Лекционные методы обучения психологии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 6. Лекционные методы обучения психологии
1.Какова роль лекции в обучении психологии?
Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Слово "лекция" происходит от латинского "lection" - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения в России вписал основатель первого отечественного университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться красноречию, под которым разумел "искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению". И поэтому он советовал лекторам "разум свой острить через беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов".
С середины XIX в. по мере роста научных и технических знаний во всем мире усилилась потребность дополнения лекций практическими занятиями, стимулирующими самостоятельность и активность студентов. Назначение лекции видится как подготовка студентов к самостоятельной работе с книгой. В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала. В их контраргументах есть доля истины, во всяком случае над ними стоит подумать. Каковы их доводы?
1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.
2. Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.
3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.
4. Одни студенты успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора.
Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе.
Особенно действенна авторская лекция, когда идут не столько на дисциплину, сколько на "лектора". Тимирязев говорил по этому поводу, что лектор должен быть не фотографом, но художником, не простым акустическим инструментом, передавая устно почерпнутое из книг, все должно быть переплавлено творчеством. Вот некоторые преимущества лекции:
• творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;
• лекция - весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний;
• лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора - развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.
В ряде случаев лекция выполняет функцию основного источника информации: при отсутствии учебников и учебных пособий, чаще по новым курсам, в случае, когда новые научные данные по той или иной теме не нашлись отражения в учебниках, отдельные разделы и темы курсов очень сложны для самостоятельного изучения. В таких случаях только лектор может методически помочь студентам в освоении сложного материала.
Кроме всего вышесказанного, лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, проблемы, логику, дает цельное представление о предмете, показывая его место в системе науки связь с родственными дисциплинами, возбуждает интерес к предмету, развивает профессиональные интересы, в значительной мере определяет содержание других видов занятий.
Было замечено, что в опыте передовых учителей изложение в форме лекции активизирует мысль учащихся, возбуждает интерес к теме. Активность познавательной деятельности учащихся при этом достигается за счет и эмоциональности изложения темы учителем.
2.Назовите виды лекций.
Различают следующие виды лекций:
Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Даётся краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных учёных, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также даётся анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам, уточняются сроки и формы отчётности.
Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию.
Обзорная лекция - это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.
Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники (видео-лекция). Чтение такой лекции сводится к развёрнутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов - людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, таблиц, графов, графиков, моделей).
Бинарная лекция - это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как учёного и практика, преподавателя и студента).
Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.
Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.
Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы - дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы».
Особая роль принадлежит вводной лекции, поскольку именно она готовит студента к восприятию методологии и предмета конкретной дисциплины. Методически вводная лекция должна строиться таким образом, чтобы пробуждать интерес к данной сфере знания и давать о ней цельное представление. Следует описать актуальность, практическую значимость, цель, задачи курса, предложить список информационных источников. Тематические лекции предназначены для последовательного, систематичного изложения содержания курса.
3. Каковы этапы подготовки преподавателя к лекции?
Последовательность подготовки к лекции включает следующие этапы:
▪ Ознакомление с учебным планом специальности (место в системе всех дисциплин).
▪ Изучение логики построения учебного курса (содержание лекционных, семинарских и практических занятий).
▪ Ознакомление с учебниками и учебными пособиями (в каком объеме раскрыто содержание курса), подбор дополнительной, новейшей литературы.
▪ Выделение дидактического материала относительно требований конкретной темы с учетом интеллектуальных возможностей студентов.
▪ Ознакомление с новыми (не известными студентам) научными понятиями, терминами, их этимологией.
▪ Подготовка текстового варианта лекции (не дублировать текст базового учебника, текст – 20–24 стр.). Структура лекции:
– обозначение темы и вопросов,
– список рекомендованной литературы,
– перечисление новых научных понятий, которые вводятся в этой теме,
– изложение содержания,
– общие выводы.
▪ Обработка отредактированного дидактического материала лекции (видеозапись, корректировка по содержанию, темпу, ритму).
▪ Составление тезисов, опорных сигналов и т. п. (отойти от прямого чтения, осуществлять творческий поиск истины).
▪ Создание вспомогательного, резервного, дидактического материала (примеры, факты для создания позитивного эмоционального настроя студентов).
Также методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы подготовки к лекции:
▪ отбор материала для лекции;
▪ определение объема и содержания лекции;
▪ выбор последовательности и логики изложения;
▪ подбор иллюстративного материала;
▪ выработка манеры чтения лекции.
4.Каковы требования к содержанию лекции?
Подготовку содержания к занятиям (к уроку и системе уроков) определяют требования к современному учебно-воспитательному процессу. Опыт показывает, что, поскольку в системе «содержание —методы» ведущим является первый элемент, научно обоснованная подготовка к занятиям должна начинаться с глубокого и всестороннего анализа системы знаний, подлежащих изучению (независимо от того, собирается ли учитель планировать один урок или систему уроков, т. е. составить поурочный или тематический план).Анализ учебного материала целесообразно проводить по следующей схеме: а) понятийный анализ; б) логический; в) психологический; г) анализ воспитательной значимости учебного материала и д) дидактический анализ.
На сегодняшний день остаются без изменения принципы или основные правила подготовки и чтения лекции. Это идейность, научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий и с практикой повседневной жизни. С учётом этих принципов к каждой лекции в вузе предъявляется ряд требований.
Лекция должна иметь:
1) чёткую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);
2) необходимую идейно-теоретическую направленность, твёрдый теоретический и методический «стержень», важную проблему;
3) законченный характер освещения определённой темы (проблемы), тесную увязку с предыдущим материалом и чётко выраженную связь с практикой;
быть:
1) доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований;
2) проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед студентами вопросы для размышления. Это требование выполняется сегодня многими педагогами с трудом и реализация его на практике вызывает сложности. Поэтому имеет смысл после перечисления всех основных требований привести некоторый опыт его реализации;
3) на современном уровне науки и техники и содержать прогноз развития на ближайшие годы; существенную помощь лекторам тут могут оказать современные методы анализа и прогнозирования, оценки природной и техногенной безопасности России и др.;
4) наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов. Хотелось бы обратить внимание на словосочетание «по возможности». Оно не выдумано, так как исходит из материалов обобщения педагогического опыта не только нашего, но и зарубежного. Опыт показывает, что метод выбора «золотой середины» не утрачивает и здесь своего значения.
Кроме того, лекция должна:
− обладать внутренней убеждённостью, силой логической аргументации и вызывать у студентов необходимый интерес познания, давать направление для самостоятельной работы студентов;
− отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчёркивание выводов, повторение их в различных формулировках).
И, наконец, последнее требование: лекция должна излагаться чётким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий.
5.В чем особенности популярной лекции?
Популярные публичные лекции заслужили признание как профессионалов, так и простых обывателей во всем мире. Возросшая популярность выступлений на научных конференциях нового формата обусловлена, с одной стороны, высоким качеством представляемого контента, содержательностью и актуальностью тематики популярных лекций, а с другой стороны, их доступностью как для специалиста, так и для простого обывателя. Популярные лекции ориентированы на самую разнообразную аудиторию: от учащихся до профессоров и людей, которые просто интересуются культурой, историей и современной политической и экономической ситуацией в мире.
Отличие популярных публичных лекций от академических лекций привлекает внимание современных исследователей риторики, лингвистов и переводоведов. Актуальность исследования популярной публичной лекции обусловлена, с одной стороны, возросшей ролью популярной лекции в жизни современного общества, а с другой — недостаточной изученностью лингвистического своеобразия популярных публичных лекций, которое обеспечивает эффективность их воздействия на слушателей.
В связи с тем, что популярная публичная лекция появилась в России сравнительно недавно, до сих пор не существует четкого определения этого термина. В английском языке лекции подобного формата обозначаются термином talk. Интересно отметить, что для обозначения популярных публичных лекций в других европейский языках, например в немецком языке, также используется термин talk. Наряду с ним в немецких текстах используются и другие обозначения: spannende Kurzvorträge, 5 x 15 Minuten Wissenschaft.
Анализ российских источников по данной теме показал, что в русском языке лекции данного вида обозначаются следующими словами и словосочетаниями: выступление, лекция, публичная лекция, популярная публичная лекция, научно-популярная лекция. Анализируемый вид лекций относится к особому виду устной публичной речи на актуальную научную тему, который по своим признакам близок к русскоязычным понятиям «научно-популярная лекция» и «популярная публичная лекция».
Научно-популярная лекция рассчитана на любителей, непрофессионалов в данной области. Современная научно-популярная лекция восходит к публичным чтениям, традиция которых сложилась в XIX веке. Содержание учебной и научно-популярной лекций сходно. Отличие заключается в том, что научно-популярная лекция по языку и характеру привлекаемых примеров в большей степени ориентирована на бытовое, а не на научное общение. На официальном сайте российской версии проекта Science Slam научно-публичная лекция жанра talk определяется как небольшое выступление, во время которого молодые ученые представляют свои исследования максимально доступно и интересно для зрителей.
Прагматика популярной публичной лекции состоит в нацеленности на популяризацию науки в обществе, формирование определенного мнения в сознании широких масс относительно актуальной научной проблемы, изменение отношения общества в целом либо той или иной социальной группы к определенной проблеме или к значимому аспекту жизни общества. Научно-популярная лекция относится к персуазивному типу коммуникации: ее целевая установка заключается в стремлении убедить аудиторию, сформировать определенное мнение в сознании слушателей о научной проблеме или достижении. Задачи прагматического воздействия популярной публичной лекции в большинстве случаев выполняет ее вербальная часть, поэтому изучение языковой стороны популярной лекции представляется весьма актуальным.
Диалогический характер популярной публичной лекции, поддержание постоянного контакта оратора с аудиторией достигаются также с помощью использования вопросительных предложений и императивных высказываний, адресованных к публике. Для усиления прагматического воздействия на слушателей в популярных публичных лекциях также используется опора на интертекстуальные ассоциации: ораторы употребляют в речи известные крылатые выражения и афоризмы.
Проведенное исследование показало, что лекторы популярных лекций с помощью вербальных средств воздействия привлекают и удерживают внимание слушателей. Анализ их выступлений позволил выявить языковые средства, используемые в популярных публичных лекциях ораторами для достижения желаемого коммуникативного эффекта: узуальные разговорные выражения, крылатые высказывания, вопросительные предложения, обращенные к публике, личные местоимения, а также образные метафорические выражения. Образные выражения делают речь более наглядной, эмоциональной и усиливают воздействие на слушателей, а использование в речи разного рода разговорных элементов придает лекции непринужденный характер дружеской доверительной беседы, вызывает интерес и удерживает внимание слушателей.
6.Опишите методику чтения проблемной лекции.
В последнее время в лекционных курсах наиболее широко популяризируется «проблемное обучение» как один из способов активизации познавательной деятельности обучаемых.
Проблемная лекция характеризуется постановкой перед студентами учебных проблем-заданий, которые они должны самостоятельно решить, получив, таким образом, новые знания. В лекции сочетаются проблемные и информационные начала. Часть знаний студент получает в виде готовых знаний, а часть добывает самостоятельно под руководством преподавателя. На этих лекциях процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности.
Своеобразными разновидностями проблемных лекций являются лекция-Мозговая атака, лекция-дискуссия и лекция с разбором практических ситуаций.
Проблемное обучение обычно проявляется в процессе взаимодействия преподавателя и обучаемых на базе конкретного учебного материала, в котором содержится противоречие, подлежащее разрешению. Проблемная ситуация создаётся, как правило, искусственно. С точки зрения формальной логики и по своей сути проблемная ситуация является продуктом противоречия, которое и нужно разрешить в ходе взаимодействия лектора и обучаемых.
Анализ опыта проблемного обучения позволяет утверждать, что повышение роли этого обучения вызывает настоятельную необходимость в совершенствовании традиционных форм преподавания и в повышении педагогического мастерства лекторов. И следующее. Несмотря на требование, что лекция должна быть проблемной, это не означает 100-процентное насыщение её проблемными ситуациями. К тому же прочитать лекцию проблемно может только педагог, который в достаточной степени владеет композиционно-стилистическими приёмами и мастерством чтения. При этом лектор вполне выполнит требование по проблемности, если он на создание проблемных ситуаций и их разрешение отведет до 20% учебного времени.
В идеале лекция должна представлять собой одухотворённый страстный монолог во имя истины. Главное в лекции – это мысль, логичность, умение показать интересное в излагаемом вопросе, дать формулировки сжатые, точные и запоминающиеся, добиться подъёма интеллектуальной энергии студентов, вызвать движение мысли вслед за мыслью лектора, добиться ответной мыслительной реакции. Только в этом случае будет обеспечено и непроизвольное запоминание.
Проведение (чтение) лекции включает в себя: объявление темы лекции и ее плана, определение целей и краткую характеристику плана и проблем, показ связи с прошлой лекцией, краткую характеристику литературы.
Методические приемы чтения лекции:
• четкая структура лекции и логика изложения;
• ознакомление с литературой по теме лекции;
• выделение главных мыслей и выводов;
• использование приемов закрепления (повторение, вопросы на проверку понимания, усвоения; подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце лекции и т.п.);
• использование наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), средств компьютерных и информационных технологий;
• применение опорных материалов при чтении лекции.
В конце лекции полезно подвести итог тому, что студенты узнали на данной лекции. Также необходимо сформулировать выводы и определить направления для самостоятельной работы студентов.
7. Каковы особенности чтения лекции с запланированными ошибками?
Лекция с заранее запланированными ошибками была разработана для развития у слушателей умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.
Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними слушателей только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как слушатели, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить слушателям.
Это требует специальной работы преподаватель над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства. Задача слушателя заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы - преподавателем, слушателями или совместно.
Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности слушателей. Опыт использования лекции с заранее запланированными ошибками показывает, что слушатели, как правило, находят задуманные ошибки (преподавателем проводится сверка со списком таких ошибок). Нередко оно указывают и такие ошибки, которые были невольно допущены преподавателем, особенно речевые и поведенческие. Преподаватель должен честно признать это и сделать для себя определенные выводы. Все это создает атмосферу доверия между преподавателем и слушателями, личностное включение обеих сторон в процесс обучения.
Элементы интеллектуальной игры с преподавателем создают повышенный эмоциональный фон, активизируют познавательную деятельность слушателей. Лекция с запланированными ошибками выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную. Преподаватель может оценить уровень подготовки слушателей по предмету, а тот в свою очередь проверить степень своей ориентации в материале. С помощью системы ошибок преподаватель может определить недочеты, анализируя которые в ходе обсуждения со слушателями получает представление о структуре учебного материала и трудностях овладения им. Выявленные слушателями или самим преподавателем ошибки могут послужить для создания проблемных ситуаций, которые можно разрешить на последующих занятиях.
Данный вид лекции лучше всего проводить в завершение темы или раздела учебной дисциплины, когда у слушателей сформированы основные понятия и представления. Лекции с запланированными ошибками вызывают у слушателей высокую интеллектуальную и эмоциональную активность, т.к. слушатели в своей практической деятельности использую полученные ранее знания, осуществляя совместную с преподавателем учебную работу. Помимо этого, заключительный анализ ошибок развивает у слушателей теоретическое мышление.
К основным пунктам методики чтения лекции с запланированными ошибками следует отнести такие особенности данной формы проведения лекции:
1. Четкая структура лекции и логика изложения.
2. Следование плану.
3. Сообщение литературы к лекции, и ее краткий обзор.
4. Доступность и разъяснение новых терминов и понятий.
5. Доказательность и аргументированность.
6. Выделение главных мыслей и выводов.
7. Реализация дидактических принципов.
8. Постоянный контакт с аудиторией. Изобилие примеров.
9. Использование ТСО, доски, проблемных вопросов.
10. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.
11. Использование приемов закрепления: вопросов на проверку внимания, усвоения.
Также невозможно обойтись и без специальных лекторских данных, таких как:
1. Знание предмета,
2. эмоциональность,
3. четкий и ясный голос, дикция,
4. ораторское мастерство,
5. культура речи,
6. гармоничность жестикуляции и движений,
7. умение установить контакт,
8. уважительность речи по отношению к студентам.
И самое главное – лектор не должен сидеть перед аудиторией.
8.В чем специфика подготовки и чтения лекции «вдвоем»?
Лекция вдвоем (синоним — бинарная лекция). Разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика). Проблематизация происходит за счет как формы, так и содержания.
Для «лекции вдвоем» характерен ряд особых требований и задач. В этой форме лекции желательно смоделировать реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т. п. При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой сформировал у студентов свое отношение к обсуждаемому материалу лекции.
Лекция должна строиться таким образом, чтобы обусловить естественное появление вопроса в сознании студента. Для этого необходимо выбрать действительно проблемную тему из важнейших разделов рабочей программы дисциплины. Основная задача обоих преподавателей состоит не только в передаче информации, но и в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.
Обсуждаемая проблема должна быть доступна по своей трудности для студентов, учитывать познавательные возможности обучаемых и быть значимой для усвоения нового материала и будущей профессиональной деятельности.
Общение со студентами строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, совместного поиска и нахождения
«Лекция вдвоем» заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс. Получая информацию из двух источников, студенты вынуждены сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою.
Высокая активность преподавателей на лекции вызывает эмоциональный отклик студентов на происходящее, что является одним из характерных признаков МАО: уровень вовлеченности в познавательную деятельность студентов сопоставим с активностью преподавателей. Кроме того, студенты получают наглядное представление о культуре дискуссии и способах ведения диалога.
Подготовка и чтение лекции вдвоем предъявляет повышенные требования к подбору преподавателей. Они должны быть интеллектуально и личностно совместимы, обладать развитыми коммуникативными умениями, способностями к импровизации, быстрым темпом реакции, показывать высокий уровень владения предметным материалом, помимо содержания рассматриваемой темы. Если эти требования при проведении лекции вдвоем будут соблюдены, у студентов будет сформировано доверительное отношение к такой форме работы.
По данным различных исследований, после «лекции вдвоем» количество весьма сложных и новых терминов, запомненных студентами, на 25—30% выше, чем на лекции традиционной формы и сравнимо с результатами лекции-визуализации.
Лекция вдвоем является одной из наиболее сильных форм лекций в эмоциональном плане. Информация, воспринятая эмоционально, относительно легко переводится из оперативной памяти в долговременную, то есть запоминается надолго. Использование эмпатии, способности любого человека к сопереживанию, позволяет преподавателю значительно активизировать восприятие учебного материала.
По мнению авторов, выбор соответствующей темы или вопроса для «лекции вдвоем» чаще всего лежит на стыке двух дисциплин, выдвигающих общие, а иногда и противоречивые требования к процессам и предметам.
9.Каково назначение лекции-пресс-конференции?
Лекция-пресс-конференция – это лекция, которая представляет собой дискуссию для определения уровня усвоения изложенного материала. Основной целью лекции-пресс-конференция является активизация деятельности студентов за счет информирования каждого студента.
Структура подготовки и проведения лекции:
1. Постановка цели и задач.
2. Подготовка к проведению лекции.
Преподаватель:
• подбирает материал для изложения;
• разрабатывает опорный конспект исходя из выбранного способа проведения лекции;
• подбирает для студентов список литературы по теме лекции;
• определяет методы, приемы и средства стимулирования творческой и
мыслительной активности студентов;
• подбирает наглядный материал и техническое сопровождение.
Студент:
• самостоятельно прорабатывает материал по теме лекции;
• готовит доклад и/или вопросы в соответствии с темой лекции.
Существуют два варианта проведения лекции-пресс-конференции.
1. Лекция проводится с заранее поставленной проблемой и системой докладов длительностью 5 – 10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных докладов позволяет всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.
2. Лекция строится по вопросам, заданным студентами. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде последовательного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.
Лекция-пресс-конференция может проводиться:
1)В начале изучения темы основная цель лекции – выявление круга интересов и потребностей обучающихся, степени их подготовленности к работе, отношение к предмету. С помощью лекции-пресс-конференции преподаватель может составить модель аудитории слушателей – ее установок, ожиданий, возможностей. Это особенно важно при первой встрече преподавателя со студентами-первокурсниками, или в начале чтения спецкурса, при введении новых дисциплин и т.п.
2)Лекция-пресс-конференция в середине темы или курса направлена на привлечение внимания обучающихся к главным моментам содержания учебного предмета, уточнение представлений преподавателя о степени усвоения материала, систематизацию знаний студентов, коррекцию выбранной системы лекционной и семинарской работы по курсу.
3)Основная цель лекции-пресс-конференции в конце темы или раздела – подведение итогов лекционной работы, определение уровня развития усвоенного содержания в последующих разделах. Лекцию такого рода можно провести и по окончании всего курса с целью обсуждения перспектив применения теоретических знаний на практике как средства решения задач освоения материала последующих учебных дисциплин, средства определения будущей профессиональной деятельности. На лекции-пресс-конференции в качестве лекторов могут участвовать два-три преподавателя разных предметных областей.
Отличительная черта этой формы лекции состоит в активизации работы студентов на занятии за счет адресованного информирования каждого студента лично: необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать инициирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента. Необходимо ориентировать (обучать) студентов формулировать вопросы, которые носят проблемный характер и являются началом творческих процессов мышления.
Личностное, профессиональное и социальное отношение преподавателя к поставленным вопросам и ответам на них оказывает воспитательное влияние на студентов. Участвуя в лекции пресс-конференции, студенты отрабатывают умение задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения.
10.В чем особенности подготовки и чтения лекции-визуализации?
Применение лекции-визуализации связано, с одной стороны, с реализацией принципа проблемности, а с другой – с развитием принципа наглядности, недостаточно широко применяемого в процессе обучения. В лекции – визуализации передача аудиоинформации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм , педагогического гротеска с помощью ТСО и ЭВМ (слайды, диафильмы, видеозапись, кодопозитивы , дисплеи , кинофильмы и т. д.) . Такая наглядность компенсирует недостаточную зрелищность учебного процесса . Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления . Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации ее превращения в знания.
Основываясь на достижениях психологической и педагогической наук в области проблемы наглядности образа, визуального мышления. В современной лекции целесообразно значительную часть информации передавать в наглядной форме, развивать у слушателей навыки и умения преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму. Это должно сказаться на качестве усвоения материала, стимулирования мышления и достижения профессиональных целей. Большой объем передаваемой на лекции информации блокирует ее восприятие и понимание. Средством выхода из этих трудностей можно считать использование визуальных материалов и технических средств. Кроме того, решаются чисто профессиональные задачи, так как педагоги должны уметь создавать наглядную информацию по темам читаемых лекций и пользоваться ею. Под визуализацией подразумеваем преобразование вербальной (устной и письменной) информации в наглядную форму. Данный метод позволяет увеличить объем передаваемой информации за счет ее систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых элементов сообщений. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление абстрактных ( не существующих в зримой форме ) понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера. Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер. Процесс визуализации лекционного материала, а также раскодирования его слушателями всегда порождает проблемную ситуацию, решение которой связано с анализом, синтезом, обобщением, развертыванием и свертыванием информации, то есть с операциями активной мыслительной деятельности.
Форма лекции представляет собой своеобразную имитацию профессиональной ситуации, в условиях которой необходимо воспринимать, осмысливать, и оценивать большое количество информации.
Методика чтения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных материалов, которые покрывают все ее содержание. В этой работе должны участвовать преподаватели и обучающиеся, поставленные в положение не только воспринимающих, но и « создающих информацию». С этой целью преподаватель дает задание слушателям подготовить наглядные материалы по прочитанной лекции, определив их количество и способы представления информации.
После этого целесообразно прочитать эту же лекцию с использованием наиболее интересных визуальных материалов и представить эту ситуацию для анализа и разбора. Используются разные типы наглядности: натуральный, изобразительный, символический – в сочетании с различными техническими средствами. Каждый тип наглядности оптимален для донесения какой-то определенной информации. Можно сказать, что при переходе от текста к зрительной форме, от одного вида наглядности к другому происходит потеря некоторого количества информации. Однако это позволяет сконцентрировать внимание на наиболее существенных в данной ситуации аспектах сообщений, глубже его понять и усвоить.
Лекция- визуализация отвечает следующим критериям:
- учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму и обратно;
-способствует становлению и совершенствованию мыслительных операций на основе наблюдения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Конспектирование лекции – визуализации предполагает схематичное изображение ее содержания. Условно существуют три варианта конспектирования. Первый – выделение времени во время лекции на перерисовывание необходимых наглядных изображений. Второй – классический вариант – готовится преподавателем раздаточный материал: графики, схемы, таблицы. Третий – самый распространенный – электронная версия лекции, для последующей самостоятельной распечатки студентом или изучения с использованием компьютера.
Лекция – визуализация – является методом побуждения познавательного интереса студентов, способствует более успешному усвоению материала, активизирует умственную деятельность слушателей.
Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует лучшему запоминанию учебного материала, но и подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека. Основной акцент в этой лекции делается на более активное включении в процесс мышления зрительных образов, то – есть на развитие визуального мышления. Визуальное мышление существенно повышает эффективность восприятия, понимания и усвоения информации и ее превращение в знания. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – девиз лекции визуализации .
В визуализированной лекции важны: определённая визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции – в разработке визуальных средств, режиссуре процесса чтения лекции, уровне владения преподавателем соответствующими техническими средствами, которые будут использоваться на занятии, технические параметры функционирования используемой техники (время вхождения в рабочее состояние, шумовой фон и др.).
Необходимо учитывать:
– уровень подготовленности и образованности аудитории;
– темп восприятия предъявляемых материалов;
– профессиональную направленность;
– особенности конкретной темы;
– назначение наглядных материалов: иллюстративная задача, компактное представление изучаемых материалов; дополнительная информация;
– количество представляемой информации;
– техническую оснащённость учебного помещения и др.
Не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина. Однако элементы такой лекции возможны для любого предмета.
Визуальные объекты должны быть четкими, яркими, насыщенными, доступными для изучения. Для представления визуальных объектов важны заранее определенная последовательность, логика и ритм подачи учебного материала.
В конце лекции необходимо обобщение представленного визуального материала.
Важные особенности подготовки лекции-визуализации:
1)Подготовка лекции требует от преподавателя видоизменения лекционного материала в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.).
2)Чтение лекции (повествование) трансформируется в связное, развернутое представление (комментирование) преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающих тематику данной лекции.
3)Информация должна быть представлена таким образом, чтобы обеспечить, с одной стороны, систематизацию имеющихся и вновь полученных студентами знаний, предвидение проблемных ситуаций и возможностей их разрешения, а, с другой стороны, использовать разные способы наглядности.
4)Важен определенный ритм подачи учебного материала и наглядная логика. Для этого используется комплекс технических средств обучения: рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графика, сочетание словесной и наглядной информации.
5)Лекцию-визуализацию лучше всего использовать на этапе введения студентов в новую дисциплину, тему или раздел.
6)Анализ использования лекции-визуализации позволяет сделать следующие выводы:
7)Подобная лекция создает своеобразную опору для мышления, развивает навыки наглядного моделирования, что способом повышения не только интеллектуального, н6о и профессионального потенциала обучаемых.
11.Каковы методологические основания выбора преподавателем вида лекции?
Существует большое разнообразие видов лекционных занятий, а именно:
– лекция-беседа, которая представляет собой диалог преподавателя с аудиторией, что позволяет привлекать к двухстороннему обмену мнениями по наиболее важным вопросам темы занятия. Внимание студентов в данной лекции обеспечивается путем постановки проблемного задания – вопросно-ответной беседы с аудиторией.
– лекция с эвристическими элементами, в процессе изложения которой перед студентами ставится задача, и они, опираясь на имеющиеся знания, должны найти самостоятельное, логически обоснованное решение. Планирование данного типа лекции требует от преподавателя заранее поставленных задач с учетом знаний аудитории.
– лекция с элементами обратной связи, которая подразумевает изложение учебного материала и использование знаний по смежным предметам (межпредметные связи) или по изученному ранее учебному материалу. Обратная связь устанавливается посредством ответов студентов на вопросы преподавателя по ходу лекции.
– проблемная лекция, которая способствует совершенствованию навыков работы с полученной информацией и развитию логического мышления, а также самостоятельному поиску необходимой информации. Чаще всего такой вид занятий планируется при изложении учебного материала по спецпредметам и представляет собой разновидность проблемной системы обучения.
– многоцелевая лекция, основанная на комплексном взаимодействии отдельных элементов: подаче материала, его закреплении, применении, повторении и контроле;
– лекционный обзор материала по тематическому циклу, имеющий итогово-обобщающий характер;
– лекция, представляющая собой чтение с демонстрацией опытного, иллюстративного, аудио-и видеоматериала.
– комбинированная лекция, включающая элементы перечисленных выше видов занятий.
В первую очередь, одним из оснований выбора вида лекции являются цели профессионального образования. Они выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания.
Виды педагогических целей многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих преподавателей.
Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования. Параллельно существуют общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Эти запросы учитывают педагоги, создавая различные типы специализаций, разные концепции обучения. Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их студентами с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития студентов, подготовленности педагогов.
Также еще одним основанием выбора является тактическая образовательная технология. По сути, на данном уровне, речь идет о технологическом подходе к методам обучения, т.е. к детальному и относительно алгоритмизированному описанию непосредственного взаимодействия педагога и студента.
В зависимости от выбранной стратегической технологии (связанной с имеющимися возможностями по выбору форм организации обучения) и на основе перечня компетенций, которые необходимо формировать в процессе обучения у студентов, преподаватель выбирает тактическую образовательную технологию. Так, на уровне стратегической лекционной технологии можно предложить выбор из следующих тактических технологий: проблемная лекция, лекция-провокация, бинарная лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-дискуссия и др. А среди процедур активизации обучения и игровых процедур: «мозговую атаку», блиц-игру, дидактическую игру, кейс-стади, деловую игру и др.
12.Каковы способы получения обратной связи в лекционных методах обучения?
Обратная связь лектора и аудитории осуществляется с целью контроля прочности усвоения знаний. Первая функция такого контроля — способ получения лектором представления об учебном процессе с целью внесения необходимых корректив. Вторая — способ психологического воздействия на студентов, активизирующего их продуктивную деятельность.
При чтении лекции текущий контроль осуществляется спонтанно по типу невербальной обратной связи, т. е. тех сигналов, которые слушатель демонстрирует лектору, не осознавая это (взгляды, выражение удивления, припоминания и проч.). Словесная, намеренная обратная связь может быть осуществлена на лекции, главным образом, фронтальным (всеобщим и одновременным) опросом. В аудиториях, оборудованных современными компьютерными системами, организация такой работы не вызывает особых трудностей.
Формы и методы педагогического контроля являются неотъемлемой частью учебного процесса. Примером формы такого контроля можно назвать коллоквиум (от лат. colloquium — разговор, беседа) — одна из форм учебных занятий, выполняющая контрольно-обучающую функцию. Коллоквиум используется как форма итогового контроля после изучения какого-либо предмета в течение одного, двух, трех семестров и представляет собой беседу преподавателя со студентами с целью выяснения уровня усвоенных знаний. Кроме диагностики усвоения знаний коллоквиум выполняет также организующую функцию, активизирует самостоятельную работу студентов и рекомендуется как одна из наиболее действенных форм обратной связи в учебном процессе.
Педагогический контроль имеет три взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
1)Диагностическая функция заключается в выявлении уровне знаний, умений, навыков, в определении уровня сформированности профессионально значимых качеств, в оценке учебной деятельности и поведения студентов.
2)Обучающая функция контроля проявляется в активизации учебной деятельности студентов.
3)Воспитательная функция заключается в том, что система педагогического контроля дисциплинирует, организует и направляет учебную деятельность студентов, помогает выявлять и устранять пробелы в знаниях, способствует развитию творческого отношения к учебе и аутодидактической компетенции.
Практические занятия, как и лекции, являются необходимыми элементами учебного процесса. Цель практических занятий заключается в углублении, расширении детализации полученных на лекциях знаний, выработке профессионально значимых умений и навыков. Практические занятия способствуют развитию профессионального мышления и культуры речи студентов, включая владение терминологией, позволяют проверить усвоенные знания, выступают как средство оперативной обратной связи.
Наряду с каналом основной обратной связи «учащиеся педагог», по которому преподавателю передается информация о ходе освоения материала учащимися, важное значение имеет и обратная связь «педагог учащийся» (в дальнейшем будем называть ее «вторичной обратной связью»). Именно благодаря этому каналу у учащегося формируется мотивация обучения, а также возникают эффекты саморегуляции.
13.Перечислите типичные ошибки лектора.
H. Самоукина выделяет следующие наиболее распространенные типичные ошибки в чтении психологической лекции:
1. Частое употребление сложной психологической терминологии
Психологические знания, отраженные в текстах монографий и учебников, как правило, строятся на основе применения основательного понятийного аппарата, сложной специальной терминологии. Поэтому, готовясь к лекции и просматривая профессиональную литературу, психолог часто прибегает к прямого переноса научной терминологии в содержание своей лекции. Следует помнить и учитывать, что усвоение специальной психологической терминологии - особый длительный процесс, необходимо во время профессионального обучения психологов. Если психолог прибегают к употреблению специальной терминологии при чтении лекций по практической психологии й различным группам контингента образовательного учреждения, он объективно сталкивается со следующимими трудностями:
1)Значительно усложняется понимание слушателями текста лекции, так как у них складывается впечатление, что психология очень сложная, запутанная и непонятная. Соответственно, начинают сомневаться в том, нужна а психология в образовательном учреждении. Даже возникает вопрос о профессиональной компетентности лектора, ведь сложно его понять;
2)Многие из слушателей стесняется спросить о значении специальных терминов: ведь психолог так уверенно оперирует ими. Ставить же вопрос означает для слушателя публично проявлять собственную некомпетентность унижаться. Отсутствие вопросов по терминологии связана еще и с тем, что слушатели, естественно, часто не могут понять на слух правильное произношение неизвестного им срокна.
3)Применяя психологическую терминологию и стремясь детально разъяснить содержание каждого названного термина, психолог рискует неоправданно увеличить время лекции, сделать ее громоздкой и трудно усваиваемой слушателями. Структура лекции становится негибкой, теряет необходимую для нее"прозрачность", что затрудняет логику восприятия и соображений не только слушателей, иногда и самого психолога.
2. Демонстрация на лекции с практической психологии манеры ученого-психолога.
В научной аудитории принято, чтобы докладчик говорил в слегка отчужденной, суховатой манере. Содержание научной лекции должен быть тем, что рационализирует, быть логичным, очищенным от эмоций и личных ассоциаций.
Если читать лекцию для другой аудитории, в частности, для работников образовательного учреждения, такая манера чтения будет воспринята слушателями скорее негативно, поскольку они будут чувствовать дистанцию и будут оценивать лектора именно как ученого или академического лектора. Этим объясняется невнимательность слушателей, неполное понимание ими содержания лекции, отсутствие психологического контакта между лектором и аудиторией.
3. Демонстрация на лекции психологического высокомерия
Профессия психолога в настоящее время считается одной из самых престижных и элитных. Многие психологи, понимая это, в своем поведении и общении с работниками других профессиональных сфер демонстрируют некоторое и психологический апломб, высокомерие.
Наверное, подавая на лекции психологическую информацию в вынужденно упрощенной, популярной форме, психолог может сам относиться к такой манере не совсем одобрительно ("Приходится объяснять много простых вещей")). Осознанно или часто неосознанно в интонациях психолога-лектора просматривается некоторая превосходство к слушателям ("Это так просто, а. Вы не понимаете!").
Демонстрация высокомерной позиции способствует формированию ощутимой дистанции, отчужденности между слушателями и психологом-лектором и естественно, не способствует возникновению между ними взаимопонимания и психологического контакт.
4.Демонстрация менторской позиции
Данная ошибка характерна, главным образом, для молодых специалистов, вчерашних выпускников психологических факультетов вузов. Выступая перед аудиториями педагогов, родителей, детей, они демонстрируют позицию руководителя, наставника, обучающего воспитателя. Особенно неэффективна подобное поведение в аудитории, состоящей из люди старшего возраста. В таких слушателей, как правило, возникает в лектора недоверие, иногда даже насмешливая. Ирония.
5.Чтение лекции в описательной манере
Многие психологи продолжают читать лекции по практической психологии в описательной манере: они рассказывают о проблеме, приводят примеры для иллюстрации высказанных положений, в конце лекции формулируют некоторые общие рекомендации. После такой лекции слушатели усваивают некоторые знания и информацию, но не получают главного - руководства к действию, то есть технологий.
14. Какова роль невербальных средств общения лектора с аудиторией?
Как известно, деловая коммуникация может осуществляться не только вербальными средствами (устная и письменная речь), но и невербальными средствами. В речи лектора они тесно взаимосвязаны между собой.
Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Некоторые психологи считают, что в процессе взаимодействия людей 60–80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств и только 20–40% – за счет вербальных. Поэтому языком невербального общения необходимо научиться владеть каждому оратору.
Основные средства невербальной коммуникации:
1)Визуальный контакт. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем. Поэтому из визуального контакта следует извлечь максимальную пользу. Для этого рекомендуется следующее:
• Постоянно смотреть на слушателей и следить за их реакцией. Замечать их положительные и отрицательные отклики на речь.
• Смотреть на всех слушателей одинаково и равномерно. Если смотреть на часть из них, то другая часть будет недовольна и может посчитать, что они являются лишними. Ни в коем случае нельзя привязываться взглядом к одному человеку.
• Желательно выработать так называемый дозированный взгляд, т.е. смотреть в глаза людям, сидящим на первом ряду (каждому по очереди) и периодически бросать рассеивающий взгляд на второй и последующие ряды (ни на кого конкретно, но чтобы каждый подумал, что выступающий смотрит именно на него).
2)Мимика. Под ней подразумеваются выражения лица, передающие внутреннее душевное состояние человека. Для всякого выступающего с речью существует безусловное правило: что бы ни случилось, всегда "держите лицо". В процессе выступления лектор – человек, который не может позволить себе иметь плохое настроение, депрессивные мысли или бытовые проблемы. Каждый выступающий не только говорит, но еще и внушает и ведет себя так, словно от его слов зависит обстановка во всем мире. Кроме того, выступающий, если он будет внимательно следить за аудиторией, непременно распознает, когда аудитория его понимает, когда одобряет, а когда недоумевает.
Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10–15% информации.
3)Жесты. С помощью жестов можно осуществлять обратную связь со слушателями. По жестам можно достаточно правильно определить все достоинства и недостатки, успехи и поражения выступающего. Надо внимательно приглядеться к аудитории и можно обнаружить, как воспринимают оратора – с одобрением или безразлично, скучают или с интересом слушают выступление. Учет такой обратной связи дает возможность вовремя скорректировать выступление.
4) Поза. Умение принимать правильную позу – необходимый элемент успешного выступления перед аудиторией. Поза может создать впечатление уверенности или растерянности, может возвысить или унизить человека. Кроме того, поза, осанка влияют и на собственное состояние лектора. Если он держится скованно, сутулится, то это сказывается и на его внутреннем состоянии, настроении и самочувствии.
5)Походка является важным невербальным средством для выражения различных эмоций и выделения тех или иных элементов речи. Можно выделить следующие смыслы и значения походки и правила, которыми должен руководствоваться выступающий перед аудиторией:
• умеренная ходьба помогает слушателям расслабиться;
• когда лектор хочет что-то подчеркнуть, желательно немного направить тело навстречу аудитории, т.е воспользоваться жестом приближения тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то следует сделать это тогда, когда оратор хочет сообщить что-то важное, донести и убедить присутствующих в своей правоте.
6) Одежда. Выступление перед аудиторией в некотором смысле подобно театральному представлению. Поэтому одежда здесь также имеет большое значение. Поскольку в данного рода коммуникации имеются две стороны – аудитория и лектор, то и одежда выступающего должна учитывать требования обеих сторон. С одной стороны, она не должна бросаться в глаза, раздражать аудиторию, но вместе с тем она должна соответствовать ожиданиям слушателей. В противном случае вместо речи слушатели могут запомнить только костюм или украшения оратора. С другой стороны, одежда должна быть комфортной для выступающего, она не должна отвлекать внимание и доставлять неудобства. Конечно, в любом случае одежда должна быть опрятный, аккуратной и чистой.
15. В чем заключается исполнительное мастерство лектора?
Лекция может быть хорошо написана и плохо прочитана, будучи организованной в письменный текст, научно-учебная информация должна быть трансформирована в устную речь так, чтобы она в полном объеме была воспринята и усвоена аудиторией. И здесь на первый план выступают речевая культура, ораторское и педагогическое мастерство лектора.
Лекторское мастерство предполагает умение пользоваться текстом лекции. Знание текста и сценария лекции необходимо для ее успешной интерпретации и одновременного управления работой студентов. Текст регламентирует речевую деятельность преподавателя, не позволяет ему увлекаться, забыв о лимите времени. Необходимо воспитывать в себе умение не только аннотирования, реферирования и конспектирования, но «свертывания» устного изложения без ущерба его информативности, если этого требуют обстоятельства.
Лектору необходимо умение управлять процессом конспектирования. Студенты, особенно младших курсов, не умеют писать конспект. Они зачастую просят лектора диктовать им. Их следует учить умению извлекать информацию из устной речи и перерабатывать ее в конспект: вычленять главное, опускать второстепенное, применять аббревиатуры, сокращения, схемы, графически выделять формулировки, законы, понятия, определения и т. п. (цветные фломастеры, абзацы, подчеркивания).
Примеров, когда великие ученые были одновременно великолепными лекторами, можно привести достаточно много: М.В. Ломоносов, Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев и т.д. Однако не всем педагогическое мастерство дается от рождения.
«Чтобы быть хорошим педагогом, надо быть ученым, философом, артистом, воспитателем и Человеком» - говорил А.П. Минаков.
Лектор - это дирижер, который должен уметь управлять аудиторией. Слушатели должны ловить каждое его слово, а также быть внимательным и благодарным. А для этого нужно хорошо обдумывать и тщательно готовиться к каждой лекции. Необходима режиссура лекции.
По мнению некоторых учёных, есть несколько советов, как овладеть этим мастерством настоящего лектора:
Важно помнить, что мелочей нет, и все одинаково имеет значение. Как одет лектор, тихо или громко говорит, суетлив он или спокоен. Если он неправильно ставит ударение либо делает грамматические ошибки в общеизвестных словах, неуспех лекции гарантирован.
1)Одно из правил, которое с первых минут помогает завладеть аудиторией - перед чтением лекции пройтись через весь зал. Случайно задержаться около группы курсантов и попутно спросить обучающихся, которые отстают по предмету. Также полезно в начале лекции дать краткий обзор предыдущего материала, привести пару ярких примеров, доступным для всех языком, исключить витиеватые слова. Необходимо использовать краткие, но ясные фразы, потому как они легко воспринимаемые.
2)Лектор не должен задавать аудитории вопроса об усвоении материала, например, спрашивать: «Вы поняли?». Ему необходимо знать, где нужно замедлить чтение, сделать акцент и привести больше ярких остроумных примеров из практики, такие примеры помогают рассеивать напряженность в аудитории.
3)Преподаватель должен постоянно работать над собой, совершенствовать свои личностные и человеческие качества; он должен воспитывать в первую очередь себя - предъявлять строгие требования в отношении собственной дисциплины, бескорыстности и честности. Он должен любить свою работу, свой предмет и свою аудиторию.
4)Во время чтения лекции необходимо делать психологические паузы, рассказывая время от времени занимательные истории, например, из личного опыта, хотя бы косвенно относящиеся к предмету. Такой прием позволяет взбодрить и повысить заинтересованность аудитории к излагаемой теме. Также, в какой-то мере, повысить уровень усвоенного материала.
5)В начале лекции лектор должен дать время себе и слушателям успокоиться, сосредоточиться; создать настроение. Обязательно надо напомнить, о чем была лекция в прошлый раз, сказать, о чем будет речь сегодня, по возможности увязать с другими дисциплинами.
Преподаватель не может рассчитывать на то, что он каждый раз будет «в ударе», необходимо тренировать себя, оттачивая свое мастерство оратора и артиста, то есть совершение лекции - это артистический акт. Это, в свою очередь, можно подтвердить словами К.С. Станиславского: «Как уберечь роль от перерождения, от духовного омертвения, от самодержавной актерской набитой привычки и внешней приученности? Нужна какая-то подготовка перед началом творчества, каждый раз, при каждом повторении его. Необходим не только телесный, но, главным образом, и духовный туалет перед спектаклем» . Таким образом, перед проведением лекции, лектор, многократно читающий тот или иной материал, должен провести «духовный туалет».
В заключение можно привести слова А.П. Минакова: «Педагог должен чувствовать жизнь аудитории и «совершать лекцию» вместе с нею, а не перед нею, переживая каждый раз при изложении давно известного ему материала всю свежесть и новизну его первого восприятия»
16. Проанализируйте методические приемы чтения лекции (на примере лекции, из числа изучаемых в данном семестре)?
Для любого лектора, даже самого знающего и опытного, методика чтения каждой лекции выступает как своеобразная творческая задача, так как это не просто хороший пересказ известной ему теории, а умелая ее адаптация к запросам и возможностям конкретной аудитории.
Начало лекции должно быть проблемным, увлекательным, побуждающим к размышлению. Речь лектора в течение всей лекции должна быть четкой, выразительной, логичной, достаточно громкой, с вариациями тембра и интонаций. Для активизации восприятия излагаемого материала студентами следует использовать различные педагогические приемы – краткость изложения, применение освежающих отступлений, методы наглядной информации и др.
Преподаватель должен широко применять речевые средства активизации внимания, к которым относятся:
– использование литературных образов, цитат, крылатых выражений;
– использование разностильной, экспрессивной лексики;
– художественность изложения: речевые аналоги, контрасты, парадоксы, афоризмы;
– интонационная выразительность: перемена тона, темпа, тембра;
– внутренняя диалогичность.
Эффективными педагогическими приемами, позволяющими повысить качество лекционного занятия, могут быть психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса:
– проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции; выделение основных положений; приемы установления первичного контакта; использование личностных установок; доводы от авторитета, от личности;
– опора на контрольные группы для обратной связи; укрепление рабочих контактов на всех этапах чтения лекции. Для мобилизации внимания слушателей лекции применяют также следующие приемы
– прием новизны; прием взаимодействия интересов; прием персонефикации; прием соучастия. К аудиовизуальным средствам активизации внимания, памяти, интереса относятся структурно-логические схемы; таблицы, графики; картины, плакаты; видеофильмы и презентации; звукозаписи.
Внимание аудитории лектор должен не только завоевать, но и удержать. Для этого можно дать следующие рекомендации:
– не доказывать очевидного и не опровергать невероятного;
– отбросить все посредственные и ненадежные выводы;
– не спорить против несомненных доказательств и верных мыслей противника;
– не договаривать, когда факты говорят за себя;
– не рекомендуется заискивать перед аудиторией и не говорить с нею свысока.
Лектор влияет на аудиторию и своим внешним видом – одеждой, прической, которые должны быть аккуратными, чистыми, модными.
Необходимым условием эффективности лекции является речевое мастерство лектора, богатый, эмоционально окрашенный язык изложения, форма изложения - не только украшение лекции, но и важный ориентир восприятии ее содержания.
Загрузка внимания студентов на лекции зависит от способности лектора сосредоточить и удерживать внимание аудитории. Оно подвержено колебаниям каждые 2-3 минуты у каждого студента. Поэтому наиболее важный материал в лекции должен повторяться, создавая некоторую избыточность учебной информации.
Необходимо максимально использовать первые 15-20 минут - период «глубокого» внимания слушателей. Далее возможен переход на шутливый тон изложения. Можно задать вопрос аудитории и попросить любого студента ответить на него. Можно прочесть какую-либо цитату и в это время позволить слушателям сделать минутную гимнастику для пальцев и даже поговорить с соседом. Затем необходимо вернуть аудиторию к прежнему ритму работы. Целесообразно предварительно рассчитывать скорость подачи информации.
Использованная литература/источники
1.https://scicenter.online/psihologiya-pedagogika-scicenter/lektsiya11-rol-mesto-lektsii-50802.html; https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00115043_0.html; Основные вопросы теории. М., См.: Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972; Он же. Проблемное обучение; Зимняя И.А. Педагогическая психология.
2. https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a3ac68b4c43b88521206d27_0.html#text
3. https://studopedia.su/14_147458_etapi-podgotovki-k-lektsii.html; А.М. РУБАНОВ, Л.А. ХАРКЕВИЧ, В.А. ИВАНОВ, В.Ф. ЕГОРОВ, В.Н. МАКАРОВА Методические аспекты организации лекционных занятий в ВУЗе. Тамбов, Издательство ГОУ ВПО ТГТУ, 2011.
4. Основные вопросы теории. М., См.: Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972; Он же. Проблемное обучение;.М. РУБАНОВ, Л.А. ХАРКЕВИЧ, В.А. ИВАНОВ, В.Ф. ЕГОРОВ, В.Н. МАКАРОВА Методические аспекты организации лекционных занятий в ВУЗе. Тамбов, Издательство ГОУ ВПО ТГТУ, 2011.
5. Официальный сайт проекта Science Slam Москва [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://science-slam.moscow (дата обращения: 05.06.2016); Н. В. Нечаева. Популярная публичная лекция жанра talk: особенности языка и стиля.
6. Источники: Солодов, В.А. Методологические основы проблемного обучения : лекция / В.А. Солодов. – М. : ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 1981. – 13 с.; М. РУБАНОВ, Л.А. ХАРКЕВИЧ, В.А. ИВАНОВ, В.Ф. ЕГОРОВ, В.Н. МАКАРОВА Методические аспекты организации лекционных занятий в ВУЗе. Тамбов, Издательство ГОУ ВПО ТГТУ, 2011; http://www.sgafkst.ru/images/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%97%D0%B0%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5/metodika_podgotovki_lesson_zo.pdf
7. Ковалев В.Н., Борисенко З.В., Дьяков С.И., Лопатина Н.Н. Методические указания к вузовской педагогической практике студентов V курса факультета психологии. – Севастополь: СФ МГУ, 2013; ites.google.com/site/smoltechnogsv/lekcia-s-zaranee-zaplanirovannymi-osibkami
8. Синицина Г. П. Технологии обучения студентов в вузе // Библиотека он-лайн Иннокентия Ахмерова. URL: http://www.ahmerov.com/book_578.html; Шумова И. В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования [Текст] / И. В. Шумова // Педагогика: традиции и инновации: Материалы межд. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 года). Т. II / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 57—61.
9. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений/А.П.Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009; Методические рекомендации по использованию методов активного обучения в учебном процессе/ Авторы Калиниченко Э.Б., Захарова С.А., Акчурин С.В., ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», Саратов, 2011; https://lektsii.com/3-103700.html.
10. Григальчик, Е.К. Обучаем иначе: Стратегия активного обучения в школе / Е.К. Григальчик, Д.И. Губаревич и др. – Мн.: ООО «Красико-Принт», 2001; Столяренко Л.Д. Основы психологи.5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д, Феникс, 2002; Хмаро Н. В. Лекция как ведущий метод изложения учебного материала (метод. пособие для преподавателей). – Ярославль: Аверс Плюс, 2006.
11. Завада Г.В. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Г.В. Завада, О.В. Бушмина. – Казань: КГЭУ, 2008; http://eor.dgu.ru/lectures_f/%D0%90%D0%9C%D0%98%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%90%20%D1%83%D1%87%20%D0%BF%D0%BE%D1%811/project/p3aa1.html
12. К. М. Левитан Юридическая педагогика. Учебник. Издательство НОРМА. Москва, 2007; Стариченко Б.Е., Коротаева Е.В., Сардак Л.В., Егоров А.Н. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе ч. 4. Проектирование методов управления учебной деятельностью. Учебное пособие
13. http://uchebnikirus.com/pedagogika/osnovi_pedagogichnoyi_tehniki_-_pihtina_np/tipovi_pomilki_pri_chitanni_psihologichnoyi_lektsiyi.htm
14.https://studme.org/64173/menedzhment/neverbalnye_sredstva_kommunikatsii_publichnoy_rechi; https://bookonlime.ru/lecture/23-verbalnye-i-neverbalnye-sredstva-obshcheniya
15. Минаков А.П. О творческом методе в преподавании // Вестник высшей школы. 1946. № 5-6. С. 22; М. Н. Кох, Т. Н. Пешкова. Методика преподавания в высшей школе. Учебное пособие.
16. Источники:Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2000; http://eor.dgu.ru/lectures_f/%D0%90%D0%9C%D0%98%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%90%20%D1%83%D1%87%20%D0%BF%D0%BE%D1%811/project/p3aa1.html