Личностные особенности, осложняющие социальную адаптацию школьников
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ
СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ШКОЛЬНИКОВ
План лекции
5.1. Предпосылки дезадаптивного поведения в школьном возрасте.
5.2. Личностные особенности поведения младших школьников и детей предпубертатного возраста, осложняющие их социальную адаптацию.
Ключевые понятия: патология, патологический криз, акселерация, ретардация, инфантильность.
Предпосылки дезадаптивного поведения в школьном возрасте
Для понимания характера и причин дезадаптации подростков с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки определенных вариантов психических расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые обусловливают возникновение этих расстройств.
В ходе исследований выявлены признаки в эмоциональной, двигательной, познавательной сферах, поведении и личности в целом, которые могли бы на различных этапах психического формирования ребенка еще до подросткового возраста служить показателями для установления дезадаптации поведения в подростковом возрасте. В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового криза представляются следующие проявления:
– выраженная психомоторная расторможенность, трудность выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр;
– такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость по отношению к неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых;
– инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким и настойчивым плачем и криком;
– импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;
– реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги как реакция активного протеста.
В младшем школьном возрасте неблагоприятными в плане социальной адаптации являются следующие факторы:
– сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;
– повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и безумным влечениям;
– акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
– наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты;
– отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказаний как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;
– гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требований учителя, злобными шалостями;
– выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;
– нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жевательной резинки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей.
5.2. Личностные особенности поведения младших школьников
и детей предпубертатного возраста,
осложняющие их социальную адаптацию
Среди психических особенностей предпубертатного возраста, значимых для возникновения патологического подросткового криза, выделяются следующие:
– сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание;
– невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;
– некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью;
– раннее проявление влечений при интенсификации либо раннее возникновении полового метаморфоза, повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек – истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью, у мальчиков – склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
– переориентация интересов на внешкольное окружение.
Все приведенные выше данные позволяют выделить факторы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте:
– стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;
– выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;
– асинхронию психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;
– неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;
– раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности.
Задания для самостоятельной работы по теме
«Дезадаптивное поведение у дошкольников и школьников»
1. Назовите факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников.
2. Каковы диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте?
3. Что такое акселерация и ретардация?
4. Назовите факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте.
5. Перечислите неблагоприятные признаки становления личности школьника.
6. Составьте сравнительную таблицу критериев патологических нарушений поведения у дошкольников и школьников.
7. Составьте сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников предпубертатного возраста.