Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Личность в организации: восприятие и ценности

  • 👀 381 просмотр
  • 📌 336 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Личность в организации: восприятие и ценности» pdf
Лекция 3 Тема 4. Личность в организации: восприятие и ценности Автор программы: Деминская В.Э Восприятие Автор программы: Деминская В.Э Восприятие • это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств • уникальная интерпретация ситуации индивидом. Почему? Автор программы: Деминская В.Э Восприятие Внимание Ощущения Опыт Мышление Память Результат восприятия - это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Автор программы: Деминская В.Э Факторы социального контекста • Атрибуция • Стереотипизация • Эффект ореола Автор программы: Деминская В.Э Атрибуция Процесс восприятия причин и результатов поведения, объяснение своего поведения и поведения других людей. Обычно поведение объясняют либо особенностями личности, либо ситуацией. Руководитель Диспозиционная атрибуция (внутренний локус контроля) Подчиненный Ситуационная атрибуция (внешний локус контроля) https://www.psychologos.ru/articles/view/stereotip Автор программы: Деминская В.Э Фундаментальная ошибка атрибуции Склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а собственное поведение — внешними обстоятельствами. Источник:https://zen.yandex.ru/media/newochem/fundamentalnaia-oshibka-atribucii-5bc472a287f24b00ab6c7eec Автор программы: Деминская В.Э Стереотипизация Восприятие индивида через его принадлежность к определенной группе или категории. Стереотип связан с поверхностным восприятием ситуации или явления и часто формируется под воздействием СМИ. Стереотипы зачастую приводят к неверным выводам относительно мотивации человека. Автор программы: Деминская В.Э Мир как большой стереотип Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/stereotip Автор программы: Деминская В.Э «Эффект ореола» Лундт (1925) • Восприятие на основе доминирующей черты • «Встречают по одежке» • «Первые два года ты работаешь на зачетку, остальные – она на тебя» • «Ревизор» Гоголь Автор программы: Деминская В.Э Пример восприятия Автор программы: Деминская В.Э Факторы, оказывающие влияние на восприятие • • • • • Отношения с руководителем; Отношения с коллективом; Организационная культура; Организационный климат; Личностные характеристики. Автор программы: Деминская В.Э Важные организационные восприятия • • • • Организационная справедливость; «Психологический контракт»; Баланс работы и личной жизни; Возможность альтернативного трудоустройства. Автор программы: Деминская В.Э Организационная справедливость Восприятие степени справедливости в принятии решений и распределении ресурсов в организации. Источник: Greenberg, J. 1987. A taxonomy of organizational justicetheories. Academy of Management Review,12: 9–22. Возможность альтернативного трудоустройства (perceived employability) • Осознание возможности альтернатив на рынке труда; • Позитивное связано с благосостояние сотрудника; • Но отрицательно для организации: сложнее удержать сотрудника и высок риск того, что сотрудник покинет организацию. Баланс работа-личная жизнь (work-life balance) Восприятие совместимости связанных с деятельностью. индивидом ролей и работой и степени требований, внерабочей «Психологический контракт» • Теория социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон); • Представление работника о своих обязанностях по отношению к организации и его ожидания относительно обязательств организации по отношению к нему. Тема 5. Ценности • Личностные ценности – это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни. • Ценность - это особая важность для человека, то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей. Автор программы: Деминская В.Э Ценности по М. Рокичу Ценности - это глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях. Две группы: терминальные ценности (ценности-цели) и инструментальные ценности (ценности-средства). Пример терминальных: успех, мир и гармонию, безопасность и свободу, здравый смысл и спасение души Пример инструментальных: смелость и великодушие, способности и кругозор, помощь и независимость. Автор программы: Деминская В.Э Ценности по А. Адлеру (1990) Ценности работающих людей: • выполнение (упорство) – завершать начатое и усердно работать для преодоления жизненных трудностей; • помощь и забота – заботиться и помогать другим людям; • честность – говорить правду и делать то, что считаешь правильным; • справедливость – быть беспристрастным судьей. Автор программы: Деминская В.Э Ценности по С.С. Фролову • Ценности благосостояния (благополучие, богатство, мастерство, образованность); • Моральные ценности (доброта, справедливость, добродетель) Автор программы: Деминская В.Э Ценности поколений • Рожденные в 1963-1986 годы - Поколение Х; • Рожденные в 1986-2003 годы - Поколение Y; • Рожденные в 2003-2024 годы - Поколение Z. Автор программы: Деминская В.Э Поколение Х Ценности поколения X – трудоголизм, индивидуализм, способность к конкуренции, стремление к профессиональному росту, экономичность, прагматизм. Как управлять Иксами? • Привлекать к принятию решений; • Стабильность; • Умеет усердно трудиться Автор программы: Деминская В.Э Поколение Y Cвободные и раскованные люди, адаптированы к изменениям, общительны и позитивны. Ценности поколения Y сложились под влиянием экономического подъема, их отличает от предшественников высокая компьютерная грамотность, свобода в выборе, широкие интересы, и что очень важно – отсутствие шаблонного подхода к деятельности. Как управлять Игреками? Геймификация; Корпоративная культура; Четкие цели и миссии компании Автор программы: Деминская В.Э Типичный представитель поколения Z Автор программы: Деминская В.Э Поколение Z Поколение Z уже родилось в цифровом мире. Свобода, энтузиазм, «сознательность». Как управлять Зетами? • Чтобы сами «захотели», не воспринимают «надо»; • Хорошая карьерная линия; • Возможность путешествовать; • Личности Автор программы: Деминская В.Э Тема 6. Установки Установка – постоянная тенденция чувствовать или вести себя определенным образом по отношению к предмету или явлению. стабильное эмоциональнооценочное отношение Автор программы: Деминская В.Э Компоненты установок Аффективный (чувства, эмоции) Когнитивный (информационный, стереотипный) Конативный (действенный, поведенческий, требующий приложения волевых усилий) Автор программы: Деминская В.Э Свойства установок • Определяются ценностными ориентациями человека; • Направленность; • Интенсивность; • Устойчивость; • Иногда – амбивалентность («двойственность») – одновременное существование в сознании человека одинаково сильных позитивных и негативных оценок по отношению к одному и тому же объекту. Рабочие (трудовые) установки Под рабочими установками (job attitudes) подразумевается оценочный набор чувств, убеждений, привязанностей относительно своей работы (Hulin, Judge, 2003). Автор программы: Деминская В.Э Рабочие установки (Job Attitudes) Удовлетворенность работой (Job Satisfaction) Вовлеченность в работу (Job Involvment) Приверженность компании (Job Commitment) Автор программы: Деминская В.Э Удовлетворенность работой (Job Satisfaction) • Уровень зарплаты; Содержательные аспекты труда: • Содержание работы, то, насколько она интересна; • Возможность проявить самостоятельность, инициативу; • Перспективы профессионального и служебного роста; Степень комфортности рабочего места: • Отношения с коллегами; • Условия труда (рабочий график, темп работы, реалистичность «дедлайнов»); • Отношения со своим непосредственным руководителем. Автор программы: Деминская В.Э Удовлетворенность работой россиян: «Что из перечисленного для Вас на этой работе…»  …важно и не устраивает?  уровень зарплаты  перспективы профессионального и служебного роста  …важно и устраивает?  отношения с коллегами и руководителями  …не важно?  возможность проявить самостоятельность, инициативу Источник: результаты опросов Центра исследований социальной организации фирмы НИУ ВШЭ Группы работников по удовлетворенности уровнем зарплаты Удовлетворены: – Новый частный сектор экономики – Трудоустроившиеся «по блату» – Рабочая неделя 51 час и более – Не собираются уходить Не удовлетворены: – Постсоветские предприятия – Стаж работы на предприятии 10 лет и более – Рабочая неделя 40 часов и менее – Хотели бы сменить место работы Источник: результаты опросов Центра исследований социальной организации фирмы НИУ ВШЭ Текучесть Удовлетворенность работой Отношения в коллективе, сплоченность Эмоциональное благополучие Надролевое поведение Ролевое поведение Лояльность Автор программы: Деминская В.Э Вопрос для дискуссии Счастливый работник = хороший работник? Вовлеченность в работу (Kahm,1990) Вовлеченность в работу – направленное и организованное участие, когда работники вовлечены в рабочий процесс, то они начинают самовыражаться физические, когнитивно, эмоционально и мысленно (Bakker et al., 2010). Вовлеченность в работу – позитивное аффективно-мотивационное состояние, связанное с эффективностью работы (Schaufeli, 2013) Автор программы: Деминская В.Э Компоненты вовлеченности • «Энергичность» – «Когда я просыпаюсь утром, мне хочется идти на работу» • «Самоотдача» – «Моя работа заставляет меня постоянно развиваться» • «Погруженность» – «Когда я работаю, я забываю обо всем, что вокруг меня» Деминская В. Э. Связь трансформационного лидерства с позитивными установками российских сотрудников ИТкомпаний //Организационная психология. – 2020. – Т. 10. – №. 1. LMX (отношения с руководителем) Характеристики личности Удовлетворенность работой Вовлеченность в работу Эффективность работы Надролевое поведение Креативные и инновационные идеи Atwater, L., & Carmeli, A. (2009). Leader–member exchange, feelings of energy, and involvement in creative work. The Leadership Quarterly, 20(3), 264-275. Повышение экономической эффективности компании Автор программы: Деминская В.Э «Вовлеченность» и «трудоголизм»: синонимы? Нет! Вовлеченность • Внутренний тип мотивации • Получение удовольствия от работы • Положительная связь с социальнопсихологическим благополучием работника • Положительная связь с результатами труда Трудоголизм • Внешний тип мотивации • Негативные эмоции от работы • Отрицательная связь с социальнопсихологическим благополучием • Угроза «выгорания», снижение результативности труда в долгосрочной перспективе Российские работники с высоким уровнем вовлеченности Персональные ресурсы: • наиболее образованные • работающие в соответствии с полученной специальностью • занимающие руководящие должности • высоко оценивающие возможность альтернативного трудоустройства Личностные качества (Big5) – высокий уровень: • «сознательности» • «уступчивости» • экстраверсии Организационные факторы формирования вовлеченности • «значимость» (возможность получения признания) • «безопасность» (стабильность, предсказуемость организационной среды) • «доступность» (ресурсы для успешного выполнения работы) • возможности влияния на рабочем месте • автономия • ролевая определенность Выгорание (burnout) • Физическое, эмоциональное и умственное истощение • Результат длительного пребывания в эмоционально перегруженных ситуациях • Характерно для работ, связанных с интенсивным эмоционально насыщенным общением • Потеря личностной ориентации • Заниженная самооценка • Поведенческие проявления: снижение эффективности труда; безразличие к работе; деперсонифицированное отношение к клиентам Автор программы: Деминская В.Э Как бороться с выгоранием? Как бороться с выгоранием? Отдых; Переключение внимания; Отказ от кофе, переедания и т.д.; Горизонтальная мобильность; Откровенный разговор о проблеме; Другой взгляд на работу; Смена рабочего места; Хороший сон, физическая активность, вкусная и полезная еда; 9. Увольнение 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Организационная приверженность Под организационной приверженностью понимается эмоционально положительное отношение работника к организации, предполагающее готовность разделять ее цели и ценности, а также напряженно трудиться в ее интересах Автор программы: Деминская В.Э Модель приверженности идентификация вовлеченность приверженность лояльность Автор программы: Деминская В.Э Приверженность Руководитель Коллектив Компания (идеи, ценности) Автор программы: Деминская В.Э Модель приверженности (Дж. Мейер, Н. Аллен) Автор программы: Деминская В.Э Аффективная приверженность: эмоциональная привязанность, согласие с целями и ценностями компании Положительные эмоции Значимость Аффективная приверженность Идентификация с организацией Принятие ценностей Continuance commitment: осознание издержек, связанных с уходом из организации Комфортность Низкая мотивация Континуальная приверженность «Золотая клетка» «Некуда идти» Нормативная приверженность: устойчивость желания оставаться в организации из-за взятых на себя обязательств Нежелание разочаровать команду Боязнь осуждения «Избыточная» социализация Нормативная приверженность Влияние приверженности • Поведение организационного гражданина • Снижение текучести • «Теплый» климат в коллективе • Наличие «социального капитала» • Доверие • Повышение бренда организации • Чаще «слабые сотрудники» не хотят покидать организацию • Становятся сложно вносить изменения в организации • Слишком сильное «обожание» может также сказываться на бренде Автор программы: Деминская В.Э Почему сотрудники покидают организацию? Зарплата! Отношения с руководителем; Социально-трудовые условия; Несоответствие квалификации (недо- или пере-) 5. Отношения в коллективе. 1. 2. 3. 4. Автор программы: Деминская В.Э Заключение • Ценности – устойчивые убеждения; • «Внутренние» и «внешние» трудовые ценности; • Установки – стабильное эмоциональнооценочное отношение; • Установки по отношению к работе: удовлетворенность; вовлеченность; • Установки по отношению к организации: приверженность (аффективная, континуальная, нормативная); намерения остаться / уйти.
«Личность в организации: восприятие и ценности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot