Литература и искусство Древней Греции. Античное общество и его место в истории человечества
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 3 ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ.
Ключевые понятия темы
Литература и искусство Древней Греции. Античное общество и его место в
истории человечества. Основные исторические этапы культурного и
литературного развития античного общества: архаический, классический,
эллинистический. Преобладающие проблематика и жанровые формы,
соответствующие каждому этапу. Периодизация греческой литературы.
Источники изучения античной литературы: литературные памятники,
дополнительные свидетельства поздних авторов, данные изобразительного
искусства и археологии. Мифологическое мировосприятие как особая стадия
в процессе художественного осмысления мира. Мифология как наука о
мифах и как система мифов. Сказания о богах и героях. Миф как «почва»
античного искусства. Влияние мифологии на мировую литературу и
культуру. Идея космогонизма и художественная культура. Калокагатия в
художественной культуре. Идея свободы и художественная культура.
Агонистика в художественной культуре. Древнегреческий театр и его
устройство: сцена, орхестра, места для зрителей. Трагедия как вид драмы.
Особенности эстетики античной трагедии. Связь с мифом (сюжетная,
тематическая). Великие трагики античности: Эсхил, Софокл, Еврипид.
Архитектура античного театра. Архитектурный комплекс Акрополь.
Героический эпос. Гомер – легендарный творец «Илиады» и «Одиссеи».
Мелическая поэзия и творчество Алкея, Сапфо, Анакреонта. Баснописец
Эзоп. Античная комедия и произведения Аристофана.
Литература и искусство Древнего Рима. «Заимствование» греческих богов.
Периодизация римской древней истории и литературы. Истоки римской
художественной культуры. Рождение и «золотой век» римской
литературы. «Гражданственность» и художественная культура. Вергилий,
Гораций, Овидий – ведущие авторы римской литературы. Появление новых
жанров. Античная басня и Федр. Традиции эзоповой басни. Вечное и
злободневное в басенных сюжетах. Деятельность Мецената. Римский
скульптурный портрет. Архитектура Рима: триумфальные арки, форум и
амфитеатры, термы и т. д. Римский театр.
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
3.1. Понятие «античность». Особенности мировоззрения древних греков
Термин «античность» объемлет две культуры – культуру Древней Греции и
культуру Древнего Рима, и каждая из этих культур имеет свою специфику и
свою историческую периодизацию.
История античной Греции складывалась в соответствии со следующими
периодами: 1) доклассический период: а) древнейшие цивилизации
(Критская, Микенская) (II тысячелетие до н.э.); б) гомеровский (XI–IX вв. до
н.э.); 2) архаический (VIII–VI вв. до н.э.); 3) классический период: а) эпоха
расцвета (V в. до н.э.); б) эпоха кризиса полиса (IV в. до н.э.); в)
эллинистический период (323–27 гг. до н.э.).
того чтобы обсуждать литературу и искусство Древней Греции, прежде всего
необходимо понять те социальные и культурные условия, ту
художественную среду, в которой они возникли, существовали и
совершенствовались. Это античный театр, музыка, архитектура, скульптура,
представления греков о человеке, о мире, о богах, о природе, т.е. о том, что
определяло их жизнь, система ценностей и принятые ими нормы поведения.
Для понимания особенностей мировоззрения древних греков необходимо
рассмотреть
понятия
«космогонизм»,
«свобода»,
«калокагатия»,
«агонистика». Каждая из этих «идей» была ядром культурного комплекса и
формировала весь набор единиц культуры, входящих в него, в том числе
артефакты, т.е. произведения литературы и искусства.
1. Космогонизм – это такое понимание вселенной, где Космос предстает в
единстве противоположных начал: человека и природы, человеческого и
божественного и т.д. По свидетельству учеников Пифагора, именно он назвал
вселенную Космосом. По Пифагору, мир представлялся стройным целым,
подчиненным законам «гармонии и числа», был предопределен и управляем
олимпийскими богами и в то же время не исключал возможности для
человека вмешаться в космические процессы через свое героическое
проявление. Космосу противопоставлялся Хаос как отсутствие порядка, как
существование противоположностей, не стремящихся к единству, к
равновесию. Исходя из этого, идею космогонизма можно расшифровать с
помощью таких представлений: • признавалось право на существование
противоположностей; • противоположности должны были находиться в
таком взаимодействии, которое бы их не разрушало, а объединяло в единое
целое; • средством гармонизации было соблюдение умеренности во всем; •
чтобы соблюсти равновесие, боги пресекали чрезмерность в любом месте
природного и человеческого космоса; • космический порядок считался
образцом или идеалом социального и нравственного порядка.
2. Калокагатия (греч. kalos – прекрасный и agathos – добрый) представление,
объединяющее в себе эстетические и этические принципы отношения к
человеку, к миру. В основе калокагатии – совершенство и телесного
сложения, и духовно-нравственных установок, что соответствовало
целостности восприятия античного человека. Если Космос ассоциировался с
вселенским порядком, то калокагатия предполагала способы движения к
этому порядку, что вело к бессмертию (по Платону) и высшему наслаждению
– гедонизму (по Аристотелю). Платоновская линия обсуждения этой темы
породила понятие демиурга-творца. В мире, где гармоничность тела
понималась как выражение гармонии духа, безобразное означало недостаток
разума, благородства, силы, характера.
3. Свобода – доминанта греческого сознания, которая состояла в признании
единства интересов сообщества, в чувстве причастности людей к нему, в
сочетании разнообразия интересов и взаимной лояльности. Истоки такого
понимания свободы обычно объясняют особенностями природы, ландшафта,
формировавших установки греков. В систему ценностей свободного грека
входили неразрывная связь с полисом, органичная включенность в него,
надежность и защищенность существования, наличие широких возможностей
для самореализации и в собственном совершенствовании, и в изменении
своего социального положения. Способность жить «по природе» и «по
установлению» была предметом гордости свободного человека. Именно эта
способность определяла неспешный образ жизни грека.
4. Агонистика (от греч. аgon – состязание, борьба, соревнование, спор,
соперничество) проявлялась во всех сферах жизни древних греков –
политической, военной, культурной, спортивной. Есть два способа
объяснения феномена агонистики, требовавшего от греков огромного
напряжения духовных и физических сил. По одной версии, в основе
агонистики лежало исконное стремление быть первым во что бы то ни стало.
По второй – суть агонистики составляла все подчиняющая себе ориентация
на образцы, идеалы, имеющие божественное происхождение и обозначенные
формулой Геродота: «Человек – мера всех вещей». Агон – это и борьба за
включение «своего мудреца» в состав известной семерки, и форма
философского трактата, разработанного как диалог. Особое значение агон
приобрел в спортивных игрищах (Олимпийских, Пифийских и Немейских
играх). Агональная идея греков лежит в основе всего Западного мира и
проявляется в немаловажном аспекте его существования – ориентации на
Восток как на вызывающую восхищение силу, политическую и духовную
мощь, средоточие знания. Греки уже в античности заложили механизмы
взаимодействия с Востоком, пытаясь понять его, отстраняясь от него,
перенимая у него определенные черты, перерабатывая их, борясь с ними, и
понимая, что в этой борьбе не будет победителей.
3.2. Мифология и литература античной Греции
Главной ценностью греков было движение от Хаоса к Космосу. Смысл и
принципы этого движения наилучшим образом закрепились в мифологии.
Мифы – первые художественные (литературные) формы, которые
запечатлели историю освоения человеком окружающего мира и определения
своего места в нем. Миф (греч. mythos – предание, сказание) – создание
коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающей реальность
в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ,
которые мыслятся вполне реальными. В мифы о богах и героях вплетено
множество сказочных мотивов, произведений народной фантазии, которые
имеют аналоги в фольклоре почти всего мира. Мифологические
представления о мире развивали поэты и писатели, которые придавали им
социально действенную художественную форму. Мифы поставляли
литературе на протяжении многих веков ее существования сюжеты и
мотивы.
Первым греческим, а следовательно, и европейским поэтом считается Гесиод
(около 700 до н.э.). В «Теогонии» и «Происхождении богов» он описал
историю сотворения мира из хаоса, изложил генеалогию богов и
последовательность трех божественных династий. В сочинении «Труды и
дни» Гесиод противопоставил пессимизму (свойственному его эпохе) веру в
силу справедливости (эта главная идея развернута с включением
многочисленных советов, общих правил жизненной мудрости, крестьянского
календаря, первых сказок античности).
Гомер (около VIII в. до н.э.) – легендарный древнегреческий поэт, считается
основоположником античной и европейской литературы и литературного
жанра – эпоса. Принято считать, что Гомер жил приблизительно в VIII в. до
н.э., автор «Илиады» и «Одиссеи», в которых он использовал песни,
героические сказания, опираясь на эпические традиции. Благодаря неуемной
фантазии, силе красноречия, естественности в изображении жизни, красоте
сравнений, свидетельствующих о поразительной наблюдательности и
человеческой чуткости автора, Гомер стал эталоном и определил
направленность художественного и эпического творчества в Европе на все
последующее время. Его поэзия до сих пор не перестала оказывать влияние
на классиков мировой литературы (Лессинг, Гердер, Гете). Труден и
практически неразрешим из-за утраты многих текстов вопрос об авторстве
произведений, приписывающихся Гомеру. Вплоть до эпохи эллинизма
многие греки считали его создателем не только «Илиады» и «Одиссеи», но и
целого ряда поэм, связанных с мифами о Троянской войне. Опираясь на
текстологический анализ поэм, филологи александрийской школы
выдвинули предположение, что «Илиада» и «Одиссея» созданы двумя
разными поэтами. Следствием этого стало появление в литературоведении
«гомеровского вопроса».
3.3. Архитектура Древней Греции
Гармоничному представлению о Космосе и о мире соответствовала и
гармоничная организация совместной жизни. Такой формой организации был
полис – город-государство. В классическом античном полисе, самой
совершенной
полисной
форме,
отсутствовало
различие
между
индивидуальными и общепринятыми ценностями. Первые театры, храмы,
судилища, рынки были расположены прямо под открытым небом (в
античные времена таким местом была агора). Современным исследователям,
изучающим такие места, понятно, что именно это открытое место, а не какоето другое, было местом сбора, так как там остались знаки коллективных
племенных или родовых сборищ. Жрецы обозначали это место знаком той
коллективной деятельности, которую в этом месте древние люди
осуществляли. Для мифологической эпохи было естественно, что этот знак –
статуя бога, который един для всех, или стоянка жертвенника, смысл
которого понятен всему сообществу. С тех пор в памяти людей так и остался
этот знак: пустое, ничем не заполненное пространство, ограниченное сверху
небом, снизу покоящееся на преисподней (земле). Посередине этого места
стоит главный предмет, смысл которого выражает суть деятельности людей в
этом месте. Вначале посередине было место для костра, затем появился
вертикальный удлиненный элемент – столб. Этот же элемент потом стал
присутствовать в жилище, обозначая тотем – древо жизни. Каждая часть
любого строения была как бы мифологическим существом со своим набором
признаков, по которым человек мог отождествлять или противопоставлять
это существо остальным. Каждая из частей строения в то же время являлась
частью ритуала и, выполняя в нем определенную роль, обладала своей
историей. Каждая часть постройки была «говорящей». Она сообщала о
соответствующей части мирового устройства Космоса. И, что очень важно,
указывала человеку на то, что он, пребывая внутри строения, тоже является
частью мирового порядка.
Живым местом гармонического соединения «мира горнего» (мира богов) и
«мира дольнего» (мира людей) был греческий храм. Если полис служил
идеальной моделью естественного порядка (Космоса), то и храм в своей
архитектурно-пространственной структуре создавался по тем же принципам
и претерпел все те же изменения, что и представления греков о движении к
Космосу. Греческий храм (греч. temenos) – первоначально – участок земли,
принесенный в дар божеству, позднее – возведенная на этом месте
постройка, которая считалась земным жилищем бога, поскольку
человекоподобные боги должны иметь на земле места, устроенные как у
смертных. В архаический период храм состоял из главного помещения, в
котором находилась статуя бога (обычно из слоновой кости и золота), и
входной части, оформленной колоннами и портиком. Поздний храм строился
на платформе, имевшей несколько ступеней, ведущих ко входу.
К классическому периоду сложилась архитектурная система, которую стали
называть ордерной. Ордером принято называть конструктивную систему,
которая состоит из двух типов конструктивных элементов: несущих (столб,
стойка, колонна) и несомых (архитрав, фриз и карниз, в совокупности
составляющие антаблемент). Колонна, сначала деревянная, а затем каменная,
заменила стволы деревьев (на Востоке – стебли лотоса, папируса, пальмы),
которые в древности поддерживали крыши и карнизы хижин и домов.
Колонна – это прежде всего символ. Расшифровки у этого символа
следующие: вертикаль – это знак сосредоточенности на одном существе,
обозначение проблемы отношений верха и низа, это ось, вдоль которой
осуществляют свое действие силы тяжести, это то, что действует на человека
как напоминание о его единичности. В классическую эпоху греки создали
дорический, ионический, коринфский ордера. Дорический ордер был
представлен массивной колонной с прорезанными вдоль нее желобами –
каннелюрами; головка колонны, или капитель, состояла из плоского
каменного диска (эхин) и небольшой прямоугольной плиты (абак). Между
карнизом и капителью колонны располагалась гладкая каменная балка –
архитрав – и искусно украшенный фриз, симметрично поделенный на
триглифы (узкие, расчлененные прорезкой прямоугольники) и метопы
(квадратные плиты с рельефами). Такой фриз украшает Парфенон на
Афинском Акрополе. Ионический ордер имел более высокую и тонкую
колонну с более глубокими каннелюрами. Капитель ионической колонны
представляет собой два спиралевидных завитка – волюты. Фриз в
ионическом ордере либо сплошь покрыт барельефом, либо отсутствует вовсе.
Колонна коринфского (девического) ордера отличается пышной капителью в
виде корзины с листьями аканта (acanthus mollis – «медвежья лапа»,
средиземноморское растение с широкими, красиво вырезанными листьями) и
с разнообразными завитками. Фасад (от греч. facies – лоб, чело, передняя
сторона) и торец античного храма украшались треугольными фронтонами, на
которых размещались скульптуры или скульптурные группы.
Знаменитый Парфенон (построенный из мрамора в 448–438 гг. до н.э.
архитекторами Иктином и Калликратом) имеет по 8 десятиметровых колонн
с фасада и торца и по 17 – вдоль боковых сторон храма. Окружающая храм
колоннада дорического ордера напоминала ряды воинов-гоплитов,
украшением которых были мужество и стойкость. В целлу – помещение, где
размещалась двенадцатиметровая статуя Афины, входить разрешалось
только жрецам в исключительных случаях – так оберегалось жилище богини.
Снаружи храм был украшен фризами и статуями, изображающими
мифологические сцены. Над скульптурным убранством главного
акропольского святилища трудился знаменитый Фидий. В Олимпии им было
создано лучшее из всех его произведений – статуя Зевса, считавшаяся потом
одним из семи чудес света.
В классический период появляется канон (греч. «правило, предписание,
образец»). Греческий канон писателей и поэтов – список лучших
представителей каждого жанра, отобранных учеными александрийской
философии: 10 ораторов, 9 лирических поэтов, по 3 трагических и
политических автора. Каноном также называлась научная школа, возникшая
в начале III в. до н.э. на основе Александрийской библиотеки, первоначально
считавшая своей целью издание авторов, признанных к этому времени
классическими. И, наконец, канон – это совокупность правил, определяющих
идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры. В этом смысле
образцовой статуей считался «Дорифор» Поликлета – величайшего
древнегреческого скульптора, главы пелопонесской школы ваяния. В
трактате о пропорциях человеческого тела под названием «Канон» Поликлет
утверждает, что красота тела обусловливается гармонией отдельных его
частей. Поликлет первым ввел женские фигуры в архитектурное сооружение.
Это первый пример трактования фигуры как подпоры. Другую систему
пропорций создал Лисипп (вторая половина IV в. до н.э.) – бронзолитейщик
и скульптор, мастер многофигурных композиций, о чем можно судить по так
называемому Саркофагу Александра.
В IV в. до н.э. Эллада пережила политический кризис: завязалась война Афин
со Спартой. Вследствие потери выстроенной всем сообществом свободы для
всех произошел «великий поворот» к новому пониманию свободы для
отдельного человека. Новыми идеологами, сформулировавшими новые
ценности, стали киники и стоики, чьи воззрения стали основанием римской
философии. Это отразилось в искусстве как устремленность в патетическую
героику или уход в индивидуальный мир. Выразителями этих направлений в
изобразительном искусстве были великие мастера IV в. до н.э.: Пракситель –
скульптор, Скопас – скульптор и архитектор, представители поздней
классики.
3.4. Древнегреческий театр
Состязания, истоки которых лежат в культовых игрищах общин – мистериях,
породили много разных форм общественной жизни. Состязательность
свойственна мифам и представлениям о Космосе. Агонистикой пропитан
древнегреческий театр. Это агон двух полухорий (составляющих хора,
который некоторое время был единственным и единым действующим
персонажем) в классической комедии, агон присутствовал в постановках
трагедий, проводимых как соревнование между хором, актерами и
драматургом. Говоря о древнегреческом театре, необходимо иметь
представление о такой категории, как «катарсис», которая разрабатывалась в
античности применительно к обозначению сущности любого эстетического
переживания. Когда в результате художественного восприятия сценического
действия, сопереживания происходящему человек испытывает чувство
удовлетворения, некое перерождение, то он переживает состояние катарсиса.
Аристотель разрабатывал теорию катарсиса как одного из важнейших
компонентов искусства трагедии. Катарсис, по мысли Аристотеля, – это
очищение от аффектов через страх и сострадание трагическому действию. В
природе катарсиса до сих пор таится много загадок. Действительно,
смертельные схватки, жизненные катастрофы и потери, трагические развязки
и вдруг – чувство очищения и удовлетворения.
Размышляя над этим парадоксом, некоторые ученые подчеркивают важность
такого условия возникновения катарсиса, как ощущение собственной
безопасности. С одной стороны, мы перемещаем себя на место героев, а с
другой – мы ни на минуту не забываем, что перед нами вымышленный мир,
художественное произведение, что это все происходит не с нами. Ощущение
себя участником и одновременно зрителем – важная особенность
полноценного художественного переживания и катарсиса.
Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на
протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем
лирика.
Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые
посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, Дионису. На
праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные, но
и веселые карнавальные песни. Ежегодно к этим праздникам поэты сочиняли
песни, их исполняли танцоры и хор, который мог состоять только из мужчин.
Праздники отмечались в течение пяти дней, и каждый гражданин мог
принять в них участие. Первый день был посвящен шествиям и
жертвоприношениям. В течение остальных четырех дней показывались
спектакли. Постепенно популярность театральных представлений привела к
тому, что они не только заняли доминирующее значение на праздниках, но и
отделились
от
религиозных
церемоний.
Сценическое
действие
разыгрывалось как диалог между одним актером и хором. В V в. были
введены еще два актера, которые выступали в масках, закрывавших не
только лицо, но и голову. Маски изображали лица самого разного типа,
возраста, общественного положения и т.д. Один актер, меняя маски, мог в
одном спектакле играть несколько ролей, и от него требовались
выразительность и пластичность тела.
Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра
древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия (названная
так по хору, состоявшему из сатиров). Трагедия, по свидетельству
Аристотеля, брала начало от запевал дифирамба, комедия – от запевал
фаллических песен, т.е. песен, в которых прославлялись плодоносящие силы
природы. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались
элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками
праздника. Слово «трагедия» происходит от двух греческих слов: «трагос» –
«козел» и «одэ» – «песнь», т.е. «песнь козлов». Слово комедия происходит от
слов «комос» и «одэ». «Комос» – это шествие подвыпившей толпы ряженых,
осыпавших друг друга шутками и насмешками. Следовательно, слово
комедия обозначает «песнь комоса». Трагедия отражала серьезную сторону
дионисийского культа, комедия – карнавально-сатирическую. Сатировская
драма считалась срединным жанром. Веселый игровой характер и
счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса:
сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.
Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая
хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредотачивался не
на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и
нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных
эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в
трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал
свои этические, философские, религиозные взгляды. Поэтому роль
трагических представлений в общественно-политическом и этическом
воспитании граждан была огромна.
во второй половине VI в. до н.э. трагедия достигла значительного развития.
Первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в.до н.э.). Первая
постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до
н.э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом
рождения мирового театра. Феспиду приписывают усовершенствование
масок и театральных костюмов и выделение из хора одного исполнителя,
актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, гипокрит («ответчик»),
мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать
по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и
возвращаться на нее. Во время комоса стали разыгрываться небольшие
сценки бытового и пародийно-сатирического содержания – мимами (в
переводе значит «подражание», «воспроизведение»; исполнители этих
сценок также назывались мимами). Героями мимов были традиционные
маски народного театра: горевоин, базарный воришка, ученый-шарлатан,
простак, дурачащий всех, и т.д. Песни комоса и мимы – это главные истоки
древней аттической комедии, которая обычно создает образ не
индивидуальный, а обобщенный, близкий к маске народного комедийного
театра.
Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусство
достигло в творчестве трех великих трагиков V в. до н.э. – Эсхила, Софокла,
Еврипида – и комедиографа Аристофана. Творчество Эсхила (525–456 гг. до
н.э.) – «отца трагедии» – относится к периоду становления афинского
демократического государства. Мировоззрение Эсхила в основе своей было
религиозномифологическим. Он верил, что существует извечный
миропорядок,
который
подчиняется
действию
закона
мировой
справедливости. Человек, вольно или невольно нарушивший справедливый
порядок, будет наказан богами, и тем самым равновесие восстановится. Идея
неотвратимости возмездия и торжества справедливости проходит через все
трагедии Эсхила. Герои Эсхила – не безвольные существа, безоговорочно
выполняющие божественную волю: человек у него наделен свободным
разумом, мыслит и действует вполне самостоятельно. Почти перед каждым
героем Эсхила стоит проблема выбора линии поведения. Ответственность
человека за свои поступки – одна из основных тем трагедий драматурга.
Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл возможность более
глубокой разработки трагического конфликта, усилил эмоциональность
театрального представления. Это был настоящий переворот в театре: вместо
старой трагедии, где партии единственного актера и хора заполняли всю
пьесу, родилась новая трагедия, в которой персонажи сталкиваются на сцене
друг с другом и сами непосредственно мотивируют свои действия. Внешняя
структура трагедии Эсхила сохраняет следы близости к дифирамбу, где
партии запевалы перемежались с партиями хора. Обычная форма его
трагедий – трилогия, т.е. три трагедии, связанные единством основной
проблемы или основного действующего героя.
Трагедии Софокла (496–406 гг. до н.э.) несут в себе много нового: если у
Эсхила главными героями были боги, то у Софокла действуют люди.
Основное внимание Софокл уделяет человеку, его душевным переживаниям,
размышлениям о том, каким мог бы стать человек. Драматург рисует, прежде
всего, борьбу человека за осуществление своих целей, его чувства и мысли,
показывает страдания, выпавшие на его долю. Софокл ввел третьего актера,
увеличил диалогические части комедии (эписодии) и уменьшил партии хора.
Действие стало более живым и достоверным, так как на сцене могли
одновременно выступать и давать мотивировку своим поступкам три
персонажа. С именем Софокла также связано введение декорационной
живописи. Используя мотивы греческой мифологии, он создавал характеры
современных ему людей; показывал, что трагическая ошибка нередко
совершается человеком под давлением обстоятельств, рока, что человек
способен на высокий нравственный подвиг.
Трагедии Еврипида (ок. 480 – 406 гг. до н.э.) полны разнообразных
политических высказываний и намеков на современность. Драматург
приблизил своих героев к реальности; он, по свидетельству Аристотеля,
изображал людей такими, «каковы они есть». Персонажи его трагедий,
оставаясь, как и у Эсхила и Софокла, героями мифов, наделялись мыслями,
стремлениями, страстями современных поэту людей. В ряде трагедий
Еврипида звучит критика религиозных верований, и боги оказываются более
коварными, жестокими и мстительными, чем люди. Еврипид стал первым
известным нам драматургом, в чьих произведениях характеры героев не
только раскрывались, но и получали свое развитие. В творчестве Еврипида
получила разработку важнейшая для греков того периода идея, направленная
на изучение внутреннего мира человека, бушующих в нем страстей. Такая
трактовка человека стала художественным открытием и оказала огромное
влияние на последующее развитие греческой и мировой трагедии.
В эпоху эллинизма (VI–I вв. до н.э.) греческий театр классической поры
претерпел существенные изменения, касающиеся и драматургии, и
актерского исполнения, и архитектуры театрального здания. Крупнейшим
комедиографом того времени является Менандр. Комедию эллинистической
эпохи называют новоаттической комедией. На смену представлений о
божественном миропорядке и вере в конечное торжество справедливости
приходит убеждение во всемогуществе случая. Жизнь человека, его личное
счастье, общественное положение – все зависит от воли случая. Случай
определяет возникновение и решение конфликтов и в самой комедии,
которая ставит своей задачей воспроизводить современную ей жизнь только
в плане семейно-бытовых отношений. Большую роль в новой комедии играет
мотив любви. В прологе новой комедии давалось краткое изложение
событий, что должно было помочь зрителю разобраться в сложной интриге.
Авторы новой аттической комедии широко использовали психологическую
теорию ученика Аристотеля Теофраста, согласно которой все свойства
характера проявляются во внешности человека и в его поступках.
Физиогномические описания Теофраста несомненно влияли и на оформление
масок, помогавшим зрителям распознавать тот или иной персонаж.
3.5. Архитектура античного театра
Первоначально место для представлений устраивалось крайне просто: хор со
своими песнопениями и плясками выступал на круглой утрамбованной
площадке-орхестре, вокруг которой и собирались зрители. Но по мере того
как возрастало значение театрального искусства в общественной и
культурной жизни Греции и по мере усложнения драмы возникла
необходимость в усовершенствованиях. В V в. до н.э. в Греции сложился тип
театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр
имел три главные части: орхестру, театрон (места для зрителей) и скену
(скенэ – «палатка», позже – деревянное или каменное строение). Передняя
стена скены – проскений, имевший обычно вид колоннады, – изображала
фасад храма или дворца. К скене примыкали два боковых строения, которые
назывались параскениями. Простота сценического оборудования была
обусловлена не слабым уровнем развития античной техники. В театре
классической поры внимание зрителей сосредотачивалось на развитии
действия, на судьбе героев, а не на внешних эффектах. Планировка
греческого театра обеспечивала хорошую слышимость. Кроме того, в
некоторых театрах для усиления звука среди зрительских мест размещались
резонирующие сосуды. Контрольные вопросы
1. Назовите периоды в развитии художественной культуры Древней Греции.
2. Что такое классическая художественная культура? Почему греческую
культуру считают классической?
3. Что такое миф? Что такое греческая мифология? Какие греческие мифы вы
знаете, и какие особенности мировоззрения греков в них отражены?
4. Чем известны Гесиод и Гомер?
5. Чем являлся греческий храм?
6. Что такое архитектурный ордер? Назовите типы греческих ордеров.
7. Назовите основных скульпторов ранней классики. Кто из скульпторов и
чем был знаменит?
8. Как крушение полисной системы отразилось на художественном
творчестве?
9. Назовите истоки греческого театра.
10. Что такое «катарсис» и как он понимался древнегреческими авторами?
11. Назовите заслуги, достижения греческих драматургов и комедиографов.
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА
4.1. Истоки римской культуры.
Периодизация Римская культура многими своими чертами обязана
греческому влиянию и это влияние стало ощутимым в начале III в. до н.э. во
время походов, перенесших римских легионеров в мир утонченной
цивилизации. Но дух греческой культуры, раскрывавшейся, прежде всего, в
философии, оставался чужд практичным римлянам. Историю Древнего Рима
принято разделять на этапы, каждый из которых имеет свои особые приметы
и условия для создания произведений литературы и искусства: 1) этрусская
цивилизация (1 тысячелетие до н.э. – 510 г. до н.э.); 2) республиканский
период: а) ранняя республика (конец VI – начало III в. до н.э.); б) поздняя
республика (60-е годы III в. до н.э.); 26 3) эпоха империй: а) ранняя империя
(конец I в. до н.э. – конец II в. н.э.); б) поздняя империя (конец III – конец IV
в. н.э.).
Сильное влияние соседней греческой цивилизации не означает, что римская
культура – лишь бледный слепок с греческой, простое подражание уже
сложившимся образцам, лишенное оригинальности. Римляне творчески
перерабатывали общие для Средиземноморья культурные ценности,
привнося много своего. Римская культура складывалась как отражение и
выражение особенностей характера римлян: ученые часто указывают на
существенные различия между «мечтательным» эллином-идеалистом,
склонным искать и находить в окружающем мире гармонию и красоту, и
«практичным» римлянином-реалистом, больше привыкшим воевать,
управлять и разумно организовывать общество, чем «предаваться
созерцательной жизни».
4.2. Римская литература и ее «золотой век»
Первым автором комедий на латинском языке был грек, вольноотпущенник
Тит Ливит Андроник (около 282 – 204 гг. до н.э.), который вместе с
множеством других пленных прибыл в Рим. В 240 г. до н.э. во время Римских
игр он впервые вынес на суд слушателей собственные латинские переводы
греческой трагедии и комедии и поэтому этот год считается годом рождения
римской литературы. Андроник разработал для римлян поэтический язык в
сфере эпоса, лирики и драмы. После превращения Греции в 146 г. до н.э. в
римскую колонию произошел исторический парадокс: «Греция, взятая в
плен, победителей диких пленила // В Лаций суровый внеся искусства…»
(Гораций).
Квинт Гораций Флакк (65–8 гг. до н.э.) – первый поэт Рима. Сохранились все
его произведения, уже двадцать веков читаемые и изучаемые в Европе и во
всем мире – «Послания», «Беседы», «Искусство поэзии», «Эподы». Гораций
мастерски сочетал латинские и греческие стихотворные размеры (особенно в
«Одах»), тщательно подбирал слова и всегда иронизировал над собой: все это
составляет его так называемую «скрупулезную плодовитость», которая
сделала его классиком литературы уже век спустя после смерти. Гораций
имел статус «придворного поэта» и был певцом установленного Августом
римского мира. Основные идеи, лежащие в основе творчества Горация: •
гражданские войны несут опасности могуществу Рима; • превознесение
Августа за его стремление возродить угасшую в раздорах римскую доблесть,
восстановить храмы; • осуждение республиканских порядков с их борьбой за
власть; • житейская философия, основанная на «золотой середине», которая
мыслилась как умеренность, гармония; • игра в маленького человека,
облагодетельствованного Августом, и в то же время знание цены своему
таланту; • уверенность в прочности своей поэтической славы, соизмерение ее
с вечностью державного Рима.
Гораций создал четыре книги лирических стихов («од»). Первая книга
содержит философские размышления в духе эпикурейства и отчасти
стоицизма. Вторая книга посвящена вопросам поэзии. В европейском
классицизме Гораций был образцом поэта и теоретика. «Наука поэзии»
Горация послужила основой для «Поэтического искусства» Н. Буало.
Наиболее ярким выразителем римского характера считают Гая Валерия
Катулла – римского поэта, которого А. Фет назвал «римским Пушкиным».
Благодаря ему впервые в античной лирике в центре внимания поэта стоит он
сам, его чувства, переживания, его внутренний мир.
Для Древней Греции эпохой расцвета было время правления Перикла в
Афинах. Для Рима «золотой век» был связан с правлением Октавиана
Августа – первого римского императора. В это время отмечается подъем
творческих сил римского общества, его писателей, ораторов, драматургов на
небывалую высоту. На Марсовом поле Август выстроил из мрамора Алтарь
мира, символизировавший окончание войн и начало созидательной жизни в
рамках укрепленных границ республики. Время его правления называют
также «принципатом Августа», поскольку он был признан в сенате
принцепсом, т.е. «первым, первенствующим». Август сам активно занимался
литературой и философией. Известны были его обширные воспоминания «О
своей жизни» в 13 книгах, философские трактаты.
Основным направлением и достижением римской литературы этого периода
(в частности, поэзии) было раскрытие индивидуального мира человека.
Римская литература, перерабатывая греческие образцы, преодолевала
греческую специфику (хор, диалекты). Огромное влияние на развитие
римской литературы оказал Гай Цильний Меценат, который был большим
другом Августа, разделял взгляды императора и был сказочно богат.
Литература и поэзия были его страстью, и средства свои Меценат вкладывал
в таланты, за что его имя осталось в веках синонимом покровителя искусств
и литературы. В кружок Мецената были вовлечены самые выдающиеся
поэты Рима, произведения которых стали классическими образцами
античной поэзии для последующих веков.
У римлян отсутствовала собственная мифология типа той, которая легла в
основу «Иллиады» и «Одиссеи». На примитивных преданиях о Ромуле и
первых царях трудно было создать что-либо, подобное поэмам Гомера.
Оставалось подражать Гомеру, но на ином художественном уровне. Именно
по этому пути пошел создатель державного эпоса Публий Вергилий Марон
(70–19 гг. до н.э.) – самый прославленный поэт того времени. Главным
творением Вергилия была поэма «Энеида» – поэма о судьбах римского
народа, о происхождении Рима и рода Августа. По заказу Мецената
Вергилий написал поэму «О земледелии», где главным героем был селянин,
жизнь которого «проста и надежна».
В эпоху Августа получили большую популярность элегии, обращенные к
личным чувствам и переживаниям. Наиболее известен в это время Альбий
Тибулл – классик римской элегии. В своих стихах он описывал любовь
верной подруги, воспевая уют и идиллию спокойной жизни вдали от суеты
политической, военной и общественной деятельности. В стороне от кружка
Мецената стоит поэзия Овидия Назона Публия – видной фигуры в римском
обществе. Овидий обладал редким для античности чувством цвета и
любовью к видимым формам. Его считают создателем руководства для
художников последующих эпох. Кроме знаменитого «Искусства любви»
(наставления юношам, как найти и удержать возлюбленных), Овидий
написал «Лекарство от любви», где учил, как следует заканчивать любовные
истории; три книги «Любовных элегий» и «Героини» – любовные письма в
стихах от мифологических и реальных женщин к их возлюбленным. До нас
дошли 15 книг «Метаморфоз», представлявших собой энциклопедию
античной мифологии. Он изложил в стихах греческие мифы и римские
предания. Объединяющим стержнем при обработке греческих мифов был
сюжет о превращении Хаоса в Космос, различных стихий – в богов, людей –
в деревья, цветы, небесные светила. Начиная с XV в. сюжеты, почерпнутые
из «Метаморфоз», стали предметом творчества мастеров изобразительного
искусства.
В римской культуре продолжали разрабатываться законы риторики. Под
риторикой в Древнем Риме понимали науку об ораторском искусстве и
художественной прозе. Риторика как наука разработана Цицероном и
Квинтилианом. В Риме риторика как ораторское искусство носила более
практический характер, чем в Греции. Как Демосфен в Элладе, так в Риме в I
в. до н.э. был знаменит Цицерон, публичные речи которого принесли ему
славу самого выдающегося оратора своего времени.
4.3. Идеи, определяющие развитие литературы и искусства Рима
Литература Рима формировалась и развивалась в социально-культурной
среде, которую можно охарактеризовать тремя основополагающими идеями,
определяющими ценности, нормы поведения, образ жизни римлян: 1)
«Величие Рима», 2) «Гражданственность», 3) «Власть». Помня, что идея –
это совокупность представлений о мире, содержащих в себе проекцию
познания мира и его изменения, расшифруем каждую из них через
совокупность представлений, которые составляют ту или иную идею:
1. Название целого народа и государства по имени города уже есть
свидетельство особого отношения к Риму и выделения его значимости в
судьбе культуры и истории народа. Город был обожествлен, был центром
мироздания, отправной точкой в оценке помыслов, чувств, настроений
римлян. Римские легенды связывали основание Рима с Троянской войной, с
героями, которым удалось спастись, бежав из Трои. Римляне гордились
своим городом, называя его «Городом Мира», «Вечным городом». Римляне
осознавали и свою культурную миссию, которая заключалась в
распространении римской культуры на отсталые страны. Этой цели служило
и такое яркое явление, как энциклопедия Плиния – уникальный во всей
античности труд – монументальная энциклопедия, содержащая все знания,
накопленные античностью до Плиния – от астрономии и физики до жизни
растений и камней. Энциклопедия называлась «Naturalis historia», что обычно
переводится на русский язык как «Естественная история», хотя более
правильно было бы перевести это название как «История природы». Идея
величия Рима получила яркое выражение не только в литературе, но и во
всех видах искусства, особенно в архитектуре.
2. Римский полис – административная, политическая, экономическая,
культурная единица расселения, «цивитас» (гражданская община) – аналог
греческому полису, представляющий сакральную ценность. Тот, у кого
имелся участок земли, считался полноправным гражданином. Землю
обрабатывал семейный коллектив (лат. familia). Таким образом, римлянина
делает гражданином принадлежность к конкретному сообществу, к фамилии,
к гражданской общине.
3. Принцип «разделяй и властвуй» был одним из ведущих в организации
общественной жизни римлян и проявлялся, прежде всего, во внешней
колониальной политике Рима. Истоки этого принципа лежат в родовом и
семейном укладе римлян. Во все времена глава семьи представлял ее
интересы перед лицом различных божеств. Особый характер идеи власти
проявился с наступлением императорского правления.
Установление империи положило конец бурной политической жизни Рима.
Все попытки протеста против произвола и жестокости правителей
беспощадно подавлялись. Сенат, формально сохранивший права высшего
органа власти, безудержно льстил императорам. Потомки римской знати,
утратив интерес к общественной деятельности, проводили жизнь в
роскошных дворцах и тратили целые состояния на пиры и драгоценности.
Художественные интересы аристократии ограничивались собиранием
произведений греческих мастеров.
Однако во второй половине I в. сформировались новые вкусы,
обусловленные социальными изменениями в среде господствующего класса.
С упадком старой знати выдвинулись разбогатевшие слои провинциальных
рабовладельцев. Они стали опорой династии Флавиев, основателем которой
был Веспасиан. На формирование общественных вкусов в эту пору большое
влияние оказывала римская сатира. Сатира – в древнеримской литературе
особый жанр лирики, осмеивающий политические, общественные и
литературные нравы.
Наиболее известными авторами сатир были Ювенал и Петроний. В гневных
стихах они обличали пороки своего времени: деспотизм власти императора,
развращенность римской аристократии, разбогатевших вольноотпущенников,
общее падение нравов. Сатиры полны сочувствия беднякам, страдающим от
дороговизны жизни в Риме, презрения окружающих их людей. Ювенал
пишет с горечью об унизительном, бедственном положении представителей
интеллигентных профессий – учителей, адвокатов, поэтов, получающих
ничтожную плату за свой труд. Его обличения, какими бы горькими они ни
были, всегда окрашены юмором и остроумием. Наибольшую известность
получил «Сатирикон» Петрония – увлекательное описание приключений
трех друзей во время их странствий по Южной Италии. Это произведение
особенно интересно как рассказ о нравах и обычаях того времени, как живое
свидетельство жизни разных классов римского общества; оно включает в
себя также стихотворения на исторические темы и фрагменты комментариев
к политическим событиям.
4.4. Римский скульптурный портрет
Обличительный пафос сатиры близок к беспощадному реализму
скульптурного портрета второй половины I в. – одному из замечательных
достижений римского искусства. В развитии римского портрета выделяют 7
периодов: 1) начальный (этрусский) – до II в. до н.э.; 2) республиканский –
II–I вв. до н.э.; 3) эпоха Августа– I в. дон.э.; 4) эпоха Флавиев – 70–90 гг. н.э.;
5) эпохаТраяна– II в. н.э.; 6) эпоха поздней империи – III в. н.э.; 7) поздняя
античность – конец III–IV вв. н.э.
1. Римляне ранней поры шли от восковых масок или «персон», которые они
снимали с умерших предков. Мы уже упоминали о почете, которым
окружался домашний очаг. Именно он способствовал появлению культа
предков – покровителей семейной жизни. В главном помещении дома –
атрии – в специальном шкафчике хранились наряду со статуэтками семейных
богов (ларов) изображения предков, чаще всего в виде масок, отлитых из
воска. Маски хранились в каждом доме, и чем больше их было, тем
знаменитее был род.
2. Для эпохи республики характерны портреты, очень близкие к натуре. Они
передают все мельчайшие особенности человеческого лица, дополнительно
наделяя его чертами старости, конца жизни. Но это не означало, что
создавались только портреты стариков. И все же героем портрета был
пожилой патриций, обладавший по римским законам «правом жизни и
смерти».
3. Смягчение достоверности в портрете наметилось ко второй половине I в.
до н.э. Портреты приобрели обобщенно-выразительный характер. Например,
портрет Цезаря. В нем появляется движение души. Цезарь смотрит
вопросительно, с тайным укором. Это произведение посмертное и отражает
несколько идеалистическое направление эпохи Августа.
4. Портреты, созданные в эпоху правления Флавиев (обычно в бронзе и
мраморе), характеризуются подчеркнутой выразительностью, поисками
жизненной правдивости, разоблачением низменных качеств в человеке.
5. Изображение человека обрело новые черты во II в. н.э., когда империя
достигла вершины своего могущества. Многочисленные военные походы
императора Траяна произвели сильное впечатление на его современников. В
честь одержанных побед скульпторы изображали Траяна энергичным и
умным государственным деятелем, в одежде римского полководца. Культура
этой эпохи приобрела утонченный характер, что связано с возрождением
интереса к греческой цивилизации. В искусстве портрета отмечается
стремление передать эмоциональное состояние человека, его тончайшие
оттенки, достигается необычайная выразительность в раскрытии
человеческих переживаний. Появляются новые приемы в скульптурной
технике: пластическое обозначение зрачка, которые ранее отмечали краской,
полировка поверхности мрамора. Скульпторы II в. н.э. сделали новый шаг в
познании человеческой личности. Впервые в истории мирового искусства
они приблизились к пониманию сложности и противоречивости душевной
жизни человека.
6. III в. н.э. для Римской империи был периодом жесточайшего кризиса. Это
было время кровавых войн, эпидемий и страшных землетрясений,
поглотивших целые города. В портретах этого времени появляются образы
новой исторической эпохи – грубые и жестокие лица властителей Рима,
лишенные всякой идеализации. Жажда власти и сознание постоянной
опасности оставляют неизгладимый след в их облике. Используя опыт
мастеров II в. н.э, открывших в человеке мир его чувств и переживаний,
скульпторы снова обращаются к беспощадному изображению натуры
(например, бюст Каракаллы).
7. В сознании людей поздней античности вселенная распадается на два резко
обособленных мира – чувственный и духовный. К этому времени
христианство, еще не ставшее государственной религией, тем не менее стало
доминантой сознания практически всего населения империи. Презрение к
земной жизни и человеческому телу, ожидание прихода Спасителя и надежда
на блаженство в будущей жизни означали полный разрыв с античной
культурой, пронизанной верой в красоту и ценность человеческой личности.
Если мыслители Древней Греции считали человека мерой всех вещей, а
римский поэт-республиканец провозглашал: «Я – человек и ничто
человеческое мне не чуждо», то в конце III в. н.э. утверждалось, что смысл
жизни – «искание счастья в боге и сходстве с богом», так как мир
непознаваем для человека. Соответственно в скульптуре появились образы, в
которых восприятие мира и человека принципиально отличалось от
реалистического изображения, замена объемной моделировки более плоской
формой привела к отвлеченному, условному портрету, в котором красота
заключается в утверждении его духовной веры как неизменной сущности
человека. Упрощенные приемы обработки материала соответствуют
аскетическому облику, в котором скульптор сознательно подчеркивает
повышенную одухотворенность. Таким образом, для мастера поздней
античности лицо человека интересно постольку, поскольку сквозь телесную
оболочку светится духовная жизнь. Это действительно уникальный период в
истории искусства. Он соединяет не просто две эпохи, а две эры. Античный
интерес к человеку еще сохранился, но лишь как к оболочке для души.
Позднее человека перестанут изображать вовсе. Долгие века (до эпохи
Возрождения) на иллюстрациях религиозных сюжетов не будет места не
только простому верующему, но даже служителю церкви.
4.5. Архитектура Древнего Рима
Сооружения римских зодчих имели, прежде всего, сугубо практическое
назначение. Одним из проявлений этой утилитарности были великолепные
дороги, выложенные или гигантскими квадратами туфа, или блоками
вулканической лавы. На рубеже II–III вв. римские строители стали
использовать прочный и водонепроницаемый бетон. Применение этого
материала открыло перед архитекторами возможность строительства
огромных зданий и сводчатых перекрытий. Центром деловой и
общественной жизни Древнего Рима был форум – центр политической и
культурной жизни города (площадь для народного собрания, отправления
правосудия, местонахождение наиболее значительного храма). Обычно это
была прямоугольная площадь, которая была занята постройками и включала
ряд важнейших святынь. Здесь стояли здания для советов и заседаний
магистратов (государственных деятелей), храмы древнейших богов, базилики
– торговые или судебные помещения; возвышались колонны с рострами –
отрубленными носами вражеских кораблей; там же располагались торговые
лавки. В храме богини-девы Весты горел вечный огонь – символ жизненной
силы римского народа.
Во II в. до н.э. на форуме был возведен величественный многоэтажный
табуларий – здание для хранения «табул» (государственный архив). Через
форум проходила важнейшая артерия Рима – Священная дорога (лат. Via
Sacra). Самый богатый и прекрасный из римских форумов – форум Траяна
(107–113 гг.). Он был выстроен Аполлодором. Входом служила
триумфальная арка. Площадь замыкалась базиликой Ульпия. За ней
следовала еще одна, со зданиями латинской и греческой библиотек и
колонной Траяна между ними. Форум был вымощен цветными мраморными
плитами, в середине стояла золоченая конная статуя Траяна. Еще одним
наиболее известным был Римский Форум (лат. Forum Romanum). В период
средневековья он служил каменоломней и даже получил название campo
vaccino (итал. «пастбище коров»). Расцвет архитектуры Рима в эпоху
республики способствовал развитию теории архитектуры. В I в. инженер и
архитектор Витрувий создал трактат («Десять книг об архитектуре»),
который был энциклопедией строительной практики его эпохи. Витрувий –
римский архитектор и инженер второй половины I в. до н.э. В своем трактате
он
рассматривал
градостроительные,
инженерно-технические
и
художественные вопросы, обобщал теоретический и практический опыт,
накопленный зодчеством эллинистической Греции и Рима. Большую
ценность представляют изложенные Витрувием представления о
технических, функциональных и эстетических аспектах архитектуры,
требования «прочности, пользы и красоты» сооружений. Почти забытый в
Средние века трактат Витрувия с XV в. внимательно изучался и переводился
на многие языки и сыграл в XVII–XVIII вв. большую роль в выработке
канонических форм архитектурного ордера.
Идея величия Рима наиболее ярко выразилась в архитектуре эпохи империи.
Ее главная характеристика – монументальность сооружений. Архитектура
преследовала определенную политическую цель – подчеркнуть щедрость
правителя и сохранить его имя в памяти потомков. Стремясь завоевать
популярность у римлян, которые требовали «хлеба и зрелищ», императоры
строили громадные амфитеатры для гладиаторских боев.
Самым большим амфитеатром был сохранившийся в развалинах до сего
времени Колизей в Риме – самый большой амфитеатр античного мира (50000
мест). Здесь происходили гладиаторские бои, травля зверей, представлялись
морские сражения. Амфитеатр – архитектурная форма римского театра, где
ступенчатые ряды зрительных мест (театрон) располагались не как в
колизейском античном театре полукруглом или подковообразно, а эллипсом
вокруг занимавшей центральное место сцены или арены. Весьма
популярными были цирки, имевшие прямоугольную арену с одной
закругленной стороной. Наиболее известен древний Circus Maximus,
вмещавший около 18500 зрителей.
Расходы на зрелища принимали чудовищные размеры не только в Риме, но и
в провинциях. В цирках происходили бега и ристания колесниц. Лица,
правившие колесницами, пользовались почетом наравне с высшими
государственными чинами и делились на партии, носившие названия белых,
красных, голубых и зеленых. Культура Древнеримской империи была
культурой военизированного государства, господствовал культ практицизма,
государства, Рима, закона. Главными добродетелями были политика, война,
управление. Столица империи – Рим – блистала роскошью и великолепием
зданий из разноцветного мрамора, памятников в честь побед полководцев. К
достижениям можно отнести арочные конструкции (триумфальные арки),
акведуки (мосты), купольные сооружения (пантеон), термы. Термы –
изначально у древних римлян – это естественные источники теплой и
горячей воды. Позднее – это обширные общественные заведения, роскошно
устроенные и заключавшие в себе, кроме собственно бань, различные другие
помещения: места для прогулки под открытым небом или под портиками, для
гимнастических упражнений, беседы и слушания ораторов и поэтов,
библиотеку, небольшой театр, галерею художественных произведений и пр.
Разнообразие развлечений и комфорт, которыми отличались эти заведения,
делали их средоточиями общественной жизни; римляне проводили здесь
значительную часть дня.
Триумфальная арка – архитектурное сооружение, обрамляющее проезд
торжественной процессии в честь военных побед и других знаменательных
событий. Идея триумфальной арки была достаточно популярной у римлян.
Подобно мосту, арка символизировала границу «своего» и «чужого» мира.
Арки сооружали по разным поводам – и в честь побед, и как знак освящения
новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом –
торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку,
император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка являлась
архитектурным сооружением, постаментом для статуи и одновременно
мемориальным памятником. Так хоронили лишь людей с особой харизмой
(греч. «милость»), т.е. наделенных исключительными личными качествами –
мудростью, героизмом, святостью. Символом победы и величия были и
триумфальные колонны, служившие украшением города (знаменитая
колонна Траяна до сих пор возвышается в центре Рима). Почти все столицы
Европы (Париж, Лондон, Варшава, Прага, Будапешт и т.д.) имеют
триумфальные арки или колонны, построенные в древности или в новое
время. На Дворцовой площади в Санкт-Петербурге возвышается знаменитый
Александрийский столп – подражание римским триумфальным колоннам.
Искусство декоративного убранства домов достигло совершенства еще во
времена республики. В помпейских домах полы украшались мозаикой, на
которой изображались странствующие актеры, морское дно, дерущиеся
петухи, кошка с куропаткой в зубах и т.д. В течение последующих веков
градостроители многократно возвращались к классическим элементам в
архитектуре. В русском зодчестве возрождение античности связано с
периодом классицизма. Вот почему так много зданий нашей столицы
напоминают античные. Так античность, причудливо вплетаясь в вековые
наслоения европейской культуры, до сих пор живет в искусстве.
Контрольные вопросы
1. Какой год считается годом рождения римской литературы и почему?
2. В чем принципиальные различия между греческим и римским
«характером»?
3. С чьими именами связан «золотой век» римской литературы?
4. Кто такой Меценат?
5. Назовите идеи, определяющие развитие римской литературы и искусства.
6. В чем суть идеи «Величия Рима» и как она отразилась в художественной
культуре?
7. Раскройте идеи «Гражданственности» и «Власти».
8. В чем назначение и какова роль риторики в развитии римской
литературы?
9. В каких видах искусства лучше всего выражена идея «власти»?
10. Назовите и опишите этапы развития римского скульптурного портрета.
11. Опишите основные типы общественных зданий и сооружений в Риме:
цирки, амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки.