Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция как основная форма учебного процесса
Разнообразие форм и методов организации учебного процесса, применение инновационных образовательных технологий в высшей школе, поиски альтернативных путей передачи знаний не смогли повлиять на фундаментальность лекционно-семинарской формы организации занятий, которая в абсолютном большинстве вузов остается ведущей до сегодняшнего дня, где лекция является базисом.
Как известно, этот термин происходит от латинского «lectio», что в переводе означает чтение, а производное «lector» – чтец. Такое значение обусловлено тем, что сначала в Древней Греции и Древнем Риме, а затем и в университетах средневековой Европы основной формой работы преподавателя было комментированное чтение текстов книг.
Что касается современного понимания лекции, то этот термин трактуется так: «Лекция – систематическое, последовательное, монологическое, устное изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера»1.
Лекция как основная форма обучения имеет как преимущества, так и недостатки.
Если говорить о преимуществах лекции, то она позволяет:
- в достаточно экономной форме сконцентрировать информацию, предусмотренную содержанием образования;
- гораздо быстрее печатных изданий отреагировать на изменения в законодательной, нормотворческой базе;
- в определенной степени компенсировать недостаток новейших учебников и пособий;
- классифицировать и прокомментировать тенденции при значительном количестве различных, иногда противоположных, точек зрения на определенную проблему;
- сконцентрировать внимание на наиболее сложных вопросах, в которых трудно разобраться самостоятельно;
- формировать у учащихся, умение слушать и понимать увиденное и услышанное, осуществлять такие важные мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение и т. п.;
- осуществлять непосредственный контакт, эмоциональное и воспитательное воздействие преподавателя на студентов, чего не может дать ни один учебник;
- воплощать принцип связи теории с практикой, освещать результаты научной деятельности как собственные, так и коллег;
- наиболее эффективно очерчивать направления дальнейшей самостоятельной работы;
- один человек-лектор может транслировать информацию на любое, сколь угодно большое, число людей2.
Из недостатков лекции можно выделить такие:
- лекция не соответствует новейшим тенденциям подготовки специалиста, ведь на практике ожидают специалистов, которые имеют не только определенные знания, но и в большей степени – умение применять эти знания в практической работе;
- лекция провоцирует репродуктивное обучение за алгоритмом, в результате чего тормозится творческое самостоятельное мышление, а семинарское занятие затем превращается в ее перевод;
- на современном этапе преподаватель не является единственным источником знаний, а потому более эффективной можно считать самостоятельную работу студентов с учебниками, Интернет-ресурсами и т.п.;
- лекция заставляет студента оставаться на позиции объекта педагогического процесса;
- одновременное общение с достаточно большой аудиторией не позволяет делать лекцию интересной и полезной как для отличника, так и для того, кто не отличается особыми способностями;
- лекция ограничена во времени, а потому далеко не всегда можно осветить все вопросы должным образом;
- иногда время лекции превращается в диктант, при котором не все успевают осмыслить сказанное преподавателем;
- у большинства людей более развита зрительная память, чем слуховая, а на лекции в основном приходится неосознанно записывать услышанную информацию.
Проанализировав позитивные и негативные стороны лекции, можно сказать, что специалисты продолжают искать и разрабатывать новые методы, принципы, методологические рекомендации по работе со студентами. Но все же лекция остается, и, я думаю, еще долго останется, основной формой занятия в вузах. Да, существует множество проблемных вопросов, связанных с изложением, организацией, методологией лекции, но совершенство возможно только в теории. Более содержательной, информативной и экономящей время формы обучения, чем лекция еще не придумано.
Рассматривая лекцию как основную форму учебного процесса, следует остановиться еще на одном важном вопросе. Это вопрос о видах лекций.
Преподавателю, на которого возложены обязанности чтения лекций, нужно иметь достаточное представление о тех видах лекции, которые принято выделять в современной методической науке.
Условно можно разделить виды лекций на две большие группы: традиционные и нетрадиционные.
Среди традиционных лекций по стадиям обучения принято выделять следующие:
Вступительная лекция. С такой лекции, как правило, начинается изучение учебной дисциплины. Она очень важна с точки зрения реализации организаторских функций, так как именно на ней определяются границы и время, отведенное на изучение данной дисциплины, требования кафедры по освоению материала, особенности проведения семинарских и практических занятий, организация самостоятельной работы, указывается форма контроля. Во время этой лекции преподавателю необходимо выработать первичную мотивацию, при которой каждый студент может ответить на вопрос: «Почему мне важно знать эту учебную дисциплину? Каким образом она мне понадобится и теперь, и в будущем». Главная задача вступительной лекции определяется необходимостью возбуждения интереса к учебному материалу темы, раскрытие существующих взаимосвязей между другими темами и объяснения существующей системности в знаниях.
Наиболее распространенным видом лекций среди традиционных, является информационная лекция. В некоторых пособиях можно встретить ее синонимическое название – «тематическая лекция». Такое название вряд ли может считаться удачным, поскольку практически любая лекция имеет свою тему. Что касается предложенного названия («информационная лекция» или как ее иногда называют «лекция-информация»3), то и она у некоторых, возможно, вызовет возражения, хотя не следует путать информацию с информативностью. Главное, что это название отражает главная задача такой лекции – изложить и разъяснить студентам определенную информацию в соответствии с программой, направить на некоторые проблемные вопросы, существующие по этому поводу в современной науке.
На финальном этапе преподавания учебной дисциплины используется заключительная (итоговая) лекция. Она имеет целью обобщить на новом уровне сведения, в определенной степени систематизировать знания, продемонстрировать достижения студентов, динамику их успехов по овладению дисциплиной. Такая лекция является прекрасной возможностью для демонстрации междисциплинарных связей, перспектив дальнейшего обучения.
Среди традиционных лекций особое место занимают обзорные лекции. Как правило, этот вид занятий предполагается по тем учебным дисциплинам, которые выносятся на государственную аттестацию.
Что же касается классификации нетрадиционных видов лекций, то есть все основания говорить о приближении их к комплексу инновационных образовательных технологий, о поисках несколько других подходов к передаче учебного материала.
К категории нетрадиционных относятся следующие лекции:
Мини-лекция. Может проводиться преподавателем в начале любого вида аудиторных занятий (семинарского, практического или лабораторного) в течение десяти минут по одному из вопросов изучаемой темы.
Многоцелевая лекция основана на комплексном взаимодействии отдельных элементов: подача материала, его закрепление, применение, повторение и контроль.
Проблемная лекция – это признание многовариантных подходов к решению представленной проблемы. Она активизирует поисковую и исследовательскую деятельность студентов. На первых этапах в группах с высоким уровнем познавательной деятельности преподаватель может построить лекцию таким образом, что сам ставит проблему и на глазах у группы демонстрирует возможные пути ее решения.
Лекция с заранее запланированными ошибками. На подготовительном этапе в тексте лекции закладывается определенное количество ошибок содержательного, фактологического, методического характера. В начале лекции преподаватель предупреждает аудиторию, что в данном тексте есть определенное количество ошибок. Во время лекции или при подготовке к семинару студенты находят эти ошибки, квалифицируют их, указывают правильные ответы. Такая лекция выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функции.
Лекция-конференция. Проводится по схеме научных конференций. Состоит из заранее поставленной проблемы и системы докладов (до 10 минут) по каждому вопросу, освещающему поставленную проблему. При этом выступление готовится как логически законченный текст, который является результатом самостоятельной работы студента. Такой вид лекций, с одной стороны, значительно повышает роль самоподготовки, с другой – позволяет выявлять резервы научно-педагогических кадров.
Лекция-визуализация. Представляет собой передачу устной информации, преобразованной в визуальную форму техническими средствами обучения. Лектор широко использует такие формы наглядности, которые сами выступают носителями содержательной информации (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.). Для данного вида занятий характерно широкое использование так называемых «опорных сигналов», когда вся информация кодируется в виде определенных символов, знаков, а затем преподаватель комментирует их функциональные и системные взаимосвязи.
Лекция с применением техники обратной связи (интерактивная лекция). Возможна как с помощью обычных вербальных (словесных) средств, так и с помощью технических средств обучения в специально оборудованных аудиториях. Если лектор идет традиционным путем, то это несколько напоминает лекцию-беседу с той разницей, что максимальная нагрузка при ответе на вопрос приходится на самих студентов. Только в том случае, когда никто в аудитории не сможет дать правильный ответ, преподаватель разъясняет сам. Вообще при подготовке и проведении интерактивных лекций желательно заранее раздать необходимый дидактический материал, методические рекомендации по изучению темы, чтобы аудитория, готовясь к этому занятию, выписала в тетради определения, наиболее важную информацию. Лектор же выясняет, насколько понятно, что было проработано самостоятельно, и комментирует наиболее сложные места.
Положительные стороны интерактивной лекции очевидны. Во-первых, устраняется первый недостаток, за который критикуют лекции: студент перестает быть пассивным объектом обучения, а готовится не только к семинарским и практическим занятиям, но и к лекции, на которой, кстати, разрешается выставлять оценки. Во-вторых, удается, диагностировать уровень осведомленности студентов в теме. В-третьих, появляется время на детальное рассмотрение наиболее сложных моментов лекции, поскольку не нужно надиктовывать основные положения и определения – они уже зафиксированы в конспектах.
Понятно, что любая классификация является достаточно условной, поэтому только от самого преподавателя зависит, какие формы и методы работы выбрать во время лекции. Это в определенной степени зависит и от опытности лектора, и от уровня его методической подготовленности, иногда даже от смелости, ведь не так уж и просто отойти от устоявшихся, проверенных путей и попробовать что-то новое. Безусловно, выбирая нетрадиционный вид лекции, преподаватель обязательно должен взвесить: Готова ли к такой деятельности аудитория? Что делать, если во время самого занятия выяснится, что есть отклонения от заранее запланированного? и т.д. Большое значение имеет и психологическая готовность к эксперименту (в том числе, и к неудачному результату) самого преподавателя. Вместе с тем, это не значит, что следует вообще отказаться от испытания инноваций. Возможно, в другой раз все получится наилучшим образом и, в конце концов, студенты почувствуют, что их преподаватель отвечает требованиям образования XXI века.
Список использованных источников:
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Лекция.
2.http://www.treko.ru/show_dict_859.
3.http://www.zipsupc.ru/dzf/pr_metrek2.html.