Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Личностные особенности, осложняющие социальную адаптацию школьников

  • 👀 444 просмотра
  • 📌 368 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Личностные особенности, осложняющие социальную адаптацию школьников
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Личностные особенности, осложняющие социальную адаптацию школьников» docx
Лекция. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ШКОЛЬНИКОВ План лекции 5.1. Предпосылки дезадаптивного поведения в школьном возрасте. 5.2. Личностные особенности поведения младших школьников и детей предпубертатного возраста, осложняющие их социальную адаптацию. Ключевые понятия: патология, патологический криз, акселерация, ретардация, инфантильность. Предпосылки дезадаптивного поведения в школьном возрасте Для понимания характера и причин дезадаптации подростков с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки определенных вариантов психических расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые обусловливают возникновение этих расстройств. В ходе исследований выявлены признаки в эмоциональной, двигательной, познавательной сферах, поведении и личности в целом, которые могли бы на различных этапах психического формирования ребенка еще до подросткового возраста служить показателями для установления дезадаптации поведения в подростковом возрасте. В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового криза представляются следующие проявления: – выраженная психомоторная расторможенность, трудность выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр; – такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость по отношению к неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых; – инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким и настойчивым плачем и криком; – импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу; – реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги как реакция активного протеста. В младшем школьном возрасте неблагоприятными в плане социальной адаптации являются следующие факторы: – сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника; – повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и безумным влечениям; – акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость; – наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; – отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказаний как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей; – гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требований учителя, злобными шалостями; – выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду; – нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жевательной резинки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей. 5.2. Личностные особенности поведения младших школьников и детей предпубертатного возраста, осложняющие их социальную адаптацию Среди психических особенностей предпубертатного возраста, значимых для возникновения патологического подросткового криза, выделяются следующие: – сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание; – невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста; – некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью; – раннее проявление влечений при интенсификации либо раннее возникновении полового метаморфоза, повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек – истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью, у мальчиков – склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству; – переориентация интересов на внешкольное окружение. Все приведенные выше данные позволяют выделить факторы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте: – стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития; – выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений; – асинхронию психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации; – неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения; – раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности. Задания для самостоятельной работы по теме «Дезадаптивное поведение у дошкольников и школьников» 1. Назовите факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников. 2. Каковы диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте? 3. Что такое акселерация и ретардация? 4. Назовите факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте. 5. Перечислите неблагоприятные признаки становления личности школьника. 6. Составьте сравнительную таблицу критериев патологических нарушений поведения у дошкольников и школьников. 7. Составьте сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников предпубертатного возраста.
«Личностные особенности, осложняющие социальную адаптацию школьников» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot