Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема лекции № 3 Линейное судоходство
(вопросы по теме в конце текста)
Часть 1. Проект ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
О Линейном судоходстве
О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части государственного регулирования линейного судоходства
Статья 1
Дополнить Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2207; 2001, № 21, ст. 2125; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, № 50, ст. 5279; 2007, № 46, ст. 5557, № 50, ст. 6246; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418, № 30 (ч. 2), ст. 3616, № 49, ст. 5748; 2009, № 1, ст. 30, № 29, ст. 3625; 2010, № 27, ст. 3425, № 48, ст. 6246; 2011, № 23, ст. 3253, № 25, ст. 3534, № 30 (ч. 1), ст. 4590, ст. 4596, № 45, ст. 6335; 2012, № 18, ст. 2128, № 25, ст. 3268, № 31, ст. 4321) Главой VII1 следующего содержания:
«Глава VII1 Линейное судоходство
Статья 1141 Определение линейного судоходства
1. Под линейным судоходством понимается регулярная перевозка судами грузов, принадлежащих неопределенному кругу грузоотправителей (грузополучателей), и/или пассажиров и их багажа, между обязательными и факультативными портами захода по объявленному расписанию.
2. К правоотношениям в линейном судоходстве применяются положения о договоре морской перевозки грузов и морской перевозки пассажиров, предусмотренные настоящим Кодексом.
Статья 1142 Морская линия
1. Морское сообщение, отвечающее условиям линейного судоходства и зарегистрированное в соответствии с настоящей Главой, является морской линией.
2. Различают следующие виды морских линий:
1) грузовые морские линии;
2) грузопассажирские (паромные) морские линии;
3) пассажирские морские линии.
3. При наличии технической возможности, свободных грузовых помещений и/или пассажирских мест, перевозчик принимает к перевозке грузы, пассажиров и их багаж на условиях морской линии, опубликованных в порядке статьи 1147 настоящего Кодекса.
Статья 1143 Линейное судно
1. Линейное судно – судно, используемое в линейном судоходстве, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа на зарегистрированной морской линии.
2. Линейные суда имеют первоочередное право захода в морской порт Российской Федерации, являющийся обязательным морским портом захода для морской линии, а также первоочередное право обслуживания при осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Указанное право линейных судов обеспечивается капитаном морского порта при организации движения судов в морском порту.
3. Оператор морской линии имеет право замены линейных судов по своему усмотрению.
Статья 1144 Регистрация морской линии и прекращение регистрации морской линии
1. Регистрация и прекращение регистрации морской линии осуществляется в соответствии с настоящей Главой и Положением о морских линиях, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
2. Регистрация морской линии осуществляется в срок не более десяти рабочих дней федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта с даты получения заявления о регистрации морской линии от:
российского или иностранного перевозчика, выступающего от своего имени;
российского или иностранного перевозчика, выступающего от имени группы перевозчиков, заключивших соглашение о сотрудничестве в сфере линейного судоходства.
3. Перевозчик, выступающий от своего имени или от имени группы перевозчиков, заключивших соглашение о сотрудничестве в сфере линейного судоходства, признается оператором морской линии при ее регистрации.
4. Заявление о регистрации морской линии включает сведения о перевозчике (группе перевозчиков), типе и количестве судов, их технических характеристиках, информацию об обязательных и факультативных портах захода, расписании движения линейных судов, предлагаемое название морской линии.
5. Регистрация морской линии осуществляется на срок от шести месяцев до 5 лет или на период навигации. Срок регистрации морской линии продлевается по заявлению оператора морской линии о продлении срока регистрации морской линии, которое должно быть направлено в орган, указанный в пункте 2 настоящей статьи, не позднее, чем за десять рабочих дней до окончания срока регистрации морской линии.
6. Оператор морской линии несет ответственность за выполнение обязательств, принятых для данной морской линии по обеспечению соблюдения расписания работы морской линии, а также иных условий деятельности морской линии, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
7. Прекращение регистрации морской линии осуществляется:
по заявлению оператора морской лини;
по решению органа, указанного в пункте 2 настоящей статьи, если установлено, что оператором морской линии не исполняются принятые им обязательства.
В случае прекращения регистрации морской линии до истечения шести месяцев или навигационного периода с даты ее регистрации оператор морской линии обязан уплатить портовые сборы и иные обязательные платежи в полном объеме, если такие сборы и платежи уплачивались по льготным тарифам или со скидками, установленными для линейных судов.
Статья 1145 Тарифы и ставки морской линии
1. Тарифы и ставки морской линии устанавливаются оператором морской линии и являются публичными.
2. Тарифы и ставки должны быть определены на все виды услуг, предоставляемых на морской линии.
Статья 1146 Расписание морской линии
1. Расписание морской линии устанавливается оператором морской линии на весь период работы морской линии. Периодичность захода судов в обязательные морские порты морской линии должна быть не реже одного раза в месяц.
2. В расписании морской линии фиксируется планируемое время отхода линейных судов из морских портов, последовательность захода в обязательные морские порты захода, планируемая продолжительность рейсов, ожидаемая длительность стоянок в морских портах, ожидаемое время прибытия в морской порт назначения.
3. Допустимое отклонение от соблюдения расписания, в том числе связанное с заменой линейных судов на морской линии, с техническим состоянием линейного судна, с погодными условиями не должно превышать четырех суток.
Статья 1147 Публикация информации о морской линии
1. Оператор морской линии размещает информацию о тарифах и ставках морской линии вместе с информацией об установленном расписании морской линии, а также информацию об изменении работы морской линии в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в пункте 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, размещает информацию о зарегистрированных морских линиях на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2. С установлением и опубликованием условий работы морской линии, предусмотренных настоящим Кодексом, оператор морской линии берет на себя обязательства их выполнения. Указанные обязательства не распространяются на случаи, произошедшие вследствие непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера, военных действий, в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней с даты его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части государственного регулирования линейного судоходства»
Обоснование целей законопроекта
Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части государственного регулирования линейного судоходства» (далее – законопроект) предусматривает нормативно-правовое регулирование условий создания и функционирования линейного судоходства в Российской Федерации.
Настоящий законопроект разработан с целью создания благоприятных социально-экономических условий в части создания и функционирования линейного судоходства, а также повышения конкурентоспособности морских портов Российской Федерации за счет их развития как международных транспортно-логистических центров.
Обоснование необходимости принятия законопроекта
и его основные положения
Необходимость эффективной интеграции российского морского транспорта в международную транспортную систему требует проведения государством целенаправленной политики по обеспечению конкурентоспособности российского морского флота и портов, а также поддержки организации и осуществления морских перевозок национальной внешнеторговой грузовой базы преимущественно флотом под российским флагом.
Линейные перевозки являются услугами морского транспорта, предоставляемыми в виде регулярных рейсов, совершаемых между определенными портами, на основе стандартных проформ линейных коносаментов и единых тарифных ставок. Перевозки по таким линиям в основном осуществляются перевозчиками генеральных или специализированных грузов (например, перевозчиками автомобилей или рефрижераторных грузов), а также полностью или частично выделенными контейнеровозами.
Линейная форма организации перевозок имеет ряд важных положительных преимуществ, как для грузоотправителей, так и для перевозчиков:
- перевозчики могут избежать чрезмерных колебаний ставок фрахта в условиях дисбаланса спроса и предложения и способствовать частным инвестициям в новые мощности и технологии, что позволит им обеспечить соответствующую рентабельность инвестированного капитала и сохранить регулярность транспортного обслуживания;
- грузоотправителям гарантируется регулярное плановое обслуживание, способное постоянно обеспечивать перевозку их продукции;
- грузоотправители также могут рассчитывать на предоставление достаточных мощностей для перевозки их продукции в полном объеме;
- грузоотправители могут рассчитывать на более стабильные ставки фрахта, чем ставки, которые действовали бы в ином случае.
Согласно мировой коммерческой практике судно считается линейным, в случае если оно работает на определенной линии с объявленными портами захода по расписанию, т.е. на морской линии.
Регулярное судоходство создает условия для развития внешней торговли, роста грузооборота и доходов порта. Поэтому правила большинства портов предусматривают для линейных судов существенные скидки с установленных ставок портовых сборов.
В России для линейных судов установлена также возможность предоставления скидок по портовым сборам (приказ Федеральной службы по тарифам от 20 декабря 2007 года № 522-т/1 «Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации»).
Ранее в СССР организация работы линейных судов регулировалась Положением о линейном судоходстве, утвержденным Министерством морского флота СССР 15 января 1974 года (далее - Положение 1974 года).
В настоящее время порядок открытия, регистрации и функционирования морских линий осуществляется в соответствии с изданными «Рекомендациями Государственной службы морского флота Министерства транспорта Российской Федерации по открытию, регистрации и функционированию грузовых, пассажирских и грузопассажирских морских линий» 2002 г., которые устарели, требует переработки и в тоже время не являются нормативным актом.
Исходя из приоритетов внешнеэкономической деятельности России на современном историческом этапе развития, линейную форму судоходства, следует развивать и совершенствовать, что обеспечит не только регулярную и быструю доставку грузов морским путем с учетом рассредоточенности грузопотоков между большим количеством портов, но и позволит сократить резерв провозной способности флота и оперативно регулировать движение судов на линии с учетом изменений в отдельных портах.
Для реализации данной цели необходимо подготовить правовую основу в отношении понятия морской перевозки грузов в линейном сообщении, его правовой природы и сущности, порядка его формирования и функционирования.
В российском законодательстве источником права в области морского судоходства является Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.
Вместе с тем, положения указанного Закона не содержат норм, регулирующих условия формирования линейного судоходства, создания морских линий в Российской Федерации, условия их регистрации и учета, функционирования и участия в них физических и юридических лиц.
Правовые основы деятельности с использованием судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, осуществляемой в рамках торгового мореплавания, являются предметом регулирования Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (статья 2 КТМ РФ). Для формирования нормативно-правовых условий в отношении закрепления понятийного аппарата морских линий, линейного судоходства, а также условий в части создания и функционирования морских линий представляется оптимальным внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.
Место законопроекта в системе действующего законодательства
Место законопроекта в системе законодательства определяется предметом его правового регулирования. Согласно пункту «а» статьи 71 Конституции Российской Федерации изменение федеральных законов находится в ведении Российской Федерации. В этой связи принятие федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части государственного регулирования линейного судоходства» соответствует сфере ведения Российской Федерации.
Согласно Классификатору правовых актов, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511, законопроект относится к институтам «Морские перевозки» (200.120.030), отрасли «Международные отношения. Международное право» (200.000.000).
Реализация законопроекта послужит созданию благоприятных социально-экономических условий в части организации и функционирования линейного судоходства, а также повышения конкурентоспособности морских портов Российской Федерации за счет их развития как международных транспортно-логистических центров.
Прогноз социально-экономических и иных последствий
принятия законопроекта
Принятие настоящего законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Реализация предлагаемых решений не повлечет изменений объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления; выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов; сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Принятие и реализация данного законопроекта будет служить созданию оптимальных условий для эффективного функционирования отечественного морского транспорта путем совершенствования правового регулирования отношений, возникающих из торгового мореплавания, в части развития линейного судоходства в Российской Федерации.
Часть 2. Формы Договора морской перевозки.
Договор морской перевозки предусматривает перемещение груза перевозчиком (фрахтовщиком) по договоренности с грузоотправителем (фрахтователем).
При этом стороны Договора морской перевозки берут на себя основные обязательства:
– Перевозчик обязуется, за обусловленную плату (тарифную ставку, фрахт), принять от грузоотправителя (фрахтователя) груз на борт судна, доставить его по назначению в сохранности и сдать грузополучателю (фрахтователю), или по его указанию третьему лицу.
– Грузоотправитель/фрахтователь обязан в порту отправления своевременно предоставить груз для погрузки его на судно, а грузополучатель принять его от судна в порту назначения и уплатить обусловленную Договором морской перевозки договорную плату (фрахт) за перевозку.
Договор морской перевозки составляется в письменном виде, так как согласно Кодексу торгового мореплавания и другим нормативным и законодательным актам, при возникновении спора между сторонами наличие и содержание соглашения (договора) могут быть доказаны только письменными доказательствами.
К формам договора или документам, подтверждающим наличие Договора морской перевозки, относятся:
• букинг–нот (booking–note);
• бёрс–нот (berth–note);
• фиксчюр–нот (fixture–note, fixing–letter);
• чартер–партия (charter–party);
• Bill of Lading (B/L);
Букинг–нота
Документ, применяемый обычно в линейном судоходстве и являющийся предварительной заявкой грузовладельца с целью забронировать место на определенном судне.
Такая предварительная заявка необходима, например, в тех случаях, когда речь идет о перевозке достаточно крупной партии груза, либо если груз требует особых условий перевозки (опасный, длинномерный, тяжеловесный, скоропортящийся)
В Букинг–ноте обычно оговариваются лишь конкретные характеристики сделок:
• количество и род груза;
• куда и кому доставить;
• наименование судна.
Относительно других условий дается ссылка на коносамент и тарифы данной линии.
Бёрс–нота
Эта форма практикуется при перевозке частичного груза главным образом на трамповых судах или на судах грузовых линий, совершающих рейсы регулярно, но: без срочного расписания. Линейные судоходные компании применяют эту форму в тех случаях, когда для заполнения неиспользованного под генгрузы тоннажа судно догружается каким–либо массовым грузом (зерно, лес) не на обычных «линейных условиях перевозок» данной компании, а как бы на трамповых.
Договор Бёрс–нота составляется в форме письма, адресованного агентом (Брокер) перевозчика фрахтователю. На одном или нескольких экземплярах этого письма делается подтверждающая надпись (согласие отправить груз – акцепт) фрахтователя.
В некоторых случаях брокер выступает в качестве стороны в договоре за счет своего доверителя – судовладельца.
Если документ подписан одним лишь агентом судовладельца, то он имеет характер односторонней записи фрахтовой сделки. Но, расписываясь затем в принятии письма, фрахтователь тем самым подтверждает свое согласие с содержащимися в нем условиями и оговорками. Это значит, что письмо (бёрс–нота) приобретает значение двухстороннего договора.
Фиксчюр–нота (fixture–note, fixing letter)
Это записка (письмо о фрахтовании), которая носит лишь предварительный характер, цель которой – зафиксировать факт фрахтования и его основные условия (наименование судна, количество и род груза, время и порт погрузки и назначения, фрахт), Впоследствии фиксчюр–нота заменяется чартером, после подписания которого фиксчюр–нота меряет силу, как доказательство наличия и содержания договора перевозки.
Линейное судоходство. Понятие линейного судоходства и классификация линий
Под линейным судоходством понимается такая форма транспортных услуг, при которой судовладелец/оператор судов организует регулярное движение флота на устойчивых географических направлениях международной торговли готовой промышленной продукцией, полуфабрикатами, продовольствием и другими товарами между обусловленными портами по заранее объявленному расписанию и принимает на каждый рейс грузы разных владельцев на основе типового Договора морской перевозки (коносамент линии) и по стабильным ценам (тарифы линии).
Коносамент Bill of Lading (B/L) и тарифы применяются линией на равноправной основе для всех грузоотправителей и в течение длительного времени (вплоть до изменения).
Объем услуг, оказываемых линейными судовладельцами клиентам значительно больше, чем в трамповом судоходстве. Обычно линейные судовладельцы принимают на себя обязательства оплачивать стоимость погрузо-разгрузочных работ в порту отправления и порту назначения, что возмещается, затем, через тариф.
Классификация линий:
Линии могут классифицироваться по разным признакам.
По составу флота:
1. Конвенциональные (универсальные суда для перевозки сухих грузов не укрупненными местами).
2. Линии специализированного флота (контейнерные, ро–ро, ло–ро, паромы).
По организации работы судов:
1. Срочные линии, на которых судовладелец гарантирует клиентам заход судов в порты точно в сроки указанные в расписании (высокопроизводительные порты, специализированный флот и т.д).
Выполнение расписания обеспечивается за счет резерва времени в 10–15% от расчетной продолжительности рейса.
2. Регулярные линии – на развивающиеся страны. На этих линиях работает, как правило, конвенциональный тоннаж, грузы перевозятся отдельными местами. На таких перевозках организация срочных линий нецелесообразна, так как потребовала бы резерва времени в 40–60% и закрепления дополнительного флота.
По сроку действия расписания в зависимости от грузопотока, навигационных условий:
1. линии с постоянным режимом движения и составом флота (на развитые страны, промтовары);
2. линии с сезонно–переменным расписанием и составом флота:
1)постановка на зимний период судов с усиленным ледовым классом;
2)сезонное увеличение рейсов – вывоз сельскохозяйственной продукции;
3)разрежение рейсов в «мертвый сезон» и при «перегрузке» портов;
4)увеличение рейсооборота на период сезонных штормов, туманов, ледовых условий.
По схеме движения линии бывают:
1. Круговые – линии, которые в обоих направлениях обслуживают одни и те же порты и охватывают сбалансированные грузопотоки.
2. Комбинированные – создаются для охвата избыточного либо экспортного, либо импортного грузопотока на «прямую» или «обратную» группу портов.
3. Комбинированные, с сочетанием линейных перевозок – в одном направлении и с отфрахтованием судов на трамповом рынке под перевозку массовых грузов – в обратном направлении. Обычно здесь используется конвенциональный флот.
ВОПРОСЫ ПО ЛЕКЦИИ:
1. Почему, по вашему мнению, в практике мирового судоходства перевозки грузов «разделились» на две классические формы: «линейную» форму и «не линейную – трамповую»?;
2. Какие из грузовладельцев (крупные, средние и мелкие (по количеству отправляемого груза)) предпочитают линейную форму перевозок и нелинейную форму и почему? Поясните.
3. Почему Администрации морских портов во всем мире отдают предпочтение, в очередности обработки судов, линейным перевозчикам, а не трамповым?
4. Все ли грузовладельцы (не зависимо от объема отправляемого ими груза) имеют равное значение для линейного перевозчика или какие-то предпочтительнее? И то же в трамповом (не линейном судоходстве)?
5. Сопоставьте классификацию линий по Проекту закона (часть 1) и классификации в Части 2. Предложите «свой» классификатор линий.
6. Назовите, по возможности, судоходные линии связывающие порты Дальнего Востока России и линии связывающие порты Дальнего Востока России с портами стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) и дайте их краткую характеристику (названия линий, компаний).
7. Назовите пять крупнейших мировых контейнерных линейных операторов, работающих на линиях связывающих порты АТР и порты Европы. Дать краткую характеристику этим компаниям и привести примеры линий, на которых работают суда этих судоходных компаний
Дать РАЗВЕРНУТЫЕ ответы выставить ВОРДОВСКИМ файлом в СЭО КУРС в установленные сроки