Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Летописи как исторический источник. Актовые источники

  • 👀 1948 просмотров
  • 📌 1895 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Летописи как исторический источник. Актовые источники
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Летописи как исторический источник. Актовые источники» doc
Тема: Летописи как исторический источник. Актовые источники Содержание лекции: 1. Летописи как исторический источник. Летописи – это основной источник по истории России до ХVII в. Большой вклад в изучение русских летописей внес ученый конца XIX— начала XX в. Алексей Александрович Шахматов (1864—1920). Закончив Московский университет, он был филологом по образованию. В 1893 г. А. А. Шахматов защищал магистерскую диссертацию, посвященную фонетике русского языка. Причем за нее ему было сразу присвоено звание доктора наук. А в 1899 г. Шахматов стал академиком. А.А. Шахматов сыграл огромную роль в изучении русского летописания. В 1908 г. ученый опубликовал «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» — капитальный труд, посвященный истории летописания XI в. Из большого количества других его работ следует отметить вышедший в 1916 г. первый том «Повести временных лет» и печатавшуюся частями в 1900— 1901 гг. работу «Общерусские летописные своды XIV— XV веков» . Шахматов отказался рассматривать летописные своды как «механическую сшивку разнородного материала». Он подошел к летописям как к литературным произведениям, а к летописцам — как к авторам, сознательно подбиравшим материал под влиянием определенных интересов и идей. Он считал, что своды возникали не путем постепенного накапливания погодных записей, а создавались, как правило, единовременно под влиянием определенных политических и религиозных идей и вытекавших из них конкретных задач. Шахматову принадлежит и гипотеза о трех редакциях «Повести временных лет». Первую из этих редакций он приписывал монаху Киево-Печерского монастыря Нестору (создана при князе Святополке, доведена до 1113 г.), вторую — игумену Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве Сильвестру (создана при Владимире Мономахе, доведена до 1116 г.). Причиной, вызвавшей переделку Сильвестром Несторовой «Повести», Шахматов считал смену власти в Киеве, стремление их изложить с точки зрения Владимира Мономаха. Автор третьей редакции, по мнению Шахматова, - неизвестный автор. Помимо этого, А.А. Шахматов выдвинул гипотезу о существовании летописных сводов и до Повести временных лет. Как филолог, он смог в дошедших до нас летописных сводах обнаружить более ранние записи. По его мнению, до «ПВЛ» существовало, как минимум три киевских и один новгородский летописный свод. Древнейший летописный свод, по мнению исследователя, был составлен около 1039 г. по инициативе первой на Руси митрополичьей кафедры. Таким образом, основной заслугой Шахматова стало то, он открыл в составе дошедших до нас позднейших памятников целый ряд ранее неизвестных памятников древнерусской исторической литературы. Летописи – это исторические сочинения, в которых события располагаются по годам. Название этого вида исторических источников отражает их самую яркую внешнюю черту — запись событий по годам их совершения. Структурной единицей летописи является погодная статья, начинающаяся с оборота «В лето...». Помимо этого, летописи – это летописные своды, т.е. историко-литературные произведения, созданные на основании предшествующих текстов, разных произведений. Являясь сводами предшествующих текстов, они могут включать записи событий за год (так называемые погодные записи), документы (международные договоры, частные и публичные акты), самостоятельные литературные произведения (различные «повести», «слова», жития, сказания) или их фрагменты, записи фольклорного материала. Все летописи можно разделить на гипотетические летописные своды – это те, которые дошли до нас в составе более поздних, например, ПВЛ (дошла в составе Лаврентьевской и Ипатьевской летописей), и реально дошедшие до нас летописные своды (Лаврентьевская летопись). Еще в XIX в. было установлено, что практически все сохранившиеся летописные тексты являются компиляциями, сводами предшествующих летописей. При этом важно определить протограф, т.е. предполагаемый исходный текст летописи. Летописные соды дошли до нас благодаря тому, что несколько раз переписывались (списки). Список – это переписанный текст предшественника. Список, как правило, не был точной копией оригинала. Особенности процесса копирования текста (прочтение отрывка оригинала для его запоминания, внутренний диктант при воспроизведении фрагмента на письме) порождали перестановки слов, замены некоторых слов синонимами, а малопонятных слов более понятными и т.д. Если текст предшественника подвергался осознанной переработке, которая существенно изменяла описания событий, оценку поведения людей и т.д., то в этом случае принято говорить о редакции (или изводе) летописи. О времени появления летописей на Руси нет единого мнения. Первые летописи, дошедшие до нас относятся только к ХIV в. На сегодняшний день существуют две основные гипотезы о времени возникновения летописей на Руси: 1. ХI век, время правления Ярослава Мудрого – гипотеза Шахматова. 2. Х век, после крещения Руси – большинство современных исследователей. Этапы развития русского летописания. Летописание велось на Руси с Х/XI по XVII в. В истории русского летописания принято выделять три крупных этапа: летописание Древнерусского государства; летописание удельного периода (феодальной раздробленности); летописание единого Российского государства. 1. Летописание Древнерусского государства (X - начало XII в.) Ни одна летопись этого периода до нас не дошла. В период существования Древнерусского государства летописание велось только в самых крупных городах - в Киеве и Новгороде. С точки зрения А.А. Шахматова, самой древней летописью является Древнейший летописный свод, созданный в Киеве около 1039 г. при только что созданной митрополичьей кафедре. Далее был создан Новгородский летописный свода 1050 г. В 70-е гг. XI в., по мнению Шахматова, был составлен свод Никона. Автором его исследователь считал монаха Киево-Печерского монастыря Никона. И в 1093 — 1096 гг. в Киево-Печерском монастыре был составлен Начальный летописный свод. Он предшествовал Повести временных лет – летописи начала ХII в., которая завершает период летописания Древнерусского государства. 2. Летописание периода феодальной раздробленности (30-е гг. XII — конец XV вв.) На данном этапе отличительной чертой летописания было расширение его географии. Кроме Киева и Новгорода, новые летописные центры возникли в Чернигове, Переяславле Южном и Переяславле Суздальском, Владимире и Галиче Южном, Владимире на Северо-востоке, Твери, Москве, Смоленске, Пскове и т.д. Здесь создавались разнообразные по формам и содержанию сочинения. Киевское летописание в этот период утратило свой общерусский характер и превратилось в семейную летопись киевских князей. В Новгороде летописание велось в различных центрах: при посадниках, епископской кафедре, монастырях. Летописание Новгородской республики сохранилось в большом числе летописей: Новгородской первой, второй, третьей, четвертой, пятой летописях, Софийской летописи. Самой ранней дошедшей до нас летописью, созданной в Новгороде, является Новгородская первая летопись старшего извода. Сегодня она представлена единственным списком — Синодальным. Одну из ее частей исследователи относят к XIII в. Другая часть Синодального списка датируется второй четвертью XIV в. Широко представлено Владимиро-Суздальское летописание. Это, например, Радзивиловская летопись конца ХV в., Летописец Переяславля Суздальского (ХV в.), и конечно же, Лаврентьевская летопись, написанная монахом Лаврентием для суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича (XIV в.) и Ипатьевская летопись, хранившаяся в Ипатьевском монастыре (Шахматов ее датировал XV в., другие исследователи ее датируют XIV в.) и др. Московское летописание XV в. представлено Троицкой летописью начала XV в. Эта летопись, к сожалению, сгорела в 1812 г. Однако ко времени утраты она уже была введена в научный оборот. Ее изучал Н.М. Карамзин, сделавший многочисленные и обширные выписки из ее текста и позднее опубликовавший их в примечаниях к «Истории государства Российского». Ученик А.А. Шахматова М.Д. Приселков, в 1940-е гг., реконструировал текст сгоревшей Троицкой летописи. 3. Летописание Русского централизованного государства (XVI-ХVII вв.) В период существования единого Русского централизованного государства летописание претерпело определенные изменения. Они были обусловлены установлением в России самодержавия. В поддержку новой политической системы рождалась новая официальная идеология. Наряду с летописями в XVI в. появились хронографы. В них история России рассматривалась на фоне всемирной истории. как заключительный этап истории крупнейших мировых монархий. В течение XVI —XVII вв. в России было создано несколько редакций Русского хронографа. Хронограф отличался от летописи структурой и содержанием. В начале хронографа помещалось оглавление Текст хронографа структурировался по главам, внутри которых помещался текст о событиях всеобщей истории, затем — о русских событиях. При московской митрополичьей кафедре в 20-х гг. XVI в. был составлен крупнейший памятник русского летописания — Никоновская летопись. Свое название летопись получила от имени патриарха Никона — владельца одного из ее списков. Инициатором и редактором-составителем летописного сочинения был митрополит Даниил (1522 — 1539 гг.) Составитель Никоновской летописи последовательно проводил идеи защиты имущественных интересов церкви, союза светской и духовной власти, поддержки внутренней и внешней политики великого князя Василия III. К числу значительных московских официальных летописных произведений первой пол. XVI в. относится Воскресенская летопись, названная так по списку, который был пожалован патриархом Никоном Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю. Летописец начала царства — это самоназвание летописи, в которой рассказывается событиях с 1533 г. по 1552 г. – т.е. начало правления Ивана IV. Лицевой летописный свод — самое крупное летописное сочинение средневековой Руси XVI в. Свое название произведение получило из-за миниатюр, которых в 10-ти томах насчитывается более 16 тысяч. Центральным памятником позднего летописания является так зазываемый Новый летописец. Он возник в 30-е гг. XVII в. в официальных кругах, близких к патриарху Филарету, и обосновывал права Романовых на российский престол. В последней четверти XVII в. фиксация событий в виде погодных записей продолжалась, но к этому времени само летописание утратило свое государственное значение. 2. Актовые источники по истории России. Термин «акт» происходит от латинского оборота «actum est”, что в переводе означает «сделано, совершено». Другими словами, акт в источниковедении - это договор. Правда, в 18-19 вв. актами называли все документальные источники (законодательные, делопроизводственные и пр.), которые по своим признакам отличались от повествовательных (летописей, хроник) Главное назначение акта заключается в закреплении в письменном виде условий соглашения между двумя сторонами. Одной или обеими договаривавшимися сторонами могли выступать или верховная власть, или светские корпорации, или духовные корпорации, или частные лица. Содержание актов отражает многообразие договорных отношений в обществе в разные периоды Акты – документы юридического характера, фиксирующие договорные отношения между двумя и более субъектами. Акты делят на публично-правовые и частные акты. Публично-правовые – когда одной из сторон (или обе), заключивший договор является верховная власть. Частные акты – договор, заключенный между частными лицами. Актовые источники, особенно частноправовые акты, обычно содержат чрезвычайно ценную информацию, которая не может быть почерпнута ни из какого другого источника. Это сведения о реальном правовом статусе отдельных категорий населения, реализуемом в имущественных и обязательственных отношениях. Изучение актового материала в России имеет длительную историю. Еще до того времени, когда источниковедение в конце 19 в. оформилось в самостоятельную науку, сложилась вспомогательная историческая дисциплина – дипломатика. методика исследования актов проходит 4 этапа: 1. анализируется внешняя форма актов путем исследования почерка, печатей. Цель: установить подлинность, время создания, т.к. практика проставлять даты в частных актах стала обязательной только с конца XV в. 2. анализ внутренних форм акта (формуляра акта) – формулярный анализ. При этом учитывается, что общая схема построения документа, его компоненты в разные периоды составлялись по определенным правилам. В ходе формулярного анализа онкретный договор сравнивается с условным формуляром – общей схемой построения документа, характерная для того или иного периода. Это помогает определить время составления акта. 3. проводится синтез информации, полученной в результате 1 и 2 этапов, позволяющий окончательно решить вопрос о подлинности акта 4. анализируется содержание акта, т.е. точность и достоверность отражения в нем исторических фактов. Актовые источники по истории России до XVII в. Сегодня акты X —XVII вв. представляют собой значительный корпус текстов на бересте (берестяные грамоты), пергамене и бумаге. Публично-правовые акты: Международные договоры. Древнейшие русские публично-правовые акты возникли в сфере внешней политики. Это договоры Руси с Византией 911, 944 и 971 гг. В период феодальной раздробленности самостоятельные государственные образования поддерживали договорные отношения с Западом. Активно проявлял себя во внешнеполитической области Великий Новгород. Договорные грамоты Великого Новгорода с великими князьями. Особое политическое устройство Новгородской республики предусматривало письменное оформление условий, на которых новгородцы приглашали князей на службу. Приглашенные князья были из Твери, Литвы, Москвы. Содержание заключенных с ними договоров касалось условий, на которых князь участвовал в управлении Новгородской землей, и его прав. Самая ранняя из дошедших договорных грамот Новгорода с приглашенным князем датируется серединой 60-х годов XIII в. Это грамота с тверским великим князем Ярославом Ярославичем. Докончальными грамотами (от древнерусского слова «докончание» — договор) назывались договоры между великими князьями, великими и удельными князьями. Самая ранняя из известных сегодня междукняжеских договорных грамот возникла в XIV в. Это докончание между великим князем Семеном Ивановичем Гордым и его удельными братьями — князьями Иваном и Андреем Ивановичами. В докончаниях оформлялись вассально-сюзеренные отношения князей, поскольку в них фиксировалось старшинство одного князя («брат старейший») и подчиненность другого («брат молодший»). Жалованные грамоты появились на Руси в XII в. Древнейшей жалованной грамотой, сохранившейся в оригинале, является пергаменная грамота великого киевского князя Мстислава Владимировича и его сына новгородского князя Всеволода. В жалованных грамотах фиксировались какие-нибудь привилегии. Княжеские духовные грамоты. В них фиксировался текст завещания. Древнейшие уставные грамоты реконструируются на основе церковных уставов. Как уставные грамоты, так и церковные уставы касались взаимоотношений светской и церковной властей и отражали земельные, финансовые и иные интересы государства и церкви. Первая уставная грамота князя Владимира Святославича предоставляла в 995 г. или 996 г. десятину только церкви Богородицы. Частные акты: Частые акты обязаны своим происхождением развитию сферы социальноэкономических отношений. По мере ее развития росло разнообразие как объектов сделок частных лиц (земля, движимое и недвижимое имущество, деньги, люди, капиталы и т.д.), так и условий, на которых достигалась договоренность контрагентов. Сохранившийся корпус частных актов отражает это разнообразие. Большинство частных актов, возникших до конца XV в., связано с перераспределением земельного фонда. Переход земли от одного лица к другому, а также закрепление права собственности нового владельца фиксировали данные (передача в дар), купчие (купля-продажа) и меновные грамоты (обмен). Акты этих групп фиксировали разные формы перехода земли от одного владельца к другому и условия, на которых сделки совершались. Закладные грамоты появились в начале XV в., и оформляли получение денежной суммы в долг под заклад (залог) земли. Деловые грамоты фиксировали раздел вотчины светского феодала между его наследниками. Эти акты были тесно связаны с духовными грамотами. Развитие товарно-денежных отношений и связанный с ним процесс формирования категорий несвободных людей отражен во многих разновидностях частных актов, среди которых полные грамоты, служилые кабалы, порядные, ссудные грамоты и др. Полные грамоты регистрировали один из вариантов купли-продажи, и ее объектом являлись люди. Первые сведения о полных грамотах относятся к XV в. С начала XVI в. и до конца XVII в. похолопление оформлялось новой разновидностью актов — служилыми кабалами. Кабала — слово, которое обозначало письменное долговое обязательство, долговую расписку. Служилые кабалы фиксировали заем денег с обязательством должника отслужить «во дворе» заимодавца. Поступавший в кабалу заемщик имел право после погашения долга выйти из кабалы, однако такая возможность реализовывалась редко. С конца XV в. получают распространение акты крестьянского поряда, т.е. акты, оформлявшие поступление в крестьяне к частному феодалу. Это оброчные, порядные, ссудные грамоты. Оброчные грамоты оформляли отношения между феодалом и крестьянином, который получил от этого феодала землю для обработки. Акты появились с конца XV в. описывалась земля, размер ренты частному феодалу, которую должен был уплатить крестьянин с этой земли. Ссудные грамоты появились с 20-х гг. XVII в. Ими оформлялась выдача денежной ссуды вступавшему в крестьяне. Частноправовые акты XVIII – XIХ вв. Актовые источники в этот период очень разнообразны. Это связано с расширением сферы регулирования имущественных отношений. В российском законодательстве XVIII в. появилось понятие собственность. Оно было закреплено в своде законов Российской империи. В гражданском законодательстве существовали следующие виды договоров: дарение, мена, купля-продажа, запродажа, найм имущества, подряд и поставка, заем и ссуда имущества, поклажа, товарищество, страхование, личный найм, доверенность. Каждый из этих договоров оформлялся соответствующей разновидностью акта. Договоры дарения, мены и купли-продажи. Их предметом в основном было недвижимое имущество. В XIX в. появился договор запродажи, по которому продавец обязывался заключить впоследствии договор купли-продажи на недвижимость. договоры имущественного найма - о сдаче недвижимости внаем Договоры личного найма сопровождался некоторыми ограничениями: несовершеннолетние дети и жена должны были получить разрешение отца и мужа, крестьяне - помещика или управляющего. Ряд категорий населения мог заключать договоры на срок не более пяти лет. Предметом договоров подряда и поставки могли быть постройка, ремонт и слом зданий, поставка материалов, сырья и изделий, перевозка. Предметом договора поклажи – принятие на хранение могло быть любое движимое имущество (в том числе деньги и ценные бумаги). В XIX в. начал регламентироваться договор страхования. Письменным актом договора страхования являлся полис. Крестьянская реформа 1861 г. породила значительный комплекс исторических источников, среди которых, в первую очередь, следует назвать уставные грамоты и выкупные акты. Вопросы: 1. Дайте определение летописи. 2. В чем заключается вклад А.А. Шахматова в развитие русского летописания. 3. Перечислите наиболее известные дошедшие до нас летописи по истории России. 4. Что такое гипотетический летописный свод. 5. Дайте определение актовому источнику. 6. Что такое формулярный анализ. 7. Перечислите разновидности актовых источников до XVII в.
«Летописи как исторический источник. Актовые источники» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 206 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot