Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция на тему: «Кризисы возрастного развития»
Тема сегодняшней лекции «Кризисы возрастного развития»
1. Актуальность лекции.
Тема является весьма актуальной, потому что развитие на всех его этапах предполагает наличие кризисов. Это связано с психологией и физиологией нашего организма. Но нельзя не отметить и влияние общества, с развитием современного общества ы стали более подвержены стрессовым ситуациям, а поэтому тяжелее переносим те или иные возрастные кризисы.
2. Цель лекции.
Цель лекции заключается в раскрытии сущности возрастных кризисов и основных этапов.
3. Задачи:
- определить понятие «развитие»
-определить понятие «возрастной кризис»
- определить с какими кризисами сталкивается человек на этапах развития.
4. Аудиторию слушателей и время проведения лекции.
Длительность лекции для студентов 1 курса 45 мин.
5. Вид лекции.
Академическая лекция
6. План лекции
Вводная часть (понятие «развития»)
Основная часть (кризисы на разных этапах)
Заключение
7. Текст лекции
Введение
Развитие означает «прогрессивную серию изменений, которые происходят в упорядоченном и предсказуемом порядке в результате взросления и опыта».
Развитие человека - это непрерывный процесс от зачатия до смерти.
Как Вы понимаете развитие?
Психология развития занимается научным пониманием возрастных изменений в опыте и поведении.
Как Вы считаете какие этапы развития можно выделить?
Некоторые психологи развития изучают изменения в развитии на протяжении всей жизни от зачатия до смерти.
Среди различных психологов развития взгляды, представленные Эриксоном и Хэвигхерстом, по-видимому, дают исчерпывающую картину развития человеческой личности от младенчества до старости.
На каждом этапе происходит кризис, и его разрешение приводит к развитию добродетели.
Проблема в интерпретации кризиса заключается в том, что у человека может быть скрытый кризис, кризис опережающий или наоборот отстающий.
Однако Эриксон отличался от Фрейда тем, что уделял больше внимания социальным и культурным силам развития.
1. Младенчество:
Что для Вас младенчество?
Этот период длится от рождения до 18-месячного возраста. Это называется эпохой доверия против недоверия. Младенцу, который приходит в новую среду из чрева матери, нужно только питание. Если мать, заботящаяся о ребенке, предвидит и постоянно удовлетворяет эти потребности, ребенок учится доверять другим, развивает уверенность. Неизбежно ребенок будет испытывать моменты тревоги и неприятия. Если младенец не получает необходимой поддержки и заботы, у него развивается недоверие, которое влияет на личность на более поздних этапах жизни.
2. Раннее детство:
Этот этап составляет от 18 месяцев до 3 лет. Ко второму году жизни мышечная и нервная системы заметно развиваются, и ребенок стремится к приобретению новых навыков, ему уже не нравится сидеть и смотреть. Ребенок двигается и исследует свое окружение, но суждение развивается медленнее.
3. Среднее детство:
Этот этап длится от 3-5 лет. Кризис, с которым столкнулся в этот период, - это инициатива против вины. Как только у ребенка сформировалось чувство независимости, он хочет опробовать различные возможности. Именно в это время желание ребенка пробовать что-то новое усиливается или подавляется.
4. Позднее детство:
Этот период колеблется от 5 до 12 лет. В этот период у ребенка увеличивается концентрация внимания, ему требуется меньше сна, и он быстро набирает силу; следовательно, ребенок может затратить гораздо больше усилий на приобретение навыков и нуждается в достижениях, независимо от способностей. Кризис, с которым столкнулся в этот период, представляет собой неполноценность отрасли.
5. Подростковый возраст:
Это период перехода от детства к взрослой жизни, который длится от 12 до 20 лет. В этот период человек достигает половой зрелости, что приводит ко многим изменениям. Эти изменения имеют огромные последствия для сексуальной, социальной, эмоциональной и профессиональной жизни человека; именно поэтому Стэнли Холл справедливо назвал этот период «периодом бури и стресса».
6. Ранняя зрелость:
Этот этап длится в период 20-30 лет. Став взрослым, человек занимает более прочное место в обществе, обычно работая, вносит свой вклад в жизнь общества, поддерживает семью и заботится о потомстве. Эти новые обязанности могут создавать напряженность и разочарование, и одно из решений включает в себя близкие отношения с семьей. Эта ситуация приводит к кризису, называемому близостью против изоляции.
7. Зрелая зрелость:
Этот период колеблется в пределах 30-65 лет. Его иначе называют средним возрастом. На этом этапе жизни встречается кризис генерации против стагнации. Это требует расширения своих интересов за пределы себя, чтобы включить в них следующее поколение. Положительное решение кризиса заключается не только в рождении детей, но также в работе, обучении и уходе за молодыми людьми, в продуктах и идеях культуры и в более общей вере в вид.
8. Старость:
К этому возрасту цели и способности людей стали более ограниченными. Кризис на этой стадии - это целостность и отчаяние, в которых человек находит смысл в воспоминаниях или вместо этого оглядывается на жизнь с неудовлетворенностью. Если человек нашел смысл в определенных целях или даже в страдании, значит, кризис удовлетворительно разрешен. В противном случае человек испытывает неудовлетворенность, а перспектива смерти приносит отчаяние.
Задача развития - это задача, которая возникает в определенный период жизни индивида или около него, успешное выполнение которой ведет к счастью и успеху в выполнении более поздних задач, в то время как неудача ведет к несчастью.
Хотя большинство людей хотели бы справиться с этими задачами в подходящее время, некоторые не могут этого сделать, а другие опережают график. Хотя эти задачи применимы к американскому населению, принято считать, что они применимы ко всем. Так или иначе каждый этап сопровождается кризисом.
Скажите, какие выводы Вы можете сделать после прослушивания лекции?
Список литературы
1. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов . - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.
2. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013.