Справочник от Автор24
Педагогика

Конспект лекции
«Логическая структура исследования в свете различных подходов»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по педагогике / Логическая структура исследования в свете различных подходов

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Логическая структура исследования в свете различных подходов», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Логическая структура исследования в свете различных подходов». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Логическая структура исследования в свете различных подходов», текстовый формат

Раздел 2. Нормативная методология Тема 5. Логическая структура исследования в свете различных подходов (лекция) 1 Учебные вопросы: 1. Логическая структура исследования как понятие методологии 2. Логическая структура исследования в свете проблемного подхода 3. Логическая структура исследования в свете положений гносеологии 4. Исследования в логике проекта. Основное содержание темы (тезисы) 1. Исследование как поиск нового знания имеет свою логику, а его элементы связаны между собой, представляя структуру и свою логику решения задач. Для обозначения каркаса понятий и характеристик, который выступает ориентиром для организации и осуществления исследования, применяется понятие «логическая структура исследования». Его содержание определяется путем перечисления компонентов и их описания. Логическая структура исследования = логический + структура + исследование. Таким образом, логической структурой исследования мы будем называть системную характеристику (системные характеристики) исследования, разработанную на основе законов логики, законов познания, с учетом природы исследования, в соответствии с нормами научного знания. 2. Проблемный подход к определению логической структуры исследования базируется на положении, что систмообразующим элементом любой деятельности является затруднение, которое не может быть разрешено на основе имеющихся знаний, В рамках исследования проблема выявляется на основе осознанного несоответствия исходного состояния реальности (объект исследования и знание о нем) и желаемого его состояния (если исследование предполагает преобразование объекта, полнотой-неполнотой знания). Логика исследования в этом случае предполагает:  осмысление исходного состояния изучаемой реальности;  знакомство и осознание потенциала науки об объекте исследования, в ходе которого выявляется неполнота имеющегося знания и одновременно формируется концептуальная основа будущего исследования  рождение авторского замысла, при помощи характеристик научного аппарата;  реализация замысла и получение нового знания. 3. Логическая структура исследования, разрабатываемая на основе законов познания (гносеологических законов) учитывает взаимосвязь опытнического (эмпирического) и теоретического познания (этапов познания). В соответствии с ними этапы эмпирического исследования (непосредственное обращение к реальности) сменяются этапами теоретического обобщения. Эмпирика и теория «проверяют» друг друга, корректируют ход исследования, усиливают достоверность полученного знания. 2 4. Логическая структура исследования может быть представлена в логике проектирования. Это такой способ научного и практического поиска, который дает возможность каждому действовать как активному участнику межличностных диалогов, создателю особого пространства. В проектировании как деятельности различаются такие этапы: концепутализация, программирование, планирование, реализация замысла. Концептуализация – разработка документа, вбирающего в себя совокупность разнообразных взглядов на исходный замысле (идею) и разных отношений к нему; концепт отражает общий взгляд на смысл проекта, его цели, результат, существующие проблемы. Программирование – определение совокупности видов деятельности в логической и временной последовательности. Продуктом этого этапа проектирования является программа действия. Планирование действий: на этом этапе предельно конкретно обозначаются виды разработок, реальные задачи, поименные исполнители, конечные продукты и потребители результатов. Реализация замысла: собираются «человеческие ресурсы», происходит окончательное формирование позиционной общности, происходит оформление проекта и его экспертиза. Основные понятия темы: Исследовательский проект – обоснование и подготовка проведения исследования, включающие определение его целей, задач, методов, человеческих ресурсов и технических средств, сроков и условий финансирования. Логическая структура исследования – системная характеристика (системные характеристики) исследования, разработанная на основе законов логики, законов познания, с учетом природы исследования, в соответствии с нормами научного знания. План исследования – это комплекс и последовательность ключевых мероприятий, ведущих к полной реализации программы исследования и разрешению проблемы Основная литература: 1. Липчиу Н.В., Липчиу К.И. Методология научного исследования: учебное пособие. – Краснодар: Кубанский ГАУ, 2013. – 290 с. Тема 2. 2. Пещеров Г.И., Слоботчиков О.Н. Методология научного исследования: учебное пособие. – М.: Институт мировых цивилизаций, 2017. – 312 с. Глава 1. Раздел 1.4. 3. Юдина Н.П. Методоогия педагогического исследования: задачи и упражнения. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2019. Тема 3. 3 Дополнительная литература: 1. Загвязинский В.И.. Ахтанов Р. Методология и методы психологопедагогического исследования. – М.: Академия, 2010. Глава 4. 2. Краевский В.В.Общие основы педагогики. – М., 256 с. Глава 4. Раздел 4.4.7. Вопросы и задания для самоконтроля:  Что такое «логическая структура исследования» ?  Назовите и охарактеризуйте этапы исследования 4

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Педагогика

Познавательное развитие дошкольника в контексте преемственности с начальной школой

Деятельность педагога по освоению детьми старшего дошкольного возраста логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных с...

Естествознание

Естествознание. Истоки концепции атомизма

НССУЗ НП «Региональный финансово-экономический техникум» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (Первая лекция) __________________________________ http://rfet.ru © РФЭТ © Все...

Философия

Научно-методологические рекомендации по написанию магистерской диссертации

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Уральский Федеральный университет Философия и методология науки Курс лекций Научно-методологические рекомендации по написанию маг...

Автор лекции

Замощанский И.И.

Авторы

Философия

Познание как предмет философского анализа

Лекция по теме «Познание как предмет философского анализа» Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знани...

Философия

История и философия науки

М. А. Арефьев, А. Г. Давыденкова, А. Я. Кожурин, С. В. Алябьева КУРС ЛЕКЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ АСПИРАНТОВ ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ Учебно...

Психология

Зарождение психологии как самостоятельной науки в XIX веке

ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Лекция 1. Зарождение психологии как самостоятельно...

Психология

Общая психология

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656 1 of 322 Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библи...

Автор лекции

Лурия А. Р.

Авторы

Менеджмент

Принятие управленческих решений

Принятие управленческих решений Курс лекций ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИ...

Автор лекции

Евминенко С. А.

Авторы

Теория управления

Сущность процесса принятия управленческих решений, структура и элементы. Классификация управленческих решений

Принятие управленческих решений Курс лекций ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИ...

Автор лекции

Евминенко С. А.

Авторы

Естествознание

Естествознание. Проблемы изучения микромира в естествознании ХХ века.Современное понимание структурных уровней микромира

НССУЗ НП «Региональный финансово-экономический техникум» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (Вторая лекция) __________________________________ http://rfet.ru © РФЭТ © Все...

Смотреть все