Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема нашей сегодняшней обзорной лекции — литература Соединенных штатов Америки эпохи романтизма. В предшествующих курсах по зарубежной литературе вы еще не изучали литературу США, и обращаетесь к ней в курсе изучения впервые. Иначе не могло и быть. Ведь до начала ХIХ века не существовало ни литературы США, ни самого государства — впрочем, государство все-таки на несколько десятилетий старше первых художественных произведений этой страны. Литература США формировалась в начале ХIХ в.
Литература США в первое время нередко обращалась к европейским сюжетам, а европейская литература в эту пору была романтической. В этом одна из причин того, что американская словесность складывалась изначально как романтическая. Другая причина — сама американская действительность в то время была полна надежд, романтических иллюзий, приключений, странствий, а также романтической была и природа — удивительная, местами почти фантастическая (Гудзон, каньоны), дикая.
Обратимся к некоторым особенностям американской культуры и жизни — все они найдут отражение в литературе. Практически с самого начала появления государства начинается движение переселенцев на Запад, освоение Америки. Граница обжитых земель все время сдвигается к Западу, и в 1803 г. 3-й президент, Джефферсон, говорит о своей мечте, согласно которой Америка раскинется от Тихого океана до Атлантического. На Запад идут, прокладывая дорогу по горам и прериям, сначала немногие — это охотники и др., часто авантюристы, но они идут первыми, их так и называют — «пионеры», вслед за ними приходят группы поселенцев, которые основывают поселки, фермерства.. Линия границы называется в американской культуре «фронтир» (в пер. «пограничье»), это одно из ключевых понятий культуры Америки. Понятие закрепилось в 1893 г., когда прозвучало в речи (и потом было опубликовано) историка Фредерика Тёрнера «Значение фронтира в американской истории». С некоторой идеализацией, но тем не менее глубоко Тёрнер выразил основные мотивы фронтира, называя такие характеристики: «…грубость и сила, соединенные с остротой и любознательностью <…>, умение разобраться в мире материальных вещей, нехватка художественности при склонности к эффектному завершению. Это безрассудность, возбудимость, энергичность. Это преобладающий индивидуализм, который может быть и добром, и злом. Это бодрость и восторженность <…>».
Темы фронтира, освоения земель, образа пионера-первопроходца, столкновения с индейцами станут основными в творчестве Фенимора Купера («Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия»). И во всей дальнейшей литературе США, и в ХХ веке, тема странника, путника, вплоть до бродяги, будет играть большую роль.
Особое значение в американской литературе имеет природа — во времена романтизма это образ океана, скал, гор, Гудзонского залива. Появляется и школа живописи под названием «Гудзонская школа».
Отцом американской литературы называют писателя Вашингтона Ирвинга. Интересно, что он был назван в честь первого американского Президента — генерала Вашингтона, так что первому Президенту в истории США соответствует по имени первый писатель. По семейной легенде В. Ирвинга, будущего писателя, тогда младенца, благословил первый президент: родители мальчика попросили его благословить ребенка, названного в его честь. Он получил европейское образование, учился в Германии, и в сюжетах его новелл просматриваются сюжеты и мотивы европейских, особенно немецких, произведений писателей-романтиков. Однако, как это свойственно нередко американским авторам, мистические сюжеты в конце произведения разоблачаются, словно оказываются поверены трезвым, рациональным взглядом и практичным разумом. Ирвингу присуща ирония. На семинарском занятии мы разберем некоторые новеллы этого писателя, прочитайте также новеллу «Жених-призрак» — думаю, вы узнаете в сюжете мотивы баллады «Ленора» Г.А. Бюргера, но развязка и весь замысел совершенно иные, чем у немецкого поэта. Ирвинг родился и жил в Нью-Йорке. Своего рода участниками новелл Ирвинга становятся Гудзонский залив, Катскильские горы. Там происходят загадочные события в новеллах Ирвинга: в Гудзонские залив заходит таинственный корабль (новелла «Корабль-призрак», в сюжете которой мы узнаем европейскую легенду о Летучем Голландце), в Катскильских горах засыпает на многие годы Рип ван Винкль… Катскильсие горы, написанным Томасом Коулом. Ирвинг сыграл важнейшую роль в истории литературы США, не только потому что был первым писателем, но потому, что перенес на американскую почву европейские литературные сюжеты и легенды и придал им американский колорит, а также стоял у истоков жанра новеллы США.
Мистические мотивы особенно выражены в творчестве знаменитого писателя Эдгара Аллана По, но Э.А. По не следует модели Ирвинга — разоблачать мистицизм и освещать ярким светом все таинственное, у него мистические загадки и непознанное составляют всю сущность художественного мира произведений. Эдгар По является основателем жанра детектива (и в США, и в мировой литературе) и создателем так называемых «страшных» новелл. Обратите внимание, что события всех произведений По происходит в Европе, чаще всего во Франции. И это объяснимо: для загадочных и страшных сюжетов По американская действительность подходила мало – переселенцы, фермерские поселки не могли составить должного колорита произведений Э.А. По, и он переносил действие в старую Европу с ее легендами и средневековыми замками. Ф.М. Достоевский в статье «Три рассказа Эдгара Поэ» (1861) писал об одной особенности творчества По, которую назвал «сила подробностей», отличающая этого писателя от всех писателей-романтиков: «вы до такой степени ярко видите все подробности представленного вам образа или события, что, наконец, как будто убеждаетесь в его возможности, действительности». Мечтательность, романтическое мироощущение и рациональный склад ума сочетает в себе герой детективных новелл Эдгара По — Огюст Дюпен. Жизнь Эдгара По полна загадок и трагических событий, в США он в то время остался малоизвестным и почти не признанным писателем. Писателем другого склада является писатель следующего поколения романтиков — Герман Мелвилл. Он также был непризнан при жизни, а в ХХ в. его главный роман стал пониматься как своего рода эпос об Америке. Роман «Моби Дик, или Белый кит» (1851). События романа происходят в океане на китобойном корабле «Пекод». Капитан корабля — Ахав — задумал отомстить гигантскому киту, когда-то искалечившего его. Вместе со своей командой он охотится на Белого кита — легенду и ужас для всех моряков, властителя океана. Капитан Ахав считает себя тем, кто призван победить мировое зло, и видит себя избранным. Роман считается эпосом об Америке, поскольку Мелвилл показывает здесь идеи и самосознание Америки — всё судно воплощает Америку, поскольку на нем собрались люди разных рас и национальностей, как в США, и Ахав являет собой идею об особой американской миссии. Однако Мелвилл явно скептически относятся к идеям об избранности — капитан и его судно терпят трагическое и сокрушительное поражение, став жертвой собственной мести. В роман вплетены библейские, в основном ветхозаветные, мотивы. Так, Ахав — имя нечестивого древнеизраильского царя, преследовавшего пророков. Рассказчиком является персонажи по имени Измаил, который спасается (его подбирает проплывающий мимо корабль) — это имя восходит к библейскому образу Измаила из Книги бытия, и он в романе становится единственным спасшимся, участником этой трагической истории, который о ней свидетельствует: повествование романа ведется от лица этого персонажа. Роман «Моби Дик, или Белый кит» включает в себя и мировые легенды о гигантском ките, и отсылки к библейскому ветхозаветному морскому чудовищу Левиафану, и научные данные о ките как животном, и рассказ о китобойном промысле. Сложный по своему жанровому синтезу роман выступает действительно эпическим сказанием, романом об Америке, и вместе с тем — историей о человечестве.
Одним из наиболее крупных американских писателей романтизма выступает и Натаниэль Готорн — автор рассказов, очерков и романов. Рассказы образуют сборники «Дважды рассказанные истории», «Мхи старой усадьбы» и др. Наиболее известный роман — «Алая буква» (1850). Предметом изображения Готорна становятся пуритане, нрав и быт американских пуритан, первых суровых переселенцев из Старого Света и их потомков. Сам Готорн происходил из старинного рода нетерпимых к слабостям и грехам пуритан. Его предки жили в Сейлеме — новоанглийском городе, печально известным в 17 в. сейлемскими процессами над «ведьмами». Чувство вины за своих предков Готорн испытывал всю жизнь. Роман «Алая буква» посвящен изображению пуританских нравов, вступающих в конфликт с человечностью и истинной верой. Молодая женщина, Эстер Прин, становится матерью внебрачного ребенка и подвергается жестокому порицанию и преследованию жителей города. Она одна воспитывает свою дочь Перл и принимает удел жить уединенно, при этом она мужественна и горда. Эстер Прин должна носить вышитую на платье букву «А» (от слова «адюльтер») — и этот ярко-красный знак становится знаком ее отрешенности от жителей городка. Она сама вышивает себе этот знак, и не отказывается от него даже тогда, когда эта история постепенно уходит в прошлое. В романе трактуются религиозные вопросы греха, прощения, покаяния. В нем также немало символов: лес, церковь, символика цвета; символичны и имена персонажей — Эстер (звезда), Перл (жемчужина). В романе Готорна поднят вопрос об истинной вере, истинном христианстве и показаны тяжелые последствия ограниченности и узости, которые писатель видит в пуританстве. Но пуританстве не только как религиозной конфессии (религиозного направления), но и в целом как человеческом свойстве (нетерпимости, ограниченности), в том числе и как части национальной американской культуры.
Романтизм в США очень важен для понимания не только литературы этого периода (первой половины ХIХ в.), но и для понимания всей американской литературы, поскольку именно с эпохи романтизма начинается литературная история этой страны. Она изначально впитала романтические мотивы, сюжеты, образы, которые можно проследить и в дальнейшем, в творчестве Дж. Лондона, Э. Хемингуэя, Ф.С. Фицджеральда и др.