Лицензирование в сфере эксплуатации транспортных машин
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лицензирование в сфере эксплуатации транспортных машин
1.Общие сведения
Безопасность колесных транспортных средств зависит не только от
конструктивной безопасности и правил технической и производственной
эксплуатации, во многом она определяется мерами государственного
регулирования.
Отдельные виды деятельности (работ, услуг) юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей в целях предотвращения ущерба правам,
законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде,
объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов
Российской Федерации, обороне и безопасности государства подлежат
государственному регулированию с помощью лицензирования.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности,
осуществление которых может повлечь за собой нанесение вышеуказанного
ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами,
кроме как лицензированием.
Приведем основные понятия, используемые в лицензионной работе:
лицензирование – деятельность лицензирующих органов по
предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия
лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению,
возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий;
лицензия – специальное разрешение на право осуществления
юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного
вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих
лицензируемый вид деятельности) при обязательном соблюдении
лицензионных требований, выданное лицензирующим органом;
лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на
осуществление которого на территории Российской Федерации требуется
получение лицензии;
лицензирующие органы – уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти или их территориальные органы, осуществляющие
лицензирование;
соискатель лицензии – юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о
предоставлении лицензии;
лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,
имеющие лицензию;
лицензионные требования – совокупность требований, которые
установлены положениями о лицензировании конкретных видов
деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства
Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей
лицензирования.
Немного истории. Переход экономики к рыночным отношениям
потребовал принципиально новых форм государственного регулирования
деятельности транспортного комплекса и более развитого законодательного
обеспечения этой сферы. В условиях рыночной экономики соотношение в
использовании
автомобильного
транспорта
общего
пользования,
ведомственного, коммерческого, частных владельцев определяется их
способностью обеспечить клиенту качественное транспортное обслуживание
при минимальных издержках. Однако свобода предпринимательской
деятельности в сфере транспорта без соответствующих рычагов
регулирования может привести к переизбытку предложений в одних видах
перевозок и недостатку предложений, и следовательно монополизму в
других [30].
В 1991 г. Постановлением Совета Министров РСФСР создана
Российская транспортная инспекция (Ространсинспекция) при Министерстве
транспорта РСФСР. Ространсинспекция функционировала как орган
регулирования транспортного рынка путем выдачи лицензий владельцам
транспортных средств на право заниматься транспортной деятельностью
определенного вида. Ее задачами являлись:
- контроль за исполнением перевозчиками транспортного
законодательства, правил перевозок и других нормативных актов;
- снижение транспортных издержек в народном хозяйстве;
- защита интересов потребителей транспортных услуг;
- стимулирование деятельности перевозчиков, направленной на
рациональное использование подвижного состава, повышение качества и
эффективности транспортного, транспортно-экспедиционного и сервисного
обслуживания населения;
- предотвращение монополизма транспортных услуг путем
организации оптимального уровня конкуренции;
- регулирование количества и структуры подвижного состава;
- уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду;
- снижение аварийности на транспорте;
- обеспечение необходимого профессионального уровня работников
транспорта.
В 2004 г. в результате административной реформы, на базе
Ространсинспекции образована Федеральная служба по надзору в сфере
транспорта (Ространснадзор), которой были переданы функции по контролю
и надзору.
В сферу деятельности Ространснадзора, как федерального органа
исполнительной власти, вошли контроль и надзор за соблюдением
законодательства Российской Федерации и международных договоров в
области: гражданской авиации; использования воздушного пространства
Российской Федерации; аэронавигационного обслуживания; авиационнокосмического поиска и спасания; железнодорожного, промышленного,
морского и речного транспорта; автомобильного и городского наземного
электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного
движения); дорожного хозяйства, а также обеспечение транспортной
безопасности.
В соответствии с этим структуру Ространснадзора образуют в том
числе: Государственный авиационный надзор и надзор в сфере транспортной
безопасности, Государственный железнодорожный надзор, Государственный
морской и речной надзор и Государственный автодорожный надзор
(Госавтодорнадзор).
В настоящее время Госавтодорнадзор имеет 24 межрегиональных
управлений, в том числе Байкальское межрегиональное управление
Государственного автодорожного надзора в г. Улан-Удэ с территориальными
отделами автодорожного надзора по Иркутской области в г. Иркутске и по
Забайкальскому краю в г. Чите (ТО Госавтодорнадзора по Забайкальскому
краю Байкальского МУГАДН).
Управление осуществляет контрольные (надзорные) функции в сфере
автомобильного транспорта, городского наземного электрического
транспорта, дорожного хозяйства за соблюдением законодательства
Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, а
также иные функции, возложенные на него законодательством Российской
Федерации.
Управление имеет следующие полномочия в установленной сфере
деятельности [31]:
- осуществляет государственный контроль и надзор за деятельностью
по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном
транспорте, и иную, связанную с транспортным процессом деятельность;
- осуществляет лицензирование деятельности по перевозкам
пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок
более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность
осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд
юридического лица или индивидуального предпринимателя).
2. Нормативные основы лицензирования
Ключевым документом по вопросам лицензирования в Российской
Федерации является Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных
видов деятельности», принятый Государственной Думой 22 апреля 2011 г.
ФЗ РФ регулирует отношения, возникающие между федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов
Российской
Федерации,
юридическими
лицами
и
индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением
лицензирования отдельных видов деятельности [32].
В соответствии с ФЗ РФ задачами лицензирования отдельных видов
деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений
юридическими лицами, должностными лицами, индивидуальными
предпринимателями требований при осуществлении лицензируемых видов
деятельности. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является
необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение
лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида
деятельности.
ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
устанавливает основные принципы осуществления лицензирования:
1) обеспечение единства экономического пространства на территории
Российской Федерации;
2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным
законом;
3) установление федеральными законами единого порядка
лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской
Федерации;
4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в
отношении лицензируемых видов деятельности положениями о
лицензировании конкретных видов деятельности;
5) открытость и доступность информации о лицензировании, за
исключением информации, распространение которой запрещено или
ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов
платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты
государственной пошлины;
7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Для обеспечения целей лицензирования соискатель лицензии должен
удовлетворять определенным требованиям. В перечень лицензионных
требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида
деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих
лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие
требования:
1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий,
сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида
деятельности, технических средств, оборудования и технической
документации, принадлежащих им на праве собственности или ином
законном основании, соответствующих установленным требованиям и
необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих
лицензируемый вид деятельности;
2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников,
заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное
образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или)
имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого
вида деятельности;
3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для
осуществления
лицензируемого
вида
деятельности
системы
производственного контроля;
4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям,
установленным федеральными законами и касающимся организационноправовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия
задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
5) иные требования, установленные федеральными законами.
В соответствии с законом на автомобильном транспорте подлежат
лицензированию деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц
автобусами.
Лицензирование не осуществляется в отношении перевозок,
выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи,
полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции,
федерального органа исполнительной власти в области обеспечения
безопасности, федерального органа исполнительной власти в области
государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск
национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов
Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении
перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных
дорог общего пользования.
Юридическое
лицо
или
индивидуальный
предприниматель,
получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую
предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации.
Лицензия предоставляется бессрочно.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности
устанавливаются перечни выполняемых работ, оказываемых услуг,
составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные
перечни не установлены федеральными законами.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по
установленной форме в лицензирующий орган:
- заявление о предоставлении лицензии;
- полное и (если имеется) сокращенное наименование, в том числе
фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического
лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления
лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный
номер записи о создании юридического лица, данные документа,
подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый
государственный реестр юридических лиц, номер телефона и (если имеется)
адрес электронной почты юридического лица;
- фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, адрес
его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида
деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность,
государственный регистрационный номер записи о государственной
регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа,
подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном
предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных
предпринимателей, номер телефона и (если имеется) адрес электронной
почты индивидуального предпринимателя;
- идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о
постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
- лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ,
оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
реквизиты
документа,
подтверждающего
факт
уплаты
государственной пошлины;
- документы, свидетельствующие о соответствии соискателя лицензии
лицензионным требованиям.
В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема
заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов,
лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности
сведений, содержащихся в указанных заявлении и документах, и принимает
решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
В течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации
лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или
направляется ему почтовым отправлением.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии
лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия
этого решения соискателю лицензии уведомление об отказе в
предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа
или направляет ему уведомление об отказе почтовым отправлением.
Основанием отказа в предоставлении лицензии является:
1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о
предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах
недостоверной или искаженной информации;
2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии
лицензионным требованиям.
В отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся
плановые и неплановые проверки в рамках лицензионного контроля.
Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным
планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном
порядке и утвержденным лицензирующим органом.
Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим
основаниям:
1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного
лицензирующим органом предписания об устранении выявленного
нарушения лицензионных требований;
2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений
граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц,
информации от органов государственной власти, органов местного
самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений
лицензиатом лицензионных требований;
3) истечение срока, на который было приостановлено действие
лицензии;
4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим
органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта
досрочного исполнения предписания лицензирующего органа.
Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в
следующих случаях:
1) привлечение лицензиата к административной ответственности за
неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого
нарушения лицензионных требований;
2) назначение лицензиату административного наказания в виде
административного приостановления деятельности за грубое нарушение
лицензионных требований.
Приостановленное действие лицензии возобновляется по решению
лицензирующего органа после устранения грубого нарушения лицензионных
требований.
В случае повторного грубого нарушения лицензионных требований
лицензиатом и неисполнения им в установленный лицензирующим органом
срок вновь выданного предписания, лицензирующий орган обязан
обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения
заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида
деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих
случаях:
1) представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о
прекращении лицензируемого вида деятельности;
2) прекращение физическим лицом деятельности в качестве
индивидуального предпринимателя;
3) прекращение деятельности юридического лица;
4) наличие решения суда об аннулировании лицензии.
3. Порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров
автобусами
Деятельность по перевозкам пассажиров автобусами регулируется
Федеральным законом от 30.10.2018 № 386-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров
и иных лиц автобусами» [33], «Положением о лицензировании деятельности
по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 27. 02.2019 № 195 [34].
Лицензирование
деятельности
по
перевозкам
пассажиров
осуществляется территориальными органами Федеральной службой по
надзору в сфере транспорта, выполняющими функции лицензирующих
органов. Как было сказано выше, в Забайкальском крае – это
территориальный отдел государственного автодорожного надзора по
Забайкальскому краю Байкальского межрегионального управления
государственного автодорожного надзора.
Положение оперирует следующими понятиями:
- автобус лицензиата – транспортное средство категории M2 или M3,
принадлежащее лицензиату на праве собственности или ином законном
основании (за исключением аренды транспортных средств с экипажем),
сведения о котором внесены в реестр лицензий на осуществление
лицензируемого вида деятельности, и используемое лицензиатом для
осуществления лицензируемого вида деятельности;
- автобус соискателя лицензии – транспортное средство категории M2
или M3, принадлежащее соискателю лицензии на лицензируемую
деятельность на праве собственности или ином законном основании (за
исключением аренды транспортных средств с экипажем).
Лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров
автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или
договора фрахтования транспортного средства и (или) перевозки автобусами
иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
Для получения лицензии на лицензируемую деятельность – перевозку
пассажиров автобусами соискатель лицензии должен удовлетворять ряду
требований и быть обязан:
а) назначить, из числа работников соискателя лицензии, ответственное
лицо за обеспечение безопасности дорожного движения. Работник должен
пройти аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью.
Если соискатель лицензии является индивидуальным предпринимателем и
намерен осуществлять указанную деятельность без привлечения наемных
работников, такую аттестацию должен пройти сам;
б) иметь лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ
по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) или заключить
договор об оказании услуг по проведению таких медицинских осмотров с
юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими
лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским
осмотрам;
в) владеть автобусами соискателя лицензии.
Для получения лицензии на лицензируемую деятельность соискатель
лицензии направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении
лицензии на лицензируемую деятельность с приложением следующих
документов:
а) копия приказа о назначении работника соискателя лицензии
ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения (в
случае, если лицензируемая деятельность будет осуществляться наемным
работником соискателя лицензии);
б) копия договора с медицинской организацией или индивидуальным
предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в
отношении
работ
по
медицинским
осмотрам
(предрейсовым,
послерейсовым);
в) копии свидетельств о регистрации автобусов соискателя лицензии и,
если автобусы соискателя лицензии не являются собственностью соискателя
лицензии, а используются на ином законном основании, копии документов,
подтверждающих указанное основание владения автобусом соискателя
лицензии.
Лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования:
а) использовать для осуществления лицензируемой деятельности
автобусы лицензиата;
б) осуществлять деятельность по обеспечению безопасности дорожного
движения посредством исполнения должностных обязанностей работником,
назначенным приказом лицензиата ответственным лицом за обеспечение
безопасности дорожного движения и прошедшим аттестацию на право
заниматься соответствующей деятельностью, или в случае, если лицензиат
является индивидуальным предпринимателем и прошел указанную
аттестацию, посредством исполнения соответствующих обязанностей
непосредственно индивидуальным предпринимателем;
в) для осуществления коммерческих перевозок использовать автобусы
лицензиата, сведения о которых указаны в договорах обязательного
страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда
жизни, здоровью и имуществу пассажиров, заключенных лицензиатом со
страховщиком;
г) заполнять путевые листы в порядке, установленном Министерством
транспорта Российской Федерации;
д) допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы
лицензиата, прошедшие предрейсовый или предсменный контроль их
технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые
предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами
(контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и
отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой
навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
е) осуществлять техническое обслуживание автобусов в сроки,
предусмотренные документацией заводов-изготовителей этих транспортных
средств;
ж) обеспечивать в случае стоянки автобусов лицензиата по
возвращении их из рейсов и окончании смены водителя на территории
городов и поселений осуществление такой стоянки автобусов лицензиата на
парковках (парковочных местах),
удовлетворяющих
требованиям,
установленным Министерством транспорта РФ;
з) передавать сведения о пассажирах и персонале (экипаже) автобуса
лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных
данных о пассажирах и персонале (экипаже) автобусов лицензиата в случаях
и в порядке, которые предусмотрены ФЗ «О транспортной безопасности»;
и) допускать к управлению автобусами лицензиата водителей,
состоящих в трудовых отношениях с лицензиатом и удовлетворяющих
профессиональным и квалификационным требованиям, установленным
Министерством транспорта РФ, имеющих национальное водительское
удостоверение на право управления автомобилями категории «D» (для
граждан РФ) или международное водительское удостоверение на право
управления автомобилями категории «D» (для граждан государств,
законодательство которых закрепляет использование русского языка в
качестве официального языка);
к) соблюдать установленные Министерством транспорта РФ
особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей;
л) осуществлять предусмотренные правилами обеспечения безопасности
перевозок автомобильным транспортом и городским наземным
электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта
Российской Федерации, инструктаж водителя автобуса лицензиата,
планирование мероприятий по предупреждению ДТП, анализ ДТП с
участием автобусов лицензиата, анализ, учет и хранение обращений граждан
и организаций о нарушении водителями Правил дорожного движения;
м)
проводить
предусмотренные
порядком
прохождения
профессионального отбора и профессионального обучения работниками,
принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением
транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденным
Министерством транспорта РФ, стажировки водителей автобусов
лицензиата;
н)
обеспечивать
проведение
предрейсовых
(послерейсовых)
медицинских осмотров водителей в порядке, утвержденном Министерством
здравоохранения Российской Федерации.
При осуществлении организованных перевозок групп детей автобусами
лицензиата помимо лицензионных требований лицензиат обязан выполнять
ряд требований Правил организованной перевозки группы детей автобусами
[35].
В частности, для осуществления организованной перевозки группы
детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет
(требование действует с 1.07.2021), который соответствует по назначению и
конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в
установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в
установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой
навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и оборудован ремнями
безопасности (требование действует с 1.06.2021).
При организованной перевозке группы детей при движении автобуса
на его крыше или над ней должен быть включен маячок желтого или
оранжевого цвета.
Для осуществления организованной перевозки группы детей
необходимо наличие у водителя следующих документов:
- копия договора фрахтования;
- копия решения о назначении сопровождения автобусов автомобилем
(автомобилями) подразделения Госавтоинспекции или копия уведомления об
организованной перевозке группы детей;
- список набора пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной
воды) в случае нахождения детей в пути следования согласно графику
движения более 3 часов;
- список всех пассажиров, включающий детей, назначенных
сопровождающих, медицинского работника, работников, участвующих в
организованной перевозке группы детей;
- документ, содержащий сведения о водителе (водителях);
- документ, содержащий порядок посадки пассажиров, в том числе
детей, в автобус (в части проездных документов);
- маршрут перевозки с указанием пункта отправления, промежуточных
пунктов посадки (высадки), пункта прибытия, мест остановок.
При организованной перевозке группы детей водитель автобуса
лицензиата должен знать следующие особенности перевозки:
- в ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускается организованная
перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них,
с целью завершения организованной перевозки группы детей. При этом
после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.
- при организованной перевозке группы детей в междугородном
сообщении организованной транспортной колонной в течение более 12 часов
согласно графику движения руководитель или должностное лицо,
ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения
обеспечивает сопровождение такой группы детей медицинским работником.
- в случае если для осуществления организованной перевозки группы
детей используется 2 и более автобуса, руководитель или должностное лицо,
ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения,
организации, назначает старшего ответственного за организованную
перевозку группы детей и координацию действий водителей и ответственных
по автобусам, осуществляющим такую перевозку.
Лицензирующий орган ведет реестр лицензий на лицензируемую
деятельность и включает в него следующие сведения об автобусах
лицензиата, а также о дополнительных автобусах лицензиата, приобретенных
для осуществления лицензируемой деятельности после получения лицензии
на лицензируемую деятельность: государственный регистрационный номер;
идентификационный номер (код) транспортного средства (VIN); марка,
модель; год выпуска, право владения и др. сведения.
Осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием
транспортных средств, сведения о которых не включены в реестр лицензий,
запрещается [33].
Лицензирующий орган также исключает сведения об автобусах
лицензиата из реестра лицензий на лицензируемую деятельность. При этом
информация об автобусах лицензиата, сведения о которых исключены из
реестра лицензий на лицензируемую деятельность, с указанием оснований
для принятия соответствующего решения размещается на официальном сайте
лицензирующего органа в сети «Интернет».
Лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований
осуществляется лицензирующим органом посредством плановых проверок
лицензиатов, внеплановых проверок лицензиатов и плановых (рейдовых)
осмотров автобусов лицензиата.
Плановые проверки лицензиатов осуществляются с применением риск-
ориентированного подхода, предусматривающего установление в отношении
лицензиата периодичности проведения плановых проверок.
Первая плановая проверка лицензиата проводится не ранее чем через
один год и не позднее чем через 2 года со дня принятия решения о
предоставлении лицензии на лицензируемую деятельность.
Проведение плановых проверок лицензиатов в зависимости от
присвоенной
категории
риска
осуществляется
со
следующей
периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в год;
для категории значительного риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;
для категории низкого риска плановые проверки не проводятся.
При отсутствии решения об отнесении деятельности лицензиата к
определенной категории риска деятельность лицензиата считается
отнесенной к категории низкого риска.
Решение об отнесении деятельности лицензиата к категориям риска
принимается на основании распорядительного акта руководителя
(заместителя руководителя) лицензирующего органа.
Отнесение деятельности лицензиата к определенной категории риска
производится на основании критериев отнесения деятельности лицензиатов к
категориям риска.
Тяжесть потенциальных негативных последствий и вероятность
несоблюдения лицензиатами лицензионных требований подлежит отнесению
к следующим категориям риска:
- высокий риск – показатель риска составляет свыше 20 баллов;
- значительный риск – показатель риска составляет от 12 до 20 баллов;
- средний риск – показатель риска составляет от 3 до 12 баллов;
- низкий риск – показатель риска составляет менее 3 баллов.
Показатель риска в баллах определяется по формуле:
R = 5N1 / A + 5N2 + 20N3,
(1)
где N1 - количество вступивших в законную силу в течение одного
календарного года постановлений о назначении административного
наказания;
A - среднее количество автобусов, находившихся во владении
лицензиата в течение одного календарного года (определяется путем деления
суммарного количества автомобиле-дней пребывания автобусов во владении
лицензиата в течение одного календарного года на количество дней в
календарном году);
N2 - количество вступивших в законную силу в течение одного
календарного года постановлений о назначении административного
наказания лицензиату (его должностным лицам и работникам при
осуществлении ими должностных обязанностей) за совершение
административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(Нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации
транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести
вреда здоровью потерпевшего);
N3 - количество вступивших в законную силу в течение одного
календарного года обвинительных приговоров суда о привлечении к
уголовной ответственности должностных лиц или работников лицензиата за
совершение во время осуществления ими должностных обязанностей
уголовного преступления, предусмотренного статьей 264 Уголовного
кодекса Российской Федерации (Нарушение правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств).
Реквизиты распорядительного акта об отнесении деятельности
лицензиата к категориям риска с указанием категории риска, а также
сведений, на основании которых было принято такое решение, включаются в
реестр лицензий на лицензируемую деятельность.
На официальном сайте лицензирующего органа в сети «Интернет»
размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация о
лицензиатах, деятельность которых отнесена к категориям высокого и
значительного рисков.
При проведении плановой выездной проверки лицензиата
уполномоченное на проведение такой проверки должностное лицо
лицензирующего органа обязано использовать проверочные листы (списки
контрольных вопросов). Предмет плановой проверки лицензиата
ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы
(списки контрольных вопросов). Проверочные листы (списки контрольных
вопросов), используемые при проведении плановой выездной проверки
лицензиата, содержат вопросы, относящиеся к выполнению лицензионных
требований.
Список использованных источников
30.
Информационный
транспортный
портал
[офиц.
сайт].
Лицензирование
автомобильного
транспорта.
URL:
http://www.transportall.ru/(дата обращения: 17.05.2020).
31. КонсультантПлюс [офиц. сайт]. Положение о Байкальском
межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (утв. приказом
Ространснадзора
от
27
июня
2017
г.
№ ВБ-543фс).
URL:
http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.05.2020).
32. КонсультантПлюс [офиц. сайт]. Федеральный закон от 4.05.2011
N99-ФЗ (ред. от 18.02.2020) «О лицензировании отдельных видов
деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2020). URL:
http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.05.2020).
33. КонсультантПлюс [офиц. сайт]. Федеральный закон от 30.10.2018 N
386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части совершенствования лицензирования
деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». URL:
http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.05.2020).
34. КонсультантПлюс [офиц. сайт]. Постановление Правительства РФ
от 27.02.2019 N 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам
пассажиров и иных лиц автобусами» (вместе с «Положением о
лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц
автобусами»). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.05.2020).
35. КонсультантПлюс [офиц. сайт]. Постановление Правительства РФ
от 17.12.2013 N 1177 (ред. от 28.04.2020) «Об утверждении Правил
организованной
перевозки
группы
детей
автобусами».
URL:
http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.05.2020).