Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Криминогенные внешние условия и их восприятие

  • 👀 408 просмотров
  • 📌 367 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Криминогенные внешние условия и их восприятие» pdf
криминогенные внешние условия и их восприятие Булыгина В.Г. Типология внешних условий по характеру их влияния на преступное поведение 1. Криминогенные условия, вынуждающие к совершению преступления, которые в свою очередь могут носить характер: а) прямого принуждения к его совершению со стороны других лиц под угрозой расправы; б) косвенного принуждения со стороны других лиц, которое заключается в предъявлении ими по угрозой отрицательных последствий таких требований к субъекту (например, материальных), которые он правомерно выполнить не может; в) субъективно безвыходного положения, когда у субъекта, по его мнению, возникла тяжелая жизненная ситуация, которую разрешить правомерным образом реально не возможно. Виды ситуационных факторов 2.Криминогенные, стимулирующие или провоцирующие совершение преступления обстоятельства а) в наличии благоприятных условий для удовлетворения потребности противоправным способом при минимальной вероятности отрицательных последствий; б) в подстрекательстве других лиц. заинтересовывающих совершить преступление или участвовать в его совершении; в) в действиях потерпевшего, провоцирующего на совершение насильственных, корыстных или иных преступных действий (обещания, которые он не выполнил, конфликтное поведение, сарказм, унижение достоинства, сексуально провоцирующее поведение женщины и т.д.). 3. Индифферентные условия, которые не содержат явного криминогенного либо антикриминогенного влияния на субъекта преступного поведения. 4. Противоречивые условия, представляющие совокупность условий и обстоятельств, которые несут влияние на субъекта как криминогенное (вынуждающее, стимулирующее, провоцирующее преступное посягательство), так и антикриминогенное (препятствующее, сдерживающее совершение преступных действий). Виды ситуационных факторов 4. Антикриминогенные условия, которые представляют собой обстоятельства, препятствующие совершению преступления, или влияние других людей, сдерживающее совершение противоправных действий а) ограничивающие возможность совершения противоправных действий, что выражается в отсутствии или недосягаемости объекта для противоправного посягательства, либо в ограничении свободы действий субъекта; б) стимулирующие использование правомерного способа, т.е субъекту предоставляется возможность правомерного удовлетворения потребности и на него оказывается положительное влияние других лиц, склоняющих к правомерному поведению; в) вынуждающие к воздержанию от совершения преступления, т.е. содержат явную угрозу отрицательных последствий (охрана имущества, превосходящая сила или наличие защиты у человека, против которого у субъекта возникло желание совершить противоправные действия и пр.). Восприятия внешних условий в детерминации преступного поведения. Восприятие социальных условий – социальная перцепция включает субъективную оценку условий жизнедеятельности, происходящих событий, поведения других людей, обстоятельств ситуаций, с которыми он сталкивается и самого себя в таких ситуациях. Оценка значения внешних условий, порождающей побуждение к действиям: Деонтологическая - основывается на субъективных представлениях субъекта о должном, правильном, допустимом, приемлемом поведении другого человека или развитии событий, а также на представлениях о недопустимом, вредоносном, унижающем поведении другого или значении определенных социальных явлений. В случае их несоответствия наблюдаемых действий других людей или событий представлениям о должном у субъекта возникает побуждение оказать воздействие на этих людей или события с целью их изменить. Аксиологическая - исходит из ценности, полезности или вредности явления для личностно значимых ценностей субъекта – для своей жизни, здоровья, достоинства, своего социального положения, имущества, отношения к себе других людей, для своих родных и близких и др. По отношению к личностным ценностям воспринимаемые события и условия могут оцениваться как благоприятные, неблагоприятные, противоречивые или нейтральные. Воспринимая обстоятельства как благоприятные для достижения личностно ценного результата субъект может испытывать побуждение воспользоваться ими, если же они воспринимаются отрицательно как вредоносные – то у него возникает стремление защитить личностные ценности, повлиять на события. Характеристики социальной перцепции ✓ Степень осознанности / интуитивно, стереотипно, на основе сложившихся перцептивных и оценочных установок ✓ Степень переживания чувств ✓ Охват всех обстоятельств ✓ Прогностичность ✓ Адекватность нравственным и правовым нормам Значение и личностный смысл определяются : ценностными ориентациями, интересами, усвоенными ранее знаниями, представлениями о значении тех или иных явлений, отношениями, чувствами и др. Характеристика криминогенного восприятия внешних условий. 1. В юридически неадекватной отрицательной оценке определенных социальных явлений и прежде всего действий других людей как несущих вред для него самого и его личностных ценностей (близких людей, материальных ценностей, своего статуса и т.д.). Такая оценка порождает побуждения в защите личностных ценностей, в ответном причинении вреда людям, социальным или материальным объектам, выступающим источником чего-то отрицательного. Эти побуждения, таким образом, вызывают агрессивнозащитные мотивы. Такие мотивы создают или обостряют предпосылки принятия субъектом противозаконных целей-способов действий, которые выражаются в насильственных и иных вредоносных поведенческих актах. При этом совершение противозаконных действий может субъективно восприниматься как морально оправданное и справедливое, как не осуждаемое или даже одобряемое другими людьми; 2) В искаженной оценке внешних условий, включая поведение социальных субъектов, как благоприятных для достижения личностно ценного результата противоправным способом и избегания юридической ответственности или иных отрицательных последствий; 3) В неадекватно отрицательной оценке социальных и собственных возможностей как не позволяющих удовлетворить определенные жизненные потребности правомерным способом; 4) В искаженных представлениях о большой распространенности и социальной приемлемости (допустимости, одобрении или престижности) совершения определенных видов противозаконных деяний. Это представление может быть обусловлено принадлежностью субъекта к общности, в которой сложилась криминальная субкультура. Соответствующие этой субкультуре взгляды, отношения, ценностные ориентации, обычаи и нормы поведения он переносит на поведение в широкой социальной среде, что обусловливает порождение соответствующих криминогенно значимых мотивов и криминальных целей. 5) Искажения в представлениях о толерантном отношении окружающих людей к фактам совершения определенных противоправных деяний, о том, что они боятся воспрепятствовать совершению преступлений и не станут оказывать помощи правоохранительным органам в изобличении преступников; Типы психологического генезиса преступного поведения. Первый тип.  На начальном этапе у субъекта актуализируется потребность в совершении определенного преступного деяния, предметом которой является не только желаемый объективный результат, но и в значительной мере сам процесс его совершения.  Испытывает побуждение субъект одновременно осознает преступный способ его удовлетворения.  Криминальное влечение может актуализироваться, как независимо от обстоятельств ситуации (эндогенно), так и при стечении обстоятельств, стимулирующих его актуализацию.  Поиск приемлемого объекта посягательства и при его обнаружении оценивает благоприятность условий для совершения преступления.  При необходимости ожидает подходящих условий или стремится их создать.  При возникновении таких условий у субъекта возникает криминальная целевая установка, т.е. состояние готовности к преступным действиям и он совершает преступное посягательство. Типы психологического генезиса преступного поведения Второй тип При актуализации определенной потребности или возникновении проблемной ситуации субъект внутренне непротиворечиво принимает преступный способ действий как наиболее предпочтительный по сравнению с правомерным поскольку и далее подготавливает и совершает преступление. Индивид уже изначально привержен преступному способу действий и для него не стоит вопрос принципиального выбора. Установки на использование преступного способа действий, типичного для преступника. Поиск благоприятных возможностей реализовать преступный способ, осмыслении приемлемого варианта преступных действий и в принятии решения по его осуществлению. При совершении сексуально-насильственного преступления умысел возникает в результате актуализации сексуального влечения и намерения использовать насильственный способ для его удовлетворения. Такое влечение и намерение актуализируются реактивно при восприятии конкретного лица женского пола, когда субъект оценивает приемлемость совершения сексуально-насильственных действий. Такая оценка часто связана с представлением субъекта о категории лиц женского пола, в отношении которых эти действия вполне допустимы и не будут иметь отрицательных последствий, мести с их стороны. Типы психологического генезиса преступного поведения Третий тип совершаются при исключительно благоприятных условиях, которые представляют не только достаточную возможность получения ценного результата преступным способом, но и максимальную безопасность. в обычных условиях не возникает проблемы выбора способа, обеспечивающего удовлетворения потребности или разрешения проблемной ситуации, поскольку правомерный способ является для него приемлемым и он не испытывает побуждения к поиску противозаконной альтернативы. принятие же преступной способа носит характер отклика на предоставившуюся исключительно благоприятную возможность совершения преступления. детально осмысливает такую возможность с точки зрения избежания юридической ответственности и других отрицательных последствий, предпринимает усилия для повышения гарантии собственной безопасности ерив в нее, совершает преступные действия. Типы психологического генезиса преступного поведения Четвертый тип преступление в результате вынужденного, внутренне противоречивого принятия преступного способа действий, считает, что удовлетворение потребности или разрешение проблемной ситуации невозможно обеспечить правомерным путем при этом не желает оставить эту потребность без удовлетворения или ситуацию без разрешения. поиск способа осуществляется из некриминальных, но не найдя достаточно результативного способа, происходит внутренне противоречивое, сопряженное с борьбой мотивов формирование психологической приемлемости противозаконного способа. приемлемость становится достаточно зрелой и конкретная преступная цель принимается либо в случайно возникшей ситуации, субъективно оцененной как благоприятная для совершения корыстного преступления, либо путем предварительного продумывания конкретного варианта решения материальной проблемы криминальным путем. Типы психологического генезиса преступного поведения Пятый тип реакции на обстоятельства ситуации или действия (положение) потерпевшего. проявляется в результате оценки обстоятельств как благоприятных для получения ценного результата преступным путем либо как вынуждающих совершить противоправные действия для избежания негативных для себя последствий. характерен для лиц, имеющих достаточно зрелую криминогенную склонность. мотив возникает реактивно в результате восприятия ситуации и осознания возможности получить материальный результат противозаконным способом. возникновение побуждения одновременно влечет актуализацию криминальной установки и волевой решимости осуществить противозаконные действия. - основная роль в криминогенной оценке ситуации играет перцептивная установка субъекта, которая подсознательно ориентирует его внимание на выявление возможности незаконного завладения материальными ценностями. - при совершении сексуально-насильственных преступлений - оценка состояния потерпевшей как беспомощного или безвыходного, а также то, что она не будет в последующем предпринимать усилия для его привлечения к ответственности. - насильственные преступления - исходным моментом является отрицательная оценка поведения другого человека, в результате которой у субъекта возникает отрицательная эмоциональная реакция (обида, гнев) с агрессивным побуждением и установкой причинить этому человеку физический или иной вред. - агрессивное побуждение может возникать у субъекта в результате оценки им действий другого человека как оскорбительных, ущемляющих его интересы либо не соответствующих его притязаниям на доминирование, затрудняющих его самовыражение. Такое побуждение также имеет место и в связи с желанием избавиться от человека с целью сокрытия другого преступления. Шестой тип генезиса характерен для преступлений, совершаемых в состоянии аффекта возникшего в связи с конфликтом или восприятием некоторого события. У субъекта происходит бурное переживание отрицательного чувства (гнева, обиды, ревности), как правило, в результате действий потерпевшего, которые расцениваются как причиняющие вред интересам и личному достоинству субъекта (оскорбление, обман, измена, применение физической силы и т.д.) либо в связи с информацией о вредоносных поступках человека. Далее преступник совершает насильственные или иные вредоносные действия, которые приносят разрядку аффективного состояния. В значительной части случаев такое состояние возникает на фоне алкогольного опьянения. Оно может возникать и в результате событий, не связанных с поведением потерпевшего, который случайно становится объектом посягательства. В состоянии аффекта преступник иногда "бессмысленно" продолжает причинение повреждений потерпевшему, потерявшему сознание или уже скончавшемуся. В этом случае может уже действовать мотивация «борьбы с собственным страхом». Типы психологического генезиса преступного поведения Седьмой тип постепенное нарастание опасности противоправных действий в процессе их совершения, т.е. в эскалации насилия или иного вреда характерен для насильственных преступлений. наблюдается у лиц, как впервые совершающих преступление, а также у рецидивистов. первоначальное намерение субъекта не нацелено на причинение существенного вреда потерпевшему. обострение конфликта - умысел на причинение более тяжкого вреда. на фоне усиливающегося нервно-психического возбуждения. ситуативное формирование криминальной установки носит "прогрессирующий" характер. приемлемость совершения более тяжких вредоносных действий при возрастании противодействия потерпевшего или на меры пресечения преступления.. Типы психологического генезиса преступного поведения Восьмой тип преступные действия субъект совершает под влиянием других лиц, склоняющих к совершению противозаконного деяния. криминальный умысел а) на основе сложившейся ранее приемлемости преступного деяния, б) под влиянием других лиц. отсутствует антикриминальная устойчивость личности, может испытывать противоречивое или даже преимущественно отрицательное отношение к преступному деянию. в результате подстрекательства, которое может выражаться в формировании а) отрицательного отношения к потерпевшему, б) крииминальной цели. может основываться на сложившейся конфликтной ситуации субъекта с потерпевшим. Типы психологического генезиса преступного поведения Девятый тип в результате конформного поведения в составе группы. формирование установки на включенность в групповую динамику. возникает готовность следовать общим намерениям или намерениям лидера, поддерживать групповые цели. поддержка инициативы наиболее влиятельных членов группы, следование их примеру или как пассивное присутствие при совершении преступных действий членами группы. мотивирован опасением вызвать отрицательную реакцию или расправу с их стороны, психологическим барьером, блокирующим уход из сложившейся ситуации или недопущение преступных действий членов группы. обусловлен также непониманием уголовной наказуемости такого пассивного соучастия. Основные подходы к выявлению и оценке криминогенных склонностей личности Первый подход – экстраполяционный - распространение выводов о предыдущем поведении на будущее. изучение а) совершенных ранее противоправных деяний, б) также фактов, свидетельствующих о правомерной адаптированности в основных сферах жизнедеятельности для экстраполяции выводов на прогностическую оценки личности. Исходный критерий - характер и степень общественной опасности совершенных ранее преступлений. Дополнительные критерии: ✓ факты, свидетельствующие о степени укорененности криминогенных склонностей личности, ✓ приспособленности к правомерному решению жизненных задач. ✓ рецидив преступлений, ✓ продолжительность времени после отбытия прежнего наказания до совершения нового преступления, ✓ занятость до совершения преступления общественно полезным трудом, ✓ отношение к выполнению родительских обязанностей и др. Уголовный закон предусматривает также и учет ряда фактов, свидетельствующих о снижении степени общественной опасности: ✓ чистосердечное раскаяние в совершенном преступлении, ✓ активное способствование раскрытию преступлений, ✓ оказание медицинской и иной помощи потерпевшему, ✓ явка с повинной Недостатки: ✓ ретроспективность оценки криминогенной склонности личности, ✓ формальный учет ее последующих изменений, которые могли произойти в результате совершения преступления, наступивших последствий и других жизненных событий и влияний. Основные подходы к выявлению и оценке криминогенных склонностей личности Второй подход - криминогенетический анализ жизненного пути учитывает : ✓ проявления личности в ранее совершенных поведенческих актах, ✓ возможные изменения личности в результате пережитых событий, ✓ воздействий определенных лиц или влияний социального окружения, в связи с включенностью его в определенные виды деятельности и социальные связи, в связи принятием или потерей им определенных социальных ролей и изменениями социального статуса, условий и образа жизни. Недостатки: ✓ только на гипотезах о возможных изменениях личности ✓ не позволяет непосредственно выявлять эти изменения. Основные подходы к выявлению и оценке криминогенных склонностей личности Третий подход – психолого-диагностический. личности на научно-методических основах психологической диагностики и предполагает выявление совокупности криминогенно значимых свойств личности с помощью ✓ психологических методов и методик по научно обоснованным признакам (вербальным, невербальным, поведенческим), специальных диагностических заданий ✓ фиксируются в его "естественном" поведении в различных диагностически значимых ситуациях. выявить и оценить криминогенную потенцию личности, сложившуюся ко времени ее изучения. Достоинство оценка личности преступника - вывод о возможности совершения им определенных видов противозаконных деяний в определенной сфере юридически значимого поведения при некоторых условиях, реальных для социального статуса индивида и его образа жизни. Недостатки лишен "непосредственного" объективного критерия оценки личности, основанного на ее проявлении в реальной жизнедеятельности. Методическая схема выявления криминогенных склонностей личности. 1) На основе изучения фактов противозаконных деяний индивида в определенных сферах социально-правового поведения устанавливается существовавшая у него личностная приемлемость определенных видов этих деяний и ее устойчивость, а также выявляется подготовленность к правомерному решению тех жизненных задач, в связи с которыми он совершал противозаконные действия (наличие "двойственной адаптации"). 2) В результате изучения особенностей социальной среды, в которой жил индивид, его образа жизни, жизненных событий и других обстоятельств жизни, значимых в формировании или изменении личности, делаются предположения о возможных изменениях правовой позиции личности преступника. Эта гипотеза может выражать предположения: а) о сохранении имевшихся ранее криминогенных склонностей; б) о расширении сферы личностно приемлемого противозаконного поведения; в) об утрате таких склонностей и формировании готовности к правопослушному решению определенного круга жизненных задач; г) о доминирующем либо побочном характере правомерного поведения в связи с решением этих задач. 3) На основе выдвинутых гипотез проводится психологическая диагностика криминогенных склонностей личности в определенной сфере юридически значимого поведения и альтернативного им явления – антикриминальной устойчивости личности и готовности к правомерному решению соответствующих жизненных задач. 4) Если в результате психологической диагностики устанавливается, что в психическом складе личности не проявляется криминогенная склонность, которая ранее существовала, необходима дополнительная проверка реальности этого факта. При исследовании личности преступника принимаются во внимание два вида фактов. Первый – это факты, относящиеся к социальному поведению индивида, значимые для выявления наличия в прошлом криминогенных склонностей, положительной социально-правовой позиции и влияний, которые могли сформировать криминогенные свойства. Второй – это факты, выражающие признаки наличия криминогенно значимых психологических свойств (в частности – это вербальные и невербальные реакции на диагностический стимульный материал). Факты, относящиеся к социальному поведению индивида. 1) Данные о существовании ранее криминогенных склонностей: - совершенные ранее преступления и правонарушения, их виды и количество эпизодов (по данным о привлечении к уголовной и административной ответственности); - основания освобождения от уголовного наказания (освобождение по отбытии наказания свидетельствует о, том, что осужденный не имел установку на исправление, не стремился заслужить досрочное освобождение); - время, прошедшее с момента совершения последних противозаконных деяний, а также время, прошедшее после отбытия наказания. (Учитывая, что основная часть повторных преступлений совершается в течение первых двух-трех лет со времени отбытия наказания, этот срок можно считать критическим. Его превышение без совершения противоправных деяний при наличии данных о положительной социально-правовой адаптированности, можно принимать в расчет как признак ослабления криминогенной потенции личности); Выявление криминогенных склонностей личности Данные, свидетельствующие о наличии предпосылок к противоправному поведению: - систематическое общение, постоянные встречи, проведение времени с лицами, совершавшими преступления (по данным правоохранительных органов); - незанятость трудом и отсутствие законных источников доходов; - явное превышение уровня потребления материальных благ над уровнем законных доходов; - высокая конфликтность и агрессивность поведения в быту, общественных местах, выражающаяся в высказывании угроз, оскорблений, учинении скандалов, а также характерность для поведения аффективных вспышек агрессивной направленности; - прохождение специальной подготовки к единоборствам и боевым операциям, участие в них; самостоятельная подготовка к насильственным действиям, в том числе искусственная деформация кистей рук для усиления ударов; - систематическое пьянство, употребление наркотических или других одурманивающих веществ. Данные, значимые для выводов о положительном изменении правовой позиции личности Данные, значимые для выводов о положительном изменении правовой позиции личности: - устройство на работу или регистрация в службе занятости и надлежащее выполнение обязанностей безработного; - поступление на учебу; - участие в духовно-религиозной мероприятиях; - поступки, нацеленные на сохранение и улучшение отношений с семьей или другими родственниками при отсутствии семьи; - прохождение лечения от алкоголизма или наркомании; - прекращение контактов с лицами, ведущими, аморальный, паразитический образ жизни, ранее совершавшими преступления; - деятельное раскаяние в совершенном преступлении (явка с повинной, оказании содействия в раскрытии и расследовании преступления, розыске похищенных материальных ценностей, добровольном возмещении ущерба, причиненного преступлением, и в ином заглаживании вреда); - положительное поведение в период отбывания наказания, включая акты, свидетельствующие об отсутствии стремления к соблюдению норм и обычаев криминальной субкультуры. Данные, свидетельствующие о положительной социальной адаптированности и положительном влиянии на индивида социальной среды : - систематическая занятость трудом, учебой, другой общественно полезной деятельностью; - проявление заботы о членах семьи, надлежащее выполнение семейного (родительского, сыновьего) долга; - проведение основной части времени досуга в кругу семьи или с лицами, ведущими законопослушный образ жизни.
«Криминогенные внешние условия и их восприятие» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot