Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Пишите в воцап 89241167551, если хотите работать без комиссии сайта
ЛЕКЦИЯ №1.
ТЕМА: СПЕЦИФИКА ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Литература как основа духовного и нравственного развития личности
Среди форм духовно-практического освоения действительности художественной литературе принадлежит совершенно особое, во многом уникальное место. Любое полноценное произведение искусства представляет собой в первую очередь акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Функции общения, созидания и познания равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. Поэтому специфическая форма духовной деятельности, составляющая самую суть искусства слова, позволяет ей развернуть свои универсальные по сравнению с другими видами искусства возможности и в глубоком постижении жизни, и в утверждении конструктивных нравственных ценностей, и в поиске новых форм диалога с читателем.
Предметом искусства является человеческий мир и многообразие человеческого отношения к реальности, т.е. действительность, познаваемая с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил.
Литературное произведение представляет собой сложную систему изобразительных и экспрессивных средств, воссоздающих адекватную художественным задачам автора картину мира и представляющих в совокупности жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Литературный образ при этом отражает явления в их нерасчлененной целостности, а тончайшие оттенки художественной речи позволяют запечатлеть и сохранить сокровенные душевные переживания и мысли человека. В то же время вербальная природа литературы позволяет ей выражать не только эстетические, но и общественно-политические идеалы, устанавливать тесную связь с философией, политикой, моралью и другими формами общественного сознания. Литература занимает ведущее положение в системе искусств, оказывает существенное влияние на развитие других видов художественного творчества.
1.2 Специфика детской литературы: педагогический и эстетический компоненты
Являясь органической частью литературного процесса, литература для детей в полной мере сохраняет особенности и специфику искусства слова. Для детского произведения сохраняют свою актуальность критерии формального и содержательного совершенства художественного текста, вопросы художественного ракурса и аксиологического фонда произведения. Но гносеологические и эстетические задачи, решаемые в творческом процессе, в детской литературе неразрывно связаны с задачами психолого-педагогическими, а в некоторых случаях определяются ими. Арсенал художественных средств и открытий детской литературы направлен на реализацию социальной сверхзадачи, связанной с формированием нравственного фонда подрастающего поколения, с процессами адекватной социализации и личностного самоопределения. Для целевой аудитории детской литературы характерен ряд специфических возрастных психологических особенностей, связанных с тенденциями психического развития детей, определенным объемом знаний и уровнем жизненного опыта. Именно благодаря учету этих особенностей детская литература качественно отличается от литературы взрослой. При этом художественное воздействие детской книги распространяется на целое поколение, более того - оно обладает кумулятивным эффектом, приобретая определенную автономность в системе гуманитарной культуры и продолжая свое влияние даже после смерти автора или крушения социальной системы, обусловившей создание текста (феномен так называемой "книги поколений"). Вот почему данный подход к литературному произведению усиливает требования как к имманентным достоинствам произведения, так и к авторской ответственности за социальный резонанс после его публикации. Детский писатель несет ответственность за нравственные деформации, неверные выводы и заблуждения, спровоцированные чтением произведений, написанных недобросовестно. Именно способностью предотвратить пробелы и отклонения в духовно-нравственном формировании подрастающего поколения и определяется воспитательное значение детских книг.
Органическое слияние искусства и педагогики в детской литературе опирается как на достижения фундаментальных социальных наук, так и на обширную литературную традицию, составляющую золотой фонд классического искусства. Однако художественное целое, рожденное в союзе образа и воспитательной методики, опирается на вполне конкретную совокупность факторов и условий, обеспечивающих высокий формально-содержательный уровень произведений, правильную постановку нравственных проблем и их адекватное художественное решение, отвечающее задачам обучения и воспитания. Результатом комплексного воздействия детской книги является формирование основы для развития социально и творчески активной личности, обладающей высокой эстетической культурой, четким чувством собственного достоинства, вполне осознаваемой системой нравственных ценностей. Соответствие данной воспитательной стратегии и последовательность в ее реализации одновременно выступают и главными критериями для оценки художественных достоинств детского произведения.
Во-первых, формально-содержательные особенности детской книги определяются возрастной неоднородностью читательской аудитории, которой адресовано произведение. Существует четыре возрастные группы юных читателей: дошкольного, младшего школьного, среднего школьного и старшего школьного возраста. Каждая группа обладает специфическими возможностями в восприятии, осмыслении и интерпретации текста. Крайне важно соблюдать последовательность и постепенность в формировании у ребенка культуры чтения: от первоначального знакомства с красочным и разнообразным миром дошкольной книги следует двигаться к более сложным требовательным текстам, вовлекающим интеллект ребенка в круг проблемных явлений мира взрослого. На этапе дошкольного чтения работа с книгой предусматривает преимущественно знакомство с явлениями детского фольклора, развитие детского восприятия средствами детской книги, формирование элементарных представлений об окружающем мире,. С развитием ребенка и переходом в следующую возрастную группу уровень художественной сложности повышается, а программа чтения существенно расширяется - в него попадает значительное количество классических произведений. В круг художественной проблематики входят вопросы нравственности, личностного саморазвития и самовоспитания, постепенно разрастается жанровая система детского чтения, параллельно происходит знакомство с переводной литературой зарубежных стран. К старшему школьному возрасту ребенок должен иметь достаточное представление о истории литературного процесса, основных закономерностях художественного творчества, базовых методиках литературоведческого анализа. В этот период в круг художественной проблематики входят сложные, дискуссионные проблемы нравственного выбора и самоопределения, вопросы личностной перспективы, формируются базовые представления о социальных отношениях. К этому времени ребенок уже достаточно подготовлен и для самостоятельной работы с современной взрослой книгой.
Во-вторых, художественное воздействие детской книги должно быть комплексным - эстетический и воспитательный эффект должен проявляться на всех уровнях читательского восприятия, вовлекая в процесс чтения и понимания текста все сферы детского сознания. Талантливое произведение неизбежно найдет отклик как на уровне художественного переживания, так и на уровне интеллектуального анализа и рефлексии. Способность к эстетической эмпатии, сопереживанию оказывает значительное влияние на формирование эмоциональной культуры подрастающей личности. Поэтому так важно присутствие в детской книге гармоничного, позитивного эмоционального пафоса, обращенного к лучшим проявлениям эмоциональной сферы человека. Отзывчивость, великодушие, любовь и достоинство, органично слитые с художественной тканью произведения, вызовут необходимый резонанс в душе ребенка. С другой стороны, художественная достоверность и актуальность поставленных в произведении нравственных проблем вовлекают в процесс художественного постижения волевые и когнитивные способности ребенка, побуждая его к самостоятельным рассуждениям после прочтения книги, давая импульс к самопознанию и саморазвитию.
В-третьих, особое значение в детской литературе принадлежит художественной речи произведения, определяющей языковую композицию текста и формирующей у юного читателя представления о выразительных возможностях литературного языка. Постигая лучшие образцы классической прозы и поэзии, впитывая гармоничный строй языковой традиции (в первую очередь отечественной), читатель знакомится с образными возможностями родного языка, с его экспрессивным потенциалом, богатством смысловых нюансов и эмоциональных переходов.
В-четвертых, определенной спецификой обладает композиционная организация детского произведения, ориентированная на доступность, наглядность и сюжетный динамизм. Фабула детского произведения не имеет разветвленной структуры - событийная схема линейна и определенна. Параллельные сюжетные линии и ретроспекции (возвраты сюжетной линии в прошлое) возможны, но не несут концептуальной нагрузки. Учитывая лабильность и динамизм детского внимания, наиболее эффективными оказываются быстрая смена событий и острая сюжетная интрига, придающие тексту столь важную занимательность. Художественный характер в детском произведении также отличается наглядностью в своем развитии и самораскрытии: среди форм художественного психологизма приоритетными оказываются поступки героя, мотивированные прямо и недвусмысленно. Между тем простота в раскрытии характеров вовсе не означает примитивности изображения. В мире детской литературы возможны и проблемная постановка нравственных вопросов, и актуализация нравственного выбора. Таковы, например, герои и сюжетные ситуации юношеской психологической прозы второй половины ХХ века (проза А.Рыбакова, А.Алексина). Мастерство художника при этом заключается не только в глубине и достоверности изображения объективной кризисной ситуации, но и в убедительности ее художественного решения, в адекватности конструктивной реакции персонажа на жизненные трудности.
1.3 Методика анализа произведения детской литературы
Обращаясь прежде всего к духовно-эмоциональной сфере юного читателя, автор художественного произведения для детей сознательно конструирует интерсубъектную художественную реальность, определяющую характер творческого сопереживания читателя и ценность художественного впечатления от прочитанной книги. Критерии эстетического достоинства детской книги должны формулироваться на объективно-научной основе, позволяющей каждому педагогу адекватно оценивать идейно-содержательные и выразительные особенности конкретного произведения. Формируя самостоятельно программу детского чтения, воспитатель очень часто вынужден руководствоваться учебно-тематическим стандартом и мнением специалистов, оценки которых нередко противоречивы. Вот почему в сфере детской литературы так необходим определенный аналитический инструментарий, способный ориентировать воспитателя в многообразном и крайне сомнительном (в последнее десятилетие) выборе детских книг.
Анализ художественного произведения в детской литературе в значительной степени опирается на общую методологию литературоведческого исследования, в равной степени учитывающую как объективные структурные особенности текста, так и нюансы его субъективной интерпретации. При этом научная специфика анализа сказывается в установке на постижение целостности произведения, в стремлении выявить в организации текста как цельного высказывания объективные факторы-источники художественного воздействия на сознание юного читателя. Анализ, безусловно, подразумевает изолированное изучение определенных уровней текста (эпизоды сюжета, внесюжетная композиция, конфликт, образная система), но деструкция художественного целого и поиск соотношений между его элементами служит одной генеральной цели - установлению и корректировке границ возможных прочтений и интерпретаций. Вариативность интерпретации при этом отнюдь не является недостатком текста или признаком его художественной неполноценности. Ведь главное для детского автора - соблюдение важнейших критериев эстетического достоинства любого произведения: художественной убедительности, высокой нравственной культуры, трансляции конструктивного художественного идеала. В соответствии с указанными методологическими особенностями нами в данном пособии предлагается следующий интегральный алгоритм анализа художественного текста в детской литературе. Ключевые, общие моменты каждого этапа алгоритма специально выделены жирным шрифтом, разъясняющие и конкретизирующие их более частные - курсивом.
1.4 Интегральный алгоритм анализа художественного текста
1. Первый шаг метода литературно-критического анализа - выбор исходной позиции для прочтения и оценки произведения. На этом этапе складывается общее суждение о тексте, формируется парадигма его интерпретации и основные принципы дальнейшего детального анализа. Цель данного этапа - формирование предварительного представления о ценности произведения. Практически это подразумевает адекватный ответ на несколько вопросов, поставленных после знакомства с текстом:
а) вопрос о степени художественного воздействия текста и глубине творческого восприятия читателя: удалось ли автору вовлечь юного читателя в процесс художественного сопереживания, вызвать интеллектуальную рефлексию, затронуть значимые вопросы ценностной и когнитивной сфер личности ребенка?
б) вопрос об адекватности художественного решения проблемы в произведении: насколько конструктивна нравственная программа произведения? Приемлемы ли варианты выхода из кризисных и конфликтных ситуаций, предлагаемые автором в книге? И самое главное: при безусловной эффективности художественной идеи для решения проблемы вправе ли мы предлагать её ребенку в качестве мировоззренческого ориентира? Ведь прагматические и нравственные аспекты решения могут не совпадать.
Главный методологический принцип на данном этапе - принцип историзма, предполагающий оценку содержания текста во взаимосвязи с современной ему эпохой, его собственной творческой историей, в свете современных представлений о поставленных в произведении проблемах. Историзм подразумевает также анализ произведения как звена художественного процесса, как факта определенного литературного направления и порождения определенной традиции. Ведь ценностные критерии исторически подвижны: некоторые достоинства произведения не замечаются, пока не сформируется система ценностей, с точки зрения которой эти достоинства осознаются как значительные (именно эта особенность интерпретации и обусловила существование т.н. "возвращенной литературы").
2. Сформировав устойчивое художественное впечатление о прочитанном тексте, составив предварительное мнение о его идейно-содержательных и языковых особенностях, можно начинать проникновение вглубь художественного текста, исследовать его структуру и рассматривать уровни его композиции.
Ведущим инструментом аналитического проникновения в текст на данном этапе является, как правило, методология структурного анализа, которая позволяет исследовать художественный текст как организованное множество, как систему элементов. Структурный анализ рассматривает художественную целостность произведения прежде всего как систему иерархически соподчиненных уровней, обусловленную единством художественного задания и авторской идеи.
Основное внимание при структурном анализе художественного произведения уделяется поэтике образной системы, воплощающей как характеры персонажей, так и художественные обстоятельства, в которых эти характеры развиваются. В детском произведении (особенно в классическом) мы в большинстве случаев имеем дело с методологией художественного реализма, поэтому и аналитический ракурс, в котором рассматривается специфика образной композиции, опирается на постулаты и принципы реалистического изображения действительности. В первую очередь это касается художественного правдоподобия и психологической достоверности в образном изображении ребенка, в понимании его отношений со взрослым поколением, в адекватном отражении исторической специфики художественной ситуации. Особенное внимание следует уделить анализу конфликта в произведении, его развитию на внешнем (активное столкновение героя со средой, его борьба с непониманием окружающих, с равнодушием и невежеством коллектива) и внутреннем (ситуации самоопределения, нравственного выбора, преодоления собственных недостатков и возмужание) уровнях композиции. Богатый и плодотворный материал для анализа данного аспекта предоставляет психологическая проза для юношества 1960-80-х гг. В процессе анализа исследованию подвергаются и внутренние монологи персонажа, и его выразительный портрет, и окружающий его интерьер, и поэтика выразительной детали. При анализе драматического произведения следует выявить функции сценических и внесценических персонажей, определить действующих лиц, выражающих авторскую позицию (герой-резонер, хор). Основное внимание в этом случае следует уделить речевой характеристике (ведущему способу создания образа драматического персонажа) и реплицированию - драматической реплике, носящей риторический характер. Следует обратить внимание также на различные формы сценического общения (открытый диалог и диалог косвенный, прямой монолог и монолог внутренний). При этом следует учитывать специфику сценической речевой организации. Основным текстом драматического произведения являются, как правило, диалогическая и монологическая формы речи. Но не менее важна и авторская речь в различных ремарках и скрытых формах авторского голоса, образующих своеобразный "рамочный текст" (авторский контекст) драмы. Как правило, сюжетная основа детской литературы так или иначе связана с различными этапами социализации ребенка, его приобщения к миру нравственных категорий, долга и ответственности. Обычно это этюдные сюжеты (или хроникальные - в романе) на тему взросления и возмужания, знакомства юного человека со сложностью и противоречивостью взрослого мира. Это вполне естественно для детской литературы, поскольку определяется её ведущей функцией - воспитательной. Поэтому анализ сюжета подразумевает не только описание кризисной ситуации, заложившей основу событийного ряда повествования, но и умение правильно определить важнейшие точки сюжетной линии, связанные с духовной эволюцией главного героя, отмечающие его собственный путь к обретению индивидуальности и самосознания.
Следует отметить в ходе анализа достаточные наглядность и недвусмысленность в изображении эволюции характера героя. Мотив в сюжетном поступке героя должен быть четко определен, при этом немаловажно, чтобы мотив был глубоко нравственным по содержанию. Ясными и актуальными также должны быть и постановка нравственной проблемы, и её решение, предложенное автором.
В завершение анализа структуры произведения следует охарактеризовать форму субъектной организации текста. Следует определить соотношение авторского голоса, повествователя и рассказчика в речевой стихии произведения, объяснить случаи перехода их друг в друга (в эпическом тексте).
3. Полноценный взгляд на литературное произведение немыслим без анализа художественной речи произведения и языковой композиции текста. Направление данного анализа сводится к постановке ряда определяющих вопросов: насколько широко использованы автором выразительные возможности литературного языка? Насколько реализованы в тексте характерологические, лирико-суггестивные и концептуальные потенциалы художественного слова? Насколько психологически убедительна и исторически адекватна речь персонажей? Достаточно ли мастерство автора в изображении диалектики внутренней, монологической речевой активности героев? Как связано речевое "многоголосие" с идеей произведения, с психологизмом художественных ситуаций? Оценка достоинств художественного языка произведения, специфической организации в нем художественной речи предполагают и выявление богатства интонационной системы текста. Эстетическое переживание запечатлевается в интонации, которая пробуждает и обогащает художественный опыт читателя, выступает активным носителем эмоционально насыщенной мысли автора. Следует отметить удачное использование автором в произведении фонологических интонационных конструкций (декламативная, лирическая, акцентная интонация), обратить внимание на случаи стилистически и семантически обусловленной интонации (употребление стилистически окрашенной лексики и синтаксических конструкций), идеомоторной интонации (в детской драме - жесты и мимика персонажей-актеров). Вершина интонационного анализа - сопоставление интонационной системы произведения с интонационным фондом эпохи, с прецедентами в творчестве предшественников и современников. Например, неповторимая и узнаваемая интонация в произведениях Н.С.Лескова "Сказ о Косом Левше" и "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя опирается на богатую жанровую традицию литературного сказа, связанную с разработкой целого комплекса явлений истории литературы и фольклора: волшебной и социально-бытовой сказкой, басенной традицией, сказкой литературной, сказа как особого типа организации монологической речи автора. В результате сопоставления с опытом предшественников и современников и определяется мера интонационно свободы автора, критерий которой - интонационное богатство текста, его эмоциональность и выразительность.
4. Далее следует отметить актуальность художественного решения проблемы в произведении. Какова художественная идея, утверждаемая автором? Насколько оправдано предлагаемое решение и соответствует ли оно уровню жизненного опыта читателя? Это, пожалуй, наиболее ответственная часть анализа - здесь выносится вердикт аксиологической программе произведения, утверждается или опровергается конструктивный характер авторского идеала.
В результате возникает целостный облик произведения, складывается итоговое суждение о художественной концепции, которое и дает завершающую характеристику смысла и ценности произведения. Высший критерий завершающей стадии - художественное совершенство. Совершенным мы можем назвать в итоге то произведение для детского чтения, которое, обращаясь к развивающемуся сознанию ребенка, несет в себе конструктивную нравственную программу и социально значимую концепцию, отвечает основным воспитательным задачам, с помощью литературы как вида искусства формирует социализированную и творчески активную личность в своем читателе.
В заключение, исходя из всех рассмотренных особенностей текста, следует представить обоснованный вывод о соответствии композиционной модели и идейно-содержательной концепции произведения определенной возрастной группе читательской аудитории (дошкольного, младшего школьного, среднего школьного или старшего школьного возраста).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Определите специфику художественной литературы как формы духовно-практического освоения действительности. Охарактеризуйте основные функции литературы и предмет художественного исследования. Какое место в искусстве слова занимает литература для детей? В чем принципиальное отличие детской литературы от произведений для взрослых?
2. Раскройте специфику образного постижения действительности в литературе для детей. Каковы цели и задачи детского чтения? Как они связаны с педагогической практикой?
3. Перечислите основные факторы и условия, обеспечивающие высокий уровень эстетического и воспитательного воздействия детской книги. Раскройте каждый из них с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей аудитории, сделайте итоговое обобщение.
4. Изложите и дайте общую характеристику целям, задачам и специфике анализа художественного произведения детской литературы. Чем обусловлена актуальная потребность в адекватном методе анализа и интерпретации художественного произведения для детей?
5. Перечислите основные этапы последовательного литературно-критического анализа художественного текста. По возможности прокомментируйте его логическую и структурную специфику.
6 Охарактеризуйте задачи и методологические принципы каждого этапа с учетом психолого-педагогических и эстетических требований к детской литературе.
Практическое задание
Проведите литературно-критический анализ сюжета и композиции небольшого по объёму (рассказ или повесть в 10-25 страниц) детского произведения по приведенному выше алгоритму, обратите внимание на соблюдение (или несоблюдение) автором принципиальных моментов в построении формально-содержательной структуры текста для детей. По итогам проделанной работы составьте вывод-заключение об адекватности композиционной модели произведения особенностям детской аудитории.