Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Лекция как основная форма учебных занятий в вузе: понятие и классификация

  • 👀 506 просмотров
  • 📌 463 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Лекция как основная форма учебных занятий в вузе: понятие и классификация
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Лекция как основная форма учебных занятий в вузе: понятие и классификация» docx
Курсовая работа с дисциплины: «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» на тему: «Лекция как основная форма учебных занятий в вузе: понятие и классификация» План Вступление Раздел 1. Общеобразовательное понимания и значения лекций, как формы проведения аудиторных занятий в высших учебных заведениях 1.1. Понятие, функции и принципы проведения лекций 1.2. Проблемы классификации лекций Раздел 2. Процесс и методика подготовки лекций и лекционных занятий 2.1. Общие вопросы подготовки лекций 2.2. Составление плана лекций 2.3. Работа с научной литературой 2.4. Методика проведения лекций Выводы Список использованных источников Приложения Вступление Актуальность исследования тематики лекционных занятий и их сущности связана в первую очередь с разнообразием форм и методов организации учебного процесса, применения инновационных образовательных технологий в высшей школе, поиски альтернативных путей передачи знаний, которые не смогли повлиять на фундаментальность лекционно-семинарской формы организации занятий, в абсолютном большинстве вузов. Объектом исследования являются комплексные знания в сфере педагогического мастерства и методологии преподавания в высшей школе. Предмет исследования курсовой работы являет собой труды известных отечественных и иностранных ученых, а так же прикладную практику высших учебных заведений. В зависимости от тематики курсового исследования, был сформирован ряд целей: • Определение понятия и сущности лекции; • Формирование и систематизация традиционных и нетрадиционных лекций; • Изучение методики проведения и подготовки лекций; • Изучение форм взаимоотношений студентов и лекторов в процессе проведения лекций; • Систематизация знаний лекционной формы проведения аудиторных занятий. План работы включил в себя вступление, два раздела («Общеобразовательное понимания и значения лекций, как формы проведения аудиторных занятий в высших учебных заведениях» и «Процесс и методика подготовки лекций и лекционных занятий»). Раздел 1 имеет в своем составе два подвопроса, а раздел 2 – соответственно четыре подвопроса. Следующей частью являеться выводы, список использованных источников и приложения. Раздел 1. Общеобразовательное понимания и значения лекций, как формы проведения аудиторных занятий в высших учебных заведениях 1.1. Понятие, функции и принципы проведения лекций Термин «лекция» ведет происхождение от латинского «​​lectio1», что в переводе означает чтение, а производное «lector» – чтец. Такое значение обусловлено тем, что сначала в Древней Греции, Древнем Риме, а затем и в университетах средневековой Европы основной формой работы преподавателя было комментируемое чтения текстов книг. На современном этапе лекция выступает и как организационная форма обучения – «специфический способ взаимодействия преподавателя и слушателей (курсантов, студентов), в рамках которого реализуется разнообразное содержание и различные методы обучения», и как метод обучения – «монологическое изложение учебного материала в систематической и последовательной форме, сконцентрирован в основном вокруг фундаментальных проблем науки». Вместе с тем, в методической литературе высказываются неоднозначные мнения по поводу лекции как формы занятия. Сторонники традиционной дидактики2 видят ее преимущества в том, что лекция помогает: • В достаточно экономной форме сконцентрировать информацию, предусмотренную содержанием образования; • Гораздо быстрее печатных изданий отреагировать на изменения в законодательной, нормотворческой базе; • В определенной степени компенсировать недостаток новейших учебников и пособий; • Классифицировать и прокомментировать тенденции при значительном количестве различных, иногда противоположных, точек зрения на определенную проблему; • Сосредоточиться на наиболее сложных вопросах, в которых трудно разобраться самостоятельно; • Формировать у учащихся, умение слушать и понимать увиденное и услышанное, осуществлять такие важные мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение и т.д.; • Осуществлять непосредственный контакт, эмоциональный и воспитательное воздействие преподавателя на слушателей ( курсантов, студентов ), чего не может дать ни один учебник; • Воплощать принцип связи теории с практикой, освещать результаты научной деятельности как собственные, так и коллег; • Наиболее эффективно очерчивать направления дальнейшей самостоятельной работы. Оппоненты этой теории вместо выставляют противоположные доводы3: • Лекция не соответствует новейшим тенденциям подготовки специалиста, ведь на практике ожидают специалистов, имеющих не только определенные знания, но и в большей степени - умение и навыки работы; • Лекция провоцирует репродуктивное обучение, в результате чего тормозится творческое самостоятельное мышление, а семинарское занятие затем превращается в ее перевод; • На современном этапе преподаватель не является единственным источником знаний, а потому гораздо эффективнее самостоятельная работа слушателя ( курсанта, студента ) с учебниками, Интернет и т.п.; • Лекция заставляет обучаемого, оставаться на позиции объекта педагогического процесса; • Одновременное общение с достаточно большой аудиторией не позволяет осуществлять дифференцированный подход, а тем самым делать лекцию интересной и полезной как для отличника, так и для того, кто не отличается особыми способностями; • Лекция регламентирована во времени, а потому далеко не всегда можно осветить все вопросы должным образом; • Время лекции превращаются в диктант, при котором не все успевают осмыслить сказанное преподавателем; • При отсутствии технических средств обучения на лекции задействуются только слуховые анализаторы, в то время как примерно 80-90% людей преимущественно получают и запоминают информацию через канал «глаз-мозг». Поэтому за психологическими факторами можно констатировать определенное нарушение законов перцепции; • Наличие утвержденных кафедрой фондовых лекций не позволяет в полной мере реализовать индивидуальность преподавателя. Все перечисленное дает основания отдельным ученым утверждать: «... Пришло время осознать, что лекция как общеаудиторная форма работы является самой неэффективной среди других форм обучения студентов в высшей школе». Безусловно, такая позиция отличается своей категоричностью, но приведенные контрдоводы определенной мере указывают пути совершенствования лекции как формы организации учебного процесса. Найти альтернативу лекции крайне трудно, ведь она выполняет ряд важных функций, среди которых: • Информационная функция – лекция позволяет в наиболее концентрированной форме сосредоточить ту информацию, которая представляет содержание образования, наряду с передачей системы нужных знаний о предмете помогает аудитории самостоятельно выстраивать эту систему в процессе «образ – мышление»; • Методологическая функция лекции обеспечивает выработку определенного научного подхода к предмету, заключающийся в изучении предмета в движении и развитии. При этом лектор демонстрирует творческую лабораторию генезиса идеи, закона, принципов, теории познания, явлений природы и общества, культуры; • Воспитательная функция лекции имеет свои специфические особенности, поскольку, с одной стороны, побуждает преподавателя самосовершенствоваться на педагогическом поприще, а с другой – формирует ценностные, нравственные ориентиры слушателей, их общественную активность, понимание социальных и профессиональных норм поведения; • Развивающая функция лекции связана с задачей формирования познавательной активности аудитории, требует ведения лекционного преподавания как процесса самостоятельного творческого познания. Задача – включить аудиторию в процесс научного поиска, вместе с аудиторией заново осмыслить этот процесс, подводя слушателей к самостоятельному осознанию полученных выводов. • Ориентирующая функция лекции позволяет направить в потоке информации, полученной из различных источников – лекций, семинарских и практических занятий, изучения учебной и научной литературы и т.д.. Делая обзор научной литературы, раскрывая сущность научных школ, анализируя теоретические положения, лектор выделяет основное, существенное, указывает на правильный путь решения поставленных задач, помогает выделить главное и отбросить лишнее, выстраивает полученную научную информацию в четкую систему; • Организующая функция лекции чрезвычайно значимая, именно она делает лекцию незаменимой, важнейшим звеном учебного процесса. В всем многообразии форм и методов учебной деятельности только лекция способна объединить все элементы сложного процесса познания, организовать и направить процесс для достижения поставленных педагогических целей; • Диагностическая функция проявляется в том, что, читая лекцию, преподаватель одновременно при осуществлении обратной связи отмечает, какие из вопросов трудно воспринимались аудиторией, в дальнейшем может вызвать осложнения на семинарских занятиях; как в дальнейшем можно усовершенствовать изложение данной темы и т.д.; • Стимулирующая функция выражается в том, что после хорошей лекции возникает желание узнать еще больше, найти ответы на те вопросы, которые заинтересовали своей неоднозначностью, проблематичностью; • Систематизирующая функция заключается в том, что именно лекция позволяет наиболее наглядно продемонстрировать место учебной дисциплины в системе наук, выявить между предметные и междисциплинарные связи, воплощать правило: «Учи специальности, а не отдельному предмету». Бесспорно, все эти функции лекции могут быть выделены только для удобства исследования; в живом процессе лекционного преподавания они тесно связаны и взаимообусловлены. В полной мере реализовать перечисленные функции, сделать лекцию полноценной помогают такие дидактические принципы: • Направленности обучения на реализацию цели образования. Готовя лекцию, преподаватель должен не только видеть ее место в учебной дисциплине, ее межпредметные и междисциплинарные связи, но и проектировать специфику будущей деятельности слушателя, которая реализуется через содержание образования. Таким образом, материализуется одно из главных правил педагогики высшей школы: «Учи не отдельному предмету, учи специальности»; • Научности и информативности. Подбирая материал, преподаватель должен помнить, что реализация содержания образования должна базироваться на взвешенных, а часто, в первую очередь – общепринятых теориях. Наиболее сложным в этом плане есть воплощение диалектического закона единства и борьбы противоположностей, соблюдение одновременно и стабильности, фундаментальности научной мысли и динамики современной науки. • Логичности и систематичности. Этот принцип проходит сквозной нитью через всю систему обучения, как на этапе его планирования, так и в ходе реализации программ. Знания, передаваемые во время лекций, должны передаваться в определенной последовательности, образуя своеобразный фундамент для следующих тем. Отсутствие логики и системы при изложении материала не позволяет понять последовательность, взаимосвязи, причинно – следственные связи в предмете, значительно снижает эффективность восприятия, приводит к превращению обучения в схоластику; • Преемственности. Каждая лекция предполагает органическую связь с предыдущим материалом и точный выход на следующий. При отборе и изложении занятий следует опираться на полученные ранее знания и возможный опыт деятельности. Следует учитывать, что изложение материала в вполне законченной форме (все проблемы решены, все вполне понятно, нет вопросов) с позиций дидактики не идеален, в то время как некоторая проблематичность, запланирована неясность, недосказанность вызывает познавательный интерес; • Доступности излагаемого материала. Готовясь к лекции, преподаватель должен дать себе ответы на вопрос: «Кто мой слушатель? Какой его уровень подготовленности, общих знаний Какой он по возрасту?». Конечно, это приведет к дифференцированному подходу в отборе материалов. Прочные знания в сочетании с элементами творческого, проблемного обучения, умением создавать собственный алгоритм действий на основании приобретенного в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы позволяют максимально приблизить нашего выпускника к модели специалиста. 1.2. Проблемы классификации лекций Преподавателю, на которого возложены обязанности чтения лекций, нужно иметь достаточное представление о тех видах лекций, которые принято выделять в современной методической науке. Учитывая сосуществования испытанных и новых форм организации учебного процесса, условно можно разделить виды лекций на две большие группы: традиционные (Приложение №1) и нетрадиционные (Приложение №2). Среди традиционных лекций по стадиям обучения принято выделять следующие: • Вступительная лекция. Как правило, начинает изучения учебной дисциплины. Она очень важна с точки зрения реализации организаторских функций, так как именно на ней определяются границы и время, отведенное на изучение данной дисциплины, требования кафедры по освоению материалом, особенностями проведения семинарских и практических занятий, организации самостоятельной работы, указывается форма контроля. Кроме того, следует продемонстрировать, каким образом эта учебная дисциплина связана с тем, что изучалось на предыдущих этапах, в каких отраслей науки чаще придется обращаться при ее изучении, как полученные знания смогут использоваться при дальнейшем обучении. Именно на вступительной лекции определяется предмет и основные методы науки, изучаемой связь теоретического материала с общественной практикой, личным опытом слушателей и их будущей специальности. • Для вводной лекции отбирают учебный материал, который предусматривает первичное ознакомление с темами раздела, будут изучаться на следующем занятии. Главная ее задача при этом определяется необходимостью возбуждения интереса к учебному материалу темы, раскрытие существующих взаимосвязей между другими темами и объяснения существующей системности в знаниях. Вступительная лекция может распределяться на следующие разновидности: ознакомительная лекция, установочная лекция, инструктивная лекция. • Наиболее распространенным видом лекций среди традиционных является информационная лекция. В некоторых пособиях можно встретить ее синонимическую название – «тематическая лекция». Такая номинация вряд ли может считаться удачной, поскольку практически любая лекция имеет свою тему. Что касается предложенной названия ( «информационная лекция» или как ее иногда называют «лекция-информация»), то и она в некоторых, возможно, вызовет возражения, хотя не следует путать информацию с информативностью. Главное, что это название отражает главную задачу такой лекции – изложить и разъяснить слушателям определенную информацию в соответствии с программой, направить на некоторые проблемные вопросы, существующие по этому поводу в современной науке. Информационная лекция может иметь разновидности: методологическая лекция, общепредметная лекция, лекция теоретического конструирования, лекция-конкретизация, лекция культурно-исторических аналогов (наиболее актуальная в курсах «История», «История государства и права», «Основы римского права», «Конституционное право зарубежных стран»), лекция-интеграция, обобщающая лекция. • Обзорные лекции. Как правило, этот вид занятий предусматривается по тем учебным дисциплинам, которые выносятся на государственную аттестацию. Нередко изучения дисциплины и возвращение к ней на обзорных лекциях дистанционированы во времени, поэтому основной целью такой лекции становится актуализация опорных знаний. С другой стороны, во время нее происходит систематизация научных знаний на более высоком уровне с опорой на научно-понятийном и концептуальном базисе всего курса или его модулей. Разновидностями обзорной лекции являются: обзорно-повторяющиеся лекция, консультативная лекция. Что же касается классификации нетрадиционных видов лекций, то есть все основания говорить о приближении их к комплексу инновационных образовательных технологий, о поисках несколько других подходов к передаче учебного материала. Главное, что они не входят в противоречие с приведенной классификацией, а могут рассматриваться как ее органическое дополнение, поскольку отличаются, в первую очередь, формой подачи информации. К категории нетрадиционных относятся следующие: • Мини-лекция. Может проводиться преподавателем в начале любого вида аудиторных занятий ( ​семинарского, практического или лабораторного) в течение десяти минут по одному из вопросов изучаемой. • Многоцелевая лекция основана на комплексном взаимодействии отдельных элементов: подача материала, его закрепления, применения, повторения и контроль. • Проблемная лекция – это апробация многовариантных подходов к решению представленной проблемы. Она активизирует личный поиск слушателей (курсантов, студентов), поисковую и исследовательскую деятельность. Вид проблемной лекции – брейнсторминг («мозговая атака»). Используя то, что на лекциях, как правило, есть несколько групп, создаются команды, которые за определенное время должны предоставить свой ​​вариант решения проблемы. Пиком проблемного обучения становится использование эвристических методов, т.е. преподаватель, готовясь к лекции, подбирает и компонует учебный материал таким образом, чтобы слушатели самостоятельно выделили из него проблему и на семинарском занятии продемонстрировали собственные варианты ее решения. • Лекция с заранее запланированными ошибками. На подготовительном этапе в тексте лекции закладывается определенное количество ошибок содержательного, фактологического, методического характера. В начале лекции преподаватель предупреждает аудиторию, что в данном тексте есть определенное количество ошибок. Во время лекции или при подготовке к семинару слушатели находят эти ошибки, квалифицируют их, предоставляют правильные ответы. Такая лекция выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функции. • Лекция-конференция. Проводится по схеме научных конференций. Состоит из заранее поставленной проблемы и системы докладов (до 10 минут) по каждому вопросу, освещающий проблему. При этом выступление готовится как логически законченный текст, который является результатом самостоятельной работы слушателя. Функция преподавателя заключается в управлении подготовкой таких докладов в лекции. • Лекция пресс-конференция – в начале занятия слушатели должны задавать лектору вопросы в письменной форме, лектор в течение нескольких минут анализирует и дает содержательные ответы, которые должны быть сформированы в связный текст. Опять же, при достаточно высоком уровне подготовленности аудитории освещение вопросов может происходить с участием сильнейших слушателей, занимают место рядом с преподавателем. • Лекция-беседа. Кроме вопросов слушателей, она допускает изложение ими своей точки зрения по тому или иному вопросу. На такой встрече лектор и сам должен ставить вопрос слушателям, чтобы услышать их высказывания, изложение их позиции. Так образуется основа для обмена мнениями, для беседы. • Кино (видео) лекция. Помогает развитию наглядно-образного мышления у слушателей. Лектор осуществляет подбор необходимых кино (видео) материалов по изучаемой теме. Перед началом осмотра слушателям приходится целевая установка, в ходе осмотра кино (видео) материалов лектор комментирует события, происходящие на экране. • Лекция-визуализация. Представляет собой передачу устной информации, преобразованной в визуальную форму техническими средствами обучения. Лектор широко использует такие формы наглядности, которые сами выступают носителями содержательной информации (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.). Для данного вида занятий характерно широкое использование так называемых «опорных сигналов», когда вся информация кодируется в виде определенных символов, знаков, а затем преподаватель комментирует их функциональные и системные взаимосвязи. • Лекция-экскурсия. Весьма нетрадиционный вид лекции, поскольку проводится не в привычной для всех аудитории, а предполагает выезд непосредственно к музеям, полигонам и т.п.. • Лекция с применением техники обратной связи (интерактивная лекция). Возможна как с помощью обычных вербальных (словесных) средств, так и с помощью технических средств обучения в специально оборудованных аудиториях. Если лектор идет традиционным путем, то это несколько напоминает лекцию-беседу с той разницей, что максимальная нагрузка при ответе на вопрос приходится на самих слушателей. И в продолжении следует заявить, что в связи с развитием науки в целом, а так же ростом объема познавательности, развитие нетрадиционных видов лекций приводит к появлению новых форм и видов ведения лекционного занятия. Эта объективная истина нашего времени влияет на объем изучаемого вопроса и на практическое использование новых видов в высших учебных заведениях. Раздел 2. Процесс и методика подготовки лекций и лекционных занятий 2.1. Общие вопросы подготовки лекций Наверное, не нужно долго убеждать в том, что успех лекции на 90 % зависит от того, насколько удачно она подготовлена​​. Часто подготовительный этап занимает в несколько раз больше времени, чем само чтение лекции. Опытному преподавателю известно, что начинать подготовку к лекции следует гораздо раньше, чем она появится в расписании занятий. Это не тот вид работы, который можно выполнить «штурмом». Поэтому детальное знание всех элементов подготовительного этапа позволяет выработать собственный алгоритм работы и экономию времени, не теряя на качестве. Только на первый взгляд кажется все просто: бери книги, выписывай, что нужно, собирай лекцию и читай ее. На практике часто происходит так4: материала собрано много, а справиться с ним лектор не может, в лекцию входит лишь незначительная часть этого материала. Формы и методы подготовки к выступлению разнообразны. Здесь многое зависит от особенностей памяти, опыта, склада ума лектора, характера выступления, особенностей аудитории. Однако есть и общие моменты подготовительного процесса, которые почти одинаковы, что для начинающего, что для знакомого лектора. Обращение с тематическим планом и программы учебной дисциплины. Деятельность преподавателя, несмотря на ее творческий характер, регламентирована учебно-методическими документами. Заключая тематические планы и программы, кафедра учитывает имеющийся опыт преподавания дисциплины, решает сложные проектировочные проблемы, а именно: в каком соотношении должны быть лекции, семинарские и практические занятия; в какой последовательности должен подаваться материал; сегмент информационного поля науки войдет к содержанию курса. При этом обязательно учитывается специализация обучающихся, их осведомленность в предмете и т.д. После процедуры утверждения эти документы приобретают свою нормативности. Для лектора вся эта информация является крайне важной. Зная общий объем часов, отведенных на учебную дисциплину, содержание курса, он может не только правильно спроектировать подачу материала, но и проследить межпредметные связи, продумать логику изложения. Те кафедры, работающих по стабильным программах, уже имеют определенные наработки, которые создаются для того, чтобы не начинать все с нуля, а сориентировать на возможный вариант. Это совершенно не означает, что достаточно скопировать имеющийся текст и закончить подготовку ознакомлением с ним. Фондовые материалы – это вектор, возможный путь, который затем индивидуализируется с учетом личности преподавателя: его научного, преподавательского и милицейского опыта, выбранного стиля преподавания, типа темперамента и т.д5.. Кроме того, необходимо иметь в виду, что текст лекции обязательно должен соответствовать характеристикам адресату. Так, лекция по одной той же теме, предназначена для студентов и для слушателей-заочников, не может быть одинаковой. Даже если лекция готовилась для курсантской аудитории, следует учитывать специфику каждого института или факультета университета. Например, текст лекции по уголовному процессу, подготовленной для будущих следователей, не может совпадать с текстом лекции для будущих оперативных работников, а тем более для студентов. Приступая к подготовке лекции, преподаватель должен четко выяснить для себя вопрос: «Чего я хочу достичь? Какую цель?». Цель – это основной конструктивный элемент лекции. Обычно перед лектором стоит задача не только сообщить слушателям какую-то сумму знаний, чему-то научить, но и вызвать определенную реакцию, к чему-то призвать, в чем-то убедить. В этом плане можно говорить о трех аспектах целевой установки6: учебное, развивающий и воспитательный. Определенной мере поставленные цели должны соотноситься со стратегическими задачами на уровне знаний, умений и навыков, которые представлены во вступительной части программы по учебной дисциплине. Вместе с тем, следует отметить цели стратегические и тактические, которые могут возникать как промежуточный этап обучения предмету. Современная методика выдвигает ряд требований к целям, проектируемых в учебно-воспитательном процессе, а именно: • Жизненная необходимость. Это означает, что цели не придумываются, а детерминируются жизненными обстоятельствами. Реформация системы образования направлена ​​на то, чтобы выпускник учебного заведения наряду с широким мировоззрением был готов к решению конкретных задач, был готов действовать, а не просто пересказывать текст учебника. • Реальное достижение целей. Проектируя учебные цели, преподаватель должен учитывать и свои собственные возможности, и потенциал аудитории, и обслуживание. С одной стороны, от занятия к занятию должна происходить динамика целевой установки. С другой стороны, этот темп должен быть определен, реальным. • Точность определения целей. Цели не должны носить слишком абстрактный или широкий характер (например, «готовить высококвалифицированные кадры для органов внутренних дел»). Они должны формулироваться таким образом, чтобы на промежуточных и итоговых этапах обучения можно было реально проследить результаты. • Возможность проверки. Это требование органически связана с предыдущей. Если цели расплывчаты, неконкретные, то практически невозможно проследить, достигнуты они и в какой степени. Для проектирования целей преподавателю необходимо четко представлять, что понимается под ключевыми дидактическими терминами «знание», «умение» и «навыки». Таким образом, проектируя иерархию целей (так называемое «дерево целей»), преподаватель формулирует их по трем веткам: • Образовательная – добиться прочного усвоения знаний, формирования практических умений и навыков по конкретного учебного материала; • Развивающая – развивать интеллектуальные способности, как мышление, память, внимание, воображение, мышление, наблюдательность, активность, творчество, самостоятельность слушателей; • Воспитательная – способствует формированию научного мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности. 2.2. Составление плана лекций Направление составления плана должно ориентироваться на вопрос, отражаемый в плане лекции, по поводу не выхождения за пределы содержания учебного предмета, отраженного в программе, а так же выбор детерминируется фактором адресату и целями, которые ставит перед собой преподаватель. На этом этапе необходимо продумать, четко сформулировать вопросы темы, разместить их в строго определенной логической последовательности. План – это ориентир лектора и слушателя, поскольку точно определяет границы проблемы, темы. План может быть простым и развернутым. Простой план состоит из нескольких разделов. В развернутом разделы разделены на подразделы. Подразделения, особенно сложные, могут делиться на пункты и подпункты. Все это можно представить в виде чернового варианта плана или схемы лекции. Это еще не план в полном смысле слова. Предварительный план содержит изложение основных мыслей, показывает, на которые, ориентировочно, части делится лекция, которая зависимость и связь ее разделов. Практика показывает, что не следует намечать большого круга вопросов. В наиболее абстрактном виде такие планы состоят из трех-четырех групп вопросов: • Общие понятия, теоретические положения, закономерности; • История предмета, вопросы, проблематика; • Общественная практика, ее анализ, осуществления; • Задачи, перспективы, предложения, выводы. Чтобы не допустить логических ошибок при разбивке на разделы, необходимо придерживаться следующих правил: разделение должно быть соответствующим; разделение должно проводиться по одному соответствию, то есть распределение следует вести по одной какому-то признаку, не допуская ее замены; части деления должны взаимно исключать друг друга, т.е. материал, включенный в один из разделов, не должен попадать в другой; разделение должно быть последовательным, то есть в плане нужно придерживаться строгой подчиненности разделов и подразделов. Хорошо составленный план имеет большое значение в работе лектора над текстом будущего выступления. План лекции представляет собой полное раскрытие основ содержания темы, а не простой повтор ее названия. Он позволяет распределить материал в определенной логической последовательности, помогает его отобрать. Поскольку лекция строго регламентирована, именно план будет тем средством, которое «отбросит» все второстепенное, оставив материал, без которого нельзя обойтись. Если выступление на ту или иную тему предусматривается один раз, лектор ограничивается составлением детального развернутого «плана для себя» или запишет тезисы выступления, то есть короткие положения, раскрывающие суть той или иной проблемы. В тезисах отражаются принципиальные положения, конкретизирующие в какой-то степени каждый пункт плана лекции. Тезисы помогают охватить содержание темы, продумать предстоящее выступление, кратко сформулировать основные положения, запомнить доказательства, факты, разъяснения, обоснования, аргументацию. Не исключено, что в процессе дальнейшей работы могут произойти некоторые изменения, план может корректироваться. Вместе с тем, без него крайне трудно приступать к следующему этапу. 2.3. Работа с научной литературой Независимо от наличия или отсутствия фондовых лекций кафедры преподавателю обязательно следует проработать всю необходимую литературу, освещающий тему, на которую будет читаться лекция. Поисковая работа в определенной степени облегчается за счет того, что в учебно-методических комплексах указывается вся обязательная и рекомендуемая литература. Безусловно, желательно, чтобы преподаватель не ограничивался только тем, что предназначается для слушателей, а имел в своем арсенале значительно больший объем материала за счет бюллетеней передового опыта, авторефератов диссертаций, публикаций периодики, научных изданий, пользовался Интернет. С точки зрения методики преподавания, наиболее целесообразно начать работу по определению ключевых понятий темы и их толкования в словарях разных типов (энциклопедических, лингвистических и т.д.). Большинство учебных дисциплин в университете, требуют углубленной работы с нормативными актами, в том числе с теми, что хранятся в библиотеке. Особое внимание следует уделить силу нормативных актов. Анализ во время лекции приказов и распоряжений, потеряли свою силу, допускается только в случае отдельной дидактической цели (в сравнительном аспекте). В других случаях это будет трактоваться как профессиональная некомпетентность преподавателя. Для обеспечения высокого теоретического и научного уровня лекции необходимые статьи, монографии и другие материалы научных исследований. Необходимо обратить внимание на новые издания. Интенсивное развитие науки, ее быстрый прогресс обязывают лектора быть в курсе последних ее достижений. Для сбора фактического материала, который сделает лекцию более интересной, полезно использовать дневники, письма, мемуары, архивные документы, статистические материалы. Литература, использованная лектором, может помочь ему точнее определить и объяснить слушателям сложные проблемы, которые рассматриваются в лекции, подтвердить конкретными официальным данным отдельные положения (тезисы) лекции, а также в определенной степени подготовить лектора к ответам на вопросы, могут возникнуть у слушателей Каждому лектору приходится часто обращаться к библиотечным каталогам, поэтому полезно знать их точное систематизацию, уметь ими пользоваться. Понимание принципов составления предметного, алфавитного и системного каталогов облегчает наведение библиографической справки, даже если есть только сведения об авторе или характер проблематики книги, но не имеет ее полных исходных данных. В библиотеках обычно есть отдельные каталоги журнальных и газетных статей. Большую помощь лектору в подборе литературы могут оказать библиографические издания. Изучение материала (книг, справочников, периодики, архивных и статистических документов) – это творческая работа, которая требует много времени и сил. Поэтому работу с книгой лучше начинать не с детального ее изучения, а учитывая, что позволит получить общее впечатление и представление о содержании всей книги в целом. Это необходимо для того, чтобы точно подобрать литературу для полного, углубленного чтения; проанализировать, изучить отобранный материал, ограничить число проблем лекции, составить библиографическую картотеку. Просматривая необходимые литературные источники при разработке темы конкретного выступления, лектор накапливает материал и для последующих своих докладов на другие темы. Так постепенно складывается запас, резерв: выписки из обработанных произведений, цитаты, записи собственных мыслей, возникающих при обдумывании материала лекции, так называемый «архив лектора», что очень облегчает его работу в будущем. Как правило, опытные лекторы имеют сначала файлы, а затем и папки-накопители на каждую тему. Нередко возникают ситуации, когда, готовясь к одной теме, преподаватель находит интересные материалы к следующим занятиям. Поэтому не стоит откладывать все на потом. Лучше накапливать необходимые материалы систематически, иметь конспекты или ксерокопии статей, соответствующие выписки статистическим, фактическими данными. Это позволит значительно рационализировать дальнейшую работу. 2.4. Методика проведения лекции Приступая к проведению лекции, преподаватель должен помнить, что психологи выделяют 4 фазы, характеризующие динамику лекции: • Начало восприятия – 4-5 минут. На этом этапе следует сосредоточиться на трансформации непроизвольного внимания в произвольное. • Оптимальная активность восприятия – 20-30 минут. Именно в это время приходится пик работоспособности, поэтому следует спланировать свою деятельность таким образом, чтобы именно в этот период пришелся самый сложный для понимания материал. • Фаза усилий – 10-15 минут. Это предвестник утомление, но слушатель еще в состоянии управлять своей деятельностью. • Фаза утомления. Именно в этот период следует дать возможность немного отдохнуть, рассказать интересный случай, если позволяет ситуация, то и пошутить. Даже небольшой отдых позволяет вернуть аудиторию к активному восприятию материала. Наиболее типичными действиями лектора являются: сообщение темы лекции; сообщение плана лекции (основные узловые вопросы); ознакомление со списком литературы; напоминание содержания предыдущей лекции, связывание его с новым материалом; реализация тезисов лекции (содержательная часть лекции) с подведением итогов каждому вопросу; подведение итогов лекции, ответы на вопросы; рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям; сообщение темы следующего занятия. Следует помнить, что с развитием книгопечатания, компьютерных технологий преподаватель не является единственным источником знаний, так и лекция должна быть оригинальной и вызвать интерес к предмету. Опытность лектора проявляется в его умении трансформировать заранее подготовленный текст в зависимости от уровня подготовленности, настроения аудитории, ее готовности воспринимать материал. Усталость на последних парах или после занятий огневой и физической подготовкой или, наоборот, готовность на занятия после выходных или праздников становятся особым испытанием педагогического мастерства преподавателя, который несмотря ни должен заинтересовать аудиторию материалом лекции. Уровень навыков конспектирования в разных слушателей не одинаков. Поэтому во время лекции следует найти правильный темп, а иногда и сосредоточить внимание на материале, который нужно обязательно записать. Лекция и доклад на научной конференции являются разными жанрами научной деятельности. Преподаватель имеет дело с будущими, а не настоящими коллегами, поэтому иногда следует более подробно остановиться на сложных вопросах, основательно проанализировать понятие, растолковать сроки. Начинать лекцию необходимо не спеша, уверенно и убедительно, осознавать себя силой и авторитетом в данной области знаний, то есть без сомнений в словах, но и без всякой амбициозности. Разговор должен начинаться сразу же по существу дела и быть проникнута сознанием серьезности всего того, о чем говорится. Успешное прочтения лекции зависит от многих объективных и субъективных факторов, от таких, например, как умение себя правильно и с достоинством держать, преодолевая скованность и не впадая в раскованность. Поражают скупой выразительный жест, простой и приличный костюм без отвлекающих деталей, разумно оживленная мимика. Но больше всего помогает успеху речь, когда она проста, понятна и выразительна, не перегруженная цитатами и цифрами, высокомерными терминами. Качественная лекция предполагает индивидуализированный (свой) стиль речи, свободный от шаблонов и грамматической сухости, хорошо интонированной. Главное условие полноценного усвоения – это понимание. Управлять процессом усвоения – значит своевременно выявлять осложнения слушателя и помогать ему быстрее их устранять. Поэтому необходимо сразу же поставить перед собой задачу добиться понимания слушателями лекционного материала. С этой целью желательно поставить себя не место слушателя и проанализировать восприятие им материала. Работа лектора, направленная на достижение слушателями понимание, требует значительных затрат лекционного времени, необходимого для изложения всего материала программы. На разных потоках затраченным временем можно варьировать в зависимости от скорости переработки информации, обусловленной свойствами нервной системы слушателей. Использование эмоциональных приемов преподавания – это средство, усиливает восприятие лекции слушателями, что углубляет их понимание и запоминание. Атмосфера лекции зависит также от того, как лектор относится к своему предмету. Достаточно обоснованной является совет опытных лекторов: необходимо выучить наизусть начало и конец лекции, чтобы не сбиться в эти особо ответственные моменты выступления, а также иметь возможность справиться с волнением, снять с себя чрезмерное психологическое напряжение, которое может быть губительным. Тогда достигается личное восприятие, которое необходимо при всей напряжении сознания, необходимо для того, чтобы говорить уверенно и излагать материал, размышляя, а не просто «выжигая» заученные положения. Только эта внутренняя раскованность и «размышления вслух» по ходу лекции делает ее по-настоящему творческой, живой и яркой. Выводы За результатами проведенного изучения тематики курсовой работы, возникают определенные выводы. Итак, в процессе изучения лекций, мы определили, что лекция является четким, системным изложением отдельной научной проблемы или темы. Цель лекции заключается в помощи студентам овладеть методами самостоятельной работы с учебниками, пособиями, первоисточниками. Лекция – один из важнейших факторов в организации учебной деятельности студентов. Ведущая роль лекции в преподавании учебных дисциплин кафедры связана с их смысловым аспектом, организационными принципами и методическими особенностями. Основное содержание лекции составляют центральные методологические , теоретические и практические проблемы. Раскрывают в лекции не все вопросы темы, а важнейшие, существенные, требующие научного обоснования. Процесс обучения в высшей школе реализуют в пределах разнообразной целостной системы организационных форм и методов обучения. Каждая форма решает свою специальную задачу, но совокупность форм и методов обучения создает единый дидактический комплекс, функционирование которого подчинено объективным психолого-педагогическим закономерностям учебного процесса. Лекция – методологическая и организационная основа для всех учебных занятий, в том числе и самостоятельных. Развитие лекционной формы от классической информационной к лекции проблемного характера воспроизводит реальные формы взаимодействия преподавателя и студента, которые обсуждают теоретические вопросы. С помощью таких лекций педагог закладывает переход от простой передачи информации к активному усвоению содержания обучения с привлечением механизмов теоретического мышления и всей структуры психических функций. В этом процессе возрастает роль диалогического взаимодействия и общения во время лекции, усиливается значение социального контекста в формировании профессионально важных качеств личности будущего специалиста. Научно-педагогические работники обязаны добиться практического воплощения ряда требований, характеризующих современную эффективную лекцию как организованную форму, активный метод и психологическую технологию совместной образовательной деятельности со студентами: • высокий научно-теоретический и социально-культурный уровень лекции; • трехзвенную структуру каждой лекции: введение (задачи и план работы), основная часть (дедуктивная или индуктивная построение смыслового изложения ) и выводы (итоги, обобщения, рекомендации); • оживленная и интересная подача содержания лекции, усиливающаяся четкостью произношения, грамматической и стилистической правильностью живой речи лектора, а также умелым использованием вспомогательных средств – интонации, мимики, жестов; • сообщение на лекции не только теоретических знаний (теории, законов, закономерности, понятия и т.д.), но и социально-нормированной (планы, проекты, программы, технологии, методики) и культурно-ценностной информации (идеи, идеалы, убеждения, оценки, верования, мотивы и др..). Список использованных источников 1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Опубликовано: 30 декабря 2012 г. на сайте «Российской Газеты». Вступил в силу:1 сентября 2013 г. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года; 2) Распоряжение Правительства России от 14 августа 2013 г. № 1426-р об утверждении плана реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы; 3) Извлечения из плана Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 4) Проект постановления Правительства России об утверждении Порядка разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений; 5) Проект приказа Минобрнауки России о внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год, утвержденный приложением № 1 приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2012 г. № 1067; 6) Алексюк А. Педагогика высшей школы. Курс лекций: модульное образование. - К., 1998; 7) Бадмаев В.Ц. Методика преподавания психологии. - М., 2001; 8) Витвицкая С.С. Основы педагогики высшей школы. - К., 2003; 9) Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. - М., 1998; 10) Зарецкая Е.Н. Деловое общение: Учебник: В 2 т. - Т.1. - М., 2002; 11) Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. - М., 2003; 12) Корсак К, Зинченко Т. Традиционные уроки и лекции: современное состояние и перспективы // ВОУ. - 2002. - № 3. - С.75-80; 13) Леонтьев А.А. Лекция как общение. - М., 1974; 14) Мойсеюк Н.Є. Педагогика. 3-є изд., дополненое. - К., 2001 р.; 15) Образовательные технологии /За об..ред. О.М. Пехоты. - К., 2001; 16) Педагогика и психология высшей школы. - Ростов н/Д, 2002; 17) Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. - М., 2002; 18) Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. - М., 2000; 19) Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. - М., 2002; 20) Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб, 2001; 21) Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М., 2002. Приложения Приложение 1 Схема 1. Традиционные лекции. Приложение 2 Схема 2. Нетрадиционные лекции.
«Лекция как основная форма учебных занятий в вузе: понятие и классификация» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot