Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Литература последней четверти XVIII века; сентиментализм и предромантизм

  • 👀 1057 просмотров
  • 📌 977 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Литература последней четверти XVIII века; сентиментализм и предромантизм
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате rtf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Литература последней четверти XVIII века; сентиментализм и предромантизм» rtf
ЛЕКЦИЯ № 10-11 Литература последней четверти XVIII века. Сентиментализм и предромантизм. Характеристика эпохи Литература последней четверти XVIII века отразила сложный и противоречивый период развития России, её экономики, политики, культуры. Не без труда правительство Екатерины II подавило крестьянские волнения под предводительством Емельяна Пугачёва. Значительно потрясла устои феодализма Великая Французская революция, оказавшая огромное воздействие на умы русской просвещённой публики. Русское дворянство и рождающуюся русскую интеллигенцию волновали события, происходящие в далёкой Северной Америке. Постепенно, но устойчиво трансформируется экономика России этого периода: происходит капитализация России, появляются русские буржуа. Замечательно то обстоятельство, что представители самого привилегированного класса в России, дворянства, первыми заговорили о необходимости реформ. Напомним, что ещё в 60-е годы в Комиссии депутатов от всех сословий обсуждался проект нового Уложения законов. Во время работы Комиссии демократически настроенные депутаты высказывались в защиту человеческих и гражданских прав крестьян, раздавались голоса о необходимости ограничения личной власти помещиков над крепостными. Русская публицистика в 70-е годы остро ставит проблему крепостного права, проблему не только ограничения самодержавной власти, но и перехода к республиканской форме правления. А.П.Сумароков в "Димитрии Самозванце" поколебал веру в божественное происхождение самодержавной власти, а А.Н.Радищев в оде "Вольность" провозгласил идею революции и республики. Параллельно с ними Я.Б.Княжнин создаёт свою тираноборческую и республиканскую трагедию "Вадим Новгородский" Философы и просветители этого периода Я.П.Козельский, С.Е.Десницкий, Д.С.Аничков с опорой на западноевропейских авторов, в том числе просветителей-энциклопедистов, публикуют свои философские произведения с антифеодальной направленностью. Начавшаяся ещё в предшествующий период просветительская деятельность Н.И.Новикова и его последователей принесла свои плоды: последнюю четверть века во.всех её общественных и культурных проявлениях является периодом расцвета эпохи русского Просвещения. Безусловно, правы современные учёные-культурологи, историки, указывающие на тесную связь идей Просвещения в России с западноевропейским и прежде всего французским Просвещением. Локк, Монтескье, Вольтер, Гольбах, Дидро, Руссо, Мабли оказали влияние на М.М.Хераскова, Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева, И.И.Дмитриева, Н.М.Карамзина, И.А.Крылова и многих других деятелей русской культуры. Значительна и самобытна культура последней четверти XVIII в. Наряду с Санктпетербургским вырос и окреп Московский университет, воистину сделавшийся центром новой и по содержанию, и по социальному заказу культуры России. Примечательно, что современные отечественные исследователи-культурологи Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский, Б.И.Краснобаев, В.И.Рабинович, Ю.В.Келдыш, О.Е.Левашова, Л.А.Рапацкая, И.В.Кондаков и др. активно исследуют культуру XVIII века. Так, И.В.Кондаков отмечает сложность и противоречивость "социокультурного спектра Русского Просвещения". Одним из знаков эпохи И.В.Кондаков считает появление оппозиций: Щербатов и Радищев, Екатерина и Новиков, Шишков и Карамзин — характерные полюса века русского Просвещения. Позднее, к концу XVIII века, эти оппозиции усиливаются, становясь антитезой либерализма и консерватизма, с одной стороны, и западничества и славянофильства, с другой. "Реальная картина русской культуры XVIII в. осложнялась тем, что идеи либерализма и западнические реформы нередко исходили из самых властных структур — монарха и его .ближайшего окружения (так называемая "революция сверху"), а охранительно-консервативные и национально-почвеннические настроения шли "снизу", совпадая с настроениями народных масс и большинства провинциального поместного дворянства, уходя корнями в традиционную, патриархальную культуру Древней Руси". Ссылаясь на "Очерки русской культуры" М.А.Лифшица, Кондаков характеризует культурно-историческое развитие России в XVIII веке как парадоксальное, получившее наименование "демократия несвободы", т.е. "противоречивой связи верхов и низов". Но, тем не менее, результаты этой "несвободы" замечательны: век Екатерины стал золотым веком не только русского дворянства, но и русской культуры в целом и, возможно, именно благодаря оппозиции "низы — верхи", "славянофилы — западники". Этот период развития русской культуры XVIII века совпал с пиком творчества таких выдающихсяавторов, как А.Н.Радищев, Я.Б.Княжнин, Д.И.Фонвизин, И.И.Дмитриев, Г.Р.Державин, Н.М.Карамзин, В.В.Капнист, М.Н.Муравьёв, Н.А.Львов (не только поэт, но и музыкант, архитектор, переводчик, собиратель русского фольклора), зодчих В.И.Баженова, И.Е.Старова, М.Ф.Казакова, скульпторов Ф.И.Шубина, Э.М.Фальконе (автора знаменитого "медного всадника" — памятника Петру I в Санкт-Петербурге), М.И.Козловского, Ч.Камерона, замечательных русских музыкантов Ф.М.Дубянского, О.А.Козловского, М.С.Березовского, В.А.Пашкевича, Е.И.Фомина, Д.С.Бортнянского, И.Е.Хандошкина, живописцев В.Л.Боровиковского, Д.Г.Левицкого, Ф.С.Рокотова В 1770—1780-е годы просвещённое русское дворянство было увлечено идеями масонства: Н.И.Новиков, М.М.Херасков, В.И.Майков, А.П.Сумароков, Я.И.Булгаков, В.Майков, И.П.Елагин, братья Трубецкие, А.Нартов и др. Их идейными вдохновителями ещё в 60-е годы являлись А.П.Сумароков, автор известной книги "О повреждении нравов в России" князь-М.М.Щербатов, а главой русского масонства в то время стал, И.Елагин. В последнюю четверть XVIII века в обеих столицах и даже в провинции масонство усилило своё влияние масонских лож уже насчитывалось до сотни, в заседаниях которых участвуют более двух тысяч масонов. Писатели, чиновники, профессора, военные и политические деятели — по существу все слои русского дворянства и разночинной интеллигенции участвуют в масонском движении России. А.С.Пушкин в статье "Александр Радищев" скажет о них как о "полуполитическом, полурелигиозном обществе". На последнюю четверть XVIII века падает второй период развития русского масонства. "В это время, — пишет Г.А.Гуковский, — на первом плане в работе лож стояли моральные задачи. Ложи превращались в содружества культурных дворян, дававших обещание жить по законам высокой нравственности". Если масоны первого периода разделяли учение просветителей о естественном праве народов, о законности, то после пугачёвского восстания они увлеклись мистикой, жаждали чуда, которое спасло бы их от противоречий действительности. Масонское движение приобретает характер тайных обществ со свойственными им конспирацией, масоны увлекаются алхимией, для них становится характерна все большая религиозность. Произошёл решительный поворот от рационализма к мистике. Правительство Екатерины II подозрительно относилось к их деятельности, тем более, что мартинисты были действительно враждебно настроены к Екатерине II и Потёмкину. Их идеи не могли не проникнуть в политическую и культурную жизнь России этого периода: Н.И.Новиков издавал масонские журналы "Утренний свет" (1777—1780) и "Вечерняя заря" (1782). В 1792 году Екатерина II сначала расправилась с Новиковым (он был арестован и заключён в Шлиссельбургскую крепость), а потом официально были ликвидированы все масонские организации, перешедшие с тех пор на нелегальное положение. Прав О.Н.Михайлов, говоря, что "сумерки екатериниского царствования.. никак не могут перечеркнуть главного: и в истории политической, и в истории нашей словесности Екатерина II неординарна, роль её велика, и всесторонняя, объективная оценка, очевидно, принадлежит будущему". Только в последние десятилетия стало вновь возможно говорить и писать объективно о Екатерине II, а меж тем вклад её в русскую культуру трудно переоценить, не говоря уже о её политической роли. Литературный процесс последней четверти XVIII века Сентиментализм Сентиментализм ( "чувство" с франц.) — течение в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII века, подготовленное кризисом просветительского рационализма. Законченное выражение сентиментализм получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились её внутренние противоречия. Поэзия Дж.Томсона, З.Юнга Т.Грея воспела идиллию на лоне природы. Для этой поэзии характерна меланхолическая созерцательность; впервые появился термин "сентиментальные настроения". В поэзии поздних сентименталистов (70—80-е гг.) О.Голдсмита, У.Купера, Дж.Крабба появляются социальные мотивы, хотя в целом направление не обостряло социально-политических тем: Психологические романы С.Ричардсона, Я.Стерна окончательн сформировали направление. В "Сентиментальном путешествии" (1768) Стерн показал "нетождественность" человека самому себе, его способность быть разным. Но сентиментализму чуждо "иррациональное" (оно характерно для параллельно развивавшегося предромантизма), в сентиментализме нет чрезмерной импульсивности, таинственности, мрачности, резких контрастов, что так будет свойственно предромантизму. Вместе с тем экзальтированная чувствительность, ирония и юмор, пародийно развенчивающие просветительские классицистические каноны, скепсис — неотъемлемые черты Голдсмита, Т.Дж.Смоллетта. С подачи английских сентименталистов направление быстро развивалось в Германии, Франции ("Буря и натиск" Руссо, Дидро, Лессинг). Излюбленные жанры сентиментализма — элегия, послание, эпистолярный роман, дневник, путешествие, повесть. В России наиболее яркими представителями сентиментализма были М.М.Херасков, М.Н.Муравьев, Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, В.В.Капнист, Н.А.Львов и др. Русский сентиментализм в значительной степени рационалистичен, в нём сильна дидактическая установка. Опираясь на просветительскую философию, сентиментализм утверждает внесословную ценность человека, воспитывает чувство достоинства и уважения к своим силам, способностям, чувствам. Сентиментализм провозгласил культ чувства, богатство внутреннего мира человека, который бежит от реальностей жестокого, сурового мира в мир чувствований, мечтаний, надежд, не пытаясь бороться с ним. Идем масонов, о которых говорилось выше, оказали значимое влияние на сентиментализм: • Утверждение простоты и естественности как важнейших законов жизни • Главенствующая роль чувственного начала, культ сердца, самопознание и самосовершенствование, идея преобразующей силы искусства • Масонство также предуготавливает такие явления, как предромантизм и ранний романтизм: мистицизм, томивы "высшего духа", откровения, двоемирие свет\тьма. Сентиментализм ( "чувство" с франц.) — течение в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII века, подготовленное кризисом просветительского рационализма.. Доминантой "человеческой природы" сентиментализм объявил чувство, а не разум, скомпрометированный буржуазной практикой. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не "разумное" переустройство мира, а совершенствование "естественных" чувств. Сентиментализм в России появился практически одновременно с европейским. Ключевые зап-европ. Тексты: Руссо "Юлия…", Стерн "Сент. Пут-е", Гете "Страдания юного Вертера". Sentimental – высоконравственный и способный к сочувствию. Провозглашается Единство добра и красоты. Как пишут Пашкуров и Разживин, в России эстетика сентиментализма тесно связана не только с масонством, но и с православной традицией, с культом сострадания, самопожертвования, жалости и умиления. Не культ Человека как личности, а сакрализация Души человека. Основной конфликт не между аристократом и буржуа, как в Европе, а между помещиком и крестьянином. Внимание к самому незащищенному, униженному сословию – к крестьянам. Соотношение Индивидуального и всеобщего. Классицизм – всеобщее как индивидуальное, сентиментализм – индивидуальное как всеобщее. Нормативность классицизма сохраняется, но с иным уклоном: через культивирование частной жизни человека (малая вселенная). Сентиментализм, кроме словесности, ярко проявился в живописи, музыке, садово-парковом искусстве. (эрмитаж) Сходства и различия классицизма и сентиментализма: 1. Сентиментализм также ориентируется на подражания образцам (миф об античности), эталон вкуса, изящества, подражание природе (садово-парковое искусство). Поэт – натуры друг. 2. Сохранение строгой жанровой иерархии, недопустимость смешения жанров, ( пример с Муравьевым, «Сожаление младости»). Чувствительные повести, нежная лексика "пичужечки, цветочки, листочки". Средние жанры: в драматургии "слезная драма", в прозе "чувствительная повесть, в лирике – послания, элегии и идиллию на лоне природы. Для этой поэзии характерна меланхолическая созерцательность; впервые появился термин "сентиментальные настроения". Излюбленные жанры сентиментализма — элегия, послание, идиллия, эпистолярный роман, дневник, путешествие. Проблема оды.Не герой, а тихий и кроткий "созерцатель мира". (бедный чижик, поющий одну любовь) 3. Герой сентиментализма — не героическая личность, гражданин, а индивидуум, по происхождению (или убеждениям)— демократ; сентиментализм открыл богатый духовный мир просто человека, чаще всего простолюдина. Но сентиментализму чуждо "иррациональное" (оно характерно для параллельно развивавшегося предромантизма), в сентиментализме нет чрезмерной импульсивности, таинственности, мрачности, резких контрастов, что так будет свойственно предроман-тизму. Вместе с тем экзальтированная чувствительность, ирония и юмор, пародийно развенчивающие просветительские классицистические каноны, скепсис — неотъемлемые черты Голдсмита, Т.Дж.Смоллетта. С подачи английских сентименталистов направление быстро развивалось в Германии, Франции ("Буря и натиск" Руссо, Дидро, Лессинг). В России наиболее яркими представителями сентиментализма были М.М.Херасков, М.Н.Муравьев, Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, В.В.Капнист, Н.А.Львов и др. Русский сентиментализм в значительной степени рационалистичен, в нём сильна дидактическая установка. Опираясь на просветительскую философию, сентиментализм утверждает внесословную ценность человека, воспитывает чувство достоинства и уважения к своим силам, способностям, чувствам. Сентиментализм провозгласил культ чувства, богатство внутреннего мира человека, который бежит от реальностей жестокого, сурового мира в мир чувствований в частную жизнь. Тезис о единстве добра и красоты породил идею нравственной красоты, эстетизацию страдания (пример из "Писем русского путешественника"). Важной оказывается роль художника творца. Если в классицизме – МЫ, то сейчас – Я. Задача читателя – почувствовать сердце писателя своим сердцем. Сквозные темы сентиментализма: - незащищенности человека перед миром, культ со-страдания; - проблема возвышения семейного бытия, культ Дома и сакрализация образов женщины и ребенка (первые истории детства "Рыцарь нашего времени Н.Карамзина). Дом=Мир; - представление об универсальном едином ритме Природы и человеческого сердца (жанр идиллии в различных его проявлениях); - культ меланхолии (сладкая грусть, память) более всего проявился в лирических жанрах: элегия, послание , идиллия (Карамзин"Весенняя песнь меланхолика") Предромантизм Предромантизм – это совокупность явлений в культуре XVIII столетия, предшествовавших становлению романтизма. Предромантизм (по Лукову) – понятие литературоведения, искусствознания, эстетики, истории культуры, обозначающее переходное эстетическое явление – незавершенную систему принципов, художественных образов, моделей повседневности, жанров, «картин мира» и средств ее выражения в европейской культуре 18- нач. 19 века, предваряющую романтизм. Этот термин был сформулирован в начале XX столетия французскими специалистами в области литературы Д.Морне и П.Ван Тигемом. Появление данного понятия вызвало необходимость пересмотреть концепцию появления романтизма. Согласно новой теории, романтизм сформировался не из-за «революционного» опровержения просветительского рационализма, но вследствие продолжительного развития иррационалистических и сверхъестественных направлений, которые были свойственны культуре XVIII. Идеологическую базу предромантизма составили теории Руссо и Гердера, которым свойственно продвижение «естественности» и общественно-архаической «первозданности» в качестве доминирующих культурных идей. Кроме того на формирование этого течения оказали влияние мысли И.Г.Гаманна, Ф.Гемстергейса, Л.К.Сен-Мартена со свойственной им мистической устремленностью. Термин вводится в начале ХХ века французскими исследователями Полем Араром и Даниэлем Морне, к 20-30гг прошлого века термин прочно входит в европейский научный обиход как "преромантизм". В России еще в 10гг ХХ века А.Н. Веселовский, автор исторической поэтики, использует термин "доромантизм", говоря о западно-европейской литературе рубежа 18-19 вв. И только к 50-60гг 20 века термин в отечественной науке оформляется как предромантизм. совокупность идейно-стилевых тенденций в европейской литературе второй половины XVIII - начала XIX ст., которые, не порывая с сентиментализмом, предусматривали появление романтизма, порывали с культом ума, присущим классицизму и Просвещению. Наиболее полно предромантизм проявился в Англии и Шотландии (творчество Т. Чаттертона, Дж. Макферсона, Г. Уолпола и др.), обусловив так называемый "осианизм" (прояснить термин самостоятельно) Развитие романтического типа творчества, началось в предромантизме, как общеевропейское явление было связано с глубоким мировоззренческим изломом в конце XVIII - в начале XIX ст., с опровержением принципов механистического материализма. В преодолении этих метафизических основ решающую роль сыграла немецкая идеалистическая философия, которая оказала огромное влияние на формирование мировоззренческой основы романтизма. Главным критерием ценности произведения является его новизна и оригинальность. Художник не подражает природе или каким-то образцам и правилам, а силой своей фантазии создает новый мир, выступая сам как часть животворной природы (А. В. Шлегель). Именно в предромантизме произошел окончательный отказ от нормы и подражания образцам!!! Культ авторского гения, воображения, идеализация средневековья, увлечение "зловещей и таинственной" природой, всем чудесным мистическим ставится у предромантиков во главу угла. К вопросам теории предромантизма обращались такие ведущие литературоведы, как В.Жирмунский начало 20в, Михальская и Соловьева, В.Западов, В. Федоров 70-80 гг, 200гг Вл. Луков, С.Травников, Р.Лазарчук, А.Разживин. В последние годы полемика вокруг предромантизма несколько стихла, его признают как самостоятельное явление. Наиболее интересны в этом отношении труды проф. А.Н.Пашкурова Часто не разделяют четко и твердо предромантизм и романтизм, однако сущность предромантизма полно отображается в ряде оппозиций: 1. "ночная поэтика" как кладбищенская, знак бренности\символ бессмертия и приобщения к Богу. Тексты: Бобров С. Прогулка в сумерки... Первый час года. Предчувственный отзыв века. Ночь. Полнощь; Бунина А. Песнь смерти. Майская прогулка болящей. На разлуку; Востоков А. Песнь Луне; Гнедич Н. Песнь при гробе матери (Сирота при гробе матери) . 2.оптимистический и гуманистический пафос (Чудо, Гений)\ мотив раздвоенности и трагизм Поэтика предромантизма 1. система "троемирия" Если в романтизме четкое противопоставление ЗДЕСЬ\там, т.е идеал и действительность, мечта и реальность (Ах, вовеки не сольется, …небо светлое с землею\там не будет вечно здесь Жуковский). Между там и здесь предромантизм помещает пространство лирического "я": которому в равной степени близки мир земной и мир небесный, действительность и идеал. (тема гения "Сила гения" М.Муравьева) 2. Психологизация окружающего мира через свое внутреннее видение, мир предстает как объективно-чувственный, значительное нарастание автобиографических мотивов. События частной жизни поэта, знаимые лично для него: " аныне 50 мне било, без лат я чудо-богатырь" Державин, "Короток званьем был,умом и телом я – вот эпитафия моя" Н.Львов. 3. Культивирование новых чувств и состояний человека, культ мечты, меланхолии: Мих. Муравьев, "Мечта", Карамзин "Меланхолия" Каменев Г. «Кладбище». «Вечер любезный...», Капнист В. «На смерть Плениры», «На смерть Юлии»; Мерзляков А. «Утешение в печали»; Турчанинова А. «Ода». «Достоинства смерти». «Себе эпитафия» Впервые отчетливо звучит тема поэтического бессмертия в лирикеН.А.Львова («Тринет», «Наугольный пожар...») и Г.Р.Державина («Лебедь», «Фонарь»). Традиции «меланхолической школы» нашли отражение и продолжение в лирике В.Жуковского и Н.Гнедича. 4. По-новому воспринимается природа – мир природы=мир человека, человек- микрокосм Андрей Болотов "Живописатель натуры" МуравьевМ.Н. «О человеке и его природе» 5. Отношение к феномену национальных культур – интерес к мифологии разных народов и стран поэмы «богатырские» / «волшебные» («Илья Муромец» Карамзина, « Громвал» Каменева, «Алеша Попович» и «Чурила Пленкович» Радищева, «Полим и Сияна» А.Востокова, «Добрыня" Н.Львова, "Песнь о Гарольде Храбром". 6. поэтика экзотизма: Европа и Восток . Карамзин "Сиерра Марена" и «Остров Борнгольм» Написанная и опубликованная в 1794 г. в альманахе «Аглая» повесть «Остров Борнгольм» тематически соотнесена с «Письмами русского путешественника», представляя собой своеобразный эпилог книги. В ней повествуется о возвращении путешественника из Англии в Россию морем и о посещении датского острова Борнгольма, где его ожидала еще одна дорожная встреча и сопряженное с нею переживание. Несмотря на то, что повесть складывается из ряда последовательных фрагментов, повествующих об отплытии из Англии, плавании по бурному Северному морю, ночной стоянке у берегов острова Борнгольм и ночевке путешественника в готическом замке одного из обитателей острова, истинный сюжет повести сосредоточен не в этом объективном пласте его содержания, а в неуклонном нагнетении эмоционального аффекта, усиливающегося от эпизода к эпизоду с той же последовательностью, с какой картины внешнего мира сменяют одна другую. Смысловым центром повести становится таинственная история двух незнакомцев, встреченных повествователем на его возвратном пути на родину: юноши, который привлек внимание путешественника своим болезненным видом и странной меланхолической песней в английском городе Гревзенде, и девушки, которую он обнаружил заточенной в подвале готического замка на острове Борнгольме. Настроение повествования каждый раз задается буквально первым взглядом путешественника на своих героев, чья внешность рождает определенную эмоциональную реакцию: «Несчастный молодой человек! — думал я. — Ты убит роком. Не знаю ни имени, ни рода твоего; но знаю, что ты несчастлив!». <...> Если бы живописец хотел изобразить полную, бесконечную, всегдашнюю скорбь, осыпанную маковыми цветами Морфея, то сия женщина могла бы служить прекрасным образцом для кисти его. Повесть заканчивается в тот самый момент, когда путешественник узнает страшную тайну молодых людей, но — не сообщает ее читателю: <...> старец рассказал мне ужаснейшую историю — историю, которой вы теперь не услышите, друзья мои <...>. На сей раз скажу вам одно то, что я узнал тайну гревзендского незнакомца — тайну страшную!  Таким образом, приходится признать, что в повести «Остров Борнгольм» центр тяжести сюжета сдвинут с раскрытия тайны на ее эмоциональное переживание, и именно стадиальность нарастания чувства таинственного ужаса замещает стадиальность событийного развития. По скупым намекам, рассеянным в тексте повести, можно предположить, что «страшная тайна» повести заключена в инцесте: скорее всего, таинственные незнакомцы являются близкими родственниками — может быть братом и сестрой, которых проклял и разлучил их отец, может быть — пасынком и мачехой. Повествователь намеренно не уточняет обстоятельств их судьбы, предлагая читательскому воображению самостоятельно дорисовать картину, легкие контуры которой намеком обозначены в песне гревзендского незнакомца: Законы осуждают Предмет моей любви; Но кто, о сердце! Может Противиться тебе? Совершенно ясно, что тайна взаимной любви юноши и девушки связана со столкновением стихийной страсти, владеющей их сердцами, и общественной морали, признающей эту страсть незаконной. И если юноша склонен настаивать на том, что его любовь согласна с законами природы («Природа! Ты хотела, // Чтоб Лилу я любил!»), то девушка на вопрос путешественника, невинно ли ее сердце, отвечает: «Я лобызаю руку, которая меня наказывает. <...> Сердце мое <...> могло быть в заблуждении». Таким образом, и в этом аспекте повествования очевидны двойственность и неоднозначность, оставляющие читателю право принять ту или иную версию. Вся поэтика повести, восходящая к традиции европейского готического романа, подчинена одной цели: сгустить атмосферу страшной тайны до предела эмоциональной переносимости. Наиболее очевидно это ступенчатое нагнетание эмоции проявляется в пространственной структуре повести. Действие начинается в разомкнутом пространстве морского побережья и открытого моря, потом его рамки сужаются до острова, обнесенного грядой скал, затем оно перемещается под своды готического замка и еще более низкие своды подвала. Это постепенное стеснение пространственных рамок прямо отражается на эмоциональном состоянии души путешественника: «Вздохи теснили грудь мою — наконец я взглянул на небо — и ветер свеял в море слезу мою» передающемся и читателю. По тому же принципу организовано и пейзажное окружение сюжета: ясный солнечный пейзаж начала повествования сменяется картиной бури на море; светлой картине заката приходит на смену описание дикой природы скалистого острова с преобладанием эпитетов «страшный» и «ужасный», соответствующих общему эмоциональному тону повествования. Все это разрешается в ночном кошмаре путешественника — аллегории слепой стихийной страсти, надличностной силы, владеющей людскими судьбами:  Мне казалось, что страшный гром раздавался в замке, железные двери стучали, окна тряслися и ужасное крылатое чудовище, которое описать не умею, с ревом и свистом летело к моей постели.  И, конечно, далеко не случайно история таинственной ужасной страсти, не раскрытая, но эмоционально пережитая повествователем, отождествляется с буйством политических страстей большого мира, зрителем которых путешественник был во Франции. На вопрос борнгольмского старца-отшельника о происшествиях в этом мире путешественник отвечает прозрачным намеком на события Французской революции, так же столкнувшей в конфликте естественные права и политические обязанности, как в истории двух влюбленных столкнулись законы общественной морали и стихийная сила безрассудной страсти:  «Свет наук, — отвечал я, — распространяется более и более, но еще струится на земле кровь человеческая — льются слезы несчастных — хвалят имя добродетели и спорят о существе ее».  7. принцип игрового отношения к миру, , вера в преобразование мира на светлых началах (Творчество Н.Львова) 8. Синтетизм жанров: готическая повесть "Остров Борнгольм", фольклорная поэма "Царь-девица" Державина, волшебная комическая опера, смысловой центр – взаимодействие жанров элегии и баллады (пояснить), а также послания и идиллии (послания к самому себе). Предромантизм и романтизм – сходства и различия 1. в предромантизме сильно еще дидактическое начало: гений=добродетель 2. появляется оппозиция мечта\реальность НО! Троемирие – важен также мир земной 3. предромантизм более оптимистичен, трагизм нарастает в романтических текстах Главные проблемы, выдвинутые предромантизмом: - диалог истории и современности выход в вечность - соотношение массового и уникального в искусстве (оппозиция природа\цивилизация - проблема соотношения начал свободы и не-свободы (образУзника-преддверие гражданской тематике в романтизме.
«Литература последней четверти XVIII века; сентиментализм и предромантизм» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 148 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot