Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
2 лекция. ЛОГИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эффективность исследовательского поиска во многом обусловливается последовательностью шагов, т.е. логикой исследования. Организация и проведение исследования зависят от его содержания, а структура – основывается на логике действий. Любое психолого-педагогическое исследование включает в себя ряд необходимых этапов, на каждом из которых решается определённая задача.
1. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование его актуальности, уровня разработанности.
Работа начинается с постановки задачи: что неизвестно? Затем анализируется доступная информация по изучаемой проблеме, так как может оказаться, что уже существует большое количество аналогичных исследований.
2. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, исследовательского подхода, выбор методов исследования.
3. Построение гипотезы исследования. Для её проверки уточняются предмет и объект исследования.
4. Проведение констатирующего эксперимента ( диагностики) с целью установления исходного состояния предмета исследования. После фиксации результатов эксперимента проводится анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходная гипотеза проверяется на достоверность.
5. Организация и проведение формирующего ( обучающего, преобразующего) эксперимента (только в том случае, если это предусмотрено темой работы).
6. Анализ, интерпретация и оформление результатов формирующего эксперимента (если он проводился).
7. Апробация исследования и выработка практических рекомендаций.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ научного исследования образуют актуальность, проблема, объект, предмет, гипотеза исследования, его цель, задачи и методика( для исследований более высокого уровня предусматриваются научная новизна, теоретическая и практическая значимость).
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ – это степень его важности в данный момент и в конкретной ситуации для решения стоящей перед исследователем проблемы, вопроса или задачи. Актуальность может быть связана с недостаточной изученностью / неизученностью выбранной темы. Другое направление актуальности связано с возможностью решения определённой практической задачи на основе полученных в исследовании данных.
Основными аспектам актуальности психолого-педагогического исследования могут быть :
- необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению,
- потребность в более эффективных диагностических методах и процедурах, способных обеспечить получение новых данных,
- потребность в новых методах (методиках, технологиях) психолого-педагогического воздействия, имеющих более широкие возможности применения в различных сферах (образовании, лечении, реабилитации и др.),
- необходимость обобщения и научного обоснования применяемых в работе принципов и методов,
- возможность использования нового ракурса в исследовании проблемы, междисциплинарного подхода к её решению.
Для исследований более высокого уровня значимыми понятиями являются понятия научной новизны, теоретической и практической значимости. Эти показатели относятся к предполагаемому решению проблемы и определяются тем, насколько найденное решение проблемы позволяет изменить реальное положение дел в лучшую сторону.
2. ПоИСКОВАЯ РАБОТА начинается с выбора объектной области( объекта исследования), т.е. той сферы действительности, в которой имеют место проблемы, требующие решения. Выбор объектной области требует учёта реальных условий и возможностей конкретного исследователя и определяется такими факторами как:
А) новизна и перспективность изучения, значимость результата для современной науки и практики,
Б) профессиональные потребности исследователя ( связь с профессионально выполняемыми обязанностями учителя – логопеда),
В) личные интересы и склонности исследователя,
Г) ориентация на научные интересы руководителя.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕМЫ исследования. Правильно поставленная проблема – залог успеха научного поиска. Каждая проблема – это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Требуется найти способ получения новой информации и получить её. Научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Источником проблемы являются затруднения, рождающиеся в практике. Для практики осуществления психолого-педагогического сопровождения сегодня наиболее представлены противоречия между :
- практической востребованностью и недостаточной разработанностью подходов и технологий коррекционно-развивающего обучения, психологической поддержки детей с ОВЗ,
- возросшая потребность в новых приёмах и методах диагностики, коррекционно-развивающего и профилактического воздействия и существующими условиями реализации данных видов деятельности,
- изученностью одной категории детей ( по возрасту, виду дизонтогенеза),
-инертностью и малой вариативностью использования возможностей образовательных организаций и др.
В качестве ошибок, которые допускаются при определении проблемы исследования могут быть названы :
А) слишком широкая трактовка проблемы (например, речь детей с ОНР),
Б) « ненаучность» проблемы, отсутствие исследуемого феномена в пространстве традиционной науки (например, контакты с пришельцами других цивилизаций),
В) невозможность осуществления практической части исследования ( отсутствие в пределах доступности нужной выборки, невозможность осуществления технологий инструментальной диагностики и воздействия).
ТЕМА исследования отражает заключённое в проблеме противоречие, её формулировка одновременно уточняет проблему. Тема – это проблема, кратко и ёмко сформулированая в терминах науки (коррекционной педагогики – логопедии). Тема – это предмет обсуждения исследования. Формулируя тему, необходимо ответить на вопрос : как назвать то, чем собираемся заниматься?
В качестве недостатков, которые возникают при формулировке темы исследования, могут быть названы:
А) слишком общая формулировка темы(например, речемыслительная деятельность детей с ОНР),
Б) отсутствие одной из основных смысловые единиц (например, коррекция речемыслительной деятельности детей с ОНР),
В) несоответствие исследуемого новообразования у испытуемых возрастным нормативам ( например, исследование установления антонимических и синонимических отношений детьми 4-х лет),
Г) перегруженность формулировки (например, психолого-педагогические аспекты диагностики и коррекции речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (с нерезко выраженной интеллектуальной недостаточностью), воспитывающихся в условиях организаций социального типа),
Д) недостаточная ориентация в содержании понятий (например, коррекционное развитие детей с ОНР),
Е) несоответствие /неполное соответствие темы и цели исследования