заключении целесообразно отразить прежде всего механизм речевого нарушения, а затем на его основе раскрывать симптоматику и определять методику логопедической работы. Формулировки многоуровневого логопедического заключения могут быть следующие.
Дислалия:
-функциональная моторная дислалия, недоразвитие фонетической стороны речи (ФНР): призубныйсигматизм свистящих и шипящих звуков, параламбдацизм([JI] — [У]); нарушение полиморфное. Нарушения пальчиковой: и мимической моторики;
- функциональная моторная дислалия, фонетическое недоразвитие речи: призубныйсигматизм свистящих звуков, ламбдацизм (отсутствие звука), дефекты озвончения; нарушение полиморфное. Нарушения пальчиковой и мимической моторики; функциональная моторная дислалия, фонетическое недоразвитие речи: ротацизм (отсутствие звука [Р]); нарушение мономорфное. Недоразвитие мимической и артикуляционной моторики;
- функциональная сенсорная дислалия, преимущественное недоразвитие фонетической системы языка: дефекты смягчения, нарушение дифференциации свистящих -и шипящих звуков; нарушение полиморфное. Амузия, недоразвитие слухового восприятия и внимания;
-функциональная сенсомоторная дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН): преимущественное недоразвитие фонематической системы — анализа, синтеза и фонематических представлений; губно-зубной сигматизм шипящих звуков, замена заднеязычных звуков [К], [Г] на переднеязычные [Т], [Д]; нарушение полиморфное.Амузия, нарушения слухового внимания, тонкой произвольной моторики (пальчиковой, мимической);
-функциональная моторно-сенсорная дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие: губно-зубной сигматизм свистящих и шипящих звуков, параротацизм ([Р] — [РЗ]); нарушение полиморфное. Нарушения ручной, пальчиковой и мимической моторики, слухового внимания;
-органическая (механическая) дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН): сигматизм шипящих звуков (отсутствие), ротацизм (отсутствие звука [Р]), нарушение дифференциации свистящих и шипящих звуков; нарушение полиморфное. Недоразвитие всех видов моторики (если пожелает, логопед может уточнить общей, ручной, пальчиковой, мимической, артикуляционной).
Ринолалия:
о открытая органическая (врожденная) ринолалия, сквозная расщелина (верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба); общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития): фонетической —- отсутствие губно-губных, губно- зубных, свистящих, шипящих звуков, [Р], [JI], заднеязычных, нарушение полиморфное, назализация гласных звуков, кроме [А], и всех согласных; фонематической (анализа, синтеза, фонематических представлений); лексико- грамматической (снижение объема словаря, аграмматизмы). Нарушения слухового восприятия и внимания, психомоторики. Вторично снижены коммуникативная функция речи, мыслительная активность, словесно-логическое мышление. В поведении раздражительность, плаксивость, фиксация на дефекте;
- открытая органическая (врожденная) ринолалия, частичная расщелина твердого неба; общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития): фонетической — отсутствие свистящих, шипящих, звуков [Р], [JI], нарушение полиморфное — замена заднеязычных звуков на переднеязычные [Т], [Д], назализованность речи; функций фонематической системы (слухо-произносительной дифференциации фонем, фонематического анализа, смыслоразличительной дифференциации фонем); выраженные аграмматизмы. Недоразвита пальчиковая и мимическая
моторика. Снижены слуховое восприятие и слуховое внимание, речевая память, мыслительная активность.
При формулировке логопедического заключения, касающегося ринолалии, необходимо уточнять состояние языковой системы в каждом случае, поскольку вторично может быть преобладающее недоразвитие в той или иной степени; какой-либо подсистемы (фонематической, лексической, грамматической, семантической) вследствие первичного нарушения фонетической системы.
Дизартрия:
(Форма дизартрии определяется по локализации очага поражения нервной системы, а именно дизартрия: бульбарная, псевдобульбарная, корковая, подкорковая (экстрапирамидная), мозжечковая.)
-псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН): межзубный сигматизм свистящих и шипящих звуков, межзубный ламбдацизм. Нарушение полиморфное. Несформированность психомоторики, слухового восприятия и внимания;
Примечание: логопед в заключении может раскрыть нарушения не только фонетической, но и фонематической системы. Тогда логопедическое заключение принимает более развернутый вид:
-псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие: межзубный сигматизм свистящих и шипящих звуков, межзубный сигматизм; нарушение полиморфное. Недостаточность фонематического анализа (простого и сложного по местоположению и количеству звуков в слове). Несформированность психомоторики, слухового восприятия и внимания;
-псевдобульбарная дизартрия, ОНР (III уровень речевого развития): увулярное [Р], боковое произношение свистящих и шипящих, мягких передне и заднеязычных звуков ([VI [ft], [К1],- [ГЧ, [ХЗ]) и звука [JI]; нарушение полиморфное. Несформированность фонематического анализа (простого и сложного) и фонематического синтеза. Снижение объема предикативного словаря. Нарушения грамматических функций словоизменения и словообразования, выраженные экспрессивные аграмматизмы, нерезко выраженные импрессивныеаграмматизмы. Речевая активность снижена. Несформированность психомоторики, слухового внимания и памяти. Невербальный интеллект в пределах средней нормы. В поведении адекватен, контактен, эмоционально лабилен;
-псевдобульбарная дизартрия. Выраженное недоразвитие фонетико- фонематической стороны речи и просодии (недостаточная интонационная выразительность голоса, паузации). Боковой сигматизм свистящих, шипящих звуков, велярный ротацизм. Нарушение полиморфное. Не дифференцирует звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам ([С]-[Ш], [С]-[С], [С]-[Ц], [3]-[Ж], [Ш]-[Ж], [LLI]-[4], [Р]-[Л]). Элементы лексико-грамматического недоразвития: экспрессивные аграмматизмы. Нарушения в общей, ручной, пальчиковой и мимической моторике, в слуховом восприятии, в оптико- пространственных представлениях;
-корковая премоторная дизартрия, ОНР (II уровень речевого развития): боковое произношение свистящих, шипящих звуков и звука [Р] (можно использовать другую терминологию: «боковой сигматизм свистящих и шипящих звуков; боковой ротацизм»), межзубный ламбдацизм, отсутствие заднеязычных звуков, дефекты смягчения. Нарушение полиморфное. Нарушение слоговой структуры слова (пропуски, замены, повторения слогов) вследствие трудностей переключения от одного языкового элемента к другому; преобладает бытовой словарь; выраженные экспрессивные и импрессивныеаграмматизмы; фраза однодвусловная. Несформированность психомоторики вследствие затруднения переключения движений, слухового и зрительного внимания, памяти, оптико-пространственныхпредставлений;
– корковая постцентральная дизартрия, ОНР (III уровень речевого развития): одноударные [Р], [Р5], отсутствие звуков [JI], [JI3];
– постоянные взаимозамены свистящих и, шипящих звуков, заднеязычных на переднеязычные. Нарушение полиморфное. Недоразвитие фонематической системы: фонематического анализа и синтеза; лексико-грамматического строя речи: предикативного словаря, функций словообразования. Нарушения психомоторики, слухового восприятия и внимания.
Алалия. Большие трудности вызывает формулировка многоуровневого логопедического заключения по данным обследования детей с алалией. При этом логопеду нужно помнить, что для детей с алалией типичны не только запаздывание развития экспрессивной и импрессивной речи, но и патологический ход речевого развития. Может наблюдаться неравномерность нарушения языковой системы: с преимущественным недоразвитием фонематического или грамматического уровня языковой системы или алалия с относительно равномерной несформированностью всех языковых систем.
В логопедическом заключении отражаются: механизм нарушения; структура речевого дефекта: а) состояние речевой функциональной системы (уровни речевого развития: 1, II, III), б) состояние неречевых психических функций (слухового восприятия, внимания, памяти; зрительного восприятия, внимания, памяти; оптико-пространственных представлений психомоторики; невербального интеллекта; эмоционально-волевой сферы; особенностей поведения; игровой активности); речевая активность; особенности поведения; состояний игровой деятельности.
Например:
-моторная (экспрессивная) афферентная алалия ОНР: I уровень речевого развития. Патологическое развитие кинестетической основы речи. Несформированность всех сторон речи. Нарушение просодии. Недоразвитие общей и тонкой произвольной психомоторики, оптико-пространственных представлений. Стремление к контакту со взрослыми и сверстниками. Игровая активность снижена;
-моторная (экспрессивная) афферентная алалия. Несформированность кинестетической основы речи. ОНР: I уровень речевого развития. Преимущественное недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. Нарушения психомоторики, произвольного внимания, слухового восприятия, оптико-пространственных ориентировок, невербального интеллекта. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство, негативизм. Снижение речевой активности. В некоторых ситуациях речевой негативизм. Несоответствие игровой активности возрасту;
-моторная (экспрессивная) эфферентная алалия. Не сформирована кинетическая основа речи. ОНР: I уровень речевого развития. Преимущественное недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Нарушение просодии. Относительная сохранность импрессивной речи. Нарушены психомоторика, оптико-пространственные представления, вербальный интеллект. Речевая активность отсутствует. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство. Избирательный контакт со взрослыми. В отношениях со сверстниками — действия рядом. Повышенная истощаемость. Игровая активность снижена;
-моторная (экспрессивная) алалия. Не сформирована кинетическая мелодия речи. ОНР: I уровень речевого развития. Фразовая речь отсутствует. Нарушения психомоторики, слухового, зрительного восприятия, произвольного внимания, повышенная истощаемость в общении и деятельности. Речевой негативизм. Игровая деятельность не сформирована;
-моторная (экспрессивная) алалия. ОНР: II уровень речевого развития. Выраженные экспрессивные и импрессивныеаграмматизмы. Фраза одно-двусловная. Недостаточное развитие психомоторики: нарушено переключение от одного движения к другому, плавность, координация движений, отмечается слабость правой руки; слуховое внимание, функции рядообразования. В поведении симптомы негативизма, контакт непостоянный, избирательный. Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого;
- сенсорная алалия. Первичное недоразвитие импрессивной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхолалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторона речи. Грубо нарушены слуховое восприятие и внимание. Повышенная истощаемость в поведении и деятельности.
Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотековой
Наряду с классическими методами обследования психических функций и речи, созданными Г.А. Волковой и другими авторами, мы предлагаем методы нейропсихологического обследования, разработанные авторами Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, Т. А. Фотековой
Сегодня нейропсихологические методы успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми, имеющими системную речевую патологию, так называемое общее недоразвитие речи (ОНР). Картина нарушений в развитии у таких детей неоднородна и не исчерпывается речевыми симптомами. У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной, направленной коррекции. Предлагаемая методика для диагностики речевой патологии у детей сочетает традиционные для логопедической практики приемы с некоторыми нейропсихологическими методами. Методика имеет тестовый характер: процедура ее проведения и система оценки стандартизированы. Это позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и оценить степень выраженности нарушения разных сторон речи. Стандартизация также удобна для отслеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия.
В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И.Лалаевой (1988г.) и Е.В. Мальцевой (1991г.).
Цель: выявления особенностей речевого развития учащихся 1 класса. Методика включает четыре серии.
Серия 1 - Исследование сенсомоторного уровня речи - включает четыре группы заданий:
-Проверка фонематического восприятия;
-Исследования состояния артикуляционной моторики;
-Исследование звукопроизношения;
-Проверка сформированностизвукослоговой структуры слова.
Серия 2 - Исследование грамматического строя речи.
Серия 3 - Исследование словаря и навыков словообразования.
Серия 4 - Исследование связной речи.
Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальными оценками в тридцать баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно ста двадцати. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 120 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 120. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из четырех выделенных уровней успешности.
IV уровень - 100-80%;
III уровень - 79,9-65%;
II уровень - 64,9-45%;
I уровень - 44,95% и ниже.
Речевые пробы и система оценки методики
Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи.
1. Проверка состояния фонематического восприятия.
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.
Предъявление - воспроизведение - предъявление - воспроизведение:
•
ба
па
па
ба
•
са
ша
ша
са
•
Ш
жа
ша
жа
ша
•
ца
са
ца
са
ца
•
ра
ла
ра
ла
ра
Вначале предъявляется первый член пары (ба-па), затем второй (па- ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба-па-па-ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, так как задача обследования - измерение актуального уровня развития речи.
Оценка: 1 балл - точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла - первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па): 0,25 балла - неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
2. Исследование артикуляционной моторики.
Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.
- губы в улыбке;
-язык "лопаткой" - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
-язык "иголочкой" - узкий язык заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
-"маятник" - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
-чередование движений губ: "улыбка" - "трубочка".
Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении три - пять секунд: последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, то есть сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении движения "маятник" нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже - головы или глазных яблок вслед за языком, синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, то есть насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, то есть дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.
Оценка: 1 балл - правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 баллов - замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла - выполнения с ошибками; длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигураци, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов - невыполнение движения.
3. Исследование звукопроизношения.
Инструщия: повторяй за мной слова: Собака - Маска – Нос
Сено
Василек
Высь
Замок
Коза
Зима
Магазин
Цапля
Овца
Палец
Шуба
Кошка
Камыш
Жук
Ножи
Щука
Вещи
Лещ
Чайка
Очки
Ночь
Рыба
Корова
Топор
Река
Варенье -
Дверь
Лампа
Молоко
Пол
Лето
Колесо
Соль
При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, X) т Й. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, так как возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представляются в ходе дальнейшего обследования.
Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре - это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (первая группа - свистящие С, СБ, 3, ЗЬ, Ц; вторая - шипящие Щ, Ж, Ч, Ш; третья - Л,ЛЬ; четвертая - Р,РЬ) и пятая группа - остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже; задненебные звуки Г,Х, К и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков).
Произношения звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу: 3 балла - безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла - один или несколько звуков группы правильно произносится изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, то есть недостаточно автоматизированы; 1 балл - в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов - искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы. Баллы. Начисленные, за каждую из пяти групп, суммируются.
4. Исследование сформированностизвуко-слоговой структуры слова.
Инструкция: повторяй за мной слова:
-танкист
-космонавт
-сковорода
-аквалангист
-термометр
Слова предъявляются до первого воспроизведения .
Оценка: 1 балл - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла - замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла - искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановка звуков и слогов внутри слова); 0 баллов невоспроизведение.
Серия II. Исследование грамматического строя речи.
1. Повторение предложение.
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его можно точнее.
-Птичка свила гнездо.
-В саду много красных яблок.
-Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
-Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
-На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
Оценка: 1 балл - правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла -
пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла - пропуск частей предложения; 0.25 балла - пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов - невоспроизведение.
2. Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
-Собака вышла в будку.
-По морю плывут корабль.
-Дом нарисован мальчик.
-Хорошо спится медведь под снегом.
-Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка: 1 балл - выявление и исправление ошибки; 0,5 балла - выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла - ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов - ошибка не выявлена.
3. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
-мальчик, открыть, дверь
-сидеть, синичка, на, ветка
-груша, бабушка, внучка, давать
-Витя, косить, трава, кролики, для
-Петя, купить, шар, красный, мама
Слова предъявляются до первого ответа.
Оценка: 1 балл - предложение составлено верно; 0,5 балла - нарушен порядок слов; 0,25 балла - наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов - смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
4.Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
-Лена наливает чай ... чашки.
-Почки распустились ... деревьях.
-Птенец выпал ... гнезда.
-Щенок спрятался ... крыльцом.
-Пес сидит ... конуры.
В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й - стимулирующая ("Неверно, подумай еще!"); 2-ой - в виде вопроса к пропущенному предлогу ("Наливает чай куда?").
Оценка: 1 балл - правильный ответ; 0,5 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла - правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов - неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.
5.Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Инструкция: один -дом, а если их много, то это - дома.
-один - стол, а много - это...
-стул -
-окно -
-звезда -
-ухо -
Инструкция: один -дом, а много чего? - Домов.
-Один - стол, а много чего?
-стул -
-окно -
-звезда -
-ухо
Оценка: 1 балл - правильный ответ; 0,5 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла - форма образована неверно; 0 баллов — невыполнение.
Серия III. Исследование словаря и навыков словообразования
Инструкция: у кошки - котята, а у ...
козы- собаки-
волка- курицы-
утки- свиньи-
лисы- коровы-
льва- овцы-
Образование прилагательных от существительныха) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги - бумажная.
-шляпка из соломы - кисель из клюквы -
-горка изо льда - салат из моркови -
-варенье из вишни - суп из грибов -
-варенье из яблок - лист дуба -
-варенье из сливы - лист осины -
б) Качественных
Инструкция: если днем жара, то день - жаркий, а если ...
-мороз -
-солнце -
-снег -
-ветер -
-дождь -
в) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у ...
-кошки -
-волка -
-льва -
-медведя -
-лисы -
Оценка: 1 балл - правильный ответ; 0,5 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла - неверно образованная форма; 0 баллов - невыполнение.
Серия IV. Исследование связной речи
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Бобик" (пять картинок) или по другой серии из 4-5 картинок.
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трем критериям.
а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла - допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов - отсутствует описание ситуации.
б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла - рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл - наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов - рассказ не оформлен.
в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла - картинки расположены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов - задание недоступно даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
ГОРОШИНЫ
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Одна дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Рассказ предъявляется не более двух раз.
Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок.
а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов - воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл - пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов - невыполнение;
б) Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов - пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов - пересказ не доступен;
в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов - самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла - пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл - пересказ по вопросам; 0 баллов - пересказ не доступен даже по вопросам. Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.
Обобщая результаты использования методики, можно сказать, что самый высокий четвертый уровень успешности встречается у детей с нормально протекающим речевым и интеллектуальным развитием.
Успешность третьего уровня свидетельствует о нетяжелом системном речевом дефекте либо о выраженной несформированности отдельных сторон речи. Такая результативность характерна для детей задержкой психического развития или с негрубым общим недоразвитием речи (ОНР Ш уровня или элементы ОНР).
Успешность выполнения речевых проб, соответствующая 2 уровню, указывает на наличие выраженного недоразвития речи. Помимо речевого дефекта, у них обычно выявляется недостаточность познавательной деятельности, поэтому им необходимо комплексная коррекция, как логопедическая, так и психологическая, а по возможности - нейропсихологическая. Успешность второго уровня встречается и у детей с ЗПР.
Самый низкий первый уровень успешности выполнения методики свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон речи. У детей с такими показателями часто диагностируются моторная алалия или сложный дефект, сочетающий умственную отсталость и тяжелую речевую патологию.
Основная литература:
1. Бабина, Г. В., Белякова, Л. И., Идес, Р. Е.Практикум по дисциплине «Логопедия»: (раздел «Дизартрия»): учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. - М.: МПГУ; Издательство «Прометей», 2012 – 104 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=240133
2. Борозинец, Н.М., Шеховцова, Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцева– Ставрополь, 2008. – 224 с.
3. Лынская, М. И.Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: методическое пособие [Электронный ресурс] / М.И. Лынская. - М.: Парадигма, 2012 – 128 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=210582
4. Романович, О.А. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 3–4 лет [Электронный ресурс] / О.А. Романович, Е.П. Кольцова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 96 с. - Режим доступа:: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234924
5. Романович, О.А. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 4–5 лет [Электронный ресурс] / О.А. Романович, Е.П. Кольцова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 100 с. - Режим доступа:: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234918
6. Романович, О.А. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5–6 лет [Электронный ресурс] / О.А. Романович, Е.П. Кольцова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 96 с. - Режим доступа:: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234919
7. Селиверстов, В. И.Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: учебное пособие [Электронный ресурс] / В.И. Селиверстов. - М.: Академический проект, 2000 – 207.с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=210582
Дополнительная литература:
1. Абелева, И. Ю. Механизмы коммуникативной речи. Учебно-монографическое пособие [Электронный ресурс] / И. Ю. Абелева. - М.: ООО «ПАРАДИГМА», 2012. - 288 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210524
2. Реализация коррекционно-развивающих программ с детьми дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] : / научно-методическое пособие / под ред. Д.З. Ахметовой - Казань: «Познание» Институт экономики, управления и права, 2014. – 220 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=257843
3. Лалаева, Р. И. Логопедия в таблицах и схемах. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, С. Н. Шаховская. - М.: ООО «ПАРАДИГМА», 2009. - 216 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210581