Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Раздел 2. Нормативная методология
Тема 6. Критерии результатов научного исследования. Актуальность
исследования и ее аргументы (лекция)
Учебные вопросы:
1. Система критериев оценки результатов научного исследования.
2. Критерий актуальности исследования и его результатов. Аргументы
актуальности
3. Схема сбора данных для доказательства актуальности
Основное содержание темы (тезисы)
1.
Научное исследование – и сам процесс, и его результат подвергаются оценке. Для этого в методологии выработаны критерии,
которые представляют собой систему требований. На них должен
ориентироваться исследователь, когда планирует свою работу и
разрабатывает научный аппарат Наша задача сегодня заключается в том,
чтобы понять, каковы критерии результатов научного исследования и как
доказывается его актуальность. Обратим внимание, что в литературе по
методологии исследования говорят об актуальности исследования,
проблемы, темы, результатов исследования. В данном разделе курса мы
абстрагируемся от этих нюансов и будем знакомиться с признаками
актуальности, относящимися ко всем характеристикам работы, объединив их
выражением «актуальность исследования и его результатов».
2.
Исторически сложилось, что научное исследование и его
результат оцениваются по следующим критериям:
Актуальность,
Достоверность
Объективность
Новизна
Значимость для теории, а в прикладном исследовании – и для
практики
Все критерии представляют собой систему взаимосвязанных
требований, которым и должен соответствовать результат научного поиска.
Критерии будут соблюдены, если исследование выстроено правильно с точки
зрения научной методологии.
3.
Актуальность исследования – это критерий, который ориентирует
исследователя на поиск ответа на вопрос, решение проблемы и т.д.,
представляющие в настоящее время интерес для потребителей научного
знания. Актуальность научного исследования и его результатов обусловлена,
наличием противоречий, нерешенной в настоящее время проблемой,
неизученностью темы и, как следствие, невозможностью решить
практические задачи. Наличие противоречия как несоответствия между тем,
что есть в реальности и должно быть, между настоящим и желаемым –
между сущим и должным – выявляется путем анализа разных пластов
реальности (об этом будем говорить ниже). Существуют разные типы
противоречий, которые с разных сторон определяют актуальность
исследования, влияют на содержание научной проблемы и задают в какой-то
мере жанр исследования.
4.
Для доказательства актуальности исследования анализу
необходимо подвергнуть несколько областей реальности и выявить
объективную необходимость исследования в выбранном направлении,
наличие затруднений в сфере соответствующей практической деятельности,
наличие противоречий, порождающих научные проблемы. Как видим,
выявление актуальности требует серьезной работы по сбору материалов, их
осмысления и анализа. Если мы вернемся к понятию «логическая структура
исследования», то вспомним, что начинается исследования с осмысления
своего интереса и ревизии опыта, имеющегося в науке и практике – с
«эмпирического описания» (В.В. Краевский) или поиска и разработки
концептуальной платформы исследования (В.И.Загвязинский). Каждая
отрасль научного знания выработала свои способы сбора необходимой
информации.
5.
Основные направления сбора аргументов актуальности таковы.
Это обоснование актуальности направления исследования: мы выявляем
сформировавшийся «социальный заказ» – те интересы, которые
сформировались в обществе и требую их удовлетворения средствами науки.
Далее, обоснование практической актуальности… : для его осуществления
мы обращаемся к сфере практической деятельности и обнаруживаем
нерешаемые задачи – те, которые невозможно решить из-за недостаточности
научного знания.
И, наконец, обоснование научной актуальности – анализ массива научных
разработок в интересующем нас сегменте и выявление (и убедительное
доказательство!!) недостаточности научных знаний
Основные понятия темы:
Актуальность исследования - это критерий, выражающий степень
важности исследования на данный момент и в данной ситуации для решения
исследовательской проблемы и получения необходимого для человека,
общества результата.
Аргументация - целенаправленный логико-психологический процесс
утверждения в сознании и деятельности оппонент образа (модели) или
системы ценностей «активной» стороны.
Доказательство - логическая операция обоснования истинности
какого-либо суждения (высказывания) с помощью других истинных и
связанных с ним суждений (высказываний).
Критерий – это сущностное качество (признак) чего-либо, основание,
правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие
предъявленным требованиям или мере
Основная литература:
1. Таубаева Ш.Т., Булатбаева А.А. Методология и методы
педагогического исследования. – Алматы, 2015. – 214 с. Глава 2.
Раздел 2.5.
2. Юдина Н.П. Методология педагогического исследования: задачи и
упражнения. – Хабаровск. 2019. – 129 с.
Дополнительная литература:
1. Краевский В.В.Общие основы педагогики. – М., 256 с. Глава 4.
Раздел 4.4.4.
2. Юдина Н.П. Сборник материалов и учебных заданий по методологии
педагогического исследования. – Хабаровск. 2009. – 113 с. Тема
4.Задания 4.2 и 4.4.
Вопросы и задания для самоконтроля:
В чем вы увидели системность критериев оценки результатов
исследования?
Что означает актуальность научного исследования?
Как доказать актуальность научного исследования?