Культурология: предмет, сущность, основные функции
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Культурология: Предмет, сущность, основные функции План:
1. Понятие культура.
2. Предмет и методы культурологи.
3. Структура и функции культуры.
4. Культура и цивилизация.
1. Понятие культура
Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Понятие «культура» в своем становлении прошло длительный путь. Оно употребляется весьма широко, насчитывая два тысячелетия, приобретая все новые смыслы и оттенки. Впервые понятие «культура» встречается в
«Тускуланских беседах» римского политического деятеля, оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.). Первоначально слово
«культура» восходит к латинскому «cultura», что в первоначальном своем употреблении имело несколько взаимосвязанных и взаимодополняющих смыслов, означая «возделывание, обработку почвы», «взращивание»,
«вскармливание», «воспитание». То есть, понятие культуры выделяло те изменения, которые происходят, хотя и в природном объекте, но приобретают свое направление, формируются в результате целенаправленной, сознательной деятельности человека.
Заслуга Цицерона состоит в том, что он впервые применил слово
«cultura» в ином, переносном смысле – применительно к воздействию на человеческий ум, подчеркивая неустанную, сознательную, направленную работу над самим собой, возделывание того, что заложено природой. Таким образом, в равной мере есть и творец культуры, и ее творение. И сразу же
«cultura» стала противостоять другому латинскому понятию – «natura», т.е.
природа. В данном контексте слово «культура» стало означать явление созданное, неприродное. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.
Основываясь на этом первоначальном значении введенного в обиход термина, исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под культурой понимают все то, что создается, используется, совершенствуется человеком. Видимо, это дало основание великому немецкому философу Гегелю дать следующее определение культуры:
«Культура – это созданная человеком «вторая природа»».
В разные эпохи в понятие «культура» вкладывали самый различный смысл: древние греки – воспитанность (этим они отличались от диких варваров), люди средневековья – духовное совершенствование человека, Возрождения – гуманизм, Просвещения – разумность.
Средние века выдвигали тип человека, по существу, противоположный античному. Если античность возвышала, воспевала человека, его творческие, созидательные способности, то средневековье, проходящее под знаком глубочайшей религиозности, возвышая Бога, предписывало человеку «знать свое место», не впадать в грех гордыни. Лишь в эпоху Возрождения взоры вновь обратились к человеку и природе как вершинам Божественного творения. Гуманисты Возрождения даже считали, что человек способен находиться в сотворчестве с Богом, продолжить его дело – созданием новых форм из того, что предлагает природа и на основе ее законов. Понятие культуры становится органичной частью философских систем Нового времени – Дидро, Руссо, Вольтера, позже Канта, Гегеля, Гете, Гердера.
В XVIII-XIX вв. сформировались две основные линии в разработке проблематики культуры. В первой из них культура рассматривалась как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, преодолевающих дикость и варварство (французские просветители), как
эволюция духовности – морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечивающая прогресс человечества (немецкие философы). Вторая же линия акцентировала внимание не на поступательном историческом развитии культуры, а, скорее, на ее особенностях в различных типах общества. При таком подходе различные культуры рассматривались как автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (неокантианцы – Риккерт, Э. Кассирер, М. Вебер, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, П.А. Сорокин, А.Д. Тойнби). Впоследствии, в XX в., понятие культуры было расширено включением в него всего богатства материального производства, а с другой стороны – этнических обычаев, различных языков и символических систем.
К середине XX века понятие «культура» стало научной категорией. Современные представления о культуре объединяет то важнейшее обстоятельство, что культура – это система духовных и материальных ценностей, передаваемых из поколения в поколение, выражаясь в способах организации и развития человеческой деятельности. Можно сказать, что культура – это процесс и результат созидательной деятельности человека. Сущность культуры познается через деятельность людей, вне человека культура не существует.
В настоящее время в культурологической науке принято выделять следующие аспекты культуры: 1. генетический; 2. гносеологический; 3.
аксиологический; 4. гуманистический; 5. нормативный; 6. социологический.
2. Предмет и методы культурологии
Культурология – это наука о культуре, о ее сущности, происхождении, исторических типах, закономерностях, движущих силах, внутренней логике ее развития и о роли ее субъекта, творце культуры. Очевидно, что определение объекта и предмета культурологии концентрируется вокруг понятия культуры. Однако понятие культуры весьма сложно и многозначно, употребляется в самых разных значениях в диапазоне от обыденного
использования до глобального контекста, в частности, от «культуры поведения» до «мировой культуры». Причиной тому является многогранность данного понятия, его исключительно глубокое содержание. Хотя культурология находится в стадии становления и уточнения своего предмета исследования, все же со значительной долей уверенности можно говорить об относительно бесспорных аспектах, проблемах культуры, которые являются предметом ее исследования.
Предметом культурологии являются вопросы происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества.
Объект культурологии – культурные объекты общественной жизни, анализ особенностей различных культурно-исторических типов и процессов, происходящих в современной культуре.
Культурология выделилась из философии культуры. Она состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. На эмпирическом уровне происходит обобщение и первоначальная систематизация знаний о том или ином явлении культуры. На теоретическом – создание теорий, концепций и формулировка законов. Поскольку предмет культурологии еще окончательно не определен, то в настоящее время она находится преимущественно на эмпирическом уровне.
В соответствии с задачами культурологической науки ее подразделяют на фундаментальную и прикладную.
Фундаментальная культурология выявляет общие закономерности развития культуры, изучает культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов, разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования науки.
Опираясь на теоретические знания, прикладная культурология разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления
социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики.
Основными задачами культурологии являются: 1. наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций; 2. изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре; 3. определение места и роли человека в культурных процессах; 4. разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры; 5. взаимодействие с другими науками, изучающими культуру; 6. изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры; 7. исследование развития отдельных культур.
3. Структура и функции культуры
Культура делится на определенные виды и роды, но это деление часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.
Для культуры как явления социального основополагающими являются понятия культурной статики и культурной динамики. Культурная статика описывает культуру в состоянии покоя, неизменности, повторяемости. Культурная динамика рассматривает культуру как процесс, движение, изменение. К первой можно отнести внутреннее строение культуры и ее формы, ко второй - средства и процессы, которые описывают метаморфозы культуры. В культурной статике элементы разделяются во времени и в пространстве.
Культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, передаваемая по наследству от прошлых поколений и являющаяся средством объединения общества в периоды кризисов и важным фактором сплочения нации.
Культурный ареал – тоже элемент культурной статики. Это географический район, где находятся сходные в общих чертах культуры.
Культурные универсалии – нормы и свойства, присущие всем мировым культурам. Ученые определяют более 70-ти таких универсалий: возрастные градации, календарь, гигиена, приготовление пищи, образование, этикет, танцы, медицина и т.д.
В культурной динамике можно выделить несколько основных типов возникновения и существования феноменов культуры. Культурогенез – процесс порождения новых форм культуры и их вхождения в социальную практику. Наследование традиций – процесс трансляции (т.е. передачи) уже существующих в социальной практике явлений от одного поколения к другому, а также отмирание явлений, утративших социальную актуальность. Диффузия культуры – процессы распространения образцов культуры в пространстве и во времени, их заимствования и внедрения в новые культурные системы. Трансформация форм культуры – процессы их модернизации, развития, а также деградации вплоть до исчезновения из социальной практики. Системная трансформация – процессы исторической изменчивости целых систем культуры, такие как эволюция, волновая изменчивость, распад, слияние и т.п., за время их существования.
Культура вбирает в себя не только предметные результаты деятельности людей – машины, технические и архитектурные сооружения, произведения искусства, научные теории, правовые и моральные установления. К культуре относятся и субъективные человеческие навыки, силы и способности, способы и формы общения людей в семье, коллективе, обществе.
Большинство исследователей полагает, что культура имеет два измерения - материальное и духовное.
Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, средства связи и т.д.)
Духовная культура, относясь к процессу и результатам духовной деятельности, включает в себя науку, философию, мифологию и религию, искусство, мораль и право, политическое сознание.
Однако это деление культуры весьма условно. При всех существенных различиях материальная и духовная культура неразрывно связаны между собой. Все материальное – это некая реализация духовного, а это духовное невозможно без материальной оболочки. Примером органического единства этих составляющих культуры может служить архитектурное сооружение – оно одновременно является и произведением искусства и имеет утилитарное значение.
Говоря о структуре культуры, необходимо учесть, что имеет смысл говорить о культуре целой эпохи, о национальной культуре, о различных культурах тех или иных социальных общностей, об индивидуальной культуре. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры. Народная культура создается творцами из народа, остается безымянной, отражает духовные поиски народа, включает мифы, сказки, поговорки, пословицы, легенды, песни, танцы.
Культуру также принято делить на массовую и элитарную. Названия говорят сами за себя. Если элитарная культура доступна лишь небольшому кругу изысканных знатоков и ценителей, то массовая культура является достоянием широкого круга людей. Массовая культура – форма культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики без учета региональных, религиозных или классовых различий. Популярная и эстрадная музыка, кино, театр – яркие примеры массовой культуры. Элитарная культура включает изящные искусства, классическую музыку и литературу, созданные талантливыми профессионалами, предназначенные для образованных или высших слоев общества.
Существует «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. Это виды культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной области – такие как политическая, экономическая, эстетическая, экологическая.
По ее носителю выделяются мировая и национальная культуры.
Мировая культура – это все самое лучшее в национальных культурах планеты.
Национальная культура – объединение культуры различных слоев и классов определенного общества, ее своеобразие заключается в материальной и духовной жизни общества.
Доминирующая культура – совокупность традиций и ценностей, которыми руководствуется большинство членов общества. Она делится на субкультуры, формирующиеся у каждой из групп, на которые распадается общество (национальных, демографических, профессиональных, социальных и т.д.). Если субкультура противостоит доминирующей, ее называют контркультурой (движение «хиппи», субкультура преступного мира).
По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Такое деление вполне правомерно, ибо вытекает из соответствующего ее воздействия на человека и общество. Культура, как человекоформирующее явление, может воспитать личность не только нравственную, но и безнравственную.
Наконец, есть еще одно деление – по признаку актуальности культуры. Это та культура, которая находится в массовом обиходе. Данный факт хорошо виден на изменении моды не только в одежде, но и в культуре. Актуальность культуры – это живой, непосредственный процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет, умирает.
Культура – система многофункциональная. Ее главная функция – гуманистическая, или человеко-творческая. Все остальные, так или иначе, связаны с ней и даже вытекают из нее. Важнейшая – функция трансляции (передачи) социального опыта или информационная.
Культура – социальная память человечества. Это устные предания, памятники литературы и искусства, «языки» науки, религии и др. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к
поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Нарушение этой функции ведет к потере социальной памяти (феномен манкуртизма).
Другой ведущей функцией является гносеологическая (познавательная) функция. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Интеллектуальность общества определяется использованием знаний, содержащихся в культурном генофонде человечества. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого.
Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с определением (регулированием) различных сторон жизнедеятельности людей. Культура влияет на поведение людей, при этом опираясь на нормы морали и права.
Семиотическая (знаковая) функция связана с тем, что любая культура представляет собой определенную знаковую систему: это язык (устный и письменный), литературный язык, специфические языки музыки, театра, живописи. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) тоже имеют собственные знаковые системы.
Ценностная (аксиологическая) функция обусловлена тем, что культура представляет собой определенную систему ценностей и формирует культурные потребности и ориентации человека. Их уровень говорит о степени культурности человека, а критерий оценки – нравственное и интеллектуальное содержание.
4. Культура и цивилизация
В повседневной жизни понятия культуры и цивилизации нередко используются как синонимы. Эти понятия и в самом деле близки. Однако, в строгом смысле, между культурой и цивилизацией есть существенные различия.
Понятие «цивилизация», так же как и «культура», имеет довольно
большое число значений. Однозначной его трактовки вплоть до настоящего времени нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.
Понятие цивилизации (от лат. civilis – «гражданский, государственный, городской») появилось в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в XIX в., оно использовалось для характеристики высшей ступени развития общества в цепочке «дикость-варварство-цивилизация».
Первоначально эти термины использовались как синонимы, никакого противопоставления между ними не предполагалось. Еще философы эпохи Просвещения настаивали на том, что только высокая культура рождает цивилизацию, а цивилизация, соответственно, является показателем культурной развитости и состоятельности. Действительно, культура и цивилизация схожи между собой по множеству параметров. Они имеют социальную природу, существуют только в результате человеческой деятельности, образуют «вторую природу», искусственную среду обитания человека, противостоящую природному миру.
С конца XVIII в. в Германии возникает традиция противопоставления культуры и цивилизации. Немецкие философы и просветители, среди которых особое место занимает И.Кант, понимали культуру как совокупность духовных ценностей. Цивилизация же становится синонимом материальной культуры, достаточно высокой ступенью овладения силами природы. Культура мыслится как внутреннее достояние человека, духовное развитие, мера его свободы. Цивилизация же понимается как преобразованный человеком мир внеположных ему вещей, а также степень их доступности в данном обществе для различных социальных групп. Понятие «цивилизация» становится синонимом урбанизации, скученности, тирании машин, понимается как источник дегуманизации мира.
В этом духе построены знаменитые культурологические теории О.Шпенглера, Н.Бердяева и др. Так, немецкий философ и историк О. Шпенглер, автор книги «Закат Европы» считает, что культура на последних
стадиях своего развития перерождается в цивилизацию. Цивилизация следует за культурой, писал Шпенглер, «как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием». Культура – живой развивающийся организм, она дает простор для творчества, для развития искусства. Цивилизация же, по мнению философа, приносит с собой господство бездушного интеллекта и техники. Бердяев считает, что для культуры характерны качественность, выразительность, эстетичность, стремление к стабильности и консерватизму. В культуре развиваются начала духовности, индивидуальности, аристократизма. Цивилизация же связана с развитием материального, социально-коллективного, демократического начала. В силу этого цивилизация стремится к тиражированию, общедоступности, утилитарности, она ориентирована на прогресс. Поэтому, как говорит Бердяев, происхождение цивилизации мирское, она родилась в борьбе человека с природой вне храмов и культа. Если культура имеет душу, то цивилизация – лишь методы и орудия.
Но, даже противопоставляя культуру и цивилизацию друг другу, философы и культурологи все же понимали, что они связаны между собой, обусловливают друг друга.
В XX в. под цивилизацией стали понимать также локальные моно- и полиэтнические общности с выраженной социокультурной спецификой. В противовес теории глобальной эволюции всего человечества была выдвинута концепция «исторических цивилизаций», проходящих путь от саморазвития до саморазрушения. Историками и этнографами был выделен ряд исторических цивилизаций: древнеегипетская, вавилонская, греческая, римская, индийская, византийская, мусульманская, средневековая, западноевропейская и т.п.
Таким образом, сегодня в научном мире понятие цивилизации используется в основном в двух значениях: 1. цивилизация – это историческая эпоха, пришедшая на смену варварству и знаменующая высший этап развития общества. В этом случае можно сказать, что культура
появилась раньше цивилизации. К примеру, правомерно говорить, о древнеиндийской цивилизации или цивилизации Майя, в то время как первобытнообщинному строю, вряд ли, можно применить понятие цивилизации. Основными признаками перехода к цивилизации считают: а) образование государства; б) возникновение письменности; в) отделение земледелия от ремесла; г) расслоение общества на классы; д) появление городов;
2. цивилизация – это локальная межэтническая общность, которая формируется за счет общей исторической судьбы и длительного и тесного культурного взаимодействия народов. В этом случае культура как совокупность норм, традиций, символов, как специфический набор способов социальной практики конкретного исторического сообщества выступает в качестве признака, отличающего одну цивилизацию от другой.
Существуют еще несколько значений понятия «цивилизация»: 1. материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовных ценностей; 2. идеал общественного развития, под которым понимается общество, основанное на принципах разума и справедливости; 3. прогресс человечества и общества в целом, формирующий единую мировую цивилизацию; 4. синоним культуры определенного народа в конкретный период времени (локальные цивилизации); 5. период деградации и упадка человеческого общества.
Культура и цивилизация могут существовать только в единстве. Тем не менее, понимание того, что важнее – культура или цивилизация, - определяет парадигму ценностей общества. Если цивилизация служит культуре и способствует ее дальнейшему развитию, то в обществе наблюдается гармония между материальными и духовными ценностями, что обеспечивает действительный прогресс данного общества. Оно является подлинно гуманистичным, обращено к проблемам человека, решению которых подчинено развитие производства и экономики.
Если культура подчиняется цивилизации и обслуживает ее нужды, то превалируют материальные потребности и ценности, господствуют прагматизм и утилитаризм, можно говорить о духовном оскудении. К сожалению, в последнее время цивилизация с ее прагматизмом нередко обедняет и унифицирует культуру, что приводит к ее кризису, который часто отмечался философами и культурологами XX в. Действительно, ускоренное развитие технико-технологического базиса культуры породило глобальные проблемы, среди которых угроза термоядерной войны, разрушение природной среды, истощение ее ресурсов, набирающая темпы вандализация культуры. Одной из важнейших причин указанных проблем является именно отрыв цивилизации от культуры, нарушение баланса, диспропорция между ними, глобальная технизация в ущерб гуманитаризации общественной жизни.
Итак, между цивилизацией и культурой нет ни абсолютной гармонии, ни полной несовместимости. Реальные связи между ними существуют в трех основных формах. Первая из них – генетическая, так как именно культура создает цивилизацию, объективируется в ней. Вторая форма связи – структурно-функциональная, так как культура и цивилизация воплощают в себе разные стороны человеческой деятельности, духовную и материальную, которые немыслимы друг без друга. И, наконец, третья, дисфункциональная связь, когда цивилизация стремится подчинить себе культуру. При этом происходит забвение ценностей культуры и утрачивается ее душа. Это означает, что должны появиться новые ценности, которые лягут в фундамент новой культуры, должна будет появиться новая цивилизация, в которой объективируются эти ценности.