Лоббизм в структуре политической сферы общества
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 10. ЛОББИЗМ В СТРУКТУРЕ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «ИНСТИТУТА ЛОББИЗМА»
Основные причины лоббизма:
в условиях демократии сформировавшееся автономно от государства гражданское общество не может
не взаимодействовать с государством;
в странах с федеративным устройством возникает необходимость в лоббировании региональных
интересов;
в условиях многопартийности и борьбы за политическую власть оппозиционные партии лоббируют
принятие выдвигаемых ими проектов экономических и политических преобразований в стране;
в многонациональных государствах объектом лоббирования во властных структурах являются разного
рода национальные интересы;
многочисленные в условиях демократии общественные организации и движения лоббируют свои
интересы в органах политической власти;
составляющие хозяйственный комплекс имеет разнообразные проблемы, их решение требует влияния
на государственные структуры.
ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ ЛОББИЗМ И
НЕЦИВИЛИЗОВАННЫЕ ЕГО ФОРМЫ
Во многих государствах в процессе лоббирования используются прямое давление на
представителей властных структур, угрозы, подкуп, шантаж.
Криминальное лобби способно оказывать воздействие на внутреннюю и внешнеэкономическую
политику страны.
Криминальное лоббирование таит в себе многочисленные опасности.
Формирование и функционирование цивилизованного лоббизма предполагает реализацию
нескольких важных условий:
легализация лоббистской деятельности;
контроль за организацией и регулирование его функционирования;
необходимо признание властью и обществом того, что «институт лоббизма» может работать
во благо общества только в цивилизованной форме;
высокий профессионализм тех, кто этой деятельностью занимается;
официальный статус лоббистов;
гласность.
ВЛАСТНЫЕ СТРУКТУРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
ЛОББИРОВАНИЯ
Лоббирование чаще всего осуществляется с использованием законодательной власти, потому
что здесь, как правило, находится законотворческий центр. Но лоббистская деятельность может
быть связана и с исполнительной властью.
Направлением лоббирования может быть также судебная власть.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ЛОББИРОВАНИЯ
На первом этапе главная задача лобби — получение и изучение максимума достоверной
информации, касающейся поставленной цели, различных сложностей и препятствий на пути к
ее достижению, физических и юридических лиц, заинтересованных в принятии лоббируемого
проекта, или тех, кто будет всемерно ему противодействовать.
На втором этапе (поддержка проекта) лоббистская активность концентрируется на ряде
направлений.
Третий этап: ускорение процесса получения положительного решения.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО
ЛОББИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В современном российском обществе вопрос о том, будет или не будет «лоббизм» в России, не
стоит. «Лоббизм» уже есть и станет развиваться дальше. Задача заключается в том, чтобы как
можно скорее и действеннее придать ему цивилизованные формы.