Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция: структура
и разновидности
Понятие лекции
Лекция – это один из самых распространенных способов донесения
информации до целевого слушателя. Особенно популярен этот метод изложения
материала у преподавателей высших учебных заведений и учителей старших
классов общеобразовательных школ.
Устный доклад с давних времен используется для одновременного обучения
большого количества человек.
Понятие лекции
Лекцией называется устное изложение
информации, выстроенное по строго
определенной
логической
структуре,
подчиненной задаче максимально глубоко
и понятно раскрыть заданную тематику.
Основное предназначение лекции:
помощь в освоении фундаментальных
аспектов;
упрощение процесса понимания научнопопулярных проблем;
распространение сведений о новых
достижениях современной науки.
Структура лекций
В институтах и университетах обычно применяется определенная структура
лекции (согласно госту):
ВСТУПЛЕНИЕ
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ
ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ
Структура лекций
Вступительная часть необходима для установления
связи с материалом, изученным ранее. Преподаватель
озвучивает тему лекции, ее цель и задачи, приводит
краткий план, основные требования к учащимся.
Главная роль вступительной части – заинтересовать
аудиторию, подчеркнуть актуальность темы.
Основная часть – самый важный и информативный
этап, в контексте которого преподаватель с
различных сторон излагает основные моменты темы,
давая определение главным понятиям, предлагая
оценочные суждения.
На этапе подытоживания происходит обобщение
представленной информации, логическое завершение
лекции.
Образец плана лекции
Любое лекционное занятие должно проводиться по заранее подготовленному сценарию.
Образец плана лекции имеет следующий вид:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Название дисциплины:
Тема занятия:
Цель лекции:
Основные задачи:
обучающая:
развивающая:
воспитывающая:
По результатам занятия студент должен:
иметь понятие о:
уметь делать:
владеть знаниями о:
Норма времени: два академических часа.
Тип занятия: лекция.
Оборудование:
Используемая литература:
Виды лекций
Перед лектором высшей школы могут стоять различные задачи: от простого
консультирования до передачи редкой узкоспециальной информации учащимся. В
зависимости от назначения и характера проведения занятия выделяют основные
виды лекций в вузе.
Лекции различаются по своему построению,
приемам изложения материала, характеру обобщений
и выводов.
Вводная лекция
Этот вид необходим для того, чтобы
дать учащимся представление о
конкретном
учебном
предмете,
познакомить
с
его
основными
задачами. Вводные лекции обычно
рассказывают об особенностях курса,
его роли среди остальных дисциплин.
Студенты получают ориентировочный
план лекций на учебный семестр или
год, узнают об основных этапах
развития предмета и выдающихся
личностях, сделавших весомый вклад в
научное направление.
Информационная лекция
Информационные лекции – это традиционный способ изложения материала. Они
проводятся в том случае, когда учащихся необходимо ввести в курс по конкретному вопросу
или предмету. Лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только
прослушать и осмыслить, но и запомнить. Для лучшего усвоения материала
информационные лекции предполагают конспектирование – запись основных моментов
доклада.
Ведение конспекта помогает студентам лучше усвоить важнейшую информацию курса и
при необходимости повторить материал перед сдачей экзамена или зачета.
Лекция-конференция
Отличается от других теоретических занятий
наличием заранее поставленной проблемы и
подготовленных докладов на заданную
тематику. Конференция включает несколько
выступлений, выстроенных в строгой
логической последовательности: введение,
основная часть, выводы. Такое занятие
позволяет всесторонне осветить проблему,
выделить главные моменты и особенности.
Роль лектора сводится к подведению итогов,
помощи в формулировании выводов на
основе
прослушанной
информации,
дополнению и уточнению излагаемых
данных.
Лекция-консультация
Этот тип лекций применяется для
обсуждения проблемных тем. Бывает, что
занятие основывается исключительно на
ответах преподавателя: студенты задают
вопросы,
касающиеся
конкретного
раздела предмета или целого курса.
Возможен и другой вариант, когда
занятие строится на базе всестороннего
обсуждения определенного вопроса. В
таком случае сочетаются три основных
элемента лекции: изложение нового
материала,
постановка
проблемных
вопросов, совместный поиск ответов.
Другие виды
Обзорные лекции предназначены для систематизации
полученных знаний.
Визуализационные лекции предусматривают использование
специальных виртуальных средств подачи материала. В
рамках
такого
занятия
проводится
демонстрация
видеороликов, фотографий, презентаций, комментирование
и
обсуждение
просмотренного
материала.
Визуализационные интерактивные лекции позволяют
представить материал максимально наглядно, что
способствует лучшему пониманию и усвоению информации.
Бинарные лекции – один из наиболее интересных и
нетрадиционных типов занятий. Изложение материала
происходит в виде диалога между двумя преподавателями
(например, теоретиком и практиком), каждый из которых
отстаивает свою точку зрения касательно рассматриваемой
проблемы.
Спасибо за внимание!